как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику
Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану
Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему «вещий»? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.
История создания
Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.
Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!
Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.
Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.
Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.
Анализ «Песни о вещем Олеге». Баллада А. С. Пушкина
January 31, 2016
Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему «вещий»? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.
История создания
Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.
Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.
Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.
Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.
Легенда и сюжет
Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.
Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.
Произведение заканчивается похоронами Олега.
Особенности жанра
Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.
Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.
Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, о в истории о смерти прославленного князя.
Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:
Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.
Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.
Художественно-выразительные средства
Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из «Повести временных лет» свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.
Даже и само название уже поэтично. «Песнь» — это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.
Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами («тризна») и архаическими оборотами («ковыль обагришь»).
В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: «славная глава кургана», «вдохновенный кудесник», «вещий Олег». Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».
Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.
Тематика
По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.
Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.
«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина
Тема рока. неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина. и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге». написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.
У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра. события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком». А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.
Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.
Система образов
В произведении очень тонкая система образов.
Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.
Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.
Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.
Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.
Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.
Основная мысль и идея
Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.
Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.
Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?
Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.
Центральные персонажи
Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:
Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.
Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.
Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.
Структурный анализ стихотворения
Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.
Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.
Лирический герой
Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.
Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.
Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.
Сюжет
Сюжет интересен и мистичен.
Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:
В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.
Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.
Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:
…на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.
Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?
Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.
Композиция
Композиция линейная.
Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.
Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.
Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.
Средства художественной выразительности
Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.
Есть олицетворения:
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…
Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».
Жанр произведения
Жанр произведения – лирика и драма
. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).
Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.
Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику
Людмила Семенович запись закреплена
-Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:
• Что значит “вещий”?
• Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет “вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.
2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:
4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?
5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:
• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику?
6.Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение.
• Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу?
• Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?
• Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
7. Почему Олег “усмехнулся”, но расстался с конём?
8. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:
• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему?
• Почему рука Олега названа “прощальной”?
9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега “вещим”, заменяя этот эпитет на “могучий”. Почему?
10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?
11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?
7. Чем образ кудесника в стихотворении пушкина отличается от образа волхва
7. Чем образ кудесника в стихотворении пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию. Ответивна вопросы: 1) как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику? 2) Как кудесник относится к Олегу? И как Олег к кудес- нику? Обоснуйте свое мнение. *3) Почему воnxв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его суды бу? 4) Рассмотрите иллюстрацию В.М.Васнецова«Олer и кудесник». Совпадают ли изображенные художником Князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из re- роев? 5) Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесни- ком, выражая чувства героев и их отношение друг к
1. В летописи кудесник не имеет описания, а в «Песни о вещем Олеге» автор наделяет его эпитетами, которые выражают отношение поэта к персонажу и помогают читателю ярче представить его образ: «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «заветов грядущего вестник».
2. Кудесник признаёт, что он сильный, смелый и опытный воин, которого боятся враги и уважают дружинники: «победой прославлено имя твоё», «»волны и суша покорны тебе», «могучий правитель». Олег признаёт мудрость кудесника, называет его «любимцем богов», верит его словам.
3. Кудесник не боится великого князя («волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен»), потому что он его предсказания не зависят от желания людей («правдив и свободен их вещий язык»), они подчиняются только небесным силам («покорен Перуну старик одному»).
4. Да, совпадают. У кудесника пронзительный взгляд, что символизирует его способность видеть будущее, а князь задумчиво и сурово внимает его словам.
Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ
Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
План отрывка из летописи
Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы (см. ниже). Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, как Пушкин трактует причину смерти Олега.
1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:
• Что значит «вещий”? • Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.
2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:
• Как и когда меняется место действия в стихотворении? • Как течёт время в «Песне…»?
4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?
5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:
• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику? • Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение. • Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу? • Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев? • Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
6. Почему Олег «усмехнулся”, но расстался с конём?
7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:
• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему? • Почему рука Олега названа «прощальной”?
8*. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?
9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега «вещим”, заменяя этот эпитет на «могучий”. Почему?
10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?
11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?
12*. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?
13. Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?
14*. Как вы поняли смысл этого стихотворения?
Но можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.
Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод? Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?
Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чём суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.
То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники ещё знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе («Лесной царь» И.В. Гёте, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Перчатка» Ф.Шиллера).
Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнём с князя. Каким Олег предстаёт в первой части баллады?
В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаём о его жизни. Но летописец вёл повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлён в будущее (Олег только собирается отомстить хазарам). О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу. Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям. Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.
