как в речи юры проявляется его отношение к поступку коломийца
«По принципу гуманности» (по рассказу В.Быкова «Крутой берег реки»)
Разделы: Литература
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости подростков на сложные жизненные ситуации; выработка навыков анализа художественного текста; подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения; развитие умения монологического высказывания.
Методы: эвристическая беседа, работа с книгой, работа в группах.
Знания на уроке: внимание к художественному слову, символическое значение элементов пейзажа в рассказе.
Словарная работа: уязвимость, гуманность, милосердие, сострадание.
Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ В.Быкова «Крутой берег реки». Работа в группах: подготовить сообщение о творчестве писателя, инсценировку ток-шоу; проанализировать роль пейзажа, образа Петровича, символов в рассказе.
Ход урока
Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей читать его душу,
увидеть в его глазах духовный мир –
радость, беду, несчастье, горе.
(В.А.Сухомлинский).
1. Эмоциональный настрой урока.
Звучит стихотворение Л.М. Мартынова «След» в исполнении ученика.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи,
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет?
Учитель. Как вы понимаете это стихотворение?
Ученик. След – это наши поступки и слова, которые всегда, так или иначе, отражаются на жизни людей. И каждому необходимо стараться оставлять только чистый след в сердцах людей, в их памяти, в жизни.
Учитель. Действительно, от того, как и что мы говорим и делаем, зависит душевное состояние многих людей, связанных с нами. Иногда наши слова и поступки наносят вред окружающим. О таких говорят: бессердечный, бесчеловечный. В наше время приходится очень часто слышать слова: «гуманизм, гуманный, гуманность». Как вы понимаете их лексическое значение?
Звучат ответы учащихся.
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношениях к людям.
Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.
Учитель. На уроке нам предстоит не только понять смысл определений, но и сделать вывод, какого человека можно назвать гуманным; что лежит в основе поступков гуманного человека.
Тема нашего урока (открывается) – «По принципу гуманности». Для ответа на эти вопросы обратимся к рассказу В.Быкова «Крутой берег реки». С творчеством этого писателя мы уже знакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Вспомните, какие произведения Быкова мы читали. Ученик. Мы читали повести «Обелиск», «Сотников».
Учитель. В чем необычность его таланта?
Сообщения учащихся о творчестве Василя Быкова. (Этот материал можно найти во вступительных статьях к сборнику повестей В.Быкова).
Учитель. Именно об этом один из рассказов В.Быкова «Крутой берег реки».
Итак, будем внимательны к художественному слову и попробуем понять авторскую позицию.
2. Беседа с классом.
Учитель. Назовите героев рассказ «Крутой берег реки»
Ученик. Коломиец, Юра, Петрович.
Учитель. Попробуйте в нескольких предложениях передать сюжет рассказа.
Ученик. Герою произведения Петровичу, который 25 лет ждет возвращения домой сыновей, открывают страшную правду: его дети никогда не вернутся. Коломиец, сделавший это, не понимает, что отнял у больного старика единственную надежду, дающую ему силы жить.
Учитель: Самое время пригласить героев. Послушаем Коломийца и попытаемся понять, почему он так поступил.
Сцена ток-шоу.
Коломиец. (Молодой человек. Ведет себя немного развязно).
Знакомы мы с Юркой не так давно. Дружба наша завязалась на общем увлечении – рыбалке. У нас даже снаряжение было общее. И мне казалось, что отношения между нами будут долгими и крепкими. Но все сложилось иначе. Прочему? Не понимаю. Тогда, как обычно, мы приехали на старое место. Здесь мы бывали и раньше. На берегу постоянный часовой, Петрович, местный юродивый, блаженный. Ждет возвращения своих сыновей, которые 25 лет назад погибли во время блокады. И никто из жителей не может сказать ему правды: «Нет сыновей. Погибли давным-давно». Держат старика в заблуждении, а он, как маленький, охраняет берег, разжигая каждый вечер костер, чтобы вернувшиеся дети увидели огонь. Юрка, не успев выгрузить снаряжение, побежал собирать дрова для старика. Приехали на рыбалку – а он «костерком» решил заняться. Как меня это разозлило! Блаженный старик, надоевший своим помрачением. Друг, помчавшийся неизвестно, куда и зачем. Я не выдержал – выложил все старику: и про погибших детей, и про то, что уже 25 лет прошло, и что его все обманывают. Делают из старика ребенка, нянчатся с ним.
Учитель: Есть вопросы у зрителей?
Ученик. Что вы испытали в следующий приезд, не увидев огня на берегу? Вы считаете, что поступили правильно?
Коломиец. Да мне совершенно это не интересно. Спокойнее рыбачить стало. Не ходит старик, как привидение. Я сказал старику правду, пусть знает.
Ученик. Имели ли вы право, гость в этих местах, вмешиваться в чужую жизнь?
Коломиец. Этот старик портит всем настроение. Ему давно нужно было сказать, чтобы не маячил перед рыбаками.
Учитель. Послушаем другого участника. Приглашаем Юру.
Юра. (Молодой человек. Держится застенчиво, немного неуверенно).
Я вырос в деревне, сейчас работаю в городе и время от времени приезжаю в родные места на рыбалку. Вот и в этот раз с городским другом Коломийцем отправились порыбачить. У нас была лодка, купленная вскладчину, снаряжение. Место нашей рыбалки – крутой берег реки, но, несмотря на это, улов всегда был хороший. Как всегда на берегу мы увидели Петровича. Это старый больной человек (время для него остановилось), потерявший во время войны двух сыновей. Теперь он каждый вечер зажигает костер на берегу – маяк – для ребят, которые, по мнению старика, вот-вот должны вернуться. Все в округе любили старика, заботились о нем – «его все берегли». Выгрузив из лодки вещи, я ушел собирать хворост для костра, поскольку то, что набрал Петрович, не хватило бы ему на всю ночь. Коломиец был, конечно, недоволен. Но я не обратил на это внимание, ведь старику помощь нужнее, чем молодому парню. Вернувшись, я обратил внимание на отсутствие Петровича. И, почуяв недоброе, спросил у Коломийца: «Где дед?» Услышав ответ, я остолбенел. Я готов был разорвать дружка своего. Какое он имел право так жестоко поступать с человеком?! Разбив надежду на встречу с сыновьями, Коломиец не подумал, что лишает человека жизни. Мне очень неприятно, что мой друг оказался таким бесчеловечным. Самое страшное, что он вовсе не признает своей вины, считая себя правым.
Учитель. Есть ли вопросы к этому герою?
Ученик. Если бы вы встретились с Коломийцем на улице, как бы вы поступили? Подали бы вы руку этому человеку? Почему?
Юра. После этого случая я перестал общаться с Коломийцем. Он не понимает причину этого. А я уже устал ему объяснять, что он поступил плохо, рассказав Петровичу о гибели его сыновей.
Коломиец. Из-за какого-то жалкого старика распалась наша дружба. Я всего-навсего сказал правду.
Коломиец. Человек всегда должен говорить правду, какой бы жестокой она ни была.
Юра. Чтобы сохранить жизнь человеку, его душевное здоровье, необходимо промолчать. Тебя никто не просил говорить правду. Его все берегли! Щадили! За столько лет не нашлось умников, желающих раскрыть глаза Петровичу.
Учитель. Спасибо нашим участникам. Давайте попробуем разобраться в споре, возникшем между бывшими друзьями. В диалоге прозвучали слова «сострадание», «милосердие». Как вы понимаете их значение. Кто прав? Ответы ваши должны быть убедительны.
Ученик. Милосердие – милое сердце, доброе, отзывчивое.
Ученик. Сострадание – это умение вместе с человеком переживать его боль. Не каждому это дано.
Учитель. Какой след оставил Коломиец в душах Петровича и Юрки? Найдем подтверждение в тексте. Какова позиция автора? Какие средства он использует, чтобы раскрыть свою позицию?
3. Работа с текстом.
Учитель. Вспомните, что помогает читателю понять авторскую позицию?
Ученик. Портрет, речь, пейзаж, символы.
Учитель. Группа экспертов поработала с текстом. Посмотрим, что у них получилось.
Портрет Петровича. Вопросы, предложенные учащимся для анализа образа Петровича: Как меняется портрет Петровича в зависимости от развития действия? К каким деталям внешности старика привлекает внимание автор? Что в сути происходящего помогают понять эти детали?
Пейзаж. Что меняется в облике реки? Какие художественные средства использует автор? Для чего какова их роль?
