как связаны государство объясните и право
Понятие государства и права
Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетия. В различных исторических регионах распад первобытнообщинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.
Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).
Форма правления
При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).
Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.
Признаками монархической формы правления являются:
власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.
В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.
В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.
В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).
Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).
Форма государственного устройства
В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие, как правило, свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.
Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное для координации политики и экономики. Координация осуществляется Советом глав государств, представленных их Президентами, Советом глав правительств, представленных их министрами, и Межпарламентской ассамблеей.
Политический режим
Политический режим может быть демократическим и антидемократическим.
При демократическом режиме основу составляют демократия, народовластие, приоритет прав и свобод личности в стране. К разновидностям демократического режима относятся либеральный, буржуазно-демократический или конституционный режимы, режим правового государства.
К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.
Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.
Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей».
Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С. Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека*
В.И. Зуев называет иные признаки понятия правового государства:
2) социальной основой правового государства является гражданское общество с его частной жизнью, не зависимой от государства, со свободой труда и предпринимательства, со сложившимся мощным слоем «среднего класса»;
3) идеологической основой правового государства являются идеи правового государства, опирающиеся на теорию естественного права, правового закона, неотчуждаемых прав личности*.
Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.
Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.
Как связаны государство объясните и право
Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.
Модели соотношения государства и права:
1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.
2) Либеральная модель, когда право выше государства
3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.
Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие
1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.
3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности.
В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:
1) Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом.
2) Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут не существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.
Взаимосвязь и соотношение права и государства
Государство и право, их взаимосвязь
Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:
Право и государство являются близкими, тесно связанными между собой, «родственными» явлениями. По историческим меркам в теории они возникли в одно время, практически в силу одинаковых социальных причин. Оба понятия формируются в качестве общественного продукта, когда общество достигает соответствующего уровня развития.
Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.
Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.
Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.
Аспекты связи права и государства
Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:
При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.
Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.
Зависимость между государством и правом
Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач. Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства. Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.
По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.
Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:
Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).
Взаимосвязь права и государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие права и государства
Государство — это форма организации общества, функционирования политической власти и ее взаимоотношений с индивидами-субъектами права. Субъекты права выступают носителями свобод и прав гражданина и человека.
Право — это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу граждан в их отношениях с государственной властью и друг с другом.
Понятие государства подразумевает под собой такую организацию общества и политической власти, которые призваны обеспечить равновесие коллективных и частных интересов. Понятие права представляет собой выражение консолидированной, объединенной воли и защиты интересов всех членов общества.
Государство и право в правоведении рассматриваются только во взаимосвязи. Свое историческое развитие они проходили неразрывно и совместно друг с другом. Существенным признаком этой взаимосвязи считают преобладающую роль государства над правом.
Для единства государства и права важно наличие ряда условий:
Формы взаимодействия права и государства в разных государствах и обществах качественно отличаются и являются очень разнообразными.
В условиях советского периода в проведении господствующей идеологии утилитарная роль отдавалась праву. Жесткое государственное руководство, централизация власти обусловливали эту роль как в отношении права, так и в отношении экономической жизни общества. Господствующая идеология государства определяла развитие юридического позитивизма, который ей полностью соответствовал. Определение права, как совокупности установленных государством правовых норм, принадлежит юридическому позитивизму.
В последующем периоде развития современного общества частично изменилось как понимание права и государства, так и их роли. Формы их взаимодействия в ходе исторического развития значительно трансформировались.
Готовые работы на аналогичную тему
Связь права и государства в современных условиях
Связь права и государства в современных условиях развития общества является двусторонней, отличается взаимозависимостью, выражающейся в том, что государство не может существовать без права как регулятора отношений в обществе, но и право не способно функционировать без мощной машины государства.
Влияние государства на право обусловлено следующими аспектами:
Влияние права на государство проявляется: в раскрытии связей между отдельными звеньями государства, его внутренней организации; в роли, которую играет государство в общественных отношениях и во внешних проявлениях государства. Право создает гарантии против концентрации государственной власти в одном из ее ветвей или органов власти, регулирует их отношения, оформляет взаимодействие между элементами государственного механизма.
Именно право определяет правовые гарантии со стороны государства, границы воздействия государства на личность, его обязанности и права, вводит его деятельность в юридические рамки.
Основные модели соотношения права и государства:
В условиях авторитарного режима право в процессе реализации своей динамической функции сводится к предписаниям, которые прямо исходят от государства. В условиях демократического государства правовая система имеет развитый характер, что выражается в обеспечении простора для существования основы гражданского общества — его саморегулирующихся механизмов, ограждает его политический режим от господства силы и беспредела, стихийных разрушительных процессов. В демократическом обществе высокий удельный вес приобретают свободы и права человека, что неотъемлемо связано с развитием права.
Связь права и государства отражается в их функциональной взаимосвязи, ядром которой является теория функций о едином государственно-правовом воздействии в современном обществе, а функции государства и права рассматриваются обособленно.
Результатом функциональных исследований права и государства, как самостоятельных элементов, является:
Правовыми формами осуществления функций государства являются: правоисполнительная, правотворческая и правоохранительная.
