как спрятать убыток в бухгалтерском учете

Что делать с убытком в годовой отчетности

Наличие убытков в отчетности чаще всего бывает вызвано объективными причинами. Тем не менее, если в бухгалтерской отчетности к концу года формируется убыток, то организации следует подумать, как их погасить, а если в балансе оставляют непокрытый убыток, особое внимание следует уделить стоимости чистых активов. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Решение о том, будет ли покрыт убыток (отчетного периода или прошлых лет) и, если будет, то за счет каких средств, должны принимать собственники компании.

Формирование убытка

Убыток может образоваться в результате:

Убыток, полученный в бухучете по итогам года, отражается проводкой по дебету счета 84, субсчет «Непокрытый убыток текущего года» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».

Способы списания убытка

В случае получения убытка по итогам отчетного года бухгалтеру следует сообщить руководителю о необходимости созыва общего собрания участников (акционеров), чтобы они приняли решение относительно полученного убытка.

Убыток (как прошлых лет, так и текущего года) может покрываться за счет:

Если имеющихся источников для погашения непокрытого убытка отчетного года недостаточно, в балансе оставляют непокрытый убыток.

Однако организации, получившей по итогам года убыток, особое внимание следует уделить стоимости чистых активов.

Читайте в бераторе

Следим за величиной чистых активов

Когда по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, действующее законодательство требует, а общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до стоимости чистых активов (п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 4 ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Сделать это нужно не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года.

Другим решением может стать решение о добровольной ликвидации общества.

Читайте в бераторе

Операция уменьшения размера уставного капитала до величины чистых активов общества является законным способом погашения полученного убытка. При этом увеличивается показатель нераспределенной прибыли.

Уменьшение уставного капитала

Решение об уменьшении уставного капитала принимается на общем собрании акционеров, что является его исключительной компетенцией (подп. 7 п. 1, п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

Вопрос об уменьшении уставного капитала находится в компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В акционерном обществе уменьшение уставного капитала проводится путем уменьшения номинальной стоимости акций (без выплаты акционерам денежных средств или передачи им эмиссионных ценных бумаг) (п. 1 ст. 29 Закона об акционерных обществах). Общее количество размещенных акций не меняется.

В ООО уменьшение уставного капитала осуществляется путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества. При этом размеры долей всех участников общества не меняются (п. 1 ст. 20 Закона об ООО).

Решение об уменьшении уставного капитала до стоимости чистых активов должно быть принято не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года. После принятия такого решения общество должно в течение трех рабочих дней сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц – в налоговую инспекцию (ст. 30 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 20 Закона об ООО).

Кроме этого, общество обязано дважды (с периодичностью один раз в месяц) опубликовать уведомление о принятом решении в СМИ, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (даты публикации этих сообщений указываются в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы).

Затем нужно представить в налоговую инспекцию пакет документов. В него, входит, в частности:

Регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию изменений уставного капитала общества в течение пяти рабочих дней со дня представления документов.

Датой уменьшения уставного капитала будет считаться день внесения изменений в ЕГРЮЛ. В регистрах бухгалтерского учета уменьшение уставного капитала должно быть отражено проводкой на эту дату:

ДЕБЕТ 80 «Уставный капитал» КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль прошлых лет»

В результате общество приобретает более устойчивое финансовое положение.

Остановимся также на том, что при регистрации уменьшения уставного капитала общество несет определенные расходы. Это:

Все эти расходы в бухгалтерском учете относятся к прочим расходам и начисляются проводками:

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина» – начислена государственная пошлина за регистрацию уменьшения уставного капитала;

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражены затраты, связанные с регистрацией уменьшения уставного капитала.

Налоговый учет

Что касается налогового учета, то все прочие расходы, связанные с регистрацией уменьшения уставного капитала, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих внереализационных расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала общества, в соответствии с Налоговым кодексом не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Это значит, что на дату отражения в бухгалтерском учете уменьшения уставного капитала в учете организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Эта операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль» – начислено постоянное налоговое обязательство на сумму уменьшения уставного капитала.

В заключение заметим, что можно увеличить стоимость самих чистых активов за счет взносов учредителей в имущество общества. Средства добавочного капитала, сформированного за счет вкладов участников, для прямого погашения убытков не используются. Однако добавочный капитал является одним из компонентов собственного капитала. Поэтому вклады в имущество предупредят образование отрицательных чистых активов.Цель таких вложений – финансирование и поддержка деятельности общества.

Читайте в бераторе

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Убыток в отчетности. Готовы объясниться

как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Смотреть фото как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Картинка про как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Фото как спрятать убыток в бухгалтерском учете

Сформировали годовой отчет – и упс… убыток. Да-да, вы – опытные бухгалтеры «мастодонты» — и до выгрузки отчета точно знали об убытке и понимали почему. Вы ж профессионалы!))

Показывать в декларации или выгоднее спрятать? А может в налоговом учете — «прикрыть», а в бухгалтерском пусть будет? Давайте разбираться — как лучше и безопаснее.

Убыточная отчетность в фокусе повышенного внимания

Если в отчетности за 2018 отчетный год вы отразите убыток — вам обеспечено особое внимание. Это совершенно точно. Ваши недоумения о том, что задача налоговой — контролировать налоги и поверять налоговую декларацию, а наблюдение за бухгалтерской отчетностью – не для них, — оставьте для наивных.

Уже давным-давно налоговая начала – и, кстати, не прекращала – изучать бухгалтерскую отчетность и сопоставлять ее с налоговыми показателями. Поэтому на вопросы подобного рода придется отвечать и пояснять происхождение убытка как налогового, так и бухгалтерского.

Величина чистых активов – также на контроле!

Получив отчетность, компанию начнут «камералить». Информационный ресурс ФНС выдаст информативную картинку финансового состояния и показателей работы вашей компании в динамике.Налоговые декларации будут сопоставлены и между собой, и с бухгалтерским балансом, и с приложениями и пояснениями к нему. Под наблюдением — выбытие и рост активов, изменения по задолженностям и источникам финансирования, финансовый результат и формирующие его данные, динамика величины чистых активов. По отдельным показателям, операциям, контрагентам и вероятным сделкам камеральную проверку могут «углубить» и затребовать пояснения.

Вероятнее всего, ваши ответы на требования – даже если убыток обоснован — налоговую не устроят. Вас попробуют «убедить» — убыток не заявлять и доплатить налоги. Для этого вызовут на комиссию.

Если в результате беседы на комиссии возникнут подозрения, что убыток не вполне законный, его можно «преодолеть», выйти на прибыль и доначислить налоги – и вы сами сделать это не готовы — высока вероятность выездной проверки.

По заключению отдела предпроверочного анализа или контрольно-аналитического отдела. Сам факт убытка напрямую проверку не влечет. Но возбуждает воображение пойти и его «перекрыть». И доначислить. И взять. Но не всегда это возможно. И налоговики это отлично понимают.

Низкая рентабельность и отражение в налоговой отчетности убытка – контрольные маркеры Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Но факт убытка налоговая отметит, возьмет на контроль и будет наблюдать. Это точно.

Какие объяснения устроят

На комиссии в налоговой вас попросят пояснить причину убытков (в письменном виде и с копиями подтверждающих документов). И представить прогноз выхода на прибыль.

Проведите качественный и количественный анализ налоговых и бухгалтерских показателей, влияющих на прибыль.

Не замыкайтесь только на налоговой декларации – обрисуйте картину финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и по видам деятельности. Из Отчета о финансовых результатах – по каждому элементу — прибыль (убыток) от продаж, управленческие расходы, прочие доходы и расходы. Любое увеличение доходов /прибыли, или снижение расходов / убытка — в динамике по сравнению с прошлым годом – вам в плюс.

Налоговиков убедят аргументы:

Ссылайтесь на временные трудности, сложность ведения бизнеса и ожидания улучшений, подкрепленных бизнес — планом и расчетами.

Можно и про мировой кризис рассказать, и про санкции, и про сложный путь российской экономики. Но не поленитесь составить сравнительные таблицы, графики, диаграммы с отрицательной динамикой — на примере своей компании или крупных игроков из вашей отрасли.

Налоговую интересуют источники финансирования убыточных компаний – на какие средства компания существует. Займы, кредиты, финансовая помощь собственников? Как это оформлено? Подготовьтесь к этому вопросу.

Если причины убытков не устроят налоговую, вам будет предложено сдать уточненные декларации. Но это решать вам. Соотнесите свои риски и финансовые потери – и примите решение.

Надо ли прятать убыток?

Если вам не страшен прессинг налоговой комиссии и ваш финансовый результат – даже убыточный — понятен и обоснован – «ретушировать» отчетность ни к чему. Сам факт налогового убытка, понятное дело, настораживает, но это еще ничего не значит.

Если в отношении вашей компании других подозрений нет – убыток в отчетности вполне себе может быть. А если он признан налоговой, да еще и переносится на будущее – это отдельный восторг!))

Причины происхождения убытка очень индивидуальны. Не сомневаюсь, что и у вашей компании есть объяснения, которые устроят налоговиков!

Нередко перед бухгалтером ставят задачу «подправить» цифры в балансе – для получения кредита или по «просьбе» собственников. Можно, конечно, «поскрести по сусекам» и убрать часть расходов или перенести их на будущее. Это самый безобидный вариант. Но надо понимать, что абсолютно безопасных маневров исправления отчетности нет.

Ряд «поправок» вообще невозможны (например, исключить из расходов обязательные резервы), некоторые требуют внесения изменений в учетную политику (готовы это сделать в конце отчетного года?), ряд может потянуть массу несоответствий с декларациями по другим налогам (в случае фиктивного дополнительного дохода), а часть расходов можно вообще потерять (для переноса убытка). Для применяющих ПБУ18 перекраивать учет придется существенно.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности.

За повторное нарушение — штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

А искажение отчетности для получения кредита – это статья 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования» уже из Уголовного кодекса.

Резюмируем

Удачи вам, друзья! И спокойной декларационной кампании!

Есть немало известных налоговой подводных камней, тайных глубин и невидимых связей, потянув за которые можно сильно усомниться в достоверности вашего убытка, и даже доначислить налоги. И даже по такому, казалось бы, понятному налогу – налогу на прибыль. Но об этом, дорогие мои коллеги, в следующий раз.

Источник

Как «спрятать» убытки от кредиторов и инспекторов

Журнал «Главбух», май 2009г №9

Соавтор — Елена Диркова

Безубыточную отчетность от бухгалтера требуют многие. Инспекторы на комиссии в ИФНС, собственник компании, желающий повысить инвестиционную привлекательность бизнеса, или руководство, которое намерено получить банковский кредит на выгодных условиях… Мы перечислили наиболее популярные приемы, помогающие если не избежать убытков, то хотя бы их снизить.

Все приемы, с помощью которых можно повлиять на величину убытка, условно можно разделить на две группы. Во-первых, это способы, с помощью которых компания откладывает на будущее списание некоторых расходов. Или вообще отказывается от учета части затрат. А во-вторых, это приемы, посредством которых организация быстрее отражает полученные доходы.

Регулируем расходы

Для того чтобы предотвратить убытки, проще всего использовать учетную политику.

Используем возможности метода ФИФО

В условиях роста закупочных цен на сырье стоимость израсходованных материально-производственных запасов предпочтительно определять методом ФИФО, а не по средней себестоимости. В этом случае выбывающие материалы оцениваются по стоимости первой поступившей партии. То есть по самой низкой цене. И как результат, расходы становятся меньше. Этот способ можно использовать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 8 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Распределяем о6щехозяйственные расходы

Чтобы общехозяйственные расходы признавать позднее — в том периоде, когда возрастут доходы, — можно воспользоваться следующими рекомендациями.

В бухгалтерском учете. Предположим, общехозяйственные расходы, собранные за месяц на счете 26, компания списывает на счет 90 субсчет «Себестоимость продаж». В этом случае часть затрат на производство продукции, изготовленной в текущем месяце, но еще не проданной, ляжет на себестоимость реализованных товаров. То есть при таком варианте учета себестоимость аналогичных ценностей может значительно колебаться при одинаковом уровне отпускной цены, что может привести к убыткам.

Чтобы уйти от убытка, целесообразно сумму накопленных общехозяйственных расходов распределять на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». В этом случае общехозяйственные расходы уменьшат выручку от реализации в том периоде, в котором произошли продажи соответствующей продукции. Себестоимость реализованных товаров будет колебаться меньше.

В налоговом учете. В учетной политике компания самостоятельно определяет перечень прямых и косвенных расходов (п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ). Прямые затраты бухгалтер учитывает в стоимости продукции (работ, услуг), уменьшая налогооблагаемую прибыль по мере реализации. Затраты, которые относятся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, в налоговом учете не признаются. Косвенные расходы списывают в периоде, в котором они возникли.

Чтобы избежать убытков, имеет смысл в учетной политике расширить перечень прямых расходов. Тогда расходы, которые возникли у компании при производстве продукции, спишут по мере ее реализации. Они будут привязаны к получению доходов.

Распределяем «длящиеся» расходы

Некоторые расходы «неблагополучного» периода можно списать не единовременно, а за несколько месяцев (или лет).

В бухгалтерском учете. В бухучете для этих целей на счете 97 «Расходы будущих периодов» можно собрать затраты на освоение новых производств, ремонт основных средств, под которые не создавался резерв, стоимость компьютерных программ т. д. Накопленные затраты в дальнейшем можно будет списывать не только равномерно, но и пропорционально выручке от реализации или объему продаж. Это позволит компании списать меньше расходов в том периоде, в котором снижаются продажи.

В налоговом учете. Если из условий договора нельзя определить период, на протяжении которого покупка будет использоваться, порядок учета расходов компания определяет самостоятельно.

В хорошие времена это правило, установленное в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ, позволяло «длящиеся» расходы признавать в налоговом учете единовременно. Но чтобы избежать убытка в период финансовой неустойчивости, стоимость покупки без срока использования лучше распределять. Тем более что это абсолютно безопасно и к претензиям со стороны налоговых инспекторов не приведет. Скорее наоборот, чиновники возражают, когда расходы, приносящие доходы долгое время, компании списывают единовременно (см., например, письма Минфина России от 17 марта 2008 г. № 03-03-06/1/185, от 19 декабря 2008 г. № 03-03-06/2/25).

Получаем отсрочку на списание безнадежных долгов

Причиной убытка может быть крупная сумма безнадежных долгов, которую списали в расходы текущего периода. Чтобы не признавать долги сегодня, можно прервать по ним срок исковой давности. Для этого нужно, например, подписать с должником акт сверки или обратиться в суд.

Но обратите внимание: если компания «перенесет» безнадежные долги на более поздний период без достаточных оснований, возможны претензии со стороны чиновников. Ведь они убеждены, что безнадежные долги нужно признавать на конец того периода, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/894). Не раньше и не позже.

Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Некоторые судьи поддерживают позицию инспекторов (постановление ФАС 3ападно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)). Другие убеждены, что конкретный срок списания долга Налоговым кодексом РФ не установлен (постановление ФАС Уральского округа от 13 мая 2008 г. № Ф09-3304/08-С3).

Отказываемся от списания отдельных расходов

Если других способов избавиться от убытков у компании нет, часть затрат в бухгалтерском и налоговом учете просто не списывают.

В бухгалтерском учете все достаточно просто: расходы можно будет признать позднее, сославшись в бухгалтерской справке на неполученные документы. А вот в налоговом учете инспекторы не дают переносить расходы на более поздний период, даже если первичные документы контрагент не прислал вовремя. Ведь убытками прошлых лет, выявленными в отчетном году, будут только те расходы, в отношении которых невозможно определить конкретный период, к которому они относятся. В нашем случае период известен.

Но даже проигнорированные в текущем периоде налоговые расходы не окажутся безвозвратно потерянными, если по итогам следующих отчетных периодов или всего года будет получена прибыль. В этом случае можно будет сдать уточненную декларацию за убыточный период. Правда, не списав вовремя расходы, компания откажется и от части вычета по НДС. А потому, чтобы воспользоваться этим вычетом позднее, вместе с «уточненкой» по налогу на прибыль придется уточнить и декларацию по НДС.

Регулируем доходы

Доходы убыточного периода можно увеличить следующими способами.

Сдаем работы поэтапно

Если договор предусматривает передачу всего комплекса выполненных работ только в момент их завершения, исполнитель отражает доход в учете единовременно. Способ разбить выручку на части — предусмотреть в договоре поэтапную сдачу работ. Тогда в убыточном периоде можно будет подписать с заказчиком документы по очередному этапу. И тем самым увеличить выручку.

Если же работы по договору приходятся на два года (начинаются, скажем, в 2009-м, а заканчиваются в 2010 году), не потребуется даже их поэтапная сдача. Ведь доход от реализации работ с длительным циклом (это как раз цикл, приходящийся на два года и более) нужно формировать равномерно в течение всего срока договора. Или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов. Такой вывод следует из норм пункта 2 статьи 271 и восьмого абзаца статьи 316 Налогового кодекса РФ.

Подписываем акт о выполнении работ досрочно

Предположим, компания сдала работы в начале квартала, но до того, как бухгалтер отчитался по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период. Если за прошлый период на прибыль выйти не удалось, по договоренности с контрагентом акт выполненных работ можно подписать задним числом. На дату подписания акта право собственности на результаты работ перейдет к заказчику (п. 1 и 2 ст. 720, п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ). Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете у компании подрядчика возникнет доход.

Убыток не списать за счет добавочного капитала, сформированного при переоценке

Чтобы улучшить структуру баланса, компания провела дооценку основных средств. При этом увеличился размер добавочного капитала, учтенного на счете 83 (п. 48 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Но направить добавочный капитал на погашение убытка компания не вправе. Согласно шестому абзацу пункта 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», добавочный капитал, сформированный при дооценке, организация списывает при уценке основных средств. Если же компания направит добавочный капитал на погашение убытка, ее могут оштрафовать за нарушение правил учета доходов и расходов.

В том случае, когда показатель бухотчетности искажен более чем на 10 процентов, руководителя или главного бухгалтера могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Если хозяйственные операции на счетах бухучета и в отчетности отразят неправильно и несвоевременно два и более раз в течение календарного года, компании грозит ответственность по статье 120 Налогового кодекса РФ — штраф от 5000 до 15000 руб. Это при условии, что искажение бухучета не привело к занижению базы по налогам.

Отражаем доход от передачи в уставный капитал новой компании основных средств или материалов

Организации, которые становятся учредителями новых компаний, могут избежать бухгалтерского убытка, увеличив доходы еще одним способом.

Разумеется, новую организацию не будут создавать специально для того, чтобы улучшить показатели отчетности. Но если уж компания становится учредителем, уставный капитал предпочтительно сформировать основными средствами или материально-производственными запасами.

Как правило, для определения стоимости такого имущества приглашают независимого оценщика. Если стоимость, указанная в заключении специалиста, окажется больше, чем балансовая (а такое происходит, если переоценки основных средств в компании не проводились), учредитель, передающий ценности, сумму превышения включает в состав доходов.

В налоговом учете превышение рыночной стоимости имущества над остаточной не увеличивает базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из норм третьего абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ.

Источник

Убыток по итогам года: анализ, учет и внимание налоговиков

как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Смотреть фото как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Смотреть картинку как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Картинка про как спрятать убыток в бухгалтерском учете. Фото как спрятать убыток в бухгалтерском учете

Убыток в общем случае представляет собой разницу между доходами и расходами хозяйствующего субъекта с отрицательным значением. Это понятие закреплено статьей 274 НК РФ. Разница между доходами и расходами определяется в рамках налогооблагаемых доходов и учитываемых расходов (гл. 25 НК РФ).

Финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете

Доходы и расходы учитываются в бухгалтерском учете на основании положений приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» и приказа Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99».

Конечный финансовый результат деятельности хозяйственного субъекта отражается в Отчете о финансовых результатах по строке «Чистая прибыль (убыток)».

Конечный финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как правила учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве различаются. «Убыток не всегда убыток»/

Нельзя говорить об убыточности деятельности юридического лица только основываясь на том, что по итогам финансового года получен отрицательный финансовый результат, как и наличие в бухгалтерском балансе непокрытого убытка.

Первый фактор заключается в том, что отечественное законодательство устанавливает такое понятие как величина чистых активов, значение которых и будет говорить об успешности хозяйственной деятельности. Законодатель под чистыми активами понимает активы, которые остались бы в организации после погашения всех обязательств (п.4-6 приказа Минфина России от 28.08.2014 № 84н). То есть чистые активы — это собственные средства.

Второй фактор связан с общими итогами деятельности юридического лица, рассчитанными на основании финансового анализа деятельности в динамике. Например, по итогам анализа сделан вывод, что убыток в отчетном периоде снизился по сравнению с предыдущем периодом в 2 раза, что конечно же будет свидетельствовать о положительной динамике деятельности в целом.

Финансовый анализ

Обратимся к отчету о финансовых результатах, который является одним из основных компонентов отчетности в целом, и показывает изменение капитала под влиянием доходов и расходов. Информация, представленная в отчете нарастающим итогом отчетного года, позволяет оценить эффективность деятельности предприятия.

Оценка и анализ статей отчета дает возможность сделать заключение об экономическом положении организации, оценить рентабельность и финансовую устойчивость, сформировать представление о дальнейшем развитии организации.
Посмотрим на полученный убыток «со стороны».

Основные показатели исследования эффективности активов:
— прибыль (убыток) от продаж, полученная за период;
— прибыль (убыток) до налогообложения, полученная за период;
— чистая прибыль (непокрытый убыток), полученная за период;
— показатели рентабельности (убыточности).

Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования. Под рентабельностью понимается эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
Можно сделать вывод об эффективности использования ресурсов, так как в расчете может участвовать не только показатель прибыли, но и показатель убытка. Соответственно, рассчитанные таким образом показатели рентабельности должны быть больше нуля и в этом случае оценка динамики показателей будет иметь положительное значение, даже несмотря на то, что может быть получен убыток.

Внимание налоговиков

Одним из оснований проверки налоговиков является низкая рентабельность, а также отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», далее Концепция).

Положения Концепции связаны с критериями самостоятельной оценки рисков, среди них есть такой критерий как отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Конечно, для налоговых органов больший интерес представляет налоговая, а не бухгалтерская отчетность, тем более, что налогоплательщик может в бухгалтерской отчетности отражать убыток, а в налоговой прибыль и это не противоречит законодательству.

Тем не менее, даже если только в бухгалтерской отчетности отражается убыток, контролирующие органы могут пригласить руководство организации на «убыточную комиссию», где и попросят объяснить причины убытков, ведь деятельность коммерческой организации направлена, прежде всего, на получение прибыли, о чем указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Кроме того, налоговые органы рассчитывают рентабельность предприятия. Цель —сравнить ее со среднестатической рентабельностью по отрасли, отклонение которой должны быть не более 10%. Иначе организация будет кандидатом на выездную налоговую проверку. Рентабельность рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности, поэтому имеют место случаи, когда споры с налоговыми органами о низкой рентабельности приходится доказывать в судебном порядке.

Примером могут служить постановления ФАС Московского округа от 09.11.2010 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.2010 № А40-114683/09-4-826.

Таким образом, полученный убыток может быть «опасен» не только с точки зрения дальнейшей деятельности самой организации, но и с точки зрения пристального внимания налоговых органов.

«Борьба» с убытком

Рассмотрим возможные варианты увеличения прибыли. Однако некоторые из них могут показаться «недостижимыми», и в этом будет доля истины.

Увеличивать выручку от реализации, сохраняя при этом уровень издержек организации.

Увеличение продаж

Что делать:
В данной ситуации необходимо тщательное изучение рынка, в том числе и в регионах. а в крайнем случае путем повышения стоимости, конечно если это возможно в условиях рынка.

Кроме того, увеличение продаж возможно добиться гибкой маркетинговой политикой. Сама по себе маркетинговая политика будет являться не только программой лояльности клиентов, но и направлена на исключение налоговых рисков при предоставлении скидок и бонусов клиентам, так как зачастую налоговые органы пристально следят за ценообразованием и пытаются «доказать» получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Свидетельствует об этом и судебная практика, например, Постановления АС УО от 11.02.2015 по делу № А34-2255/2014, АС ВВО от 03.03.2016 по делу № А43-14608/2013.

В учетной политике целесообразно предусмотреть следующие положения: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, политика продвижения.

Снижение себестоимости

Что делать:
Например, проанализировать транспортные расходы, и, возможно, сменить транспортную компанию, на ту, в которой стоимость доставки ниже, либо рассмотреть вопрос о вложении средств в собственный транспорт. Все направления нужно тщательно проанализировать для принятия решения.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *