как списать 08 счет если строительство прекратилось
Списание незавершенного строительства
У застройщика нет возможности достроить объект, и незавершенное строительство приходится ликвидировать. Как списать произведенные затраты? Можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли? Нужно ли восстанавливать НДС?
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
— учтены в составе расходов работы, выполненные подрядчиком.
Если работы производились собственными силами:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70, 02, 26.
— учтена в составе расходов зарплата работников, амортизация и др.
Полученные в процессе ликвидации материалы подлежат учету у застройщика по дебету счета 10 и кредиту счета 91 в составе прочих доходов. В дальнейшем эти материалы могут быть использованы в строительстве или реализованы.
Налог на добавленную стоимость
Поскольку строился объект основных средств, организация могла претендовать на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных подрядчиками в процессе строительства, в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Правда, при соблюдении общего правила для применения права на налоговый вычет: построенный объект должен был участвовать в осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Так как объект построен не был, а «недострой» подлежит ликвидации, право на налоговый вычет у застройщика отсутствует. Значит, предъявленные подрядчиками при строительстве к оплате суммы НДС налоговому вычету не подлежат. Их также следует отнести в прочие расходы:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— включен в расходы НДС, предъявленный подрядчиками.
При осуществлении работ, связанных с ликвидацией объекта подрядными организациями, подрядчики также предъявляют застройщику к оплате суммы НДС.
Для застройщика хозяйственная операция по ликвидации объекта незавершенного строительства не признается объектом обложения НДС. Следовательно, приобретенные для этого работы подрядных организаций не связаны с осуществлением операций, признаваемых облагаемыми налогом.
В этих условиях суммы НДС, предъявленные подрядчиками по «ликвидационным» работам, к вычету у застройщика не принимаются и подлежат отнесению в прочие расходы (Дебет 19 Кредит 60, Дебет 91 Кредит 19).
Застройщик мог самостоятельно приобретать материалы, использованные при строительстве. При этом суммы НДС по материалам он принимал к вычету. В этом случае суммы налога, по мнению автора, подлежат восстановлению и уплате в бюджет на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ с последующим списанием этой суммы НДС в прочие расходы:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
— восстановлена сумма НДС по материалам;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— учтена в расходах сумма НДС по материалам.
Если же часть этих материалов после разборки оприходована застройщиком, то восстановить следует ту часть принятого ранее к вычету налога, которая относится к стоимости материалов, не оприходованных застройщиком в процессе ликвидации объекта. При этом застройщик должен представить убедительные доказательства того, что указанные материалы относятся именно к тем материалам, которые он приобретал самостоятельно.
Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства (расходы на демонтаж, разборку, вывоз). При этом стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства в целях налогового учета не принимается. Это подтверждено письмом Минфина России от 7 мая 2007 г. № 03-03-06/1/261.
Стоимость материалов, полученных от разборки объекта незавершенного строительства, по мнению автора, в составе внереализационных доходов застройщика учитываться не должна, и вот почему. Подпунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости материалов от разборки основных средств. Это обусловлено тем, что остаточная стоимость такого имущества при его ликвидации учитывается в составе внереализационных расходов. А поскольку стоимость ликвидируемого незавершенного строительства в составе внереализационных расходов не признается, то и стоимость полученных от разборки материалов не должна увеличивать внереализационные доходы застройщика.
В случае реализации материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств, выручка будет являться доходом от реализации, который облагается налогом на прибыль.
При этом, по мнению автора, для целей налогообложения стоимость полученных от разборки объекта материалов при их дальнейшей реализации или использования в процессе получения доходов может учитываться в полном объеме.
Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что «стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода. ».
Это относится именно к ликвидированным основным средствам по причине того, что ранее со стоимости этих материалов в момент их оприходования был уплачен налог на прибыль, других расходов на их приобретение организация не понесла, а их остаточная стоимость была учтена в составе внереализационных расходов в момент ликвидации этих основных средств. В отношении объектов незавершенного строительства данная норма действовать не должна. Ведь стоимость объекта незавершенного строительства в состав внереализационных расходов не включалась.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как списать 08 счет если строительство прекратилось
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 20 декабря 2019 г. N 02-07-10/110626 О принятии решения о списании объектов незавершенного строительства в бухгалтерском (бюджетном) учете
К фактам хозяйственной жизни относятся сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (статья 3 Закона N 402-ФЗ).
Принятие решения о списании объектов незавершенных строительством, решения о прекращении осуществления бюджетных инвестиций является фактом хозяйственной жизни, подлежащим оформлению бухгалтерскими записями в учете.
При этом решение о принятии и выбытии активов, в том числе капитальных вложений, принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, подтверждающих совершенные факты хозяйственной жизни.
Вместе с тем выбытие с бухгалтерского учета капитальных вложений, в том числе в сумме затрат на проектную документацию, возможно при отнесении расходов на создание проектной документации к текущим расходам в связи с принятием решения о прекращении (нецелесообразности осуществления) государственных бюджетных инвестиций.
Соответствующие поправки в Закон N 39-ФЗ, которыми устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации на утверждение общих требований к принятию решений о прекращении или о нецелесообразности осуществления государственных капитальных вложений, подготовлены в рамках проекта поправок Правительства Российской Федерации к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций).
Также обращаем внимание, что вопросы определения оснований и порядка принятия решений о нецелесообразности осуществления государственных капитальных вложений за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации пунктом 8 поручения Правительства Российской Федерации от 31.10.17 N ДК-П13-7304 отнесены к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.
По мнению Департамента, решение о прекращении государственных капитальных вложений, а также о нецелесообразности их осуществления по результатам подготовки обоснования инвестиций следует принимать органами государственной власти, принявшими (принимающими) решения об осуществлении государственных капитальных вложений. При этом решения о прекращении государственных капитальных вложений должны содержать положения, определяющие порядок последующего распоряжения объектами капитальных вложений, создание которых не завершено в результате прекращения государственных капитальных вложений.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
На законодательном уровне не регламентирован порядок принятия решений о прекращении капвложений и о нецелесообразности их осуществления, что не позволяет относить произведенные затраты, предшествующие строительству, на финансовый результат, в частности, по объектам капстроительства, по которым не приняты решения о финансировании либо финансовое обеспечение которых прекращено.
Минстрой предлагает наделить Правительство полномочием утверждать общие требования к принятию решений о прекращении или о нецелесообразности осуществления государственных капвложений.
По мнению Минфина, решения о прекращении государственных капвложений, а также о нецелесообразности их осуществления должны принимать органы власти, принявшие решение об осуществлении капвложений. При этом решения о прекращении капвложений должны определять порядок последующего распоряжения объектами капвложений, создание которых не завершено в результате прекращения государственных капвложений.
08 счет бухгалтерского учета
Многие компании, особенно занятые в производстве или сельском хозяйстве, держат на балансе машины, оборудование, здания, земельные участки и так далее. Для учета используют счет 01, про который мы уже рассказывали. Однако прежде чем принят ОС к учету на 01 счет, оно проходит через счет 08.
Зачем нужен счет 08
08 счет используют для учета затрат компании на имущество, которое впоследствии будет принято к учету как основное средство или нематериальный актив. В сельском хозяйстве на 08 счете учитывают расходы на формирование стада продуктивного и рабочего скота.
Счет 08 — активный. Увеличение затрат на ввод в эксплуатацию приобретенного имущества относят на дебет. Например, при покупке станка в дебет 08 счета будет списана не только стоимость актива, но и траты на доставку, монтаж и пуско-наладку. При принятии объекта к учету его стоимость списывают по кредиту.
Порядок использования счета 08 закреплен в ПБУ 6/01 и ПБУ 17/20.
Что такое вложение во внеоборотные активы
Вложения — это траты фирмы, которые необходимы для создания или получения основных средств или нематериальных активов.
Затраты на 08 счете не участвуют в формировании финансового результата в том периоде, в котором они приняты к учету. Понесенные расходы принято относить на стоимость земельных участков, приобретенной или возведенной недвижимости, природных объектов, сельскохозяйственных животных.
В дальнейшем эти затраты списывают в расходы через амортизацию объектов ОС и НМА.
Например, компания купила помещение за 10 000 000 рублей в 2020 году. Принять всю сумму в расходы нельзя. Когда компания введет объект в эксплуатацию, с кредита 08 спишет затраты по приобретению в дебет 01, и тогда она начнет амортизировать это имущество. Допустим, срок полезного использования 25 лет. Тогда в состав расходов ежегодно будет включено:
10 000 000 руб. / 25 лет = 400 000 рублей.
