как в речи осипа проявляется отношение к хлестакову
8. Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову? 9. В каких произведениях созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла? (ЕГЭ по литературе)
В речи Осипа проявляется его отношение к Хлестакову.
Слуга открыто высмеивает своего хозяина за его развязное отношение к деньгам, называя Ивана Александровича «простым елистратишкой». Он передразнивает, пародирует Хлестакова: «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед».
Также его непочтение выражается в ироническом эпитете «голубчик». Осип осуждает безделье барина, учит его, как нужно правильно жить: «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. пошёл кутить. «. Он жалуется на то, что вынужден «присматривать» за Хлестаковым и везде за ним следовать: «Эх, надоела такая жизнь!».
Таким образом, Осип является слугой, который не уважает своего хозяина. Он хорошо знает недостатки барина и ругает Хлестакова за них.
Во многих произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла.
Также, обратимся к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В нем авторский замысел раскрывается на примере образа Еремеевны. Крепостники относятся к ней пренебрежительно и не ценят её труд («. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»). Она и слова не смеет сказать против своих хозяев в отличие от слуги из «Ревизора». Еремеевна терпит все унижения и остается покорной семье Простаковых, воспитывая Митрофанушку. Осип так же, несмотря на свое надменное отношение к барину, не отворачивается от него, помогает Хлестакову в обмане жителей провинциального города (Осип сказал барину, что его считают ревизором).
Таким образом, образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла, отражены в перечисленных произведениях абсолютно по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образ Осипа в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя позволяет лучше понять характер главного героя. Осип — слуга Хлестакова, благодаря которому его хозяин легко отделывается за свой обман.
Внешность, речевая характеристика
Гоголь указывает в «Замечаниях для господ актёров», что Осип — пожилой человек, он «смотрит несколько вниз», одет в поношенный сюртук серого или синего цвета, не любит много говорить. Разговаривает он серьёзно, ровным голосом, со своим барином говорит сурово, отрывисто, грубовато, так как понимает, что Хлестаков — «щелкопёр и дрянцо» (так назвал его Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“»).
Речь Осипа изобилует словами и выражениями простонародными и грубоватыми («чёрт побери», «профинтил», «сидит и хвост подвернул», «киятры» — вместо «театры» и т. п.).
Как Осип относится к Хлестакову
Осип любит самому себе читать нравоучения для барина. Хлестаков со своим слугой направлялся из Петербурга в имение отца в Саратовскую губернию и задержался в трактире одного уездного города, так как у него не было денег на дорогу из-за проигрыша в карты. И он, и слуга голодают, потому что хозяин трактира даёт в долг мало еды. Слуга недоволен своим барином. Он лежит на барской постели и в своём монологе жалуется сам себе на такую жизнь и рассказывает о Хлестакове (действие 2, явление 1). Осип характеризует Хлестакова как легкомысленного человека, любящего покутить, не берегущего денег, которые быстро тратит, а потом голодает. Он не уважает своего хозяина за такое легкомыслие и с удовольствием передаёт ему, что трактирщик назвал Хлестакова шаромыжником (то есть человеком, живущим за чужой счёт), подлецом, мошенником и плутом.
Отношение Хлестакова к Осипу
Хлестаков обращается к своему слуге со строгостью, разговаривает с ним командным тоном, называет дураком, скотиной и грубым животным (действие 2, явление 2). Но всё же он, хоть и не сразу, прислушивается к его совету побыстрее уехать из города, так как Осип говорит, что здесь уже опасно оставаться из-за того, что Хлестакова все приняли за кого-то другого.
Отношение Осипа к жизни в Петербурге и в деревне
Из монолога Осипа мы узнаём, что ему нравится жить в Петербурге, так как там разговаривают все вежливо, говорят друг другу «вы». Но хорошо там жить только, если есть деньги на театры и другие развлечения. Плохо, что его барин быстро транжирит деньги, которые ему высылает из деревни отец, из-за этого Осип иногда хорошо наедается, а иногда сидит голодный. Поэтому ему надоела такая жизнь. По его мнению, в деревне лучше: там «хоть нет публичности, да и заботливости меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги» (действие 2, явление 1).
Характер
Осип — не теряется в тех случаях, когда можно поживиться. С таким барином, как Хлестаков, он часто остаётся голодным. В монологе Осип жалуется себе, что очень хочет есть. Когда трактирный слуга принёс обед Хлестакову, тот дал Осипу только остаток супа. Поэтому когда он принёс в дом городничего чемодан Хлестакова, то попросил слугу городничего Мишку дать что-нибудь поесть. Из этого видно, что Осип старается при случае о себе позаботиться.
Он хитёр, сообразителен, находчив. Городничий хочет на всякий случай подольститься к слуге мнимого ревизора и спрашивает его, хорошо ли его накормили. Тот соображает, что для того, чтобы накормили ещё лучше, нужно приврать, что его барин — важная персона, и подтверждает, что к Хлестакову ездят на приём графы.
Городничий, узнав от него, что его барин строг и любит порядок, даёт ему пару целковников, чтобы он выпил в дороге лишний стаканчик чая. На вопрос городничего, что в дороге больше всего нравится Хлестакову, сообразительный слуга заявил, что «больше всего он любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее» (действие 3, явление 10). И, кроме того, нравится, чтобы и слугу его, то есть Осипа, угостили хорошо. Тогда городничий даёт ему деньги ещё и на баранки.
Для того чтобы поддержать мнение окружающих о Хлестакове как о важной особе, хитрый Осип называет своего барина «ваше благородие», а иногда даже и «ваше высокоблагородие».
Слуга Хлестакова очень хозяйственный человек. Когда купцы хотят вручить его барину сахар, а он отказывается, заявив, что взяток не берёт, Осип уверяет его, что нужно взять, так как «в дороге всё пригодится». Он говорит купцам: «Подавай всё, всё пойдёт впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится» (действие 4, явление 10).
Осип — человек предусмотрительный. Он умнее своего хозяина и вовремя растолковал легкомысленному Хлестакову, что далее оставаться в этом городе опасно, так как обман скоро может раскрыться. Осип советует Хлестакову скорее уехать. Только благодаря догадливости и разумности своего хитрого слуги, смекнувшего, что пора убираться восвояси, Хлестаков уехал из города благополучно.
Заключение
Главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» повезло, что у него такой разумный, предусмотрительный слуга. Характеристика образа Осипа помогает лучше узнать и о чертах характера главного героя.
Характеристика, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Читайте также: «Ревизор» — краткое содержание комедии Н. В. Гоголя
Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла, в чём их можно сопоставить с Осипом? (ЕГЭ по литературе)
В своём монологе Осип осуждает своего барина, который «профинтил денежки», пренебрежительно относится к Хлестакову и насмехается над ним, называя его «простым елистратишкой». Осип видит недостатки Хлестакова, и ругает его за тот образ жизни, который ведет Хлестаков: отец пришлёт деньги и Хлестаков сразу же отправляется их тратить, а через неделю посылает продавать новый фрак, так как уже истратил все свои средства.
Н. В. Гоголь не единственный, кто раскрывает авторский замысел через образ слуги. Таким приёмом пользуется А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» и Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль».
К главному герою романа «Капитанская дочка» Петру Гринёву с младенчества приставлен слуга – Савельич. Архип является бескорыстным, честным, готов жертвовать собой ради своего воспитанника(лежит в ногах у Пугачёва и просит пощады за Петра), в отличии от Осипа, который лишь критикует поступки своего барина.
Так, образ слуги встречается и в комедии Фонвизина «Недоросль».
Еремеевна – нянюшка Митрофана, которая служит дому Простаковых уже 40 лет и получает за свою преданность этому дому «по пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день». Барыня вечно бранит свою крепостную «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка», воспитанник Еремеевны, подобно его матери ругает женщину. Её старания, труды, верность дому Простаковых никогда не будут оценены по достоинству, она никогда не услышит благодарности или доброго слова от своих хозяев.
Таким образом, сходство значения и места образа Осипа, Савельича и Еремеевны заключается в том, что эти второстепенные герои раскрывают образы других персонажей, тем самым помогают раскрыть авторский замысел. Но в тоже время эти крепостные совершенно отличаются друг от друга: Осип единственный кто высказывает недовольство по отношению к своему барину, а Еремеевна единственная, кто терпит пренебрежительное к ней отношение, сносит все унижения и остаётся покорной рабыней. А о Савельиче в отличии от Осипа и Еремеевны заботится Пётр, который не бросает его ни в беде, ни в опасности.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.