как сохранить рабочее место после декретного отпуска
Ошибка выжившего. Как не потерять сотрудниц после декретного отпуска
Существует понятие — «систематическая ошибка выжившего». Это ошибка, которую допускают исследователи, делая вывод, основываясь лишь на известных данных об одной группе («выжившие» и рассказавшие о своем опыте), не принимая во внимание существование неизвестных данных о другой группе («погибшие», которые не могут ни о чем рассказать).
Есть три категории женщин, возвращающихся на работу после декретного отпуска, но работодатели ориентируются на меньшинство, делая выводы обо всех работающих матерях разом. Ошибка выжившего в действии.
1. Первая категория — это те самые «выжившие», на которых сейчас принято ориентироваться и которых приводят в пример, когда речь заходит о возможности совмещения карьеры и семьи. В эту категорию входят женщины, привыкшие самостоятельно решать свои проблемы и надеяться лишь на себя. Они заранее выстраивают правильные отношения с начальником, обсуждают свои карьерные перспективы еще до ухода в декретный отпуск, умеют работать из дома с младенцем на руках и знают, как организовать быт с ребенком так, чтобы вернуться к работе в ближайшее время. Речь идет о звездных сотрудницах, которые и сами прекрасно знают о своей значимости в компании. Их уместнее было бы назвать «единорогами»: они существуют, но их так мало, что практически невозможно встретить. Опираясь на свой опыт могу сказать, что доля таких «единорогов» в общей массе невелика — не более 10% по предварительным результатам исследования SelfMama.
2. Вторая категория — это женщины, которые пришли «отсидеться» под крылом работодателя и через некоторое время благополучно уйти в отпуск по уходу за ребенком (и, скорее всего, не в один). Главное для них — получить все причитающиеся им в этом случае выплаты и пособия. Мотивация таких сотрудниц изначально не подразумевает никакой профессиональной реализации. Их тоже не очень много — меньше 10%.
3. И, наконец, третья категория — самая многочисленная. Это женщины, которые в целом хорошо работали, но выдающимися сотрудниками их не назовешь. Работодатели не очень-то стремятся их удержать, пребывая в иллюзии, что легко найдут им на замену «единорога». Не чувствуя своей ценности для компании, женщина при выходе из декрета находит другого работодателя, становится фрилансером, открывает свое дело или вообще меняет сферу деятельности. То есть подавляющее большинство жительниц больших городов в целом хотят работать, но им постоянно приходится балансировать между материнством и карьерой.
Потерянные миллионы
Очевидно, что первые две категории не нуждаются в помощи: одни сами решат все проблемы совмещения материнства и карьеры, другие вообще не заинтересованы в выходе на работу. А вот с третьей категорией дела обстоят сложнее. Они возвращаются к профессиональной деятельности, но, как правило, меняют работодателя, что оборачивается прямыми потерями для компании, в которой они работали до рождения ребенка. Компания с таким подходом несет затраты на поиск нового сотрудника и его адаптацию, а так же должна инвестировать в его обучение и развитие — все это обойдется в круглую сумму для работодателя.
Если компания инвестировала в обучение и развитие сотрудника, который ушел в отпуск по уходу за ребенком и не вернулся — следовательно, все вложения, потраченные на тренинги, мастер-классы, семинары уже не имеют шансов окупиться. Ну а пока новичок адаптируется, он не может работать на все 100% — первое время от него вообще одни убытки, а освоиться он сможет не раньше, чем за два-три месяца. Поэтому мне кажется справедливым 50% зарплаты нового сотрудника списывать на затраты в течение адаптационного периода. А теперь предположим, что в компании 100 женщин со средней зарплатой в 50 000 рублей находятся в отпуске по уходу за ребенком. Из них 70% не вернутся на работу и принесут заявление об увольнении сразу по истечению трех лет после рождения ребенка. Допустим, затраты на обучение и интеграцию новичка, по очень скромным подсчетам, составляют по 50 000 рублей на каждого сотрудника в год, а стоимость подбора одного сотрудника — 40 000 рублей. Тогда мы получаем следующие цифры: затраты на подбор сотрудников — 2,8 млн рублей; инвестиции в обучение новичков — 3,5 млн рублей; потери во время адаптационного периода — 5 млн рублей, итого — 11,3 млн рублей или 113 000 рублей на каждую сотрудницу, не вернувшуюся в компанию после декрета. Звучит ужасающе, но цифры — вещь неумолимая.
Этих потерь вполне можно избежать. Для этого работодателю нужно быть в курсе «боли» своих сотрудниц. Эта «боль» заключается в том, что совмещать работу и материнство в нынешних условиях жизни и труда очень непросто. Быть работающей мамой можно в случае, если есть поддержка семьи, организован присмотр за ребенком, а также если женщина трудится в компании, которая не требует от нее работы 24/7 и позволяет находить время для семьи. То есть для успешного совмещения карьеры и заботы о семье должно совпасть много факторов, позволяющих настроить семейный менеджмент. Но далеко не всем повезло найти идеальных нянь и быстро сориентироваться на убежавшем далеко вперед рынке труда. И вот тут работодатель и должен помочь и организовать для женщин систему реинтеграции при возвращении на работу. Причем стартовать такая программа должна еще до того, как сотрудница ушла в декрет.
Руководство к действию
В вопросе реинтеграции российским компаниям нужно изучить опыт западных коллег. Во многих западных компаниях есть программы, получившие название «returnship». Это набор процессов, направленных на то, чтобы помочь сотрудникам, прервавшим свою карьеру, вернуться к работе с наименьшими потерями. Длительность такой программы составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. По сути, это та же стажировка, только ориентированная не на студентов, а на сотрудников с опытом. Новоиспеченным мамам помогают адаптироваться к новому режиму и условиям рынка, выработать новые навыки, которые приобрели актуальность за время их отсутствия, выстроить семейный менеджмент. После чего они возвращаются к прежнему рабочему режиму. Основная ценность такой программы заключается в том, что у женщин есть возможность ознакомиться и с другими доступными вакансиями и формами занятости, для этого им составляют индивидуальный план развития необходимых для этих вакансий компетенций.
По данным Deloitte, сейчас в мире насчитывается порядка 180 компаний, осознавших, что карьеры их сотрудников могут развиваться нелинейно и в них могут случаться перерывы, но что это не значит, что с такими сотрудниками нужно распрощаться навсегда. Отечественные компании пока, к сожалению, в этот список не входят, но некоторые ответственные работодатели уже двигаются в нужном направлении.
Выход из декретного отпуска досрочно
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
По закону будущая мама имеет право отдыхать вплоть до достижения ребенком возраста 3 лет. Но не каждая женщина может позволить себе такую роскошь. Поэтому сотрудница вполне может написать заявление о досрочном выходе на работу. Выход из декрета раньше срока требует оформления новых документов и не только. Подробности – в статье.
Работодатель не может раньше срока вызвать сотрудницу из отпуска по уходу за ребенком, даже если без нее на работе не обойтись. Выйти досрочно на работу, прервав отпуск по уходу за ребенком, может сама сотрудница по своему желанию. Причем запретить ей сделать это работодатель не в праве.
Женщина может приступить к работе на двух условиях:
В первом случае работница будет исполнять свои обязанности по стандартному графику. При выходе из отпуска она теряет право на выплаты от ФСС, если ребенку не исполнилось 1,5 года. Во втором случае, работница может выполнять свои трудовые функции, получая одновременно как заработную плату, так и пособие.
Что касается условий труда, то здесь есть ограничения. На весь период декретного отпуска работодатель не имеет права:
Что считать неполным рабочим временем
Трудовой кодекс РФ не разъясняет, какова должна быть продолжительность рабочего времени, чтобы считать его неполным. Теоретически, рабочее время является неполным, если его продолжительность меньше нормальной. Например, 39-часовая рабочая неделя вместо 40-часовой или 4-дневная рабочая неделя вместо 5-дневной.
Но, практически, есть риск, что сотрудники ФСС России могут не зачесть расходы на выплату пособия, если работница трудится в неделю только на час меньше нормы. По их мнению, работодатель обязан уменьшить продолжительность ежедневной работы минимум на 2 часа. Например, установить работнице 6-часовой рабочий день при 5-дневной рабочей неделе. Только тогда рабочее время будет неполным (письмо ФСС России от 22.03.2010 № 02-03-13/08-2498).
Есть судебные решения, где ФСС отказывало работодателю в возмещении выплаченного пособия из-за того, что сотрудница работала на 10 минут меньше 8-часового рабочего дня. Отделение ФСС России посчитало, что такой рабочий день не является неполным (п. 8 Положения № 111/8-51). Суды занимали позицию налогоплательщика и обязывали ведомство возместить работодателю пособие (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 № А36-430/2011).
Алгоритм оформления досрочного выхода из декрета
Разберем пошагово, как бухгалтеру оформить досрочный выход декретницы на неполный рабочий день из отпуска по уходу за ребенком.
Шаг 1. Перед выходом на работу досрочно сотруднице стоит уведомить об этом работодателя. Получите заявление от сотрудницы в свободной форме. Закон не устанавливает обязательную форму такого обращения.
Шаг 2. Договоритесь с сотрудницей о графике работы. Даже, если предложенный сотрудницей режим не устраивает компанию, работодатель не в праве потребовать выходить на работу в другие часы. Настоять на ином графике компания может в исключительных случаях. Например, когда предложенный работницей вариант несвойственен компании или нарушает права иных работников. А вот если работница хочет трудиться на дому, то ей можно отказать при условии, что ее работу нельзя выполнять в домашних условиях. Например, посещать клиентов, развозить заказы, водить автомобиль. В таком случае, отказ работодателя предоставить такую работу на дому законен. В этой ситуации суды занимают сторону работодателей. Судьи считают, что работу на дому надо предоставлять только тогда, когда конкретную работу возможно выполнять в домашних условиях (апелляционные определения Московского городского суда от 22.09.2014 по делу № 33-23961 и от 04.08.2015 по делу № 33-27277).
Шаг 3. Заключите с работницей соглашение о новом режиме работы. В нем укажите— период работы в условиях неполного времени, режим работы: рабочие дни, время начала и окончания рабочего дня и перерыва на обед, перерывов для кормления ребенка и условия оплаты труда работника. Оплата пропорциональна отработанному времени (ч. 2 ст. 93 ТК РФ).
Шаг 4. Издайте приказ о новом режиме работы сотрудницы. В приказе должны быть указаны те же моменты, что и в соглашении. Ознакомьте сотрудницу с приказом и попросите расписаться на документе. В приказе лучше указать, что работница трудится на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком.
Шаг 5. После того как сотрудница приступит к работе, отмечайте в табеле продолжительность ее работы и то, что она находится в отпуске по уходу за ребенком. Для этого применяйте двойное обозначение «Я/ОЖ» или добавьте в форму строки, в которых будете отдельно отмечать явку и отпуск. Закон не запрещает вносить в табель изменения.
Шаг 6. Если на месте декретницы трудится другой временный сотрудник, то издайте отдельный приказ о прекращении с ним трудовых отношений. Основание — заявление, поданное сотрудником, выходящим из отпуска, и окончанием срока трудового договора временного сотрудника (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Причем неважно, выходит ли сотрудница из декретного отпуска в связи с его окончанием или собирается трудиться в режиме неполного рабочего времени или на дому.
Даже если на момент выхода основной сотрудницы временный работник находится в отпуске или на больничном, с ним можно расстаться. Так как это увольнение в связи с истечением срока трудового договора, а не инициатива работодателя. По данному основанию можно уволить даже беременную сотрудницу, если в компании нет подходящих вакансий или работница откажется переводиться (ч. 3 ст. 261 ТК РФ). Если же компания хочет оставить временного сотрудника, то можно ввести новую штатную единицу и оформить письменное соглашение, изменив характер работы с временного на постоянный.
В то же время основная сотрудница вправе уволиться, не выходя из декретного отпуска. В этом случае с временным сотрудником нельзя расстаться. Так как выхода основной сотрудницы не произойдет, поэтому нет основания. А срочный трудовой договор с временным работником становится бессрочным (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Положен ли ежегодный отпуск работнице, которая трудится в период отпуска по уходу за ребенком?
Работница, которая трудится в период отпуска по уходу за ребенком, может попросить ежегодный оплачиваемый отпуск. Если работодатель не против, то он может удовлетворить ее просьбу. По законодательству использование одновременно более одного отпуска не предусмотрено (абз. 2 п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1).
Отдых работницы во время работы в период детского отпуска можно оформить двумя способами.
Способ первый — работница прерывает детский отпуск и уходит в ежегодный оплачиваемый. После окончания ежегодного отпуска она вновь сможет воспользоваться детским (письмо Роструда от 15.10.2012 № ПГ/8139-6-1).
Алгоритм действий следующий:
1. возьмите у сотрудницы заявление о прерывании отпуска по уходу за ребенком и прекращении выплаты пособия. В нем же она может попросить оформить ежегодный отпуск.
2. издайте два приказа: один — о выходе из декрета, второй — об уходе в оплачиваемый отпуск.
3. внесите в личную карточку работницы информацию об отпусках.
4. заключите с подчиненной соглашение о расторжении соглашения о работе в условиях неполного рабочего времени в период детского отпуска.
Предупредите работницу, что пособие по уходу за ребенком в период ежегодного отпуска выплачивать ей не будут (письмо ФСС России от 14.07.2014 № 17-03-14/06–7836).
Способ второй — работница прекращает трудиться в режиме неполного времени в период детского отпуска.
Алгоритм действий по второму способу таков:
1. получите от работницы заявление о прекращении работы в режиме неполного времени.
2. издайте соответствующий приказ.
3. заключите с подчиненной соглашение о расторжении соглашения о работе в условиях неполного рабочего времени в период детского отпуска. Так работница сохранит пособие, а ежегодный отпуск она сможет использовать после окончания детского.
Если сотрудница заболела в период отпуска по уходу за ребенком.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивают только тем работницам, которые в период отпуска по уходу за ребенком трудятся на условиях неполного рабочего времени. Так как ей нужно освобождение от работы, врач выдаст больничный. Как следствие, она получит пособие по временной нетрудоспособности (п. 23 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н; далее — Порядок № 624 н ). При этом пособие по уходу за ребенком за ней сохранится. То есть работница получит сразу два пособия.
Если сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком и не работает, то ей не нужно освобождение от работы и возмещение заработка (п. 22 Порядка № 624н). Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности ей не положено.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Памятка и пример. Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 325.5 КБ
Обязательно ли предоставлять сотруднице, вышедшей из декрета, ее прежнюю должность?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Наталии (г. Ульяновск)
Сотрудница ушла в декрет в январе 2007 года. На ее место взяли другого работника. В данный момент она находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. В марте 2010 отпуск заканчивается и работница хочет выходить. Обязаны ли мы предоставить ей то же место работы или предложить другое? И как поступить, если она хочет выйти с января на неполный день?
При выходе из отпуска по уходу за ребенком Вы обязаны предоставить ей исключительно ее место работы (должность), т.к. согласно статье 256 на «период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)».
Временного сотрудника, принятого на ее место Вы увольняете на основании истечения срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если у женщины есть желание выйти на неполный рабочий день и работать в таком режиме до достижения ребенком трех лет, то она имеет на это право (статья 256 ТК РФ). И Вам необходимо будет только оформить этот выход.
Для этого работник, согласно статье 256 ТК РФ, пишет заявление (хотя о том, что заявление должно быть в письменной форме в кодексе это не указано). Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обговариваются условия и объем работы, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, режим рабочего времени, размер оплаты труда. На основании этого Вы издаете приказ о работе на условиях неполного рабочего времени. Обратите внимание, что в табеле рабочего времени Вы можете сделать еще одну строку на этого же работника. Так в одной строке отмечается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ОЖ), т.к. работник своим выходом не прервал указанный отпуск, а в другой строке отмечается продолжительность работы в дневное время (Я). Или Вы можете ввести особое обозначение для работы на условиях неполного рабочего времени работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Для этого необходимо оформить приказ (распоряжение) о внесении в унифицированную форму дополнительного реквизита.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
На работу после декрета
Чего боятся работодатели?
