как составлять расписание уроков в школе по санпин образец

Особенности составления расписания с помощью программы «Ректор»

Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать комбинированный режим работы с программами.

При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные в 2002 году, вводятся в действие с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.) [1,2]

1. Методический день учителя.

Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является дополнительным выходным днем.

2. Окна в расписании учителя.

Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре [3]

3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам [4].

Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.

Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.

КлассыДни недели
благоприятныенеблагоприятные
1–4Вторник, среда (небольшое снижение), четвергПонедельник, пятница, суббота
5Понедельник, вторникСреда, четверг, пятница, суббота
6Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), субботаПонедельник, среда
7–8Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, субботаПонедельник, пятница
9–11Среда, четверг, пятницаПонедельник, вторник, суббота

Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.

Классы Уроки
продуктивныенепродуктивные
1–21, 2, 43
3–51, 2, 34
6–71, 2, 3, 54,6
81, 2, 3, 54,6
91, 2, 3, 54,6
101, 2, 3, 5 64
111, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).

ПредметКоличество балловПредметКоличество баллов
Математика11Физическая культура, ритмика5
Иностранный язык10Художественный труд4
История8Рисование2
Русский язык, чтение7Пение, музыка1
Природоведение, естествознание, окружающий мир6

Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

Школьные предметы* Количество баллов (ранг трудности)
5-е классы6-е классы7-е классы8-е классы9-е классы
Алгебра1097
Биология108777
География
Геометрия12108
ИЗО
Иностранный язык9111088
Информатика210477
История, обществознание586810
Литература46447
Математика1013
Музыка2111
МХК55
ОБЖ12333
Природоведение78
Ритмика4
Русский язык8121176
Труд43214
Физика8913
Физическая культура34222
Химия131012
Черчение54
Экология33361
Экономика11
Этикет75

* В перечень включены и факультативные курсы.

Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

ПредметКоличество балловПредметКоличество баллов
Физика12Информатика
Экономика
6
Геометрия, химия11История Обществознание
МХК
5
Алгебра10Астрономия4
Русский язык9География Экология3
Литература, иностранный язык8ОБЖ Москвоведение2
Биология7Физическая культура1

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично. Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.

Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению расписания, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Пожелания учителей к составлению расписания.

У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день, время или в том или ином кабинете и т.д.

2. Загруженность классов с дополнительными услугами.

На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн, дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.

3. Распределение учебных кабинетов.

Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ, а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.

С чего же начать составлять расписание начинающему:

А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя работают в одних и тех же классах.

Например: Английский язык

Ф.И.О.11б
Валиева С.Т.2222223\3
Ергулева Е.В.22233
Ерзина Л.В.22222
Шайдулина З.Р.222333/3

Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)

Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).

В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:

как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть картинку как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Картинка про как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец
Рис. 1

В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя, с данном случае часто происходит потеря часов.

как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть картинку как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Картинка про как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец

как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Смотреть картинку как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Картинка про как составлять расписание уроков в школе по санпин образец. Фото как составлять расписание уроков в школе по санпин образец

Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.

В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии, английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя. Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel. Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали, это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах. Совет: Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться под рукой у замдиректора по УР.

Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре, может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей), проанализировать и исправить неточности в расписании.

Далее аналогичным способом обрабатываем расписание учителей, где уроки должны быть в парах. Затем обрабатываем учителей-совместителей, русского языка, математики, и т.д.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Санитарные требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации

Санитарные требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями). В документе учитывается время начала учебных занятий, которые следует начинать не раньше 8 часов утра; число смен; величина недельной образовательной нагрузки; распределение учебной нагрузки в течение учебной недели; объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня; дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. При этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день.

Если расписание в общеобразовательной организации составлено неправильно, с нарушениями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях», то за выявленные нарушения юридическому лицу, будь то школа, образовательный центр, гимназия или лицей, и должностным лицам назначают административные наказания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *