как сделать смету на основе нескольких актов в гранде
Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7
Как сформировать сразу несколько выходных документов?
В большинстве случаев при работе со сметами бывает достаточно вывести на печать только один документ: текущую открытую смету, акт выполненных работ по смете и т. п. При этом в ПК «ГРАНД-Смета» также предусмотрены различные варианты группового вывода на печать.
Контекстное меню кнопки Последние формы открывается правой кнопки мыши по данной кнопке и содержит единственную команду Сохранить как файл пакетного вывода.
После выполнения команды Сохранить как файл пакетного вывода на экране появится окно, где можно выбрать место для сохранения соответствующего настроечного файла, а затем ввести его имя.
Имея в распоряжении один или несколько файлов пакетного вывода, в каждом из которых зафиксирован определенный набор выходных форм, можно осуществить пакетный вывод на печать.
Нажав кнопку Пакетный вывод, необходимо далее при помощи кнопки Обзор выбрать на компьютере нужный пакетный файл, после чего в окне показывается содержимое пакета. Здесь можно сбросить флажки для тех форм, которые не нужны для последующего вывода на печать.
В результате после выполнения команды Вывод пакета автоматически формируются сразу все включённые в пакет (и отмеченные в пакете флажками) выходные формы по исходной смете.
Описанные в начале данного пункта варианты группового вывода документов на печать можно использовать и в режиме пакетного вывода. Опция Вывод всех открытых документов, доступная в ситуации, когда одновременно открыты две и более смет, п озволяет сформировать пакеты документов сразу по всем открытым сметам. А при наличии в базе смет программы выделенной группы элементов происходит формирование пакета документов сразу по каждой из выделенных смет.
Замечание: В ситуации, когда осуществляется вывод на печать сразу нескольких выходных документов, возможны два варианта: формировать их отдельными файлами, либо объединить их на разных листах в одном файле MS Excel. Объединение выходных документов в одном файле происходит при установленном флажке Объединить документы (в группе настроек справа от кнопки Вывод формы).
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Можно ли объединить объёмы двух актов в один?
При работе с выполнением по локальной смете нередко возникает необходимость объединить два или несколько актов. Например, заказчик не хочет подписывать отдельно прошлый акт и предлагает объединить его с текущим. Или Вы сами хотите собрать выполнение за квартал или по конкретному подрядчику, чтобы проанализировать ситуацию. Вариантов может быть много.
Открываем в окне с параметрами сметы раздел Акты выполненных работ. Здесь представлен список всех актов по смете. В этом списке можно добавлять новые акты, редактировать указанные данные по акту (наименование, дата составления, отчётный период, способ расчёта), удалять лишние акты.
Нередко сметчику бывает нагляднее и удобнее работать с актами выполненных работ по смете в этом списке, чем пользоваться кнопкой Выбор акта на панели инструментов на вкладке Выполнение. Текущий выбранный акт выделен здесь жирным шрифтом, а для того чтобы выбрать в качестве текущего какой-либо другой акт в списке, достаточно нажать кнопку Выбрать.
К тому же только в списке актов в окне с параметрами сметы можно выполнить ряд специальных групповых операций с несколькими актами.
Выделяем в списке акты, которые надо объединить. Далее щелчком правой кнопки мыши на любом из выделенных актов вызываем контекстное меню и выбираем команду Создать объединенный акт.
В результате в списке появляется новый акт с названием Составной акт. Он сразу становится текущим. Объёмы в этом акте просуммированы.
Теперь по этому составному акту можно посмотреть любую информацию или сформировать выходной документ.
Разумеется, в данный момент у нас в смете возникла особая ситуация, когда выполнение по актам, которые были объединены, учитывается дважды. Не забываем, что в дальнейшем надо будет удалить из списка либо исходные акты, либо составной акт, если он больше не нужен.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Как создать новый акт или выбрать для работы предыдущий акт?
Перед созданием самого первого акта выполненных работ по смете желательно выполнить два действия.
Во-первых, убедимся, что в смете отключена опция для автоматической перенумерации позиций. На панели инструментов на вкладке Операции расположена кнопка Перенумеровать позиции. Если в выпадающем меню этой кнопки в строке Автоматическая перенумерация стоит флажок, то надо его снять щелчком левой кнопки мыши.
Смысл этого действия в том, что постоянные порядковые номера позиций сметы позволяют нескольким сметчикам, имеющим изначально один и тот же локальный сметный расчёт, обмениваться информаций о выполнении работ.
Настройки нумерации позиций в смете также можно проверить и в окне с параметрами сметы в разделе Прочее.
А во-вторых, сделаем копию текущей сметы. Вкладка Файл, команда Сохранить как. Выбираем текущую папку объекта. И добавляем к названию сметы, например, такой текст – с выполнением. Сохраняем.
Теперь у нас на всякий случай имеется нетронутый текущий согласованный вариант сметы без выполнения. А выполнение будем вводить в его копии. Приступаем.
Вкладка Выполнение на панели инструментов дает доступ к необходимым действиям при вводе объёмов выполненных работ.
Кнопка Режим акта включает и выключает режим работы с актами выполненных работ. В режиме Акта не допускается корректировка сметы. Невозможно добавление или удаление позиций. Допускается только ввод и корректировка объёмов выполненных работ в выбранном акте. В режиме Акта колонка Количество специально выделена цветом. Чтобы вернуться к работе с локальной сметой, режим Акта надо выключить.
Следующая кнопка Выбор акта показывает список уже введённых по смете актов выполненных работ. Для каждого акта указывается отчётный период. На значке акта показывается год и месяц. Акты группируются поквартально и отсортированы в обратном порядке. Последние акты – вверху.
Если необходимо создать в смете новый акт выполненных работ, то выбираем в этом выпадающем списке команду Создать новый акт. При создании или выборе акта режим Акта включается автоматически.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Как объединить несколько смет в одну?
Рассмотрим ещё одну возможность программы «ГРАНД-Смета» при работе с несколькими сметами. Это объединение смет.
В программе «ГРАНД-Смета» реализовано два способа, как можно объединить несколько смет в одну. Первый способ – это когда позиции исходных смет последовательно добавляются друг за другом в новый документ, разделы следующей сметы добавляются после предыдущей. Второй способ – это когда при объединении смет суммируются физобъёмы одинаковых позиций.
Для выполнения данной операции необходимо сначала выделить на вкладке Объекты нужные локальные сметы, которые требуется объединить в один сметный расчёт. Далее следует нажать кнопку Объединение смет на панели инструментов на вкладке Операции.
После нажатия кнопки запускается Мастер объединения смет.
На первом шаге осуществляется выбор смет для объединения. В окне сразу показываются те сметы, которые были выделены в момент нажатия кнопки Объединение смет. Можно добавить сюда ещё какие-то сметы, перетаскивая их с нажатой левой кнопкой мыши – причём перетаскивать сметы можно не только из окна программы «ГРАНД-Смета», но и из проводника Windows. Лишние сметы можно убрать из списка для объединения, если щелчком правой кнопки мыши вызвать контекстное меню и выбрать там команду Убрать выделенные.
Обратите внимание, что одна из смет в списке для объединения выделена значком «ГРАНД» – обычно это первая смета в списке. Таким значком выделяется смета, из которой берутся настройки расчёта для объединённой сметы. Если требуется, чтобы эти настройки были взяты из другой сметы, необходимо щелчком правой кнопки мыши на ней вызвать контекстное меню и выбрать там команду Шаблон параметров по умолчанию.
После нажатия кнопки Далее на втором шаге выбранные сметы проверяются на возможность их объединения.
Далее на третьем шаге необходимо указать параметры объединения смет. Прежде всего, выбираем способ объединения смет – Добавлять позиции или Объединять позиции. Для добавления смет друг за другом никаких особых настроек делать больше не требуется. А для варианта с объединением одинаковых позиций мы должны указать программе, какие позиции считать одинаковыми. Для расценок и ресурсов из нормативной базы достаточно сравнивать только обоснования позиций. А если в смете есть, например, ресурсы с одинаковым обоснованием Цена поставщика? Неужели вы хотите, чтобы все ваши окна, гвозди и станки после объединения смет оказались в одной строке? Если нет, то поставьте флажки для дополнительных полей, которые должны учитываться при сравнении позиций.
После нажатия кнопки Выполнить начинается процесс объединения смет, в результате чего будет создан новый документ в соответствии с заданными параметрами.
Просматривая на экране объединённую смету, следует особенно внимательно проверить заданные в ней параметры расчета, а в завершение работы сохранить документ под нужным именем.
Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7
Как создать новую локальную смету?
Для того чтобы создать какой-либо новый документ в ПК «ГРАНД-Смета» (локальную смету, объектную смету и др.), можно открыть на панели инструментов вкладку Файл, выполнить там команду Создать и выбрать в предложенном базовом перечне на закладке Пустой документ нужный тип документа.
Создавая документ таким образом, затем при его последующем сохранении нужно будет явно указать место и формат сохранения данного документа. Это удобно при работе с отдельными документами, зато для формирования единой базы смет рекомендуется иной порядок действий.
Для перехода в режим работы с базой смет необходимо нажать кнопку Объекты на панели инструментов на вкладке Главная. По умолчанию сразу после запуска программа находится в данном режиме. В левой и правой частях окна здесь отображается состав базы смет: в левой части – иерархическое дерево вложенных одна в другую папок, в правой части – содержимое текущего выделенного элемента.
Папка Мои сметы представляет собой основной (в большинстве случаев – единственный) раздел базы смет. Открыв папку Мои сметы, далее можно сразу создать в ней новый документ, либо открыть ещё какие-либо вложенные папки. При необходимости можно создавать в базе смет новые папки, чтобы раскладывать по ним документы. Для создания новой папки необходимо нажать кнопку Создать на панели инструментов на вкладке Главная и выбрать в выпадающем меню пункт Папка, после чего ввести нужное имя папки.
В конечном итоге, открыв в базе смет подходящую папку для создания в ней нового документа, необходимо нажать ту же самую кнопку Создать и выбрать в выпадающем меню пункт, где указан нужный тип документа, после чего ввести имя документа. Пункт Смета означает здесь стандартную локальную смету, тогда как для смет на проектные работы предусмотрен специальный тип документа Проектная смета.
Ещё отметим, что с целью ускорения работы можно использовать для создания в базе смет папки и локальной сметы специальные кнопки на панели инструментов на вкладке Главная: Папка и Смета.
Замечание: При необходимости наряду с папкой Мои сметы в ПК «ГРАНД-Смета» могут быть подключены дополнительные папки со сметами (например, находящиеся на другом компьютере и доступные через локальную сеть). Это делается в окне с установками программы на закладке Подключения. В подключённых дополнительных папках можно точно так же работать со сметами, том числе создавать новые сметы.