как самозанятый выставляет счет на оплату юридическому лицу
Счет от самозанятого: порядок оформления и образец
Счет от самозанятого — это документ, содержащий банковские реквизиты плательщика НПД, по которым покупатель произведет оплату товаров, работ или услуг.
Должен ли самозанятый выставлять счет покупателю
До сих пор в законодательстве нет четкого порядка взаимодействия юридических лиц и самозанятых физических лиц. Многие моменты носят неоднозначный характер. Так, вопрос, как самозанятому выставить счет организации, требует детального рассмотрения. В нормативных актах не указана обязанность самозанятых граждан формировать требование об оплате товаров или услуг в рамках заключенного соглашения. Но большинство организаций привыкли работать с данным бланком и требуют его от плательщика НПД, с которым сотрудничают.
Какой бланк использовать
Основным приложением для работы физического лица — плательщика налога на профессиональный доход является «Мой налог». Данная программа не имеет функции для выставления счетов. При необходимости плательщик налога на профессиональный доход вправе заполнить требуемый бланк в другой программе или использовать шаблон счета для самозанятых, скачанный из интернета, также самозанятый вправе попросить образец документа у контрагента.
Документ, передаваемый покупателю, по которому он оплачивает товар или услугу, не имеет строго установленной формы, так как не относится к первичным бухгалтерским документам. Однако чтобы бланк имел юридическую силу, необходимо заполнить обязательные поля:
Оптимальный способ, как выставить счет самозанятому юрлицу, — использовать шаблон.
Как самозанятому выставить счет
Самозанятые осуществляют деятельность в различных сферах, поэтому в процессе своей работы им может потребоваться выписывать счета на оплату за товары и услуги, когда клиентами выступают юридические лица или предприниматели.
Что говорится в законодательстве
Закон не регламентирует, каким образом должны осуществляться расчеты у самозанятого с контрагентами-юридическими лицами. Исходя из того, что самозанятые относятся к физическим лицам, так и порядок должен определяться, как при расчетах с частниками. Стандартно это заключение договора, выписка счета, получение денег.
Порядок выставления счетов при расчетах
Если самозанятый продает товар или оказывает услугу юридическому лицу, должна быть соблюдена следующая процедура оформления сделки:
Часто первые 2 этапа объединяются и счет несет в себе функции договора на поставку.
В случае с самозанятым счет на оплату может быть заменен чеком об оказании услуг, который формирует приложение «Мой налог». Он будет документом, подтверждающим получение платежа от покупателя, и подтверждать обоснованность перевода денежных средств.
Тут может возникнуть неразбериха в дате операции, если выручка вносится в отчет авансом, т. е. фактически вы ее еще не получили, а уже ввели сумму в систему, операция по переводу денежных средств должна быть проведена в этот же день. Часто в фирмах работают «приходящие бухгалтеры», которые могут переводить деньги не день в день, на следующий. В этом случае у вас не совпадут дата прихода и дата чека. Поэтому потребуется согласовывать дату сделки заранее.
Поэтому лучшим вариантом будет выставление счета на оплату и после получения денег введение суммы выручки в приложение «Мой налог» и формирование чека для отчета.
Зачем нужен счет от самозанятого юридическому лицу
Компании бизнеса должны иметь документ, на основании которого совершается платеж. Это требование относится ко всем операциям, совершаемым по расчетному счету компании. При переводе денежных средств со счета в основании платежа потребуется указать номер и дату договора или номер и дату счета на оплату.
Без обосновывающих документов юридическое лицо не вправе осуществлять платеж.
Как выставить счет на оплату самозанятому
Счет на оплату можно сформировать самостоятельно или воспользоваться специальными онлайн-сервисами.
Как выставить счет от самозанятого юридическому лицу:
Обязательных требований по формированию счета нет, отсутствует и унифицированной форма для его составления. Вы можете убирать ненужные строки или вставлять дополнительные данные. Главное, чтобы из документа было понятно, какой товар или услуга оплачивается, кто продавец, куда должны быть перечислены деньги.
Если вам сложно самостоятельно сформировать счет, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, где можно зарегистрироваться и в личном кабинете ввести свои данные, сведения о контрагентах. Счета будут формироваться автоматически, вам потребуется только их распечатать и подписать.
Часто задаваемые вопросы
Как платить самозанятому с расчетного счета ООО?
ООО может рассчитываться с самозанятым наличными, если сумма сделки не превышает 100 тыс. руб. Безналичным способом это можно сделать на счет карты самозанятого. Для этого потребуются полные реквизиты счета, т. к. юридические лица производят оплату с расчетного счета с помощью платежного поручения.
Какой документ является подтверждением произведения оплаты по счету?
После поступления оплаты самозанятый вводит в приложении «Мой налог» сумму выручки, и система формирует счет, который отправляется покупателю в качестве подтверждения совершения операции. При необходимости составляется акт выполненных работ.
Можно ли сформировать счет в приложении «Мой налог?»
Нет, такая возможность в приложении не предусмотрена.
Резюме
Самозанятые могут работать без выставления счетов, но для того, чтобы не возникали разногласия с покупателями, лучше их выписывать.
Может ли самозанятый выставить счет юридическому лицу – да, при этом он может быть выписан на основании договора или выступать как договор-счет в одном документе.
Можно сформировать счет самостоятельно или воспользоваться специальными онлайн-сервисами.
Самозанятый предоставляет чек о получении денег за товар или услугу. Это можно сделать лично, по электронной почте, через мессенджер.
Функционал приложения «Мой налог» не предусматривает формирование счетов на оплату.
Как самозанятому принимать оплату с клиентов
Самозанятых интересует: как им получать деньги от клиентов, чтобы не было проблем; как учитывать поступления и платить налог; нужно ли составлять договор, подписывать акты, счета или достаточно выдать чек.
Плательщик НПД может получать оплату наличными и перечислением. Для учета дохода ему достаточно ввести суммы в приложение «Мой налог», но есть нюансы — о них рассказываем в статье.
Нужен ли договор. Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужна ли касса и банковский счет. Выбрать НПД для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если вы не индивидуальный предприниматель, этот пункт можете пропустить.
Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, однако на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.
Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
Как брать деньги. Самозанятый может принимать оплату любым способом:
Если самозанятый получает оплату перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца. Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
Как выдать чек. Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
Чтобы правильно сформировать чек, в приложении указывают название компании или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как самозанятому выставить счет: выставление чека на оплату юридическому лицу
Из этой статьи вы узнаете:
Новый налоговый режим, вступивший в силу с 2019 года, оказался одним из наиболее эффективных решений, так как позволил многим гражданам решить проблему официального отражения собственных заработков. Налог на профессиональный доход (НПД) — это возможность работать с оформлением документов, которые рассматриваются банками при заключении кредитных договоров, получать переводы от клиентов на отдельный счет, а также своевременно вносить отчисления в бюджет, не беспокоясь о возможных проверках со стороны ФНС. Однако новизна закона обусловливает наличие пробелов в базе знаний участников рынка. Так, к примеру, далеко не все практикующие субъекты способны с ходу ответить, как самозанятому сформировать и выставить счет на оплату за свои услуги организации или ИП, можно ли и нужно ли это делать, и от каких требований к оформлению закрывающей документации нельзя отказываться.
Общее представление
Формат налогообложения НПД позволяет свести обязательные платежи в налоговую до размера 4-6% от суммы получаемого дохода и заметно упрощает фиксацию и отчетность совершаемых операций, приносящих прибыль. Каждый участник рынка, чей годовой оборот не превышает порогового значения в 2,4 миллиона рублей, вправе воспользоваться этой опцией. Однако важно учитывать, что у обычных индивидуальных предпринимателей, равно как и у предприятий, требования к отчетности и учету значительно строже и от того, выставляют ли счет самозанятые контрагенты, может зависеть успешное прохождение очередной налоговой проверки.
Фактически оформление документов, содержащих сведения о банковских реквизитах получателя платежа, важно в первую очередь для корректного заполнения платежных поручений, являющихся элементом бухгалтерских отчетов. Рассматриваемый формат практикуется как при безналичных оплатах, так и при проведении наличных взаиморасчетов. В то же время закон не обязывает субъектов, применяющих НПД, пользоваться подобной документацией в рамках прямых сделок с физическими лицами.
Должен ли самозанятый выставлять счет покупателю
В соответствии с положениями, закрепленными в рамках Федерального закона (ФЗ) №422, был утвержден перечень критериев, определяющих возможность участников рынка претендовать на новый юридический статус. Нормативный акт уточняет, что рассматривается в качестве налоговой базы, как именно осуществляется налогообложение, и какие ставки применяются. Обязательным условием выступает формирование чеков, предоставляемых клиентам — регистрация, учет и документооборот могут осуществляться через специально разработанное мобильное приложение «Мой налог», либо с помощью банка или оператора электронной площадки. При этом законодатель не определяет, обязан ли самозанятый выставлять счет, какой образец брать, и как сформировать документ для юр лица — но и не ограничивает участников рынка в этом праве.
МОРСКОЙ БАНК (АО) предлагает предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса воспользоваться международной корпоративной картой Visa Business.
Варианты решения
Ввиду отсутствия конкретной формы в специальном приложении, разработанном для рассматриваемой категории налогоплательщиков, решать возникшую проблему в ситуациях, когда обстоятельства требуют предоставления расчетной документации, приходится самостоятельно. К числу доступных опций относят:
В процессе рекомендуется уделить особое внимание точности наименования оказываемых услуг, и соответствие номенклатурной записи данным, отражаемым в формируемых чеках. Это позволит избежать лишних вопросов со стороны налоговых служб, а также облегчит покупателям подтверждение их расходов.
Какой бланк использовать
Для субъектов, применяющих НПД, основным приложением является «Мой налог». Функционал программы полностью охватывает вопросы, связанные с отражением дохода от профессиональной деятельности, однако не предусматривает возможности выставления счетов на оплату от самозанятого — как по безналу для юр лиц, так и для операций с наличными. И если последний вариант более характерен при оказании услуг обычным гражданам, где документ чаще всего и не требуется, то в первом случае стоит руководствоваться общими требованиями законодательства. Юридическая сила бланка, важная при возникновении правовых споров или проведении проверок, возникает в тех ситуациях, когда корректная информация представлена в следующих полях формы:
Простейший и практичный вариант — использование унифицированных шаблонов, доступных в Сети.
Как самозанятому выписать счет на оплату: порядок выставления
Традиционный формат взаиморасчетов между контрагентами, квалифицированными в качестве юридических лиц, предполагает реализацию следующего алгоритма:
Исходя из консультации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, самозанятый может выставить счет на оплату юридическому лицу или ИП — так ли это необходимо, решается сторонами в каждом отдельно взятом случае. А вот в отношении оформления чеков регламент определяет четкий порядок, исключающий игнорирование обязательной процедуры, важной с точки зрения корректного формирования налогооблагаемой базы.
Вручную
Самый простой вариант, обычно применяемый фрилансерами и другими частными специалистами — ручная обработка типовых шаблонов счетов, адаптация которых под особенности личной практики не занимает много времени. Бесплатных ресурсов в интернете представлено немало, и с каждого из них можно скачать образец, показывающий, как самозанятому выставить счет на оплату юрлицу. Достаточно ввести данные в поля формы, сохранить ее в выбранном формате, и отправить готовый вариант плательщику.
Через «Мои налоги»
А вот использовать для формирования расчетной документации программное обеспечение, разработанное специально для сопровождения новой категории субъектов налогообложения, не получится. В приложении, доступном для скачивания и установки не только на ПК, но и для мобильных гаджетов, подобный функционал пока что не реализован, однако есть вероятность, что данное упущение будет исправлено в ближайших обновлениях. Кроме того, помимо альтернативы поиска стандартных шаблонов в Сети, самозанятые всегда могут обратиться непосредственно к контрагенту, запросив у него образцы бланков и отчетов с оптимально подходящей структурой.
Как сформировать счет на оплату
С учетом ограниченности времени — пожалуй, главного ресурса нового века — каждый субъект рынка, нацеленный на получение максимальной прибыли, стремится сократить и минимизировать временные затраты на выполнение рутинных процессов, а в идеале — автоматизировать их реализацию. И если в случае с индивидуальными предпринимателями и организациями существует немало готовых и проверенных решений, позволяющих вести бухгалтерский учет и зарплатные проекты, подключать торговый эквайринг и расчетно-кассовое обслуживание (включая внешнеэкономическую деятельность) — для их использования достаточно обратиться к специалистам МОРСКОГО БАНКА — то самозанятым приходится чуть сложнее из-за эффекта новизны, характерного для применяемого режима.
Практика показывает, что ручное создание шаблонов для оформления документации, равно как и использование онлайн-сервисов — практичный и удобный вариант.
Рассмотрим опцию с бесплатными сайтами, предлагающими применение унифицированных форм счетов на оплату. На большинстве специализированных ресурсов не требуется обязательная регистрация. Однако стоит уточнить — есть вероятность, что создание учетной записи откроет доступ к более широкому функционалу, включая добавление и сохранение персональных данных. Подобные возможности сокращают временные затраты на выполнение будущих операций.
