как сделать взаимозачет между договорами одного контрагента
В чем суть взаимозачета (по контрактам на оказание услуг и поставку товаров)?
Взаимозачет — это договоренность сторон гражданских правоотношений о взаимном прекращении тех или иных обязательств в установленном объеме. Например, если исполнитель выполнил для заказчика работы, в то время как заказчик поставил исполнителю товары, то каждая из сторон может освободить себя от оплаты выполненных другой стороной обязательств в обмен на то, что другая сторона, в свою очередь, также не будет платить за выполненные первой обязательства. Юридически такое условие может быть закреплено в договоре взаимозачета на оказание услуг (или поставку товаров).
Важно при этом, чтобы (ст. 410 ГК РФ):
Взаимозачет не может быть осуществлен, если (ст. 411 ГК РФ):
Взаимозачет может быть юридически закреплен не только в договоре, но и в одностороннем порядке — посредством заявления о взаимозачете, составляемом какой-либо из сторон сделки. Но в этом случае стороне, составившей заявление, нужно быть при необходимости готовой доказать в суде, что:
Составление двухстороннего договора о проведении взаимозачетане имеет таких недостатков, и многие фирмы используют именно его.
Составляем договор о проведении взаимозачета: на что обратить внимание?
При составлении договора, о котором идет речь, сторонам нужно иметь в виду, что:
1. В соглашении следует обязательно отразить сведения:
2. Желательно привести мотивировочные формулировки, аргументирующие его составление.
Например, указать, что договор составляется в целях упрощения и повышения эффективности расчетов сторон.
3. В соглашении желательно указать, что взаимно зачитываемые требования однородны, и привести главный признак их однородности (например, указать, что зачитываются финансовые обязательства в рублях, однотипные товары в штуках, однотипные услуги в конкретных единицах объема).
4. В договоре желательно отразить остаток задолженности какой-либо из сторон, поскольку он, вполне вероятно, образуется по факту взаимозачета.
Будет уместным указание в преамбуле или иной части договора о том, что он составляется на основании положений ст. 410 и 411 ГК РФ.
Как сделать взаимозачет по разным договорам с одним контрагентом?
Возможен сценарий, при котором контрагент фирмы имеет обязательства перед ней (либо она — перед контрагентом) по двум разным договорам. Это не имеет принципиального значения с точки зрения возможности проведения взаимозачета. Главное — последовательно изложить в соглашении порядок взаимного зачета требований сторон со ссылками на разные договоры, корректно отразить финансовую составляющую.
Как сделать взаимозачет между договорами одного контрагента соответствующим требованиям законодательства? Здесь главное — убедиться, что содержание правоотношений по существу не предполагает препятствий для зачета требований с точки зрения норм ст. 410 и 411 ГК РФ.
Так, препятствием к взаимозачету требований по нескольким договорам с контрагентом может быть неоднородность обязательств, отраженных в разных договорах. Например, если один договор составлен в рублях, а другой — в валюте. В этом случае взаимозачет между договорами одного контрагента осуществить будет нельзя. Для взаимного зачета требований по каждому договору фирме нужно составить отдельное соглашение с контрагентом (при условии, разумеется, что он имеет требования к ней в аналогичной валюте).
Взаимозачет и налоговый учет: нюансы
Налоговый учет правоотношений по взаимозачету обязательств характеризуется тем, что:
1. Факт подписания договора о взаимозачете между организациями не изменяет состава налоговой базы по НДС. Не имеет значения и то, если, к примеру, фирмой был получен аванс от контрагента в счет будущих поставок, и он был зачтен по договору о взаимозачете обязательств, в то время как товары или услуги контрагенту не были поставлены.
2. Проведение взаимозачета не меняет состав налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку при методе начисления доходы и расходы по договору с контрагентом будут признаны еще до взаимозачета. При кассовом методе доходы и расходы будут определены по факту проведения взаимозачета.
3. При упрощенке ситуация аналогична той, что наблюдается при кассовом методе учета доходов и расходов плательщиком на ОСН. Доходы и расходы признаются фирмой на УСН только по факту проведения взаимозачета обязательств с контрагентом.
Не ошибиться при отражении взаимозачета в учете вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс:
Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Образец договора взаимозачета между юридическими лицами вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.
Образец договора взаимозачета между тремя организациями см. здесь.
Итоги
Если два хозяйствующих субъекта имеют взаимные однородные обязательства (например, по оплате поставленных товаров или услуг в одной валюте), то такие обязательства могут быть аннулированы посредством составления договора о взаимозачете. Такой документ должен соответствовать нормам ст. 410 и 411 ГК РФ.
Узнать больше о порядке проведения взаимозачета коммерческих обязательств вы можете в статьях:
Корректировка долга в 1С 8.3: проведение взаимозачета между организациями
Если в организации есть задолженность перед контрагентом-поставщиком, она может в счет задолженности оказать контрагенту услуги или же поставить товары. Также и контрагент-покупатель может поставить услуги или товары в счет своей задолженности. Для правильного отображения таких операций в учете требуется провести процедуру взаимозачета.
Процесс проведения взаимозачета в 1С 8.3 автоматизирован и выполняется посредством типового документа «Корректировка долга».
Взаимозачет в 1С 8.3 между договорами контрагента
Пример. Наша организация должна поставщику 88 500 руб. за поставку материалов. В счет долга мы оказали поставщику услуги на сумму 70 800 руб. Необходимо провести взаимозачет.
Акт взаимозачетам можно найти в разделе «Покупки» или раздел «Продажи», подраздел «Расчеты с контрагентами». Создадим документ «Корректировка долга» и заполним реквизиты «шапки»:
Данные о кредиторской и о дебиторской задолженности заносятся в табличные части на соответствующих вкладках. Для их автоматического заполнения нужно нажать в документе кнопку «Заполнить – Заполнить все задолженности остатками по взаиморасчетам» либо кнопки «Заполнить» на каждой вкладке. Программа анализирует взаиморасчеты с поставщиком и показывает задолженность по каждому договору.
Для проведения взаимозачета между договорами в 1С 8.3 требуется, чтобы в документе суммы долга поставщика и долга перед поставщиком были одинаковыми. На данную сумму проводится взаимозачет. С этой целью исправляем значение в графе «Сумма расчетов». Внизу документа отображается разница между дебиторской задолженностью и кредиторской, эта разница должна быть равна нулю. Как видно в нашем примере:
Из документа можно вывести на печать форму Акта взаимозачета. Документ при проведении сделает проводку по переносу суммы долга с кредита бухгалтерского счета 62 в дебет бухгалтерского счета 60:
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Аналогичным образом оформляется взаимозачет с контрагентом-покупателем. Для этого нужно указать следующие реквизиты: вид операции – выбрать «Зачет задолженности», зачесть задолженность – выбрать «Покупателя», в счет задолженности – «Нашей организации перед покупателем».
Взаимозачет между организациями
Также программа позволяет зачесть задолженность покупателя или поставщика при расчетах с третьей организацией (соответствующее значение выбирается в поле «В счет задолженности»).
Кроме зачета задолженности, типовой документ «Корректировка долга» выполняет такие операции, как:
Выбор операции доступен в поле «Вид операции».
Смотрите наше видео как сделать корректировку долга в 1С:
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Как в 1С Бухгалтерия 8.3 провести взаимозачет?
Во время выполнения различных бизнес процессов, возникают обстоятельства, при которых между компаниями появляются долговые обязательства и возникает вопрос «Как в 1С Бухгалтерия 8.3 провести взаимозачет».
Такая ситуация иногда может складываться между партнерами, поставщиками и покупателями. В подобных случаях есть возможность поставки товаров или оказания услуги для погашения возникших обязательств. Именно с этой целью на платформе «1С Бухгалтерия 8.3» реализована возможность оформления взаимозачетов.
Содержание:
1. Начало работы по оформлению взаимозачетов
Для начала нужно смоделировать виртуальную ситуацию. Например, есть договор, согласно которому компания заказала у контрагента-продавца офисные столы (2 шт.) на сумму 6 тыс. рублей.
До того как задолженность была погашена, компания-покупатель оказала поставщику столов услугу по ремонту кондиционеров. За ремонтные работы нужно заплатить 4 тыс. рублей. Теперь перед компанией, получившей столы, стоит задача – уменьшить сумму до уровня 2000 руб. (стоимость столов минус оплата ремонта).
Как раз в этой ситуации, в системе 1С можно воспользоваться функцией взаимозачета.
Для начала использования этого инструмента, необходимо провести следующую последовательность действий:
1. Открыть раздел «Покупки» или «Продажи» (исходя из того, какая процедура требуется в конкретной ситуации).
2. Пройти по ссылке «Корректировка долга» (доступна в обоих разделах).
Далее, должна открыться страница, на которой нужно будет нажать кнопку «Создать».
