как составить бизнес план для малого бизнеса самому образец фермерского хозяйства
Бизнес план фермерского хозяйства
Финансовая модель фермерского хозяйства
1. Краткий инвестиционный меморандум
Рост популярности здорового питания влечет за собой повышение спроса на натуральные фермерские продукты. Увеличение числа фермерских магазинов еще раз доказывает эту тенденцию, а, значит, спрос на продукцию их поставщиков (фермерских хозяйств) будет только расти.
Согласно статистике, доля небольших фермерских хозяйств с 2006 по 2016 годы увеличилась с 47,35 до 67 процентов. Это подтверждает тенденцию развития малых предприятий в сельском хозяйстве.
Кроме того, анализ рынка показывает, что введенные санкции в отношении России стали толчком для развития данного сегмента экономики. Это, в свою очередь, повлияло на рыночную ситуацию, ведь в течение последних двух лет наблюдается стабильный рост конкуренции.
Фермерское хозяйство — довольно рентабельный вид бизнеса при правильной организации. На это есть ряд причин: во-первых, налоговая нагрузка в этой отрасли ниже, чем во многих других. Во-вторых, при желании можно получить субсидии на организацию бизнеса, так как государство заинтересовано в развитии фермерских хозяйств. В третьих, в нашей стране имеются необходимые природные условия для открытия своего дела в данной отрасли.
Сумма первоначальных инвестиций составляет 6 552 500 рублей.
Точка безубыточности достигается на шестой месяц работы.
Срок окупаемости: 24 месяца.
Средняя чистая прибыль: 280 831 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
До начала организации проекта необходимо определиться с направлением вашей деятельности. Возможны следующие варианты:
В данном бизнес-плане будут рассмотрено хозяйство, которое работает по следующим направлениям:
Время работы фермерского хозяйства — ежедневно, работники могут жить на ферме (за исключением внештатных сотрудников).
3. Описание рынка сбыта
Продукция фермерского хозяйства реализуется следующим группам покупателей:
Целевая аудитория фермы — оптовые магазины и фермерские магазины, так как при небольших размерах бизнеса будет достаточно проблематично производить продукцию в гигантских объемах. В то же время, в рамках данного проекта не будет осуществляться продажа товара населению, ведь для этого нужно иметь свои розничные точки, которых в нашем проекте нет.
4. Продажи и маркетинг
Поиск клиентов для фермерского производства можно осуществлять по следующим направлениям:
5. План производства
Рассмотрим основные этапы открытия фермерского хозяйства.
Регистрация в государственных органах
Крестьянское фермерское хозяйство — это форма индивидуального предпринимательства, госпошлина за его регистрацию в 2018 году обойдется в 800 рублей. Для реализации своей продукции на рынках и в других торговых точках, вам нужно будет предоставить такие документы, как:
Также для того, чтобы продавать продукцию в торговые точки, вам понадобятся:
В качестве системы налогообложения выгоднее всего использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Он составляет 6% от разницы доходов и расходов, фермерского хозяйства.
При регистрации фирмы в нашем примере необходимо указать следующие виды ОКВЭД:
ОКВЭД 01.41.1— Разведение молочного крупного рогатого скота;
ОКВЭД 01.41.21 — Производство сырого коровьего молока
Поиск земли и подготовка ее к эксплуатации
Бизнес начинается с поиска земельного участка. Для реализации проекта предприятию потребуются:
Ферме нашего типа необходимо не менее 1500 кв. м земли, цены на землю сильно разнятся в зависимости от удаленности земли от города, в нашем случае, 1 кв.м обойдется в 30 руб. На этой территории нужно разместить ангар для содержания КРС, склад для хранения кормов, летний загон для животных, а также административное здание для сотрудников, в котором так же будет располагаться склад для хранения кормов. Найти готовую ферму с уже готовыми сооружениями будет проблематично, поэтому подготовьтесь к тому, что все необходимые постройки и коммуникации нужно будет проводить самостоятельно.
Желательно, чтобы участок располагался как можно ближе к лугам и пастбищам (это естественная кормовая база КРС), иначе работы по заготовлению кормов будут обходиться очень дорого. Кроме того, есть необходимость расположения участка вблизи транспортных путей, ведь придется перевозить продукцию, и сильная отдаленность от дороги может негативно сказаться на стоимости перевозки.
Далее необходимо подвести коммуникации к сооружениям (ангару). Потребуется подключение электроэнергии, водоснабжения и газа. Данные процедуры могут затянуться на длительный срок, поэтому позаботиться о них надо заранее. Данный этап может затянуться до 6 месяцев, стоимость реализации обойдется бизнесмену в 100 — 200 тысяч рублей.
Покупка необходимого инвентаря и оборудования
Для работы понадобится следующий перечень оборудования:
Наименование
Количество
Цена за 1 шт.
Общая сумма
Оборудование фермы
Транспортер для удаления навоза и мусора
Оборудование для убоя
Итого:
2 755 000
Оборудование для коммуникаций
Итого:
470 000
Инвентарь для персонала
Итого:
72 500
Общая сумма:
3 297 500
Большое количество работы на фермах выполняется с помощью машин, это сэкономит ваше время и деньги, поэтому следует озаботиться покупкой доильных аппаратов, погрузчика и транспортера.
Покупка животных
Поиск персонала
Если членов КФХ будет недостаточно, вам придется нанять сотрудников. Вам понадобятся:
Заключение договоров с покупателями
Реализация готовой продукции — важный этап фермерского хозяйства, от которого и зависит вся получаемая прибыль. Наиболее благоприятным развитием события станет заключение договора на поставку продукции для сети магазинов. В зависимости от выбранной ниши и формы производства (ИП или ООО) возможно использование различных как оптовых, так и розничных каналов сбыта.
Календарный план запуска проекта
Этап/длительность исполнения, нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Регистрация КФХ | ||||||||||||
Поиск земли | ||||||||||||
Подготовка участка к эскплуатации | ||||||||||||
Покупка инвентаря и оборудования | ||||||||||||
Закупка животных | ||||||||||||
Поиск и найм сотрудников | ||||||||||||
Заключение договоров с поставщиками |
6. Организационная структура
В фермерском хозяйстве вам понадобятся следующие сотрудники:
Заработная плата персонала в первый месяц работы
Количество работников | Окладная часть | Премиальная часть | |
Забойщик | 1 | 25 000 | |
Директор | 1 | 25 000 | 5% |
Ветеринар | 1 | 30 000 | |
Подсобный работник | 3 | 22 000 |
Подробный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых вносов представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Инвестиции в открытие массажного салона выглядят следующим образом:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 40 000 |
Постройка фермерского комплекса | 200 000 |
Закупка животных | 2 800 000 |
Реклама | 30 000 |
Аренда земли на время постройки | 180 000 |
Закупка оборудования | 3 297 500 |
Прочее | 5 000 |
Итого | 6 552 500 |
Средние ежемесячные расходы представлены ниже:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 238 813 |
Аренда (1500 кв.м.) | 45 000 |
Коммунальные услуги | 20 000 |
Реклама | 10 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 8 000 |
Затраты на корм | 350 000 |
Непредвиденные расходы | 5 000 |
Итого | 676 813 |
В среднем одна корова дает 5400 л молока в год, данные по продажам молока были рассчитаны исходя из этих показателей. Кроме того, с одной коровы можно получить примерно 60% туши от общей массы тела, что тоже учитывается при расчете плана продаж. Реализация будет происходить по средним оптовым ценам региона (190 руб./кг мяса и 24 руб./л молока). Согласно нейтральному прогнозу, точка безубыточности будет достигнута уже на второй месяц работы, а вот полной окупаемости проекта можно ожидать только на 18ый месяц после запуска ввиду значительной суммы первоначальных инвестиций. Рентабельность бизнеса составляет 61%, что является средним показателем по отрасли. Средняя ежемесячная прибыль проекта составляет 280 831 руб.
Подробный план продаж на 24 месяца, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
Риски, которые будут сопровождать ваш проект на стадиях его запуска и реализации:
Готовые образцы и примеры бизнес-планов на получение гранта для КФХ
Российское сельское хозяйство демонстрирует успехи. Важнейшей их причиной является мощная государственная поддержка этого сектора экономики. Она реализуется посредством двух главных инструментов – субсидий и грантов. Оба вида помощи осуществляются за счет бюджетных средств. На цели развития аграрного сектора в 2018 году выделена колоссальная сумма – 240 млрд руб.
В статье будет рассказано о главном условии получения гранта крестьянско-фермерским хозяйством – правильно составленном бизнес-плане.
Гранты для сельского хозяйства
Грантом называется безвозмездная целевая помощь сельскохозяйственно-производственному предприятию. Что это означает?
Во-первых, полученную сумму отдавать государству не нужно. Исключение составляют случаи, когда руководитель КФХ не смог освоить средства или попытался их использовать нецелевым образом.
Во-вторых, освоение полученных денег производится в соответствии с представленным бизнес-планом. Последствия выявления нарушений этого условия крайне неприятны (см. предыдущий пункт).
Такие условия могут показаться чрезмерно жесткими, однако следует учитывать, что средства государством фактически выдаются под бизнес-план. Для начинающего фермера эта помощь зачастую означает возможность открыть свое дело или вывести КФХ на качественно новый уровень. Желательно, конечно, наличие некоторого собственного капитала – он увеличивает шансы на одобрение заявки.
Условия, способствующие получению гранта
Следует отдельно остановиться на критериях, по которым комиссия отбирает предпринимателей, наиболее достойных государственной поддержки.
Необязательно обладать всеми перечисленными признаками, но чем их больше, тем лучше.
Варианты целевой направленности гранта
Перед тем как составлять бизнес-план для получения гранта для КФХ, необходимо понимать, на что он может быть израсходован. Допускаются следующие варианты целевого использования государственной помощи:
После освоения средств фермер отчитывается о расходах, подтверждая их документально.
Разработка бизнес-плана КФХ и его содержание
Бизнес-план тоже составляется по определенному плану. Его текст включает пункты, описанные далее.
Титул. На первом листе указывается название КФК, его реквизиты, местоположение, контактные телефоны, электронный адрес.
Меморандум конфиденциальности. Это юридическая страховка от разглашения деталей бизнес-плана теми, кто в силу служебных обязанностей с ним ознакомился. Чаще всего указанная мера упоминается формально, но бывают и исключения, когда информация в самом деле составляет коммерческую тайну.
Резюме. В этом пункте лаконично излагается суть бизнес-идеи и цели проекта. Применительно к сельхозпроизводству это может быть описание новой технологии земледелия или скотоводства, внедрение которых требует инвестирования средств. Если какой-то показатель растет, то должно быть понятно, во сколько раз и почему. Помимо обоснованности, к этой части предъявляется специфическое требование – читателя нужно заинтересовать. Скучный текст – враг бизнес-плана. Объем – не более, чем полстраницы. Допускается применение таблиц.
Отраслевой анализ. Разбор актуального состояния рынка на выбранном направлении деловой активности (например, молочных продуктов, свиноводства, страусоводства и т. п.) должен подтвердить резонность проекта и его экономическую целесообразность.
Конкурентная обстановка. Наверняка в регионе подобную продукцию предлагают другие КФХ. Комиссии должно быть понятно, за счет каких факторов планируется достижение преимуществ.
Производственное планирование. Раздел представляет собой подробное описание мероприятий по развитию хозяйства: средства труда, которые планируется приобрести, сырьевая база, технологии и пр.
Описание производимого продукта с перечислением его достоинств и преимуществ (органолептические качества, экологическая чистота, ценовая доступность и др.).
Маркетинговый план. Здесь следует произвести позиционирование товара, перечислить методы его сбыта и коммерческого продвижения, привести отпускные и розничные цены. Иными словами, нужно указать все, что обеспечит беспроблемный сбыт и рыночную востребованность продукта.
Организационное планирование. Это один из важнейших пунктов, так как в нем обосновывается возникновение новых рабочих мест. Указывается количество штатных единиц и их заработная плата. Социальное значение проекта существенно влияет на вероятность одобрения бизнес-плана и заявки на грант.
Финансовое планирование. Главная экономическая составляющая плана. В ней обоснованно рассчитывается время достижения безубыточности (точки «ноль»), рентабельность, чистая прибыль и другие показатели эффективности. Финансовое планирование лучше всего производить по двум сценариям – оптимистическому и пессимистическому, учитывая различные факторы, способные воспрепятствовать реализации проекта. Кроме этого, важен календарный план освоения средств. Крайне желательно указать, какую долю общей инвестиции владелец КФХ намерен покрыть за свой счет.
Оценка рисков и гарантии. Еще, вероятно, ни один план в истории человечества не был реализован без отклонений. Дело не в угрозах бизнесу, а в предусмотренных мерах по их нивелированию. Применительно к КФХ риски представлены авантюрностью урожайности, вероятностью падежа и т. д.
Прилагаемые материалы. К таковым относится вся доступная и обоснованная информация, наглядно подтверждающая перспективность бизнеса (заключения независимых экспертиз, сведения о прогрессивном отечественном и зарубежном опыте, другие имеющиеся документы).
Примеры бизнес-планов КФХ для получения гранта
Составление бизнес-плана представляет собой работу, требующую квалификации. По этой причине на рынке возникло предложение услуги по написанию этого документа. Стоимость ее – от пяти до двадцати тысяч рублей. Эти деньги можно сэкономить, если изучить примеры подобных документов и адаптировать их к своим условиям.
Следует знать, что под горизонтом планирования понимаются ближайшие обозримые перспективы, то есть период, в течение которого выделенные грантовые средства будут освоены.
В разделе «Описание проекта» подробно расписаны основные статьи расходов с календарным планом предусмотренных затрат.
Как видно, он составлен по ранее описанной схеме, но с дополнением в виде пространного исторического экскурса и описанием мирового опыта. Нелишним также представляется перечисление достоинств выбранной породы. Это образцовый бизнес-план для КФХ по мясному направлению.
Автор документа должен позаботиться о грамотности текста и правильности расчетов. Ошибок комиссия не прощает.
Как защитить бизнес-план
Если соискатель гранта уверен в своем деле и хорошо в нем разбирается, защита бизнес-плана для КФХ на конкурсе не составляет большой проблемы. Шансы на победу тем выше, чем больше набрано баллов. Они присваиваются в зависимости от установленных в регионе приоритетов экономического развития, но, как правило, есть общие факторы, обеспечивающие преимущества тому или иному претенденту на государственную поддержку.
Пример предварительной оценки показателей бизнес-плана представлен следующей таблицей:
Критерий | Значение | Оценка в баллах | Комментарии |
Запрашиваемая сумма, руб. | До 500 тыс. | 30 | Чем дороже проект, тем труднее получить грант на него |
500 тыс. – 1 млн. | 20 | ||
1 млн. – 1, 5 млн. | 0 | ||
Наличие работающего фермерского хозяйства | есть | 10 | Опыт профильной деятельности важен |
нет | 0 | ||
Готовность вложить собственные средства | 10% | 0 | Инвестиция собственного капитала свидетельствует о серьезности намерений |
До 30 | 20 | ||
Свыше 30 | 30 | ||
Наличие дорогостоящих основных средств | нет | 20 | Критерий успешности и состоятельности |
есть | 0 | ||
Характер продукта и направление | птица | 20 | Приоритетность определяется политикой импортозамещения |
овощи | 40 | ||
молоко | 100 | ||
мясо | 80 | ||
Количество возникающих вакансий | За каждое новое рабочее место | 20 | Занятость населения – важнейший фактор |
Период самоокупаемости вложений | До 2 лет | 100 | Чем скорее будет по расчетам достигнута «точка ноль», тем выше у предприятия шансы получить грант |
2-3 года | 70 | ||
3–5 лет | 30 | ||
Свыше 5 лет | 0 | ||
Прогнозируемый показатель рентабельности, % | До 5% | 20 | Государство заинтересовано в развитии успешного бизнеса |
5,1–10 | 40 | ||
10,1–20 | 60 | ||
Свыше 20 | 100 |
Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, на какие факторы следует обращать наибольшее внимание руководителям КФХ, стремящимся получить государственный грант.
Что касается процедуры непосредственной защиты бизнес-плана перед комиссией, то от красноречия претендента также кое-что зависит, хотя намного важнее убедительность представленного им проекта.
Бизнес план КФХ
Финансовая модель КФХ
1. Краткий инвестиционный меморандум
В настоящее время открытие бизнеса в сельскохозяйственной отрасли является очень прибыльным видом бизнеса, особенно в сфере птицеводства. Для этого есть ряд причин. Во-первых, это увеличение объемов потребления мяса птицы. Во-вторых, это политика импортозамещения, проводимая государством. В-третьих, это также поддержка государства в виде субсидирования кредитов или помощь при покупке оборудования.
В данном бизнес-плане рассмотрено создание крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ). Это является одной из возможных правовых форм, позволяющих вести совместную деятельность с другими физическими лицами. Организационно-правовая форма — ИП. Использование КФХ обусловлено возможностью применения низкой ставки при налогообложении, а также возможностью вести совместную деятельность.
В результате срок окупаемости проекта в сфере птицеводства составляет 19 месяцев, а точка безубыточности приходится на 4 месяц работы проекта.
Для открытия своей фермы потребуется приобрести земельный участок. Минимальная площадь — 400 м2. Главным условием приобретения земли является назначение земли. Земля должна быть предназначена для сельскохозяйственных работ. Также при покупке земли можно воспользоваться некоторыми льготами. Помимо покупки земли потребуется нанять в штат 9 человек.
Ежемесячно предполагается реализовывать до 2 500 кг мяса птицы и 17 500 штук яиц. Средняя стоимость для конечных потребителей составляет 120 рублей и 8 рублей соответственно. В результате, финансовые показатели проекта будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 2 155 000 рублей;
Ежемесячная прибыль — 101 000 рублей;
Срок окупаемости — 22 месяца;
Точка безубыточности — 3 месяц;
Рентабельность продаж — 35%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В настоящее время сельскохозяйственная отрасль в нашей стране переживает новую стадию развития, которая направлена на расширение производства и увеличении потребления на внутреннем рынке. Таким образом, для начинающих предпринимателей существует возможность начать прибыльный и успешный бизнес.
Основной деятельностью крестьянско-фермерского хозяйства является производство мяса птицы и куриного яйца с дальнейшей реализацией готовой продукции.
Первоначально необходимо закупить 2 000 голов птицы. При этом целесообразно содержать следующие породы кур:
Закупка молодняка кур будет производиться в равных пропорциях.
Для первой породы птицы характерны более быстрый период созревания, который составляет примерно два месяца, и высокая масса — от 3 до 5 кг. Яйценоские курицы, наоборот, мало подходят для забоя. Они отличаются более высокой яйценоскостью и в среднем дает до 200 яиц с одной курицы в год.
При этом в целях воспроизводства поголовья птицы будет установлен инкубатор. Срок инкубации цыплят составляет 20 — 22 дня. При воспроизводстве необходимо соблюдать технологию содержания птенцов. Главным фактором является правильный рацион кормления, который включается в себя зерно, растительные корма, мучные смеси и корма с витаминами.
Также для размещения фермерского хозяйства потребуется приобрести землю. Для данного бизнес-плана площадь земли составляет 400 м2. Согласно нормам Санитарно-Эпидемиологической службы, производство должно располагаться минимум на расстоянии 300 метров от жилых домов. Наиболее выгодным и предпочтительным будет приобрести землю вне города, на открытом воздухе. На территории планируется разместить:
Для содержания птиц потребуется построить и отремонтировать собственный ангар. Площадь ангара составляет 200 м2.
Из оборудования фермерскому хозяйству необходимо:
Для размещения поголовья кур необходимо приобрести многоярусные клетки.
Также при создании КФХ оборудование может быть не только приобретено, но и предоставлено участниками хозяйства в компанию в качестве имущества.
Помимо организационных моментов, участникам хозяйства необходимо соблюдаться все нормативные акты и законодательные нормы. К ним относятся требования СЭС. Также потребуются все необходимые сертификаты на продукцию и документы о прохождении ветеринарного контроля.
В случае соблюдения всех условий ваш бизнес сможет быстро окупиться и приносить участникам хозяйства хорошую прибыль.
3. Описание рынка сбыта
Успех любого фермерского хозяйства определяется качеством продукции, а также грамотной сбытовой политика. Для правильной реализации сбытовой политики необходимо определить целевую аудиторию.
В качестве основных клиентов хозяйства выступают как юридические, так и физические лица. Юридическими лицами могут быть торговые сети, небольшие магазины и лавки. Также можно рассматривать поставки в заведения общепита, кафе и рестораны.
Для продажи физическим лицам необходимо организовывать «выездную» торговлю на рынках или, например с машины.
Также по мере роста бизнеса можно задуматься об открытии собственной сети небольших магазинов. Это позволит, во-первых, контролировать по всей цепочке качество продукции, а также повысить оборачиваемость продукции.
Для действующих клиентов необходимо продумать систему лояльности или скидочную программу. Юридическим лицам можно предоставлять отсрочки платежа. При грамотном управлении сбытовой политики и работой с оборотным капиталом компании, бизнес сможет показать отличные финансовые результаты.
4. Продажи и маркетинг
Для наиболее быстрой реализации продукции необходимо разработать маркетинговую стратегию и рекламную программу/кампанию. Данную функцию необходимо возложить на частного маркетолога или рекламное агентство.
Так как продукция сельского хозяйства относится к невысокотехнологичным, основными каналами для продвижения будет офлайн. К ним относятся:
Также хозяйству необходимо разместить информацию о себе в сети Интернет. Для этого необходимо создать собственный сайт.
5. План производства
Для открытия фермерского хозяйства необходимо выполнить следующие действия:
Этап/продолжительность, нед.