как сделать декларацию соответствия через госуслуги
Самостоятельное декларирование продукции даст возможность экономить бизнесу от 3,5 млрд руб. ежегодно
С 1 января 2021 г. начнет действовать новый порядок регистрации деклараций о соответствии продукции. В общем случае зарегистрировать декларацию смогут лица, которые отвечают за безопасность декларируемой продукции – производители (импортеры) или продавцы товара.
Самостоятельное декларирование своей продукции даст возможность экономить заявителям в общей сложности от 3,5 млрд руб. ежегодно.
Органы по сертификации, которые в настоящее время регистрируют декларации, смогут оказывать в дальнейшем только консультационные услуги по их оформлению.
Следует отметить, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей с 2016 г. Каждую четвертую декларацию в декабре текущего года зарегистрировали именно таким способом. С нового года самостоятельная регистрация деклараций станет обязательной.
Техническая доработка сервиса регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации позволяет заявителям обратиться к любому юридическому лицу, в том числе органу по сертификации, за консалтинговыми услугами по созданию проекта (черновика) декларации. Созданный документ автоматически может быть отправлен в личный кабинет заявителя для дальнейшего подписания и регистрации. При этом производители несут полную ответственность за недостоверные сведения в декларациях.
За первые четыре дня работы обновленного функционала электронного сервиса регистрации деклараций 34 заявителя подписали 100 деклараций электронными подписями, при этом 22 уполномоченных юридических лица приняли участие в создании черновиков данных документов о соответствии.
Для регистрации декларации заявителю достаточно зарегистрировать личный кабинет организации на портале госуслуг, получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и воспользоваться специальным электронным сервисом Росаккредитации.
В рамках проводимой переоценки аккредитованных лиц органы по сертификации, работающие только в сфере декларирования и которые по сути не несут никакой ответственности, до конца 2020 г. будут исключены из национальной части единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее – Единый реестр).
В Едином реестре останутся только те организации, которые будут нести ответственность за результаты испытаний на безопасность социально значимой продукции – товаров для детей, пиротехники, бытовой техники и допуску их на прилавки магазинов.
В Едином реестре содержатся сведения о более 1,8 тыс. аккредитованных лиц, в том числе более 300 органов по сертификации.
Решение об исключении аккредитованных лиц из единого реестра принимает Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества (далее – Межведомственный совет), в который входят руководители 16 федеральных ведомств. Решения принимаются коллегиально. Все организации предварительно проходят многочисленные проверки.
В настоящее время завершаются работы по исключению из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, по которым на состоявшемся 7 декабря 2020 г. заседании Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества вынесены решения о их несоответствии установленным Правительством Российской Федерации критериям.
Подробная инструкция по регистрации деклараций о соответствии
Основные условия
1. Для работы в личном кабинете сервиса электронной регистрации деклараций о соответствии Заявитель должен иметь квалифицированную электронно-цифровую подпись (далее ЭЦП), быть зарегистрирован на сайте Gosuslugi.ru, у него должна быть подтверждена личность.
2. Для подготовки к работе необходимо привязать юридическое лицо к своему личному кабинету физического лица на сайте Gosuslugi.ru (в случае, если это не было сделано ранее).
3. ЭЦП должна находиться в реестре на ПК или на носителе. Если ЭЦП находится в облаке, с ней нельзя будет присоединить компанию или подписать Декларацию Соответствия.
Для работы понадобится:
1. Браузер Google Chrome последней версии (Внимание! С браузером IE сервис не работает!)
2. Microsoft Windows версии не ниже 7
3. Установить плагины для работы браузера (подробнее в отдельной инструкции)
Открыть сайт Федеральной службы по аккредитации (ФСА) – http://fsa.gov.ru. Вкладка
Технологичность – выбрать раздел Сервис регистрации деклараций о соответствии.
Или перейти по ссылке
Подтвердить вход в «сервис регистрации деклараций о соответствии» нажав кнопку «Войти».
Вход на портал возможен только для юридических лиц с помощью ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Если у Вас нет ЭЦП, Вы можете обратиться к нашему менеджеру для ее оформления.
Для дальнейшего входа необходимо выбрать соответствующий пункт открывшегося меню.
В открывшемся окне выбираем ЭЦП компании, в личный кабинет которой мы хотим войти:
Попадаем в личный кабинет на сайте ФГИС.
Макеты деклараций о соответствии, которые необходимо опубликовать, находятся в статусе «Черновик». Чтобы перейти к регистрации декларации, необходимо в левом столбце в статусе выбрать –
«ЧЕРНОВИК», после чего нажать «Найти» внизу столбца слева.
Система покажет Вам все декларации, которые не опубликованы и находятся в статусе «Черновик»
Далее необходимо зайти в черновик той декларации, которую хотим опубликовать.
При необходимости, проверяем содержимое декларации и дату ее окончания. Если с момента внесения макета в систему прошло более 1 дня, редактируем дату окончания действия декларации, для чего необходимо воспользоваться разделом «редактировать».
После проверки декларации и даты окончания, необходимо сохранить макет и перейти к публикации декларации о соответствии, для чего необходимо нажать значок стрелки в правом верхнем углу.
Выбрать пункт «Публикация»
Если следующее окно не открылось, то необходимо предоставить браузеру возможность работы с всплывающими окнами на данном сайте.
В данном случае, справа в адресной строке браузера высветится соответствующий значок, свидетельствующий о том, что всплывающие окна заблокированы. Необходимо разрешить браузеру открывать всплывающие окна, после чего обновить страницу.
Перед Вами откроется окно подписания документов.
В ряде случаев, браузер может сообщить о том, что в системе не установлен криптоплагин. Его скачивание начнется автоматически. Необходимо дождаться полного скачивания (Вы увидите статус закачки слева в нижней части браузера), после чего потребуется запустить скачанный файл для установки.
После начала установки криптоплагина Вам придется закрыть Google Chrome (а также все открытые браузеры, работающие на аналогичной платформе – Opera, Yandex Browser, Firefox…).
Обратите внимание, что не всегда получается закрыть браузер нажатием крестика в верхней правой части. Часто браузер продолжает работать в фоновом режиме. В этом случае криптоплагин будет предлагать Вам закрыть браузер.
Чтобы это сделать, нужно зайти в «трей» в нижней правой части экрана.
В открывшемся окне Вы увидите все программы, работающие в фоновом режиме. Нажатием правой кнопки мыши на соответствующем значке Вы сможете закрыть ненужную Вам программу.
После этого необходимо продолжить установку криптоплагина.
После окончательной установки криптоплагина, Вам необходимо будет заново открыть браузер.
В большинстве случаев, у Вас откроются те же страницы, которые были открыты до закрытия браузера.
Необходимо просто продолжить процесс подписания или зайти заново в сервис регистрации декларации и зайти в него заново.
При подписании Вы увидите следующее окно браузера. Ставим галочку об ознакомлении.
Выбираем пункт «Подписать», далее выбираем необходимый ключ ЭЦП и вводим пароль к ЭЦП (если есть).
Далее кнопка «ВЕРНУТЬСЯ» – декларация соответствия справа сверху будет светиться значком
«действует».
После публикации декларации о соответствии, мы пришлем Вам окончательный макет декларации, с указанным в нем номером.
Вам необходимо подписать декларацию и хранить ее оригинал у себя. Срок хранения декларации и документов к ней составляет 10 лет с момента прекращения ее действия.
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.
Вопросы по сервису регистрации деклараций
Часто задаваемые вопросы по сервису регистрации деклараций
1. Как заполнять поле «Группа продукции» при регистрации декларации о соответствии через новый сервис?
Справочные значения для поля «Группа продукции» сформированы на основании перечней продукции ТР ТС (ЕАЭС) и единых перечней ЕАЭС (Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620) и РФ (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982).
Для деклараций о соответствии доступны те группы продукции, для которых декларирование определено как форма подтверждения соответствия.
Продукция, на которую регистрируется декларация, относится к тем группам продукции, которые указаны в соответствующих технических регламентах либо в виде перечней продукции, либо в виде перечисления объектов технического регулирования.
Группа продукции указывается в целях идентификации продукции и определяется заявителем самостоятельно.
2. Каким образом прикреплять доказательственные материалы к декларации?
В рамках указания сведений об испытательной лаборатории и протоколах испытаний предусмотрено прикрепление скан-образа протокола испытания. Скан образ прикрепляется при внесении сведений о дате и номере протокола в блоке «Исследования, испытания, измерения». Также прикрепление других материалов, представленных заявителем, доступно в блоке «Скан-копии документов»
3. Какую схему декларирования указывать при внесении сведений о декларации?
Схема декларирования указывается:
4. Что означает QR-код на форме печати декларации о соответствии?
QR-код содержит прямую ссылку на декларацию о соответствии в публичном реестре на сайте Росаккредитации. QR-код призван повысить удобство работы с декларациями о соответствии для заявителей, предприятий торговли, потребителей продукции.
QR-код позволяет от распечатанной декларации мгновенно перейти к сведениям реестра, проверить статус декларации и иные сведения.
5. Может ли заявитель напрямую зарегистрировать и опубликовать декларацию без участия органа по сертификации?
Да, сервис регистрации деклараций предназначен для регистрации деклараций о соответствии заявителями без участия органа по сертификации.
6. Что делать, если в справочнике нет необходимых значений/справочник пустой?
Для того, чтобы в справочниках отобразилась вся информация, на первом этапе при создании декларации в окне «Основные сведения» необходимо последовательно заполнить основные поля: тип декларации, технический регламент, группу продукции, схему декларирования. После заполнения всех основных полей, значения в других справочных полях будут установлены автоматически либо корректно отобразятся в соответствии с выбранными значениями в основных.
7. В модернизированном сервисе добавлены новые поля для описания декларации, являются ли они обязательными для заполнения?
Для описания декларации о соответствии в Сервисе применены нормы из следующих НПА:
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления».
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» (ред. от 09 апреля 2013 г.).
3. Приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 г. № 76 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений».
4. Приказ Минпромэнерго РФ от 22 марта 2006 г. № 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов».
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 г. № 41 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов евразийского экономического союза».
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 г. N 127 «О порядке формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии».
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2016 г. № 39 «Формирование и ведение единых реестров, выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)» в части, касающейся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
8. Чем отличается сервис регистрации деклараций от реестра деклараций?
Сервис регистрации декларация предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся заявителями, которые хотят зарегистрировать декларацию.
Реестр деклараций включает в себя сведения обо всех декларациях о соответствии: декларациях о соответствии, зарегистрированных заявителями через сервис регистрации деклараций, и декларациях о соответствии, зарегистрированных органами по сертификации.
9. Почему в номере декларации ставится /18? Какую структуру имеет номер декларации о соответствии?
С 1 июля 2018 года вступили в силу новые правила формирования регистрационных номеров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, соответствующая информация размещена на официальном сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru/news/important/show_id/2227/.
10. Как можно увидеть информацию в больших текстовых полях, можно ли раздвинуть поле?
Для того чтобы раздвинуть большое текстовое поле, необходимо потянуть за правый нижний угол, который закрашен серым цветом.
11. Скан протокола необходимо прикреплять только для аккредитованной лаборатории?
В соответствии с нормами Решения Коллегии ЕЭК от 20.03.18 № 41 необходимо прикреплять все материалы, касающиеся исследований, испытаний, измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется.
12. Можно ли по ТР ТС 009 заявителю самостоятельно регистрировать декларации используя Сервис.
В соответствии с нормами текущего законодательства для подтверждения соответствия продукции требованиям указанного ТР ТС заявление на регистрацию декларации необходимо подавать в орган по сертификации.
13. Какие предъявляются требования к сканам протоколов?
Требование к прикрепляемом файлам — формат PDF, размер не более 10 МБ.
14. Если ассортимент из 50 позиций по продукции. Как ассортимент указывается? и можно все позиции ассортимента вручную вводить?
Нужно по каждой позиции добавить отдельную вкладку в разделе «СВЕДЕНИЯ ОБ ОБОЗНАЧЕНИИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ» указать полное описание каждого вида продукции.
15. ЮЛ для регистрации деклараций должен создать личный кабинет во ФГИС?
Доступ осуществляется таким же образом, как реализован сейчас, по прямой ссылке и авторизацией через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
16. Каким образом указывать сведения о протоколах? Ранее можно было указать в одном поле.
В новой версии системы сведения о каждом протоколе вносятся обособленно. Сведения о протоколах указываются в блоке «Исследования, испытания, измерения», для начала нужно указать сведения об испытательной лаборатории, далее для нее поочередно добавить сведения о протоколе, указывая дату протокола, номер протокола, а также прикрепить скан протокола. По итогу для каждой указанной испытательной лаборатории формируется таблица с перечнем протоколов.
17. Какой тип декларации выбирать при регистрации декларации о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень в соответствии с Постановлением № 982?
Для регистрации декларации о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень в соответствии с Постановлением № 982 необходимо выбрать тип «Декларация о соответствии продукции, включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации».
18. В системе при заполнении документа в поле «Происхождение продукции» нет возможность выбрать значение «Отечественная» или «Импортная».
В текущей версии системы указанное поле не применятся. Происхождение продукции определяется по стране, указанной в адресе изготовителя.
19. При создании заявления на регистрацию ДС по 982 Постановлению (Декларация о соответствии продукции, включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации) обязательным полем для заполнения идут схемы декларирования. Из какого документа взяты эти схемы декларирования (1д — 7д)?
Схемы декларирования, доступные при выборе типа декларации о соответствии продукции, включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации, указаны в соответствии с ГОСТ Р 54008-2010 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия».
20. В соответствии с решением Коллегии ЕЭК № 41 от 20.03.2018 в национальную часть реестра необходимо вносить сведения о договоре с изготовителем (в т.ч. с иностранным изготовителем), предусматривающим обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технических регламентов, где именно в системе необходимо указывать эти сведения?
Информация о договоре с изготовителем доступна при заполнении декларации на основе заявления.
Сведения о договоре необходимо указать в блоке «Заявитель». Поля для указания сведений о документе доступны только при выборе типа декларанта — Уполномоченное изготовителем лицо.
21. Где в системе указывать сведения о нормативной документации?
Нормативная документация указывается в подблоке «Стандарты и иные нормативные документы, применяемые при подтверждении соответствия» (блок «Сведения о продукции»).
22. Где указывать сведения о документах, которые не определены в системе? Например, где указывать сведения о регистрационном удостоверении, подтверждающего регистрацию лекарственного средства на территории РФ?
Все сведения о доп. документах, указываются в разделе «Документы», для указания документов, не перечисленных в системе, есть вкладка «Иные документы, представленные заявителем».
23. В системе нет графы с указанием количества партии.
Для указания количества партии есть поле «Размер партии», которое находится в разделе «Сведения о продукции». Отображение данного поля зависит от типа объекта декларирования (необходимо выбрать партию), в некоторых случаях тип объекта декларирования устанавливается автоматически после выбора схемы декларирования.
24. Не хватает места для указания сведений о продукции (ограничение на длину значения в поле).
Общие сведения о продукции указываются в блоке «Сведения о продукции». Сведения об обозначении, идентификации, дополнительные сведения каждой позиции продукции указываются в разделе «СВЕДЕНИЯ ОБ ОБОЗНАЧЕНИИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ», при этом, следует учесть, что каждая позиция декларируемой продукции должна быть описана в отдельной вкладке раздела. Подробную инструкцию к заполнению сведений о продукции можно скачать по ссылке «Пояснение по заполнению сведений о продукции», которая расположена в заголовке блока «Сведения о продукции».
25. В поле «Тип декларанта» нет значения «Поставщик».
Выбор типа декларанта зависит от выбранных значений в полях: Тип декларации, Технический регламент (Единый перечень продукции), Схема декларирования. Если нужного типа декларанта нет, это означает, что он не может быть указан для выбранной схемы декларирования.
26. Как заполнить информацию о Приложениях?
В разделе «Сведениях о приложениях к декларации» указывается только Наименование приложения, порядковый номер и количество листов. Саму информацию, которая должна входить в приложение, необходимо вносить в соответствующих блоках: Изготовитель; Сведения о продукции; Документы; Исследования, испытания, измерения. Если данные должны войти в Приложение, необходимо проставить соответствующую флаг » При печати выводить информацию в приложение» в нужном блоке.
27. При указании протокола выходит ошибка «Внимание. Указанный протокол попадает в зону риска, т.к. действие аттестата аккредитации испытательной лаборатории было приостановлено/прекращено». Что это означает и что в связи с этим необходимо сделать?
Отображение приведенного текста при внесении сведений о протоколе означает, что в указанную дату протокола статус испытательной лаборатории был Приостановлен или Прекращен, соответственно выданные протокол попадает в зону риска. Указанный текст не является предупреждением об ошибке, а информирует пользователя о возможных нарушениях при проведении испытаний.
28. Нет нужного города в выбранном субъекте, районе.
Для начала необходимо заполнить поле «Субъект». Если город некрупный, то поле «Район» также должно быть заполнено. Дополнительно: В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи. Во ФГИС Росаккредитации сведения об адресе указываются в следующих полях: субъект РФ, район, город, населенный пункт, улица, дом (корпус, строение), помещение (квартира, офис, комната и т.д.), индекс и имеют следующий формат: 1400330, РОССИЯ, Московская обл, г Егорьевск, д Клеменово, ул Фабричная, д 3 стр 1.
Если адрес в ФГИС Росаккредитации не найден, то дополнительно можно уточнить корректность адреса на портале ФИАС по адресу: http://fias.nalog.ru/ExtendedSearchPage.aspx.
Если в ФИАС нет нужного адреса, можно использовать флаг «Уникальный адрес» и ввести нужное значение вручную.
29. Откуда берется информация о подписывающем лице в блоке «ЛИЦО, ЗАРЕГИСТРИРОВАВШЕЕ ДЕКЛАРАЦИ».
Список ФИО формируется в соответствии со сведениями компонента «Сведения о работниках». Если нет подходящего для подписи ДС работника, необходимо добавить запись о нем в компоненте «Сведения о работниках». («Характеристики аккредитованных лиц» — «сведения о работниках».)
30. В каком блоке указывать информацию о руководителе ОС (заместителе), который регистрирует декларацию? В каком блоке следует указать информацию о лице заявителя, принимающего декларацию?
В регистрируемой декларации руководитель ОС (заместитель) указывается в блоке «Лицо, зарегистрировавшее декларацию», сведения об уполномоченном лице заявителя, принявшем декларацию, указываются в блоке «Лицо, принявшее декларацию» (раздел «Заявитель»).
31. Какой номер присвоится декларации, если ей был присвоен постоянный регистрационный, после чего черновик декларации был удален.
Переиспользование порядковых номеров не допускается. В случае если декларации был присвоен регистрационный номер, а потом она была удалена, то порядковый номер присвоится следующий. Порядковый номер удаленной декларации будет пропущен. Рекомендуем использовать функцию присвоения регистрационного номера перед публикацией во избежание пропуска в номерах.
32. Куда указывать сведения о контракте, о товаросопроводительной документации?
В блоке «Документы», «Документы, представленные заявителем», далее вкладка «Иные документы, представленные заявителем». У документа также необходимо указать категорию документа — Товаросопроводительная документация либо Договор/контракт о поставке продукции.
33. В разделе «Испытательные лаборатории» невозможно выбрать ИЛ, расположенные не на территории РФ. Что делать?
Для выбора аккредитованной ИЛ, расположенной на территории ЕАЭС, в блоке «Исследования, испытания, измерения» необходимо выбрать «Испытания в аккредитованной в ЕАЭС лаборатории», далее выбрать страну аккредитации, в списке представлены только страны ЕАЭС, по умолчанию установлена Россия. После выбора страны будут доступны ИЛ, аккредитованные на территории выбранной страны.
34. При необходимости создания приложения свободной формы к декларации, в какое поле необходимо внести все сведения?
Поле приложение «Свободная форма» в обновленном сервисе было упразднено ввиду невозможности систематизировать указываемую в нем информацию. Информация о продукции, адресах по изготовлению, документах и т.д. указывается строго в структурированном виде в соответствующих блоках.
35. Не можем указать несколько изготовителей и при оформлении декларации.
Для указания нескольких адресов производства продукции в блоке «Изготовитель» есть подраздел «Производственные площадки», в котором доступно указание адреса места производства продукции.
36. Можно ли использовать ЭП, которая сформирована с помощью ГОСТа 2012 года?
Обновленный личный кабинет ФСА поддерживает ЭП, которые сформированы при помощи данного ГОСТа.
37. Дата регистрации декларации в личном кабинете устанавливается автоматически и соответствует дате публикации декларации. Но публикация деклараций в реестре должна осуществляться в течении 3-х рабочих дней.
Согласно Решению 293 (II. Правила оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза) п. 5, подпункту м) в поле 12 указывается дата внесения сведений о декларации в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (число — двумя арабскими цифрами, месяц — двумя арабскими цифрами, год — четырьмя арабскими цифрами)