как сделать платежку самозанятому образец
Инструкция: как бюджетной организации оплатить услуги самозанятого
Как оплатить самозанятому услуги:
Определить способ оплаты в договоре
Порядок, как работать с самозанятыми юридическим лицам, описан в 422-ФЗ от 27.11.2018. При немедленной сделке заключать договор не требуется. К примеру, продажа ручного изделия за наличный расчет производится без договора, а вот для поставки партии таких же изделий заключается соглашение.
В договоре между организацией и самозанятым обязательно указывается порядок взаиморасчетов. Заказчик вправе рассчитаться как в наличной, так и безналичной форме. С наличной оплатой все просто: отдали деньги, получили чек, провели платеж в бухучете.
У безналичной оплаты есть ряд нюансов. Во-первых, нельзя переводить деньги с расчетного счета на номер банковской карты: эту операцию не проведут в бухгалтерском учете. Самозанятому необходимо запросить в банке полные реквизиты карты — номер расчетного счета, Ф. И. О. получателя, наименование, корреспондентский счет и БИК банка.
Во-вторых, денежные переводы физическим лицам вызывают у кредитной организации подозрения, если платеж не сопровождается уплатой НДФЛ и страховых взносов. Банки временно блокируют клиента до выяснения обстоятельств. Блокировка снимается после предоставления договора с плательщиком НПД, в котором указан безналичный способ оплаты.
Получить счет на оплату
Плательщики НПД не выставляют счета: в приложении «Мой налог» нет такой функции. Но по правилам бухучета работа самозанятых с юридическими лицами в 2021 году ведется с выставленным счетом. Направьте исполнителю по электронной почте шаблон платежного документа и объясните, как его заполнить.
В счете необходимо указать все банковские реквизиты (не номер карты) для взаиморасчетов, наименования и ИНН сторон. Затем в таблице перечислить все выполненный работы, услуги и их стоимость. Счету присваиваются номер и дата, после чего документ подписывает исполнитель.
Сформировать платежку и передать ее в банк
После получения счета организация формирует платежное поручение и отправляет документ в банк. Грамотно укажите назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, например «Выплата по счету №1 за оказанные юридические услуги». В платежке без выставления счета напишите, например «Оплата бухгалтерских услуг по договору №1».
Получить чек
Чек — это официальный документ при расчетах с плательщиками налога на профессиональный доход. Исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог» и отправляет его в электронном виде заказчику. Чек является достаточным основанием для проведения расчетной операции в бухгалтерском учете.
А вот как организации работать с самозанятыми в 2021 году в части бухучета: оформите оплату проводками в зависимости от типа учреждения.
Коммерческая компания, НКО
ДТ 20,25,26,44 КТ 60,76
ДТ 1 502 11 226 КТ 1 502 12 226
Документальное основание для проведения платежа в учете — чек и по возможности акт выполненных работ, оказанных услуг. Плательщики НПД не оформляют акты и не обязаны это делать, но составляют документ по запросу заказчика. Пришлите форму акта, который применяется в вашем учреждении. Исполнитель заполнит, подпишет его и передаст обратно для бухгалтерской отчетности.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Расчеты с самозанятыми физлицами в 1С
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц — самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С 1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса — https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
При этом с самозанятыми можно заключить:
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов.
Законом № 422-ФЗ установлено, что для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.
Как ООО работать с самозанятым гражданином
Как работать с самозанятыми юридическим лицам:
Какие преимущества работы с самозанятым для ООО
Организационно работа самозанятых с юридическими лицами в 2021 году практически ничем не отличается от взаимодействия двух организаций или ИП. Стороны заключают соглашение и выполняют обязательства друг перед другом.
Плательщики НПД — это физические лица, выполняющие работу или услуги по соглашению. Основное преимущество от работы с ними в том, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы с перечисленного вознаграждения самозанятому.
Как оформить взаимоотношения ООО с самозанятыми
Официальная работа ООО с самозанятыми в 2021 году ведется через заключение соглашения гражданско-правового характера. Если проводите сделку на сумму свыше 10 000 рублей, требуется письменный договор (ст. 161 ГК РФ). Контракт на подряд, выполнение работ, оказание услуг в этом случае не подходят.
Присвойте гражданскому договору основные реквизиты — номер и дату. Включите в соглашение с плательщиком НПД такие пункты:
В пункте оплаты укажите, как платить самозанятому: с расчетного счета ООО или наличными. В реквизитах проставьте Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и номер счета (в случае безналичной оплаты) самозанятого. Внесите информацию о том, что исполнитель зарегистрирован как плательщик НПД. Отдельно пропишите такую фразу: «В стоимость услуг не включается НДС: исполнитель является самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП перейти на самозанятость. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы все сделать правильно.
Как рассчитаться с самозанятым
В 422-ФЗ разъясняется, как оплатить услуги самозанятому от ООО, — по безналичному расчету или наличными деньгами. У каждого способа оплаты есть преимущества и недостатки:
Как заполнить платежку
Если рассчитываетесь с плательщиком НПД безналично, отправьте в банк платежное поручение. Платежку составьте по базовым правилам — укажите номер и дату, сумму, плательщика и получателя, реквизиты банков.
Необходимо сформулировать корректное назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, иначе у компании возникнут проблемы с банком и налоговой инспекцией. Писать «зарплата», «вознаграждение» нельзя: банк заблокирует счета за отсутствие платежей по НДФЛ и страховым взносам. Правильные варианты:
Выплата по счету №000 за бухгалтерские услуги» или «Оплата консультационных услуг по договору №55 от 25.11.2020.
На соглашение ссылаются в том случае, если оплата производится без выставления счета.
Как компании платить самозанятому
1 января 2019 года в силу вступил закон о налоге на профессиональный доход. Теперь исполнители регистрируются как самозанятые и сами платят налоги, а компания не перечисляет за них НДФЛ и не сдает отчеты. Но кое-какие документы всё же понадобятся.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, понадобится договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Самый простой договор
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре с самозанятым прописывают всё то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 000 рублей в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2019 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Если компания переводит оплату частями, например половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке доходы минус расходы.
Расходы для упрощенки 15%
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть в одном случаем: когда компания заплатила, и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Я советую проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых, но пока он не работает. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как заплатить самозанятому: инструкция для 1С
Режим самозанятости уже более года как распространился на всю страну, число сазанятых растет и вопросов по применению спецрежима всё еще много, как у самозанятых, так и у представителей бизнеса. Более того, для некоторых сама фраза «оплата физику от юрика» является своего рода негативным триггером.
Мы регулярно общаемся с представителями малого и среднего бизнеса и пришли к выводу, что многие до сих пор не сотрудничают с самозанятыми, потому что не знают, как это делать. В частности, как провести в учете выплату самозанятому. Поэтому мы составили пошаговую инструкцию по проведению платежей на примере программы 1С.
Это занимает всего несколько минут, но снимает множество рисков.
2. Сотрудничество с самозанятыми допускает как за наличный, так и за безналичный расчёт. Юридическим лицам и ИП необходимо отражать эти выплаты в бухгалтерском учёте. Вот как это сделать в 1С.
Шаг 1 : Создайте платёжное поручение.
Шаг 2: В графе «Вид операции» выберите «Прочие расчёты с контрагентами», чтобы можно было ввести код вида дохода, который необходимо указывать при перечислениях физическим лицам с 01 июня 2020 года.
В поле «Получатель» укажите самозанятого исполнителя, а в «Назначении платежа» — «Без НДС».
Шаг 3: Чтобы выгрузить документ нажмите «Отправить в банк», а затем «Выгрузить».
Шаг 4: Когда банк проведёт платёж, отразите его в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки».
Первый способ : предварительно выгрузите проведённые платёжные поручения из интернет-банкинга, для этого нажмите кнопку «Загрузить» в банковской выписке.
Второй способ : Нажмите кнопку «Подобрать» для выбора одного из платёжных поручений, которые банк исполнил.
Третий способ : Вернитесь к платёжным поручениям в программе, выделите нужное и кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите операцию «Создать на основании» — «Списание с расчётного счёта».
Шаг 5: В списании с расчётного счёта проверьте счёт расчётов с контрагентом. Можно использовать как счёт 60.01, так и счет 76.09.
Шаг 6: Теперь нужно отразить расходы предприятия. Для этого перейдите в раздел «Покупки» и выберите пункт «Поступление (акты, накладные)».
Шаг 7: Нажмите кнопку «Поступление» в раскрывающемся меню и выберите операцию «Услуги (акт)».
В графе «Акт №» можно указать номер акта, если он был составлен, либо номер чека от самозанятого. Далее укажите, какие услуги были оказаны и на какой счёт затрат их следует отнести.
Шаг 8: Программа создаст проводки по дебету затратного счёта и в нашем примере кредит 60.01 (или кредит 76.09).
Ещё раз напомним: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо хранить чеки, полученные от самозанятых. Если заключался договор, то акты тоже нужны. Считайте, что это дополнительно обезопасит вас.
Современные решения упрощают взаимодействие с исполнителями, позволяют перейти на безбумажный документооборот. Кроме того, партнёрство с Рокет Ворк позволяет комфортно, безбумажно и без рисков сотрудничать с индивидуальными предпринимателями и исполнителями по договорам ГПХ.
Если у вас есть вопросы по сотрудничеству с внештатными исполнителями и автоматизации «операционки», смело задавайте вопросы в комментариях или пишите напрямую.