как синхронизировать правую и левую руку на гитаре
Упражнение-7. Тренировка арпеджио.
Введение в упражнение:
Данное упражнение называется «тренировка арпеджио” (проще говоря, гитарного перебора). От него будет польза в том случае, если вы действительно хотите научиться уверенно играть на гитаре, впрочем так можно сказать про все гитарные упражнения.
Акцент тут делается, как на пальцы правой руки, так и левой, что позволяет «убить двух зайцев одной пулей» — заметно развить синхронизацию пальцев рук.
ВАЖНО:
Каждую струну следует щипать по отдельности, а не сметающим движением. И обязательно играйте под метроном.
б)
Теперь проиграйте эти же 3 открытых струны сверху-вниз и снизу-вверх:
в)
Теперь мы проще говоря сыграем перебор «шестерку» на открытых струнах: Обыгрываем уже 4 струны, где 4-я щипается большим пальцем пр. руки. А дальше по предыдущей схеме.
Движения медиатором: сверху-снизу-снизу-снизу-снизу- …
Повторите все вышеописанное до уверенной игры.
а)
Правой рукой играем, то что описывалось в самом первом пункте. А пальцами левой зажимаем лады.
на первой струне — работает указательный палец
на второй- средний
на третьей — безымянный
Обыграв первые 3 лада, сдвигаемся на лад выше и повторяемся. И так до 12-го или 15-го ладов.
б)
Далее правой рукой играем, то что играли в пункте (б) 1-ой сложности. А левая зажимает лады уже в следующей последовательности:
в)
правой рукой играем, то что играли в пункте (в) 1-ой сложности. А левая включает в работу мизинец, и обыгрываются следующие лады:
Так же до 12-го или 15 ладов.
Видео-урок по этому упражнению:
Упражнения на координацию рук и пальцев!
Приветствую! Для начинающих гитаристов-виртуозов скоординировать движения рук и пальцев при игре на гитаре достаточно трудно.
Упражнение 1
Положите руки на стол ладонями вниз и левой рукой похлопывайте неторопливо и равномерно по столу, а правой рисуйте на столе большие круги! Затем руки меняются заданиями!
Упражнение 2
Под метроном, и легко касаясь стола ладонями рук, одновременно левой и правой рукой рисуем на столе квадрат. Синхронно и асинхронно.
Упражнение 3
Большой палец левой руки в умеренном темпе дотрагивается до подушечек остальных пальцев в направлении от указательного к мизинцу и обратно. Большой палец правой руки «идет» в том же направлении и темпе, но касается каждого пальца дважды! Затем руки меняются!
Упражнение 4
Усложняем 3 упражнение! «Шагаем» большими пальцами обеих рук одновременно в такой последовательности:
Счет
Пальцы левой руки
Пальцы правой руки
Упражнение 5
Не маловажно иметь хорошую растяжку для левой руки! Для растяжки подойдет следующее упражнение: правой рукой тянуть соседние пальцы левой руки, а именно пальцы 1-2, 2-3, 3-4.
Упражнение 6
Упражнение 7
На видео я представил свои достижения. Теперь ваша очередь!
Хотите получать свежие посты блога? Просто подпишитесь на секретной страничке моего сайта)))
Если вы просветлённый, нет никакой разницы, лучший ли вы в мире гитарист или нет. Джордж Харрисон
«Добро пожаловать во второй урок мини-курса развития гитарной скорости.
В прошлом занятии я продемонстрировал Вам музыкальную фразу, которая является замечательным упражнением для Вашей медиаторной техники. Мы будем использовать ее как основное упражнение на протяжении всего курса. После того, как Вы выучили ее, удостоверьтесь, что не забыли записать максимальную скорость, с которой Вы можете ее сыграть. Это нужно для контроля Вашего прогресса в будущем.
Перед тем как мы поговорим о различных стратегиях увеличения скорости, я хочу подробнее рассказать о двух наиболее важных (и чаще всего игнорируемых) факторах, которые определяют Вас не просто как человека играющего на гитаре, а как гитариста, у которого игра на гитаре ЗВУЧИТ ХОРОШО. Они помогут вам успешно прогрессировать в своих тренировках.
Этими факторами являются артикуляция и синхронизация.
Большинство гитаристов делают ошибку, когда пытаются просто двигать свои руки быстрее, практикуя скоростные упражнения. Суть в том, что способность играть быстро не является следствием только лишь быстрых движений рук или пальцев. Гитарная скорость и быстрая медиаторная техника, в первую очередь, являются результатом жесткой и четкой артикуляции, и безупречной и ненапряжной синхронизации обеих рук.
Итак, давайте получше разберемся с этими понятиями.
Артикуляция – этот термин обозначает способность извлекать медиатором звуки четко и различимо. Другими словами, каждая нота должна звучать так, что бы слушающий был в состоянии определить, когда начинается и заканчивается звук ноты, независимо от того, с какой скоростью Вы играете. У большинства гитаристов артикуляция начинает страдать при увеличении скорости, поэтому очень важно развивать в себе способность поддерживать жесткую и четкую артикуляцию на любых темпах.
Когда я обучаю своих учеников технике и скорости, я специально разрабатываю для них скоростные упражнения, которые эффективно развивают приведенные выше аспекты игры. Упражнения подбираются индивидуально и в зависимости от их текущего уровня игры и прогресса. В данном уроке я продемонстрирую Вам несколько упражнений, которые помогут вам прогрессировать независимо от Вашего текущего уровня.
Я хочу, что бы Вы пользовались следующими инструкциями, практикуя упражнение из первого урока. Два этих метода тренировок помогут Вам значительно усовершенствовать артикуляцию и синхронизацию, и, как результат – скорость игры.
Для начала мы разберемся с артикуляцией.
В течение следующих двух дней практикуйте фразу из первого урока следующим образом:
Начинайте играть ЭКСТРЕМАЛЬНО медленно (например, четвертными нотами в темпе 80-100) и фокусируйтесь на максимально сильном ударе по струнам. Самая важный момент – играть каждую ноту настолько сильно, насколько это возможно. Ваша цель – научиться играть максимально громко не заботясь о скоростном ритме. Суть в том, что если Вы на данном этапе будете извлекать ноты громко и без проблем, то при обычной игре сложностей с артикуляцией не возникнет.
При этом удостоверьтесь, что Ваша левая рука остается расслабленной и не прилагает больше усилий, чем при обычной игре.
После того, как Вы сыграете фразу несколько раз (около трех) на медленной скорости, ДЕЛАЯ УДАРЫ ПО СТРУНАМ МАКСИМАЛЬНО СИЛЬНЫМИ, вы должны задолбить все это один раз на Вашей максимальной скорости.
Тренируйтесь в таком ритме примерно 10-15 минут.
Теперь поговорим о синхронизации.
Практикуя фразу из первого урока, или любое другое упражнение, Вы должны совершать удары по струнам и зажимать ноты ТОЧНО в одно и то же время. Самая распространенная проблема – это когда одна рука не успевает за другой. Это приводит к развитию небрежной медиаторной техники. От этой проблемы легко избавиться на медленных темпах, но Вы ни в коем случае не должны пренебрегать синхронизацией при увеличении скорости.
Контролируйте синхронизацию при выполнении упражнения, которое было описано выше.
Конечно, эти упражнения нужно выполнять более двух дней, чтобы получить от них максимальную пользу. Однако, после двух дней занятий Вы должны почувствовать, что играть на максимальной скорости становится легче.
В следующем уроке я расскажу Вам еще о нескольких очень эффективных методах игры под метроном, которые помогут Вам постепенно увеличивать скорость игры.
Ответ на пост «Мама, купи мне гитару!»
Мне же, на недавний день рождени подарили цифровое фортепиано и я учусь играть на нем (мечтал когда-то) и, наконец-то, учу ноты.
Не закрывайте детям дорогу в ту область, в которой им хочется развиваться. Даже если и забросит, он попробовал.
Ну а для меня это вообще стало работой.
Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.
Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.
Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.
И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.
В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!
Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.
Постановка рук и пальцев на гитаре
Вводная информация
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Общее представление о постановке
Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:
Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.
Теперь рассмотрим более подробно.
Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.
Поставьте палец p на шестую струну.
a — на первую, как показано на фото ниже.
На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.
Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.
Принципов постановки всего 5.
Расположение правой руки
В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.
Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».
С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.
Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.
Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).
Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.
В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:
Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.
5 правил постановки правой руки:
Обозначение пальцев правой руки
p | — большой палец |
i | — указательный палец |
m | — средний палец |
a | — безымянный палец |
Мизинец при игре классической техникой не используется.
1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.
А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.
2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.
3. Палец p чуть впереди пальца i.
Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.
Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.
При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.
4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.
5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.
Теперь рассмотрим распространенные ошибки.
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Постановка пальцев рук на гитаре
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Упражнения для тренировки
Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.
Для правой руки
Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:
Для левой руки
Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой
В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.
Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.
0 – открытая (неприжатая струна);
1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;
2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;
3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;
4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.
При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.
Основные ошибки
Заключение
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.