Существует стереотип, что от сотрудницы с маленьким ребенком больше проблем, чем пользы. Работодатель ожидает от молодой мамы два потенциально негативных сценария:
1) Что сотрудница не сможет уделять работе достаточно времени.
Есть мнение, что молодая мама будет все время пропадать: то нужен больничный, то отгул, то детский утренник, то забрать ребенка из сада пораньше. В командировки ее не отправить и попросить задержаться, чтобы доделать важную работу, тоже не получится. К тому же у большинства компаний принят график работы до 18:00 или 19:00, а многие детские сады требуют, чтобы ребенка забирали до 17:00.
2) Что за время декрета сотрудница утратила профессиональную квалификацию.
Навыки, которыми мы какое-то время не пользуемся, ослабевают. Это касается всего: и вождения автомобиля, и английского языка, и даже обычной коммуникации с окружающими. Работодатели думают: если вы два года были в декрете, то занимались только ребенком, следовательно, профессиональную литературу не читали, английский забыли и за актуальными тенденциями в своей области не следили.
Ваши сильные стороны
Главная задача любого кандидата — доказать свою пользу для работодателя. Это же касается и молодых мам. После разговора с вами у работодателя должно сложиться впечатление, что он наконец-то сможет закрыть вакансию, делегировать задачи и заняться своими делами. Поэтому во время интервью старайтесь акцентировать внимание на своих сильных сторонах.
Вы просто очень хотите работать
Ваш главный козырь — горящие глаза. Насидевшись с детьми, женщины горят желанием работать, вспоминать забытое, применять свои деловые способности. Они не опаздывают на работу на полдня, не бегают на частые перекуры и не уйдут на «более теплое место» через полгода, потому что ценят стабильность. Женщины после декрета счастливы целый день общаться с взрослыми людьми, иметь час на обед и возможность сконцентрироваться на работе. Причем чем дольше сотрудница была в декрете, тем больше она рада вернуться на работу.
«Женщина, которая провела несколько месяцев или лет в декрете, обычно очень хочет работать, — делится своим опытом Василий Воропаев, основатель компании Rubrain.com. — Она хочет отвлечься от забот о ребенке и готова обеспечивать не только свое, но и его будущее, даже если это только оплата няни или детского сада. Это большая ответственность, которая заставляет сотрудницу думать о своем профессиональном развитии».
«Посидев пару лет дома в декрете, многие деятельные девушки просто сходят с ума от постоянного «дня сурка», — добавляет Валентина Игнатьева, ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica. — Поэтому они очень рады вернуться в коллектив и профессионально развиваться. Практика показывает, что те, кто работает продуктивно, остаются такими же и с рождением ребенка, так что режим многозадачности для них не проблема. И чувство ответственности у молодых мам развито гораздо сильнее, чем у их коллег, у которых пока что нет детей».
У вас свои сильные навыки
Это тайм-менеджмент, организованность, умение существовать в режиме многозадачности и многое другое. У сотрудниц с маленькими детьми есть ряд преимуществ перед другими, уверена Ксения Андреева, HR филиала компании «1С-Рарус». «Они гораздо более усидчивы, чем их коллеги без детей, они внимательны к деталям и умеют эффективно распределять время, — рассказывает она. — По нашему опыту, мамы, только вышедшие из декрета, хорошо справляются с задачами, где требуется постоянный контроль (например, это может быть контроль показателей). Такие сотрудники отличаются ответственностью и сосредоточенностью».
Другой профессиональный плюс женщин, которые одновременно с заботой о ребенке работают, — это опыт тайм-менеджмента и скорость принятия решений, добавляет Василий Воропаев: «Отпуск по уходу за маленьким ребенком научил их мгновенно оценивать ситуацию, решать проблему и управлять своим временем, а не прокрастинировать. Это очень важные качества для бизнеса».
Еще одно неоспоримое преимущество мам с маленькими детьми — это лояльность, считает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Женщина, у которой есть баланс между работой и семьей, едва ли захочет менять работу в обозримом будущем, — продолжает она. — К тому же такие сотрудники обычно выкладываются на 100%. Им важно, во-первых, сохранить рабочее место, во-вторых, научиться новому и наверстать упущенные знания (если декрет был долгим). Еще один пункт в пользу молодых мам — это их навык управления временем и расстановки приоритетов. Ну и гибкость и переговорные навыки, по моему опыту, декрет тоже хорошо развивает, а это большое плюс для любого сотрудника».
Вы готовы искать компромиссы
И искать различные возможные пути решения проблем. Например, поработать какое-то время удаленно, если ребенок заболел, или подобрать индивидуальный удобный график работы вместе с работодателем. «Можно изменить график работы, можно делить работу на части, выполняя ее в разное время дня, — считает президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. — Можно вообще организовать сезонную работу, оставляя себе сезоны гарантированного отпуска. Большинство наших дистрибьюторов — женщины, и часто это молодые мамы с детьми. Конечно, их не надо ставить на конвейерную работу, но это не значит, что таких женщин вообще не стоит рассматривать в качестве работников. Молодые мамы часто готовы сделать невозможное, чтобы закрепиться на месте, получить продвижение, опыт, рекомендации и хорошую зарплату. И в этом отношении они часто превосходят мужчин».
Если ваша должность не требует обязательного присутствия в офисе, договоритесь с руководством, что первое время после выхода из декрета поработаете удаленно. Это поможет и вам, и ребенку привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам. Некоторые компании абсолютно нормально относятся к такому многоступенчатому выходу из декрета. «С одной молодой мамой мы начали удаленно сотрудничать, когда она еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, — рассказывает Наталья Засыпина, директор департамента маркетинга компании «Фогсофт». — Ребенку тогда было меньше полутора лет. Мы с этой сотрудницей общались через Skype и электронную почту. Помню, во время наших созвонов по Skype в микрофоне периодически слышался детский лепет, но никого из нашей компании это не смущало, потому что это никак не мешало рабочему процессу. Если человек ответственный, то ничто не помешает ему качественно выполнять свою работу. Кстати, эта сотрудница скоро во второй раз станет мамой, и мы с удовольствием продолжим сотрудничать, когда ей станет удобно совмещать заботу о ребенке с решением наших задач».
Иногда компании идут навстречу молодым мамам и решают перевести сотрудницу с маленьким ребенком на удаленную работу уже после выхода из декрета. От такого решения могут выиграть и сотрудник, и компания. «К нам на собеседование приходила девушка, сидевшая дома с ребенком два с половиной года, — рассказывает Светлана Антонова, руководитель HR-отдела компании «Арасар». — Она претендовала на должность логиста, а это довольно стрессовая работа: необходимо организовывать и контролировать перемещение спецтехники и оборудования для стройплощадок по всей стране. Соискатель подходила нам по всем параметрам, более того, даже будучи в декрете она была в курсе, к примеру, актуальных региональных тарифов на перевозки тралами. Мы пригласили ее на работу. Сначала все шло отлично — у человека горели глаза, и работа была в радость. Но примерно через полгода ее ребенок стал регулярно простужаться. Питерская осень, детский сад — причин много. У мамы началась череда вынужденных отгулов. Учитывая, что сотрудник весьма компетентный и ответственный, мы решили перевести ее на удаленную работу с приездом в офис в случае особой необходимости. У нас пошел уже второй год такого сотрудничества и можно констатировать, что это решение было верным».
Полезные советы
1. Сразу акцентируйте внимание работодателя на том, что у вас есть, кому присмотреть за ребенком. Укажите это в резюме в разделе «Семейное положение», проговорите в телефонном разговоре, повторите на собеседовании. Неважно, будет ли это бабушка, няня или детский сад, главное, что вы спланировали, с кем останется ребенок, пока вы будете работать. У работодателя должно сложиться впечатление, что у вас надежные помощники и четкий план. Это уравняет вас с бездетными кандидатами.
Разумеется, нужно как можно раньше до выхода из декрета готовить к этому ребенка: решить, с кем будет оставаться малыш во время вашего отсутствия, и начать его к этому приучать — например, заранее отдать в детский сад.
Решение любых семейных вопросов — это вопрос вашей самоорганизации, ответственности и желания, напоминает Татьяна Конакова, директор по развитию продаж MICE-компании Upjet Travel Group. «Разумеется, больничные по уходу за ребенком и необходимость забирать детей из детского сада — это проблемы, которые лежат на поверхности. Этот вопрос сотрудники решают самостоятельно, так что компания этих сложностей даже не замечает».
2. Продемонстрируйте, что вы в курсе последних тенденций в вашей профессиональной области. Упомяните, какие книги по специальности в последнее время читали, какие статьи или блоги изучали, какие лекции или курсы прослушали. Ну и, конечно, готовиться к выходу на работу следует заранее, чтобы успеть освежить свои знания.
Лучше всего, когда женщина, уходя в декрет, не полностью прерывает карьеру, а продолжает работать — удаленно или на фрилансе, считает Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» и преподаватель Русской школы управления. «Тогда она не выпадает из рабочего процесса и не теряет профессиональной формы, — объясняет Наталья. — Сейчас часто женщины уходят в два декрета подряд, а после 5-6 лет, проведенных дома, невозможно выйти на работу с тем же уровнем дохода, как и до декрета. Кроме того, за такой срок теряются навыки, меняются законодательство, система налогообложения, схемы ведения бизнеса и конъюнктура рынка.
3. Задавайте вопросы: и во время телефонного интервью, и на собеседовании, и в первые рабочие дни. Интересуйтесь целями и задачами компании, занимайте активную позицию. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете. Лучше следуйте главному правилу коммуникации: «Не знаешь — спроси».
4. Молчите о личном. Не всем интересно знать подробности развития вашего ребенка, поэтому не рассказывайте об этом каждому коллеге. Эти новости лучше оставить для родных и близких.
5. Относитесь к своему декрету не как к «балласту», а как к огромному ценному опыту: опыту управления временем, планирования, ответственности, поддержания баланса, работы с очень требовательным клиентом — вашим собственным ребенком.
Трудовой кодекс на вашей стороне
Да, существуют работодатели, которые не соблюдают Трудовой кодекс. Тем не менее трудовое законодательство в России все-таки есть, и оно-то как раз защищает интересы молодых мам. Например, статья 64 говорит нам: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей». Если работодатель вам отказывает по этой причине, требуйте письменный отказ и идите с ним в суд.
Статья 259 Трудового кодекса прямым текстом запрещает заставлять беременных женщин работать сверхурочно. А если вы — женщина с ребенком до 3-х лет, то отправлять вас в командировку или заставлять работать после официального рабочего времени работодатель может только с вашего письменного согласия.
Работодатель обязан взять обратно на работу сотрудницу, ушедшую в декретный отпуск, напоминает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Мы занимаемся поддержкой бизнес-процессов в сфере бухгалтерии. В России в этой сфере традиционно работает больше женщин. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что часть наших специалистов уходит в декрет и возвращается на работу, — рассказывает Юпашевская. — В настоящее время, например, в отпуске по уходу за ребенком находится почти 20% от общей численности нашего персонала. Для нас не стоит вопрос, возьмем ли мы этих людей обратно — мы обязаны сделать это по закону. Но дело не только в соблюдении правовых норм. Нам выгодно продолжать сотрудничать с опытным, проверенным человеком, который знаком с коллективом и спецификой бизнеса. Такого сотрудника не придется обучать с нуля».
В современных и открытых компаниях к детям относятся как к естественному этапу развития сотрудника. Поэтому относитесь к пункту «дети» в резюме как к способу показать потенциальному работодателю, что вы умеете брать на себя ответственность, эффективно распоряжаться своим временем и придерживаться планов.