как списать сверло в бухгалтерском учете

Оформляем списание отрезных кругов при выполнении строительных работ

Вопрос: Как и на основании каких документов отразить в бухучете списание отрезных кругов, используемых при выполнении работ по объекту строительства?

Ответ: Списание отрезных кругов производят на счета учета затрат на сумму стоимости израсходованных материалов по данным материального отчета формы С-19, составляемого на основании формы С-29.

Справочно
В Межгосударственном стандарте ГОСТ 3.1109-82 «Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий» приведены следующие термины с соответствующими определениями:
средства технологического оснащениясовокупность орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса;
технологический процессчасть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда;
технологическая оснасткасредства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (режущий инструмент, штампы, приспособления, калибры и т.д.);
приспособлениятехнологическая оснастка, предназначенная для установки или направления предмета труда или инструмента при выполнении технологической операции;
инструменттехнологическая оснастка, предназначенная для воздействия на предмет труда с целью изменения его состояния.

Отражение отрезных кругов в качестве отдельных предметов в составе средств в обороте в бухучете происходит с использованием следующих счетов:

— до передачи их в производство (эксплуатацию) — на субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

Отчет формы С-29 предназначен для учета расхода материала по нормам, установленным единичными расценками согласно сборникам ресурсно-сметных норм или других нормативов, определения экономии или перерасхода материалов. При этом при составлении отчета формы С-29 в натуральном выражении по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком (генеральным подрядчиком) актов приемки выполненных работ подрядчик списывает материалы на основании сметных и (или) производственных норм .

Источник

как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть фото как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как списать сверло в бухгалтерском учете. Картинка про как списать сверло в бухгалтерском учете. Фото как списать сверло в бухгалтерском учете

Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям

Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:

Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.

Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.

Возможны 2 варианта учета инвентаря:

Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.

Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.

При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).

Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС

Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.

Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.

Бухгалтерская проводка

Действие, документ

Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)

Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1

Выделен НДС. Счет-фактура

Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6

Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02

Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике

Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС

Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4

Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.

Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:

Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.

Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.

Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему

Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.

Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:

После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.

В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть фото как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как списать сверло в бухгалтерском учете. Картинка про как списать сверло в бухгалтерском учете. Фото как списать сверло в бухгалтерском учете

Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.

Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:

Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.

Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.

Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.

Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):

В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.

Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.

как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть фото как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как списать сверло в бухгалтерском учете. Картинка про как списать сверло в бухгалтерском учете. Фото как списать сверло в бухгалтерском учете

Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.

ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.

В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.

В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.

При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:

Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря

Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.

Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.

Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.

Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.

Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.

Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).

Итоги

Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.

Источник

Учет материалов в бухгалтерском учете по ФСБУ 5/2019 «Запасы»

как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть фото как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как списать сверло в бухгалтерском учете. Картинка про как списать сверло в бухгалтерском учете. Фото как списать сверло в бухгалтерском учете

С 2021 года компании должны вести учет запасов по новым правилам. Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменит ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ. Его нужно применять с бухгалтерской отчетности за 2021 год. Организации имеют право использовать его раньше.

Новые правила отличаются от текущих. Расскажем, как теперь принимать материалы к учету, как списывать их в производство и что особенного в учете подарков.

Что относится к материалам

как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть фото как списать сверло в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как списать сверло в бухгалтерском учете. Картинка про как списать сверло в бухгалтерском учете. Фото как списать сверло в бухгалтерском учете

Материалы — это один из видов запасов, которые нужны для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг (пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). К ним относятся: сырье, полуфабрикаты, комплектующие, основные и вспомогательные материалы, тары, топливо, запчасти и пр. (п. 42 указаний).

По какой стоимости принимать материалы к учету

Чтобы принять материалы к учету, оцените их по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).

Ее расчет зависит от способа получения материалов. Возможны следующие варианты:

Покупка за плату. Фактическую себестоимость формируйте в стандартном порядке — учитывайте все затраты на приобретение, доставку и подготовку к эксплуатации. Не забудьте исключить из стоимости НДС, который потом примете к вычету.

Безвозмездное получение, полная или частичная оплата неденежными средствами. Оцените материалы по справедливой стоимости. Правила её расчёта утверждены в МСФО от 28.12.2015 № 13. Не забудьте увеличить ее на сумму дополнительных затрат по приобретению, доставке и подготовке к использованию.

Вклад в уставный капитал. Принимайте к учету по фактической стоимости с учетом дополнительных затрат.

Выбытие, ремонт, модернизация или реконструкция внеоборотных активов. Оцените стоимость материалов по меньшей из двух величин:

Важно! Не включайте в себестоимость запасов:

Как отражать операции с материалами в бухучете

В бухгалтерском учете материалов участвует три основных счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости».

Основной счет для учета материалов — 10. По его дебету отражается поступление, по кредиту — списание в производство и выбытие по другим причинам.

К счету 10 можно открыть субсчета, чтобы сделать учет более простым и понятным. Например, отдельно выделить сырье и материалы, топливо, запчасти, тару, спецодежду и пр.

Оприходуем материалы на склад

Каждое поступление материалов надо подтверждать первичными документами. Часть из них вы получите от поставщика, а часть надо будет оформить самостоятельно. Полный список документов зависит от того, каким способом вы получили материалы, например, по договору поставки или изготовив самостоятельно.

Поступление материалов на склад оформляет кладовщик или другой сотрудник с материальной ответственностью. Для этого в день приемки составляют приходный ордер по форме, которая утверждена руководителем. Это может быть:

Важно! Чтобы сократить документооборот, приходный ордер можно заменить штампом со всеми необходимыми реквизитами. Его проставляют на документе поставщика, например на накладной. Это решение нужно отразить в учетной политике.

Бухгалтерские записи для отражения получения материалов зависят от того, как их получили и того, какие счета использует организация.

1. Покупка материалов

У вас на руках должны быть счета, счета-фактуры, накладные и сопроводительные документы. Оприходуйте материалы по фактической себестоимости. Если вы формируете стоимость именно на счете 10 (это должно быть прописано в учетной политике), проводки следующие:

Дебет

Кредит

Операция

Продавец предъявил НДС

Дополнительные затраты на приобретение материалов

НДС с суммы дополнительных затрат

НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету

Оплачены материалы и услуги иных контрагентов

2. Безвозмездное получение

Тот, кто подарил вам материалы, должен предоставить те же документы, что продавец. Фактическую себестоимость определяйте по справедливой стоимости. В бухучете сформируйте следующие проводки:

Дебет

Кредит

Операция

Получены в дар материалы

Дополнительные затраты на приобретение материалов

НДС с суммы дополнительных затрат

НДС с дополнительных затрат принят к вычету

Оплачены дополнительные затраты

3. Вклад в уставный капитал

Вклад материалов в уставный или складочный капитал оформляется актом приема-передачи, его можно составить в произвольной форме, но с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Дебет

Кредит

Операция

Материалы внесли в счет оплаты уставного капитала

Признан эмиссионный доход в случае, если стоимость полученных материалов больше номинальной стоимости акций (номинального размера доли)

Отражен НДС со стоимости материалов, восстановленный передающей стороной

Дополнительные затраты по получению материалов

НДС с суммы дополнительных затрат

НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету

Оплачены дополнительные затраты

4. Поступление при ликвидации основных средств

Оформите поступление требованием-накладной. Если ликвидируете недвижимость, составьте акт об оприходовании МЦ. Для этого подходят формы № М-11 или № М-35 соответственно. Сформируйте следующие проводки:

Дебет

Кредит

Операция

Оприходованы материалы от ликвидации основного средства

Дополнительные затраты по получению и подготовке материалов

НДС с суммы дополнительных затрат

НДС с дополнительных затрат принят к вычету

Оплачены дополнительные затраты

Если вы применяете счет 15, поступление материалов и дополнительные затраты сначала учитывайте на счете 15, а затем оприходуйте по учетной цене проводкой Дт 10 Кт 15.

Для тех, кто применяет и 15, и 16 счет, отклонения между учетной ценой и фактической себестоимостью отражаются проводками:

Как списать материалы при использовании

Материалы, которые вы списываете с 10 счета, можно оценить тремя способами (п. 36 ФСБУ 5/2019):

ФСБУ 5/2019 устанавливает, что по материалам, у которых схожи свойства и характер использования, нужно каждый раз применять один и тот же способ расчета себестоимости. Выбранный метод закрепите в учетной политике.

Для бухгалтерского учета расходования материалов выберите один из двух способов:

1. Списание материалов

Списание материалов всегда должно подтверждаться первичными документами. Когда вы передаете материалы внутри организации для дальнейшего использования, формируйте требования-накладные или лимитно-заборные карты. При продаже или передаче материалов другой организации, нужна накладная, при недостаче — понадобится инвентаризационная опись.

Проводки для списания материалов могут быть следующие:

Дебет

Кредит

Операция

Списана стоимость материалов, переданных или использованных для хозяйственных, управленческих или коммерческих нужд

Списана стоимость материалов, переданных или использованных в производстве

Списана стоимость материалов, переданных для создания внеоборотных активов

Списана стоимость материалов в прочие расходы (при продаже)

Если вы продаете материалы, списывайте их одновременно с признанием выручки от продажи, во всех иных случаях — в момент выбытия.

2. Списание отклонений от фактической себестоимости

Тем, кто применяет учетные цены и счет 16, при списании материалов нужно также списать отклонения.

Накопленную на счете 16 разницу, спишите на счета учета затрат:

3. Возврат неиспользованных материалов

Если вы списали материалы, но их так и не использовали для производства и иных нужд, отразите возврат тем же способом, которым отражаете передачу материалов подразделениям.

Если при передаче вы отразили отпуск в производство и списали материалы со счета 10, отразите возврат материалов проводкой: Дт 10 Кт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97 и др.).

Если вы отражали передачу материалов, как внутреннее перемещение (только в аналитическом учете по счету 10), отразите возврат тоже только в аналитическом учете.

Контур.Бухгалтерия поможет наладить учет материалов в компании. Создайте номенклатуру материалов, заводите документы по поступлению и продаже, оформляйте списание ТМЦ на затраты, недостачи и потери. Отслеживайте остатки ТМЦ на предприятии и анализируйте 10 счет. Все задачи автоматизированы. Попробуйте учет материалов в Бухгалтерии. Новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Источник

Учет спецоснастки для строительной организации

В статье рассмотрен порядок организации бухгалтерского учета специальной оснастки и специальной одежды, включаемых в состав оборотных активов.

В состав специальной оснастки входят специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование.

Методические аспекты учета специальной оснастки

Отражение в бухгалтерском учете поступления, наличия и движения специальной оснастки производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

К счету 10 «Материалы», открываются субсчета:

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

При этом в соответствии с п. 9 Методических указаний организация может организовать учет специальной оснастки в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Выбранный способ учета спецоснастки Организация должна закрепить в своей Учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Виды спецоснастки в строительстве

В состав специального инструмента и специальных приспособлений входят: инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, прокатные валки, модельная оснастка, стапели, кокили, опоки, плазово-шаблонная спецоснастка, другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений.

Учитывается как специальное оборудование:

Иными словами специальное оборудование, это многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.

Таким образом, основной, квалифицирующий признак специальных инструментов, оборудования и приспособлений (специальная оснастки) состоит в том, что данная вещь должна обладать уникальными свойствами. Оборудование или инструмент можно считать специальными, только если они не используются при строительстве других типов объектов.

Поэтому спецоснасткой дрель, перфоратор или отбойный молоток не являются (так как могут использоваться для различных операций). Например, дрелью можно сверлить отверстия в металле и дереве, причем различного диаметра. Аналогичные рассуждения можно привести в отношении перфоратора и отбойного молотка.

Строительные леса также нельзя отнести к спецоснанстке так как, строительные леса используются для размещения рабочих, инструмента и материалов при выполнении типовых строительных и ремонтных работ на высоте.

В то же время, если предприятие приобрело уникальное сверло или бур, они могут быть признаны специальной оснасткой.

К спецоснастке также можно отнести опалубку для уникальных, неповторяемых конструкций по следующим основаниям:

При этом организациям предоставлено право самостоятельного определения конкретного перечня средств труда, учитываемых в составе специальной оснастки, исходя из особенностей технологического процесса (п. 8 Методических указаний по учету специнструмента).

Учет специальной оснастки в составе оборотных активов

Обязанности учитывать ее в составе ОС не установлено, это лишь право компании (п. 9 Методических указаний № 135н.).

Поэтому Организация вправе дорогую спецоснастку (например, стоимостью 350 тыс. руб.) и длительного использования (свыше 12 месяцев) учитывать в составе материалов.

Итак, как и другие МПЗ, предназначенные для использования в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг), специальная оснастка учитывается на счете 10 «Материалы».

В момент поступления и до передачи в производство или эксплуатацию специальная оснастка отражается на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Если спецоснастка состоит из отдельных элементов, имеющих разные сроки использования, то можно воспользоваться п. 43 Методических указаний N 135н, который допускает использование упрощенного метода учета спецоснастки по укрупненным комплектам.

В качестве учетной единицы принимается комплект спецоснастки в целом, ему присваивается один номенклатурный номер.

Первоначальная стоимость (фактическая себестоимость) комплекта равна сумме расходов, связанных с приобретением и (или) изготовлением каждого его наименования (составной части). При этом организацией устанавливается единый для всего комплекта срок полезного действия исходя из ожидаемого периода выпуска данного вида продукции (работ, услуг), а все расходы по техническому обслуживанию, ремонту и замене отдельных частей комплекта включаются в состав расходов по обычным видам деятельности, то есть в состав фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

В момент передачи специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) стоимость данных активов не переносится в полном объеме на затраты на производство (как это делается в отношении МПЗ, используемых при производстве, в управленческих нуждах).

Документальное оформление поступления специальных активов

Документально факт отпуска специальных активов в производство (эксплуатацию) может быть оформлен путем заполнения требования-накладной (форма N М-11).

Способы списания стоимости специальной оснастки на затраты

Следовательно, стоимость объектов специальной оснастки, входящих в другую группу, может списываться другим способом (пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг)).

Кроме этого стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов, разрешается полностью погашать в момент ее передачи в производство (эксплуатацию) (п. 25 Методических указаний).

В части индивидуальных заказов единовременное списание спецоснастки сочетается со способом оценки МПЗ по стоимости каждой единицы, когда запасы не могут обычным образом заменять друг друга, что вполне может иметь место в части специнструмента (приспособлений). Что касается массового производства, то оно характеризуется большим объемом выпуска изделий, когда на многих рабочих местах выполняется одна операция. В этом случае спецоснастка отчасти утрачивает свою специфичность (индивидуальность) по отношению к производственному процессу, поэтому ее стоимость и списывается единовременно, как это принято с обычным инструментом.

Стоимость объектов специальной оснастки списывается на расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток).

При этом производится бухгалтерская запись по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 10, субсчет 10-11 (п. 27 Методических указаний, Инструкция по применению Плана счетов).

Пропорциональный способ

В этом случае часть стоимости актива, подлежащая перенесению на затраты, определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта.

Линейный способ

Если в каком-либо отчетном периоде использование специального актива временно приостанавливается, списание его стоимости линейным способом на затраты не прекращается.

Срок полезного использования специальной оснастки предприятие устанавливает самостоятельно исходя из того, что под таким сроком следует понимать период, в течение которого использование объекта будет приносить экономические выгоды (доход), то есть объект будет использоваться по назначению.

В строительных компаниях, как правило, используется линейный способ списания стоимости специальной оснастки.

Момент списания стоимости специальной оснастки

В связи с этим, руководствуясь п. п. 5, 7 ПБУ 1/2008, строительная организация вправе самостоятельно определить момент начала и окончания погашения стоимости специальной оснастки и закрепить его в Учетной политике.

Как правило, строительные организации погашение стоимости специальной оснастки начинают с месяца передачи специальной оснастки в эксплуатацию.

Учет специальной оснастки в составе основных средств

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

На практике строительные организации используют линейный способ начисления амортизации.

Амортизационные отчисления при линейном способе начисления амортизации производятся исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и срока его полезного использования, установленного организацией при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету. Амортизация начисляется ежемесячно. Это следует из абз. 2 п. 18, абз. 2, 5 п. 19, п. 20 ПБУ 6/01.

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Амортизационные отчисления по объекту ОС, используемому в производственной деятельности, признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это следует из п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Налог на прибыль

Такой порядок должен быть определен в учетной политике для целей налогообложения (что следует из ст. 313 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Так например в Учетной политике следует закрепить:

Для целей налогового учета стоимость имущества стоимостью менее 100 000 руб., не признаваемого амортизируемым, списывается в состав расходов в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, ежемесячно в размере расходов, признанных в бухгалтерском учете.

Для целей бухгалтерского учета специальное оборудование учитывается по правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Начисление амортизации по объектам ОС в бухгалтерском и налоговом учете производится линейным способом.

Поясним вышесказанное на примерах.

Пример

Строительная организация приобрела и передала в эксплуатацию специальный инструмент (уникальное сверло) со сроком полезного использования 30 месяцев.

По данным бухгалтерского и налогового учета расходы по приобретению специального инструмента составили 35 400 руб. (в том числе НДС 5 400 руб.). Специнструмент передан в эксплуатацию в месяце приобретения.

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета специальный инструмент принимается к учету в составе оборотных активов, погашение стоимости специнструмента осуществляется линейным способом, начиная с месяца передачи в эксплуатацию.

Срок полезного использования, установленный организацией для приобретенного специнструмента, составляет 30 месяцев.

Для целей налогового учета стоимость имущества, не признаваемого амортизируемым, списывается в состав расходов в течение срока полезного использования, установленного для целей бухгалтерского учета, ежемесячно в размере расходов, признанных в бухгалтерском учете.

Для учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

В учете строительной компании операцию, связанную с приобретением и передачей в эксплуатацию специального инструмента, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев, а расходы на приобретение составляют менее 100 000 руб. следует отразить следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *