как соотносятся интерпретационные и нормативно правовые акты
Соотношение интерпритационных, правоприменительных и нормативно-правовых актов
Все правовые акты подразделяются в науке на 4 группы:
4. Прочие акты (декларации, послания, обращения).
Признаки: носит обязательный характер; принимается компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной организацией; как правило, имеет документальную форму; выступает юр.фактом, применяется к конкретным лицам и конкретной ситуации.
Виды (по субъекту правоприменения): акты законодательной, исполнительной власти; акты правосудия; акты контрольно-надзорных органов.
Акты толкования (интерпретационные) – призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, т.к. если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. Актами интерпретационного толкования признаются акты официального толкования.
б) Делегированным (легальным) толкованием занимаются те органы, которые не издавали данные правовые нормы, но которым передано право их толковать. (Напр. КС дает толкование Конституции РФ).
Официальное толкование может быть:
— нормативным, т. е. даваться безотносительно к конкретному случаю, практически в виде новой нормы (напр. разъяснения КС, Пленума ВС, Высшего Арбитражного суда);
2) акты разъяснения:
Так, ВС РФ, не являясь правотворческим органом, имеет право толковать нормативные акты, в т. ч. принимаемые высшими законодательными органами (дача разъяснений Пленумом ВС РФ), дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для следователей, крим. милиции, судей.
КС толкует Конституцию РФ.
ВАС разъясняет вопросы судебной практики для граждан и судей.
Генпрокуратура дает разъяснения и указания обязательные для всех органов расследования.
Не содержит нормы права для всех, а содержит индивидуальное решение для субъекта конкретного правоотношения.
НПА является основным источником права и содержит номры права, обязатлеьные для всех.
Соотношение этих актов:
НПА состоит из норм права → интерпретационные акты толкуют эту норму (разъясняют) → правоприменительные акты ее применяют в конкретных жизненных ситуациях, при возникновении правоотношений, определенных данной нормой.
39 Вопрос. Соотношение интерпретационных, правоприменительных и нормативно-правовых актов.
В юридической науке неоднократно ставился вопрос о природе актов официального толкования, содержат ли они нормы права. Так, в соответствии с Законом «О судебной системе Российской Федерации», разъяснения Пленума Верховного суда РФ обязательны для всей системы судов общей юрисдикции, это же характерно и для всей системы судов общейюрисдикции, это же характерно и для Арбитражного суда РФ, Прокуратуры РФ и.т.д. Но их акты – это акты толкования. Поэтому решение данного противоречия в науке нашло следующее отражение: предписание общего характера, содержащиеся в актах официального толкования, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение. Правопримениетельные органы (суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако, правоположения, не будучи юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменительных решений. Правотворческие органы должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.
40 Вопрос. Реализация права: понятие, формы и методы обеспечения.
Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права являются:
Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц.
Применение права имеет следующие признаки:
—осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут);
— осуществляется в строго установленном процессуальном порядке;
— осуществляется в определенной последовательности;
— устанавливаются фактические обстоятельства дела;
— выбираются соответствующие правовые нормы;
— принимается решение (издается индивидуальный акт);
— содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц;
— решение принимается по конкретному делу.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Соотношение нормативного правового акта, акта применения права и акта толкования права
Среди правовых актов-документов различают:
— нормативно-правовые акты (нормативные акты);
— акты толкования права (интерпретационные акты);
— акты применения права (правоприменительные акты).
Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительный акт содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом (лицом) в результате решения им конкретного юридического дела.
Акты толкования права действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют. ФКЗ “О КС” Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Для нормативно-правовых актов, актов применения и актов толкования норм права являются общими следующие черты:
— все правовые акты имеют юридическую силу, государственно-властный обязательный характер;
— указанные виды правовых актов могут происходить от одних и тех же органов и должностных лиц (парламента, правительства, главы государства, министерства и т.д.).
Нормативно-правовой акт отличается от актов применения норм права и интерпретационных актов (актов толкования) тем, что:
— нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, он распространяет свое действие на всех субъектов права, тогда как акт применения имеет индивидуальную направленность, распространяет действие нормы права на конкретную ситуацию, касается конкретных лиц;
— нормативно-правовой акт предназначен для многократного использования, а акты применения имеют одноразовую силу;
— акт применения норм права и интерпретационный акт принимаются на основе нормативно-правового акта;
— акт толкования нормы права не содержит новых нормативных предписаний, он разъясняет содержание уже имеющейся нормы права;
Интерпретационные акты, их отличие от нормативно-правовых и правоприменительных актов
Результаты официального толкования излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.
То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.
На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.
Особенности актов толкования права:
— они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
— не являются формой и источником права.
В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). По другим же признакам интерпретационные акты достаточно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.
Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта.
Они разделяют общую судьбу: при утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:
1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов.
Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.
2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.
3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.
Интерпретационные акты подразделяются:
— в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты