как собирали налоги в древнем риме

Система налогов в Древнем Риме

как собирали налоги в древнем риме. Смотреть фото как собирали налоги в древнем риме. Смотреть картинку как собирали налоги в древнем риме. Картинка про как собирали налоги в древнем риме. Фото как собирали налоги в древнем риме

Некоторые признаки современного цивилизованного общества возникли в Древнем Риме, например, налогообложение. За всю историю развития Римской империи были сильные колебания взимаемой суммы государственной подати. На некоторых этапах налоги не выплачивались вовсе, в другое время — они стали очень высокими.

Налоговая система Древнего Рима

Изначально в Римской Республике налоговый сбор был невысок. А правители могли внести нужный объем денежных средств в госбюджет из личного капитала. Самые большие налоги выплачивали зажиточные землевладельцы. Взимаемые средства шли на содержание армии. Одним из первых основных налогов была портория — таможенная пошлина. В разных регионах державы она составляла 2-5% от стоимости товара.
В III веке до н.э. в связи с успешными завоеваниями территория Рима увеличивалась, возникали новые города. Также менялась и налоговая система. В завоеванных землях устанавливались местные подати и повинности. И в колониях, и в самом Риме размер налога определялся состоянием граждан.

как собирали налоги в древнем риме. Смотреть фото как собирали налоги в древнем риме. Смотреть картинку как собирали налоги в древнем риме. Картинка про как собирали налоги в древнем риме. Фото как собирали налоги в древнем римеНалогообложение в Древнем Риме

В мирное время жители Рима не платили государству налоги. И после удачной войны подати становились меньше, а иногда упразднялись вовсе. Однако местные сборы с завоеванных земель взимали постоянно. Со временем в Риме образовалось множество провинций, их жители относились к империи, но не имели гражданских прав. Они были вынуждены выплачивать дань регулярно.
Жители провинций выплачивали единый подушный налог. Но лидирующим источником дохода в Древнем Риме была земельная подать, в среднем он составлял 10% с участка земли. Налогами облагали жилье, ценности, скот и рабов. Были в Риме и косвенные налоги, например, при продаже раба взимали 4%, а обычного товара — 1%.

как собирали налоги в древнем риме. Смотреть фото как собирали налоги в древнем риме. Смотреть картинку как собирали налоги в древнем риме. Картинка про как собирали налоги в древнем риме. Фото как собирали налоги в древнем римеСборщик налогов в Древнем Риме

Каждые 5 лет в Риме производился ценз — определение объема налога. Делали эту процедуру специальные чиновники высокого уровня — цензоры. Они писали перечень граждан и военных, разделяя их на классы по имущественному состоянию.
В ранний период развития империи четкой административной системы и соответствующих финансовых органов не было. Сборщиками налогов являлись откупщики — публиканы. Они не пользовались уважением у народа, поскольку слишком злоупотребляли властью.
Позже в I веке н.э. возникли провинциальные финансовые учреждения, наблюдающие за суммой и взиманием налогов. А также организовывались цензы в провинциях для более справедливого распределения податей.

Источник

Финансовая и налоговая системы Древнего Рима

История Древнего Рима играет значительную роль во всемирно-историческом развитии. Именно Рим дает нам образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты, философы анализируют сущность этой формации в ее законченном виде, сравнивая ее с более поздними формациями.

Продолжительность и сложность римской истории нуждается в особом внимании к ее периодизации. Общепринято деление истории этого государства на две большие эпохи: республика (VI — І в. до н. э.) и империя (І — V в. н. э.).

В период республики в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства в этот период трансформировалась в так называемое классическое рабство, то есть рабовладельческий строй достиг наибольшей зрелости и завершенности.

При классическом рабстве производство было направлено на создание добавочной стоимости, на развитие товарно-денежных отношений и на фактическое установление рыночных отношений.

При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства к более крупному, централизованному хозяйству с применением сложной кооперации труда.

Рабы были основными производителями, и дальнейшее развитие производства требовало пополнения массы рабов, большое количество которых давали войны.

Для населения, не имевшего прав римского гражданства, очень долго сохраняло силу долговое рабство, отмененное для римских граждан еще в 326 г. до н. э. Пользуясь невмешательством римской администрации, сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить эти долги, их превращали в рабов.

Источником пополнения рабов было и пиратство, достигшее в римскую эпоху неслыханного размаха. На малозаселенных землях восточного Средиземноморья, на о. Кипр пираты создавали целые государства собственным флотом.

Еще одним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Сын рабыни оставался рабом, и каждому владельцу было выгодно, чтобы у его рабыни рождалось больше детей, которые были бы послушными и покорными, что особенно ценилось.

Рынки рабов были почти в каждом городе, кроме них существовали крупные работорговые центры. Так, на о. Делос, куда свозили рабов со всего восточного Средиземноморья, за день переходило из рук в руки до 10 тыс. рабов. Цены на них колебались от 4 до 500 динариев. Высококвалифицированные рабы ценились в несколько раз дороже простых. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» приводит случай продажи раба-грамматика Дафниса за 700 тыс. сестерциев (1 сестерций был равен 1/4 динария).

Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, в строительстве горнодобывающих промыслов, на различных частных предприятиях. Существовало огромное количество рабов-ремесленников. Но больше всего рабский труд использовался в сельском хозяйстве, что связано с аграрным характером страны и образованием крупных сельскохозяйственных владений.

Оборотной стороной процесса концентрации земли было обезземеливание мелких собственников. Разоренные крестьяне частично превращались в сельскохозяйственных наемных работников или шли в города, прежде всего в Рим.

Среди населения Рима и других городов заметную часть составлял так называемый люмпен-пролетариат. Это были неимущие, номинально имевшие права римского гражданства. Они принимали участие в выборах магистратов, в народном собрании, но не имели никакой собственности и, как правило, не работали, а жили за счет подачек богатых людей, поддерживая их кандидатов во время голосования и предоставляя им различные услуги. В І в. до н. э. содержание этой категории населения взяло на себя государство. По закону Кассия (73 г. до н. э.) каждому люмпен-пролетарию выделялось около 1,5 кг хлеба в день. В 50 — 40-е годы до н. э. таких нахлебников только в Риме было 300 тыс. Все они были занесены в особые списки и получали бесплатно пайки с государственных складов. Эта деклассированная, паразитиру-ющая, продажная масса людей, цель жизни которой воплощалась в знаменитом лозунге поздней республики «Хлеба и зрелищ!», была серьезной политической силой. Позднее эта городская чернь сыграла фатальную роль в вырождении демократии и гибели республики.

Другим, не менее значительным, изменением в социальной структуре римского общества было формирование всадничества.

Термин «всадники» имеет длинную историю. Сначала 18 всаднических центурий составляли римскую конницу. Их набирали из богатейших людей первого имущественного класса. Постепенно всадничество начинает превращаться из рода войск в новое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, а лишь поставляют высших офицеров для армии. В это же время был установлен всаднический ценз, вдесятеро превышавший ценз первого класса (400 тыс. сестерциев).

По закону Клавдия 218 г. до н. э. сенаторы должны заниматься только аграрным хозяйством, а к сфере влияния всадников перешли торговля и финансовая система.

Рост денежного капитала в Риме не соответствовал общему уровню экономического развития Италии и в значительной мере был искусственным. Его источником служили контрибуции, военные трофеи и систематическое выжимание последних денежных средств из провинций путем откупной системы.

Что представляла собой откупная система? Когда Рим из города-государства превратился в центр мирового государства, его государственный аппарат (до установления империи) продолжал оставаться старым аппаратом города-государства с народным собранием, сенатом и выборными магистратами. В нем почти не существовало специальных органов, которые ведали бы управлением Италии и провинций, в частности финансовых органов. Поэтому для сбора налогов простейшим решением было отдать их на откуп публиканам. В Риме сдавался на откуп не только сбор налогов в провинциях, но и целый ряд других статей государственного хозяйства.

На основе откупной системы выросли своеобразные предприятия, которые отдаленно напоминали акционерные компании. Чтобы получить право на откуп, нужно было заранее внести правительству крупную сумму. Иногда это было не по силам отдельным богачам, и потому они объединялись и образовывали компанию. Каждый участник компании вносил в дело обусловленную часть капитала и получал соответствующее количество долей. Этими «акциями» спекулировали, их продавали и покупали, играли ими на повышение и понижение. Откупщики в провинциях выступали как ростовщики.

При сборе налогов откупщики не только компенсировали внесенную ранее сумму, но и имели огромные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляя недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов привела к быстрому разрушению и истощению провинций.

Целые области становились безлюдными, потому что их жителей продавали в рабство, о чем уже говорилось выше. Многие государства настолько задолжали крупным ростовщикам, что иногда вынуждены были передавать себя в собственность Риму. Таким образом, римский денежный капитал имел ярко выраженный спекулятивный характер.

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. На смену ей пришла империя.

Империя принесла относительный гражданский мир и значительное ослабление внешней агрессии. Она несколько смягчила старую республиканскую практику: провинции получили хозяйственную самостоятельность, императорская система сбора налогов была легче республиканских откупов. Однако налоговый гнет оставался ощутимым, а сборщиков налогов не жаловали. Возьмем, например, провинцию Египет — основную житницу Рима. Из документов нам известно 50 натуральных и свыше 450 денежных налогов. Кроме обычных для провинций повинностей по ремонту дорог, перевозкам, содержанию чиновников, которые путешествовали по провинции, в Египте уже с І в. вводится повинность по принудительной аренде непригодных участков земли. За обработку этих участков, как и за внесение налогов, отвечала вся сельская община. Благодаря этому община дольше сохранялась в Египте. Если налоги не были уплачены, то виновники, их родственники и односельчане подвергались всяческим истязаниям.

Многие императоры, особенно из дома Антониев, поощряли городское строительство и заботились о культурной жизни провинций. Среди положительных моментов следует также отметить значительное уменьшение пиратства, дальнейшее развитие сети удобных дорог (некоторыми из них пользуются и по сей день), введение единой имперской монеты.

Если взглянуть на Римскую империю в период ее наибольшего могущества, то можно особенно выделить правление (принципат) Августа.

После войны с Антонием и Клеопатрой, завершившейся завоеванием Египта (30 г. до н. э.), Октавиан стал единственным правителем Рима и всех его владений.

Отпраздновав свой триумф, Октавиан получил от сената звание императора и почетное имя Август, которое раньше использовалось лишь как обращение к божеству. Сенат объявил Октавиана-Августа своим принцепсом, и он был поставлен первым в списке сенаторов. Позднее Август получил звание великого понтифика, то есть верховного жреца Рима, а также пожизненного проконсула, а следовательно, командующего всеми римскими вооруженными силами.

Август получил право на создание особой казны (фиска), которая включала как его личные средства, так и имущество, принадлежавшее ему как главе государства. Императорская казна пополнялась за счет доходов из императорских имений, налогов из императорских провинций, конфискаций осужденных лиц, военной добычи. Он также имел в распоряжении средства государственной казны — эрария, формально подотчетной сенату, где чеканились монеты, и таким образом фактически распоряжался всеми финансами Римского государства.

Внутренняя политика Августа имела ярко выраженный классовый характер. Он провел через сенат постановление, запрещавшее отпускать рабов на волю раньше чем через 20 лет после их покупки. Кроме того, владелец, отпускавший раба на волю, должен был уплатить 5% его стоимости в виде налога. Было ограничено и количество рабов, которых владелец мог отпустить на волю.

Август сделал опорой своей власти римское сословие всадников. Он установил для них имущественный ценз в 400 тыс. сестерциев. Из всадников Август набирал значительное количество военачальников и провинциальных прокураторов. Всадники, как и раньше, собирали налоги с провинций.

Большую роль в жизни общества сыграли созданные многочисленные провинциальные колонии ветеранов. Они получали землю, которая распределялась между ветеранами легионов. По специальному эдикту Августа ветераны, их дети и родители освобождались от всех налогов. Позднее такое право получили некоторые врачи, риторы, учителя и императорские арендаторы.

Август стремился поддерживать свое господство не только применением силы. Его окружение, в частности близкий друг Гай Цильний Меценат, материально поддерживало римских поэтов и других деятелей искусства и заступались за них. В кружке Мецената были известные римские поэты Гораций Флакк, Вергилий Марон, Овидий Назон. Став великим понтификом, Август не только реставрировал много храмов, но и восстановил некоторые давние праздники, среди которых «секулярные» (столетние) игры. В Риме был установлен культ божественного Юлия в честь названного отца Августа Юлия Цезаря.

В тесной связи с религиозной политикой принимались меры по укреплению морали и семьи. Сначала Август повел кампанию против безбрачия. По закону о браке мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет должны были состоять в браке. Нарушавшие эту статью закона лишались права свободно передавать свое имущество по завещанию. Незамужние женщины, кроме того, подлежали налогу в размере 1% их имущества. Эти ограничения отменялись с момента вступления в брак, а рождение каждого нового ребенка давало родителям новые льготы.

Источник

Налоги в древнем мире и античности. Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима

Многие черты, которые характерны современным государствам имеют свои истоки в древнем мире, а именно в его устройстве. Так и налоговая система родом из Древней Греции и Древнего Рима.

Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима

Развитие государства в античности требовало не малых финансов. Необходимо было содержать армию, возводить и укреплять стены городов-государств, строить храмы, водопроводы, дороги. Более того, остро стояла проблема бедняков, их также нужно было содержать государству, давать им продукты и какие-то мизерные деньги. А список расходов государства на общественные нужды можно и вовсе продолжать бесконечно. Подобные расходы могли покрыть только налоги.

Одновременно с тем и в Древней Греции, а чуть позднее и в Древнем Риме оплата личных налогов приравнивалась к рабству. Сбор налогов со свободных граждан постоянно находился в противодействии. Многие свободные граждане и вовсе высказывались о том, что оплату налогов считают для себя унизительным.

Налоги на имущество также были чем-то негативным. Жители Афин готовы были делать добровольные взносы, а вот платить налоги не хотели. Для них было более приемлемым взимать плату с побеждённых врагов, а в некоторых случаях даже со своих союзников. Налоги приходилось всё-таки платить, хоть и не систематически, а, например, для укрепления сооружений крепости или других общественно значимых зданий, также налоги собирались для ведения военных действий. В таком случае, когда предстояли большие расходы, народное собрание города-государство вынуждено было устанавливать процент отчислений от дохода. Чаще всего это было 1/10 или 1/20 частей от получаемого дохода.

В Древнем Риме изначально не было никакой налоговой системы, она была позаимствована в Древней Греции. Более того, именно в Древнем Риме налоговая система сильно развивалась с ходом времени. На начальном этапе государство состояло из города Рима и его небольших окрестностей.

Примечательно, что в мирное время в Риме не было налогов.

Расходы по управлению государством были не так велики, в силу того, что магистраты выполняли свои должностные обязанности безвозмездно, иногда даже вкладывая много собственных средств в развитие города. Быть магистрантом и делать такие широкие жесты было почётно. Тем более, что власть всё равно сосредотачивалась в руках богатых людей. Большая часть расходов уходила на строительство общественных зданий. Государственная казна пополнялась за счёт сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане облагались налогами согласно своему достатку.

Учитывая тот факт, что Древний Рим практически постоянно находился в состоянии войны, то периоды без оплаты налогов были скорее эпизодическими, чем постоянными.

Все сложившиеся обстоятельства требовали развития налоговой системы.

Система налогообложения и её совершенствование

Сумма, которую граждане должны выплачивать государству в качестве налога, устанавливалась цензорами, или избранными чиновниками. Граждане Рима делали клятвенное заявление цензорам о собственном имущественном состоянии и семейном положении.

Подобное клятвенное заявление является прототипом сегодняшней декларации о доходах физических лиц. Невероятно, но эти основы закладывались ещё в IV–III вв. до н.э.

В IV–III вв. до н.э. Римское государство постоянно увеличивало свои границы благодаря завоеваниям и включению колоний в свой состав. Налоговая система тоже менялась постоянно, как и границы государства. Для колоний были введены коммунальные или местные налоги и повинности. Одно оставалось неизменным – как и в Риме, их размер зависел от размеров доходов граждан. Их устанавливали каждые пять лет. Римские граждане, которые жили не в Риме были обязаны оплачивать и государственные, и местные налоги.

Когда в военных действия побеждали римляне, то налоги снижались или отменялись вовсе. Все средства, в которых нуждалось государство поступали от завоёванных земель.

При Лиции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.) граждане Древнего Рима совсем не платили налоги, единственное, чем пополнялась казна были деньги, полученные от сдачи в аренду земель, а также некоторых незначительных сборов и налогов на роскошь.

По мере расширения государственных площадей и захвата новых провинций Рим превратился в империю. Жители провинции были подданными империи, но не имели прав граждан. Они регулярно платили налоги в казну, что по сути было гарантом их зависимости.

Провинции выплачивали в казну прямые и косвенные налоги общегосударственного и местного характера.

Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало.

Каждая община или государство в составе империи облагались по-разному. Города и государства, которые оказывали римским завоевателям сильное сопротивление, после поражения облагались более жесткими налогами. Немаловажно сказать о том, что зачастую Рим использовал систему налогообложения, которая была уже сформирована в той или иной местности. Менялись только направления и методы использования поступающих средств. Но общая тенденция выстраивалась таким образом, что в римскую казну платили меньше, нежели прежней власти.

Стоит упомянуть тот факт, что на плечи жителей провинций ложилось содержание местной администрации, строительство зданий, дорог и т.п. В римских провинциях типа Испании и Македонии, самым главным источником доходов были налоги с доходов рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

Очень долгий период времени в римских провинциях не было никаких государственных органов, которые бы отвечали за финансы, где бы на профессиональном уровне могли бы контролироваться налоги и их уплата. Некоторое время этим занимались откупщики. На откуп чаще всего отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, но бывало и такое, что на откуп шли и прямые.

В основе системы откупов лежало право собирать налог от другого лица, который за это может предложить более высокую цену. Вся сумма целиком шла в казну, а откупщик, которому принадлежали государственные полномочия, вместе с помощниками и субарендаторами пытались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы, которая в целом не имела никаких ограничений, привело к тому, что в провинциях творился произвол. Злоупотребления и коррупция стали обычным делом.

Преобразования налоговой системы

Идея изменить и усовершенствовать налоговую систему полностью принадлежит Гай Юлию Цезарю. В первую очередь изменения коснулись откупа по прямым налогам – его полностью отменили, остался только откуп по косвенным налогам. Для каждой общины была установлена конкретная сумма налога, которую она должна была внести в казну в качестве прямых налогов. Распределять и собирать налоги должна была община. Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство их получало напрямую и вся сумма попадала сразу в казну, а не просеивалась через карман откупщиков. Множество городов получили налоговые льготы, однако некоторые из-за упорной борьбы с Цезарем были наказаны повышением налогов.

Усовершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который во всех провинциях создал финансовые учреждения по контролю за налогообложением. Он сократил до минимума услуги откупщиков, а там, где они были сохранены, контроль за их деятельностью осуществляло государство. Август назначил в каждой провинции прокуратора, в чьи обязанности входило курирование деятельности за финансовыми учреждениями провинции.

Заново была проведена проверка налогового потенциала провинций, для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовал обмер каждой городской общины с её землями. Для каждого города был составлен личный кадастр, в котором содержались сведения о все землевладельцах. Проведена была и перепись имущественного состояния граждан. Возглавили перепись наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Все жители провинций были обязаны в определённый день предоставить властям налоговую декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и были основой для проведения следующей переписи имущественного состояния.

Наглядно здесь можно рассмотреть пример переписи имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее. Сведения о землевладении содержали следующие данные:

Чтобы составить такой список, владелец земли должен был оценить всё сам. Чиновник, который контролировал проведение ценза, имел право уменьшить налог в том случае, если по объективным причинам снижалась продуктивность хозяйства.

Могло так произойти, что на урожайных землях в дождливый год не выдался урожай или часть лозы на виноградниках погибло, а маслины засохли, то это учитывалось при составлении ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубил виноградники или оливковые деревья, тогда он был обязан это объяснить, и если уважительных причин не находилось, то и ценз не снижался.

Виды налогов

Основным источником налоговых доходов в провинциях был земельный налог. Его средняя ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя в некоторых случаях применялись и особые формы налогообложения, к примеру, с количества фруктовых деревьев, в том числе, и виноградные лозы.

Налогообложению подлежала и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, сюда включались скот и рабы; а также предметы роскоши и драгоценности. Все жители провинции без исключения должны были оплачивать единую подушную подать.

На налоги в Древнем Риме возлагались большие надежды. С их помощью власти пытались решить фискальные задачи и даже социальные.

В 6 г. н.э. император Август ввёл налог с наследства со ставкой 5%. Этот налог был введён исключительно для граждан Рима и только свободных. Граждане провинций им не облагались.

Средства, полученные от налога на наследство средства, направлялись на обеспечение пенсионного фонда профессиональных солдат после окончания службы. Налогом не облагались ближайшие родственники солдат.

Римская империя была первой, кто ввёл промысловый налог. Его придумал император Диоклетиан.

Кроме прямых налогов в Римской империи были и косвенные налоги. Самые распространённые из них следующие:

Таможенными пошлинами облагались все ввозимые и вывозимые из провинций товары. Величина этой пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, средняя ставка была на уровне 5%.

Особенность налоговой системы Римской империи в том, что все налоги взимались исключительно деньгами. Из этого следует, что всё населения просто обязано было производить излишки товаров для последующей их продажи. Это положительно сказывалось на товарно-денежных отношениях, которые стали поводом для глубокого погружения в процесс разделения труда и урбанизации страны.

Одновременно с тем, в соседних странах ещё была возможность платить налоги натурой.

Раздел Римской империи

Окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную произошёл в 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. Раздел Римской империи и позже падение её Западной части стало причиной того, что в Византии всё-таки сохранились предыдущие финансовые и хозяйственные устои. Для Византии раннего периода характерно наличие 21 прямого налога. Сюда вошли поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, после оплаты которого можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и некоторые другие.

Особыми налогами облагались сенаторы, чиновники и военные. Широкое распространение в Византии чрезвычайные налоги, например, на строительство флота, на содержание воинских контингентов и др.

Следует сказать, что даже такое большое количество налогов не привело Византию к процветанию. Даже наоборот, это стало причиной финансовых кризисов и ослабления мощи государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *