как соотносятся международные отношения мировая политика
Международные отношения и мировая политика соотношение понятий
Влияющие факторы: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.
Основные субъекты: народы; государства; межгосударственные объединения; всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.
Структура мировой политики: внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых национальных государств; деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами и народами;
политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода.
Международная политика представляет собой наиболее важную часть международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Почему человечество подавляющую часть своей истории провело в войнах? Для этого необходимо выявить сущность международной политики, проанализировать связи внешней и внутренней политики.
Соотношение мировой политики и международных отношений
Прежде чем определить природу международной политики и ее отличия от внутренней, а также выявить характер их взаимосвязи, необходимо уяснить как соотносятся понятия «международные отношения» и «международная политика».
Содержание этих понятий не остается неизменным, поскольку постоянно меняется ситуация в мире. В самом деле, если в начале XX в. в мире насчитывалось 52 независимых государства, то к середине столетия их уже было 82, а сегодня число их превышает 200. Все эти государства и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах человеческой жизни.
Прежде в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и из различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и т.д., сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них, на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собою систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государствами, межправительственными и неправительственными организациями имеют политический характер. Однако в связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду
с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика».
Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, международная политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправия международных отношений.
Международные отношения и мировая политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и основы международных отношений
Международные отношения – это совокупность различного рода связей и взаимоотношений между субъектами, функционирующими на мировой арене. Подобного рода связи могут носить политический, экономический, правовой, идеологический, культурный, дипломатический, военный и иной характер.
Международные отношения служат пространством, в рамках которого происходит столкновение и взаимодействие на разных уровнях (двустороннем, многостороннем, региональном, глобальном) различных сил. По сути, они отражают всю гамму связей и взаимодействий, возникающих между субъектами мирового сообщества. Ключевая роль в международных отношениях отводится двусторонним межгосударственным политическим отношениям. Свое отражение этот уровень отношений находит в соглашениях и договорах, которые определяют характер отношений двух договаривающихся сторон.
Отличительной особенностью международных отношений выступает отсутствие в них центрального ядра и управления. Строятся они с опорой на два основных принципа – полицентричность и полииерархичность. Большая роль в международных отношениях, соответственно, отводится стихийным процессам и субъективным факторам.
Международные отношения в современном мире развиваются довольно непросто. Основными тенденциями их развития считаются:
Условно все множество международных отношений подразделяется на два типа – отношения сотрудничества и отношения соперничества.
Готовые работы на аналогичную тему
В последние десятилетия все большее значение среди субъектов международных отношений отводится международным организациям. Традиционно их подразделяют на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. К числу первых относятся стабильные объединения государств, основанные на договорах, имеющие постоянные органы и обладающие определенными согласованными компетенциями. Вторые имеют более сложную структуру.
Определяющая роль в развитии системы международных отношений сегодня отводится балансу сил государств, действующих на международной арене. Сила государств свое отражение находит в способности защищать свои интересы и воздействовать на другие страны и общемировой ход событий. Чаще всего проявляется она в борьбе за контроль над сырьевыми ресурсами, рынки сбыта и сферы приложения национального капитала и пр.
Сущность и субъекты мировой политики
Мировая политика представляет собой совокупную линию, равнодействующую, складывающуюся в результате как согласованных, так и разнородных противоречивых действий государств и иных международных субъектов (акторов) на мировой арене. Она включает в себя целый ряд составляющих (рисунок 1).
Рисунок 1. Составляющие мировой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мировая политика часто определяется в качестве процессов выработки, принятия и реализации решений, которые затрагивают жизнь мирового сообщества. Несмотря на то, то в современной мировой политике функционирует достаточно много различных участников, преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики все же являются государствам и их группы (союзы). Тем не менее, на лицо прослеживается тенденция к расширению участников современных международных отношений.
Структурно мировая политика складывается из внешнеполитической деятельности национальных государств, региональных общественных и межгосударственных структур, союзов, группировок и иных объединение, а также осуществляемой на глобальном уровне деятельности ООН и иных учреждений и организаций, уполномоченных на то народами и государствами.
К числу основных субъектов мировой политики принято относить государства, политические партии, движения, международные объединения и пр.
Соотношение международных отношений и мировой политики
В теории международных отношение разграничение понятий международных отношений и мировой политики представляет определенную сложность. Ранее для обозначения взаимодействий между суверенными государствами использовали лишь одно понятие – «внешняя политика». Сегодня можно выделить три основных подхода к разграничению двух этих терминов:
Международные отношения и мировая политика тесно взаимосвязаны друг с другом и порой идут бок о бок. В некоторых случаях разграничить их бывает довольно сложно.
Мировая политика, представляя собой политическую деятельность субъектов международного права, выступает ядром международных отношений. Исторически она возникла позже международных отношений. Часто ее связывают с глобальными проблемами и вопросами развития мировой политической системы в целом. Международные же отношения раскрывают скорее непростое взаимодействие между странами и иными субъектами международного политического процесса.
Вместе международные отношения и мировая политика выступают неотъемлемой частью современной политической науки. Проблематичность размежевания предметов мировой политики и международных отношений наиболее ярко проявляется при изучении глобальных проблем современного мира, а также в рамках дискурса относительно природы современных политических процессов.
Соотношение мировой политики и международных отношений
Прежде чем определить природу международной политики и ее отличия от внутренней, а также выявить характер их взаимосвязи, необходимо уяснить как соотносятся понятия «международные отношения» и «международная политика».
Содержание этих понятий не остается неизменным, поскольку постоянно меняется ситуация в мире. В самом деле, если в начале XX в. в мире насчитывалось 52 независимых государства, то к середине столетия их уже было 82, а сегодня число их превышает 200. Все эти государства и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах человеческой жизни.
Прежде в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и из различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и т.д., сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них, на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собою систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государствами, межправительственными и неправительственными организациями имеют политический характер. Однако в связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду
с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика».
Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, международная политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправия международных отношений.
Природа мировой политики: основные интерпретации в политической науке
Мировая политика является наиболее важной частью международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики. Анализ этой проблемы невозможен без уяснения связей внешней и внутренней политики.
В современной политологии существуют по крайней мере три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Сторонники первой точки зрения, как правило, отождествляют их. Так, профессор Чикагского университета Г. Моргентау полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах».
Вторая точка зрения представлена работами австрийского социолога Л. Гумпловича (1838—1909), считавшего, что внешняя политика определяет внутреннюю. Считая борьбу за существование главным фактором социальной жизни, Л. Гумплович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший — закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за приграничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, выходу к морю как средству приобретения морского могущества. Наконец, смысл третьего зако-
оказывается мировое сообщество, а также характером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание мировой политики.
Мировая политика и международные отношения : сущность и соотношения
Влияющие факторы: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.
Основные субъекты: народы; государства; межгосударственные объединения; всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.
Структура мировой политики:
— внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых национальных государств; деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами и народами;
— политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода.
Международная политика представляет собой наиболее важную часть международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Почему человечество подавляющую часть своей истории провело в войнах? Для этого необходимо выявить сущность международной политики, проанализировать связи внешней и внутренней политики.
69.Национально-государственные интересы, национальная безопасность
(national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены национальной идее как социальной и политической общности, поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки. Понятие «национальные интересы» особенно действенно в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе. Во внутриполитических ситуациях это понятие звучит менее убедительно, и здесь политики обычно используют другие подходы. 2. Средство анализа внешней политики, в частности политическими реалистами (realism) вроде Ганса Моргентау. В этом случае термин аналогичен внешнеполитическому варианту «общественных интересов», т.к. подразумевает наиболее благоприятную для нации систему отношений с другими государствами. Термин по своей сути не только подчеркивает возможность угрозы для нации со стороны внешней анархии, но и указывает на то, что ограничивает свободу действий государства (договора, различные интересы, мощь других государств и иные факторы вне пределов национального контроля, например, географическое положение или зависимость от внешней торговли). Реалисты пользуются термином при оценке национальной безопасности как сердцевины национальных интересов. «Государственные интересы» и «интересы национальной безопасности» – это взаимосвязанные понятия. Аналитическое использование понятия «национальные интересы» подчеркивает роль государства как воплощения национальных интересов. Однако пока не существует единой методики, позволяющей определить интересы нации. Некоторые исследователи утверждают, что они объективно определяются положением государства в международной системе и могут быть выведены на основе изучения его истории, успехов и неудач в политике. Другие полагают, что национальные интересы субъективно интерпретируются правительством. В этой версии термин подобен риторической фразе, приводимой некоторыми политиками: национальный интерес – это то, что сами политики считают национальным интересом.
Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Сам термин «национальный интерес» пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение «государственного интереса». Национальные интересы – понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа «политического реализма», в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов «реалистами» объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого «общественного интереса», т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании национальных интересов.
Содержание национальных интересов в большей степени будет раскрыто в контексте внешнеполитических условий.
По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности.
Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д.
Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.
Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
К числу важнейших национальных интересов относятся:
Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ «реорганизация» постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;
Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация российско-НАТОвских отношений;
Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.
Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.
70. Россия в системе международных отношениях
Международный статус современной России
К концу 80-х гг. XX в. коммунистическая идеология утратила привлекательность для большей части населения, а страна отстала от Запада на решающих направлениях научно-технической революции. Совокупное действие этих причин и предопределило крах нежизнеспособной тоталитарной системы.
Распад советской сверхдержавы отвечал интересам Соединенных Штатов, но его организация была им не по силам. Более того, происшедшее с СССР оказалось во многом неожиданным для американского правящего класса и спецслужб, в течение длительного времени стремившихся осуществить такой сценарий на практике Крупнейшая геополитическая катастрофа XX в. вызвана действием внутренних факторов, а не инспирирована извне.
Провозглашение Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г. суверенитета России по отношению к СССР было, по существу, первым шагом на ее пути от имперского государства к национальному. С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью геополитического самоопределения, адекватного ее возможностям и устремлениям. Оно предполагает позиционирование в геополитическом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектора внешней политики. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой формирования впервые в истории России нации-государства.
Внешнеполитическое самоопределение зависит не только от России, но и от процессов в ближнем зарубежье, политики других государств, прежде всего основных центров силы, общей ситуации в мире, тенденций глобального развития.
Влияние России на положение дел в мире определяется следующими обстоятельствами:
Ø она является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством мира, занимает благоприятную геополитическую позицию в центре Евразии;
Ø располагает гигантскими природными ресурсами и прежде всего энергетическими (нефть, газ, уголь), имеет высокий научно- технический потенциал;
Ø занимает лидирующие позиции в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в перспективе позволяющие достичь статуса великой энергетической державы;
Ø как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим статусом ответственность;
Ø обладает сопоставимым с Соединенными Штатами стратегическим ракетно-ядерным потенциалом, унаследованным от СССР;
Ø ключевой игрок на постсоветском пространстве, член «большой восьмерки», имеющий давние исторические связи с развивающимися странами;
Ø играет роль транспортного моста между Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы;
Ø с начала XXI в. укрепила свои позиции благодаря обретению относительной социально-политической стабильности, позитивным тенденциям в развитии экономики и активной внешней политике, перестает быть слабой страной, какой была в конце минувшего века;
Ø в последние годы российские корпорации начали активно осваивать рынок западных стран, что является важным показателем позитивных перемен в экономике России и фактором ее интеграции в мировую экономическую систему;
Ø отношения России практически со всеми государствами носят мирный характер, а с ведущими державами и соседями официально характеризуются как стратегическое партнерство.
Совокупность перечисленных обстоятельств определяет международный статус России как влиятельной трансрегиональной державы и глобальной ядерной сверхдержавы. В начале XXI в. Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической величиной, претендующей на существенную роль в управлении формирующейся международной системой.
Будущее мирового сообщества в существенной степени зависит от геополитического самоопределения России. Возможны два альтернативных сценария:
1) она станет на инновационный путь развития и осуществит всестороннюю модернизацию, будет способствовать решению глобальных проблем и утверждению демократического миропорядка;
2) может стать фактором дестабилизации положения на значительной части Евразии, полем анархии и хаоса, которые распространятся на соседние регионы.