как стать работником соцзащиты
Кто и как становится социальным работником
«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», 2008, N 1
— Татьяна Юрьевна, расскажите, кто и как становится социальным работником?
— Наверное, следовало сказать, что им становятся по зову сердца. Ведь понятно, что работа эта не очень доходная, а самоотверженности и самоотдачи требует огромной. Но если без громких слов, то в основе действительно должно быть желание и умение работать с людьми. И у нас также есть свои карьерные возможности и перспективы профессионального роста. Скажу о себе. Начинала я медсестрой, потом решила сменить сферу деятельности, по направлению службы занятости пришла сюда в Центр социального обслуживания «Лосиноостровский» и стала социальным работником. Работать мне было интересно, и я решила продолжить образование уже по своей новой специальности, пошла учиться в Российский государственный социальный университет. Получила диплом специалиста по социальной работе. После окончания университета была назначена на должность заведующей отделением социально-медицинского обслуживания. Через три года меня повысили в должности до заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ), а потом стала директором центра.
— Какие специалисты наиболее востребованы? Какими навыками они должны обладать? И по каким критериями вы отбираете сотрудников?
— Приветствуем мы у себя педагогов, медиков, юристов, психологов и, конечно, людей с образованием по специальности «социальный работник». Для социального работника средне-специальное образование обязательно, для заведующих отделениями обязательно высшее образование. Желательно, чтобы кандидаты владели компьютером. Но в первую очередь наши сотрудники должны обладать терпимостью, умением общаться с людьми и разрешать конфликты. Принимая человека на работу, важно сделать правильный вывод и об отсутствии у кандидата корысти при работе с пожилыми людьми. Поэтому очень важно осуществлять грамотный подход при подборе персонала.
При приеме на работу мы активно применяем тестирование. Грамотно составленные тесты помогают выявить позитивное и негативное в человеке, ведь даже то, что будущий сотрудник готов или не готов пройти тестирование, говорит о его характере. В отделе кадров у нас работают опытные и грамотные сотрудники, они проводят беседы с претендентами, смотрят, как те отвечают на вопросы, обращают внимание даже на их внешний вид.
— А какие преимущества этой работы являются привлекательными в глазах претендентов?
Особенно хотелось бы отметить тот факт, что одной из задач центра является помощь в трудоустройстве отдельным категориям граждан. Например, мы принимаем на работу инвалидов. Этой категории граждан, даже когда они заканчивают учебные заведения, бывает крайне сложно получить хорошее место работы без предшествующего опыта, у нас же они могут приобрести необходимый опыт. У них появляется запись в трудовой книжке, и потом уже легче найти работу. Например, мы взяли на работу инвалида детства с диагнозом ДЦП, а сейчас он уже системный администратор в коммерческой фирме. Девушку-инвалида детства мы взяли на работу юристом, потом она тоже нашла хорошую работу по своей специальности.
— А с организациями-работодателями вы как-то сотрудничаете?
«Моя профессия — помогать людям»: как работа в социальной сфере становится призванием
В нашем городе более 4 миллионов человек, которые нуждаются в социальной поддержке: граждане пожилого возраста, взрослые и дети с инвалидностью, многодетные семьи и другие группы населения. Всем требуется особое внимание. Зачастую социальными работниками становятся люди, неравнодушные к судьбам других и желающие им помочь. Своей личной историей поделилась Ольга Гребенкина, руководитель отделения социальной реабилитации инвалидов Территориального центра социального обслуживания «Арбат» (ТЦСО «Арбат»).
Как счастливая случайность превратилась в дело всей жизни
В 2001 году Ольга Гребенкина практически ничего не знала о профессии соцработника: она посвятила много времени воспитанию дочери и благоустройству дома, но в определенный момент задумалась о трудоустройстве. «Много раз, приходя в детскую поликлинику с дочкой, я обращала внимание на стоящее рядом здание Центра социального обслуживания», — вспоминает Ольга.
Во время очередной прогулки Ольга зашла на территорию центра соцобслуживания и случайно познакомилась с его сотрудниками. Они сразу ею заинтересовались и предложили присоединиться к команде ЦСО, и буквально через несколько дней Ольга начала осваиваться на новом рабочем месте. Коллеги верили в нее и объяснили, что главное в такой работе — желание человека. А опыт приходит для всех со временем, и образование можно получить позже.
Действительно, в 2009 году Ольга окончила Российский государственный социальный университет. В начале трудового пути ее наставником была заместитель директора Надежда Толмачева, а с самого раннего времени и по сегодняшний день примером для сотрудников является директор ТЦСО «Арбат» Вера Яковенко. Ольге еще не раз пришлось убедиться, что при устройстве на работу ее коллеги были правы — с годами профессиональных знаний становилось все больше и больше. В 2017 году она прошла курсы повышения квалификации «Координация и организация групповой работы в системе социальной защиты населения», а в 2021 году — курсы по теме «Актуальные вопросы нормативно-правовых актов и правил по соблюдению требований доступности объектов социальной сферы».
Работа с людьми предполагает как наличие у человека особых навыков, так и стойкость характера. Ольга работает в ТЦСО «Арбат» с 2002 года и за это время приобрела новых друзей, пересмотрела свой собственный подход к социальной сфере, получила бесценный опыт. Конечно, было и трудно — временами даже хотелось уйти, но, помогая другим людям и видя их отдачу, результаты, не смогла оставить профессию.
Ольга вспоминает: «В 2015 году к нам в отделение обратился молодой человек, который перенес черепно-мозговую травму, несколько операций и был направлен на реабилитацию. Поскольку у него была нарушена речь, мы использовали язык жестов и читали его пожелания на бумаге». Прошло несколько лет, молодого человека не узнать: вместе со специалистами он не только добился полного восстановления речи, но и смог петь, уверенно двигаться и водить машину.
Помощь, забота и внимание
Оказалось, что у социальных работников особых секретов нет: они стараются всегда быть в хорошем настроении, улыбаться и эффективно решать проблемы людей, которым требуется социальная поддержка. «Иногда с человеком нужно просто поговорить, — рассказывает Ольга Гребенкина. — В наш век технического прогресса часто не хватает простого человеческого общения».
Вряд ли существует другая сфера деятельности, где сочувствие, понимание, жизненный опыт и мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе. Многие люди приходят работать в социальную службу, но остаются в ней только те, кто способен отдавать частицу своей души и своего сердца, работая с людьми, которым требуется помощь, забота, внимание и любовь.
Справочно:
Телефон: 8 (495) 691-30-32, 32-38.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Какие услуги оказывают соцработники Москвы и как их получить
19 августа 2021 года
Сотрудники столичной социальной сферы регулярно проходят курсы повышения квалификации. Это нужно для того чтобы повысить их профессионализм, и, как результат, качество жизни москвичей, которые получают социальные услуги. Значительная часть таких специалистов направляется в Институт дополнительного профобразования работников социальной сферы (ИДПО). Например, только за первую половину 2021 года там прошли обучение более 6 тысяч соцработников.
Базовой программой Института является «Социальная работа в социальной сфере», рассчитанная на 680 часов. Слушатели учатся проводить консультирование, диагностику и применять методы социальной работы в решении проблем благополучателей. Во время занятий они учатся новым практикам социальной работы, узнают методы и технологии обслуживания, тренды развития этой социальной сферы.
Методисты ИДПО ведут постоянный мониторинг соответствия программ обучения непрерывно меняющимся требованиям к работникам соцсферы. Кроме общего курса, в Институте сотрудники сферы надомного обслуживания осваивают следующие программы:
Регулярное повышение профессиональных навыков специалистов надомного обслуживания в ИДПО лучшает качество предоставляемых москвичам соцуслуг.
Напомним, что на помощь соцработника могут рассчитывать не только пожилые жители столицы, но и люди с инвалидностью — те, у кого полностью или частично ограничены способности к самообслуживанию и за кем некому осуществлять уход.
Как получить услуги социального работника
Для получения социальных услуг нужно обратиться в любой центр госуслуг «Мои документы». Дальше заявка передается социальному инспектору. Он выявляет, какие необходимые для жизни действия человек не может совершать самостоятельно. Например, ходить по лестнице или есть ложкой. Исходя из собранной информации, формируется набор услуг.
Если раньше соцработник тратил практически все свое рабочее время на доставку продуктов, то сейчас более чем в половине случаев он помогает оформить заказы через интернет-магазины. Таким образом, у него освобождается время на оказание других видов помощи. Теперь соцработник в большей степени оказывает помощь в решении бытовых вопросов: готовит еду, убирает квартиру, кормит совсем ослабленных пожилых людей, помогает поддерживать гигиену.
У соцслужбы появилась возможность помогать адресно, исходя из потребностей каждого человека. Такой подход позволил расширить список гарантированных услуг.
В чем уникальность нового подхода
Основная задача соцработника — максимально облегчить привычную жизнь человека, создав для него комфортные условия. В соответствии с новым стандартом люди, нуждающиеся в ежедневных услугах, могут рассчитывать на помощь соцработника и в выходные дни. Для этого к работе подключаются негосударственные организации из реестра поставщиков социальных услуг.
Московские соцслужбы взаимодействуют и с медицинскими организациями. Если человек после выписки из больницы имеет ограничения в самообслуживании и рядом нет близких людей, то для него организуется надомный уход.
Сегодня уже несколько десятков тысяч москвичей получают социальное обслуживание по новому стандарту. При этом каждый социальный работник в зависимости от объема необходимой помощи может оказывать услуги разному количеству подопечных. Например, если требуется ежедневный уход в объеме 4 часов в день, то таких москвичей будет не больше двух.
Если помощь ограничивается оплатой коммунальных платежей, организацией доставки товаров через интернет, то подопечных будет намного больше.
Этика взаимоотношений соцработника и подопечного
У социальных работников есть несколько незыблемых правил, которым они должны следовать. Их несоблюдение может стать причиной скорого профессионального выгорания.
В свою очередь, подопечным необходимо понимать, что социальный работник — не волонтер, поэтому от него нельзя требовать больше тех услуг, которые он может предоставить. В целом, ни социальный работник, ни его подопечный не должны нарушать специально разработанную этику взаимоотношений. Потребности каждого человека индивидуальны, и социальным службам важно подходить к оказанию помощи адресно.
Куда обращаться для разрешения сложных вопросов
Специалисты, контролирующие качество оказания услуг, собирают отзывы людей, получающих помощь на дому. Лучше всего о профессионализме работника социальной сферы говорят отсутствие жалоб, а также благодарности подопечных.
У зарегистрированных в реестре организаций социальной сферы все работники должны быть компетентными и регулярно повышать свою квалификацию на образовательных курсах, в том числе в Институте дополнительного профобразования.
На заметку
Образовательные программы ИДПО помогают специалистам оказывать пожилым людям услуги надомного и стационарного ухода максимально высокого уровня и просвещать других профессионалов социальной сферы. Подать заявку на обучение в Институте может любое учреждение, подведомственное столичному Департаменту труда и соцзащиты. Отправить заявление нужно на электронный адрес: support-dist@social.mos.ru. При необходимости специалисты ИДПО помогут подобрать подходящую образовательную программу.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как стать социальным работником
Что собой представляет профессия социального работника
Профессия социального работника относится к сфере помогающих профессий. В 2021 году входит в списки наиболее востребованных. Социальный работник — это служащий, который оказывает разнообразную адресную поддержку социально незащищенным слоям населения. Поддержка может быть правовой, психологической, заключаться в оказании бытовой и первичной медицинской помощи.
Где может работать соцработник
Социальная работа в России проводится через социальные службы, которые представлены в первую очередь государственными организациями:
Помимо государственных, существуют частные организации, выполняющие работу по социальной поддержке населения. Также должность социального работника существует при больницах, домах престарелых, приютах, детских домах, школах и интернатах, центрах занятости, а не только в специализированных учреждениях.
Должностные обязанности: Чем занимается соцработник
Обязанности соцработника могут отличаться в зависимости от места работы и занимаемой должности. Это может быть как офисная работа, в которой будет больше взаимодействия с документами, так и работа непосредственно с людьми, на дому у подопечных.
Независимо от места и характера работы в обязанности социального работника входит следующее:
Какие требования установлены для должности социального работника
Для должности социального работника установлены достаточно высокие требования к необходимым знаниям, навыкам и морально-этическим качествам.
Соцработник должен обладать такими моральными качествами как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, тактичность. При этом ему необходимо уметь оказывать неотложную доврачебную помощь и выполнять простейшие медицинские процедуры, такие как измерение уровня сахара в крови и артериального давления, инъекции.
Кроме того, социальный работник должен знать:
Какое образование должно быть у социального работника
Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.
Независимо от уровня образования в обязательном порядке нужно учиться оказанию первой медицинской помощи в рамках специального курса повышения квалификации. Его можно пройти дистанционно.
Как видно из требований к знаниям и умениям, несмотря на то, что профильное образование не требуется социальному работнику для трудоустройства в обязательном порядке, фактически его наличие важно для успешной работы.
Кроме того дополнительное профессиональное образование может повысить разряд и увеличить размер зарплаты соцработника.
Важно различать должность социального работника и специалиста по социальной работе. Это разные квалификации! Для специалиста требования к образованию более строгие.
Согласно профстандарту на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Должностные обязанности у него также отличаются. Поэтому в случае отсутствия профильного образования необходимо пройти программу профессиональной переподотовки и получить диплом.
Где учат социальных работников
На рынке образования представлены разные варианты получения профильного образования по специальности социальный работник. Как правило, это обучение по программе профессиональной подготовки. В Академии есть такая программа, разработанная в соответствие с профстандартом среднего профессионального образования 03.002 «Социальный работник». После завершения программы слушателю выдается свидетельство о должности служащего с присвоением квалификации.
Как можно стать соцработником при помощи дистанционного обучения
Помимо очных и заочных образовательных программ, существует множество курсов дистанционного обучения по специальности социальная работа.
Академия бизнеса и управление системами с 1998 года успешно реализует образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе в форме дистанционного обучения. Все образовательные программы апробированы, эффективность обучения проверена временем и подтверждается положительными отзывами слушателей.
Процесс дистанционного обучения хорошо отлажен и поддерживается необходимыми материально-техническими средствами: электронно-библиотечная система, электронная система дистанционного обучения с личным кабинетом.
У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Порядок поступления на службу
Публикуется: Порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) на государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено Федеральным законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс не проводится:
Конкурс может не проводиться:
Назначение гражданина на должность гражданской службы оформляется приказом, который объявляется гражданину под расписку.
На основе приказа о назначении на должность гражданской службы с гражданином заключается служебный контракт. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. После подписания служебного контракта один экземпляр вручается гражданскому служащему, второй с отметкой гражданского служащего о получении служебного контракта хранится в его личном деле.
При заключении служебного контракта гражданин, поступающий на гражданскую службу, представляет следующие документы:
В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость представления иных документов.
В приказе о назначении гражданина на должность гражданской службы и служебном контракте может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
Испытание не устанавливается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и иные периоды, когда гражданский служащий фактически не исполнял должностные обязанности.
На гражданского служащего в период испытания распространяются положения Федерального закона.