как составляется баланс в бухгалтерском учете
Как составить бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – итоговый документ, обобщающий данные бухгалтерского учета за период, чаще всего загод. В статье рассказывается, как правильно составить бухгалтерский баланс: на что обратить внимание при подготовке данных, как заполнить бланк построчно. Приводятся рекомендации для представителей малого бизнеса, составляющих баланс по упрощенной форме.
Что нужно знать на начальном этапе
Бухгалтерская отчетность должна составляться с использованием актуальных форм документов. Приказ Минфина № 66н от 02/07/10 г. в ред. от 19/04/19 г. содержит такой бланк баланса. Обратим внимание, что с 2020 года приказ начинает действовать полностью, тогда как ранее организация была вправе не применять его.
Стандартная полная форма баланса содержит статьи, которые могут потребоваться бухгалтеру для заполнения формы. Баланс составляется с учетом специфики деятельности фирмы, наличия или отсутствия конкретного вида данных. Соответственно, не все строки могут быть заполнены. Кроме того, строки при необходимости можно детализировать, добавлять. Об этом сказано в ПБУ 4/99 (п. 11), приказе № 66н п. 3.
В новой форме есть графа «Пояснения», давать комментарии можно постатейно, рядом с соответствующими цифрами. Графа может использоваться при внесении нехарактерных для деятельности компании данных, добавлении строк и других отклонениях от стандарта. Дополнительные пояснения могут быть важны и при внесении сведений, имеющих существенный «вес» в общей сумме актива или пассива, в целях расшифровки стратегически значимых балансовых статей.
Внимание! Баланс сдается в ФНС, копия пояснительной записки к нему – в ФСС (кроме представителей малого бизнеса). В Росстат бухотчетность организации не сдают.
Общие правила составления баланса прописаны в ПБУ 4/99. Отметим наиболее важные:
Кроме того, перед составлением баланса необходимо провести инвентаризацию (ПБУ по ведению бухучета и отчетности в РФ, утв. пр. Минфина № 34н от 29/07/98 г., п. 27).Инвентаризируются активы: складские остатки, основные средства, готовая продукция и пр. Также инвентаризируются и обязательства, начиная с расчетов, «кредиторки», и далее кредиты, резервы.
Для составления баланса в основном используется регистр БУ оборотно-сальдовая ведомость по счетам. Данные ведомости должны быть предварительно тщательно проверены и сведены с использованием метода двойной записи. Балансовые показатели формируются по конечным остаткам.Дополнительно могут учитываться аналитические данные, данные листков-расшифровок.
Как заполнить строки
Рассмотрим, какие счета и каким образом используются при формировании баланса, в соответствии с Планом счетов БУ (приказ Минфина № 94н).
Актив
Так заполняется 1-й раздел актива баланса «Внеоборотные активы»:
Порядок заполнения 2-й раздела актива баланса «Оборотные активы»:
Пассив
Так заполняется 3-й раздел пассива баланса «Капитал и резервы»:
Порядок заполнения 4-го раздела пассива баланса «Долгосрочные обязательства»:
Приведен порядок заполнения 5-го раздела пассива баланса «Краткосрочные обязательства»:
Коды строк баланса проставляются согласно приказу Минфина № 66н от 02/07/10 г. в ред. от 19/04/19 г. (п. 5). Они перечислены в приложении № 4.
В приведенной схеме задействованы типовые счета, как правило, используемые для заполнения тех или иных строк баланса. Учетной политикой фирмы, рабочим планом счетов в стандартную схему могут вноситься изменения.
Что нужно знать представителям малого бизнеса
Согласно ФЗ-402 от 06/12/11 г. «О бухучете» (ст. 6-4 пп. 1) представители малого бизнеса могут формировать баланс упрощенно, используя специальную форму.Признаки таких предприятий содержит в ФЗ-209 от 24/07/07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства».
В настоящее время это предельный уровень дохода за прошлый год — 800 млн руб. и численности – 100 человек. Разрешенная доля участия в УК малого предприятия: 49% — для иностранных компаний и не имеющих отношения к малому, среднему бизнесу; 25% — для РФ, ее субъектов, муниципальных формирований, фондов, общественных и религиозных организаций.
Важно! Лишены права сдавать бухотчетность упрощенно организации госсектора, адвокаты, нотариусы, СРО и иные организации, поименованные в ст. 6 (ч. 5) ФЗ-402.
Специальный бланк баланса для малого бизнеса можно найти в приложении 5 к приказу № 66н от 02/07/10 г. Минфина. Балансовые статьи разрешается группировать, не детализируя.
При формировании упрощенного баланса необходимо обратить внимание на ряд важных моментов:
Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)
Бухгалтерский баланс предприятия — форма 1 или 0710001?
Формой 1 бухгалтерский баланс официально именовался до 2011 года, пока действовали бланки отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н.
В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н, которым утверждены бланки бухотчетности, актуальные сейчас, понятие «форма 1» не используется. Теперь бланки закодированы по ОКУД — Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОК 011-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299. И по нему код бухгалтерского баланса — 0710001.
Однако большинство из нас продолжает называть бухбаланс по-старому — по традиции или ради удобства. Ведь любому бухгалтеру понятно, что хочет получить тот, кто требует от него форму номер 1.
О том, в каких формах существует бланк бухбаланса, смотрите в статье «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».
А об особенностях заполнения упрощенной формы баланса читайте здесь.
В настоящее время форма баланса применяется в редакции от июня 2019 года. Ключевые изменения по сравнению с прежним бланком в нем (а также в другой отчетности) таковы:
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Важное изменение в порядке сдачи бухотчетности в 2021 году следует учесть предприятиям — субъектам малого предпринимательства. Бухгалтерскую отчетность за 2020 год и далее они обязаны сдавать в электронном виде (в прошлом году им разрешалось сдать бумажный вариант в порядке исключения).
Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
Порядок представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@. Чтобы вам не отказали в приеме отчетности и (или) аудиторского заключения по телекоммуникационным каналам связи, соблюдайте, в частности, следующие требования.
Список требований смотрите в К+. Пробный доступ к справочно-правовой системе можно получить бесплатно.
Более существенные изменения произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Структура бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс (Ф-1) состоит из актива и пассива, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.
Актив включает в себя 2 раздела:
I. Внеоборотные активы
Здесь содержится информация об ОС, НМА, НИОКР, долгосрочных финансовых вложениях, т. е. об имуществе, которое не может быть реализовано быстро.
II. Оборотные активы
Внимание! С января 2021 года обязательным к применению становится новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Как от ПБУ 5/01 перейти к ФСБУ 5/2019, мы рассказали здесь.
Это так называемые короткие (легко реализуемые) активы: запасы, дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 года, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
В пассиве имеется 3 раздела:
III. Капитал и резервы
Он отражает сведения о капитале организации (уставном, резервном, добавочном) и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).
IV. Долгосрочные обязательства
Это обязательства со сроком погашения более 12 месяцев (заемные, оценочные, отложенные).
V. Краткосрочные обязательства
В этом разделе представляют информацию об обязательствах со сроком погашения менее года, в т. ч. о заемных средствах, кредиторской задолженности, оценочных и иных обязательствах.
Подробнее о некоторых нюансах, требующих учета при заполнении отдельных строк баланса, читайте в этом материале.
Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса в 2021 году за 2020 год (образец)
Все показатели баланса приводятся на одну из дат:
Строки баланса кодируются. Код берется из приложения 4 к приказу № 66н. С учетом этих кодов образец формы 1 бухгалтерского баланса будет выглядеть так:
Как читать бухгалтерский баланс (практический пример)
Кому и зачем нужно читать баланс
Баланс — это основной бухгалтерский отчет объемом всего в несколько страниц. В нём нет иллюстраций и мало текста, он заполнен множеством цифр. Тем не менее умеющим его читать скрытая в цифрах информация приносит немало пользы.
Этот документ внимательно изучает огромное количество людей (руководители и собственники компаний, инвесторы, банкиры, налоговики и другие заинтересованные лица). Баланс не является коммерческой тайной, может публиковаться в печати для всеобщего обозрения и доступен любому человеку.
Построчный порядок заполнения бухгалтерского баланса с примерами вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Зачем читать баланс? Ответ очевиден: чтобы принимать верные финансовые решения. И при этом не важно, составлен он по традиционной форме или по упрощенной — полезность добытой из него информации от этого не уменьшается.
О том, у кого есть возможность составлять упрощенную отчетность, читайте в этой статье.
Чтение баланса не требует высшего финансового образования, но без определенных знаний и приемов не обойтись.
Как прочитать бухгалтерский баланс
Уметь читать — значит знать основы азбуки. Для финансовых отчетов такой основой служит понимание терминов, отраженных в балансовых строках. Часть их многим понятна (например, «основные средства», «запасы» и т.д.), но отдельные термины требуют дополнительных пояснений.
Например, отложенные налоговые активы (ОНА). Термин ОНА обозначает часть налога на прибыль, который отложен во времени: на эту сумму будет уменьшен налог на прибыль в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Отражение ОНА в первом разделе баланса обусловлено тем, что для компании он является активом, и срок его использования составляет более года.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информацию об ОНА и ОНО (отложенное налоговое обязательство) в балансе могут не показывать компании, которые относятся к малым (п. 2 ПБУ 18/02).
Подробнее о том, как применять ПБУ 18/02 с 2020 года после внесения в него изменений, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Или, к примеру, что означает словосочетание «денежные эквиваленты»? Это понятие появилось в балансе сравнительно недавно и означает высоколиквидные финансовые вложения (депозиты до востребования, краткосрочные векселя и др.), которые быстро и легко можно обратить в деньги.
Таким образом, перед тем как приступить к чтению баланса, стоит разобраться, что собой представляют показатели, его составляющие.
Бухучет для начинающих от проводок до баланса: чтение бухгалтерского баланса на примере
Как прочитать бухгалтерский баланс на примере? Рассмотрим это на данных отчета ООО «Престиж».
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Денежные средства и денежные эквиваленты
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Мимолетный взгляд на баланс — и первые выводы: компания не применяет ПБУ 18/02 — ОНА и ОНО в балансе отсутствуют (возможно, юрлицо имеет отношение к малому бизнесу). Валюта баланса за последние 3 года резко не изменялась (колебание 1–3%), заемные средства не привлекались, прибыль устойчиво росла, что свидетельствует о финансовой устойчивости организации.
Внимание — на актив баланса
Основной принцип актива: чем ниже строка, тем быстрее отраженные в ней активы могут быть обращены в деньги (принцип ликвидности).
В активе основные средства оказались самыми «тяжеловесными» — 77% от валюты баланса. Можно предположить, что у компании немалые накладные расходы, и при падении объемов реализации ей будет сложно сохранять свою финансовую устойчивость без привлечения заемных средств.
Плавное снижение показателей строки «Основные средства» (ежегодно на 3–4%) может свидетельствовать о том, что руководство не вкладывает средства в модернизацию производства. Вследствие чего может упасть спрос на продукцию — ее будут вытеснять более прогрессивные аналоги конкурентов. В результате выручка и прибыль могут снизиться.
Стабильные показатели по строке «Запасы» могут подтвердить хорошую работу снабженцев, поддерживающих необходимый запас для производства, или, наоборот, свидетельствовать о том, что на складах компании длительно «пролеживает» неиспользуемое сырье и материалы.
Пустая строка «Денежные средства и денежные эквиваленты» должна насторожить, хотя пустота не всегда означает полный дефицит денег. Возможно, финансисты выгодно вложили их (появилась строка «Финансовые вложения»), и в скором времени можно ожидать неплохой доход (например, в виде процентов).
О том, к каким выводам может привести анализ движения материально-производственных запасов, читайте в статье «Анализ эффективности управления производственными запасами».
Секреты пассива бухгалтерского баланса
В пассиве строки расположены особым образом: чем ниже строка, тем быстрее указанное обязательство нужно вернуть (контрагентам, банкирам, собственникам или иным кредиторам).
Из строки «Нераспределенная прибыль» видна тенденция ежегодного роста, однако темп его заметно снизился (с 52 до 7%). Возможно, эффективность деятельности управленцев упала, а потому есть повод задуматься о причинах. Позитивно оцениваются наличие и рост резервного капитала (собственный капитал компании укрепляется).
Настораживает значительная сумма краткосрочных долгов (46% от валюты баланса). Если это задолженность по зарплате и налогам, есть повод для беспокойства: это признак неплатежеспособности компании, и возможны материальные потери (санкции за несвоевременную выплату).
О том, как рассчитываются такие санкции, читайте в этом материале.
Итоги
Существует много способов чтения баланса. Кто-то доверяет только цифрам: рассчитывает специальные коэффициенты, проводит горизонтальный и вертикальный анализ. А кому-то важнее исследовать и сопоставить разные показатели и посмотреть, как активы соотносятся с обязательствами и где таятся резервы и потери. А для этого нужно читать баланс с привязкой к другим отчетам и пояснениям.
Каждый пользователь для себя выстраивает подходящую методику и делает выводы. Главное — видеть общую картину имущественного и финансового положения компании и, используя все доступные методы анализа, правильно оценивать возможные перспективы и угрозы.
Бухгалтерский баланс
Из нашей статьи вы узнаете:
Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс. Расскажем, что это такое, из чего состоит бухбаланс и когда его сдают.
Что такое бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс — это форма №1 бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. Бухгалтерский баланс составляется в виде таблицы и может иметь полную и сокращённую форму. В таблице два раздела — Актив и Пассив.
Бухбаланс — один из основных документов, опираясь на который можно проанализировать результаты работы компании, поскольку в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.
Бухгалтерский баланс нужен самому предприятию, а также для акционеров и ФНС. Баланс также потребуют в банке, если компания планирует взять кредит.
Когда сдаётся бухгалтерский баланс
По общему правилу бухгалтерский баланс сдают только 1 раз в год: в любой день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса обозначены и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.
Если компания начала деятельность в середине года, отчётный период будет сокращённым. Но сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчётного периода.
В случае ликвидации компании отчётный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а подготовить и сдать отчётность нужно также в течение 3 месяцев.
Иногда отчётный период увеличивается. Это бывает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2020 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчётный период продлевается и длится с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года. На срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.
Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять в любой срок и с любой частотой (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Передавать эту отчётность в налоговую не нужно.
Начиная с баланса за 2020 год компании сдают баланс только в ФНС, направлять его в Росстат не нужно. Исключение составляют организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне, а также некоторые организации в случаях, установленных Правительством РФ (пп. 5, 6 ч. 4, ч. 7 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Структура и разделы бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: левая сторона называется «Актив», правая — «Пассив». В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество компании, включая недвижимость, финансовые вложения, автомобили, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.
В пассиве бухбаланса указывают источники образования активов компании, то есть всего её имущества. В годовом бухгалтерском балансе организации это может быть собственный капитал (уставный или добавочный), привлечённые средства и внешние обязательства.
Итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.
На схеме наглядно отражены разделы бухгалтерского баланса. Они утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Форма бухгалтерского баланса
С 2021 года действует новая форма бухгалтерского баланса. В ней произошли следующие изменения:
Кроме того, электронный бухгалтерский баланс приравняли к бумажному. С 2021 года можно сдать бухгалтерскую отчётность не только на бумаге, но и в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо подписать баланс квалифицированной электронной подписью (ст. 13 Закона № 444-ФЗ).
Скачать образец бухгалтерского баланса и форму бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность
Ответы на популярные вопросы
Где и как в бухгалтерском балансе отражаются нематериальные активы?
Нематериальными активами в бухгалтерском учёте называются объекты интеллектуальной собственности, которые удовлетворяют определённым условиям признания, а также положительная деловая репутация, возникающая при приобретении предприятия как имущественного комплекса. НМА отражаются в балансе в Разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).
Для нематериальных активов строка баланса 1110 арифметически определяется так:
Строка 1110 = Дебетовое сальдо счёта 04 – Кредитовое сальдо счёта 05 «Амортизация нематериальных активов»
Это означает, что НМА в балансе отражаются по остаточной стоимости.
Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?
Баланс делится на две части — актив и пассив. Они, в свою очередь, делятся на пять разделов.
В актив входят разделы I. Внеоборотные активы и II. Оборотные активы.
К пассиву относятся разделы III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства и V. Краткосрочные обязательства.
Что будет, если не сдать бухбаланс?
За несдачу или нарушение сроков сдачи бухбаланса в налоговую компании грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 рублей.
Что входит в состав бухгалтерской отчетности ООО?
В соответствии с стандартами бухгалтерского учета ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:
Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)
Бухгалтерский баланс — что это такое?
Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.
Последние изменения в балансе
С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) таковы:
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Классификация бухгалтерских балансов
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
По отношению к моменту составления различают балансы:
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
По способу отражения данных:
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
О том, как составить бухгалтерский баланс малому предприятию, читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».
Структура бухгалтерского баланса предприятия
Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Содержание разделов бухгалтерского баланса
Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.
Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:
При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:
Понятие и значение статей бухгалтерского баланса
Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н в 2 вариантах:
Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).
Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.
Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:
О том, по какой строке отражается валовая прибыль в балансе, узнайте здесь.
При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.
Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Состав статей бухгалтерского баланса
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):
Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:
ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.
Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:
О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.
О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.