Интеграции государства и права в современном гражданском обществе состоит в том, что их действия осуществляются сообща: государство в рамках установленных пределов производит действия на основании права, а право представляет и выражает единую волю граждан и государства.
Единство и взаимодействие государства и права
Единство права и государства
Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:
Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.
В теории предпосылкой этой позиции можно считать формально-догматическое отношение к понятию права в качестве системы норм, которые издает государство. Тем не менее, Однако современная Россия уже не использует этот подход.
Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.
Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.
Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.
Сегодня прагматический подход является преобладающим в нашей юридической науке. Анализ подобных зависимостей играет принципиально важную роль для всей отечественной общественной практики.
Особенности прагматического подхода
Принято рассматривать 3 основные аспекты прагматической модели соотношения государства и права:
Первое из них может выражаться одновременным происхождением государства и права по одинаковым причинам, типологии; одинаковой обусловленности экономических, культурных и иных условий; общей исторической судьбой; наконец в том, что право и государство выступают в качестве средства социальной регуляции и упорядочения. В этом аспекте они аккумулируют и создают баланс между общими и индивидуальными интересами, дают гарантию правам личности и др. Все это не означает, что то, что свойственно государству свойственно и праву, как и наоборот. Они могут оставаться достаточно автономными и самобытными образованиями. Образно выражаясь, государство и право ни на минуту не могут остаться наедине, с глазу на глаз, при этом каждый из них имеет свою жизнь, собственные цели, задачи, методы.
Различия происходят из определений понятий государства и права. Если первое является особой политико-территориальной организацией публичной власти, являющейся формой существования общества, то второе характеризуется в качестве совокупности правил поведения, которые определяют рамки свободы и равенства людей в их интересах. Исполнение интересов происходит за счет актов и принудительной силы государства.
Государство осуществляет силу, а право — волю. Таким образом, они не совпадают по своей форме, структуре, элементам, содержанию. Их необходимо относить к разным областям общественной жизни. Государство и право могут по-своему отражать реальную действительность, насущные потребности. Их по-разному воспринимает и оценивает общественное сознание. Наконец, при наступлении известных обстоятельств государство и право начинают работать в противоположных направлениях. Это способствует порождению коллизии между ними.
Взаимодействие права и государства
Взаимодействие права и государства выражено в их разностороннем влиянии друг на друга.
Государственное воздействие заключается, в первую очередь, в формировании, изменении, совершенствовании, охране от нарушителей, претворении права в жизнь. По этой причине можно говорить о непрерывном воздействии государства на право (начинается от создания права и заканчивается реализацией в общественных отношениях). Государство влияет на распространение права в социальном пространстве, обязывая членов общественных отношений действовать по праву, исключая противоправные подходы в процессе достижения результатов, значимых для общества.
Есть и объективные пределы в воздействии государства на право, обусловленные регулятивным потенциалом права, возможностями государства осуществлять обеспечение действие права в этих общественных условиях. Государственные возможности нельзя переоценить, поскольку это в любом случае приводит к идеализации правовых средств, снижая, в конечном счете, социальную ценность права. Государство не использует право в противоречии с его истинной ролью, так как необходима научно обоснованная, эффективная юридическая государственная политика, которая позволит максимально рационально и в интересах общества использовать инструменты права.
Не менее существенным и многообразным является обратное влияние права на государство. История показала, что для собственного существования государству в качестве организации право необходимо не меньше, чем праву государство. Проявление зависимости государства от права характеризуется внутренней организацией страны в ее деятельности.
Посредством права закрепляется внутренняя организация государства, включая его форму, структуру, аппарат (механизм) управления, статус и компетенцию органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важна роль права во внутренней организации государства. Она проявляется в создании юридических гарантий против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Этим внутреннее функционирование государства может быть поставлено на правовую основу, происходит создание юридических предпосылок для эффективного действия всех элементов государственной машины.
В деятельностном плане с помощью права достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции государства. Оно способствует проведению его внутренней и внешней политики, законодательному определению и закреплению конституционного строя, положения личности в обществе. Если не будет права, то воля государства не становится общеобязательной. Основной язык, на котором государство ведет разговор со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, — это язык права. По этой причине демократическое государство современности не может действовать без и помимо права. Право как бы «навязывается» государству по причине необходимости. По этой причине последнее в принципе не способно пренебречь правовой формой. Государство, не причиняя ущерб обществу, не может манипулировать правом или освобождаться от него. Право определенным образом «облагораживает» государственность, делая ее полноценной и зрелой.
В современном мире связующее значение права в отношении государства усиливается с каждым днем. В этом процессе наблюдается определенная закономерность: чем более точно право отражает объективные потребности развития общества, тем в большей степени оно связывает государство. Активные действия государства в этом случае не подавляются, напротив, они результативны и направлены только на интересы общества и отдельного человека.
Общее начало любого правового государства представлено его связанностью правом. Право посредством своих начал, норм и предписаний способно выражать взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимное равновесие этих частей представляет уравновешенность свободы, условие обеспечения правовой справедливости.
Еще И. Кант в свое время выдвинул концепцию правового государства как такой государственной власти, целью которой является именно право. С точки зрения современного анализа это значит, что государство, связанное правом, может действовать «свободно».