Заполнить шапку счета
Верхняя часть стандартного шаблона должна содержать поля для номера и даты документа, а также — опционально — основания его заполнения, в качестве которого выступает договор или соглашение, заключенное между сторонами.
Добавить информацию о продавце
В этом разделе потребуется выбрать соответствующий пункт и заполнить типовую форму, указав собственные Ф.И.О., индивидуальный номер налогоплательщика и адрес регистрации. При желании также допускается загрузка скана личной подписи. Ниже вносятся сведения о расчетном счете или банковской карте, используемой для получения платежей от клиентов, включая БИК кредитного учреждения, на основании которого из базы автоматически подтягиваются остальные актуальные данные. Заполнение сохраняет возможность редактирования, а также использование вспомогательных функций, таких как добавление QR-кода, вывод копии подписного образца и т.д. В будущем, при условии сохранения профиля, все необходимое можно будет внести в шаблон всего одним нажатием кнопки.
Добавить информацию о покупателе
После обратного перехода на вкладку с оформляемым счетом следует внести сведения о клиенте, выступающем в качестве плательщика. Алгоритм остается неизменным — чтобы ускорить процесс, рекомендуется воспользоваться опцией создания отдельной карточки контрагента. Стоит отметить, что наиболее оптимизированные сервисы обладают доступом к базе данных юридических лиц — автоматический поиск нужного ООО или ИП по названию заметно облегчает выполнение поставленной задачи. Для указания банковских реквизитов также достаточно использовать БИК и номер клиентского счета.
Указать информацию о товаре или услуге
Заключительный раздел шаблона — поле, в котором указываются номенклатурное название позиции, выступающей основанием для проведения взаиморасчетов, будь то продукция или вид выполненных работ. Здесь должна быть возможность сохранения, а также встроенный калькулятор, рассчитывающий общую сумму платежа на основании представленных ценовых значений.
Получение оплаты в иностранной валюте
Отдельная тема, актуальная для субъектов, применяющих новый налоговый режим — как самозанятым оформить, выставить и оплатить счет по безналу, а затем отразить поступление с помощью чека, если в качестве контрагента выступает зарубежная организация или частное лицо, использующие иностранную валюту. В этом случае важны ответы на два вопроса, на которые мы ответим ниже.
Допустимо ли принятие платежей в инвалюте
С точки зрения закона — да, абсолютно. Положения, регламентирующие НПД, не содержат ограничений и запретов в отношении подобных операций, так что все упирается только в политику банковского учреждения, выбранного для расчетного обслуживания.
Клиентам МОРСКОГО БАНКА достаточно подтвердить собственный статус самозанятого, а также использовать опции мобильного или онлайн-обслуживания, чтобы исключить вопросы относительно поступающих платежей.
Как оформить чек, если оплата произведена не в рублях
В этом случае следует обратиться к официальной рекомендации, опубликованной на сайте Федеральной налоговой службы, согласно которой доход должен быть конвертирован в национальную валюту по курсу Центробанка, актуальному на день зачисления денег. Полученная сумма, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), подлежит учету в рамках налогооблагаемой базы. Документация оформляется в обычном порядке, через приложение или личный кабинет налогоплательщика.
Предоставление закрывающих документов самозанятым
Исходя из обновленной редакции ст. 720 Гражданского кодекса, обязанностью заказчика выступает приемка выполненных работ в соответствии со сроками, установленными в договоре между сторонами. Выявление недостатков является основанием для предъявления соответствующего уведомления, а также внесения пометок в сопроводительные акты.
Один из ключевых документов, рассматриваемых в качестве обоснования выставления счета на оплату — подтверждение оказания услуг. Именно он подтверждает факт исполнения условий ранее заключенного соглашения, что обуславливает важность своевременного и корректного составления, и обоюдного подписания, означающего обретение документом законной силы. В тех случаях, когда заказчиком выступает юридическое лицо, наличие рассматриваемой документации является обязательным условием, закрепленным на законодательном уровне, и регламентируемым нормами ст. 252 НК РФ. Закон определяет, что подобные сделки не могут быть подтверждены одним лишь только чеком, сформированным исполнителем после получения оплаты.
Акт приемки выполненных работ должен содержать информацию об участниках, объеме и стоимости услуг, включая подробную расшифровку по позициям, а также о наличии или отсутствии претензий принимающей стороны. Указанные сведения позволяют исключить возникновение правовых споров и конфликтных ситуаций, и выступают в качестве дополнительного подтверждения операций, необходимого в рамках налоговых проверок.