как соотносятся друг с другом фазы динамики спортивной формы и периоды спортивного макроцикла

21. Типы макроциклов спортивной тренировки, соотношение между их периодами и фазами динамики спортивной формы.

Макроцикл – большой тренировочный цикл типа полугодичный (3-4 месяца), годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в годичных циклах.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на 2 крупных этапа:

— общеподготовительный этап, повышение уровня подготовленности, совершенствование фк, изучение новых сложных соревновательных программ. 6-9 недель. Состоит из 2-3 мезоциклов: 1 (длительность 2-3 микроцикла) – втягивающий, подготовка к высоким объемам; 2 (длительность 3-6 недельных микроцикла) – базовый, направлен на решение главных задач этапа.

— специально подготовительный этап, стабилизируется объем нагрузки, длительность 2-3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Делят на 2 этапа:

— этап ранних стартов, или развития спортивной формы, длительность 4-6 микроцикла, решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

— этап непосредственной подготовки к главному старту: восстановление после отборов; дальнейшее совершенствование физической подготовленности; создание и поддержание высокой психической готовности; моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту; обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности с целью трансформации ее в максимальный спортивный результат. Продолжительность этапа 6-8 недель, 2 мезоцикла (1- большая суммарная нагрузка; 2 – подведение к участию в конкретных соревнованиях).

Переходный период. Обеспечение полноценного отдыха, а также поддержание тренированности для обеспечения оптимальной готовности к началу очередного макроцикла. Продолжительность от 2 до 5 недель. Снижение суммарного объёма, активный отдых и общеподготовительные упражнения.

22. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсменов.

Кк – измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подг-ти спорт-на (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и др методы и тесты ).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируется 3 группы показателей:

1. Тренир-ых и соревн-ых воздействий; 2. функционального состояния и подгот-ти спорт-на; 3. состояния внешней среды.

Кк реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. 3 группы тестов:

1. тесты, проводимые в покое: показатели физ разв (рост, масса, длина и обхват рук, ног и т.д.). В покое изм-ют функциональное состояние сердца, мышц, нс. Сюда же входят и псих-ие тесты.

2. Стандартные тесты, когда всем спорт-нам предлагается выпол-ть одинаковое задание. Цель выполнение непредельной нагрузки, поэтому мотивация на достижение максимального результата здесь не нужна.

3. Тесты, при выполнение кот нужно показать максимально возможный двигательный результат (силы, проявляемые в тесте; МПК, ЧСС и т.п.)

Виды контроля: — Оперативный – контроль за оперативным состоянием спорт-на, за готовность к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки и т.д. Направлен на оценку реакций организма сп-на на тренировочные или соревновательные нагрузки.

— Текущий – оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных сорев-й, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений ур-ня подгот-ти сп-на.

— Этапный – измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей сорев-ой и тренир-ой деят-ти сп-на, динамики нагрузок и спорт-х результатов на сорев-х.

Направления контроля: к-ль за соревн-ми и тренир-ми воздействиями; к-ль за состоянием подготовленностью сп-нов; к-ль за состоянием внешней среды.

Источник

Как соотносятся друг с другом фазы динамики спортивной формы и периоды спортивного макроцикла

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе выс­ших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлет­ние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко­квалифицированных спортсменов встречается построение годич­ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенно­го» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани­руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортив­ной формы — создание прочного фундамента (общего и специаль­ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со­вершенствования различных сторон подготовленности. В соревнова­тельном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготов­ленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не­посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со­ревнования. Переходный период (период временной утраты спортив­ной формы) направлен на восстановление физического и психиче­ского потенциала после высоких тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повы­шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер­шенствование двигательных способностей, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но­вых сложных соревновательных программ. Длительность этого эта­па зависит от числа соревновательных периодов в годичном цик­ле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива­ющий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тре­нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель­ных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объе­мов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способ­ствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи­руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повыша­ется интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достиг­нутого уровня специальной подготовленности и достижение вы­соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи реша­ются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревнова­тельном периоде осуществляют в соответствии с календарем глав­ных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все ос­тальные соревнования носят как тренировочный, так и коммер­ческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортив­ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

— восстановление работоспособности после главных отбороч­ных соревнований и чемпионатов страны;

— дальнейшее совершенствование физической подготовленно­сти и технико-тактических навыков;

— создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех­нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 не­дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ­ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже­ний, другой — на подведение спортсмена к участию в конкрет­ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являют­ся обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла,- а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред­ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол­ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со­став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индиви­дуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем ра­боты сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; заня­тия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное со­держание переходного периода составляют разнообразные сред­ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышает­ся, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного пери­ода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего мак­роцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленнос­ти по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляю­щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре­деляются многими факторами. Одни из них связаны со специфи­кой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложив­шейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организаци­ей подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудова­ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи­тание и т.п.).

Источник

21 Пр). Типы макроциклов спортивной тренировки, соотношение между их периодами и фазами динамики спортивной формы.

Макроцикл – большой тренировочный цикл типа полугодичный (3-4 месяца), годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в годичных циклах.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на 2 крупных этапа:

— общеподготовительный этап, повышение уровня подготовленности, совершенствование фк, изучение новых сложных соревновательных программ. 6-9 недель. Состоит из 2-3 мезоциклов: 1 (длительность 2-3 микроцикла) – втягивающий, подготовка к высоким объемам; 2 (длительность 3-6 недельных микроцикла) – базовый, направлен на решение главных задач этапа.

— специально подготовительный этап, стабилизируется объем нагрузки, длительность 2-3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Делят на 2 этапа:

— этап ранних стартов, или развития спортивной формы, длительность 4-6 микроцикла, решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

— этап непосредственной подготовки к главному старту: восстановление после отборов; дальнейшее совершенствование физической подготовленности; создание и поддержание высокой психической готовности; моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту; обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности с целью трансформации ее в максимальный спортивный результат. Продолжительность этапа 6-8 недель, 2 мезоцикла (1- большая суммарная нагрузка; 2 – подведение к участию в конкретных соревнованиях).

Переходный период. Обеспечение полноценного отдыха, а также поддержание тренированности для обеспечения оптимальной готовности к началу очередного макроцикла. Продолжительность от 2 до 5 недель. Снижение суммарного объёма, активный отдых и общеподготовительные упражнения.

22 Пр). Комплексный контроль и учет в подготовке спортсменов.

Кк – измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подг-ти спорт-на (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и др методы и тесты ).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируется 3 группы показателей:

1. Тренир-ых и соревн-ых воздействий; 2. функционального состояния и подгот-ти спорт-на; 3. состояния внешней среды.

Кк реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. 3 группы тестов:

1. тесты, проводимые в покое: показатели физ разв (рост, масса, длина и обхват рук, ног и т.д.). В покое изм-ют функциональное состояние сердца, мышц, нс. Сюда же входят и псих-ие тесты.

2. Стандартные тесты, когда всем спорт-нам предлагается выпол-ть одинаковое задание. Цель выполнение непредельной нагрузки, поэтому мотивация на достижение максимального результата здесь не нужна.

3. Тесты, при выполнение кот нужно показать максимально возможный двигательный результат (силы, проявляемые в тесте; МПК, ЧСС и т.п.)

Виды контроля: — Оперативный – контроль за оперативным состоянием спорт-на, за готовность к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки и т.д. Направлен на оценку реакций организма сп-на на тренировочные или соревновательные нагрузки.

— Текущий – оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных сорев-й, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений ур-ня подгот-ти сп-на.

— Этапный – измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей сорев-ой и тренир-ой деят-ти сп-на, динамики нагрузок и спорт-х результатов на сорев-х.

Направления контроля: к-ль за соревн-ми и тренир-ми воздействиями; к-ль за состоянием подготовленностью сп-нов; к-ль за состоянием внешней среды.

Источник

Лекция 21. Построение макроциклов в спортивной тренировке

1. Закономерности становления спортивной формы как одна из основных причин выделения макроциклов и их периодов.

2. Соотношение фаз развития спортивной формы и периодов макроцикла (подготовительного, соревновательного и переходного).

1.Характеристика макроцикла

2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный,

соревновательный, переходный период)

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этап обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Источник

Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл

Содержание

Исторические корни и современное состояние [ править | править код ]

Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).

За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом.

Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.

Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.

Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.

Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.

Основные положения традиционной теории [ править | править код ]

Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.

Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *