как сделать бдр по счетам бухгалтерского учета
Бюджет движения денежных средств
Руководителю необходимо разбираться в основных понятиях, связанных с финансами, даже если в компании есть бухгалтер, в обязанности которого входит учет доходов и расходов предприятия. Понимание финансовой ситуации и разумное распределение средств поможет избежать кассовых разрывов и банкротства.
Бюджет движения денежных средств — это расписанный план, отражающий все источники поступление и использования денег за определенный срок, чаще всего один месяц.
БДДС и БДР: в чем разница?
БДДС — это один из трех основных видов бюджета предприятия. Назначение бюджета движения денежных средств — подсчет чистого денежного потока (ЧДС) и управление платежеспособностью фирмы. На основе этих данных руководитель принимает решение о необходимости заема, ввода дополнительных ресурсов, корректировки условий сотрудничества с контрагентами, а также может сделать анализ денежных потоков и составить прогноз развития бизнеса.
Важно: в бюджете движения денежных средств организации указываются исключительно операции с денежной формой выражения.
БДР (бюджет доходов и расходов) — это документально зафиксированные доходы и расходы компании. В этом документе учитываются все манипуляции, приводящие к прибыли или убыткам. Используется для прогнозирования прибыли, которую можно получить за фиксированный период, а также при оценке себестоимости производства и выручки предприятия.
Совместный анализ обеих форм дает понимание о состоянии компании и ее перспективности в ближайшем будущем.
Алгоритм составления
Расчет бюджета движения денежных средств проводится в 5 основных этапов:
Прямой и косвенный метод составления бюджета
Разработка бюджета движения денежных средств возможна прямым или косвенным методом, которые отличаются исходными данными и их конечной детализацией.
Косвенный метод требует только значений бюджета балансового листа и БДР на начало и конец выбранного промежутка. В этом случае не учитывается движение по счетам компании. Составленный таким образом отчет отслеживает взаимосвязь прибыли и активов компании, четко определяет источники вливания денег и направление их потребления.
Прямой метод отображает основные источники поступления и оттока денег и показывает информацию в разрезе разных видов деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой). Однако при использовании этого вида невозможно отследить взаимосвязь изменения ЧДС и итогового результата в БДР.
БДДС прямым методом составления
Прямой БДДС — это утверждение движения средств в направлении:
Эту форму отчетности можно формировать с помощью готовых программных решений или вручную, если вам необязательно узнавать себестоимость и рентабельность бизнеса.
Преимущества:
Недостатки:
Этапы составления прямого метода
БДДС косвенным методом составления
Бюджет движения денежных средств предприятия, составленный косвенным методом, — это аналитический инструмент для понимания расхождений в результатах деятельности организации, полной картины приходов и расходов, а также остатков наличных.
Преимущества:
Недостатки:
Этапы составления косвенного метода
Для примера, изменения запасов относятся к текущим действиям, непродолжительные вложения денег — к инвестиционным, а в список финансовых идут заемные средства и собственный капитал.
В случае с дебеторской и кредиторской задолженностью вы можете:
Основа отчета БДДС
Контроль бюджета движения денежных средств предприятия позволяет прогнозировать будущее компании, оценить ее деятельность и демонстрирует уровень затрат по инвестициям.
Это качественный аналитический инструмент, который помогает руководителю спрогнозировать сумму на счетах и своевременно внести корректировки, чтобы избежать кассовых разрывов и даже банкротства.
Выбирайте способ расчета бюджета денежных средств, исходя из потребностей и особенностей вашей компании. Прямой метод позволит избежать ошибок, требует меньше времени для составления и не использует допущения, что делает результат более точным. Однако, вы не сможете провести полный анализ деятельности предприятия и выявить слабые места на его основе.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.
БДР: бюджет доходов и расходов
БДР: бюджет доходов и расходов
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
БДР: что это такое
БДР является ключевым документом в системе бюджетирования. В нем фиксируются планируемые:
Вместе с бюджетом движения денежных средств (БДДС) и балансовым бюджетом БДР формирует триаду финансовых бюджетов предприятия.
Составление бюджета доходов и расходов
БДР составляется на этапе, когда уже готовы все операционные бюджеты. Этим он схож с финансовой отчетностью. Ее нельзя получить, пока не будут отражены хозяйственные операции периода. По аналогии БДР не составить, пока не сверстаешь как минимум бюджеты продаж, производства, себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов.
Именно поэтому формирование БДР – это, по сути, чисто технический процесс. Для него не требуется анализ емкости рынка. Не нужны оценка и корректировка норм потребления материалов. Нет необходимости считать плановые амортизацию и налоги. Если готова качественная информационная база в операционных бюджетах, то обобщить ее в БДР – вопрос лишь времени.
Давайте посмотрим, как это делается. Чтобы было проще, выделим три этапа, связанные с формированием плановых:
БДР: откуда берутся доходы
Основной источник – бюджет продаж. Его результирующий показатель – это выручка или доход от обычных видов деятельности. Он получается, как произведение плановых цены и объема реализации по каждой ассортиментной позиции.
В некоторых компаниях на этом и останавливаются. В других – включают в БДР еще сумму прочих доходов из числа тех, которые можно заранее спрогнозировать. Например, поступления от сдачи имущества в аренду или проценты по предоставленным займам. Если так, то дополнительно потребуется бюджет прочих доходов и расходов.
Здесь многое зависит от:
В итоге совокупные доходы формируются по такой формуле:
БДР: как формируются расходы
Расходы аккумулируются из четырех операционных бюджетов:
Первые три дают информацию о расходах по обычным видам деятельности, последний – по прочей составляющей. Как отмечали выше, он – опционален и в некоторых компаниях не составляется.
Остановимся подробнее на особенностях переноса данных. Сразу отметим: вариантов – несколько.
Второй вариант отличается разбивкой общей суммы каждой составляющей расходов на переменные и постоянные. Когда готовятся операционные бюджеты, то без такого деления не справиться. Однако в ходе обобщения в составе БДР иногда обходятся общими суммами. Для большей же информативности такую детализацию, напротив, сохраняют.
Третий вариант отражения расходов в БДР – показать их в разбивке на следующие элементы:
Этот вариант хорош с точки зрения расчета по финансовым бюджетам плановых показателей эффективности использования ресурсов (производительности труда, материалоотдачи, амортизационной отдачи). Однако он сложнее с позиции сбора данных для формирования БДР. Придется вычленить из операционных бюджетов зарплату, материальные расходы, амортизацию и т.п. Выходит, простым переносом итогов, как в первом варианте не обойдешься.
Четвертый вариант детализации расходов в БДР – разбить их по географическим или операционным сегментам. Если выбираете такой подход, тогда и доходы покажите аналогично. Что это даст? Возможность посчитать операционную прибыль не одной общей суммой, а, например, по регионам продаж или по продуктам.
Подробнее о классификации затрат по элементам и в зависимости от объема производства/продаж читайте в статье «Расчет себестоимости».
Какую прибыль показать в БДР
Вид финансовых результатов и порядок их расчета зависит от того, как вы показали расходную часть и в какой детализации нуждаетесь. На рисунке 1 мы привели несколько вариантов.
Рисунок 1. Финансовый результат в БДР в зависимости от выбранного способа представления расходов
Блок про составление БДР завершим ответами на частые вопросы.
Вопрос 1. Как быть с НДС в БДР?
Так, как вы поступаете с ним при формировании отчета о финансовых результатах. А именно – ориентироваться на то, является ли ваше предприятие плательщиком этого налога и имеет ли право возместить его из бюджета. Могут быть три варианта:
компания платит НДС по всем видам операций. В таком случае исключите «свой» НДС к уплате из состава выручки и прочих доходов, а «чужой» к возмещению – из материальных и прочих расходов. Так вы покажете «чистые» доходы и расходы. Это разумно, ведь НДС, пришедший в цене от покупателя, придется отдать в бюджет. Значит, это не доход. А НДС, уплаченный поставщику, можно возместить. Выходит, это не расход;
Вопрос 2. Нужно ли учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность при формировании БДР?
Нет. Они требуются при подготовке бюджетного баланса и БДДС. В первом документе показываются их остатки. Во втором – на них корректируются суммы денежных притоков и оттоков.
Доходы и расходы из БДР не зависят от их величины. Причина: доход генерирует денежный приток с поправкой на дебиторку, а расход – денежный отток с поправкой на кредиторку, а не наоборот. Значит, доходы/расходы – первичны по отношению к сумме счетов к получению и к оплате.
Форма БДР: пример
Варианты представления расходов определяют разные формы документа. Заметьте: БДР – это элемент управленческой отчетности. Для него нет образца, установленного приказом Минфина РФ. Поэтому предприятие вольно само решать, каким он будет.
Смотрите некоторые подходы с отличающимся расположением статей на рисунках 2, 3 и 4. Цифры – условные. Они нужны лишь для иллюстрации зависимости между статьями бюджета.
Рисунок 2. Форма БДР, аналогичная бухгалтерскому отчету о финансовых результатах
Рисунок 3. Форма БДР с разбивкой расходов на переменные и постоянные
Рисунок 4. Форма БДР с разбивкой расходов по обычным видам деятельности на элементы
БДР и БДДС: отличия
Главное отличие БДР от БДДС сводится к принципу, лежащему в основе формирования. Для БДР – это метод начисления, для БДДС – кассовый.
Начисление исходит из того, что доходы и расходы признаются в периоде их формирования, а не тогда, когда под них получили или отдали деньги, как в случае с кассовым методом.
Это общее правило раскладывается на такие частности:
Другие отличия БДР и БДДС мы обобщили в таблице.
БДР: что это такое и как составить?
Что такое бюджет доходов и расходов?
Бюджет доходов и расходов состоит из всех доходов и расходов за период времени (обычно квартал или год), который организация используют для планирования своих операций. БДР составляется заблаговременно за отчетный период как цель или план, которого бизнес ожидает достичь.
Особые моменты по БДР
Определив бюджет продаж и спроецировав его на свой бюджет доходов и расходов, вы сможете определить, какую прибыль вы сможете получать каждый месяц, переходя к бюджетному периоду. Составление БДР состоит из следующих этапов:
2. Документирование процесса. Обязательно документируйте процесс составления годового бюджета для установления стандартов и убедитесь в правильности процесса. Процессы могут включать в себя следующие шаги:
3. Мониторинг и управление бюджетом доходов и расходов. После подготовки бюджета доходов и расходов, важно отслеживать бюджет по фактическим результатам, которые должны дать вам информацию о том, как работает ваш бизнес, и о том, собирается ли он достичь ожидаемых целей в вашем стратегическом плане.
4. Определение себестоимости продаж. Расчет того, сколько вы зарабатываете, определяется путем получения общего дохода от продаж за вычетом общей стоимости продаж. При определении себестоимости продаж вам необходимо следовать следующему процессу:
5. Определение валовой прибыли. Валовая прибыль — это сумма денег после вычета себестоимости. При расчете валовой прибыли необходимо:
6. Получение чистой прибыли. Ваша валовая прибыль не является вашей реальной прибылью. Чтобы получить то, что вы действительно делаете, вычтите другие расходы, косвенно связанные с продажами и единичным производством, такие как:
Косвенные затраты также называются накладными или постоянными затратами. Эти затраты, как правило, со временем меняются, поэтому в вашем бюджете должны быть реалистично растущие затраты, которые могут возникнуть.
7. Расчет вашего денежного потока. Другим фактором, который в значительной степени недооценен при расчете вашего бюджета прибылей и убытков, является ваш денежный поток.
Денежный поток относится к сумме денег, поступающих в вашу компанию и выходящих из нее в начале периода времени или начальному балансу в отношении окончательной суммы в конце этого периода или итогового баланса в конце периода. Денежный поток считается либо отрицательным, либо положительным.
Положительный денежный поток возникает, когда итоговое сальдо выше, чем начальное сальдо, что означает, что активы вашей компании растут или увеличиваются. Говорят, что вы не можете зарабатывать деньги, если не тратите деньги. Компании, показывающие хорошую прибыль, но имеющие отрицательный денежный поток, могут столкнуться с проблемами в долгосрочной перспективе.
Денежный поток — это способность выплачивать наличные, прежде чем что-то сделать взамен. Поэтому при планировании вашего бюджета жизненно важно включить или перечислить все притоки и оттоки денежных средств вашего бизнеса и ожидаемое время для каждого из них. Возможность контролировать, как денежные потоки в ваш бизнес и из него влияют на способность вашего бизнеса в любой момент погасить любой долг.
Как составить БДР?
Бюджет доходов и расходов не имеет какой-либо законодательно утвержденной формы, а потому компания может разработать ее самостоятельно в зависимости от особенностей деятельности.
Разработка БДР предполагает несколько этапов:
Этап 1. Прогноз продаж
На первоначальном этапе необходимо сформировать прогноз продаж, порядок составления которого основывается на рыночном принципе планирования. Прогнозирование начинается со сбора статистики продаж за предыдущие периоды. Прогноз продаж на будущий период необходимо составлять с учетом ситуации на рынке, сезонностью, уровнем цен в компании и у конкурентов на аналогичные товары (работы, услуги).
Этап 2. Бюджет производства
Формирование бюджета производства должно ориентироваться на показатели разработанного бюджета продаж. Бюджет строится таким образом, чтобы объем производимой продукции покрывал объем готовой продукции, необходимой для реализации и в то же время позволял формировать необходимую величину ее запасов. Кроме того, бюджет производства должен ориентироваться на производственные мощности компании, наличие трудовых и финансовых ресурсов.
Этап 3. Бюджет запасов
Этап 4. Бюджет коммерческих расходов
Данный бюджет составляется в привязке к бюджету продаж, поскольку величина коммерческих расходов зачастую зависит от объемов реализации готовой продукции. Необходимо отметить, что коммерческие расходы имеют переменный характер, а потому их объем может быть неодинаковым в разные периоды времени.
Этап 5. Бюджет административных расходов
Административные расходы имеют постоянный характер, поскольку относятся к содержанию аппарата управления компанией. В этой связи объем расходов может быть постоянным в разные периоды времени. Кроме того, он может изменяться в зависимости от того, увеличивается или уменьшается аппарат управления компании.
Этап 6. Бюджет снабжения
Этап 7. Бюджет расходов основных материалов
Данный бюджет формируется для того, чтобы определить величину себестоимости готовой продукции. Он создается с учетом бюджета производства. В него включается информация о том, сколько сырья, материалов и комплектующих будет использовано для изготовления запланированного объема продукции. Иными словами, бюджет необходим для определения потребности в материальных ресурсах.
Бюджет может формироваться не только в денежном, но и в натуральном выражении. Проблема составления в натуральном выражении может быть в том, что не всегда имеется нормативная база по расходу материалов.
Этап 8. Бюджет прямой заработной платы
Этап 9. Бюджет косвенных производственных расходов
К ним относятся расходы, которые компания несет для поддержания производства в нормальном действующем состоянии, но которые невозможно отнести на конкретный вид продукции. Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, вместе с прямой себестоимостью позволяют определить производственную себестоимость единицы продукции.
Этап 10. Бюджет себестоимости
Он формируется на основе информации из бюджета производства, бюджета расходов материалов, бюджета прямой заработной платы, бюджета косвенных производственных расходов, бюджета коммерческих и управленческих расходов. Он позволяет определить фактическую себестоимость произведенной продукции.
Этап 11. Бюджет доходов и расходов
На основании всех разработанных бюджетов формируется бюджет доходов и расходов. Изначально формируется доходная часть бюджета по направлениям деятельности: операционной, финансовой, инвестиционной. Представленные ранее бюджеты относятся к операционной деятельности, по двум другим направлениям также можно разработать соответствующие бюджеты.
После того, как доходная часть собрана, необходимо сформировать расходную часть бюджета. Нужно включить в нее все расходы, связанные с операционной деятельностью компании (материалы, оплата труда, коммерческие и административные расходы), а также при необходимости включить затраты по финансовой и инвестиционной деятельности (если такие планируются).
На основе доходной и расходной частей бюджета определяется результат деятельности компании в целом.
Компоненты БДР
Каждый бизнес уникален, и у каждой отрасли есть свои нюансы, но эти элементы достаточно общие, чтобы их можно было применять в большинстве отраслей.
Доход
Доход обычно разбивается на компоненты. Можно прогнозировать доход в годовом исчислении, но обычно требуется более подробная информация, разбивая доход на его основные компоненты.
Компоненты дохода обычно включают в себя:
Переменные затраты
Переменные затраты представляют собой расходы, понесенные в связи с изготовлением продукции. В качестве примера к переменным затратам можно отнести расходы на сырье и материалы, энергию и топливо, заработную плату производственных рабочих. Величина переменных затрат изменяется в зависимости от объема выпускаемой продукции.
Переменные расходы часто включают в себя:
Постоянные затраты
Эти расходы не сильно меняются в зависимости от изменений в доходах и в основном являются постоянными, по крайней мере, в пределах сроков операционного бюджета.
Примеры постоянных затрат включают в себя:
Неденежные затраты
БДР часто включает неденежные расходы, такие как износ и амортизация. Несмотря на то, что эти расходы не влияют на движение денежных средств (кроме налогов), они влияют на результаты финансовой отчетности (то есть цифры, которые компания сообщает в конце года в своем отчете о прибылях и убытках).
Форма отчета по БДиР
Ваш бизнес получит выгоду от составления бюджета, если вы будете ежемесячно обновлять бюджет, используя в качестве руководства свои расходы и доходы за предыдущий месяц, а также учитывать финансовые цели или задачи своей компании на год.
Кроме того, поработайте с вашими старшими сотрудниками, чтобы узнать, есть ли у них информация о предстоящих проблемах, которые могут повлиять на запланированные продажи и расходы, положительно или отрицательно. Это позволяет вам по мере необходимости корректировать свой бюджет и финансовые ожидания.
Ежемесячный анализ бюджета вашей компании может указывать, где усилия по достижению бизнес-целей были успешными. Например, если вы поменяете поставщиков услуг медицинского страхования для получения более дешевого страхового покрытия, вы увидите, как это изменение повлияло на итоговый месяц за месяцем, а также год за годом.
Ежемесячный обзор бизнес-бюджета также может помочь вам определить потенциальные проблемы. Например, если у вас есть розничный бизнес, вы можете понять, что вам нужно увеличить свои рекламные расходы осенью, чтобы воспользоваться преимуществами сезона праздничных покупок. Или, если вы внесли изменения, которые могут иметь налоговые последствия для вашей компании, вам может потребоваться увеличить бюджетные расходы на оплату услуг бухгалтера в ожидании дополнительной бухгалтерской работы, необходимой для преодоления последствий.
На следующем листе представлены позиции отчета о прибылях и убытках, которые можно использовать для настройки основного бизнес-бюджета. В зависимости от вашего конкретного типа бизнеса вам, возможно, придется включить дополнительные виды доходов или расходов, но эта рабочая таблица должна дать вам общее представление о типах статей, которые вы должны включить в свой бизнес- бюджет.