Теперь сформулируем суть конфликта между князем (властью, могуществом земным) и волхвом (свободой, властью неземной). Здесь можно вернуться к эпитету «вещий”. Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв? Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделён способностью видеть грядущее?
Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В.М. Васнецова (подвопрос 4 к вопросу 5). Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.
Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин её не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей. Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.
И ещё обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня”. Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота. В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он всё-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!
Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8–14. Очень важен вопрос 10: в нём психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясённый тем, что «лживый, безумный старик” толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира. Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.
Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока ещё не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?
Уточним и значение слов «плачевный” и «печальный”. «Плачевный” означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный” — прилагательное к существительному «печаль”, означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невесёлое настроение, чувство. В чём различия между этими синонимами? Вопрос 12 (о выборе автором эпитета) — ключ к ответу на вопрос 11 (Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?). Вопрос 14 носит обобщающий характер.
Домашнее задание
1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» (выполняется по желанию учеников). 2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» (какую из частей баллады ученики выучат наизусть, может определить учитель).
Продолжение Песни о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… А.С.Пушкин
Правителем мудрым был вещий Олег, Друзей и врагов различая. На каждый кровавый и буйный набег Огнём и мечом отвечая. И праведной силы его одного Страшились лихие хазары. И в праздном застолье дружины его Ходили заздравные чары. И мог он любого врага усмирить, Границы свои защищая. Россию как ока зеницу хранить Потомкам своим завещая. Был смел и удал и в бою и в пиру, Испытанный властным искусом. Но красною смертью погиб на миру, Сражённый змеиным укусом. Так жил на Руси, никого не боясь, Но умер от яда прославленный князь. И долго ещё, не страшась никого, Хранила Россия заветы его. И долго каган, повелитель хазар, Ночами сидел удручённо, Мешая, костра затухающий жар, И глядя в огонь обречённо. Ну как же победу ему сотворить. Какие же боги подскажут Как сильных и гордых людей покорить, И путь на Россию укажут. Допил из пиалы остаток вина, И кликнул к себе на совет колдуна. – «Скажи мне советник, где милость богов, И как на колени поставить Несломленных русоволосых врагов, И ими по-своему править? И если имеешь какой нибудь план, Поведай об этом толково». Мгновенье прошло, и услышал каган Советника хитрое слово. – «О мой повелитель, готов мой ответ, Пусть это тебя не тревожит. Я знаю, кто даст нам полезный совет И нашей победе поможет. Живут незаметно меж нами давно Посланцы народа иного. Но многое то, что нам привнесено, Народу хазарскому ново. И главное, что из далёкой земли Религию новую нам принесли. Себя величают «святые отцы», Но в это не верят в народе. А слухи идут, что они мудрецы По их непонятной природе. И тайному богу молитву творят, Богато живут и не тужат. Но ради богатства они, говорят, С нечистою силою дружат. Живое богатство пускается в рост. Как видно, всё это не просто. Нечистая сила построила мост К секретам огромного роста. Не пашут, не сеют, а злато течёт. Торговля – любимая сфера. Богатство даёт и покой и почёт, Оно и надежда и вера. Хоть мы и проводим в набегах все дни, На всех ведь богатства не хватит. А ты посмотри, как богаты они. И каждый им что нибудь платит. А может быть бога их стоит понять И выполнить всё, что он просит. Полезную веру себе перенять, Коль быстро богатство приносит. А может быть вера их тем и сильна, Что даром богатство приносит она». И тёмною ночью, покинув свой стан, Спешит к мудрецу за надеждой каган. Кручину свою мудрецу изложил И щедрую плату на стол положил. Хозяин жилища как раз проверял Надёжность дверного запора. Как будто кагана давно поджидал Для тайного их разговора.
Всегда суетятся у трона его Свои, набивая карманы, Топча сапогами один одного, Масштабом помельче каганы, Душой, находясь у порока в плену, За тридцать монет продавая страну. Предателей много узнала страна В событьи позорища громком. Останутся в памяти их имена Её в назиданье потомкам. Историю нашу судить не берусь, Но всё это как-то случилось. Давно различать православная Русь Друзей и врагов разучилась. И не устаю повторять без конца Державе несломленных руссов – Запомни порок «золотого тельца» И силу змеиных укусов. Хоть может быть, поздно я голос подал, И может быть, добрый совет опоздал. А может быть, он не проймёт никого, И русский народ не услышит его. Хоть мудрые мысли России важны, Но строчки мои никому не нужны, Поскольку стал узок духовный мирок, И в душах людей поселился порок.