То есть ежегодно в расходы будут списывать 400 000 рублей.
Какие субсчета открывают к счету 08
План счетов предлагает открывать к счету 08 следующие субсчета, которые мы собрали в таблице.
Субсчет | Используем для учета |
08.1 | Здесь собираем все затраты, связанные с покупкой земельного участка: от стоимости его приобретения до пошлин за регистрацию. |
08.2 | Обобщаем здесь все затраты, связанные с покупкой объектов природопользования. |
08.3 | Здесь аккумулируем все затраты, связанные с самостоятельным созданием ОС. Например, это расходы на возведение зданий и монтаж оборудования. |
08.4 | Учитываем все затраты, связанные с покупкой машин и оборудования, которым не нужен монтаж. |
08.5 | Здесь отражаем стоимость купленных НМА. Это могут быть лицензии на компьютерные программы, товарные знаки и так далее. |
08.6 | Здесь фиксируем все затраты, которые понесла компания для выращивания молодняка животных. |
08.7 | Здесь отражаем стоимость купленных взрослых животных с учетом их доставки. |
08.8 | Здесь отражаем затраты компании на НИОКР. Например, создание новой технологии или опытного образца. |
Как ведут аналитический учет на счете 08
На 08 счете ведут детальный аналитический учет по каждому объекту, на который осуществляются затраты. Например, на 08 счете ведется учет:
Кроме того, затраты должны быть разбиты на группы. Например, расходы на строительство, реконструкцию, монтаж, проектно-изыскательные работы и так далее.
С какими счетами корреспондирует счет 08
Счет 08 корреспондирует с большей частью счетов по дебету. Список счетов, с которыми он корреспондирует по кредиту, гораздо меньше. Для удобства мы собрали все счета в таблицу.
Счет 08 корреспондирует по дебету с | Счет 08 корреспондирует по кредиту с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дебет | Кредит | Суть проводки |
08 | 02 | Начислили амортизацию оборудования, участвующего в создании нового внеоборотного актива. |
08 | 05 | Начислили амортизацию НМА, участвующего в создании нового актива. |
08 | 10 | Списали себестоимость материалов, использованных для создания внеоборотного актива. |
08 | 23 | Себестоимость услуг вспомогательного производства списали в стоимость актива. |
08 | 26 | Списали часть общехозяйственных расходов, связанных с созданием актива. |
08 | 60 | Приобрели ОС или НМА. |
08 | 66 / 67 | Включили в стоимость актива проценты по кредиту. |
08 | 70 | Начислили зарплату работникам, занятым в создании актива. |
08 | 69 | Начислили страховые взносы с зарплаты сотрудников, занятых в создании внеоборотного актива. |
08 | 75 | Получили НМА в качестве вклада в уставный капитал. |
08 | 98 | Безвозмездно получили внеоборотный актив. |
01 | 08 | Внеоборотный актив приняли к учету как ОС. |
03 | 08 | Внеоборотный актив приняли к учету как ОС для последующей сдачи в аренду на возмездной основе. |
04 | 08 | Внеоборотный актив приняли к учету как НМА. |
91 | 08 | Списали стоимость проданного или выбывшего по другой причине внеоборотного актива. |
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе вы без проблем освоите учет внеоборотных активов и настроите всю необходимую аналитику. А также сможете вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность и пользоваться другими бухгалтерскими инструментами. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
08 счет бухгалтерского учета (нюансы)
Общие правила бухгалтерского учета по 08-му счету
Основные документы, которыми необходимо руководствоваться бухгалтеру в работе с 08-м счетом:
08 счет бухгалтерского учета предназначен для аккумуляции данных о вложениях предприятий в материальные и нематериальные внеоборотные активы, которые в будущем могут быть учтены на счетах 01, 03, 04 как объекты ОС, нематериальные активы или доходные вложения соответственно. Сегодня приказом № 94н установлено восемь субсчетов к счету 08.
ВАЖНО! Предприятие в рабочем плане счетов может уточнить содержание перечня счетов второго порядка (субсчетов), исключая или объединяя их. При необходимости можно вводить дополнительные субсчета, если этого требуют особенности деятельности или такое введение продиктовано необходимостью углубления ее контроля и анализа. В связи с этим реестр субсчетов по 08-му счету в типовом плане счетов носит рекомендательный и методический характер. Именно этим обстоятельством объясняется необходимость утверждения рабочего плана счетов по предприятию (п. 5 ПБУ 1/98).
Согласно приказу № 94н, субсчета 1, 2, 4, 5 и 7 к счету 08 предназначены для учета вложений в готовые объекты внеоборотных активов. Счет 08-1 предназначен для синтеза данных о капитальных вложениях предприятия на приобретение участков земли. Вложения в объекты природопользования учитываются на субсчете 08-2. На 4-м субсчете учитываются расходы на покупку отдельных объектов ОС, которые не требуют монтажа. 5-й субсчет аккумулирует данные о вложениях в нематериальные активы, в этом случае эти объекты тоже должны носить завершенный характер. Субсчет 7 синтезирует расходы на покупку взрослых животных.
Субсчет 3 предназначен для накопления информации о строительстве объектов ОС, а на 6-м учитывают расходы по выращиванию молодых животных до перевода их в основное стадо. 8-й субсчет учитывает расходы, связанные с исследованиями, конструкторскими работами, разработками новых технологических и управленческих процессов.
Аналитический учет по счетам 08-1, 08-2, 08-3, 08-4, 08-5 ведется по каждому объекту ОС (приобретаемому или возводимому). По счетам 08-6 и 08-7 — по каждому виду (группе) животных. По счету 08-8 — по каждому виду работ (услуг) или НИОКР.
Уточнить порядок отражения сальдо счета 08 в бухгалтерском балансе можно в материале «По какой строке отразить в бухгалтерском балансе сальдо счета 08?».
Нематериальные активы и 08-й счет
Нематериальные активы (НМА) — активы, обладающие определенной стоимостью, способные приносить доход предприятию, но при этом не имеющие выраженной вещественно-материальной формы. Правила учета НМА установлены ПБУ 14/2000. ПБУ 17/2 устанавливает правила учета расходов на научно-исследовательские, опытные, конструкторские и технологические разработки.
На 08-м счете имеется два субсчета, на которых происходит накопление информации о нематериальных активах. Это субсчета 08-5 «Приобретение нематериальных активов» и 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
При этом если результаты проведенных научных исследований, опытов, конструкторской документации и разработанных технологий найдут свое применение в процессе производства продукции (работ, услуг) или в управленческой деятельности предприятия, то расходы на их осуществление по завершении работ списываются с кредита 08-8 в дебет 04-го счета «Нематериальные активы».
Если же в результате исследований, опытов, конструкторских разработок или опробования технологий не получены позитивные результаты либо если эти результаты не внедряются в производство продукции (работ, услуг) или не оказывают влияния на управленческие процессы в организации, то такие расходы с кредита 08-8 списываются в дебет 91 «Прочие доходы и расходы».
Субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» имеет отношение к тем НМА, которые приобретаются в несколько стадий, имеют сопутствующие затраты. Все эти расходы до завершения процесса получения прав на НМА собираются на субсчете 08-5. По завершении процесса приобретения при получении документов, подтверждающих права на владение объектами НМА или права на пользование ими, расходы с кредита 08-5 списываются в дебет 04-го счета.
Часто возникает вопрос: является ли НМА проектно-конструкторская документация на возведение объектов основных средств? У организации, которая разрабатывает проектно-конструкторскую документацию, эти объекты интеллектуальной собственности являются НМА и расходы по их созданию собираются на субсчете 08-8, если такой актив не обладает признаками «товара» для такой организации и не предназначен для продажи/перепродажи его.
У организаций, получающих в результате договорных отношений эту документацию, а вместе с нею и права пользоваться ею, передавать третьим лицам, такая документация тоже должна относиться к составу НМА. А вот если в договоре на создание проектно-конструкторской документации нет указания, что вместе с документами передаются и права распоряжаться данной интеллектуальной собственностью от исполнителя к заказчику, то расходы на создание проекта и разработку конструкторской документации необходимо относить на расходы по созданию (возведению) того объекта ОС, относительно которого такая документация создавалась.
Нюансы учета затрат на возведение основных средств
Возведение объектов основных средств начинается с планирования и проектирования. Проекты на здания, сооружения, объекты технического назначения, как мы уже выяснили, могут быть как нематериальным активом (и тогда затраты на проектно-сметную документацию учитывают на субсчете 08-5), так и частью затрат на создание основного средства.
Процесс возведения ОС может вестись путем привлечения подрядчиков или выполняться специальным подразделением предприятия. В первом случае заключаются договора с подрядными организациями, и на них возлагается ответственность за то, что объект в своем оконченном виде должен соответствовать проекту. Во втором — процесс документооборота регулируется внутренними правилами предприятия. И в том и в другом случае расходы аккумулируются на субсчете 08-3.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Объекты недвижимости (жилые дома, квартиры, гаражи и др.), затраты по которым учитываются на счете 08, облагайте налогом на имущество по кадастровой стоимости, если одновременно выполняются такие условия.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Даже в случае возведения ОС силами подрядных организаций оно может производиться из материалов заказчика. Учет материалов, используемых в строительстве,— процесс трудоемкий. Списание материалов на строительство производится на основании первичных документов. Здесь необходимо рекомендовать разработать и применять такие первичные документы, которые помогут осуществлять процесс контроля использования материалов в рамках сметных расчетов. Примером такого первичного документа может служить лимитно-заборная карта.
Подробнее о порядке складского учета и выдачи материалов со склада, а также о формах складских документов рекомендуем узнать из следующих материалов:
Предприятие имеет право разработать свою форму первичного документа, удобную для контроля и анализа процесса строительства.
Первоначально расходы на приобретение материалов на строительство отражаются по дебету 10-го счета. По мере потребности, в рамках нормативов, материалы поступают на строительную площадку. Бухгалтерия их списание на строительство проводит корреспонденцией Дт 08.3 Кт 10. Таким образом, материальные расходы на строительство конкретного объекта аккумулируются по дебету субсчета 08.3 до момента ввода объекта ОС в эксплуатацию. Ввод объекта ОС в эксплуатацию по окончании строительства отражается проводкой Дт 01 Кт 08.3.
Подробную инструкцию по принятию к учету недвижимого имущества вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Нюансы учета вложений во внеоборотные активы в сельском хозяйстве
Для сельскохозяйственных предприятий или организаций, где имеются подразделения животноводства, отведено два специальных субсчета на счете 08:
Приобретение половозрелых особей животных, как правило, не вызывает каких-то проблем в бухгалтерском учете. Формирование фактической себестоимости покупки взрослого животного производится за счет синтеза стоимости приобретения самого объекта ОС, расходов на его доставку, на проведение экспертизы или оценки, и других расходов, связанных с фактом приобретения животного. После введения животного в эксплуатацию его стоимость переносится со счета 08 на счет 01 стандартной проводкой.
Моментом ввода животного в эксплуатацию может быть дата:
Если животное получено предприятием безвозмездно, то его приемка производится на основании рыночной стоимости животных с аналогичными показателями (порода, возраст, конституция, окрас). Тогда первоначальная стоимость такого объекта ОС равна рыночной стоимости объекта, увеличенной на расходы на его доставку, экспертизу и т.п.
Большое количество вопросов возникает в учете расходов на выращивание молодняка. В плане счетов имеется счет 11 «Животные на выращивании и откорме». У бухгалтеров часто возникает вопрос, а зачем тогда нужен субсчет 08-6?
Во-первых, инструкция 94н не предполагает прямой проводки Дт 01 Кт 11.
Во-вторых, через счет 08.6 списывается плановая стоимость молодняка, переводимого в основное стадо, со стоимости всех животных, находящихся на откорме и выращивании.
Если организация переводит молодняк в основное стадо, типовые проводки выглядят следующим образом:
Дт 08.6 Кт 11 —списание стоимости молодняка;
Дт 01 Кт 08.6 — увеличение стоимости животных основного стада за счет поступления молодняка.
В течение года молодняк в стадо может переводиться несколько раз. Перевод его осуществляется по плановой стоимости. В конце года хозяйство обязано скорректировать плановую стоимость переведенного молодняка на фактическую. В этом случае сторнирование или увеличение сумм производится аналогично проводкам, показанным выше.
Итоги
Счет 08 в бухгалтерском учете используется в целях синтеза информации о стоимости приобретаемых (или изготавливаемых самостоятельно) предприятием ОС, нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности. Нюансы учета таких вложений регулируются бухгалтерским законодательством — ПБУ 6/01, ПБУ 17/02 и планом счетов бухучета.
- к чему снится отношения с кумиром
- как заполнить форму сзв тд которую необходимо подать в пфр до 15 февраля 2021 года