как сделать новый инн если старый был утерян
Как я избавилась от второго ИНН
И почему вообще их было два
Моя мама пять лет не получала уведомления о налоге на имущество за одну из своих квартир. Оказалось, это из-за того, что у нее было два ИНН.
ИНН у человека может быть только один, он уникален для каждого налогоплательщика. Если по какой-то причине ИНН несколько, может возникнуть путаница с налогами или страховыми взносами. Поэтому ситуацию с мамиными ИНН надо было срочно исправлять.
Расскажу, когда может задвоиться ИНН, как проверить свой и что делать, если их оказалось больше одного.
Когда маме перестали приходить налоги
У моей мамы недвижимость в двух городах: квартиры в Тольятти и в Москве.
После очередного обращения в тольяттинскую инспекцию сотрудник налоговой порекомендовал зарегистрироваться на сайте ФНС и уже там попробовать проверить информацию о недвижимости. Моя мама знает компьютер на уровне «включить/выключить» и «открыть „Ютуб“», поэтому всеми заявлениями и регистрацией личного кабинета занималась я.
Войти в личный кабинет налогоплательщика на сайте «Налог-ру» можно по данным ИНН или с помощью учетной записи на портале госуслуг. Подтвержденный профиль на госуслугах у мамы был, поэтому на создание личного кабинета на сайте ФНС ушло не больше 30 секунд.
Когда мы зашли в мамин личный кабинет, в разделе «Имущество» увидели информацию только о квартире, закрепленной за тольяттинской ИФНС. Квартиры в Москве в списке маминого имущества не было.
Обращение на сайте ФНС
Мама не могла сразу поехать разбираться в Москву, поэтому сначала мы попытались решить проблему удаленно.
Через личный кабинет налогоплательщика можно подать обращение. Чтобы сообщить налоговой об имуществе, во вкладке «Мое имущество» нужно нажать «Сообщить об объекте, отсутствующем в личном кабинете».
После этого откроется форма, которую необходимо заполнить: указать тип объекта, если это недвижимость — вид объекта, адрес и кадастровый номер. Также можно приложить документы, которые подтверждают право собственности на имущество.
После того как заполните все поля, автоматически сформируется заявление в ту ИФНС, за которой закреплено имущество. Номер нужной инспекции подгрузится также автоматически, когда введете адрес квартиры.
Заявление мы направили 20 ноября 2020 года. ИФНС обязана отвечать в течение 30 календарных дней, нам инспекция ответила уже через три дня.
В ответе ИФНС сообщила, что у мамы два ИНН, один из которых недействительный. Чтобы решить проблему с отсутствием налоговых уведомлений, нужно было снова обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации мамы — в Тольятти.
Как получилось, что у мамы было два ИНН
ИНН — это идентификационный номер налогоплательщика. Он уникален для каждого и присваивается налогоплательщику при постановке на учет в налоговой.
Узнать свой ИНН можно тремя способами:
ИФНС в Тольятти не знала о существовании второго ИНН мамы. Чтобы наверняка получить информацию о своем ИНН, лучше обращаться напрямую в ФНС — через портал «Налог-ру».
Мама сделала скриншот ответа московской ИФНС и снова обратилась в налоговую инспекцию в Тольятти. Там ей объяснили, почему у нее оказалось два ИНН.
При этом по закону у человека может быть только один ИНН. Если обнаруживается, что налогоплательщику присвоено несколько ИНН, один признается основным, а остальные считаются недействительными.
В чем риск двух ИНН
Из-за того, что у мамы случилось задвоение ИНН, она почти пять лет — с момента замены паспорта и до конца 2020 года — не получала сведений о налоге на квартиру в Москве. Уведомления не приходили даже по московскому адресу. Получается, мама пять лет не платила часть своих налогов, хотя должна была.
Бывает и по-другому. Вот человек не знает, что у него два ИНН. Он может платить имущественные налоги по одному ИНН, а по другому за ним будут числиться долги — районная налоговая инспекция будет считать, что человек вообще не платил налоги. В итоге с него могут списать налоговую задолженность, даже если на самом деле он все заплатил, просто не туда.
Еще бывает, что о двух ИНН могут узнать при трудоустройстве. Тогда у бухгалтера возникнет вопрос, какой из них указывать. Это нужно, к примеру, в справке 2-НДФЛ и расчетах по страховым взносам. Если бухгалтер укажет некорректный ИНН, расчет не пройдет, а самого бухгалтера могут оштрафовать.
Как восстановить документы
2. Как восстановить загранпаспорт?
Дубликатов загранпаспорта не выдают. Если вы потеряли документ, вам нужно просто оформить новый сроком на 5 или 10 лет.
3. Как восстановить ИНН?
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается один раз и сохраняется на всю жизнь. Поэтому если вам нужен ваш ИНН, но вы утратили свидетельство, вы можете просто узнать свой номер ИНН с помощью сервиса Федеральной налоговой службы и использовать его. Но при желании вы можете получить дубликат свидетельства ИНН.
4. Как восстановить утраченное свидетельство со СНИЛС?
Страховое свидетельство со СНИЛС (зеленая пластиковая карточка) восстановлению или обмену не подлежит. Вместо него вы можете получить уведомление, содержащее СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе). Электронное уведомление будет доступно в личном кабинете. Для получения бумажной версии обратитесь:
5. Как восстановить документы на недвижимость?
Сейчас единственный документ, подтверждающий права на недвижимость, — выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Свидетельства о собственности на недвижимое имущество, в том числе повторные, больше не выдаются.
6. Как восстановить документы из органов ЗАГС?
7. Как восстановить трудовую книжку?
Если вы потеряли или испортили трудовую книжку, вам нужно обратиться к последнему работодателю. Дубликат трудовой книжки вам должны подготовить в течение 15 дней.
8. Как восстановить свидетельство о регистрации ИП?
С 1 января 2017 года свидетельства о регистрации ИП не выдаются. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ведется в электронном виде. Вы можете получить только лист записи ЕГРИП:
Предоставление сведений ЕГРИП онлайн является бесплатным. Для получения листа записи ЕГРИП на бумажном носителе необходимо будет уплатить госпошлину, а также представить следующие документы:
Подать документы можно в межрайонную инспекцию ФНС России № 46. Записаться на прием можно онлайн на сайте ФНС.
Вы также можете получить сведения из листа записи ЕГРИП, для этого документы нужно подать в центр госуслуг «Мои документы».
9. Как восстановить военный билет?
Если вы потеряли военный билет, вы обязаны в течение двух недель сообщить об этом в полицию. Там вам выдадут талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии.
Затем вам нужно обратиться в тот военкомат, в котором вы состоите на учете. При себе нужно иметь:
За утерю военного билета может быть назначен штраф от 500 до 3 000 рублей.
10. Как восстановить документы об образовании?
Дубликат аттестата за 9-й или 11-й класс, диплом специалиста, бакалавра или магистра нужно восстанавливать вместе с приложением. Если вы потеряли только приложение, дубликат аттестата или диплома получать не нужно.
11. Как восстановить документы на автомобиль?
Как восстановить номер ИНН физического лица при утере
Потеря документов нередко сопровождается длительными и ложными процедурами по их восстановлению. Но некоторые дубликаты получит несложно, относится это и к свидетельству о номере налогоплательщика. В данном обзоре расскажем, как восстановить ИНН при утере физическим лицом, можно ли получить эту услугу через МФЦ, или портал «Госуслуги», и какой вариант самый простой.
Можно ли восстановить номер ИНН при утере?
Процедура получения дубликата сегодня доступна всем гражданам, которые ранее получали свидетельство о постановке на налоговый учет. Основной поставщик услуги – Налоговая служба, но оформить дубликат вы сможете разными способами:
Ваш ИНН хранится в базе Федеральной налоговой службы. Поэтому самый простой вариант – воспользоваться услугами данного ведомства напрямую. Запишитесь на личный прием в любой из отделов ФНС.
Обратите внимание! Номер выданного ИНН сохранится прежним. Эти данные присваиваются единожды и сохраняются за налогоплательщиком на постоянной основе.
Как восстановить утерянный ИНН физического лица через Госуслуги
Некоторое время назад услуга по подаче заявлений на дубликат Свидетельства предоставлялась на едином портале государственных услуг. Дистанционный способ подачи заявлений – сокращает время на посещение различных ведомств. Однако, после обновления портала Госуслуг, этот функционал с ресурса убрала.
Теперь для дистанционного обращения за восстановлением документа придется обращаться через сайт ФНС. При этом вы сможете воспользоваться для входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru учетной записью от Госуслуг. После подачи заявки, вы сможете получить готовый документ в выбранном отделении Налоговой инспекции.
Как восстановить ИНН физлица через отделение МФЦ: пошаговая инструкция
Практически во всех регионах РФ есть многофункциональные центры, где оказываются государственные услуги. Правда МФЦ выступает посредником между гражданами и ведомствами, поэтому сроки подготовки документов увеличиваются. На получение дубликата ИНН у вас уйдет минимум 7 дней.
При этом не все отделения «Мои документы» оказывают эту услугу. Заранее уточняйте эту информацию по телефонам с официального сайта http://мфц.рф. За получением услуги придется обратиться лично, дистанционного приема документов здесь не предусмотрено.
Инструкция по восстановлению ИНН через МФЦ следующая:
Комментарии
Какие нужны документы для восстановления инн? Где и как его можно получить?
Восстановление ИНН физического лица при утере в 2021 году: как, где и что делать?
Идентификационный номер налогоплательщика – это комбинация цифр, целью которой являются денежные отчисления – подоходный налог – с места работы гражданина РФ.
Если ИНН был утерян, то заново выдается не цифровой код, а сам бумажный документ.
Если возникла необходимость предоставить свидетельство в какое-либо учреждение, а подлинник не может быть передан, то делается его копия. В большинстве случаев она заверяется в нотариальной конторе, но даже при таком условии не может обладать тем же функционалом, что и оригинал.
Оформление нового или восстановление старого?
Каждый утерянный ИНН подлежит восстановлению, а значит – оформлять новый документ не нужно. Вся необходимая для этого информация хранится в налоговой службе в Едином Государственном Реестре Налогоплательщиков.
Данное обстоятельство имеет силу только при сохранении тех личных данных, которые указывались во время первичного обращения в налоговый орган. В противном случае потребуется оформление нового идентификационного номера налогоплательщика.
ИНН не восстанавливается, если после его получения гражданин сменил личные данные:
Также оформление нового свидетельства потребуется при смене адреса проживания, официально подтвержденного регистрацией/пропиской.
Законодательный аспект
Вопрос повторной выдачи ИНН регулирует Нормативный акт № 99н. Этот законопроект утвержден Министерством Финансов РФ 22 июня 2017 года. Приказ предоставляет информацию о поэтапном процессе и способах восстановления идентификационного номера.
Дополнениями к Нормативному акту являются ст. 83 и ст. 85 14-й главы Налогового Кодекса Российской Федерации.
Процедура восстановления
Единственное учреждение, где занимаются вопросами восстановления ИНН – налоговая инспекция. При этом нужно обращаться в то отделение, которое территориально относится к месту проживания заявителя. Доступны несколько вариантов для того, чтобы подать заявку на проведение этой процедуры:
Каждый из возможных вариантов предполагает предоставление определенных документов.
Какие потребуются документы?
Стандартный набор документов выглядит следующим образом:
Все эти бумаги предоставляются независимо от того, каким способом они будут отправлены.
Обратите внимание! Сделанные копии документов заверять нет необходимости. Оригинал заявитель предъявляет только для сверки данных – оставлять его в инспекции не нужно.
Повторное заявление составляется таким же образом, как и при первичном обращении за получением ИНН. Это делается по установленному образцу № 2-2-Учет «Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе».
Обратите внимание! Часть бланка заполняется сотрудником инспекции.
При заполнении бланка учитывайте некоторые нюансы:
Помимо внесения основных данных следует указать причину, по которой потребовалась повторная выдача свидетельства.
Способы восстановления
Если ИНН был утерян, то за выдачей другого экземпляра следует обращаться в налоговый орган. Однако, не всегда заявитель имеет возможность явиться туда лично. Поэтому государством разработано несколько способов для запроса оказания данной услуги.
В налоговой службе по месту прописки
Это стандартный вариант, для осуществления которого нужно выполнить несколько несложных действий:
Для экономии времени можно заранее заполнить бланк заявления, скачав его с официального портала ФНС.
На официальном веб-сайте госуслуг
Получить информацию об ИНН можно с помощью официального ресурса госуслуг. Открыв главную страницу портала, следуйте данной инструкции:
Портал госуслуг позволяет только узнать цифровой код. Функция его восстановления пока не предусмотрена.
Через онлайн-ресурс ФНС
Для того, что восстановить ИНН, необязательно посещать налоговую. Это можно сделать через интернет – создать заявку на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы. Для этого нужно пройти регистрацию в личном кабинете сервиса и отправить соответствующий запрос.
Восстановление ИНН на сайте ФНС
Получить готовый документ можно только в отделении налоговой, на адрес которого составлялась заявка. Отправка почтой невозможна, поскольку для выдачи свидетельства требуется сверка данных, отправленных в электронном виде. Поэтому при получении документа нужно будет предъявить оригиналы всех отправленных документов.
Через почтовое отделение
Если заявка отправляется через почтовое отделение, то вся документация также вкладывается в конверт. Но при использовании этого способа существуют несколько особенностей:
Этот вариант является одним из самых ненадежных и долговременных. К тому же, для получения свидетельства может понадобиться личный визит в налоговую.
В отделении налоговой через доверенное лицо
Если в качестве лица, которое обращается за данной услугой, выступает поручитель, то от утерявшего ИНН требуется предоставить заверенное разрешение. Доверенность нужно приложить к основному пакету документов.
Следовательно, предварительно необходимо посетить нотариальную контору. Это потребует дополнительных расходов на уплату госпошлины за оказание услуги, а также повлечет за собой задержку всего процесса.
Лучший из предложенных вариантов – лично подать заявку в отделении налоговой. Так процесс будет максимально быстрым и эффективным.
Финансовый вопрос
Первичное обращение в налоговую с целью получения индивидуального номера налогоплательщика не требует денежных расходов. Но за оказание услуги восстановления понадобится заплатить госпошлину. В 2017 году ее размер составил 300 рублей. Данная тарифная ставка применима, если нет необходимости в максимально скором проведении процедуры.
В случае, когда требуется срочное изготовление свидетельства, заявителю придется заплатить вдвое больше – 600 рублей.
Внести платеж можно через несколькими способами:
При оплате любым из перечисленных способов потребуются реквизиты платежа. Получить их можно в местной налоговой или узнать через специальный онлайн-сервис. Если неизвестна сама комбинация цифр ИНН, то она предоставляется на сайте ФНС. Для этого нужно ввести в соответствующие поля свои паспортные данные.
Государством не предусмотрены какие-либо штрафные санкции за утерю ИНН. Поэтому единственным видом платежа за восстановление свидетельства является уплата госпошлины.
Срок изготовления нового ИНН
Стандартный временной промежуток, который требуется на изготовление свидетельства – до 5 рабочих дней. Ускоренный вариант (с доплатой) составляет 1 рабочий день. Эти тарифы распространяются и на заявки, отправленные через интернет. Если загруженность на местную налоговую инспекцию небольшая, то дубликат могут выдать в день обращения.
ФНС позволяет узнать на каком этапе находится восстановление номера. Для этого достаточно посмотреть информацию в соответствующем разделе официального сайта Службы, предварительно пройдя авторизацию в личном кабинете сервиса.
Если все сроки вышли, а документ все еще не получен, значит, он отправлен через почтовое отделение заказным письмом. Его особенность в том, что оно выдается под подпись заявителя. Однако, стоит учитывать, что по причине задержек или сбоев работы системы доставки конверт может прийти к получателю с небольшим опозданием.
Возможно ли получить дубликат в другом городе?
По закону заявитель может получить восстановленный ИНН по месту прописки/регистрации (временной или постоянной), при этом не имеет значения адрес, который был указан при его первоначальном оформлении.
Но у некоторых граждан сложность заключается в том, что на момент обращения в налоговую инспекцию их фактическое место жительство не совпадает с официальным. В таком случае можно прибегнуть к помощи почты и отправить саму заявку таким способом.
Таким образом, получение ИНН происходит один раз – полученный цифровой код за конкретным лицом закрепляется пожизненно. Его выдают каждому гражданину с момента совершеннолетия.
Помимо основной функции ИНН может понадобиться при оформлении банковского кредита, для получения льгот (в т.ч. и налоговых вычетов), и др. Поэтому важно знать, как поступить, если свидетельство утеряно, и помнить, что восстановление дубликата является обязательным.
Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.
Как восстановить ИНН при утере?
В течение жизни каждый гражданин получает большой перечень важных и обязательных документов. В их число входит Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Или сокращенно Свидетельство о присвоении ИНН. Однако, как и каждый документ оно может быть утрачено по тем или иным причинам. Что делать в такой ситуации и как восстановить ИНН при утере?
В каких случаях может потребоваться повторное получение ИНН?
Жизненные ситуации бывают разные и даже при бережном отношении к документам и их хранению можно столкнуться с неприятными обстоятельствами. А поскольку Свидетельство представляет собой лист формата А4, при внешнем воздействии его легко повредить. В свою очередь, ИНН может быть утрачен по следующим причинам:
1. Утерян.
Из-за невнимательности документ может быть забыт в каком-нибудь месте. Или мог затеряться в кипе других бумаг, а вместе с ними случайно выброшен.
2. Украден.
Квартирные кражи и иные хищения до сих пор не редкость. Хотя для мошенников и воров ИНН не представляет никакой ценности, его могут прихватить с стопкой других документов и ценных бумаг.
3. Испорчен.
Маленькие дети, домашние питомцы легко могут повредить свидетельство, если оно окажется в доступном месте. Не стоит исключать и вероятность пролитой чашки кофе или механических воздействий в виде надрывов или замятий. Любое из этих действий может привести документ в негодность.
4. Уничтожен.
Порой возникают непредвиденные ситуации, которые могут уничтожить не только дом и имущество, но и документы, хранящиеся в нем, например, пожар, потоп или стихийное бедствие.
Также необходимость в повторном получении ИНН может возникнуть, если изменились персональные данные физического лица. Хотя это не является обязательным. Тем не менее, лучше, чтобы информация на свидетельстве совпадала с действительностью. Это избавит от лишних вопросов во многих ситуациях, например, трудоустройство.
Как восстановить потерянный ИНН?
Стоит отметить, что восстановлению подлежит не сам ИНН, а документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе и присвоению ИНН. В свою очередь, номер налогоплательщика присваивается единожды и на всю жизнь гражданина. Он хранится в базе данных налоговых органов и не меняется, даже при изменении фамилии и иных атрибутов.
Восстановить потерянный ИНН физическое лицо может следующими способами:
Рассмотрим более подробно возможные варианты.
Восстановление ИНН через Госуслуги.
Желающие воспользоваться порталом Госуслуг для восстановления ИНН будут огорчены. Данный сервис на сайте более не доступен. Принимает заявления и выдает дубликаты только Федеральная Налоговая Служба и МФЦ. Поэтому обозначить необходимость в повторной выдаче можно, обратившись в отделение ФНС по месту регистрации или через официальный сайт. Общий процесс получения новой копии схож с первичным получением документа.
Как восстановить ИНН онлайн?
Документы на восстановление Свидетельства о постановке на учет можно подать через интернет. Это делается через сайт ФНС, для чего необходимо зарегистрироваться на нем, авторизоваться и перейти в соответствующий раздел.
Далее необходимо заполнить поля на четырех этапах:
1. Ввести данный физического лица:
2. Ввести данные документа, удостоверяющего личность.
3. Заполнить дополнительные сведения.
Если заявка подается через представителя, необходимо ввести его данные: ФИО, ИНН, телефон.
4. Отправить заявление в ФНС в электронном виде.
В свою очередь, на четвертом этапе будет присвоен регистрационный номер заявления. Он понадобится при получении готового документа. А также дана возможность сформировать и распечатать квитанцию на оплату госпошлины.
Обращение в отделение ФНС лично или через представителя.
Передавать и получать документы можно лично или через законного представителя в отделении ФНС. С собой необходимо иметь оригиналы и незаверенные копии документов. Для восстановления ИНН потребуются:
Из копий паспорта необходимы сканы разворота первой страницы и страницы с данными о месте регистрации.
Если обращение осуществляется через представителя, то ему к списку перечисленных документов необходимо приложить нотариально заверенную доверенность.
Восстановление ИНН через МФЦ.
Процесс обращения в многофункциональный центр, как и список документов, аналогичен подаче заявления непосредственно в ФНС. Отличие лишь в том, что это может быть удобнее территориально, подача заявления и получение дубликата проходит по адресу МФЦ. Но, скорее всего, это займет больше времени.
Стоит отметить что не все МФЦ оказывают услугу по выдаче ИНН. Поэтому перед выбором конкретного центра стоит уточнить о возможности подачи и получения документов.
Отправка заявления по почте.
Личное посещение ФНС для подачи документов не обязательно. Кроме отправки заявления онлайн можно воспользоваться почтовой доставкой. Письмо отправляется в любое отделение ФНС с уведомлением о вручении и должно содержать:
Сроки и что нужно для получения ИНН?
Как правило, срок изготовления и выдачи дубликата Свидетельства о присвоении ИНН занимает не более пяти рабочих дней. Однако, в зависимости от способа подачи заявления, это время может быть увеличено:
Свидетельство может быть получено:
Сколько стоит восстановить ИНН?
Повторно получить Свидетельство ИНН можно на платной и бесплатной основе.
Бесплатное получение свидетельства предусмотрено для физических лиц, у которых изменилась фамилия или другие личные данные. В такой ситуации, если человек подал заявление, то при получение нового документа ему необходимо сдать старый.
А вот, в остальных случаях восстановление ИНН предусматривает оплату госпошлины. Ее размер равен 300 рублей. Она может быть оплачена через интернет, а также с помощью квитанции в банке.
Оплатить государственную пошлину через сайт ФНС.