как турагентству заключить договор с туроператором
Как турагенту работать по агентскому договору
Турагент и туроператор
Агентский договор с туроператором
При заключении агентского договора турфирмы обязаны соблюдать главу 52 ГК РФ и ст. 9 закона «Об основах туристской деятельности».
Агентские договоры бывают двух видов: от своего имени и от имени оператора. В других видах бизнеса при работе от своего имени компания сама несёт ответственность перед потребителем по п. 1 ст. 1005 ГК РФ — но не в туристическом. Ответственность перед туристом всегда несёт туроператор — п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 №17.
Например, у клиента возникли проблемы при заселении в отель. Если он звонит вам — вы можете перенаправить на туроператора. Это стоит проговаривать при заключении сделки — кто знает, может клиент в первый раз обращается в турагентство, будет иметь от вас завышенные ожидания и потом оставит негативный отзыв на вас, а на туроператора.
Вознаграждение турагента
Вознаграждение турагента определяют в процентах от стоимости тура: обычно 6-17%. Часто туроператоры мотивируют продавать больше, повышая процент в зависимости от объёма продаж.
Редко, но бывает, что вознаграждение устанавливают в виде конкретном суммы — например, 500 ₽ за каждый проданный тур. И так же редко турагент сам устанавливает наценку — опять же, в отличие от агентских схем в других видах бизнеса. Обычно цена от туроператора фиксированная, турагент не вправе её снижать или повышать.
1. Турагент удерживает вознаграждение из полученных от клиента денег. Туроператору переводят оставшиеся средства.
2. Туроператора сначала получает всю сумму оплаты от клиента, а потом выплачивает вознаграждение турагенту. Здесь появляется лишний шаг: вознаграждение переводится туда-обратно. Поэтому первый вариант популярнее.
Доходом турагента считается именно вознаграждение, а не все поступления на счёт. Как именно вести учёт на УСН — мы рассказывали в статье про налоги агента.
Отчет о работе
Турагент обязан представлять туроператору отчеты в порядке и сроки, которые предусмотрены агентским договором. Отчет должен содержать информацию о реализованных турах, их стоимости и величине вознаграждения. Если агентским договором предусмотрено возмещение каких-либо расходов турагенту, то информация об этом также включается в отчет.
Если у туроператора есть какие-то возражения по отчету, то он должен сообщить о них в срок, установленный соглашением сторон, а если такой срок не установлен, то в 30-дневный срок со дня получения отчета. В противном случае отчет будет считаться принятым туроператором ― п. 3 ст. 1008 ГК РФ.
Турагент и клиент
С клиентом турагент заключает договор о реализации туристского продукта. Типовая форма договора утверждена приказом Федерального Агентства по туризму от 27.11.2020 № 448-Пр-20.
Турагенты, которые действуют за счет принципала, но от своего имени, должны применять онлайн-кассы. Эта обязанность не зависит от способа уплаты: выдавайте клиентам чеки, если они платят наличными, картой или переводом на расчётный счёт.
В чеке важно однозначно указывать название услуги, в случае турагентов лучше всего будет прописывать «Реализация тура по такому-то договору». При регистрации кассы важно указать, что вы работаете как агент: в чеки будут автоматически проставляться специальные теги. Выделять агентское вознаграждение в чеке не нужно, закон этого не требует.
После подтверждения тура туроператором турагент выдает клиенту туристский ваучер с информацией об отеле и датах поездки.
Как на практике выглядит работа турагента
В каждой фирме есть свои нюансы, но в целом работа турагентов построена примерно одинаково.
После заключения агентского договора туроператор предоставляет турагенту логин и пароль для входа в систему бронирования на сайте туроператора. Если турагент сотрудничает с несколькими туроператорами, то у него есть доступ к системам бронирования нескольких туроператоров, таким образом он может выбрать для клиента лучшее предложение.
При обращении клиента турагент входит в систему бронирования. Выбрав страну, отель, перелет и другие услуги, турагент вносит в систему бронирования данные клиента. С клиентом заключают договор, и он оплачивает тур.
В течение некоторого времени туроператор проверяет наличие мест в отеле, авиабилетов. Если тур не подтвердится, то клиенту обычно предлагают выбрать другой тур или возвращают деньги. Если подтвердится, турагент выдает клиенту туристский ваучер, билеты, страховку.
После подтверждения тура турагент перечисляет туроператору стоимость тура за вычетом агентского вознаграждения. Например, тур стоит 50 тыс. руб., вознаграждение турагенства 10%. Турагент перечислит туроператору 45 тыс. руб.
Статья актуальна на 19.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Порядок работы с туроператорами
Порядок работы с туроператорами
Выбрав основных партнеров для работы, необходимо заключить с ними договоры, после чего получить на руки подписанные договоры с синей (оригинальной) печатью и внимательно прочитать.
Договор с туроператором является первичным документом, устанавливающим правоотношения между юридическими лицами – турагентом и туроператором; отсутствие договора не позволит турагенту взыскать с туроператора убытки, причиненные неисполнением договора, а также лишит возможности подтвердить затраты турагента для целей налогообложения.
Обратите особенное внимание на порядок аннуляции туров, штрафы у каждого туроператора отличаются и не являются общими для всех. Помните, что в договор с туристом-потребителем переносить штрафные санкции туроператора нельзя, это противоречит Закону «О защите прав потребителей».
ПРИМЕР ПОРЯДКА РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРА С АГЕНТАМИ (ВЫДЕРЖКА ИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ДОГОВОРА)
1. Заключение договора с турагентом.
2. Бронирование туров через офис туроператора.
3. Заявки на бронирование принимаются в электронном виде на e-mail либо по факсу.
4. Заявка на бронирование должна содержать следующие данные: сроки поездки, категорию номера, фамилию туриста, дату рождения, номер загранпаспорта, срок окончания его действия, необходимость и детали трансфера, экскурсий, медицинского страхования или иных дополнительных услуг, необходимость визовой поддержки.
5. Заявки желательно направлять не менее чем за 21 день до заезда.
6. После получения подтверждения в течение 24 часов необходимо подтвердить получение от клиента предоплаты в размере не менее 50 % стоимости путевки.
7. Полная оплата должна быть произведена и внесена в кассу туроператора не менее чем за 14 дней до заезда туристов.
8. Все сопроводительные документы по туру, а также денежные средства выдаются представителю туристской фирмы при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также надлежаще оформленной доверенности.
Документ не очень складный по содержанию, но характерно отражающий порядок работы, установленный туроператором для турагента.
Для удобства дальнейшей работы соберите координаты (Ф. И. О., тел., e-mail) менеджеров туроператора: визового отдела, по работе с турагентами, руководителей направлений, менеджера по билетам, бухгалтерии, директора, которые пригодятся для оперативных действий.
Подпишитесь на рассылку спецпредложений туроператора (как правило, услуга бесплатная). Рассылки – дело, конечно, нужное, но есть туроператоры (не станем их рекламировать), которые присылают в день до 50 сообщений на e-mail, и отписаться от них не так просто.
Приобретите каталоги основных туроператоров. Их можно взять в офисе оператора, заказать почтой (если такая услуга предоставляется) или на стенде оператора в период проведения выставки.
Посещайте мастер-классы туроператоров (как правило, они бесплатные), где специалисты расскажут об особенностях продажи их турпродукта (отельная база, ценовая политика на сезон, технология бронирования). Расписание мастер-классов публикуется на сайте туроператора и рассылается на e-mail агентов. Постарайтесь периодически, не только на первом этапе, направлять менеджеров на обучение, ведь появляются новые отели, меняется мода на направления, а также появляются новые менеджеры у операторов, с которыми желательно лично познакомиться.
Принимайте участие в рекламных турах, где у менеджеров турагентства есть возможность познакомиться с отельной базой курортов, посетить экскурсии, изучить туристические маршруты и пообщаться с коллегами. Стоимость таких туров значительно ниже рыночной и может состоять только из стоимости авиабилета, остальные расходы несут туроператор и принимающая сторона.
Отправляя сотрудников в рекламный тур за счет компании, необходимо выдать задание и по итогам поездки получить отчет в виде: профессиональных заметок, фотографий отелей и номеров, списка экскурсий и цен, карт курортов, прямых контактов принимающей стороны, экскурсоводов, сувениров для оформления офиса.
Оплата участия в рекламном туре менеджера компании может быть полной, 50 %, 30–20 % – в зависимости от срока работы сотрудника в компании или важности данного направления для компании.
Изучите бонусные программы операторов и условия участия. Бонусные программы дают возможность бесплатно участвовать в рекламных турах, иметь повышенную комиссию или получать ценные подарки за хорошую работу.
ПРИМЕРЫ БОНУСНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРАГЕНТСТВ
От туроператора «Интрэвел Столешники»
1. Уровень «новичок» – 35 000 у. е.
+ 0,5 % на брони, сделанные от 9 дней до 14 дней до начала тура;
+ 1,0 % на брони, сделанные от 15 дней до 28 дней до начала тура;
+ 1,5 % на брони, сделанные более чем за 29 дней до начала тура.
2. Уровень «партнер» – 55 000 у. е.
+ 0,8 % на брони, сделанные от 9 дней до 14 дней до начала тура;
+ 1,3 % на брони, сделанные от 15 дней до 28 дней до начала тура;
+ 1,8 % на брони, сделанные более чем за 29 дней до начала тура.
3. Уровень «лучший партнер» – 80 000 у. е.
+ 1,0 % на брони, сделанные от 9 дней до 14 дней до начала тура;
+ 1,5 % на брони, сделанные от 15 дней до 28 дней до начала тура;
+ 2,0 % на брони, сделанные более чем за 29 дней до начала тура.
От туроператора «Пантеон»
Повышенная комиссия 11 % – после 20-го отправленного клиента. При бронировании через онлайн ваша комиссия составит 12 %.
Продав 8 недель проживания в конкретном отеле или цепочке отелей, т. е. 4 номера по две недели проживания или 8 номеров по неделе, менеджер или агентство получают неделю бесплатного проживания на двоих.
Продав 12 недель проживания, менеджер или агентство получают недельный пакет на двоих (включая авиабилет).
Далее необходимо установить внутренний порядок работы с туроператорами. Для этого понадобятся правила продажи туров вашего агентства, в которых должна быть указана последовательность действий при реализации туров потребителям. В правилах должна содержаться следующая информация:
? порядок оплаты туров клиентами;
? порядок аннуляции туров;
? порядок возврата денежных средств;
? порядок и состав оформляемых документов турагентством;
? перечень предоставляемых туристом документов для оформления тура;
? перечень возможных доплат.
В работе с туроператорами не стесняйтесь задавать вопросы и не бойтесь ошибок. Учтите, что прибыль оператора напрямую зависит от качества работы турагентов. Но не забывайте, что в разгар сезона через менеджеров туроператора ежедневно проходят сотни документов и они не могут помнить обо всех ваших туристах. Если вы о чем-то просите, постарайтесь в дальнейшем их отблагодарить. Технологии постоянно развиваются, но человеческий фактор в туризме играет очень важную роль.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Состав и порядок работы комитета по аудиту
3. Состав и порядок работы комитета по аудиту 3.1. Состав комитета по аудиту3.1.1. Решение о формировании комитета по аудиту принимается советом директоров после избрания нового состава совета директоров. При этом рекомендуется завершить формирование состава комитета по
Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ)
Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) 1. Сумма налога исчисляется и уплачивается
22. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога
22. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2)
5.4. Смета на выполнение работы (услуги). Порядок оплаты выполненной работы (услуги)
5.4. Смета на выполнение работы (услуги). Порядок оплаты выполненной работы (услуги) Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Согласно гл. III Правил бытового обслуживания населения в РФ потребитель обязан
8.1. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований
8.1. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав
1.4.6.1. Режим работы
1.4.6.1. Режим работы Рабочее время согласно ст. 91 ТК РФ – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность
4.1.2. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога
4.1.2. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога НК РФ предусмотрен отдельный порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога для отдельных категорий налогоплательщиков:· для налогоплательщиков, производящих выплаты
5. Порядок привлечения к сверхурочной работе. Оплата верхурочной работы
5. Порядок привлечения к сверхурочной работе. Оплата верхурочной работы Сверхурочная работа наряду с работой по совместительству является одним из вариантов работы за пределами нормальной продолжительностью рабочего времени. Особенностью сверхурочной работы является
Глава 8 Новый способ работы Новое мышление для новой работы
Глава 8 Новый способ работы Новое мышление для новой работы В апреле 2010 года пассажиры копенгагенского метро толпились на платформах в ожидании поезда, который должен был отвезти их на работу. Многие уткнулись носом в книгу или вставили в уши наушники, чтобы отвлечься от
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТ РАБОТЫ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАБОТЫ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТ РАБОТЫ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАБОТЫ Основные требования для получения удовлетворения от работы – это сравнительно высокая оплата, справедливая система оплаты, реальные возможности карьерного роста, тактичное и коллегиальное
ОЦЕНКА РАБОТЫ
ОЦЕНКА РАБОТЫ Оценка работы – это систематический процесс определения относительной ценности или размера работы внутри организации с целью установления внутренних относительных различий и создания основы структуры градуированной оплаты, градации работ в этой
Опыт работы
Опыт работы Наличие опыта работы позволяет затрачивать меньше усилий на выполнение поставленных задач и повышает эффективность труда. Помимо этого, опытные продавцы обычно лучше представляют систему оценки результатов работы по конкретным показателям и ее связь с
Приложение 4 Разъяснения Ростуризма об использовании туроператорами и турагентами бланка строгой отчетности «Туристская путевка»
Приложение 4 Разъяснения Ростуризма об использовании туроператорами и турагентами бланка строгой отчетности «Туристская путевка» В связи с возникающими вопросами об использовании бланка строгой отчетности «Туристская путевка», утв. Приказом Министерства финансов
7. Работа с туроператорами: тонкости и критические ошибки
7. Работа с туроператорами: тонкости и критические ошибки Каждая из глав по-своему важна и особенна, поскольку мы включили в эту книгу только действительный, реальный опыт работы в турбизнесе. И эта глава не исключение.Итак, работа с туроператорами. Выбор оператора,
Особенности работы с туроператорами
Особенности работы с туроператорами Первый момент – нежелательно работать только с одним партнером. Не существует ни одного оператора, который в достаточной степени удовлетворял бы все запросы, которые могу быть на туристическом рынке. Всегда есть какие-то особенности.
Сотрудничество
Уважаемые коллеги.
Мы рады сотрудничеству с вашей компанией!
Как заключить договор о сотрудничестве и на какой адрес направлять документы
1. Запрос на сотрудничество
2. Рассмотрение запроса туроператором и проверка его статуса
3. Заключение договора
4. Получение доступа к системе онлайн-бронирования и открытие бонусного счета
На ваш электронный адрес, указанный при заполнении формы заявки на сотрудничество, будет отправлено письмо с уникальным ключом.
Если письмо не было вам отправлено, пожалуйста, свяжитесь с договорным отделом вашего региона.
Для продления сотрудничества
Если у Вас произошли какие-либо изменения – необходимо направить на эл. адрес туроператора, осуществляющего деятельность под ТЗ «PEGAS Touristik» в регионе, в котором зарегистрировано Ваше агентство информационное письмо на фирменном бланке, заверенном подписью руководителя и печатью организации.
Обязательно указывайте свой ИНН.
По вопросам скидок можно обратиться к туроператору, осуществляющему деятельность под ТЗ «PEGAS Touristik» в регионе, в котором зарегистрировано Ваше агентство, попросить соединить с сотрудником, занимающимся вопросом скидок.
Здесь размещена форма договора о реализации туристского продукта/туристской услуги, рекомендованная к использованию турагентами.
По вопросам отчета агента и бухгалтерских документов необходимо обратиться в бухгалтерию. Подробности и контактная информация – в разделе Счет, оплата.
Договор о реализации авиабилетов подробнее
Фактически понесенные расходы подробнее
Новые тарифы / скидки и акции подробнее
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА О ТУРИСТСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемых между туроператором и турагентом – от своего имени.
Вышеуказанный договор определяет порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов, условия предусматривающие возможность осуществления выплат туристам страхового возмещения по договору страхования ответственности либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, взаимную ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом за непредставление или предоставление недостоверной информации о туристском продукте, за несоблюдение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Турагент несет ответственность за доведение до потребителя достоверной и полной информации, предоставляя ему компетентный выбор, за правильность заключения договоров и расчета с клиентом. За все остальное отвечает туроператор, то есть за качество сформированного турпродукта и предоставляемых услуг.
1. Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме.
При непосредственном обращении потребителя в турфирму с целью заключить договор на туристское обслуживание потребителю прежде чем его подписывать следует обратить внимание на информацию которая отражена в договоре.
В соответствии со статьей 10 Закона о туризме договор должен содержать следующую информацию:
полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
общая цена туристского продукта в рублях;
права, обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Статья 10 Закона приведена в соответствие с Законом о защите прав потребителей, где указывается, что общая цена туристского продукта должна быть указана в рублях.
Турпутевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Ранее такое понятие турпутевки давалось лишь в Письме Минфина от 10.04.1996 года № 16-00-30-19, в котором была утверждена форма ТУР-1 «Туристическая путевка».
Наряду, с информацией указанной выше турагент должен в договоре указывать, что лицом, оказывающим туристу услуги по реализации туристского продукта является туроператор. Также следует указывать информацию о возможности туриста в случае возникновения обязательств обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Статья 14 Закона о туризме вводит в обязанность турфирм доводить до потребителя при заключении договора следующую дополнительную информацию:
— о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
— об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
— о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
— о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
— об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
— о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания.
2. Также необходимо отметить, что недопустимым является включение туроператором (турагентством) в договор условий ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Основным нарушением, допускаемыми хозяйствующими субъектами, действующими на рынке туристских услуг, является включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.
Туристские компании наиболее часто вносят в договоры заключенные с потребителями следующие условия, противоречащие действующему законодательству:
1. Условие, предусматривающее штрафные санкции в конкретном размере, определяемом в процентном отношении к стоимости путевки, в случае отказа потребителя от исполнения договора о предоставлении туристских услуг;
Определять размер расходов в процентном отношении к стоимости путевки неправомерно, так как фактически понесенные ООО «ТАМТАМ» расходы, связанные с организацией тура для потребителя, могут быть определены исходя из фактически оказанных данной организацией услуг (бронирование номера в отеле, авиабилетов, международные переговоры и т.д.). Цена туристического продукта (входящего в него комплекса услуг) включает в себя помимо расходов, понесенных ООО «ТАМТАМ», также вознаграждение за оказанные услуги.
Таким образом, установление расходов в процентном отношении к стоимости путевки не отражает действительных расходов исполнителя. Следует отметить, что турфирма заранее не может определить размер своих расходов при отказе потребителя от путевки.
2. Условие, сокращающее период времени предъявления потребителем к исполнителю претензии относительно качества туристского продукта, а также содержащего недостоверную информацию о начале исчисления данного срока;
В соответствии со статьей 10 Закон о туризме претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
3. Условие, ограничивающее предусмотренное статьей 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» право потребителя на предъявление претензий к качеству туристского продукта в досудебном порядке наличием протокола;
В соответствии со статьей 10 Закон о туризме претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Таким образом, законодатель не ставит в зависимость удовлетворение требования потребителя от наличия протокола, как это определено исполнителем в договоре. Указанный в договоре документ может являться дополнительным документальным доказательством недостатков оказанной услуги, но не является основополагающим и единственным. Сбор доказательств о некачественно предоставленной услуге лежит на потребителе, который сам выбирает способы и порядок сбора такой информации.
Кроме того, исчерпывающими обстоятельствами, освобождающими исполнителя от ответственности за недостатки оказанной услуги в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона являются: нарушение потребителем правил использования услуги, действия третьих лиц или непреодолимой силы.
4. Условие об освобождении исполнителя от ответственности за неточности, допущенные в гостиничных и других рекламных проспектах, так как они изготовлены и используются в работе как вспомогательные материалы.
Указанное условие противоречит статьям 10, 12 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), которыми предусмотрена обязанность исполнителя по предоставлению потребителям достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а также ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услугах. Одним из способов получения информации об услугах входящих в тур, является рекламный проспект, который содержит информацию о туристическом продукте и посредством которого потребитель выбирает тот или иной тур, о составе услуг, входящих в тур, условиях проживания предоставляемых в том или ином месте отдыха и т.д.
5. Условие, предоставляющее исполнителю право на одностороннее изменение договора, в частности право:
а) перенести тур на другое предложенное туроператором время, заменить его на другой предложенный туроператором тур, с соответствующим перерасчетом стоимости тура;
б) произвести замену гостиницы, указанной в путевке на гостиницу такой же или более высокой категории, без изменения общей стоимости турпоездки;
в) перенести сроки поездки, но не более чем на 24 часа, изменить продолжительность поездки, но не более чем на 24 часа, произвести замену экскурсий, аннулировать турпутевку, если турист не произвел полную оплату и др.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одностороннее изменение условий договора, одной из сторон которого является гражданин, использующий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не допускается даже в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
6. Условие ограничивающее право потребителя на получение необходимых документов на тур заранее – за 24 часа до поездки как указано в Правилах реализации туристского продукта.
7. Условие, расширяющее основания для изменения и расторжения договора по инициативе туроператора.
НАПРИМЕР: Исполнитель вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, в том числе в связи с недобором указанного в договоре минимального количества туристов в группе введением новых или повышением действующих ставок налогов и сборов; резким изменением курса национальных валют.
В ранее действовавшей редакции Закона о туризме вышеуказанные обстоятельства являлись основаниями для изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта.
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Таким образом, на момент заключения рассматриваемых договоров о туристском обслуживании действующим законодательством не предусматривалось такого основания для изменения или расторжения договора как недобор минимального числа туристов в группе. В свою очередь турист вправе расторгнуть договор с турфирмой в любое время, возместив фактически понесенные турфирмой расходы (статья 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»), в то время как турфирме такого права законодателем не предоставлено.
8. Условие, ограничивающее право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров.
В соответствии с нормами материального права (статья 17 Закона о защите прав потребителей) иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г. Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21 Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49
|