как в древней греции называлась форма государства город государство
История древнего мира. 5 класс
в Древней Греции.
Центром полиса — был город, окруженный земельными наделами, принадлежащими горожанам.
Жители деревень селились вместе под защитой города.
Здесь ты можешь совершить экскурсию на АГОРУ
Административный, религиозный и финансовый центр полиса.
Разные полисы Греции
В Древней Греции преобладали небольшие полисы-государства с 2-3 тысячами граждан-мужчин. Но были и более крупные, которые выделялись из общей массы.
Афинский полис
Располагался в Средней Греции, на полуострове Аттика.
Дельфы
Славился своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей страны.
Дельф и йский ор а кул, оракул при храме Аполлона. С вопросами к оракулу обращались как отдельные граждане, так и цари. Прорицательница — Пифия в состоянии экстаза изрекала ответы, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств.
Коринф
Полис, расположенный в центре Средней Греции, в области Беотия
Здесь располагались плодородные почвы, где располагались многочисленные крестьянские хозяйства. Здесь было развито сельское хозяйство.
Аристократия | Демос |
В ооруженная сила полиса
Появление денег
Другим важным изобретением, благодаря контактам с Востоком становится создание алфавита и системы письменности. Для своего алфавита греки заимствовали финикийские буквы. Но добавили к знакам только для согласных звуков, существовавшим у финикийцев, еще и буквы для гласных звуков.
Таким образом, мир полисов создал новые условия и формы жизни и деятельности человека в древнем мире.
Афины управлялись советом старейшин, который назывался ареопаг
Ареопаг избирался из знати, стоял на стороне аристократов.
Солон во главе Афин
Солон был избран архонтом и в 594 г. до н.э.
Солон установил справедливые законы и восстановил порядок в государстве.
Реформы, которые провел Солон
1. Отменил все долги за землю
2. Запретил долговое рабство
3. Проданных на чужбину в рабство афинян вернул на родину
4. Все граждане провозглашались навеки свободными
5. Поощрял оливководство и виноградарство и экспорт их продукции
6. Ввел запрет на вывоз хлеба за границу
7. Поощрял развитие ремесла и торговли
8. Ввел новую более удобную систему мер, весов, денежных единиц
9. Ввел меры против бессмысленной траты на роскошь
Народное собрание афинских граждан получило право принимать законы и выбирать высших должностных лиц.
Каждый гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, имел право выступать в народном собрании и отстаивать свое мнение. Но на руководящие посты избирали только богатых аристократов и зажиточных крестьян и торговцев.
Солон, дав гражданам возможность самим управлять своим государством, создал первую в мире демократию.
Социальная структура общества
илоты – местные жители, покоренные спартиатами
Ликург на территории полиса запретил частную собственность, золотые и серебряные деньги, накопление богатств. Это исключало любую возможность обогащения и возникновения имущественного неравенства среди спартиатов.
Повседневная жизнь также регламентировалась законами Ликурга.
Ликург предписал, чтобы спартиаты жили в домах, срубленных топором.
Пища была скудной и однообразной: похлебка, приправленная уксусом, овощи, рыба. Иногда готовили блюда из мяса убитых на охоте животных.
Cельские поселения спартанского пол иса не имели крепостных сооружений. Спартиаты справедливо считали, что лучшей защитой полиса были ее граждане. Они славились как лучшие воины древней Греции, так как вся их жизнь была посвящена совершенствованию боевого мастерства.
Образцом спартиата был физически сильный, выносливый, отважный воин, стойко переносящий все невзгоды и опасности военного похода.
Для боя они строились плечом к плечу в несколько рядов, выставив вперед копья, олицетворяя единство гражданской общины. Такое построение называлось фаланг ой
Греческий полис — основа эллинской цивилизации
Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.
Сколько полисов было в Древней Греции?
Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.
Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.
Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).
Сущность полиса
Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.
В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.
Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.
Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.
Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.
В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.
Территория и население
Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.
Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.
У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.
Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.
Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.
Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.
Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.
Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.
Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.
Объединение греческих полисов: синойкизм
Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.
Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.
Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.
Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.
Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.
Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.
Уничтожение и порабощение населения разрушенного полиса называлось в греческих текстах словом «андраподизм». До конца Классической эпохи известно 46 примеров андраподизма.
Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.
Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.
По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.
Древнегреческая религия: полис и его боги
С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.
Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.
У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.
В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.
Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.
Какие формы государственного правления существовали в греции
Государственное устройство Греции
Греция (Ελλάδα, Hellada или Эллада) – государство, расположенное на Балканском полуострове на юге Европы, является унитарной державой с формой правления в виде Парламентской Республики. Президент страны избирается каждые пять лет парламентом и является главой государства, в то время как главой правительства считается премьер-министр. Правительство Греции представлено Кабинетом министров, являющимся высшим органом принятия коллективного решения в вопросах государства, в который входят: премьер-министр, министры, заместители министров и министры без портфеля.
Главным органом законодательной власти является парламент и президент республики. Орган исполнительной власти Греции – президент и правительство. Судебной властью наделены суды государства, чьи решения исполняются во имя народа. Хотя президент Республики имеет ограниченную политическую власть, а главным органом власти считается правительство, к его обязанностям относятся: формальное назначение премьер-министра, которое формируется с учетом рекомендаций всех членов парламента, назначение и увольнение других членов правительства, представление государства на политической арене мира, оглашение референдумов и др.
Всеобщие выборы обычно проводятся каждые четыре года, если парламент не будет распущен раньше. Электорат состоит из всех греческих граждан, которые достигли 18-летнего возраста. Каждое новое правительство после всеобщих выборов или после отставки предыдущего Кабинета министров, должно предстать перед парламентом и просить вотум доверия.
Конституция
Конституция Греции (греч. Σύνταγμα της Ελλάδας – «Синтагма Элладас») – государственный документ Греции, являющийся основным законом государства. Действующая конституция Греческой Республики была принята в 1975 году пятым созывом греческого парламента. На данный момент конституция была пересмотрена и дополнена три раза – в 1986, 2001 и 2003 годах.
Конституционная история Греции была основана в период Греческой национально-освободительной войны, последствиями которой стали три новые, революционные конституции:
Третий вариант является пересмотром и реформированием конституции 1952 года. Действующий основной закон государства включает в себя основные правила, касающиеся устройства страны, полномочий властей и прав человека.
Греческая Республика
Третья Республика (1974 – настоящее время)
Восстановление демократии в июле 1974 года ознаменовало собой поворотный момент в современной греческой политической истории. Когда военный режим, который правил страной с 1967 рухнул, в государстве началось формирование нового правительства «национального единства» во главе с Константиносом Караманлисом, который еще в конце 50-х и начале 60-х годов XX века был влиятельной политической особой и занимал пост премьер-министра Греции.
При правлении партии Караманлиса было принято три важнейших решения, повлиявших на политическую ситуацию в Греции в дальнейшем:
Парламент Греции
Греческий парламент является высшим демократическим учреждением, которое представляется гражданам через выборный орган из членов парламента (депутатов), чья основная деятельность заключается в законодательной работе и осуществление контроля над государством. Парламент состоит из 300 депутатов, избираемых путем прямого, всеобщего, тайного и одновременного голосования, сроком на четыре года. Выборы производятся гражданами, которые имеют право голосовать. Голосование является обязательным. Парламент выбирается и работает во главе со спикером.
Министерства
Судебная система
Согласно конституции Греции, судебная система Республики состоит из:
В Греции существуют три категории судов: гражданский, уголовный и административный. Суд Кассации является Верховным судом гражданского и уголовного правосудия, в то время как Государственный совет – высшая инстанция административного правосудия. Все греческие судьи разделены на два отделения, согласно которым административный судья имеет право вынести вердикт за административные правонарушения, а гражданский судья имеет право судить гражданские и уголовные случаи.
Административное деление
Конституция Греции предусматривает, что государственная организация разделена по принципу децентрализации. С 1986 года страна была разделена на регионы, составляющие децентрализованные административные единицы государства.
В настоящее время Греция разделена на 13 регионов:
В рамках программы «Калликрат», которая вступила в силу с января 2011 года, реформы ориентируются на реструктуризацию децентрализованного управления, сокращения числа муниципалитетов (с 1034 до 325), а также повышения их эффективности путем добавления новых функций власти на местном уровне. Программа «Калликрат» также предлагает ряд новых реформ и мер, направленных на преодоление финансового кризиса путем повышения прозрачности финансирования, поддержки инноваций и использования новых технологий, кроме того, программа направлена на обеспечение финансовой самостоятельности местных органов власти и повышение их роли в разработке и осуществлении политики на местном уровне.
Государственное управление
Государственный сектор в Греции включает министерства, местные государственные органы, государственные юридические лица и независимые административные органы. В настоящее время предпринимается ряд реформ, направленных на повышение уровня транспарентности и подотчётности в греческой политико-административной системе. Это важное направление реформирования предполагает введение новых институтов организации местной власти.
Специальные органы инспекторской проверки созданы в целях повышения общественного контроля над бюрократией, полной борьбы с коррупцией и повышения прозрачности, а также эффективности конкретных мер государственной политики.
Служба отбора и подготовки государственных служащих Высшего совета по отбору кадров была создана с 1994 года (АСЭП). Это независимый орган для контроля процесса выбора, гарантирует честность, беспристрастность и прозрачность.
В 1983 году был основан Национальный центр государственного управления, его главной целью является подготовка гражданских служащих. Для получения высших чинов государственной службы нужно пройти обучение в Национальном университете государственного управления.
1. Становление государства в Древней Греции. Сущность античного полиса
Древнейшая в Европе цивилизация сформировалась на острове Крит в первой половине II тыс. до н.э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются имущественная дифференциация, появление рабов и процессы разделения труда. Друг от друга греческие племена были отгорожены естественными преградами, поскольку это горная страна, что позволило племенам оберегать свою обособленность с особым рвением.
После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции (Эллады) наступил так называемый полисный этап. Первые города-полисы возникают в IX-VII вв. до н.э. и представляют собой совокупность городского поселения и нескольких больших деревень. Для них характерно отсутствие какого-либо самостоятельного центра и самостоятельное ведение внешней и внутренней политики. Крупнейшие полисы в истории Древней Греции – Афины и Спарта, именно им и принадлежала ведущая роль. Наряду с ними известны такие города-полисы, как Коринф, Мегары, Фивы и т.д.
Полисный этап принято подразделять на три периода:
– гомеровский период – XI – IX вв. до н.э.;
– архаический период – VIII – VI вв. до н.э.;
– классический период – V – IV вв. до н.э.
2. Основные формы государства в Древней Греции: характеристика и особенности
Наиболее интересным и изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Афинская демократия в V – IV вв. до н. э. представляла собой тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и отсутствия иерархии.
Основными органами Афинского государства являлись Народное собрание (верховный орган власти), Совет пятисот (рабочий орган народного собрания), гелиэя (высший судебный орган), коллегия стратегов (командование всеми вооруженными силами Афин) и коллегия архонтов (решение религиозных, семейных дел и дел, относящихся к категории нравственности).
Социальное расслоение было явным и представляло собой деление на свободных граждан, метэков (люди лично свободные, но лишенные всех политических и некоторых экономических прав) и рабов. Так к метэкам относились, например, чужеземцы, проживающие в Афинах.
У каждого метэка должен был быть свой простат – посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.
Образованию Спартанского государства предшествует завоевание северными племенами долины реки Эврот. Спарта, или Лакедемон, в VI – I вв. до н. э. занимало южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э.
Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание, решения которого находились под контролем совета старейшин – герусии.
Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Полномочия их были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров – высшим контрольным органом, который избирало Народное собрание.
В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Здесь выделялись следующие социальные группы: спартиаты (полноправные граждане), гипомейены (лица, утратившие материальную способность делать взносы для организации общественных трапез, в силу чего исключенные из числа полноправных граждан), периэки (лично свободные и не имеющие только политические права) и илоты (представители побежденных племен, которые становились рабами).
Жизнь в полисе спартанцев была основана на военных началах, главной целью данного явления было удержание массы бесправных людей в повиновении и зависимости. Страна представляет собой большой военный лагерь, где воспитанием молодого поколения с семи лет занимаются не родители, а государственные служащие. Каждый свободный мужчина с 20-летнего и до 60-летнего возраста несет военную службу.
Спарта благодаря целому ряду успешных захватнических походов приобретает большое влияние в греческом мире. Этому способствовала и победа в войне 431 г. до н.э. Спарты и Афинского морского союза.
Спартанское государство потеряло свою политическую независимость в 146 г. н.э. после подчинения греческих земель Риму.
Своеобразие республиканской формы правления в городах Великой Греции (стр. 1 из 4)
Своеобразие республиканской формы правления в городах Великой Греции
Глава 1. Афинская демократия
1.1.Государственный строй Афинской республики
1.2.Исполнительная власть в Афинах
1.3 Право и суд Афинской демократии
1.4.Формы правления; политический режим
1.2. Законы Ликурга и становление олигархии
Список используемой литературы
Проблема своеобразия форм правления в Древней Греции, борьбы олигархических и демократических начал становится особенно актуальной в век социальных контрастов и потрясений, пережитых не так давно миром и нашей страной в XX столетии. Нужно учитывать, что борьба разных тенденций общественной жизни в эпоху античности обладала определенной спецификой.
В силу этого обстоятельства довольно интересно было бы посмотреть, как в недрах городов-полисов Древней Греции закладывались черты демократии, олигархии, как это можно связать с их своеобразными формами правления – республиканского типа.
Для примера следует взять два полиса – Афины и Спарту, т.к. они представляли разные уровни и формы общественных отношений. Имея общие корни развития – противостояние общинного (родового) и частного землевладения – они в конечном итоге пошли по разным векторам развития. Эти векторы определялись земельными отношениями. Каким образом?
В Греции формируется особая цивилизация. Цивилизация – это письменность, монументальная архитектура и государственность. Община – это цивилизация. Принцип деления общин на виды: отношения собственности в общине. Виды общин:
А. Родовая (кровнородственные связи, общинная собственность);
Б. Территориальная (принцип – не кровнородственный, а территориальный);
В. Гражданская (стратификация, в общину входят только те, кто обладает гражданскими правами и собственностью).
В результате формируются следующие общины:
Различия – в принципе владения и отношения к земле. В рамках общинной собственности появляется частная (исключение Спарта)
Знать – заинтересована в сохранении общинной собственности (родоплеменной), а рядовые общинники – в появлении частной собственности. Отсюда – борьба олигархических и демократических начал.
Этот процесс можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Линии сравнения | Демократия | Олигархия |
Экономика | побеждает сторона за частную собственность | побеждает общинная собственность |
Политика | особая роль народного собрания | особая роль советов старейшин |
Примеры | Афины | Спарта |
Интересы знати или общинников | знать заинтересована в сохранении общинной собственности (родоплеменной) | общинники заинтересованы в появлении частной собственности |
Посмотрим теперь, как это выглядело в отдельных полисах.
Государственный строй Афинской республики
Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом – государством. В пору своего расцвета, относящуюся к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.
В истории Греции V в. до н.э. получил название классического периода. Это было время расцвета Афинской демократии.
V век до н.э. открылся греко-персидскими войнами, имевшими огромное историческое значение. Греческая политическая система и греческое войско в этих войнах блестяще оправдали себя.
По окончанию персидских войн в Афинах наблюдается два политических движения:
Демократическое движение (в нем участвовали: зажиточный демос, ремесленники, крестьяне).
Они стремились к государственному строю при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание.
Олигархическое движение (в нем участвовали: земельная аристократия, крупные рабовладельцы).
Они стремились к такому государственному порядку, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялась бы лишь наиболее богатой части граждан.
Борьба двух движений закончилась в конечном итоге победой демократии.
Исполнительная власть в Афинах
Среди органов исполнительной власти в Афинах существовало две коллегии: стратегов и архонтов.
Основные функции коллегии стратегов – верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинской державы. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.
Продажа и аренда вилл на вторичном рынке, работа с коммерческой недвижимостью, квартира на сутки. Каталог объектов недвижимости, база домов.
Право и суд в Афинской демократии
Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел. Неумышленные убийства разбирал суд эфетов; разбой, кражу, другие имущественные преступления – коллегия одиннадцати; гражданские не имущественные споры – третейский суд диэтетов и коллегия сорока. Во времена правления Перикла созданы были суды в домах. Народное собрание ведало разбирательством особо тяжких преступлений. Архонт-базилевс занимался рассмотрением умышленных убийств.
Исторически первым судом был суд базилевса племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников.
С 527 по 560 г.г. до н.э. в Афинах правил Писистрат – существовало нечто вроде диктатуры, при которой, однако демократические институты не были полностью отброшены. Именно в это время, в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреплений, проводится социально-ориентированная политика занятости населения.
Право в Древней Греции, как и в других регионах древнего мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справедливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Все свободные граждане считались равными в защите своих прав при помощи иска, но для метека (чужеземца) или освобожденного раба (вольноотпущенника) защитником выступал простат (покровитель). Во всех кодексах точно определяется размер и характер наказаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть). В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 год до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различие ввел Солон).
В IV в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во II веке до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.
Форма правления, политический режим
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти:
Народное собрание (экклесия). Являлось главным и решающим органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. На Народном собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистров по окончании сроков полномочий, решались дела по продовольственному снабжению города, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Институт «жалобы на противозаконие» – оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.
Экклесия собиралась довольно часто. Обычно каждая притания созывала 4 народных собрания через каждые 8-9 дней. Председателем народного собрания являлся председатель притаков.
В конце пятого века была введена плата за посещение народных собраний: в начале в размере обола, а затем трех оболов. Это сделало реальным участие в собраниях широких народных масс.
Рядом с народным собранием был Совет пятисот (булэ). Совет, будучи одним из важных государственных институтов афинской демократии, не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой их 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
Компетенция Совета достаточно обширна. Пританы собирали народные собрания, причем один из них председательствовал. Совет подготовлял и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания. Он составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, народ не мог вынести постановление по вопросу по вопросу, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений народных собраний, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих должностных лиц. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.
§ 2. Формы государственного устройства
§ 2. Формы государственного устройства
В общем, нужно признать, что Запад ничем не грешит против истины, утверждая свою исключительность, ибо отличия форм народовластия в действительности носят здесь вовсе не косметический, а фундаментальный характер, и, поминая демократию западного типа, мы действительно говорим о чём-то таком, что никогда не было ведомо Востоку…
На Западе зарождение демократических форм правления принято относить к античному миру. В европейской традиции античность представляет собой обобщающее название, которое включает в себя Древнюю Грецию (этим понятием объединяются города-государства, расположенные в материковой Греции, на полуострове Пелопоннес, в приморской полосе Малой Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древний Рим, постепенно превратившийся в крупнейшую средиземноморскую державу. Был, правда, и Карфаген, но о нём, как правило, вспоминают только тогда, когда речь заходит о его войне с Римом. Не станем нарушать эту своеобразную «традицию» и мы, ибо и в самом деле нельзя объять необъятное.
И Древняя Греция и Древний Рим имели свою историю. Собственное неповторимое историческое развитие было характерно для каждого древнегреческого города-государства, для каждой будущей римской провинции. Тем не менее, античная цивилизация имела некоторые основные черты, позволяющие охарактеризовать её как единое целое.
Около VIII века до н. э. с разложением прежнего родового строя в Греции утверждается новая политическая структура – «город-государство», полис, охватывающий собственно город и всю прилегающую к нему территорию, населённую свободными гражданами. Именно здесь-то и появляется впервые демократическое государственное правление.
Классическая его форма – Афинская демократия.
Афины – самый крупный город Аттики, гористой области, расположенной в Восточной части Средней Греции.
Распространённый взгляд на вещи сводит причины становления начал народоправия к обострению противоречий между различными слоями общества. Здесь в VII веке до н. э. сложились три группы свободных греков: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников. Именно между ними – эвпатридами, с одной стороны, и геоморами и демиургами, – с другой, и развернулась политическая борьба. Экономической основой власти первых были плодородные земли вблизи Афин; некоторые из них занимались торговлей и ростовщичеством. Постепенное обезземеливание беднейших, ростовщичество и арендное бремя вели к закабалению должников, а впоследствии и к обращению их и членов их семей в рабство. В «Афинской политии» Аристотель, великий греческий философ (384—322 до н. э.), писал: «Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона»[4]. Борьба сельского населения Аттики против аристократических родов, свободных должников с ростовщиками резко обострилась к началу VI в. до н. э. В 594 г. до н э. выбранный архонтом (одним из 9 ежегодно избиравшихся в Афинах высших должностных лиц) Солон, знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из «семи мудрецов» Греции (между 640 и 635 – ок. 559 до н. э.) положил начало крупным социальным реформам. Именно они и служили разрешением социального конфликта.
В 509 г. до н. э. политическое господство благородных было окончательно упразднено. В основу новой государственной организации был положен территориальный принцип, то есть теперь делению подвергалось уже не население полиса, а подпадающая под его юрисдикцию территория. Все земли Аттики были поделены на 100 участков (демов), каждые 10 составили племя – филу, каждая фила избирала 50 своих представителей в так называемый Совет пятисот. Власть стала принадлежать свободным гражданам старше 30 лет от роду; раз в месяц они собирались для решения государственных дел; решения принимались большинством голосов в ходе тайного голосования. Основателем такой формы политического устройства выступил Клисфен из рода Алкмеонидов. Избранный в 508 г. до н. э. архонтом, блестящий оратор, политик, он провёл оставившие память на тысячелетия политические реформы, в результате которых все афинские граждане получали равные права участия в собраниях, суде и управлении государством. Каждый афинский гражданин стал обладать правом законодательной инициативы, все кандидаты на должности подвергались равным испытаниям – докимасии, которая имела целью подтвердить афинское происхождение и пригодность к исполнению государственных должностей. Именно Клисфен создал партию демоса, именно он, по мнению некоторых, первым ввёл в оборот и само понятие демократии. Правда, здесь нужны определённые уточнения. «Демократия», – говорят все словари, – в переводе с греческого это «власть народа». Однако сами греки никогда так не думали и уж конечно же не сказали бы, ибо для них это «власть демоса», а демос далеко не весь народ, но лишь небольшая его часть. Его составляли только свободные граждане полиса. Так, например, отсюда исключались все метеки. Метеками (. ) назывались в Аттике чужеземцы, поселявшиеся там на продолжительное время или навсегда; каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в их число, кроме того, в класс метеков поступали отпущенные на волю рабы. Они были лично свободны, но не считались гражданами и, разумеется, не пользовались их правами. А это значит, не могли занимать общественных должностей, подавать голос в народном собрании, совершать публичные жертвоприношения, кроме того, они были не в праве вступать в законный брак с гражданками и приобретать недвижимость.
Не забудем ещё о рабах и женщинах – эти категории населения также не входили в «демос» и не имели права участвовать в принятии властных решений. Кроме того, существовала система цензов, существенно ограничивавших правоспособность многих граждан. «Власть демоса» в Древней Греции противопоставлялась аристократии (власти лучших), олигархии (власти немногих), и монархии (власти одного).
Своеобразный итог подводит в своей «Политике» Аристотель: «Демократию не следует определять, как это обычно делают некоторые в настоящее время, просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках народной массы… Итак, скорее следует назвать демократическим строем такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорождённых…»[5].
Но демократия противопоставлялась и охлократия, то есть власть «охлоса» (это греческий эквивалент русского «сброда», а то и вообще «сволочи»). Понятно, что охлократия понималась как «плохая» форма правления, хотя граница между нею и «хорошей» демократией часто оказывалась настолько размытой, что вообще терялась.
Рим лишь унаследовал и развил многие (не все) рождённые эллинскими философами и законодателями политические идеи и формы общественной организации; Рим вообще унаследовал и развил очень многое из порождённого Грецией. Но вместе с тем многое из того, что было впоследствии воспринято едва ли не всеми государствами Западной Европы, впервые рождалось именно здесь.
Вот здесь-то и обнаруживается одно удивительное, если не сказать парадоксальное обстоятельство. Ещё со школы мы знаем, что и Греция, и Рим (впрочем, о Риме нам ещё придётся говорить особо) – это классические рабовладельческие государства. То есть государства, где эксплуатация и подавление личной свободы человека достигло своего предела. Где едва ли не абсолютное бесправие огромных людских масс в конечном счёте возвелось в оформленный с соблюдением всех юридических процедур закон. Другими словами, где любое воспрепятствование отъятию прав у одних автоматически становилось предметом уголовного преследования других.
Меж тем следует напомнить то обстоятельство, что понятие «юстиция», из вошедшая чуть ли не во все европейские языки, латыни означала собой не что иное, как «справедливость». Больше того, национальные лексические аналоги этого латинского понятия имеют тот же самый корень. Вот так и в русском языке понятие права восходит к представлениям о правильности, правоте, справедливости, правде, даже к праведности. Не случайно и первые юридические кодексы на Руси именовали именно «правдами».
Впрочем, мы не должны здесь морализировать. Представления о справедливости, правде, праведности неотделимы от всей истории народа, его религиозных верований, обычаев, традиций, культуры, словом, это вовсе не какой-то надмирный абсолют, императивам которого должны подчиняться все без разбора. Не существует единого для всех наднационального закона. Навязывание каких-то своих взглядов на эти тонкие материи другим народам представляет собой скрытую форму агрессии, ибо посягает на самый дух последних, и нам ещё придётся говорить о праве как об одном – и довольно действенном – из орудий войны. Тем более нельзя видеть в них что-то застывшее на все времена. Поэтому то, что противоречит каким-то современным правовым нормам, вовсе не обязательно должно было вызывать нравственное отторжение где-то там, в далёком прошлом.
Но как бы то ни было, парадокс существует, и этот парадокс заключается в следующем: как общество, впитавшее в себя представление о справедливости, правильности, праведности самой свирепой формы эксплуатации человека человеком и низведения способного к страданию существа до уровня простой вещи, вообще было способно породить идею свободы и демократии? Нет ли уже здесь, в самой колыбели европейской политической мысли и европейской политической культуры той откровенной фальши, которая во всей своей отвратительной красе проявится в демагогии политических партий двадцатого века?
Впрочем, эта фальшь явственно обнаружится ещё во времена Перикла (ок. 490—429 до н. э.), афинского стратега в 444/443—429 (кроме 430), и римских консулов. Поэтому не случайно, что Плутарх (ок. 46 – ок. 120), древнегреческий писатель и историк, отзовётся о правлении партии демократов как о правлении толпы, которая того, кто ей потакает, влечёт к гибели вместе с собой, а того, кто не хочет ей угождать, обрекает на гибель ещё раньше. Да и методы Фрасибула, о которых говорил «отец истории» Геродот (ок. 484 – ок. 426 до н. э.), весьма охотно использовалась и ею. Напомним. К Фрасибулу, тирану Милета, был направлен запрос, как лучше всего управлять городом? «Фрасибул же отправился с прибывшим от Периандра глашатаем за город и привёл его на ниву. Проходя вместе с ним по полю, Фрасибул снова и снова переспрашивал о причине прибытия его из Коринфа. При этом тиран, видя возвышающиеся над другими колосья, всё время обрывал их. Обрывая же колосья, он выбрасывал их, пока не уничтожил таким образом самую красивую и густую часть нивы. Так вот, проведя глашатая через поле и не дав никакого ответа, тиран отпустил его. По возвращении же глашатая в Коринф Периандр полюбопытствовал узнать ответ Фрасибула. А глашатай объявил, что не привёз никакого ответа и удивляется, как это Периандр мог послать его за советом к такому безумному человеку, который опустошает собственную землю. Затем он рассказал, что видел у Фрасибула. Периандр же понял поступок Фрасибула, сообразив, что тот ему советует умертвить выдающихся граждан»[6].
Анналы афинской демократии хранят в себе много позорных страниц. Первый архонт Афин неподкупный Аристид (около 540 – около 467 до н э.), бывший одним из стратегов в Марафонской битве, подвергся остракизму. Победитель персов в этом судьбоносном для всей Греции сражении, Мильтиад (ок. 550—489 до н. э.) приговорён к штрафу и умер в тюрьме. Неоднократно избиравшийся архонтом полководец, сыгравший решающую роль в организации общегреческих сил сопротивления в период греко-персидских войн, Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н. э.) осуждён дважды. Одержавший крупные победы над персами и добившийся мира Кимон (ок. 504—449 до н. э.), также был изгнан судом. Об осуждении философа Сократа (ок. 470—399 до н. э.) даже как-то и неудобно говорить, ибо это вообще «притча во языцех». Впрочем, на причинах этого позора нам ещё придётся остановиться, и мы увидим, что далеко не все в обвинениях афинской демократии бесспорно и однозначно. Но всё же отметим пока, что демократия нередко с большой подозрительностью относилась ко всем неординарным личностям, если, разумеется, эти выдающиеся из общего ряда личности не обладали даром демагогии. Строго говоря, демагог – это просто «водитель народа», и изначально в его содержании (как и в значении образованного по той же самой схеме понятия педагог, «водитель детей») не было решительно ничего плохого, однако в историю оно вошло как ругательное слово: когда мы хотим оскорбить общественного деятеля, мы называем его именно демагогом.
Кстати, Аристотель, классифицируя политические режимы и выделив шесть способов государственного устройства, в том числе три «правильных» и три «неправильных», демократический способ правления отнёс именно ко второй, «неправильной», группе. Правильные в его понимании формы – это монархия, при которой власть принадлежит одному человеку, аристократия, при которой власть принадлежит немногим, и полития, при которой власть принадлежит всему народу. Неправильные – это тирания, олигархия и демократия. При правильной форме правления те, кому принадлежит власть, действуют для общей выгоды, при неправильной – лишь для собственного блага[7]. Правда, мыслитель совсем другого времени, великий автор настольной книги чуть ли не всех правителей мира, Никколо Макиавелли (1469—1527), принимая в общем классификацию Аристотеля и одновременно замечания Полибия, высказанные тем в изложении государственного устройства Рима, будет говорить, что на самом деле режимов вовсе не шесть, а только три, другое дело, что каждое из них имеет «дурную» форму, и демократия легко переходит в «разнузданность»[8]. Поэтому не удивительно, что и Платон (428 или 427—348 или 347 до н. э.) в своих поисках идеальной формы политической организации полиса обращался отнюдь не к Афинам; образцом государственного устройства для него стала Спарта, управление которой сочетало в себе и власть монарха (царей), и аристократии (эфоров), и полноправных граждан (спартиатов).
Впрочем, не только идейных, но и непримиримых политических противников афинской демократии тоже было достаточно. Вот лишь самые известные: Алкивиад (450—404 до н э.), афинский государственный деятель и полководец, изменивший ей и перешедший на сторону враждебной Спарты, Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.), древнегреческий полководец, писатель и историк, покинувший Аттику и перешедший на сторону персидского царя Кира, тот же Платон, – все они входили в кружок Сократа, со временем ставшего символом мудрости. Сам же Сократ, – по словам обвинителя (их приводит Ксенофонт), – «учил своих собеседников презирать установленные законы: он говорил, что глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов, тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую работу, ошибки которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности»[9].
Но как бы то ни было в прошлом, сегодня демократия рассматривается многими чуть ли не как идеал общественного устройства, и этот взгляд на вещи часто проецируется на то, давно ушедшее время…
Греция
Греция
Греция — государство на юге Европы, на Балканском полуострове.
Официальное название Греции:
Греческая Республика.
Территория Греции:
Площадь государства Греческая Республика – 131940 км².
Население Греции:
Население Греции составляет более 10 млн. жителей (10964020 человек).
Этнические группы Греции:
Большинство населения Греции составляют греки – 92%. Единственным официальным меньшинством являются мусульмане Фракии и Додеканесских островов, включающие турок – 0,8%, помаков (болгароязычные мусульмане, 0,3%) и цыган-мусульман (0,1%). Другие меньшинства выделяются в основном на языковых основаниях и официально не признаются в Греции: албанцы (1%; в том числе арваниты), “греки-славянофоны” или македонские славяне (близкие македонцам, 1,6%), аромуны (1,1%, включая мегленитов), цыгане (1,8%), сербы (0,3%), арабы (0,3%), армяне (0,3%), евреи (0,05%) и др.
Средняя продолжительность жизни в Греции:
Средняя продолжительность жизни в Греции равна – 78,89 года (см. Рейтинг стран мира по средней продолжительности жизни).
Столица Греции:
Афины.
Крупные города Греции:
Афины, Ираклион, Солоники.
Государственный язык Греции:
Греческий.
Религия в Греции:
Статья 3-я Конституции Греции гласит: “Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой”. Абсолютное большинство (98%, согласно данным за 2006) населения Греции — члены Греческой Православной Церкви.
Географическое положение Греции:
Греческий полуостров, находящийся на юго-востоке Европы, занимает площадь 131944 км². Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах. Греция граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией.
Греция омывается:
Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем. В состав Греции входит около 2000 островов, на которые приходится почти 20% всей страны.
Территория Греции разделена на три части.
В материковую Грецию входят: Македония — северная область Греции, граничащая с Албанией (Янина, Игуменица), Болгарией (Родопи) и Македонией (Кастория, Халкидики); Фракия — северо-восточная область, граничащая с Болгарией и Турцией (Александрополь, Комотини); Эпир — северо-западная область, граничащая с Албанией (омывается Ионическим морем); Фессалия — наиболее равнинная область, с востока омывается Эгейским морем (Лариса, Волос, Трикала);
Центральная Греция — центральная часть Греции (Халкида, Ламия, Амфисса):
Аттика — область вокруг Афин; Пелопоннес — самый большой полуостров Греции (площадь — 21,4 тыс. км²), соединен с материковой частью узким Коринфским перешейком (ширина 5 км), через который в конце XIX века был прорыт канал (длина 6500 м, ширина 23,5 м, глубина 40 м).
Третий район Греции образуют острова Эгейского моря:
Эвбея — второй по величине, после Крита, остров Греции (3,9 тыс. км²), соединенный с континентом мостом; Лесбос — один из крупных островов Греции (1,6 тыс. км²); Северные Спорады — острова Скирос, Скопелос, Юра, Илиодрамия и др. в северо-западной части Эгейского моря; Киклады — “киклос” по-гречески — образующий кольцо, архипелаг в центральной и южной части Эгейского моря (острова Аморгос, Андрос, Сифнос, Санторини, Тимос, Китнос и др.); Южные Спорады — Додеканес — архипелаг из 12 островов в юго-восточной части Эгейского моря, у побережья Турции (острова Родос, Самос, Астипалея, Калимнос, Карпатос, Лерос и др.).
Греческий ландшафт — это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселенных долин, многочисленных островов, проливов и бухт.
Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части Греции, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории Греции. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200—1800 м). Высшая точка Греции — гора Олимп (2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь на севере Пелопоннеса и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннесса, где равнины преобладают на западном побережье. Под лесом и кустарником около 44% территории. Национальные паpки Греции: Викос-Аоос, Микра-Преспа, Эта и дp. Совершая прогулки в горах, необходимо помнить, что в Греции много пресмыкающихся (черепахи, ящерицы и змеи, в их числе — рогатая гадюка).
Реки Греции:
На узком и гористом Греческом полуострове не могли образоваться большие речные системы. Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными порогами и водопадами, часто текущие к морю в узких каньонах. Самая длинная река Греции — Альякмон (почти 300 км). Другие крупные реки — Эброс, Нестос, Стримон, Вардар, Ахелоос. Реки не пригодны для судоходства, но играют довольно большую роль как источники энергии.
Административно-территориальное деление Греции:
Административное деление Греции заключает в себе 13 административных округов (областей, или периферий), которые затем подразделяются на 54 нома, или префектуры. Дополнительно к этим 13 округам Греция включает 1 автономный регион — Айон-Орос в районе горы Афон. Тринадцатью регионами управляют генеральные секретари, которых назначает правительство. Генеральные секретари являются представителями правительства. Они поддерживают центральные государственные функции и службы, а также помогают правительству в разработке региональной политики развития.
Государственное устройство Греции:
Греция – унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц – областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов. По конституции 1975 г. в Греции существует парламентская форма правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом.
Законодательная власть в Греции принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года.
В состав Палаты депутатов входит не менее 200 и не более 300 человек. Собирается палата один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений в начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии. Законодательная деятельность осуществляется в ходе пленарных заседаний.
Глава государства – президент, который избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран еще на один срок.
Президент наделен полномочиями объявлять войну и заключать договоры с другими странами. Он назначает премьер-министра и по рекомендации последнего – других членов правительства. Президент может созывать специальные заседания парламента и распускать его по представлению правительства или по согласию Совета республики. В состав Совета входят премьер-министр, глава парламентской оппозиции, спикер парламента и бывшие премьер-министры и президенты демократически избранных правительств.
Правительством осуществляется исполнительная власть, представленная Премьер-министром и министрами (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами).
Правительство формируется партией, получившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе “взять обратно свое доверие” Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6 месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов.
Правительство проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами.
Согласно положениям законов об ответственности министров, члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций. Система органов власти в Греции основана на принципе децентрализации. Существуют органы местных властей первого и второго уровня и региональная администрация. Местные власти первого уровня состоят из муниципалитетов и общин, которые несут ответственность за решение местных вопросов. Общее число общин и муниципалитетов – менее 1000. Второй уровень местного управления – 51 префектура, возглавляемая префектурными советами и префектами, которые с 1994 г. избираются непосредственно гражданами. Местные власти второго уровня решают более общие вопросы.
Греция форма правления и государственное устройство