как списать кредит который простил банк
Как списать кредит который простил банк
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация получила безвозвратный кредит по постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696.
Какие проводки должна сделать организация к закрытию кредита?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае, если будет принято решение о списании кредита, в бухгалтерском учете на дату этого решения сумма задолженности списывается с дебета счета 66, субсчет «Расчеты по кредиту» в кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы».
Бухгалтерский учет
К сведению:
В налоговом учете средства, полученные и возвращенные по кредитному договору, в состав доходов и расходов не включаются (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Если сумма кредита и проценты по нему будут списаны, то признавать их в доходах также не следует (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Беспроцентные кредиты и субсидии на выплату зарплаты: налоговые последствия и бухгалтерский учет;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
— Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет кредита на возобновление деятельности согласно постановлению N 696 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
— Вопрос: Организация оформила льготный кредит 2.0 в банке на восстановление бизнеса, данный кредит в апреле 2021 года, возможно, будет «прощен». Кредитными деньгами организация воспользовалась для погашения текущих долгов перед поставщиками. Данные оплаты за счет кредитных денег можно ли учитывать в расходах при расчете налога на прибыль? Можно ли принимать к вычету НДС по закупленному товару за счет кредитных денег? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, июль 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
15 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Льготный кредит для малого бизнеса в связи с коронавирусом: как отражать и учитывать
Для поддержки бизнеса в условиях коронавируса Правительство РФ запустило программу льготного кредитования (постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696). Кредиты со ставкой не более 2 % будут выдаваться в 2020 году организациям и ИП, имеющим наемных работников, на возобновление деятельности. При выполнении определенных условий долг и проценты по нему могут быть списаны банком, выдавшим кредит. Минэкономразвития за счет субсидии из федерального бюджета компенсирует кредитным организациям недополученные доходы и понесенные расходы, связанные с выдачей и списанием заемщикам льготных кредитов.
Долг по кредиту вместе с процентами списывается с заемщика полностью при одновременном выполнении следующих условий:
Период кредитования разделили на три этапа:
На дату окончания базового периода и на дату окончания периода наблюдения начисляемые проценты переносятся в основной долг.
В бухгалтерском учете, если нет стопроцентной уверенности, что льготный кредит будет списан, по нашему мнению, его следует учитывать так же, как обычный кредит.
Денежные средства, полученные по кредитному договору, доходом не признаются, т.к. не соответствуют критериям признания доходов, установленным п. 2 ПБУ 9/99, и отражаются в составе кредиторской задолженности (п. 2 ПБУ 15/2008).
Перечисление денежных средств в счет погашения основной суммы долга по полученным кредитным средствам не является расходом и отражается как погашение кредиторской задолженности (п. 3 ПБУ 10/99, п. 5 ПБУ 15/2008).
Проценты к уплате, начисленные по полученному кредиту, являются расходами, связанными с исполнением обязательств по кредитному договору (п. 3, п. 4 ПБУ 15/2008).
Сумма списания банком кредита и процентов по нему признается прочим доходом организации (п. 2, п. 7, п. 16 ПБУ 9/99).
В налоговом учете (как при исчислении налога на прибыль, так и при применении УСН) средства, полученные и возвращенные по кредитному договору, в состав доходов и расходов не включаются (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль проценты, начисленные по льготному кредиту на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, признаются в составе внереализационных расходов только на дату их уплаты (пп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поскольку в базовый период и в период наблюдения начисленные проценты не уплачиваются, то и в расходы они могут быть включены, только если не будут выполнены условия для списания кредита и кредит придется возвращать вместе с уплатой процентов по нему. Если же кредит и проценты при выполнении соответствующих условий будут списаны банком, то расходов по процентам не будет. Признавать сумму списанного кредита и процентов по нему в доходах также не нужно (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При применении УСН, поскольку начисленные проценты в базовый период и в период наблюдения не уплачиваются, то и в расходах они не отражаются. Если кредит придется возвращать, то проценты следует признать в расходах на дату списания средств с расчетного счета (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если кредит и проценты по нему при выполнении соответствующих условий будут списаны банком, то признавать их в доходах не нужно (пп. 21.4 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Льготный кредит 2% и его отражение в 1С
А вы знали, что можно взять кредит в банке под 2% годовых и не возвращать его никогда? Да-да, государство его погасит за вас! Нет, это не шутка, а еще одна реальная мера поддержки пострадавших предприятий и предпринимателей в борьбе с коронавирусной инфекцией. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» была утверждена возможность получения кредита всего под 2% годовых. Кто может претендовать на получение такого льготного кредита, какие условия нужно соблюсти и как это отразить в программе 1С расскажем далее.
Кто может претендовать на получение такого кредита?
Организации и индивидуальные предприниматели, а такжоциально ориентированные НКО, имеющие наёмных работников, у которых основной вид экономической деятельности по состоянию на 01.03.2020г. относится к пострадавшим видам или к требующим поддержки для возобновления деятельности.
С пострадавшими отраслями мы не раз забирались в наших статьях, они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434. А вот чтобы относиться к отрасли, которой требуется поддержка государства для возобновления деятельности, нужно чтобы код ОКВЭД 2 принимал одно из следующих значений: 13, 14, 15, 20.42, 22.19.6, 22.29.1, 23.13.3, 23.13.5, 23.41, 25.99.1, 25.99.3, 25.99.24, 25.99.25, 26.4, 26.52, 27.51, 27.52, 30.92.1, 30.92.2, 30.92.4, 31, 32.3, 32.4, 32.99.3, 32.99.6, 58.1.
Исключениями являются субъекты малого и среднего предпринимательства, у них данный ОКВЭД не обязательно должен быть основным, достаточно если один из них дополнительный.
Также принимается во внимание отсутствие таких процедур, как банкротство, приостановка деятельности и ликвидация.
На какую сумму можно претендовать?
Размер заёмных средств, на которые можно рассчитывать, вычисляется путём перемножения числа наёмных работников на количество месяцев, начиная с даты заключения кредитного договора и заканчивая датой 01.12.2020г. и на расчётный размер оплаты труда (МРОТ с учётом районных коэффициентов, процентных надбавок и страховых взносов в размере 30%). При этом максимальный срок кредитования составляет 1 год.
На какие цели выдаётся данный кредит?
Денежные средства, полученные по данной программе, можно потратить как на выплату заработной платы своим сотрудникам, так и на иные цели: погашение других кредитов, оплату аренды, выплаты поставщикам и подрядчикам. Главное, чтобы эти расходы были обоснованы и документально подтверждены.
Единственное, на что нельзя использовать данные средства, так это на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале и на благотворительность.
В какие сроки и какие суммы надо платить банку?
Условия оплаты по льготному кредиту зависят от того, с какими показателями численности персонала вы пройдёте три этапа, предусмотренных Постановлением.
Этап 1 — обязательный базовый период. Его продолжительность: с даты заключения кредитного договора до 1 декабря 2020 года. Данный период характеризуется тем, что вы ничего не платите банку, при этом вам начисляются проценты по ставке 2% годовых и включаются в основной долг.
Если в течение первого этапа у вас была введена процедура ликвидации или банкротства, или произошло сокращение численности персонала более чем на 20% по сравнению с данными на 01.06.2020г., то вы пропускаете второй этап и переходите к третьему.
Этап 2 — период наблюдения. Его продолжительность: с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. На данном этапе вы также ничего не платите банку и вам по-прежнему продолжают начислять проценты и включать их в основной долг.
Если по состоянию на 1 марта 2021 года количество наёмных сотрудников на конец каждого месяца этого периода составит не менее 90% от численности на 1 июня 2020 года, у вас не введена процедура банкротства и средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ, то весь долг по кредиту, включая проценты, погасит за вас государство.
Если же количество работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80%, то кредит спишут наполовину, и вы перейдёте к третьему этапу.
Организации и предприниматели, не соблюдающие вышеуказанные требования по сохранности численности персонала или прекращении деятельности, переходят к этапу гашения.
Этап 3 — трёхмесячный период погашения. В период до 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года вам нужно будет вернуть все заёмные средства с процентами тремя равными платежами.
Обращаем ваше внимание на то, что в период гашения действует не льготная, а стандартная ставка по кредитному договору.
Как это отразить в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
На данный момент времени ещё нет разъяснений от методистов фирмы 1С о том, как верно отразить получение льготного кредита под 2%. Поэтому описанное ниже является нашим мнением.
Для отражения получения кредитных средств воспользуемся документом «Поступление на расчётный счёт» в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки».
В документе укажем «Вид операции» — «Прочее поступление» и отразим данные денежные средства на счёте 91 без отражения их в налоговом учёте.
В графе «Прочие доходы и расходы» следует создать новую статью и заполнить её следующим образом:
Впоследствии, если вы выполните все условия для списания долга, то дополнительно ничего отражать не следует.
Если же вы не прошли по какому-то из критериев, то для начисления обязательства, возникшего перед банком по трёхмесячному гашению, следует перейти в раздел «Операции» и выбрать пункт «Операции, введённые вручную».
В открывшемся окне нужно нажать на кнопку «Создать» и из выпадающего списка выбрать «Операция».
Первой строкой отразим сумму долга перед банком, в которую будет включена сумма процентов, начисленных по ставке 2%. Выбирая счёт по дебету 91.02, субконто следует указывать тоже самое, что мы создавали при получении заёмных средств.
Второй строкой отразим проценты, начисленные по стандартной ставке.
В нашем примере взята условная ставка в 10% годовых. При заполнении субконто на счёте 91.02 следует создать статью «Проценты к получению (уплате) с включённой галочкой «Принимается к налоговому учёту».
Если вам списали половину долга, то в проводках следует указывать не всю сумму заёмных средств, а только ту, которую нужно будет вернуть.
Какие делать проводки, если вам спишут льготный кредит
Льготный антикризисный кредит банк вам спишет, если вы выполнили условия для этого – полностью или частично. О них напомнил МЭК, а мы напомним, какие проводки нужно будет сделать в бухучете.
Памятка от МЭК
Такие кредиты получали пострадавшие от коронавируса с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года.
Завершился период наблюдения по этим кредитам, который продолжался с 1 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года. При выполнении условий льготного кредитования сумма долга вместе с начисленными процентами по ставке 2% списываются.
Условия для списания кредита
Какую часть кредита спишут, зависит от численности ваших сотрудников:
Данные о количестве работников возьмут из отчета по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, которую вы должны были представить в ПФР до 15 марта 2021 года.
Сумма списанного банком кредита и процентов по нему относится к прочим доходам в бухучете (п. 2, п. 7, п. 16 ПБУ 9/99). В составе доходов по налогу на прибыль они не учитываются, если соблюдены условия, установленные подпунктом 21.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Проводки в бухучете
Неважно, что кредит льготный. Для его отражения в бухучете применяйте обычные счета:
Проценты начисляйте на счет 91-2 «Прочие расходы», а списывайте долг и проценты – на счет 91-1 «Прочие доходы».
Ситуация 1. Получение кредита и ежемесячное начисление льготных процентов. Проводки должны быть такие:
Ситуация 2. Включение процентов в сумму долга перед списанием. Можно сделать такую проводку:
Ситуация 3. Списание долга. Если вы списываете кредит вместе с перенесенными процентами, проводка будет такая:
Если вы не переносили проценты в сумму основного долга, то нужно будет сделать 2 проводки:
Если вы нарушили условия для списания кредита
Если же вы не выполнили условий льготного кредитования, доначислите проценты по установленной в договоре ставке, а затем возвращайте кредит и проценты по нему. Проводки такие:
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Непривитым больничный не оплачивается, по мнению Роструда
Готовимся к новому порядку работы с «первичкой» в 2022 году
13 890 рублей – новый МРОТ 2022 для расчета зарплаты
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Какие делать проводки, если вам спишут льготный кредит
Льготный антикризисный кредит банк вам спишет, если вы выполнили условия для этого — полностью или частично. О них напомнили в Минэкономразвития, а мы напомним, какие проводки нужно будет сделать в бухучете.
Памятка от МЭК
Министерство экономического развития (МЭК) 17 марта 2021 года разместило на своем сайте документ — «Памятка о порядке списания задолженности по кредитному договору». В нем указаны условия, при которых банк спишет вам кредит «на возобновление деятельности» по постановлению Правительства от 16 мая 2020 г. № 696.
Такие кредиты получали пострадавшие от коронавируса с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года.
Завершился период наблюдения по этим кредитам, который продолжался с 1 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года. При выполнении условий льготного кредитования сумма долга вместе с начисленными процентами по ставке 2% списываются.
Условия для списания кредита
Банк спишет кредит, если по состоянию на 31 марта 2021 года в отношении вас не введена процедура банкротства, ваша деятельность не приостановлена, а если вы — ИП, то продолжаете работать.
Какую часть кредита спишут, зависит от численности ваших сотрудников:
Данные о количестве работников возьмут из отчета по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, которую вы должны были представить в ПФР до 15 марта 2021 года.
Сумма списанного банком кредита и процентов по нему относится к прочим доходам в бухучете (п. 2, п. 7, п. 16 ПБУ 9/99). В составе доходов по налогу на прибыль они не учитываются, если соблюдены условия, установленные подпунктом 21.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Проводки в бухучете
Неважно, что кредит льготный. Для его отражения в бухучете применяйте обычные счета:
Проценты начисляйте на счет 91-2 «Прочие расходы», а списывайте долг и проценты — на счет 91-1 «Прочие доходы».
Ситуация 1. Получение кредита и ежемесячное начисление льготных процентов. Проводки должны быть такие:
Ситуация 2. Включение процентов в сумму долга перед списанием. Можно сделать такую проводку:
Ситуация 3. Списание долга. Если вы списываете кредит вместе с перенесенными процентами, проводка будет такая:
Если вы не переносили проценты в сумму основного долга, то нужно будет сделать двепроводки:
Если вы нарушили условия для списания кредита
Если же вы не выполнили условий льготного кредитования, доначислите проценты по установленной в договоре ставке, а затем возвращайте кредит и проценты по нему.
Возвращать кредит придется тремя равными платежами — 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее