как составить карту рисков предприятия образец
КАК СОСТАВИТЬ УДОБНУЮ ДЛЯ СЕБЯ И ПОЛЕЗНУЮ ДЛЯ РАБОТНИКОВ КАРТУ ОЦЕНКИ ПРОФРИСКОВ?
Карта оценки профрисков решит для службы охраны труда сразу несколько задач: поможет защитить себя от претензий ГИТ, упорядочить работу по оценке профрисков, ознакомить работников с ее результатами и снизить травматизм. Как правильно составить этот документ и чем он полезен работникам, узнаете в статье.
Воспользуйтесь образцами карт, которые коллеги уже успешно применяют в работе.
Чем карта поможет службе охраны труда
Карты оценки профрисков нужны, чтобы проинформировать каждого работника об условиях труда на конкретном рабочем месте. Знать о рисках для здоровья и принятых мерах защиты от них – это право работника (ст. 21, 219 ТК).
В законе нет прямого требования вести карты оценки профрис- ков, но работодатель обязан создать и поддерживать на пред- приятии СУОТ. Инспекторы ГИТ проверяют по чек-листу, есть ли на предприятии Положение о СУОТ. В Положении необходимо указать, в какой форме и в каком порядке информируют работников об условиях труда и уровнях профрисков на их рабочих местах (подп. «г» п. 8, п. 41 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 No 438н). Если организацию оштрафуют за нарушение этого требования, то это говорит о серьезных недостатках работы службы охраны труда.
Чтобы подтвердить факт, что персонал ознакомили с опасностями на их рабочих местах, в документах с результатами оценки профрисков должны стоять реальные подписи работников. Не запрещен и электронный документооборот, но такой метод требует дополнительных затрат и доступен не многим предприятиям. Когда нет доказательств, что работника ознакомили, накажут по части 1 статьи 5.27 КоАП (решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10.06.2019 No 12-82/2019).
Не запрещено ознакомить персонал с полным отчетом по оценке профрисков и не разрабатывать отдельные карты, но на практике это неудобно. Если проводите процедуру поэтапно, придется постоянно собирать подписи со всех работников, когда вносите изменения в общий отчет. Чтобы этого не делать, внедряют карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В этом случае повторно подпись работника получают, только если в карту оценки профрисков для его рабочего места внесли изменения.
50 000 руб. – минимальный штраф, который заплатит работодатель, если не ознакомит работника с результатами оценки профрисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)
Почему карта полезна для работников
Если разработаете карты оценки профрисков и разместите их на рабочих местах, у сотрудников будет к ним постоянный доступ наравне с инструкциями по охране труда. Перечень потенциальных опасностей поможет работникам обратить внимание на риски их здоровью, о которых они даже не задумывались.
Например, сотрудники часто ходят по офису с горячими напитками и не обращают внимания на лужи в уборной или в помещениях после влажной уборки. В таких ситуациях есть риск обжечься или поскользнуться и получить травму.
Полезную для себя информацию работники найдут в графе о мерах по снижению риска. С ее помощью они смогут исключить опасное поведение. Например, напротив опасности «получить ожог» укажите на «запрет пить горячие напитки на ходу».
Рядом с опасностью «поскользнуться в офисе» порекомендуйте не спешить при ходьбе, а для клининговых организаций предусмотрите следующие мероприятия: проводить уборку помещений во внерабочее время, устанавливать таблички «мокрый пол», определить дополнительные зоны уборки и пр.
Как разработать форму карты оценки профрисков
Отсутствие обязательной формы позволяет вносить в карту любую информацию, которая поможет в работе. Например, чтобы легко ориентироваться, вносите в «шапку» документа не только наименование рабочего места или должности, но и структурное подразде- ление. Укажите оборудование, которое используют работники, так как оно может отличаться даже у тех, кто трудится на аналогичных должностях.
Обязательны для карты графы, которые докажут инспектору, что работник знает о профрисках, а работодатель понимает, как ими управлять:
Остальные графы и обозначения вводите исходя из особенностей своего предприятия. Например, данные об уровне профриска можно сопроводить знаками, которые помогут понять, какими последствиями грозит нарушение правил. Чтобы работники легче усваивали информацию, маркируйте цветом уровни риска: наиболее опасные ситуации обозначьте красным, наименее опасные – желтым.
Внесите в карту меры, которые должны обеспечить служба охраны труда и непосредственные руководители – например, проведение своевременных инструктажей, размещение плакатов о соблюдении требований охраны труда и пр. Покажите, как снижается риск, если применять СИЗ. На с. 35 (полная версия статьи доступна для просмотра по ссылке ниже) есть два образца, которые успешно используют коллеги, выберите наиболее удобный для себя.
Карта
оценки профессионального риска № 1
1. Наименование структурного подразделения: Финансовый департамент
2. Рабочее место (профессия/должность): Специалист 1-го разряда
3. Используемое в работе оборудование: ПК
No | Наименование потенциальной опасности для работника | Вероят- ность наступ- ления | Тяжесть послед- ствий | Пока- затель риска | Уровень риска | Требуемые меры по снижению риска |
1 | Падение вследствие поскальзывания на льду в зимний период | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при ходьбе, соблюдать личную осторожность |
2 | Падение вслед- ствие спотыкания при переноске габаритного груза | 2 | 2 | 4 | Средний | Переносить грузы с сохранением обзора по ходу движения |
3 | Заболевание/ травма мышц спины и связок из-за пере- мещаемых тяжестей | 2 | 2 | 4 | Низкий | Переносить не более установленных норм в одиночку за раз. При ухудшении само- чувствия сообщить руководителю |
4 | Порез канцелярским ножом, ножницами | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при работе. Работать канцелярским ножом всегда в направлении «от себя». Соблюдать личную осторожность |
5 | Порез бумагой | 3 | 1 | 3 | Низкий | Не спешить при работе. Соблюдать личную осторожность |
6 | Поскальзывание в уборной из-за мокрого пола | 2 | 1 | 2 | Низкий | Сообщение о необходимости уборки клининго- вой организации |
7 | Травмы при проведе- нии эвакуации | 2 | 2 | 4 | Низкий | Участвовать в тренировках по эвакуации. Изучить схемы эвакуации и расположение пожарных выходов |
8 | Неучастие в эвакуа- ции работников в помещениях | 2 | 4 | 8 | Средний | |
9 | Дискомфорт позво- ночника, суставов при длительной работе | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня |
10 | Перегрузка зритель- ного аппарата | 3 | 1 | 3 | Низкий | Перерывы в течение рабочего дня. Гимнастика для глаз |
11 | Отравление приоб- ретенными пище- выми продуктами (столовая) | 3 | 1 | 3 | Низкий | Соблюдать личную осторожность, при подозрениях о некачественной продукции сообщить в ООТ |
12 | Падения, поскаль- зывания на входе в здание | 3 | 2 | 6 | Средний | Не спешить при ходьбе. Соблюдать личную осторожность |
13 | Падение снега и сосулек с крыши на находящихся внизу людей | 2 | 4 | 8 | Высокий | Не проходить в огороженную опасную зону, соблюдать осторожность |
14 | Ожог при переме- щении с горячими напитками по терри- тории офиса | 2 | 2 | 4 | Средний | Употреблять напитки в установленном месте. Не перемещаться с горячими напитками по территории |
15 | Поражение электри- ческим током при работе с электро- приборами: принтер, ксерокс, компьютер | 1 | 3 | 3 | Средний | Использовать только оборудование, предоставленное работодателем.Соблюдать требования инструкций по электробезопасности |
Заключение: Среднее значение уровня риска на рабочем месте 4,26, что соответствует среднему уровню риска
Дата составления: 05.09.2020
Пример карты оценки рисков со знаками можете найти в полной версии статьи:
Источник: Журнал “Справочник специалиста по охране труда”, 11-2020
Как составить карту рисков предприятия образец
Принимая решения, мы часто теряемся в сомнениях. Все варианты имеют плюсы и минусы, и их сложно сравнить в голове. Книга «Правильный выбор» рассказывает о простом и действенном инструменте, помогающем получить наилучший результат из всех возможных. Если вы заблудились в сомнениях, составьте карту рисков.
Что такое карта рисков?
Карта рисков включает необходимую информацию о том, как сомнения влияют на возможные варианты. Она отвечает на четыре вопроса:
— Каковы их возможные последствия?
— Какова вероятность этих последствий?
— Каковы результаты последствий?
Джо раздумывает, подавать ли заявку на получение контракта. После составления простой карты рисков положительный ответ становится очевиден.
Карта рисков позволяет сконцентрироваться на ключевых факторах, определяющих ваш выбор, и не размениваться по мелочам.
Определите ключевые сомнения
Любое решение подразумевает сомнения. Но большинство сомнений не сказываются на результатах так сильно, чтобы принимать их во внимание. Поэтому нужно научиться отобрать ключевые сомнения. Для этого следуйте всего двум рекомендациям.
Определите возможные последствия
Количество последствий, которые нужно принимать во внимание, всегда будет зависеть от сомнений. Некоторые из них по природе своей подразумевают ограниченное количество исходов. Кто из двух игроков выиграет партию в шахматы? Примут законопроект или отклонят? Другие, наоборот, подразумевают несколько исходов. Сколько зрителей придет на субботний футбольный матч? Сколько я приобрету или потеряю, купив эти акции?
Анализ последствий расставит все по местам. — Источник
Во втором случае последствия можно упростить, организовав по категориям или диапазону. Это могут быть числовые значения (от 10 000 до 20 000 тыс. руб., от 20 000 до 30 000 тыс. руб. и т. д.) или словесное описание (высокая вероятность, низкая, средняя; успешно, плохо, удовлетворительно).
Определите вероятность
Определение вероятных сценариев развития событий поможет прикинуть, насколько реален тот или иной исход. И именно это бывает самым сложным в процессе принятия решений. Особенно если вы мало знаете о предмете или ограничены во времени. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам стать увереннее.
Судите сами. Часто оценить вероятность того или иного сценария развития событий можно исходя из собственного опыта и знаний. Букмекеры прибегают к этому, делая ставки на спорт. Друзья руководствуются этим, назначая свидания вслепую. Все мы постоянно делаем это, оценивая, к примеру, сколько простоим в пробке по дороге с работы.
Используйте имеющуюся информацию. Всегда есть доступные данные, которые помогут оценить вероятность того или иного исхода. Убедитесь, что использовали все источники: библиотеки, интернет, отчеты вашей компании, исследования, профессиональные статьи. Все это прольет свет на возможные последствия.
Спросите экспертов. В большинстве случаев вы сможете найти кого-то, кто разбирается в вашей проблеме лучше, чем вы сами. Экспертом может быть ваш лечащий врач, юрист, бухгалтер.
Проясните все результаты
Разные исходы будут иметь разные результаты. И все это должно быть отражено в описании. Описывайте результаты как можно более подробно, чтобы выбор был обдуманным. В зависимости от сложности принимаемого решения вы можете описать результат простыми словами («вряд ли», «нормально» или «не стоит потраченных сил»), выразить в качественных характеристиках («будет весело», «слишком дорого») или посчитать в цифрах.
Описание возможных результатов должно быть точным настолько, чтобы помочь вам сделать правильный выбор.
Если после того, как вы прочитаете описание, с решением будет все ясно, нет смысла тратить время на придумывание числовых значений.
Представьте карту рисков в виде дерева решения
Иногда обдумывание рисков само по себе развеивает сомнения и делает правильный выбор очевидным. Но так происходит не всегда. Некоторые решения, особенно сложные, требуют дальнейших действий. Тогда пригодится дерево решения. Оно наглядно отражает суть решения и взаимосвязь между выбором и сомнениями.
Дерево решения по поводу корпоратива. На нем видно, что пикник будет куда лучше танцевального вечера и стоит 30% риска.
Если вы начнете использовать подобные схемы даже для сравнительно простых решений, сопряженных с сомнениями, вы значительно улучшите свои навыки. Во-первых, составление схем стимулирует логическое мышление, что само по себе полезно. Во-вторых, упражняясь на простых решениях, вы подготовитесь и к более сложному выбору.
Составление карты рисков подробно описано в книге «Правильный выбор». Она еще не появилась в продаже, но мы уже знаем, что книга суперполезная и практичная. Если хотите, чтобы ваши решения всегда попадали в яблочко, оставьте свою почту, и мы сообщим вам о её выходе и дадим приятную скидку.
Перечень профессиональных рисков на производстве
Перечень опасностей на рабочем месте — это список возможных рисков, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудника.
Виды опасных рабочих мест
Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.
Термины «профессиональный риск» и «управление профрисками» введены в статью 209 ТК РФ в 2011 году (ФЗ №238 от 18.07.2011). Система оценки и управления представляет собой комплекс действий, которые регламентируются законами и подзаконными актами.
Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24.01.2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:
В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:
Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса
Относительная влажность воздуха
Скорость движения воздуха
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
Общая и локальная вибрация
Освещенность рабочей поверхности
Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)
Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона
Постоянное магнитное поле
Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение
Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника
Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа
Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах
Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний
Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека
Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы
Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)
Тяжесть трудового процесса
Физическая динамическая нагрузка
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную
Стереотипные рабочие движения
Наклоны корпуса тела работника
Перемещение в пространстве
Напряженность трудового процесса
Длительность сосредоточенного наблюдения
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени
Число производственных объектов одновременного наблюдения
Нагрузка на слуховой анализатор
Активное наблюдение за ходом производственного процесса
Работа с оптическими приборами
Нагрузка на голосовой аппарат
Установленный действующим законодательством полный перечень рисков на производстве включает 45 позиций.
Карта оценки рисков
Карта риска — это перечень возможных опасностей на предприятии. Документ отражает характерные для учреждения опасные факторы, наглядно демонстрирует их вероятность, дает общую оценку, примеры рисков на предприятии и включает перечень мер по недопущению реализации рисков.
Законодатель не установил единое определение для термина. В итоге, карта представляется как совокупность отчетов о рисках:
предприятия в целом;
по направлениям и подразделениям;
Вот пример документа с анализом опасностей.
Разработка карты риска позволяет наглядно определить опасность и разработать перечни мер по ее уменьшению.
Процедура оценки
Процедура оценки состоит из ряда этапов. Алгоритм представлен в руководстве Р 2.2.1766-03.
Шаг 1. Провести оценку и определить класс условий работы. Идентифицировать опасности по имеющимся рабочим местам в соответствии со структурой учреждения. Для оценки привлечь специалистов экспертной спецорганизации.
Шаг 2. Провести анализ процессов, материалов. Сформировать перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и оценить уровень опасности как предполагаемый (категория 1Б).
Шаг 3. Проанализировать уровень профзаболеваний.
Шаг 4. Изучить итоги периодических медосмотров.
Шаг 5. Провести с применением спецпрограмм исследование заболеваемости, вследствие которой наступили:
Шаг 6. Определить, к какому классу вредности/опасности относятся условия работы. Включение опасности в конкретный класс основано на степени отклонения фактических результатов замеров от установленных норм.
Шаг 7. Рассчитать индекс профзаболеваемости.
Шаг 8. Провести анализ данных, полученных на шаге 5, применив шкалы для подсчета уровней.
Шаг 9. Определить уровень риска.
Шаг 10. Оценить уровень.
Шаг 11. Оформить результаты.
Шаг 12. Сформировать план действий по уменьшению или исключению профрисков. Документ содержит перечень профессиональных рисков на рабочих местах и алгоритмы их нейтрализации. План утверждает руководитель предприятия. В его зоне ответственности исполнение плана в полном объеме, контроль мероприятий и корректировки при необходимости.
Как провести анализ рисков бизнеса?
Каждый бизнес встречается с рисками, которые иногда приводят к серьезным потерям. Все предусмотреть нельзя, но большинство угроз реально спрогнозировать и подготовить способы решения. Мы узнали у предпринимателей, как анализ рисков помогает остаться на плаву.
Содержание статьи
Что такое анализ рисков бизнеса
Если говорить просто, то это план действий для кризисных моментов. Риски прописывают на этапе запуска в бизнес-плане или инвестиционном проекте. На основе анализа рассчитывают финансовую модель, потому что угрозы влияют на окупаемость.
Риски учитывают и в работающем бизнесе. Например, предприниматель открыл ларек с шаурмой в марте 2020 года, а уже в апреле произошел локдаун. Кухню не подготовили к работе на доставку, посетителей принимать нельзя, и бизнес встал. По идее даже такую ситуацию нужно предвидеть, чтобы избежать проблем.
Аналитик компании 3DAnalytics Денис Загребиль считает, что в пандемию обострились регуляторные риски:
«Сегодня актуальны регуляторные риски. Как пример — введение штрафов за несоблюдение требований карантина; открытие/закрытие туристических направлений. Конечно, риски зависят от вида деятельности. В моей практике риски часто встречаются в финансовой деятельности (банки, страхование, инвестиции), информационной безопасности, экологической безопасности»
В риск-анализе прописывают 4 основных параметра:
Какие риски бывают в бизнесе
У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.
Внутренние
Эти угрозы появляются от действий руководства или сотрудников. Например, компания дала таргетированную рекламу в соцсетях. Клиенты начали задавать вопросы в личных сообщениях, а менеджер односложно отвечает, не выводит на диалог, не задает вопросы. В итоге реклама привела потенциальных покупателей, но по вине сотрудника продажи не состоялись.
Производственные
На производстве происходит брак из-за человеческого фактора или некачественного сырья. Или завод встал из-за аварии на подстанции, а оборудование вышло из строя.
Финансовые
Это все, что связано с деньгами. Например, компания отправила продукты в розничные магазины, а те не расплатились в срок. Или предприниматель потратил деньги поставщиков на покупку машины, а у него не осталось средств, чтобы расплатиться по обязательствам.
Страховые
Есть случаи, которые можно заранее предусмотреть и застраховать: пожар или воровство оборудования. Бизнес несет затраты на страховку, но если риски произойдут, то предприниматели получат компенсацию.
Коммерческие
Эти угрозы влияют на реализацию товаров или услуг. Например, магазин одежды столкнулся с тем, что клиенты предпочитают покупать в интернете. Или веб-студия не находит клиентов, потому что конкуренты делают сайты дешевле.
Внешние
На эти условия предприниматель не может повлиять: изменения в законодательстве, пандемия или нововведения в налоговой системе. На последнем стоит остановиться чуть подробнее. В 2021 году предприниматели столкнулись с тем, что государство отменило режим ЕНВД, а взамен предложило измененный патент. Но, как правило, патент в регионах обходится дороже, чем «вмененка». И это несмотря на то что власти разрешили уменьшать стоимость на сумму страховых взносов.
В ФНС стали строже следить за предпринимателями и обоснованностью сделок. С 2021 года налоговики изменили алгоритмы проверки 6-НДФЛ, чтобы видеть предпринимателей, которые платят меньше средней зарплаты по отрасли. То есть если сотрудники получают небольшую официальную зарплату, то ФНС может прислать требование с просьбой указать причины.
Основатель «Школы Профессионального Владельца бизнеса» Оксана Дажун считает, что предприниматели должны обращать пристальное внимание на налоговые риски:
«Важно отслеживать в налоговом контроле результаты и планы ФНС. Изучите, как выбирают компании для плановой проверки, как проводить оптимизацию налогов, как работают суды и чего ждать бизнесу от налогового администрирования. Для этого хотя бы раз в год полезно посещать тренинги, семинары, где расскажут о нововведениях и о судебной практике.
По результатам СВОТ-анализа составить список рисков, угроз, возможностей и сильных сторон бизнеса:
Денис Загребиль считает, что риски у каждого бизнеса разные, но некоторые встречаются чаще:
«Риски зависят от этапа развития бизнеса или компании. Но основными я считаю некачественное оказание услуг, недобросовестных поставщиков и сотрудников, переоценку рыночных возможностей. В целом, на мой взгляд, управленческие решения часто принимаются без тщательного анализа рисков бизнеса, ситуационно или на основании опыта»
Как оценивать риски в бизнесе?
Для этого нужно погрузиться в бизнес-процессы и понять слабые места. Учебники по бизнесу выделяют 5 основных методов проведения риск-анализа.
Качественная оценка
Это таблица, где риски распределяют по степени возникновения:
После этого прописывают, как компания реагирует на каждый из рисков. Например, предприниматели заранее знали про отмену ЕНВД. Соответственно, за год до этого продумывали действия для бизнеса: выбор системы налогообложения, сокращение издержек, смена торговых точек.
Руководитель компании «Понимай Франчайзинг» Олег Шатилов проводит качественную оценку перед каждым запуском франшизы:
«Компания предлагает партнерам известность бренда, которая создает поток входящих клиентов. Но это касается первичного привлечения, а должны работать и процессы, направленные на сопровождение и удержание (crm и технологии обучения). И если эти процессы не работают, то франшиза не привлечет новых партнеров. Они узнают, что работа плохо выстроена, и пройдут мимо»
Метод аналогий
Это сравнение рисков на базе реализованных проектов такой же тематики. Пилорама запускает производство пеллетов, а коммерческий директор работал на таком заводе в прошлом. Он расскажет, с какими рисками столкнется пилорама и как их избежать. Для этого метода пригодятся сторонние эксперты, которые запускали такие проекты и знают подводные камни.
Коммерческий директор предприятия «Люкшудьинский леспромхоз» Александр Труфанов считает, что общение с конкурентами помогает понять будущие проблемы:
«Мы решили запустить производство фанеры. Мы всегда в диалоге с другими предприятиями и знаем, что главная трудность — поиск сырья. Но у нас собственное сырье, и риски другие. Например, трудно найти работников. В нашей местности просто некому работать. Но скоро рядом построят жилой комплекс, и мы планируем привлекать персонал из этих домов. Поэтому новое производство запустим после окончания стройки»
Контрольные списки источников рисков
Когда компания развивается, она накапливает опыт ошибок и проблем. Руководители заранее знают, с чем столкнутся на определенных этапах масштабирования. Например, пиццерия продает франшизу в разные города, и контрольный список поможет заранее понять опасности. Составляйте чек-лист проблем, который пополняется с каждым новым проектом.
Метод рейтинговых оценок
Это способ, когда ставят рискам оценки по пятибалльной или десятибалльной системе. Если государство собирается ужесточить наказание в области налогов, то риску ставят оценку 5. Значит, в ближайшее время придется вместе с бухгалтером оптимизировать налоги и учет, чтобы не привлекать внимание ФНС. Если у производства 3 постоянных поставщика и 2 в запасе, то угроза остановки не грозит. Этому риску ставят оценку 1 и не принимают срочных решений.
Метод экспертных оценок
Для этого метода привлекают сторонних экспертов: аналитиков, юристов, технологов. Выбор зависит от направления бизнеса. Каждый эксперт делает анализ рисков бизнеса по своей деятельности и определяет влияние на развитие проекта.
Если говорить про малый бизнес, то не всегда предприниматели проводят риск-анализ по методикам. Часто это происходит по наитию и на основе опыта. Денис Загребиль считает, что этот подход не совсем верен:
«Сложность использования метода в необходимости привлекать нескольких экспертов из разных областей или одного, но с широкой экспертизой.
Для оценки рисков в связи с выходом на новые рынки необходимо знать требования местного законодательства к качеству продукции (юристы), конкурентную среду, каналы продвижения, ценообразование (маркетолог, аналитик), квалификацию персонала в стране. Неоспоримый плюс привлечения экспертов — возможность комплексной оценки рисков. Минус же в том, что зачастую требуется участие нескольких экспертов по одинаковым вопросам»
А эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин считает, что с риск-анализом справится руководитель и сотрудники:
«Я был директором по франчайзингу сети парикмахерских. Обедал с сотрудниками и задавал вопросы: что будет, если завтра упадут продажи в 10 раз? Или из-за чего от нас отвернутся потенциальные партнеры? Сотрудникам нравилось доверие, и они активно отвечали на вопросы. А уже из ответов рождались решения. Например, в один момент мы поняли, что у нас много партнеров, менеджеры не в состоянии каждый день поддерживать общение со всеми. В чатах повисли десятки неотвеченных сообщений, а это угроза, что люди откажутся от сотрудничества и расскажут другим. А что будет, когда количество партнеров еще увеличится? Стали работать над проблемой и внедрили чат-бота, который отслеживал чаты с неотвеченными сообщениями, чтобы менеджеры в Отделе сопровождения вовремя отвечали. В целом сессии по анализу рисков бизнеса давали идеи для автоматизации, изменения процессов, увольнения или приема персонала»
Как запустить процесс анализа бизнес-рисков
Определить риски для бизнеса не так сложно. Не стоит бояться научных названий и думать, что без специалистов не обойтись. Конечно, в некоторых случаях нужны эксперты, но основную работу проводят руководители и сотрудники компании.
Пример таблицы для контроля бизнес-рисков
Оксана Дажун считает, что эффективный анализ рисков бизнеса прежде всего зависит от руководителя:
«Управлять умеют все, вплоть до кухарок, но по факту мало кто этому учится. Сейчас MBI подтягивают понимание и учат, как управлять, но, к сожалению, я до сих пор встречаю огромное количество директоров, которые используют интуитивный подходит в управлении. А интуитивных подход — это, как правило, реактивный подход: есть проблема — есть реакция, нет проблемы — нет реакции. В таких случаях риски всегда наступают и бьют очень больно. Главная задача — перейти с реактивного управления на системный подход. Это значит, что нужно научиться предугадывать наступление рисков и выстроить хорошую систему мониторинга»
Анализ рисков бизнеса помогает предпринимателям подготовиться к возникновению проблем. Если подходить к этому системно, то у бизнеса появится защита от неожиданных потерь.