как составить обязательство образец
Форма КР-2. Поручение-обязательство
Такой документ, как поручение-обязательство по форме КР-2, организации применяют при продаже товара в кредит. Документ должен заполнить покупатель. Рассмотрим все тонкости заполнения.
Общие сведения
Сегодня данная форма используется довольно редко. Документ составляют в 2 экземплярах. Один из них покупатель относит в бухгалтерию по месту работы или учебы, а второй остается в организации, где покупатель приобрел товар. Компания, где работает покупатель, ежемесячно перечисляет деньги организации-продавцу.
Если покупатель — пенсионер или безработный, то он вносит деньги в кассу организации-продавца.
Форма КР-2 является унифицированной, утверждена Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132. Ранее, до конца 2012 года, являлась обязательной к применению. Начиная с 2013 года данный бланк лишь рекомендован к использованию. Хозяйствующие субъекты вправе сами разрабатывать формы. Главное при этом — чтобы документ имел все необходимые реквизиты и его использование было прописано локальными нормативными актами организации.
Заполняем КР-2
Заполнить можно как от руки, так и на компьютере. При первом варианте важно не делать исправлений, при втором — не забыть поставить так называемую живую подпись.
Заполняем лицевую сторону
В шапке документа указывают название организации и ее структурного подразделения, ОКПО, ИНН, код по ОКВЭД, номер поручения и дату его составления.
Затем пишут дату и номер справки, табельный номер, сумму ежемесячного взноса, месяц и год последнего взноса.
Важно! Все перечисленные выше данные вносит сотрудник организации-продавца.
Далее начинается текст самого поручения-обязательства. Вносит сведения уже покупатель. Итак, необходимо вписать:
Затем покупатель указывает данные об оставшейся сумме и организации, которой он поручает удерживать ежемесячные платежи в пользу компании-продавца:
Далее после текста «Обязуюсь оплатить ежемесячными взносами…» указывают оставшуюся сумму платежа.
Заполняем оборотную сторону
На оборотной стороне первым делом указывают реквизиты счета, куда необходимо переводить деньги компании, где работает покупатель:
Затем идет блок с указанием информации о личных документах покупателя:
Далее ставят свои подписи специалист, который проверил документы, сам покупатель, руководитель организации торговли и главный бухгалтер.
После этого следует таблица, в которой отмечают погашение долга. После каждого внесения средств в ней ставят дату, сумму и остаток задолженности.
Затем идет текстовый абзац, где указаны рекомендации лицам, вносящим очередные взносы. А далее — отметка, что все платежи погашены. Под ней в случае полного погашения ставят свои подписи руководитель организации торговли и главный бухгалтер.
Как написать обязательство
Попадая в сложную ситуацию, когда срочно требуется разрешить какой-то вопрос, а ресурсов для выполнения необходимых действий нет, приходится искать выход, к примеру, в отсрочке расчёта. Это может быть возмещение ущерба нанесённого по вашей вине, оплата услуг, которые срочно понадобились, обещание погасить налоговую задолженность, хранить коммерческую тайну и так далее. В таком случае нужно написать обязательство, которое станет гарантией ваших намерений выполнить условия соглашения в определённые сроки.
Как написать обязательство. Правила оформления.
Ознакомьтесь с примером оформления обязательства, пройдя по ссылке указанной в конце статьи. Составьте текст вашего обязательства исходя из особенностей вашего соглашения. Лучше всего будет набрать его на компьютере и распечатать на принтере, чтобы исключить возможность разночтений из-за особенностей вашего почерка. Но, поскольку единой унифицированной формы и требований к его оформлению не существует, вы можете составить его и в простой письменной форме, но с соблюдением требований, предъявляемых к оформлению официальных бумаг. Такой способ оформления наиболее предпочтителен для противоположной стороны, поскольку не оставляет сомнений в собственноручном написании обязательства при возникновении спорных вопросов.
В заключительной части обязательства опишите порядок действий, оговорённый на случай невозможности выполнения условий соглашения или нарушения сроков, указанных в документе. Поставьте подпись и расшифруйте её в скобках (фамилия и инициалы). Заверьте документ в нотариальной службе, если того требуют условия соглашения.
Образец гарантийного обязательства
Расписки
Расписка представляет собой документ, на основании которого предоставляется гарантия на что-либо. К примеру, это может быть гарантия на возврат задолженности, различных документов, на отсутствие претензий.
Особенности документа
Составляется расписка в одностороннем порядке. После оформления документ передается второму участнику сделки. У последнего он будет храниться до исполнения условий гарантия. На основании расписки устанавливается начало и завершение юридических отношений. Ее требуется составлять тогда, когда требуется удостоверение на какое-либо действие или событие. С момента оформления у лица появляются обязанности.
Расписка составляется в письменном виде. В ней должны быть все сведения, относящиеся к делу. В некоторых случаях бумагу нужно удостоверить у нотариуса. Актуально это тогда, когда передается большая сумма денег. Однако удостоверение происходит по желанию участника сделки. Расписка по своим функциям и предназначению схожа с договором займа.
Законами не утверждены образцы расписок. Однако документ обычно имеет устойчивую структуру. В нем содержатся эти обязательные реквизиты:
Если в бумаге не будет всех необходимых реквизитов, она не признается действительной.
Разновидности расписок
Расписка – универсальный документ, который может составляться во множестве ситуаций. А потому различают много его видов. Рассмотрим все их.
О возврате займа
Самый распространенный вид документа – это расписка о возврате денег, которые ранее предоставлялись в качестве займа. Функция ее – официальное подтверждение того, что деньги были возвращены. Автоматически документ подтверждает отсутствие претензий со стороны кредитора. Последний не сможет предъявить заемщику претензии в дальнейшем. То есть, расписка позволяет защитить права заемщиков. Она имеет юридическую силу. То есть, документ может быть представлен в суде при возникновении конфликтов.
Расписка – это не основной, но дополнительный документ. То есть, сам по себе он значения не имеет. Он является приложением к основной бумаге – к соглашению о предоставлении денег. В расписке должны быть эти сведения:
Как правило, именно заемщик предлагает составить расписку, так как он больше заинтересован в ее наличии. Такой документ подтвердит, что у дебитора больше нет долговых обязательств.
О получении займа
Если предыдущий документ подтверждал возврат денег, то этот подтверждает их получение. Рассмотрим пример. Один знакомый занимает деньги у другого. Составлять договор, идти к нотариусу – все это лишняя трата времени. Большинство людей не готово озадачиваться бумажной волокитой. Проще составить расписку. Этот документ быстро оформляется и не требует заверения у нотариуса. Однако, если требуется, участники сделки могут обратиться к нотариусу.
В любом случае, документ имеет юрсилу. То есть, если заемщик не вернет деньги, кредитор сможет обратиться в суд. Подтверждением факта займа будет расписка. На основании ее у дебитора появляются обязательства по возврату средств. Расписка – это дополнительная страховка на случай того, что заемщик не будет возвращать деньги. В ней нужно отразить эти положения:
Если есть договор займа, нужно указать дату его составления.
О получении документов
Документы могут передаваться третьим лицам для временного пользования или для ответственного хранения. Имеет смысл составить расписку о получении документов. Законом не установлены строгие требования к документу. Однако в нем должны быть обязательные реквизиты: ФИО участников сделки, их паспортные данные, список бумаг, которые переданы третьему лицу. Имеет смысл привести подробные сведения о каждом документе: реестровый номер, название, число листов в одном экземпляре, подписи сторон, дата формирования бумаги.
К СВЕДЕНИЮ! В расписке не должно быть исправлений. Если они все-таки присутствуют, каждая поправка заверяется.
Об отсутствии претензий
Между юридическими и физическими лицами могут возникать различные конфликты. Они могут решаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Второй вариант является более простым и быстрым. Если стороны смогли урегулировать между собой конфликт, имеет смысл задокументировать это. Расписка позволяет подтвердить, что стороны не имеют претензий друг к другу. Она может составляться в следующих обстоятельствах:
Документ будет действителен только при наличии в нем подписи и даты.
Сохраненная расписка
Сохраненная записка оформляется при направлении на хранение материальных ценностей. Является гарантом того, что объекты будут сохранены и возвращены в сроки, оговоренные в документе. За составление документа отвечает принимающая ценности сторона.
Договоры
Договор, как документ — это основной способ оформления правоотношений в сфере гражданского оборота. По своей юридической природе договор — это сделка, заключенная между двумя или более участниками правоотношения.
Сделка и договор
Статья 154 ГК РФ гласит, что договор — это форма двухсторонней или многосторонней сделки, для осуществления которой необходимо свободное и согласованное волеизъявление двух или более лиц.
Из этого следует, что не каждая сделка есть договор, но каждый договор — это сделка.
Дифференциация проводится по признаку количества участников.
Так, в соответствии с положениями ст. 154 ГК РФ, сделка, для осуществления которой достаточно волеизъявления только одной стороны, не переходит в категорию договоров и остается сделкой.
Типы договоров
Помимо дифференциации договоров на двухсторонние и многосторонние, существует также их дифференциация по особым юридическим признакам. В соответствии с этой дифференциацией, договоры могут быть:
Договор, как свободное волеизъявление сторон
Гражданский кодекс РФ провозглашает безусловную свободу договоров в рамках, определенных законом. Говоря о рамках закона, можно сказать, что любой договор будет законным, если само правоотношение или предмет договора законом не запрещены.
То есть, договор, который пусть даже и не регламентируется прямо законом, но правоотношение или предмет договора при этом законом не запрещены, будет законным.
например, Гражданскому кодексу РФ неведомо понятие генерального подряда. Но поскольку условия генерального подряда законом не запрещены, договоры подобного типа заключаются повсеместно.
Регламентирование при этом осуществляется по аналогии. Договор генерального подряда, например, регламентируется статьями ГК, относящимися к подряду, а договоры бартера — статьями ГК, относящимися к договору мены.
Принуждение к заключению договора возможно только либо в силу закона, либо в случае, когда намерение заключить договор было принято в добровольном порядке.
Публичные договоры
Под публичными договорами понимаются двухсторонние и многосторонние сделки, заключенные на основании публичной оферты. Под публичной офертой, в свою очередь, понимается предложение к заключению сделки, адресованное каждому, кто пожелает эту сделку заключить.
На условиях публичной оферты работают коммерческие организации, предлагающие товар или услуги любому потенциальному покупателю или клиенту.
Принятие оферты именуется акцептом. С момента, когда покупатель или клиент изъявили акцепт на публичную оферту, договор будет считаться заключенным. Подтверждением заключения договора, при этом, станут платежные документы, подтверждающие, что акцептант оплатил товар или услугу, а офертант продал товар или выполнил услугу.
Договоры в иных отраслях права
Основная масса договоров заключается относительно тех или иных гражданских правоотношений, и регламентируются Гражданским кодексом РФ.
Трудовые договоры по своим юридическим характеристикам мало чем отличаются от гражданско-правовых договоров, поскольку в основе трудового договора лежит всё то же свободное волеизъявление сторон. Но сфера применения трудового договора выходит за рамки гражданского права и подпадает под действие трудового права.
То есть трудовой договор — это свободное волеизъявление работника и работодателя, направленное на взаимное вступление в трудовые правоотношения.
Не теряют своего основного признака свободного волеизъявления и договоры, заключаемые в сфере семейного права. При этом семейные договоры могут касаться только правоотношений, возникающих в связи с брачными отношениями сторон, либо с отношениями, возникающими в результате расторжения брака.
Условия договора
Под условиями договора понимается совокупность договорных положений, относящихся к предмету договору и к взаимным правам и обязанностям участников договора.
Выделяются три вида договорных условий, а именно:
Форма договора
Закон выделяет три формы договора — устную, простую письменную и нотариальную письменную.
Устный договор может быть заключен только физическими лицами по сделкам, цена которых не превышает 10-кратного размера МРОТ, либо по сделкам, для которых закон не предусматривает обязательной письменной формы.
Простая письменная форма применима для договоров, для которых закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение.
Возможность составления договора в нотариальной форме ничем не ограничена. То есть стороны договора вправе обратиться к нотариусу даже в случае, если для конкретного вида договора закон не требует нотариальной формы.
Регистрация договора
Для ряда договоров закон предусматривает их обязательную государственную регистрацию. Так, подлежат регистрации:
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.