как списать аптечку в бухгалтерском учете
Учет затрат на медкабинет и аптечку
Расходы на создание медкабинета и комплектацию аптечки фирма вправе включить в расчет базы по налогу на прибыль. При этом Минфин России устанавливает некоторые ограничения.
Некоторые компании организуют медицинские кабинеты для оказания персоналу экстренной помощи, а также для проведения регулярных медосмотров сотрудников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах (к которым, в частности, относят и работу за компьютером) (ст. 212, 213 ТК РФ, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). Фирмы, которые не имеют возможности оборудовать полноценный медицинский кабинет, комплектуют аптечки. Ведь работодатели обязаны обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Для персонала необходимо организовать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание (ст. 223 ТК РФ), к которому относят и создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на формирование медкабинетов и комплектование аптечек.
Налоговый и бухгалтерский учет
— нефте- и газодобыча в районах Крайнего Севера, в пустынных, отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;
— производство продуктов питания;
— оказание услуг общественного питания (в том числе на транспорте);
— оказание транспортных услуг;
— оказание медицинских, образовательных, ряда бытовых услуг и т. д.
Практика по вопросу включения в расчет базы по налогу на прибыль затрат на создание медкабинета противоречива. Одни суды соглашаются с позицией Минфина России (пост. ФАС МО от 26.11.2009 № КА-А40/12347-09, ФАС ЦО от 08.10.2009 № А23-3030/08А-14-189). Другие выносят решения в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).
Расходы на комплектование аптечек фирма также вправе учесть в качестве прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Финансовое ведомство с этим согласно, но одновременно указывает, что комплектовать аптечки нужно в соответствии с требованиями законодательства (письма Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112, от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). Если эти требования не соблюдаются или завышены, возможны претензии проверяющих в отношении признания расходов. Рекомендуем комплектовать аптечки в пределах норм.
Что касается НДС, то большая часть медикаментов и медоборудования включена в Перечень, согласно которому реализация таких изделий облагается по ставке 10 процентов (Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утв. пост. Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее — Перечень)). Есть также жизненно необходимая медицинская техника, продажи которой НДС не облагаются (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утв. пост. Правительства РФ от 17.01.2002 № 19).
Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете покупки оборудования и медикаментов для медкабинета.
Фирма через подотчетное лицо покупает медицинский холодильный шкаф с принудительной вентиляцией стоимостью 66 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 6000 руб.), а также различные медикаменты на сумму 11 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 1000 руб.).
Бухгалтер сделал следующие проводки:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 77 000 руб. (66 000 + 11 000) — денежные средства выданы под отчет для приобретения шкафа и медикаментов;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71
– 10 000 руб. — оприходованы медикаменты;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 1000 руб. (11 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный поставщиком;
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19
– 1000 руб. — НДС принят к вычету.
При использовании медикаменты будут списываться в расходы проводкой ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 10.
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 71
– 60 000 руб. — оприходован медицинский шкаф;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 6000 руб. (66 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный продавцом;
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19
– 6000 руб. — НДС принят к вычету;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 60 000 руб. — медицинский шкаф включен в состав основных средств.
Правовые особенности и нормативы
Требования к инвентарю, освещению и внутренней отделке медкабинетов содержатся в СанПиН 2.1.3.2630-10 (утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58). Так, в медкабинете нужно устанавливать настенные или переносные светильники для осмотра больного. Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном месте (в шкафу вне медицинских кабинетов). Кроме того, в документе содержатся требования к дезинфекции.
Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется только медицинскими изделиями, зарегистрированными на территории РФ (приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). В аптечку также должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в различных ситуациях.
Таким образом, создание медицинского кабинета или приобретение аптечки, безусловно, служит благим целям. Ведь на работе может случиться всякое, и часто помощь квалифицированного специалиста спасет жизнь человека. Вместе с тем следует учитывать особенности комплектования медицинских кабинетов и аптечек, что позволит избежать ненужных споров с налоговиками.
Экспертиза статьи: Елена Мельникова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Мнение: Елена Подлипалина, руководитель учета компании «Галс-Девелопмент», аттестованный профессиональный бухгалтер
Вправе ли фирма учесть расходы на медкабинет?
— медкабинет создан, чтобы проводить осмотр работников, для которых, согласно ТК РФ, он является обязательным, в частности для сотрудников, занятых на вредных и тяжелых работах;
— расходы оформлены документально надлежащим образом.
Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса не содержит условия о том, что включать подобные затраты в расчет налоговой базы могут только компании, у которых есть производства/цеха с вредными и опасными условиями труда. По нашему мнению, фирма, независимо от наличия у нее такого производства, может включить затраты на создание и содержание медкабинета в налоговую базу.
Отметим, что при этом существует риск возникновения налогового спора с проверяющими, тем не менее есть также и судебная практика в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Аптечка первой помощи на предприятии
Обязан ли работодатель иметь аптечку?
Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.
Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:
Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.
Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.
С 1 марта 2022 года в силу вступят изменения в части охраны труда на предприятиях. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, что нужно будет изменить в организации охраны труда.
Изменения в требованиях к аптечкам
С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.
Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.
Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.
Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.
Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.
Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».
Состав аптечки по новому приказу
Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.
Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.
Итак, что должно находиться в аптечке:
Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:
Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.
Аналогично можно использовать для аптечки разные:
Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».
Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.
По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:
Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.
ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
Итоги
Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.
Учет лекарственных препаратов и медизделий в медсанчасти
Автор: Валова С., эксперт журнала
Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях (п. 3 ст. 25 Закона № 323-ФЗ[1]). Оказание медицинской помощи предполагает использование лекарственных препаратов, перевязочных средств и других медицинских изделий. В статье рассмотрен порядок учета данной специфической группы нефинансовых активов.
Группы учета медицинского имущества.
Все медицинское имущество можно поделить на две основные группы:
1) лекарственные средства, используемые для диагностики и лечения заболеваний;
2) медицинские изделия, которые применяются при совершении медицинских манипуляций. К ним относятся как медицинский инструментарий и медицинское оборудование, так и перевязочные средства. Также медицинскими изделиями могут признаваться медицинская мебель и медицинская одежда.
В бухгалтерском учете перечисленные объекты учета подразделяются на две учетные группы: основные средства и материальные запасы, применимые в медицинских целях. Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию учреждения (Письмо Минфина РФ от 09.11.2018 № 02-05-10/80751). Оно самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств и материальных запасов при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности осуществляемых расходов, руководствуясь положениями инструкций № 157н[2], 162н[3], с учетом СГС «Основные средства»[4] и «Запасы»[5].
Таким образом, все перечисленные объекты учета, относимые к медицинскому имуществу, могут быть отражены на счетах 101 00 «Основные средства» и 105 00 «Материальные запасы».
В рамках данной статьи рассмотрим порядок отражения операций в рамках одной учетной группы, показываемой на счете 105 00 «Материальные запасы».
Выбор счета учета медицинских материалов.
В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Таким образом, медицинские изделия, срок использования которых составляет менее 12 месяцев, включаются в группу учета материальных запасов. В эту же группу входят лекарственные препараты.
Напомним, что материальные ценности относятся на тот или иной счет аналитического учета согласно п. 118 Инструкции № 157н. Так, на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства» отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д.
В Методических рекомендациях[6] сказано, что если не удалось уверенно отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
В случае если невозможно точно определить счета аналитического учета, данные предметы целесообразно отражать на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
В Методических рекомендациях чиновники сделали акцент на Порядке № 209н[7]. В частности, они отметили, что материальные запасы отражаются на соответствующих подстатьях статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по своему целевому (функциональному) назначению. Так, подстатья 341 КОСГУ применяется при отражении операций по приобретению лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
Как отметило финансовое ведомство, в состав группы «Медикаменты и перевязочные средства» входят материалы, которые указываются под кодом 341 КОСГУ (письма от 09.08.2019 № 02-08-10/60687, от 26.07.2019 № 02-08-05/56168):
медицинские аптечки и санитарные сумки;
перевязочные средства (вата, марля, бинты);
шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания;
стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы;
антисептики, дезинфицирующие материалы;
системы тест-полосок, применяемые в медицинских целях.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 06.04.2020 № 02-08-10/27111, по подстатье 341 КОСГУ отражается приобретение в целях оказания медицинской помощи (услуг):
термометров, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев;
В то же время в Письме от 16.07.2020 № 02-07-10/62248 специалисты финансового ведомства сообщили, что если маски для защиты дыхательных путей, медицинские перчатки приобретаются в целях формирования комплектов СИЗ (специальной одежды), выдаваемых медицинскому персоналу учреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, то указанные материальные ценности следует учитывать одновременно с комплектом специальной одежды в группе материальных запасов «Мягкий инвентарь».
Единица учета медицинских ма
По общим правилам единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 8 СГС «Запасы»).
Как указано в Методических рекомендациях, выбор единицы учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования. Чиновники считают, что номенклатурную единицу целесообразно применять в качестве единицы учета в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих различные артикулы, торговые марки, размеры, сорт. Они рекомендуют учитывать лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, по номенклатурным единицам. В частности, к ним относятся препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.
Первоначальная стоимость медицинских материалов.
Пунктом 13 СГС «Запасы» установлено, что активы, относящиеся к материалам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Из положений п. 19 данного стандарта следует, что первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных учреждением, определяется в сумме фактически произведенных вложений. Как правило, это суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также транспортные расходы.
Поступление медицинских материалов в медсанчасть.
Поступление лекарственных препаратов и медицинских изделий в медико-санитарную часть может быть централизованным и децентрализованным при проведении самостоятельных закупок.
При централизованных закупках медицинского имущества уполномоченный государственный заказчик:
организует и размещает заказ в целях определения головного исполнителя (исполнителя);
заключает государственные контракты на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий;
обеспечивает финансирование заказа.
Порядок отражения операций по централизованному снабжению учреждений материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции № 162н. В соответствии с положениями данного раздела порядок отражения операций будет зависеть от условий заключенного контракта. Предусматривается два варианта поставки:
материальные ценности могут быть доставлены в адрес учреждения-заказчика с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для учреждения-грузополучателя;
материальные ценности направляются от поставщика напрямую учреждению-грузополучателю, минуя склад заказчика.
В обоих случаях взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему (п. 154 Инструкции № 162н).
Рассмотрим примеры по отражению операций по централизованному снабжению.
В рамках централизованного снабжения уполномоченным заказчиком заключен контракт на поставку лекарственных препаратов с оптовой фармацевтической компанией. Общая сумма поставки по контракту – 350 000 руб. Поставка медикаментов осуществляется на склад заказчика.
20 августа 2020 года заказчик перечислил аванс в размере 30% суммы договора (350 000 руб. x 30%). 24 августа 2020 года поставщик поставил лекарственные средства на центральный склад.
2 сентября 2020 года медикаменты были распределены по медицинским частям и поставлены непосредственно получателям.
В бухгалтерском учете заказчика были сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс за поставку лекарственных препаратов на основании государственного контракта
Поступило закупленное имущество согласно государственному контракту
Осуществлен зачет ранее перечисленного авансового платежа
Перечислена окончательная оплата поставщику поставленных лекарственных препаратов
Сентябрь 2020 года
Переданы лекарственные препараты медицинским частям
Одновременно отражена стоимость оплаченных и отгруженных получателю лекарственных препаратов
Списаны с учета лекарственные препараты после получения подтверждения от получателя имущества
* Согласно п. 341 Инструкции № 157н аналитический учет по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» ведется в книге учета (ф. 0504055) по каждому учреждению (грузополучателю), виду материальных ценностей.
В соответствии с нормами, изложенными в разд. 6 Инструкции № 162н, учет у учреждения-грузополучателя при централизованных поставках зависит от того, когда в учреждение поступили материальные ценности (до или после получения извещения (ф. 0504805)).
Далее рассмотрим оба варианта отражения операций в учете медико-санитарной части:
когда лекарственные средства и медицинские изделия поступили от поставщика до получения извещения (ф. 0504805) от учреждения-заказчика;
когда лекарственные средства и медицинские изделия поступили после получения извещения (ф. 0504805) от учреждения-заказчика.
Согласно п. 158 Инструкции № 157н учреждение-грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика до поступления от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов принимает к учету материальные ценности с отражением их на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
При поступлении от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805), в том числе его второго экземпляра, сформированного учреждением-грузополучателем, в бюджетном учете последнего отражаются корреспонденции счетов, предусмотренные п. 157 Инструкции № 162н, с одновременным выбытием принятых к учету материальных ценностей с забалансового счета 22.
При этом п. 375 Инструкции № 157н допускается возможность использования данного имущества до получения указанных документов при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.
31 августа 2020 года в медико-санитарную часть Минобороны поступили лекарственные препараты и перевязочные средства в рамках централизованного снабжения. Согласно документам поставщика сумма поставки – 175 000 руб. Груз от поставщика поступил в августе до момента получения извещения (ф. 0504805).
Извещение (ф. 0504805) от вышестоящей организации поступило 1 сентября 2020 года.
В учете учреждения-получателя были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Поступили лекарственные средства и перевязочные средства от поставщика до момента получения извещения (ф. 0504805)
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
Сентябрь 2020 года
На основании полученного извещения (ф. 0504805) лекарственные средства и перевязочные средства поставлены на балансовый учет и списаны с забалансового учета
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
* По согласованию с главным распорядителем запись по данному счету производится на сумму, указанную в отгрузочных документах поставщика (п. 375 Инструкции № 157н).
Если же лекарственные средства и медицинские изделия поступили в медико-санитарную часть после получения извещения (ф. 0504805), в соответствии с нормами и требованиями бюджетного учета учреждению-грузополучателю следует отражать такие ценности на счете 107 00 «Нефинансовые активы в пути».
В соответствии с п. 157 Инструкции № 162н сумма материальных ценностей, отправленных поставщиком в адрес учреждения-грузополучателя согласно представленным им документам, но не поступивших к моменту получения учреждением-грузополучателем извещения (ф. 0504805), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути».
В рамках централизованного снабжения военный госпиталь 31 августа 2020 года получил извещение (ф. 0504805) о направлении ему медицинских изделий на сумму 155 000 руб. от вышестоящей организации, уполномоченной на осуществление таких закупок. В учреждение отправленные медикаменты поступили 2 сентября 2020 года. Государственным контрактом предусмотрено, что организация-поставщик направляет материальные ценности учреждениям-грузополучателям напрямую, минуя склад учреждения-заказчика.
В учете учреждения-получателя были сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
На основании полученного извещения (ф. 0504805) отражена сумма не поступивших в учреждение медицинских изделий
Сентябрь 2020 года
Поступили медицинские изделия
Списание медицинских материалов.
Отметим, что особенности учета и списания лекарственных препаратов, медицинских изделий и перевязочных средств могут быть определены в ведомственных нормативных актах, например в гл. 4 Положения о снабжении медицинским и ветеринарным имуществом воинских частей и медицинских учреждений внутренних войск, военных учебных заведений Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от 25.07.1994 № 357 (далее – Положение № 357).
Так, исходя из норм данного документа в воинских частях и подразделениях, в штатах которых имеется один врач или фельдшер, а также в отделениях и кабинетах медицинских учреждений списание в расход лекарственных и иммунобиологических препаратов, перевязочных средств и расходных предметов производится один раз в квартал на основании ежеквартальных ведомостей расхода по акту.
При этом установлено, что расход лекарственных средств и медицинских изделий, списанных по акту, должен подтверждаться рецептами, записями о назначении лекарств в книге учета больных в амбулатории, медицинских книжках и историях болезни (п. 4.2 Положения № 357).
При списании медицинских материалов учреждение должно учитывать положения СГС «Запасы», инструкций № 157н, 162н.
Напомним, что в силу п. 42 СГС «Запасы» лекарственные препараты и медицинские изделия выбывают по стоимости каждой единицы либо средней стоимости.
Один из указанных способов применяется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.
Средняя стоимость медицинских материалов определяется по каждой группе (виду) путем деления общей стоимости группы (вида) на их количество.
На складе медико-санитарной части на 1 сентября 2020 года числилось 1 000 шприцев (5 мг) по цене 50 руб. (50 000 руб.) и 150 шприцев по цене 45 руб. (6 750 руб.).
В течение месяца было приобретено 2 000 шприцев по цене 55 руб. (110 000 руб.).
Выдано со склада и использовано 500 шприцев.
Стоимость выбывших шприцев, если выбрана средняя стоимость в качестве способа ее определения, составит 26 468,25 руб. ((50 000 + 6 750 + 110 000) руб. / ((1 000 + 150 + 2 000) шт. x 500 шт.)).
Списание медицинских изделий в бухгалтерии медико-санитарной части осуществляется в соответствии с актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (п. 25 Инструкции № 162н).
В учете учреждения согласно Инструкции № 162н сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списаны медицинские изделия при оказании медицинской помощи**
Отметим, что лекарственные препараты могут быть списаны с учета медико-санитарной части и вследствие истечения срока их годности.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» производитель лекарственных препаратов устанавливает срок годности товара, по истечении которого этот товар считается непригодным для использования по назначению.
Испорченные медикаменты выявляются после проведенной в медицинском учреждении инвентаризации. Порядок ее проведения устанавливается положениями учетной политики. Результаты проведенной в учреждении инвентаризации фиксируются в документах по формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
В бухгалтерском учете по списанию лекарственных препаратов с истекшим сроком годности делается следующая бухгалтерская запись (п. 26 Инструкции № 162н): Дебет счета 1 401 20 272 Кредит счета 1 105 31 441.
Кратко сформулируем основные выводы:
Лекарственные препараты и материалы, используемые в медицинских целях, подлежат учету на счете 1 105 31 341. В случае если невозможно точно определить счета аналитического учета, данные предметы целесообразно отражать на счете 1 105 06 340 «Прочие материальные запасы».
Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для медико-санитарных частей силовых министерств и ведомств может осуществляться как централизованным, так и децентрализованным способом. При отражении операций по централизованному снабжению казенное учреждение руководствуется разд. 6 Инструкции № 162н. Расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему.
Списание лекарственных препаратов и медицинских изделий в бухгалтерии медико-санитарной части осуществляется в соответствии с актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Выбытие медицинских материалов производится по стоимости каждой единицы либо средней стоимости. В бухгалтерском учете выбытие отражается по дебету счета 1 401 20 272 и кредиту счета 1 105 31 441.
[1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[6] Методические рекомендации по применению СГС «Запасы», доведенные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.
[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.