После этого откроется форма, предназначенная для составления акта взаимозачета.
2. Начало процедуры
Чтобы запустить процесс взаимозачета, потребуется создать новый документ. Для этого в открывшейся форме нужно внести следующие данные:
1. В первую очередь, необходимо найти поле «Организация» и обозначить там свою компанию.
2. Далее, нужно выбрать подходящий вариант в строке «Вид операции». Если оформляется взаимозачет по разным договорам (продажа товара и предоставление услуг), но с одной и той же компанией, нужно указать «Зачет задолженности».
3. В строке «Зачесть задолженность», выбрать вариант «Поставщику». Но если требуется не гасить свой долг, а принимать погашение чужого посредством взаимозачета, то стоит выбрать пункт «Покупателя».
4. Далее, в нижней строке «В счет задолженности» можно выбирать нужный вариант. Подходящим будет значение «Поставщика перед нашей организацией».
5. Важно не забыть указать дату – когда именно производится взаимозачет.
6. Далее нужно перейти ниже: к реквизиту «Поставщик (кредитор)». В этом поле необходимо выбрать организацию, с которой и будет производиться взаимозачет.
Если есть активные договора с несколькими партнерскими предприятиями, то нужно проследить, чтобы выбрано было правильное название организации.
После этого понадобится нажать кнопку «Заполнить» и в ней ссылку «Заполнить все задолженности остатками по взаиморасчетам».
Если все сделано правильно, программа отразит долговые обязательства обозначенного контрагента автоматически.
Чтобы увидеть размер дебиторской задолженности, нужно найти страницу «Задолженность покупателям». Там уже будет виден долг.
3. Редактирование сведений
В интерфейсе форма по созданию взаимозачета имеет две вкладки:
1. «Задолженность поставщику (кредиторская задолженность)».
2. «Задолженность поставщика (дебиторская задолженность)».
В первой содержится собственная задолженность, во второй – отображается долг, который нужно заплатить поставщику товара. Если учитывать описанный выше пример – это офисные столы.
Заполнение данных в этих полях может производиться как автоматически, так и вручную. Интерфейс обеих вкладок ничем не отличается. При этом каждую из них заполнять нужно отдельно.
Чтобы расчет произошел автоматически, необходимо нажать кнопку «Заполнить», после чего выбрать нужный пункт в появившемся меню.
Увидеть документ покупки товара (офисных столов на сумму в 6 тыс. руб.), можно, зайдя в первую вкладку. Если открыть вторую («Задолженность поставщика»), то станет доступен документ, в котором отображается долг за ремонтные работы. Внизу будет указана разница между двумя суммами – две тысячи рублей.
Чтобы проведение взаимозачета было корректным, необходимо изменить показатель задолженности перед поставщиком столов. Сделать это можно вручную в колонке «сумма».
После выполнения всех указанных выше действий, можно переходить к завершающему этапу.
4. Сохранение записи
После ручного редактирования суммы долга, потребуется ее сохранить. Для этого нужно последовательно нажать две кнопки:
В итоге будет проведен взаимозачет по выбранному ранее поставщику на в 4000 руб. Сохраненный документ всегда доступен для просмотра, при нажатии значка «Показать проводки…». Эта иконка находится на странице «Корректировка долга» справа от кнопок «Записать» и «Провести».
Похожий алгоритм действий используется при оформлении взаимозачета с покупателем. Единственное, что нужно изменить – это шапку документа.
5. Распечатка бланка взаимозачета
Единой формы для такого документа нет. Но в конфигурации 1С представлена своя структура акта взаимозачета.
Эта форма включает такие пункты:
Чтобы распечатать подготовленный бланк, нужно нажать кнопку «Акт взаимозачета».
В открывшемся окне нужно нажать ссылку «Печать». После этого появится возможность распечатать бумажный экземпляр документа.
6. Взаимозачет между разными организациями
Иногда приходится сотрудничать с несколькими отдельными компаниями, которые имеют одного владельца. Если столы продала одна организация, а ремонтные услуги были оказаны другой, то взаимозачет возможен, при условии что хозяин обоих этих организаций один и он согласен на такой процесс.
В этом случае работа с документом будет почти полностью повторять стандартный вариант.
Отличие сводится к тому, что в поле «В счет задолженности», нужно выбрать «Третьего лица перед нашей организацией».
Далее понадобится указать не одного, а двух контрагентов – поставщика столов и третье лицо, для которого были оказаны услуги.
На этом отличия в работе с реквизитами заканчиваются.
Движение документа имеет алгоритм действий схожий с тем, что в базовом варианте. Но в этом случае будут указаны два разных контрагента.
Инструмент «Корректировка долга» позволяет осуществлять и другие задачи помимо взаимозачета. Речь идет о зачете аванса, переносе долга и списании безнадежной задолженности.
В целом весь процесс проведения взаимозачета в программе «1С Бухгалтерия 8.3» достаточно прост и удобен. Данная функция позволяет оптимизировать и упростить взаимодействие с партнерами и контрагентами.
Как оформить корректировку долга в 1С
Чтобы минимизировать риски и сократить задолженности, предприятия должны делать сверки взаиморасчетов и добиваться уменьшения задолженностей. Умение правильно оформить корректировку долга несомненно поможет бухгалтеру улучшить финансовое положение организации.
Взаимозачет задолженности
Корректировка задолженности – хозяйственная операция, оказывающая непосредственное влияние на суммарный результат по взаиморасчетам.
Для начала стоит разобраться, в каких же случаях необходим документ «Корректировка долга».
Корректировки чаще всего формируются на основании таких документов, как акт-сверки, информационное письмо от контрагента или же по дополнительному соглашению или договору. Если данные поставщика и покупателя не совпадают, к примеру, была учтена неверная информация, сделаны ошибки в документах или же внесены изменения несогласованные с другой стороной договора, необходимо сделать взаимозачет.
Для проведения взаимозачета следует зайти в раздел «Продажи» или «Покупки», выбрать документ «Корректировка долга» и нажать кнопку «Создать».
После чего необходимо выбрать вид операции. Программой предусмотрено пять различных видов: зачет аванса, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки. Непосредственно для взаимозачета может использоваться 3 из 5 вариантов: зачет аванса, зачет задолженности и прочие корректировки.
Теперь рассмотрим каждую операцию подробнее.
Если у покупателя есть долг перед организацией или же у третьего лица перед вашей организацией, то вам поможет операция «Зачет аванса». Также она может быть использована с авансами, выданными контрагенту.
Что же следует сделать? Нам необходимо выбрать вариант операции «Зачет аванса», далее выбрать контрагента, чьи авансы мы хотим включить в корректировку и внести данные в табличную часть с помощью кнопки «Заполнить». Она есть в двух вариантах, в верхней части документа и в табличной. Разница в том, что верхняя кнопка заполняет весь документ, то есть кредиторскую и дебиторскую задолженность, а нижняя кнопка заполнит только нужный вид задолженности. После этого в документе появятся справочные суммы по задолженности.
Главное помнить, что для проведения документа суммы кредиторской и дебиторской задолженности должны быть равны, иначе программа будет выдавать ошибку и не проведет документ. Следовательно, если у вас есть разница, то суммы необходимо скорректировать вручную и уровнять.
Зачет задолженности
Следующий вариант – это зачет задолженности, который необходим для взаимозачета долговых обязательств: покупателя перед вашим предприятием или же вашего предприятия перед поставщиком. Взаимозачет можно провести по расчетам с вашей организацией в счет авансов, выданных третьим лицом вашему предприятию или же вашей организацией – третьему лицу. Все остальное заполняется так же, как и в первом варианте.
Перенос задолженности
Также нередко возникают ситуации, когда один контрагент решает оплатить задолженность другого. В таких ситуациях следует сделать перенос задолженности. Для проведения такой операции следует в документе, после выбора нужной операции указать контрагента, чьи долговые обязательства требуется перенести, далее указываем того контрагента, кто в последующем будет рассчитываться по обязательствам.
Далее заполняем все нужные реквизиты: старый и новый договор, счета учета, валюту и прочие. Также следует обратить внимание, что этот вид операции поможет не только осуществить перенос задолженности с одного контрагента на другого, но и перенос между договорами. В таком случае графы «Покупатель (поставщик)» и «Новый покупатель (поставщик)» заполняются одним и тем же контрагентом, а договоры указываются разные.
Списание задолженности
Если же возникла ситуация, когда задолженность не была и не будет оплачена в силу каких-либо обстоятельств, то следует сделать списание задолженности. Для этого в документе стоит выбрать контрагента, чей долг подлежит списанию, в табличной части указать все долговые обязательства. Также данный вид операции можно применять не только для покупателей, но и для дебиторов, ведь не все поставщики при расторжении договоров или отказе от услуг возвращают перечисленные им авансы.
Важно обратить внимание на то, что после кнопки «Заполнить» табличная часть включит в себя все долговые обязательства, даже те, которые еще могут быть оплачены, поэтому их следует удалить из списка, оставив только те, что подлежат списанию. На вкладке «Счет списания» необходимо указать счет, на который спишется кредиторская или дебиторская задолженность.
Если же вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то вы можете воспользоваться таким видом операции как «Прочие корректировки». Главное, после проведения документа сформируйте оборотно-сальдовую ведомость, чтобы убедиться в правильности выбранной операции.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Проводки при работе по взаимозачёту
Взаимозачет – это погашение долговых обязательств, при котором не происходит движения финансовых средств. Данная операция возможна при наличии обязательств с одинаковой суммой у компаний перед друг другом.
К примеру, у компании «Альфа» есть долг перед организацией «Бета» в размере 100 000 рублей. Но и у компании «Бета» есть обязательства перед «Альфой» в аналогичном размере. При взаимозачете происходит, фактически, аннулирование взаимных требований. Движения денег в процессе не происходит. Данная операция предполагает использование соответствующих проводок.
Вопрос: Надо ли организации применять ККТ при зачете взаимных требований с физическим лицом, приобретающим у нее товары (работы, услуги)?
Посмотреть ответ
Условия осуществления взаимозачета
Взаимозачет не является, согласно закону, сделкой. Его осуществление предполагает соблюдение следующих условий:
ВАЖНО! Если задолженность перед компанией оплачивается путем предоставления товаров на аналогичную сумму, такая операция взаимозачетом являться не будет. Это бартер, предполагающий иной порядок учета.
ВНИМАНИЕ! Взаимозачет не применяется при возмещении ущерба или выплате алиментов.
Рассмотрим базовые правила взаимозачета:
Учет осуществляется в зависимости от нюансов конкретного взаимного расчета.
Формы взаимозачета
Можно выделить следующие формы взаимного расчета:
Процедура осуществляется на основе Акта зачета обоюдных требований. В законе не оговорена форма этого документа, а потому она может быть разработана самим предприятием.
Проводки по бухгалтерии
В бухучете проведенная операция фиксируется после оформления Акта. При этом используются проводки по счетам 60, 62 и 76.
Пример
Компания «Вита» заключила с организацией «Здоровье» договор подряда на 25 600 рублей. НДС составило 3 905 рублей. Расходы на осуществление работ по подряду равны 14 тысяч рублей. Организация «Здоровье» прежде заключила договор о поставе товаров на сумму 11 800 рублей с «Вита». Налог составил 1 800 рублей. Себестоимость товаров равна 6 500 рублей. Организациями было принято решение о взаимозачете.
Проводки, выполняемые компанией «Здоровье»:
Проводки, выполняемые компанией «Вита»:
Любая операция в бухучете обязательно должна быть подтверждена первичным документом. В обратном случае отраженные действия вызовут вопросы со стороны налоговых органов.
Тройной взаимозачет
Зачет может производится между тремя и более организациями. Однако такая операция не соответствует всем условиям взаимозачетов, оговоренным в статье 410 ГК РФ. В любом случае, многосторонний зачет может осуществляться согласно статье 421 ГК РФ. Выполняется он на основании договора. Составляется документ на основе общих требованиях, предъявляемых к договорам. Однако он не должен противоречить особенностям многосторонней сделки, что указано в пункте 4 статьи 420 ГК РФ. Обычно компании оформляют соглашение о проведении взаиморасчетов. Форма его законом не установлена. При составлении нужно руководствоваться общими положениями, предъявляемыми к первичной учетной документации.
Пример
Компания «Ангелина» передала организации «Мир книг» продукцию на сумму 100 тысяч рублей. Налог составил 15 254 рублей. Организация «Мир книг» передала компании «Книги детям» продукции на сумму 120 тысяч рублей. Налог составил 18 305 рублей. Компания «Книги детям» заключила с организацией «Ангелина» договор подряда на сумму 90 тысяч рублей. НДС составил 13 729.
У всех компаний практически одновременно возникли долговые обязательства. Сторонами было принято решение о взаимозачете. Для этого было оформлено соответствующее соглашение. Погашение проводится по сумме наименьшей задолженности, составляющей 90 000 (НДС равно 13 729).
Компания «Ангелина должна использовать следующие проводки:
Компания «Мир книг» выполняет следующие проводки:
Организация «Книги детям» выполняет следующие проводки:
Проведенные операции, которые привели к появлению задолженности, также должны быть зафиксированы проводками.