как в акте сверки отразить возврат денежных средств
Как написать поставщику письмо на возврат денежных средств
Письмо на возврат денежных средств — это письменное обращение к партнеру. Его направляют контрагенты, обнаружившие ошибки при перечислении средств и желающие получить деньги назад.
В жизни хозяйствующего субъекта складываются ситуации, при которых необходимо вернуть денежные средства, ранее перечисленные поставщику. Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете и юридические нюансы при возвращении денежных средств.
Как получить деньги назад
Возможны различные причины, вследствие которых необходимо вернуть деньги, например:
Чтобы вернуть деньги при переплате или получить их назад в связи с возвратом некачественного товара, необходимо направить требование поставщику. Это может быть письмо на возврат денежных средств в связи с отказом от товара или в связи с ошибкой при перечислении средств.
Как составить требование
Унифицированной формы такого письма не существует. Заявление на возврат денежных средств составляется в свободной форме, на фирменном бланке, в котором указывают:
Шаблон заявления
Заявление при переплате
Заявление на возвращение аванса
В целях устранения разногласий с поставщиком рекомендуем к письму приложить акт сверки расчетов.
Образец акта сверки
При составлении требования и акта сверки обязательно сделайте ссылку на договор.
Если товар некачественный
Если покупатель выявил недостатки оплаченного товара, он направляет поставщику претензию и акт возврата товара (или акт о выявленных недостатках), возврат оформляет с помощью накладной. Брак, замеченный при приемке товара, оформляйте с помощью унифицированной формы ТОРГ-2.
Отражение операций в учете
Рассмотрим порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета со стороны всех участников сделки:
Излишне перечислен аванс
Дт 51 Кт 62 — поступил аванс;
Дт 51 Кт 76/2 — излишне полученная сумма.
Дт 60 Кт 51 — перечислена предоплата;
Дт 76/2 Кт 51 — излишне перечисленная сумма.
Дт 51 Кт 76/2 — ошибочно полученная сумма.
Дт 76/2 Кт 51 — ошибочно перечисленная сумма.
Расторжение или изменение условий договора
Дт 51 Кт 62 — поступила предоплата.
Дт 60 Кт 51 — перечислен аванс.
При возвращении ошибочных платежей совершаются обратные бухгалтерские записи.
Нюансы учета при УСНО
Нередко у поставщика возникают разногласия с налоговыми органами о налогообложении излишних поступлений. Дело в том, что налоговая база формируется по факту оплаты, т. е. на момент поступления денег возникает доход.
При ошибочном или излишнем перечислении платежей полученные суммы не учитываются при формировании налогооблагаемого дохода (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). До выяснения обстоятельств данные средства не попадают под определение доходов от реализации или внереализационных доходов (ст. 249, 250 НК РФ).
Сказанное выше не относится к авансам, возвращаемым вследствие расторжения или изменения условий договора. На момент поступления предоплаты у налогоплательщика возникает обязанность в увеличении дохода. При взыскании полученных от покупателей авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того периода, в котором возвращены денежные средства (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Срок возврата платежей
Ошибочно или излишне перечисленные платежи возвращаются в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
В случаях неправомерного удержания денежных средств и уклонения от их взыскания на сумму долга начисляются проценты в соответствии с нормами, изложенными в п.1 ст. 395 ГК РФ и п. 5 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении (Инф. письмо ВАС РФ №49 от 11.01.2000).
Аналогичные обращения по начислению процентов применяются при расторжении договора поставки товаров (п. 3 – 4 ст. 487 ГК РФ).
Чтобы избежать выплаты процентов за пользование чужими деньгами, обратите внимание на дату документа и не позднее семи дней исполните обязательства.
Иная юридическая ситуация складывается в случае возвращения аванса при расторжении или изменении договора подряда. Организация, получившая предоплату, приступила к выполнению работ. В этом случае подрядчик обязан доказать, что на момент получения уведомления о расторжении договора часть его уже выполнена. При выполнении этого условия подрядчик удерживает часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, и возмещает убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст. 717 ГК РФ).
Хранение документации
Вся служебная переписка хранится не менее 5 лет, не являются исключением и письма на возвращение денег.
Если хозяйственная деятельность ведется активно и переписка объемная, используйте журнал регистрации входящих и исходящих писем, утвердив его форму в учетной политике и включив в должностные обязанности ответственного лица обязанность вести журнал учета корреспонденции.
Какие проводки при возврате излишне перечисленных денежных средств
Варианты ошибок, требующих возврата денег, и их последствия
В отношениях между контрагентами возможны ошибки в перечислении денежных средств, связанные:
Подобные ошибки могут быть выявлены любой из сторон, но потребуют обязательного письменного выражения инициативы плательщика средств на совершение действий, осуществляемых в связи с их исправлением.
В ряде ситуаций ошибка может быть исправлена путем корректировки назначения платежа, если, например, между контрагентами существуют взаимоотношения поставщик — покупатель, в счет которых может быть учтена ошибочно переведенная сумма (или платеж с неверно указанным назначением).
Образец письма контрагенту об уточнении или изменении назначения платежа вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Исправление через корректировку платежа не может быть применено, если с получателем средств отсутствуют актуальные соглашения о взаимодействии.
Вне зависимости от того, по какой причине платеж сочтен сделанным безосновательно, учет его как у плательщика, так и у получателя осуществляется по одним и тем же алгоритмам с учетом того, что для этих двух сторон проводки при возврате ошибочно перечисленных денежных средств окажутся зеркальными.
Поскольку ошибочные перечисления, подлежащие возврату, не имеют связи с расчетами, выполняемыми между поставщиками и покупателями, НДС по ним не выделяется ни к оплате, ни в вычетах. Однако если расчеты ведутся в валюте, то могут возникать относимые в доходы/расходы курсовые разницы. Получателю средств при их возврате в назначении платежа в платежном документе следует отразить информацию о том, что этим платежом осуществляется возврат ошибочно перечисленных ему денежных средств, и дать ссылку на реквизиты документа, в котором плательщик выразил просьбу вернуть ему деньги.
Если же ошибка исправляется путем учета переведенной суммы в счет оплаты по другому договору поставки, то учитываться она будет в обычном для взаимоотношений поставщик — покупатель порядке с осуществлением необходимых операций по НДС.
Если вам нужно вернуть покупателю деньги из кассы, сначала посмотрите, что говорят о возврате эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Неверно адресованные деньги поступили на расчетный счет: проводки
У получателя средств, на расчетный счет которого ошибочно поступили деньги, проводка, отражающая поступление неидентифицируемых средств, будет сделана в момент привязки платежного документа к счетам бухучета.
Относится подобная сумма в дебет счета 76, и делается это проводкой Дт 76 Кт 51 (52).
Соответственно, при возврате ошибочного платежа на расчетный счет контрагента проводка окажется обратной: Дт 51 (52) Кт 76. Курсовая разница при возврате валюты отразится проводкой Дт 91 Кт 76 или Дт 76 Кт 91.
Если же в отношении отраженного как ошибочный платежа возникнет решение об учете его в счет оплаты за будущую или уже состоявшуюся продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), то на основании письменной информации, полученной от плательщика, будет сделана запись Дт 62 Кт 76 с вытекающими отсюда последствиями в отношении НДС.
Проводки при возврате от контрагента ошибочно перечисленного платежа
У плательщика сумма, переведенная не тому контрагенту или перечисленная в большем объеме, тоже попадает на счет 76: Дт 76 Кт 51 (52) или Дт 76 Кт 60 (если исправить проводку, сделанную по платежному поручению, уже нельзя).
Возврат неверно перечисленных денежных средств от контрагента в проводках выразится как Дт 51 (52) Кт 76. По валютному платежу здесь также потребуется учесть курсовую разницу, величина которой будет отнесена либо в дебет, либо в кредит счета 91 (Дт 91 Кт 76 или Дт 76 Кт 91).
Если же в отношении ошибочного платежа принимается решение о зачете его в счет оплаты поставки в рамках уже существующих с контрагентом взаимоотношений, то платеж, учтенный на счете 60, за счет внутренней проводки просто поменяет аналитику. При этом возникнет возможность учета НДС в вычетах как по авансовой оплате, так и по поставке.
Итоги
Все действия с платежом, перечисленным контрагенту по ошибке, совершаются при наличии письменного указания об их сути со стороны плательщика. При этом средства могут быть зачтены в счет расчетов по имеющимся взаимоотношениям. В учете и у получателя, и у плательщика сумму ошибочного платежа отражают на счете 76. В корреспонденции с этим счетом у обеих сторон будет показано движение денежных средств по возврату: Дт 76 Кт 51 (52) — у возвращающей стороны, Дт 51 (52) Кт 76 — у получателя возвращаемых средств. Налоговых последствий возврат ошибочного платежа не имеет.
Акт сверки
Чтобы не ошибиться во взаиморасчётах, юридические лица и ИП составляют акт сверки по итогам периода.
Что такое акт сверки
Акт сверки взаиморасчётов — документ, который составляют два юридических лица или юридическое лицо и ИП, чтобы согласовать платежи и понять, должен ли один другому.
Это не обязательный документ: он оформляется, если обе стороны согласны его подписать. Несмотря на это, акт сверки использует большинство организаций во всех сферах экономики.
Для чего используется
Обычно компании сверяют данные по определённым договорам или счетам-фактурам за конкретный период времени. Цель составления акта сверки — найти и зафиксировать расхождения по всем поступлениям денег.
Выявленная задолженность помогает сторонам договориться о сроках её погашения. Акт сверки вместе с договором, счетами-фактурами, накладными станет подтверждением нарушения сроков при обращении в суд.
Акт сверки взаиморасчётов нужно составлять ежегодно, чтобы вернуть долги, если они есть. Статья 196 Гражданского Кодекса устанавливает срок исковой давности по делам, связанным с возвратом задолженности. А по ст. 200 ГК РФ, подать заявление в суд можно не позже трёх лет с момента обнаружения задолженности.
Если в течение трёх лет вы ничего не сделаете, то должник в суде может сослаться на то, что срок давности истёк. Суд примет решение в его пользу, а вы не получите свои деньги.
Срок исковой давности можно прервать. Для этого нужно составить и подписать акт сверки в течение трёх лет после появления задолженности. Если должник, подписавший акт, так и не выплатил долг, то можно обратиться в суд, который вынесет решение о прерывании срока давности. И у вас будет ещё три года на взыскание задолженности.
Кто участвует в составлении документа
Любая из сторон договора может запросить акт сверки взаиморасчётов. Его составляет бухгалтер по финансовым документам: счетам, счетам-фактурам, актам выполненных работ и т.д.
Перед отправкой документа контрагенту его подписывает главный бухгалтер, руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Акт сверки будет иметь юридическую силу, если его подписал руководитель организации или у бухгалтера есть доверенность, которая позволяет ему подписывать все важные документы организации.
Как провести сверку по расчётам
Акт сверки составляют по одной из позиций:
Лучше составлять акт после получения денег, закрывающих договор, или после того, как товар был поставлен.
Бывает, что акт сверки составляют при проведении инвентаризации имущества и средств организации. Обычно после проведения такой проверки обнаруживают дебиторскую или кредиторскую задолженность. По итогам инвентаризации нужно сразу составить акт сверки и отправить контрагенту.
Как сделать акт сверки
Общепринятой стандартной формы составления акта нет. Документ оформляют в свободной форме или по собственному шаблону.
Обычно акт состоит из вводной части, в которой указывают название документа, дату его составления, назначение и реквизиты организаций, которые его подписали, и таблицы, в которых указывают даты перечисления денег и поступления товаров, реквизиты подтверждающих документов, суммы дебета и кредита.
Акт распечатывают в двух экземплярах. Каждая из сторон получает свой.
Подписанные и заполненные акты направьте контрагенту. Контрагент проверяет информацию, указанную в документе. Если расхождений нет, то контрагент подписывает акт, один экземпляр оставляет себе, второй — отправляет обратно.
С 2016 года документы можно не заверять печатью. Но лучше это сделать, потому что без печати акт сверки будет недействителен в суде.
Чтобы вторая сторона скорее подписала акт сверки, укажите сроки, в которые контрагент должен вернуть второй экземпляр обратно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как создать акт в Эльбе
Эльба формирует акт сверки в разделе «Контрагенты» → нужный контрагент → создать новый → период для сверки. В акте появятся данные из разделов «Деньги» и «Документы».
Например, если у ИП в Эльбе есть исходящая накладная, входящий акт и поступление в разделе «Деньги» от одного ООО, то акт сверки будет выглядеть так:
По этому акту ООО должен ИП 119 400₽, и если ООО его подпишет, то согласится с задолженностью.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Возврат средств на основании акта сверки
В бухгалтерской практике нередки разногласия между контрагентами, связанные с расхождениями в порядке отраженных операций. Урегулирование подобных разногласий возможно путем сверки взаиморасчетов и подписания соответствующего акта. В статье разберем, как осуществить взаиморасчет с контрагентом и произвести возврат средств на основании акта сверки.
Как произвести сверку расчетов с контрагентом
Действующим законодательством не утвержден механизм, в рамках которого организации необходимо производить сверку взаиморасчетов с контрагентами, в связи с этим сверка осуществляется по усмотрению и в порядке, предусмотренном в компании.
Утверждение порядка сверки взаиморасчетов
При утверждении учетной политики, руководству фирмы следует дополнить документ порядком проведении сверки расчетов с партнерами и отразив в нем следующие положения:
Как заполнить акт сверки
Акт сверки заполняется на основании данных бухгалтерского учета по счетам расчетов с контрагентом в рамках того или иного договора.
Таблица сверки содержит в себе следующую информацию:
Информацию об операциях следует вносить в хронологическом порядке (дата определяется на основании первичных документов). Строка оборота должна содержать информацию о:
Операции по отгрузке товара (оказании услуг) контрагенту отражаются в дебете, перечисленные средства, а также принятые товары/услуги – в кредите таблицы.
Образец заполнения акта сверки можно скачать здесь ⇒ Акт сверки (образец).
Возврат средств на основании акта сверки: порядок действий бухгалтера
Нередко по итогам сверки расчетов контрагенты выявляют расхождения в суммах отраженных операций. Как правило, причиной таких расхождений являются ошибки, допущенные при оплате средств либо начислении расходов.
В случае если по результатам сверки выявлена переплата, то излишне выплаченные средства подлежат возврату в установленном порядке.
Пример и пошаговый алгоритм действий бухгалтера рассмотрим ниже.
Между ООО «Факел» и ООО «Шторм» заключен договор на поставку стройматериалов. 11.07.2021 «Факел» отгрузил «Шторму» стройматериалы на сумму 12.303 руб., в том числе НДС 1.876 руб.
Шаг-1. Отражение поступления товара на склад и оплата за поставку
В учете «Шторма» отражены следующие записи:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
10 | 60 | 10.427 руб. | Стройматериалы поступили на склад «Шторма» | Расходная накладная |
19 | 60 | 1.876 руб. | Отражен НДС по поступившим материалам | Расходная накладная, счет-фактура |
68 НДС | 19 | 1.876 руб. | Отражен «входной» НДС по поступившим материалам | Счет-фактура |
В день, следующий за днем поставки, 12.07.18 «Шторм» оплачивает «Факелу» стоимость отгруженных материалов:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
60 | 51 | 15.303 руб. | На расчетный счет «Факела» перечислены средства в счет оплаты за стройматериалы | Счет-фактура |
Шаг-2. Сверка с контрагентом и обнаружение переплаты
В соответствие с положениями учетной политики, на 01.08.2021 «Шторм» составляет акт сверки взаиморасчетов, в котором указана переплата в размере 3.000 руб.:
По данным ООО “Шторм”, руб. | По данным ООО “Факел”, руб. | ||||||
Дата | Документ | Дебет | Кредит | Дата | Документ | Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода | 0,00 | 0,00 | Сальдо на начало периода | 0,00 | 0,00 | ||
11.07.18 | Поступление материалов на склад на основании расх.накл. №421-4/3 от 11.07.18 | 12.303,00 | |||||
12.07.18 | Оплата за материалы на основании с/ф №66-31/1 от 12.07.18 | 15.303,00 | |||||
Обороты за период | 12.303,00 | 15.303,00 | Обороты за период | ||||
Сальдо на конец периода | 3.000,00 | Сальдо на конец периода |
Бухгалтер «Шторма» подписывает акт собственноручно и у руководителя, скрепляет печатью организации и передает на подпись контрагенту («Факелу») в 2-х экземплярах.
Получив акт, бухгалтер «Факела» заполняет его со своей стороны, подписывает и возвращает 1 экземпляр «Шторму».
По данным ООО “Шторм”, руб.
Шаг-3. Оформление документов на возврат средств
Акт сверки, заполненный и подписанный обеими сторонами, является подтверждением наличия у «Факела» долга перед «Штормом» в размере 3.000 руб. Долг возник в связи с ошибочным перечислением средств «Штормом» и подлежит возврату.
Основанием для возврата является акт сверки и письмо, направленное «Факелу» от имени директора ООО «Шторм». Образец заполнения письма можно скачать здесь⇒ Возврат средств по акту сверки (письмо).
03.08.2021 ООО «Факел» на счет ООО «Шторм» перечислена сумма 3.000 руб.
Шаг-4. Отражение поступившего возврата в учете
По факту поступления средств от ООО «Факел», в учете ООО «Шторм» отражена следующая запись:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
51 | 60 | 3.000 руб. | Возврат средств, излишне перечисленных на счет ООО «Факел» за поставку стройматериалов | Акт сверки, письмо, банковская выписка |
Шаг-5. Подтверждение погашения взаимных обязательств
После возврата средств сторонами подписан акт сверки, подтверждающий отсутствие взаимных обязательств:
По данным ООО “Шторм”, руб.
Если по акту сверки выявлена задолженность
Акт сверки, подписанный сторонами, также может подтверждать наличие у организации задолженности перед контрагентом. В подобных случаях должнику следует погасить задолженность на основании акта сверки и письма, полученного от контрагента, в соответствие с порядком, описанным выше.
Кроме того, возможно погашение задолженности без наличия письма контрагента, на основании акта сверки, подписанного сторонами, и бухгалтерской справкой-расчетом, составленной бухгалтером в установленном порядке.
- как с билайна перевести деньги на счет карты сбербанка
- как проверить платные приложения на андроид