как убрать ипотеку в силу закона
Как убрать ипотеку в силу закона
Статья 25. Погашение регистрационной записи об ипотеке
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25
1. Если иное не предусмотрено федеральным законом или настоящей статьей, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав:
в случае, если выдана закладная:
совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;
в случае, если не выдана закладная:
совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае, если жилое помещение приобретено или построено полностью или частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу настоящего Федерального закона, погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.
Форма заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке и требования к ее заполнению, а также требования к форматам такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Не позднее следующего рабочего дня после погашения регистрационной записи об ипотеке орган регистрации прав направляет залогодателю и залогодержателю уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», погашается органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней на основании заявления застройщика и предъявления им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в части ипотеки строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо объекта незавершенного строительства, а в части ипотеки объекта долевого строительства также на основании документа, подтверждающего передачу объекта долевого строительства участнику долевого строительства, в том числе передаточного акта, иного документа о передаче объекта долевого строительства или составленного в соответствии с частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона одностороннего акта о передаче объекта долевого строительства.
Регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости о залоге, возникшем в силу статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в отношении земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности, либо о залоге права аренды или субаренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, погашается органом регистрации прав без заявления о погашении такого залога одновременно с государственным кадастровым учетом данного многоквартирного дома. Положения настоящего абзаца применяются только в случае, если земельный участок образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отметка на документарной закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме должна включать слова о таком исполнении обязательства и дате его исполнения, а также должна быть удостоверена подписью владельца документарной закладной и заверена его печатью (при наличии печати), если владельцем такой закладной является юридическое лицо.
(в ред. Федеральных законов от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 25.11.2017 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При погашении регистрационной записи об ипотеке в связи с прекращением ипотеки закладная аннулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Аннулированная закладная передается ранее обязанному по ней лицу по его требованию.
Регистрационная запись об ипотеке имущества, изъятого для государственных или муниципальных нужд, погашается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не определено федеральным законом.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 101-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае обращения взыскания на предмет ипотеки по решению суда или без обращения в суд (во внесудебном порядке) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, регистрационная запись об ипотеке погашается одновременно с регистрацией права собственности приобретателя или залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
Как убрать ипотеку в силу закона
Как снять обременение после выплаты ипотеки
Любой банк, выдающий вам ипотеку, получает залоговые права на приобретаемое вами имущество. Это называется обременение. Чтобы забрать у банка эти права, нужно не только погасить ипотеку, но и правильно снять обременение.
Как это сделать, чтобы квартира уже точно стала вашей, читайте в нашей новой статье.
Что такое обременение?
Обременение — это ограничение собственника в праве распоряжаться имуществом без согласия.
Это означает, что недвижимостью нельзя распоряжаться без согласия кредитной организации. То есть покупатель может спокойно пользоваться находящейся в ипотеке квартирой, а вот свободно распоряжаться ей — уже нет.
Обременение недвижимости бывает добровольным и принудительным
Пример принудительного обременения — это арест квартиры за долги.
Залог — это добровольное обременение. То есть собственник закладывает приобретаемое имущество, чтобы взять ипотеку.
Наличие даже добровольного обременения почти всегда влечет за собой определенные запреты, которые накладываются на собственника. Например:
Когда можно снять обременение?
Когда покупатель полностью выплатит свой ипотечный кредит. Даже если вы сделали досрочное погашение и закрыли ипотеку раньше, чем планировали.
После внесение последнего платежа с квартиры нужно СНЯТЬ обременение. Пошагово рассказываем, как это сделать.
Как снять обременение с квартиры: пошаговая инструкция
Существует 2 способа снять обременение: в МФЦ или онлайн на сайте Росреестра (но только если у вас есть квалифицированная электронная подпись). Если нет, то получится снять только через МФЦ.