Символы. В чем состоит символическое значение элементов пейзажа в рассказе?
Образ берега.
Для Петровича противоположный берег – это связь со счастливой прошлой жизнью: когда рядом были сыновья – Толик и Алесь – и когда сам он был молодым, полным сил мужчиной. Это надежда на излечение. Там «молодой соснячок», «песчаная лента дороги». Здесь «каменистый, подступавший к самой воде обрыв», «заваленный крупными камнями». Читая описание берега, на котором находится Петрович, невольно обращаешь внимание на слова «камень, обрыв». Жизнь без сыновей тяжела и трудна для Петровича, наверное, поэтому он замкнулся, стал отчужденным. Узнав правду, Петрович «побрел куда-то прочь от этого берега». Тот берег оказался недоступен, а этот теперь не нужен. Наверное, берег – это своеобразная пристань, на которой Петрович задержался, дожидаясь детей.
Образ реки
4. Итог урока. Выводы.
Учитель. На чьей стороне автор? (Автор полностью на стороне Юры)
Учитель. Что должно лежать в основе каждого поступка?
Ученик. Каждый поступок – это сострадание, забота, внимание, принятие чужой боли как своей. Только тогда человека можно назвать Человеком. Голос совести, нравственный закон – вот принципы гуманности, которые должны лежать в основе поступка каждого человека.
Учитель. Исходя из всего сказанного, поясните смысл заглавия «Крутой берег реки».
Ученик. Крутой берег реки – это неожиданный поворот, приведший к трагедии.
Учитель. Щедрость души, стремление поделиться радостями и отозваться на чужое горе, любовь к людям, активная борьба с проявлением зла, жестокости, равнодушия к судьбе человека – черты гуманизма, которые необходимо формировать в себе уже в подростковом возрасте. Молодость уже будет пользоваться приобретенным в детстве. Высокая человечность – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к человеку, требование уважать его честь и достоинство.
5. Письменная работа.
Продолжите высказывание: Гуманный человек – это…
Письменные работы учащихся.
Ученик. Гуманный человек – это добрый человек, умеющий не только помочь, когда об этом просят, но и тогда, когда он сам видит беду другого и бросается ему на помощь.
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Учитель. Как же нужно жить, чтобы никого не обидеть?
Ученик. Жить нужно так, чтобы никого не обидеть, чтобы люди отзывались о тебе только хорошо. Они должны помнить только самое лучшее о тебе, тогда жизнь будет прожита не зря.
Учитель. Надеюсь, что этот урок помог вам понять не только рассказ Василя Быкова, но подумать: всегда ли я правильно поступаю? Гуманный ли я человек?
Как в речи юры проявляется его отношение к поступку коломийца
Тема «Василь Быков «Крутой берег реки»
Обучение анализу художественного произведения через метод проблемного обучения.
ТСО: мультимедийная презентация
I.Создание проблемной ситуации.
1.Прочитайте пословицы и поговорки.
Как они отвечают на вопрос: что нужнее человеку – правда или ложь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | Мир правдой держится. |
Правда светлее солнца. | Что лживо, то и гнило. |
В ком правды нет, в том добра мало. | Вранье не введет в добро. |
3.Прочитайте высказывания выдающихся людей. Распределите их на две группы. Объясните, почему так сгруппировали?
Нет ничего слаще, чем свет правды. (Цицерон)
С правдой надо обращаться осторожно… Бернар Вербер.
Живи по правде — вот самая лучшая проповедь. Сервантес
Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)
Ответ:
Нет ничего слаще, чем свет правды. Цицерон | С правдой надо обращаться осторожно… |
Живи по правде — вот самая лучшая проповедь. Сервантес | Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. Бальтасар Грасиан-и-Моралес |
4.Выводы.
Сделайте вывод: что лучше – правда или ложь.
II. Определение темы урока, цели, результата, критериев самооценки и оценки деятельности на уроке
1.Дома вы прочитали произведение белорусского писателя В. Быкова «Крутой берег реки».
-Чтобы начать урок, что нам надо? (Как вы думаете, какая тема нашего урока?)
-Для определения темы урока выберите одну из пословиц или поговорок, наиболее точно отражающую наши рассуждения о правде и лжи, и измените ее так, чтоб она стала вопросом. На этот вопрос мы должны дать ответ.(Ребята дают ответы)
Тема: Горькая правда или сладкая ложь? Лучше горькая правда или сладкая ложь? (можно другие варианты)
-Теперь что надо определить? (цель)
Цель: Соотнесите тему с рассказом и сформулируйте вопрос, который ставит Быков в своем рассказе и на который пытается дать ответ.
—Что лучше было Петровичу: правда Коломийца или ложь местных жителей и Юры?
Каков результат нашей работы?
-Мы должны дать ответ на вопрос: что лучше, по мнению Быкова
-Зачем нам знать авторское мнение? (для себя: понять, научиться, осознать)
-Критерии оценки работы на уроке и (выдать готовые)
1.Активно работал в течение всего урока
2.Находил правильные ответы в тексте,
3.Давал правильные ответы на вопросы, делал правильные выводы,
4.Активно работал в группе
1.Работал в течение всего урока
2.Находил ответы в тексте, большинство из которых правильные
3.Большинсто ответов на вопросы и сделанные выводы были правильными
1.Работал на отдельных этапах урока
2. Находил ответы в тексте, но ½ ответов неправильные
3.1/2 ответов на вопросы и сделанных выводов были правильными
4.В большинстве своем не работал в группе.
III.Решение проблемного вопроса
-Чтобы ответить на вопрос, какой образ из трех надо рассмотреть?
—На какие две части, можно разделить рассказ и почему?
-Вы сказали, что наиболее волнующим для многих стал эпизод, когда Коломиец сказал Петровичу правду. Как выдумаете, в какие моменты надо рассмотреть образ Петровича, чтоб понять, что ему лучше: правда или ложь
Задание по группам
Заполните графы, характеризующие Петровича.
Описание Петровича | До правды | После правды |
Взгляд | Пристально глядел; уставясь взглядом; страдальческий взгляд | Взгляд устремлен; оторвал страдальческий взгляд; взгляд потух; взгляд сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега |
Глаза | Слезящиеся глаза; слезящиеся глаза немигающе глядели | Глаза заморгали |
Пальцы | (действие) прошелся, машинально перебирая, | Замерли |
Лицо | Лицо обрело выражение привычной задумчивости | Гримаса внутренней боли исказила лицо. Губы задрожали |
Душевное состояние | Молчал, погруженный в себя; безучастно стоял; отчужденно молчал; напряженно молчал | Вздрогнул; не замечал и не слышал; заговорил раздумчиво; удивился; непосильное напряжение; сник, помрачнел и ушел в себя, неподвижность и немота, молчал |
Выводы | ||
Как изменился Петрович? Лучше или хуже ему стало? Какое значение имела правда Коломийца для Петровича? Нужна ли была ему правда, по мнению автора? |
Самым волнующим моментом был момент, когда Коломиец сказал правду Петровичу.
Давайте обратимся к этому эпизоду и охарактеризуем Коломийца
Характеристика | Вопросы | Коломиец |
Разговор Коломийца и Петровича | 1 группа Выразительно прочитайте реплики Коломийца и найдите слова – обращения его к Петровичу, Выразительно прочитайте реплики Коломийца и найдите слова, характеризующие интонацию его речи (речь и интонация) | Дед, дурень, голова еловая Резкий голос, грубо оборвал, раздраженно убеждал |
Выводы | Как была сказана правда? О каком отношении к Петровичу это говорит Думал ли он, что может произойти с Петровичем? (Запишите) | Он груб, неуважительно обращается к старику, насмехается над его чувствами, не думает о последствиях сказанной правды |
А сейчас давайте обратимся к Юре и попытаемся понять его отношение к поступку Коломийца и отношение к Петровичу.
Характеристика | Вопросы | Коломиец | Юра |
Разговор Коломийца и Юры | Прослушайте диалог. Найдите и запишите слова, в которых Юра дает оценку правде Коломийца и показывает свое отношение Петровичу | — | Ты ж его убил! Его же тут берегли все! Щадили! Такая правда его доконает. Здоровому и то порою невмочь, а ему? Эх ты! |
Выводы | Когда говоришь правду или ложь, о чем надо думать? Какова авторская позиция? | Надо думать о Петровиче, действовать в его интересах, не делать ему плохо. НА ДОСКЕ |
-С чего начинается и чем заканчивается рассказ?
-Посмотрите на картинки и сравните их.
-Зачитайте слова описывающие реку в начале и в конце рассказа. Какая река в начале, какая в конце, какую разницу вы увидели? О чем эта разница говорит?
До правды | После правды |
«от нее к вечеру начало густо тянуть прохладой, стихал ветер, исчезала крупная рябь на воде». | «поползли сизые космы тумана, быстро тускнея, река теряла свой дневной блеск, темный противоположный берег» был залит «непроницаемой чернотой», «стало совсем глухо и тихо». Над рекой воцарилась плотная ночная тишина. Едва поблескивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река». |
Река спокойная. После жаркого дня отдыхающая | Река темная, страшная. Она возмущается поступком человека |
Напишите мини – сочинение – рассуждение по проблеме, поднятой В.Быковым
1.Какую проблему поднял автор
2.Как оно ее раскрывает (герои, их взаимоотношение, их внутреннее состояние и т.д.)
3.Авторская позиция по поднятой проблеме.
4.Согласны или не согласны с автором.
5.Вспомните или придумайте 1 аргумент, подтверждающий вашу точку зрения.
Прочитайте пословицы и поговорки.
Как они отвечают на вопрос: что нужнее человеку – правда или ложь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | Мир правдой держится. |
Правда светлее солнца. | Что лживо, то и гнило. |
В ком правды нет, в том добра мало. | Вранье не введет в добро. |
Прочитайте высказывания выдающихся людей. Распределите их на две группы. Объясните, почему так сгруппировали?
Нет ничего слаще, чем свет правды. (Цицерон)
С правдой надо обращаться осторожно… (Бернар Вербер).
Живи по правде — вот самая лучшая проповедь. (Сервантес)
Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)
1.Задание
Прочитайте пословицы и поговорки.
Как они отвечают на вопрос: что нужнее человеку – правда или ложь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | Мир правдой держится. |
Правда светлее солнца. | Что лживо, то и гнило. |
В ком правды нет, в том добра мало. | Вранье не введет в добро. |
Прочитайте высказывания выдающихся людей. Распределите их на две группы. Объясните, почему так сгруппировали?
Нет ничего слаще, чем свет правды. (Цицерон)
С правдой надо обращаться осторожно… (Бернар Вербер).
Живи по правде — вот самая лучшая проповедь. (Сервантес)
Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)
Заполните графы, характеризующие Петровича
Описание Петровича | До правды | После правды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взгляд | Взгляд устремлен; оторвал страдальческий взгляд; взгляд потух; взгляд сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глаза | Глаза заморгали | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальцы | (действие) | Гримаса внутренней боли исказила лицо. Губы задрожали | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Душевное состояние | Вздрогнул; не замечал и не слышал; заговорил раздумчиво; удивился; непосильное напряжение; сник, помрачнел и ушел в себя, неподвижность и немота, молчал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как изменился Петрович? Лучше или хуже ему стало? Какое значение имела правда Коломийца для Петровича? Нужна ли была ему правда, по мнению автора? |
Описание Петровича | До правды | После правды | |||||||||||||||||||||||||||
Взгляд | Пристально глядел; уставясь взглядом; страдальческий взгляд | ||||||||||||||||||||||||||||
Глаза | Слезящиеся глаза; слезящиеся глаза немигающе глядели | ||||||||||||||||||||||||||||
Пальцы | (действие) прошелся, машинально перебирая, | ||||||||||||||||||||||||||||
Лицо | Лицо обрело выражение привычной задумчивости | ||||||||||||||||||||||||||||
Душевное состояние | Молчал, погруженный в себя; безучастно стоял; отчужденно молчал; напряженно молчал | ||||||||||||||||||||||||||||
Выводы | |||||||||||||||||||||||||||||
Как изменился Петрович? Лучше или хуже ему стало? Какое значение имела правда Коломийца для Петровича? Нужна ли была ему правда, по мнению автора? |
Характеристика | Вопросы | Коломиец | |||||||||||||||||||||
Разговор Коломийца и Петровича | 1 группа Выразительно прочитайте реплики Коломийца и найдите слова – обращения его к Петровичу | ||||||||||||||||||||||
Выводы | Как была сказана правда? О каком отношении к Петровичу это говорит Думал ли он, что может произойти с Петровичем? (Запишите)
|