как сочинить стих самому образцы
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:
«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори
http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog
Как самому научиться писать стихи
Не правда ли, заглавие звучит провокационно,
однако Вы можете найти много подобных руководств:
«Как самому построить сельский дом», или «Как
самому сложить печь», «Как научиться мариновать и
консервировать». И я тоже хочу внести свой вклад.
Отметим тот факт, что структура стиха накладывает сильные
ограничения на текст, который не может уже быть произвольным,
а должен быть скомпонован в соответствии с определенными
правилами. Парадоксально, но это не только не препятствует,
но и способствует проявлению поэзии. Займемся этим парадоксом.
Зададимся вопросом: с какой целью и с каким результатом
используются перечисленные выше атрибуты стиха.
2. Стихи, в отличие от прозы, легче заучиваются.
3. Аура невинности. Возможность уйти от критики. Снятие груза
психологической ответственности за свои слова. Стихотворный
текст, даже несущий прямо высказанную сентенцию, не восприни-
мается как именно Ваше высказывание. Так уж складываются сами
собой слова, за Вас вашими устами будто бы говорит сама природа.
4. Аура истинности. Высказывание в стихотворной форме звучит
убедительно и кажется правдой посланной «свыше». Поэтому, напри-
мер, стихотворные эпиграммы выглядят более убийственными, чем
простая брань в сторону противника.
В общем-то стихи не о чем и даже на заданную тему создаются
просто из шума. Ценность их, как правило, невысока. Однако
вспомним состязательные импровизации поэтов Востока или
Средневековья.
9. Атрибуты стиха гасят прямой смысл сказанного.
В левой височной части человеческого мозга имеется две зоны,
одна из которых отвечает за грамматическую правильность речи, а
другая за то, что эта речь имеет какой-то смысл. В соответствии
с этим мы воспринимаем услышанные фразы и составляем себе пред-
ставление о смысле или о цели высказывания.
В стихотворной фразе, однако, присутствует рифма и ритм,
создающие звуковой рисунок, и этот рисунок кажется нам ( а так
оно и есть ) второй, а иногда и первой целью высказывания.
Логический смысл высказывания оказывается завуалированным.
10. Поскольку прямой смысл сказанного ставится под сомнение, а
иногда и уходит на второй план, это дает возможность скомпоно-
вать стихотворную фразу из нестыкующихся друг с другом по смыслу
слов, наполнить эту фазу бредом, содержащим скорее не смысл, а
намеки и ассоциации. При этом смысл стихотворного высказывания
резко расширяется. Восприятие дает возможность составить значи-
тельно более широкую картину происходящего, чем это можно было
бы предположить, глядя на ограниченный объем текста.
В том, что многие стихи содержат в себе изрядную долю стихо-
творного бреда, легко убедиться, проделав следующий эксперимент.
Перескажем стихотворение близко к тексту, лишив его рифм и
ритма. Заметим, что, как это видно из приведенного ниже примера,
общий поэтический пафос сохраняется и в прозаическом пересказе.
Однако он оказывается трудным для восприятия: сознание ищет в
нем прямой смысл, но не находит, бред он и есть бред.
Итак, стихотворение Б.Пастернака «Весна» ( 1918 г.)
Сначала пересказ:
Весной тополя на улице удивляются,
дом боится упасть, а даль пугается.
Выписавшийся из больницы человек с узелком
синего белья вдыхает синий воздух.
Вечер пуст, как рассказ, который прервала
звезда, не закончив его,
и поэтому тысячи шумных, невыразительных
и бездонных глаз недоумевают.
Особенно не на месте слово «поэтому», которое я, признаюсь,
вставил специально, чтобы показать, как не соответствует какой
либо логике все сказанное.
Теперь оригинал:
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.
Вы видите, именно атрибуты стиха делают приведенный текст
произведением искусства, и именно атрибуты стиха, формально
ограничивая его, на самом деле дают возможность расширить его
восприятие.
Атрибуты стиха играют существенную роль и в творческом про-
цессе. Дополнительные препятствия напрягают творческие силы и
приводят к нестандартным решениям. Причем решения эти возникают
не логическим путем, а как находки, идущие из темной и забытой
мыслью области, которая называется подсознанием.
Строгает рифма подсознание,
И крошатся из под резца
Слова, не жданные заранее,
С началом фразы у конца.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ КАК РОД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Шестое. Постарайтесь написать текст или
сразу, или по свежим
следам, поскольку в то состояние, в котором Вы пребываете, Вы
никогда уже не вернетесь.
Вы как будто скатываетесь на доске с волны: не следует рулить
очень самонадеянно, надо только немного направлять движение
доски и текстура стиха сама понесет Вас. Такое самодвижение.
Ловите волну и катитесь на ней.