ШАГ 1. Подготовьте все необходимые документы
После внесения последнего платежа нужно позвонить в банк и проконсультироваться на счет процедуры снятия обременения. Специалисты расскажут, какие документы вам понадобятся. Как правило, это справка о полном закрытии кредита (отсутствии задолженности) и погашенная закладная на квартиру (ее нужно заказать и подписать в банке).
Если у вас электронная закладная (их ввели с 1 июля 2018 года), аннулировать ее можно в интернете.
Если закладной нет, то сотрудник банка может поехать в МФЦ вместе с заемщиком для подачи совместного заявления на снятие обременения.
Дополнительно могут понадобиться:
ШАГ 2. Подайте документы на регистрацию
Отвезите собранные документы в МФЦ и отдайте их на государственную регистрацию прав собственности. Лучше всего записаться заранее через интернет, чтобы не стоять в очереди.
В МФЦ вам нужно будет написать заявление и отдать сотруднику документы. Если возникнут затруднения, специалист поможет заполнить все правильно. Вам выдадут опись документов и обозначат срок, в течение которого обременение снимут. Обычно на это уходит 5-10 рабочих дней.
ШАГ 3. Проверьте, что все хорошо
Для снятия обременения требуется внесение изменений в реестр недвижимости. За снятие обременения с жилья госпошлина не взимается, но новое свидетельство о регистрации права собственности не выдается.
Если вы хотите получить документ без пометки о залоге, можно заказать выписку через МФЦ на бумажном носителе, заплатив госпошлину 400 рублей. Или выписку из ЕГРН в электронном виде за 250 рублей. Документ обычно делают в течение 10-14 дней.
Или можно просто проверить, не наложено ли на квартиру обременение, на сайте Росреестра. Это бесплатно. Сделать это нужно примерно через неделю после подтверждения снятия обременения от МФЦ.
Как снять обременение с квартиры: инструкция
Рассказываем, как снять обременение с жилья.
Обременение на квартиру — частое явление. Обременение означает, что владелец не может распоряжаться своим имуществом в полной мере, например продать, завещать или подарить без согласия третьих лиц. Это ограничение прав собственника.
Обременение может быть добровольным или принудительным. В первом случае владелец сознательно лишает себя части прав на квартиру. Например, взяв кредит под залог. Во втором случае это происходит без его согласия, самый частый вариант — арест имущества.
Важно понимать, что при покупке недвижимости обязательства полностью переходят к новому владельцу.
Виды обременения
Что же может стать причиной для обременения? Есть несколько вариантов.
Как снять обременение после погашения ипотеки
Разберемся, как это сделать самостоятельно.
Документы для снятия обременения
Теперь банк обязан вернуть погашенную закладную на квартиру, то есть с отметкой об отсутствии кредитных обязательств.
Как снять обременение с квартиры: способы
Когда все документы собраны, есть два варианта снять обременение.
В редких случаях закладная отсутствует. Тогда документы подаются совместно с представителем банка-кредитора.
После приема документов выдается расписка. В ней, помимо перечня принятых бумаг, указан номер заявки, по которому можно отслеживать ее статус на сайте. Это занимает пять — десять рабочих дней.
Как проверить отсутствие обременения
После получения подтверждения о снятии обременения необходимо это проверить через выписку ЕГРН. Это можно сделать либо на портале Росреестра, либо в МФЦ.
Комментарий эксперта
Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:
— Снятие обременения — несложная, стандартная процедура. Но порой трудности все же возникают.
Случается, что банк некорректно рассчитывает проценты, на кредитном счете остается пусть небольшой, но остаток. Постепенно на сумму начисляются пени и штрафы, и в результате добросовестный плательщик превращается в должника. При погашении кредита — как ипотечного, так и потребительского — важно незамедлительно получить подтверждение в банке об отсутствии задолженности, это избавит от трудностей в дальнейшем. При наличии такого документа отказать в снятии обременения могут лишь по формальному признаку: из-за отсутствия уплаты госпошлины или обращения ненадлежащего лица.
Заявление о снятии обременения должны подать все собственники помещений. Тот факт, что вы родственник собственника, не будет являться основанием для принятия от вас заявления.
Не следует затягивать с решением вопроса снятия обременения. Сбербанк данный процесс запускает автоматически — писать заявление, приходить в банк, Росреестр или МФЦ не нужно. Единственное, что необходимо проконтролировать, — наличие вашего актуального телефона в распоряжении банка. Если меняли номер, сообщите менеджеру ближайшего отделения.
Если у вас договор не со Сбербанком, не затягивайте. Снимите обременение и получите право свободно распоряжаться своей недвижимостью оперативно. Впоследствии может возникнуть ситуация реорганизации или ликвидации коммерческого банка, что существенно осложнит процесс, а может привести и к судебным спорам.
По итогу снятия обременения получите выписку из ЕГРН, она носит бессрочный характер. Регулярно заказывать выписку смысла не имеет, а вот подать в МФЦ заявление о запрете внесения изменений в ЕГРН без вашего личного присутствия желательно. Так вы обезопасите себя от потенциальных мошеннических действий, количество которых растет, и избавите от риска проведения регистрационных действий без вашей воли. Такое заявление государственной пошлиной не облагается.
Ипотека в силу закона и ипотека в силу договора
Несмотря на частое и практически повсеместное использование термина «ипотека», далеко не все россияне понимают его значение в полной мере. В качестве подтверждения этого тезиса достаточно привести две разновидности этого понятия: ипотека в силу договора и ипотеку в силу закона. С высокой степенью вероятности можно сказать, что мало кто, за исключением специалистов финансового рынка, способен указать разницу между ними. Поэтому имеет смысл рассмотреть подробнее основания возникновения, порядок прекращения и другие особенности каждой из двух разновидностей ипотеки.
В первом случае речь идет о предоставлении заемщиком в ипотечный залог приобретаемого на средства кредитора объекта недвижимости. В качестве последнего выступает земельный участок, комната, квартира, частный дом или другие жилые помещения. Важно отметить, что сказанное выше распространяется на любое недвижимое имущество – коммерческие объекты, промышленные здания и т.д. Регистрация ипотеки в силу закона осуществляется в один момент с переходов прав владения на актив. Основанием для этого становится договор ЦЖЗ (целевого жилищного займа) или кредитный договор.
Ипотека в силу договора предусматривает предоставление в качестве обеспечения финансовых обязательств заемщика уже имеющейся у него недвижимости. Регистрация ипотеки в силу договора происходит после того, как перешли права собственности. Основанием для этого становится ипотечный договор.
Основания возникновения, порядок прекращения и другие аспекты взаимоотношений в рамках ипотечного кредитования регламентируются положениями №102-ФЗ (датируется 16.07.1998) «Об ипотеке». Базовый для рассматриваемой сферы деятельности Федеральный закон постоянно корректируется, а потому актуальная на сегодня редакция принята совсем недавно – 30 апреля 2021 года.
Залогодержатель
В подавляющем большинстве случаев залогодержателем становится банк, выдающий кредит. Намного реже ипотечные взаимоотношения возникают без участия финансовой организации – между покупателем и продавцом, оба из которых выступают в статусе физических лиц. В этом случае залогодержателем становится продавец жилья.
Когда возникает и основания для прекращения
Ипотека в силу закона возникает при выполнении условий, которые установлены №102-ФЗ. Основанием для прекращения выступает подача заявления залогодержателя о необходимости снятия обременения в следствие исполнения залогодателем взятых на себя финансовых обязательств.
Вторая разновидность рассматриваемого понятия возникает после подписания договора ипотеки. А основанием для ее прекращения становится расторжение или истечение срока действия договорных отношений.
Риски и сложности ипотеки в силу закона
Именно такой формат сделки используется для приобретения жилья особенно часто. Его характерной особенностью становится сравнительно невысокий уровень риска для банка. Фактически он сводится к минимуму наличием ликвидного и ценного залога, который при возникновении финансовых проблем у заемщика реализуется на рынке, что позволяет вернуть заемные средства банковского учреждения. Дополнительным рычагом снижения рисков становится обязательная страховка заложенного имущества. Еще одним аналогичным механизмом выступает страхование жизни и здоровья заемщика, которое не относится к обязательным, но часто применяется на практике.
Риски клиента финансовой организации заметно выше. Главный из них – возникновение проблем с обслуживанием и погашением ипотечного кредита. В подобной ситуации вполне реальна ситуация, когда заемщик теряет и жилье, и деньги, уплаченные ранее в качестве первоначального и всех последующих взносов. Тем более – они первым делом направляются на погашение процентов, что выгодно банку, но ни в коем случае – его клиенту.
Сформировавшаяся за много лет практика наглядно демонстрирует, что нередко заемщиков попросту выселяют из ипотечного жилья, за которое они не в состоянии больше платить. В завершении нужно отметить еще один негативный для клиентов банка юридический нюанс. Он заключается в том, что на квартиру в ипотеке не распространяется запрет на реализацию за долги, актуальный для единственного жилья.
Чем отличаются два вида ипотеки?
Ипотека в силу закона предусматривает предоставление в залог приобретаемого в рамках кредитного договора объекта недвижимости. Ипотека в силу договора предполагает, что финансовые обязательства заемщика обеспечиваются оформлением залога на любое недвижимое имущество, включая уже имеющееся в собственности залогодателя.
Каким Федеральным законом регламентируются взаимоотношения сторон при оформлении ипотечного договора?
Базовым законом в этой сфере выступает №102-ФЗ, принятый еще 16 июля 1998 года. Актуальная редакция документа утверждена в апреле текущего года.
Каковы основные риски участников сделки в рамках ипотеки в силу закона?
Наибольшему риску в рамках рассматриваемой сделки подвергается заемщик. Главная опасность связана с возникновением финансовых проблем. Если клиент банка не в состоянии обслуживать кредитный долг, велика вероятность ареста ипотечной квартиры с последующим выставлением на торги. Сказанное в полной мере касается единственного жилья, если оно оформлено в залог. В этом случае запрет на его продажу в рамках исполнительного производства не распространяется.
Вместо вывода
Оба вариант ипотеки – и в силу договора, и в силу закона – имеют как общие свойства, так и достаточно заметные различия. Первый вариант обычно используется в рамках потребительского кредитования и при заключении сделки без банка – между двумя физлицами. Вторая схема особенно часто применяется при оформлении стандартной ипотеки между банком и клиентом, а потому справедливо считается наиболее распространенной и востребованной.
Снятие обременения по ипотеке
Что такое обременение по ипотеке?
Обременение по банковской ипотеке – это наложенные в силу договора ограничения на право собственности.
Ограничения определяются Гражданским кодексом, ФЗ№ 102 и условиями соглашения с банком. Недвижимость, находящуюся под залогом, нельзя обменивать, дарить, продавать и, в некоторых случаях, сдавать в найм без официального согласия залогодержателя.
Обременение банк накладывает после покупки клиентом жилья на кредитные средства. Основанием для этого является договор. Приобретаемый объект, по условиям документа, на весь срок выплаты долга передается в залог банку в качестве обеспечения клиентом его финансовых обязательств.
Данные о том, что объект находится под ограничениями, заносятся в единую базу недвижимости Росреестра. Обычно процедуру регистрации ипотеки проводят сразу в день заключения соглашения с финансовым учреждением.
Когда можно снять обременение с квартиры по ипотеке?
Освободить объект недвижимости от ограничений можно только в том случае, когда банк не имеет финансовых претензий к собственнику жилплощади. Иными словами, снятие обременения с квартиры по ипотеке возможно лишь после возврата кредита с процентам в полном объеме. Причем внесение последнего платежа может быть как по графику, так и досрочно.
Росреестр погашает запись о наложении ограничений на основании одного из предоставленных документов:
В случае отсутствия каких-либо претензий и судебных разбирательств документом, на основании которого собственник может погасить запись о залоге, является заявление, написанное лично им и представителем банка, и закладная. Начать процедуру можно уже на следующий день после внесения последнего платежа.
Условия снятия обременения по ипотеке
Для снятия обременения с залогового жилья существует стандартная процедура. Предусмотрена возможность оформления документов с помощью местного МФЦ, и, тем не менее, отдельные сложность все же иногда возникают.
Случается, что проценты (особенно при досрочном погашении долга) рассчитываются неправильно и на кредитном счете остается минимальная сумма долга. Постепенно на эту небольшую сумму начисляются пени и штрафы, в результате чего добросовестный плательщик превращается в должника.
Банковское учреждение должно передать заемщику официальные бумаги, которые подтвердят то, что кредитополучатель оплатил всю сумму ипотеки и договор закрыт. Эта справка нужна для того, чтобы МФЦ передал бумаги о снятии обременения, нужный для внесения записи в ЕГРП.
Срок снятия обременения по ипотеке
В соответствии со ст. 25 ФЗ №264, снятие обременения по ипотеке Росреестр проводит в течение 3 рабочих дней с момента подачи собственником документов.
Если бумаги подавались через МФЦ, то процесс может затянуться на 1-2 дня, так как центру потребуется дополнительное время на пересылку документов.
Срок увеличится до 5 рабочих дней, если собственник хочет снять обременение по ипотеке на объект, приобретенный по долевому строительству.
Некоторые финансовые учреждения самостоятельно проводят данную процедуру. Но в этом случае сроки будут затянуты до 3-4 недель.
Какие нужны документы для снятия обременения?
После внесения последнего платежа по ипотечному кредиту, гражданин должен обратиться в банк, для получения документа подтверждающего полную выплату долга. Специалист по ипотечному кредитованию консультирует по процедуре снятия обременения.
Требуется собрать документы, согласно следующему перечню:
Чтобы получить письмо из банка, нужно подать следующее заявление:
Образец заявления на снятие обременения
Заявление
Что потребуется указать:
Образец заявления в Росеестр на снятие обременения
Бланк заявления можно запросить в банке или в регистрирующем органе. Документ должен быть заверен финансовым учреждением. Если у квартиры несколько собственников, то заявление должен написать каждый из них.
Заявление может не потребоваться, если банком была оформлена закладная. В этом случае в качестве документа-основания в Росеестр можно подать закладную с печатью банка и отметкой о том, что кредит погашен и финансовое учреждение не имеет финансовых претензий к заемщику.
Госпошлина
Снятие с квартиры ограничений требует внесение изменений в реестр недвижимости.
Выписку на бумажном носителе можно заказать через МФЦ — госпошлина составляет 460 рублей.
Выписка из ЕГРН в электронном виде обойдется дешевле, госпошлина за эту услугу составляет — 290 рублей.
Повторное Свидетельство о государственной регистрации права не выдается
Следует учитывать, что оплачивать пошлину потребуется каждому участнику процедуры.
Новый документ оформлять не обязательно, так как по закону и фактически объект недвижимости после процедуры снятия ограничений уже становится свободным от прав третьих лиц. Однако в старом документе о праве владения будет значиться запись о залоге. Если собственник хочет получить бумагу без этой записи, то может заказать свидетельство. Правоустанавливающий документ подготавливается в течение 10-14 дней.
Способы подачи заявления
Существует несколько вариантов подачи бумаг и заявления.
Через регистрационную палату
В Росреестр можно обратиться как лично, так и дистанционно, отправив документы по почте. Порядок прохождения процедуры следующий: