как вернуть деньги с фсс за больничный и декретный в 2020 году
Инструкция: оформляем заявление в ФСС на возмещение пособия
Заявление на возмещение из ФСС — это письменное обращение страхователя с просьбой возместить затраты на оплату пособий из Соцстраха. В 2021 году обращение подают только по двум выплатам: на погребение и на дополнительные выходные по уходу за ребенком-инвалидом.
Общие правила в 2021 году
Ключевая обязанность всех страхователей — своевременное начисление и уплата страхового обеспечения в пользу трудящихся граждан. За счет взносов ВНиМ формируются средства Фонда социального страхования, за счет которого оплачиваются больничные, декретные и иные категории социальных пособий.
Первые три дня больничного листа оплачивает наниматель, остальное — траты внебюджетного фонда. Это правило действует исключительно при заболевании самого работника. Например, при начислении декрета или ежемесячного пособия по уходу за детьми суммы выплат полностью компенсирует Соцстрах.
Но есть и исключения. В 2021 Фонд социального страхования продолжает компенсировать страхователям расходы на выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом.
Когда организация вправе возместить деньги из ФСС
В 2021 году правила, как написать заявление в ФСС о получении компенсации, изменились. Обращения по возмещению больничных листов, соцпособия по беременности и родам, начисленные и выплаченные в 2021 г., страхователи не подают. Оплату производит Соцстрах: компенсация страхователю не выплачивается.
И если подать заявку на возмещение выплат по временной нетрудоспособности за 2021 г. нельзя, в Фонд разрешено обратиться за компенсацией пособия, назначенного и выплаченного в прошлом, 2020, году. Если на конец 2020 г. за Соцстрахом образовалась задолженность, страхователь вправе компенсировать затраты и подать заявку на возмещение, приложив сопроводительные документы. Предельных сроков для обращения за уже выплаченной компенсацией не установлено.
Кроме того, в 2021 страхователи вправе возместить расходы на выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом. Порядок обращения ничем не отличается от действующего ранее.
Какие документы подать на возмещение
Для восстановления средств, выплаченных на погребение, придется подготовить специальный пакет документов для Фонда социального страхования:
Для возмещения выплаты на дополнительные выходные по уходу за ребенком-инвалидом подайте в Соцстрах:
Для компенсации соцпособия о временной нетрудоспособности за прошлый, 2020, год заполните следующие бумаги:
Важное о сроках
Срок подачи заявления о возмещении не установлен. Страхователь вправе обратиться за любой отчетный период при наличии документально подтвержденных оснований. Нет никаких ограничений, сколько заявлений при возмещении ФСС за два года и более. Страхователь не ограничен по срокам.
Фонд рассмотрит обращение в течение 10 календарных дней и возместит средства. Но только при условии, что страхователь предоставил весь пакет необходимых документов.
Как составить заявление
Рекомендации, как заполнить приложение к заявлению на возмещение расходов ФСС за 2020 г., представлены в письме № 02-09-11/04-03-27029. Обращение в Соцстрах содержит обязательные реквизиты:
Так выглядит заявка, которую страхователи подают в 2021 г., чтобы возместить прошлогодние расходы.
Правила, как заполнить заявление на возмещение ФСС по форме 2021 года, закреплены в приказе № 26. В заявках необходимо заполнить сведения о страхователе и получателе соцпособия. Актуальный образец заявки на компенсацию оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами в 2021:
Как подать заявление
Способ предоставления документов на восстановление затрат в ФСС не установлен на законодательном уровне. Работодатели направляют заявление и сопроводительные бумаги почтой либо подают лично. Не запрещено обратиться в электронной форме, например, направив бумаги по защищенным каналам связи. Для электронного документооборота требуется заверить документы цифровой подписью.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Как вернуть свои деньги за декрет сотрудника
Статья впервые опубликована 21.03.2019, обновлена 26.05.2021.
Если у вас есть сотрудники, то вы знаете, что такое страховые взносы, выплаты больничного и отпуск. А если ваша сотрудница скоро станет мамой, то нужно оформить ей декретные выплаты. Если таких сотрудниц несколько — суммы получаются внушительными. Как правильно всё оформить, какие документы собрать и в какие сроки, расскажем в этой статье.
Сначала разберёмся, какие бывают пособия, и сколько работодатель должен выплатить каждой сотруднице. Внизу есть ссылка на видео. Не любишь читать — посмотри 🙂
Виды выплат и пособий
Мы приводим цифры по московскому региону. Если ваша компания зарегистрирована в другом месте, обязательно проверьте районный коэффициент и примените его к каждому виду пособия. Значение для регионов смотрите в таблице внизу страницы.
1. Выплата пособия по беременности и родам
Пособие выплачивается только маме. Оформить его нужно как отпуск по беременности и родам. Обычно такой больничный составляет 140 дней. Даты определяет врач по предполагаемой дате родов — 70 дней до и 70 дней после. В случае осложнённых родов больничный продлевают на 16 дней. А если сотрудница беременна двойней, общая продолжительность такого отпуска — 194 дня: 84 дня до родов, и 110 — после.
Оплату делайте на основании документов от сотрудницы:
Расчёт пособия будет выглядеть так: количество дней больничного умножаем на среднедневной заработок за 2 календарных года, предшествующих году начисления пособия. Например, если декрет в 2021 году, то в расчёт берите 2019 и 2020. Даже если он будет в декабре 2021, всё равно — 2019, 2020 года.
Минимальный размер при беременности без особенностей и осложнений в 2021 году составит 58 878,4 ₽ для мамы одного ребенка, и 81 588,64 ₽ при рождении сразу нескольких детей, максимальный — 340 795 ₽ за 140 дней отпуска.
2. Ранняя постановка на учёт
Если сотрудница встанет на учёт в ранние сроки беременности, то ей дополнительно нужно выплатить 708,23 ₽. Сумма актуальна с 1 февраля 2021 года. Дополнительные документы в этом случае — справка из медучреждения и заявление на выплату такого пособия.
3. Единовременное пособие при рождении ребёнка
Тут сумма фиксированная, хоть и меняется каждый год. На 1 февраля 2021 соцстрах 5266)d3bd7edg01?6`dg34g3bc>>d4cg16`gg`43`1`db)»>>» href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83400/b5db1cba6790fba52a5de88b2ea70faaf25f7fbd/»>определил сумму — 18 886,32 ₽. Выплачивайте одному из родителей. Если родились 2 детей или больше, то пособие положено на каждого ребенка.
Делайте выплату, если есть:
заявления на выплату пособия;
справка о неполучении этого пособия от второго родителя;
свидетельство о рождении ребёнка;
справки о рождении. Не путайте, это разные документы.
4. Пособие по уходу за ребёнком до полутора лет
Оформляется как отпуск по уходу за ребёнком и выплачивается одному из родителей по их желанию или ближайшим работающим родственникам, которые будут ухаживать за малышом. Можно даже бабушкам, если они трудоустроены.
Выплачивайте на основании:
заявления на отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет и выплату пособия;
справки о неполучении от второго родителя;
свидетельство о рождении;
справка о рождении.
Размер выплаты рассчитывайте так: 40% от среднего заработка за два календарных года (за 2019 и 2020, если дата заявления в 2021) до наступления отпуска по уходу за ребёнком.
С 1 февраля 2021 года минимальный размер пособия по уходу за первым, вторым и последующими детьми составляет 7 082,85 ₽. Максимальный размер в месяц — 29 600,48 ₽.
Помните про дополнительный районный коэффициент к каждому виду пособия.
Когда ребёнок подрастёт до полутора лет, сотрудница может выбрать: выйти на работу или остаться дома. Тогда она пишет заявление на продление отпуска до 3-х лет с выплатой компенсации из средств работодателя. Пособие по уходу будут выплачивать до 1,5 лет.
2021 год: новые правила и порядок
Важно! С 1 января 2021 года все выплаты происходят из ФСС напрямую. Статья с подробной информацией и ответами на популярные вопросы здесь.
Информация, написанная ниже, актуальна для возврата выплат, осуществлённых в прошлом году. То есть по старым правилам.
Список документов, которые нужно направить в ФСС, актуален и для 2021 года.
Когда работодатель обязан выплатить пособие
Все пособия должны быть начислены в течение 10 календарных дней с даты получения полного комплекта документов. А перечисление денег происходит в ближайшую выплату — это может быть и день аванса, и день зарплаты. Если сегодня, 21 марта, и сотрудница принесла документы, то к 1 апреля вы должны всё рассчитать и в ближайшую зарплату отправить деньги.
Если задержать оплату, нужно будет выплачивать компенсацию и 12e>edec>72400`b23cd3«`>d5622?d0)»>>» href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/7ff50b874c8cbce814266fd45eb5fff8b30449b6/»>штраф за нарушение трудового законодательства. Для компаний составляет от 30 000 до 50 000 ₽, а для должностных лиц организации — от 1 000 до 5 000 ₽.
Но это еще не всё. Если руководитель не рассчитался с работниками из-за корыстных целей либо иной личной заинтересованности, его могут привлечь к уголовной ответственности вплоть до d3?`5`?3217715d5eec214?52c>>17c02d5)»>>» href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/cd3e8b59f3f95471173b3cce472934e8871e64b3/»>лишения свободы. Поэтому соблюдайте сроки и не забывайте выплачивать пособия.
Как выплатить деньги сотруднику
Предоставьте в ФСС, в котором состоите на учёте как страхователь, документы:
заявление работника о выплате ему пособия;
справку по форме 182-н за 2 предшествующих года;
заверенную выписку из трудовой книжки;
документы, подтверждающие ваши полномочия как представителя на осуществление действий от имени работника.
В течение 10 календарных дней со дня поступления в Фонд документов, пособие сотруднице будет перечислено.
Что дальше: зачёт или возмещение?
Работодатель выплатил пособия из своего кармана. Все выплаченные суммы подлежат зачёту в счёт взносов в ФСС в текущем налоговом периоде или возмещению из ФСС.
Если работодатель выплатил пособие из средств организации, можно не платить взносы в ФСС. Длиться это будет до тех пор, пока фонд не погасит весь долг перед работодателем. Если по итогу года что-то остаётся, возмещаем обычным способом.
Возмещать можно после окончания отчётности за квартал, в котором была оформлена выплата. Например, выплаты в период январь-март — в апреле. До завершения квартала ФСС документы за этот квартал не принимает.
Документы для возмещения
Документы для возмещения расходов страхователя определены приказом 65337c3b)»>>» href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95613/51ae1044fd5fe65aacd406c5f2596c7803551e5d/»>Минздравсоцразвития. Сначала рассмотрим общие документы, которые нужны для возмещения любого пособия, а ниже — то, что нужно собрать дополнительно по каждому пособию.
Общие документы для всех пособий готовит предприниматель. В Кнопке мы делаем это для клиентов. Документы нужно подписать с расшифровкой ФИО и поставить дату и печать организации.
Что нужно подготовить для возмещения любого пособия:
Дополнительные документы для пособий нужны в виде копий. Каждый документ заверьте «копия верна», укажите должность, подпись с расшифровкой, дату и печать организации.
Что нужно собрать для пособия по беременности и родам и пособия за постановку на учёт в ранние сроки:
Что нужно для пособия при рождении ребёнка:
Что нужно для для ежемесячного пособия по уходу за ребёнком:
Подаются документы в ФСС исключительно на бумаге директором или представителем по доверенности.
Как быстро придут деньги и куда
На возмещение у Фонда есть 10 календарных дней со дня представления комплекта документов. Может затянуться, если по результатам рассмотрения фонд инициирует проверку. Как камеральную, так и выездную. Проверка внутри налоговой длится до трёх месяцев, выездная — до двух. После проверки деньги перечисляют на расчётный счёт, указанный в заявлении.
А если беременна сама ИП
Чтобы рассчитывать на получение пособий и возмещение, нужно заключить договор добровольного страхования с ФСС и платить взносы. Пособие начинают выдавать только со следующего года после добровольной регистрации в ФСС. Если ребёнок родится в 2021 году, зарегистрируйтесь в ФСС в 2020. Если у ИП нет договора добровольного страхования, то она может претендовать на единовременное пособие и пособие по уходу до 1.5 лет через соцзащиту как безработная.
Для регистрации себя в качестве страхователя, подайте в ФСС заявление и копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Размер отчислений в ФСС для ИП фиксированный и определяется на основании МРОТ.
ИП, зарегистрированный в 2020 году и оплативший страховые взносы в размере 4 221,24 ₽ до 31.12.2020, получит пособие по беременности и родам при подаче документов в ФСС.
Если следовать несложной инструкции, получится избежать штрафа и вернуть свои деньги законным способом. А если не хотите с этим разбираться и заниматься бизнес-рутиной самостоятельно, жмите справа зелёную кнопку «Подключиться» и присоединяйтесь к Кнопке: расскажем, что нужно делать, поможем подготовить все документы и не потратить лишнего на штрафы.
Вот тут то же, что написали. Только в диалоге Лёхи с Дашей. Приятного просмотра 🙂
Подсказала — Дарья Домрачева, бухгалтер по зарплате в Кнопке.
Рассказала всем — Маша Копко, маркетолог.
Есть что добавить — пишите в комментарии или Инстаграм, всегда ответим.
Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь 🙂
Какие документы нужны для возмещения расходов в ФСС в 2020 году
kakie_dokumenty_nuzhny_dlya_vozmeshcheniya_rashodov_v_fss_v_2020_godu.jpg
Похожие публикации
ФСС возмещает расходы страхователям в регионах, где пока не действует пилотный проект по выплате пособий физлицам напрямую Фондом соцстраха. Для получения возмещения субъекты хозяйствования должны подготовить пакет документов. Возникает немало вопросов по поводу того, какие документы нужны для возмещения расходов в ФСС в 2020 году. Точный перечень документов будет зависеть от вида выплат, но в любом случае нужно подготовить заявление, справку-расчет и расшифровку расходов. Получить возмещение смогут работодатели, которые потратили на выплату пособий персоналу больше денежных средств, чем было начислено страховых взносов. Если взносов достаточно, производится зачет в счет будущих платежей.
Особенности возмещения расходов в ФСС в 2020 году
С 2017 года уплата страхвзносов на случай временной нетрудоспособности и материнства перешла под контроль налоговой инспекции. Сведения, указанные в «Расчете по страховым взносам», ИФНС передает в Фонд соцстраха, который проверяет полученные данные и на основании полученных от страхователя документов производит возмещение.
Полностью за Соцстрахом остались только отчисления на «травматизм» (от несчастных случаев и профзаболеваний), которые следует отображать в Расчете по форме 4-ФСС.
Форма заявления, которое работодатель должен предоставить в ФСС, будет зависеть от того, когда именно образовалась переплата:
Документы для возмещения расходов в ФСС в 2020 году можно лично подать в отделение ФСС, где зарегистрирована организация или ИП-работодатель. Также можно предоставить их посредством электронной почты и через сайт Госуслуг.
Сроки подачи документов для возмещения расходов в ФСС в 2020 году
Действующим законодательством не определены точные сроки для подачи документов. На практике работодатели сдают их:
ФСС обязан возместить расходы в течение 10 дней после получения от работодателя заявления с прилагаемыми к нему документами (ч. 3 ст. 4.6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Но если Фонд назначит дополнительную проверку, этот срок будет продлен на 2 месяца при выездной проверке, или на 3 – при камеральной (ст. 4.7 закона № 255-ФЗ).
Какие документы потребуются
Перечень документов для возмещения расходов в ФСС в 2020 году утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (ред. от 28.10.2016). В соответствии с данным документом, работодатели должны предоставить в ФСС:
К подтверждающим документам в т.ч. относится:
Сотрудники Соцстраха могут запросить у работодателя дополнительные документы, подтверждающие обоснованность и правильность расчетов, если посчитают, что это необходимо. Примеры таких документов:
Список документов для возмещения расходов в ФСС в 2020 году в каждом конкретном случае будет отличаться.
Как правильно заверить документы для возмещения расходов в ФСС в 2020 году
В Соцстрах не нужно предоставлять оригиналы документов, подтверждающих правомерность расходов. Достаточно заверенных копий. Но нужно быть готовым к тому, что в ходе проверки инспекторы могут потребовать предъявить им оригиналы таких документов. Оригиналы сверят с копиями, затем вернут обратно.
Копии документов, которые будут поданы в ФСС, заверяют следующим образом:
Следует учитывать, что ФСС тщательно контролирует выплату пособий. Если у проверяющих инспекторов возникнут подозрения по поводу того, что организация-работодатель создала искусственную ситуацию с целью получения денежных средств, Соцстрах откажет в возмещении расходов.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Перечень документов для выделения (возмещения) средств
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ (ВОЗМЕЩЕНИЯ) СРЕДСТВ
Филиалы Отделения Фонда выделяют страхователям средства на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию при предоставлении следующих документов:
1. Письменное заявление страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), и (или) отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС), за расчетный (отчетный) период или промежуточный – при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения за периоды, истекшие до 1 января 2017 года
2 (1). Справка-расчет – представляется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.
При выделении средств филиалы Отделения Фонда проводят камеральную проверку представленных документов.
Для проведения камеральной проверки предоставляются заверенные страхователем копии документов, подтверждающие обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию:
Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам:
— документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и получателем пособия (трудовая книжка или трудовой договор);
— листок нетрудоспособности, оформленный в установленном порядке;
— расчет размера пособия;
— заявление сотрудницы о предоставлении отпуска по беременности и родам;
— приказ организации о предоставлении отпуска по беременности и родам;
— справка медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель).
Единовременное пособие при рождении ребенка:
-документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и получателем пособия (трудовая книжка или трудовой договор);
— заявление о назначении пособия;
— справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГС;
— справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось; в случае, если другой родитель не работает (не учится, не служит) справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении им единовременного пособия при рождении ребенка.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:
— документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и получателем пособия (трудовая книжка или трудовой договор);
— заявление о назначении пособия;
— приказ организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
— копия свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход;
— копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка;
— расчет размера пособия.
Пособие на погребение:
— документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и умершим (трудовая книжка или трудовой договор);
— заявление от родственника о выплате пособия;
— справка о смерти, выданная органами ЗАГС.
Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет:
-документ, подтверждающий трудовые отношения между страхователем и получателем пособия (трудовая книжка);
— заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
-справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении;
— документ, подтверждающий установление инвалидности у ребенка;
— приказ организации о предоставлении дополнительных выходных дней;
-справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использовались или использованы частично;
— расчет среднедневной заработной платы.
— документ, подтверждающий установление инвалидности у ребенка;
— приказ организации о предоставлении дополнительных выходных дней;
-справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использовались или использованы частично;
— расчет среднедневной заработной платы.
Внимание! Перечень не является исчерпывающим. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения филиал Отделения Фонда вправе затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы, которые страхователь может представить по собственной инициативе в целях сокращения сроков проведения проверки.
Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя филиала Отделения Фонда в десятидневный срок после представления страхователем всех необходимых документов и проведения проверки.
Как вернуть «переплату» по расходам на социальное страхование, образовавшуюся в 2020 году?
Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.
В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?
По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов
А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?
Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.
В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.
Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:
либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;
либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.
Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.
В мае 2021 года ФНС выпустила письмо (Письмо от 26.05.2021 № БС-4-11/7258@) об уменьшении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы расходов на выплату страхового обеспечения при переходе на прямые выплаты. В частности, в письме разъясняется, что выплаты застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляются территориальными органами ФСС, и страховые взносы, исчисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц начиная с 1 января 2021 года, не могут быть уменьшены работодателями, перешедшими с указанной даты на механизм «Прямые выплаты из средств ФСС», на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.
При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.
То есть это первый возможный вариант – зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.
Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.
Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н:
1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:
справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;
расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);
3) другие документы по запросу ФСС.
(должность руководителя
(заместителя руководителя)
органа контроля за уплатой
страховых взносов, Ф. И. О.)
Заявление
о выделении необходимых средств на выплату
страхового обеспечения
(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)
регистрационный номер в органе контроля
за уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,
код подчиненности _______________________________________________________________________,
адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,
в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб.
путем перечисления денежных средств на счет страхователя
№ ______________________________ в банке _______________________________
(полное наименование банка)
ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________
БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *
(наименование финансового органа)
_________________________________________ ___________ ______________ ____________________
(должность руководителя (подпись) (Ф. И. О.) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) **
_____________________
(Ф. И. О.)
__________________
(контактный телефон)
Место печати страхователя
Законный или уполномоченный представитель страхователя
_____________________
(Ф. И. О.)
__________________
(контактный телефон)
Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________
Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________
Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены
_____________________
(Ф. И. О.)
* Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства.
** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).
*** Заполняется при наличии главного бухгалтера.
Приложение 1
к Заявлению о выделении
необходимых средств на выплату
страхового обеспечения
Справка-расчет,
представляемая при обращении за выделением средств
на выплату страхового обеспечения