как вернуть списанный материал на 10 счет
10 счет бухгалтерского учета
Зачем нужен 10 счет
На 10 счете ведут учет наличия и движения материалов, в том числе сырья, ГСМ, запчастей и так далее.
Это активный счет. По дебету показывают увеличение стоимости материалов на складе, например, в результате покупки у контрагента. По кредиту идет списание сырья, например, при передаче в производство или в результате порчи.
Остаток по счету может быть только дебетовый. Эта сумма переносится в бухгалтерский баланс в строку «Запасы» и отражает стоимость всех материалов, которые есть у компании.
Какие субсчета открывают к 10 счету
Материалы бывают разные — от производственного сырья до спецоснастки. Поэтому к 10 счету можно открыть множество субсчетов, которые мы собрали в таблицу.
Как учитывают материалы на 15 счете
Учет сырья можно вести только с использованием счета 10 или с участием счетов 15 и 16. Счет 10 используют, если учет материалов ведут по фактическим ценам. То есть отражают фактическую стоимость купленных материалов.
На 15 и 16 счете фиксируют учетные цены. По дебету счета 15 ведут учет всех трат, связанных с покупкой материалов. Затем учетную стоимость материалов списывают проводкой:
Дт 10 Кт 15 — материалы оприходованы по учетным ценам
В результате на 15 счете останется сальдо — отклонение фактической стоимости от учетной. Сальдо будет списано одной из проводок:
Дт 15 Кт 16 — превышение учетной стоимости над фактической;
Дт 16 Кт 15 — превышение фактической стоимости над учетной.
Как ведут аналитический учет по 10 счету
Аналитику на 10 счете ведут в разрезе мест хранения, например, по складам и цехам, и в разрезе сортов, видов и партий материалов.
С какими счетами корреспондирует счет 10
Все счета, с которыми корреспондирует счет учета материалов, собраны в таблице.
Счет 10 корреспондирует по дебету с | Счет 10 корреспондирует по кредиту с |
---|---|
10, 15, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 41, 43, 44, 60, 66, 67, 68, 71, 75, 76, 79, 80, 86, 91, 97, 99 | 08, 10, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 45, 76, 79, 80, 91, 94, 97, 99 |
Основные проводки с 10 счетом
В таблице мы собрали основные бухпроводки, где фигурирует 10 счет.
Дебет | Кредит | Суть операции |
---|---|---|
10 | 15 | Оприходовали материалы (при использовании счета 15) |
10 | 20 | Произвели материалы на основном производстве |
10 | 23 | Произвели материалы на вспомогательном производстве |
10 | 29 | Произвели материалы на обслуживающем производстве |
10 | 60 | Приобрели материалы у поставщика |
10 | 66/67 | Получили материалы в качестве краткосрочного / долгосрочного товарного кредита |
10 | 71 | Приобрели материалы через подотчетное лицо |
10 | 75 | Материалы внесены в качестве вклада в уставный капитал |
10 | 91 | Оприходован излишек материалов, найденный при инвентаризации |
08 | 10 | Списали материалы для ввода в эксплуатацию основных средств |
20 | 10 | Отдали материалы в основное производство |
25 | 10 | Использовали материалы на общепроизводственные нужды |
26 | 10 | Списали материалы на общехозяйственные расходы |
28 | 10 | Списали материалы для устранения брака |
29 | 10 | Передали материалы для нужд обслуживающего производства |
44 | 10 | Списали материалы на расходы для продажи |
91 | 10 | Списали стоимость проданных материалов |
94 | 10 | Обнаружили недостачу материалов при инвентаризации |
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет сырья и материалов в разрезе складов, цехов, видов и серий. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Возврат материалов, которые списаны в производство
Вопрос задал Татьяна М.
Ответственный за ответ: Босых Татьяна (★9.51/10)
Добрый день. Получен материал от поставщика и списан на производство продукции в 3 квартале 2019,продукция реализована в 3 кв. В 4 квартале часть списанного материала возвращаем поставщику, не подошли по заданным параметрам, поставщиком выписаны корректировочные с/ф по поступлению этого материала 4м кварталом. По 10 счету минус по материалу. Можно решить эту проблему, чтобы не перезакрывать третий квартали и не подавать уточненку по налогу на прибыль?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (12)
Добрый день, Татьяна.
Приобретенный материал был списан в производство, то есть включен в себестоимость продукции. Следовательно необходимо скорректировать себестоимость в сторону уменьшения документом Операция, введенная вручную проводка:
Д 90.02.1 К 60.01
Не поняла проводку. Зачем списывать на кредит 60? С поставщиками у меня нет проблем с учетом, 60 счет закрыт. У меня проблема возникла с материалом и счетом 10. Вложением скрин. У меня минусовой остаток по материалу. Я вижу только один вариант, заходить в 3 квартал и убирать этот материал из производства и подавать уточненку по налогу на прибыль. Надеялась на второй вариант, может есть какие то сторнирующие операции в программе, которые выровняют 10 счет и грамотно отразить это сторно в налоге на прибыль 4 квартала
Добрый день, Татьяна.
Если возврат материала оформляли документом Корректировка поступления, то используя ручную корректировку в проводках документа Корректировка поступления измените проводку Д 10.01 К 60.01 на Д 90.02.1 К 60.01.
А можно в 4 кварталом 2019 года сторнировать документ, которым списывали материалы (Отчет производства за смену) на необходимое количество материала и сумму?
Тема: Восстановление списанных материалов.
Опции темы
Поиск по теме
Восстановление списанных материалов.
и обычные проводки по покупке нового кулера.
и обычные проводки по покупке нового кулера.
Не оспаривая Ваше утверждение, прошу Вас подтвердить нормативными документами, что под прибылью прошлых лет подразумевается именно Это.
Статья 250. Внереализационные доходы
В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы
10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде.
Так как вы корректируете налоговую базу предыдущего периода (уменьшаете расходы прошлого года), это будет являться доходом прошлого года, выявленным в текущем году.
Я не прав.
aleb80, это я и без Вас прочла. Меня интересует, что именно законодатели понимают под доходами прошлых лет, выявленными в отчетном периоде.
не вижу логики. Если я уменьшаю расходы прошлого года, это не означает автоматически, что это доход прошлого года.
Вы заблуждаетесь в том, что спутали бухучет и налоговый. Говорили о проводках, а аргументацию приводите по НК. А в остальном, давайте вместе искать истину.
Давайте найдем истину
Обычный пример. Мы предприятие связи, имеем раздельный учет затрат по всем видам услуг(не котловой. ), а это более сотни затратных счетов 23, 29, 30, 31, 32 и 33 в разрезе субсчетов. В 2006 году мы понесли расходы и отнесли на счет 30.01.15 (услуга связи А) В 2007 году необходимо данные расходы восстановить, но в 2007 году данная услуга (А) не производится и счет 30.01.15 исключен из плана счетов. С какого счета Вы будете снимать расходы.
Поэтому, считаю снятие расходов прошлых лет проводкой Д-т 26 К-т10 (сторно) не правильно. Правильная проводка: Д-т 10 К-т 91(приним.в НУ)
Да и не заблуждаюсь я. У меня мышление настроено сразу параллельно бухгалтерский и налоговый учет.
Ну вы и пример привели, совсем из другой оперы и по другому поводу!
По какой причине надо восстановить расходы?
Понимаете ли, интуитивно я тоже много чего чувствую, но вот хочется обосновать все нормативкой. Я не спорю с Вами и не доказываю обратное, потому что аргументов у меня нет ни в пользу одной версии, ни в пользу другой. Но и у вас их нет тоже!
Ну и кроме того, автор про расходы прошлых лет ничего не говорил, так что по-большому счету офтоп надо нам завязывать и аргументировать по существу. Нормативкой. Можете?
Восстанавливаем учет ТМЦ в 1С – где взять остатки?
Продолжаем серию статей на тему восстановления бухгалтерского учета. Ранее мы уже рассмотрели, как восстановить учет по расчетному счету и взаиморасчеты с покупателями. Сегодня поговорим о восстановлении учета товарно-материальных ценностей. В статье рассмотрим две ситуации, когда потребуется восстановление учета:
— учет не велся вообще или данные утеряны
— учет ТМЦ велся, но данные на текущий момент не достоверны, есть ошибки.
Для начала определимся, что относится к ТМЦ.
Ошибочно предполагать, что к ТМЦ относятся только материалы. Товарно-материальные ценности – это целый блок средств, именуемых оборотными активами, без которых, как правило, не обходится ни один процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Для учета товарно-материальных ценностей используются следующие счета:
43 «Готовая продукция»
Бухгалтеру в процессе восстановления учета нужно воссоздать остатки по счетам учета. Наибольшее количество вопросов, обычно, возникает по счету 10. Это связано с тем, что данный счет имеет субсчета, и необходимо определить, какие ТМЦ на каком субсчете следует учитывать. Программой предусмотрены следующие субсчета к счету 10:
При определении субсчетов также нужно учитывать специфику работы вашей компании. К примеру, в автосервисе запчасти, используемые для ремонта, учитываются на счете 10. Но субсчет, на котором они будут учитываться, будет зависеть от цели использования.
Так, если запчасти будут использоваться для своих работ, то учитывать их следует на счете 10.01.
Если после ремонтных работ и замены каких-то частей автомобиля образуются детали, требующие утилизации (или возможна их реализация), то учитывайте их на счете 10.06.
А вот если запчасти будут продаваться, то учет будет уже не на счете 10, а на счете 41.
В каком же случае используется субсчет 10.05 («Запасные части»)? Например, когда речь идет об учете запчастей для собственного транспорта или другого оборудования.
Итак, как же разобраться, что на каком субсчете учитывать? Здесь поможет Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В ней подробно описано, какие материалы на каком субсчете следует учитывать.
Теперь перейдем непосредственно к восстановлению учета. Будем исходить из ситуации, когда компания сравнительно новая, и учет не велся в течение одного года. В этом случае начать необходимо с восстановления первички, ведь любая хозяйственная операция должна отражаться в учете на основании первичного учетного документа (ст.9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Сформируйте оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 в разрезе контрагентов (исходим из того, что взаиморасчеты с поставщиками уже восстановлены – делается это по аналогии с восстановлением учета по счету 62). На ее основании можно выявить, у каких контрагентов закупались материальные ценности. Направьте им запрос на предоставление дубликатов документов. Получив документы, отразите поступление материальных ценностей документом «Поступление (акты, накладные).
ТМЦ также могут поступать в организацию от подотчетников. Здесь, как правило, ситуация усугубляется тем, что первичными учетными документами служат кассовые и товарные чеки. Первые подвержены выцветанию, да и сделать дубликат чека ККТ не представляется возможным. В этом случае нужно исходить из конкретной ситуации. Если учет не велся совсем, то, восстановить документы, скорее всего, не удастся. Если же сохранились сами авансовые отчеты, то можно попробовать восстановить данные по товарным чекам и суммам, указанным на оборотной стороне авансового отчета.
Когда операции поступления ТМЦ будут восстановлены, необходимо провести инвентаризацию. Она поможет определить фактические остатки материальных ценностей на складах и в подразделениях. Также с инвентаризации нужно начать восстановление учета в случае, когда учет ТМЦ велся, но данные на текущий момент не достоверны, есть ошибки.
В 1С для инвентаризации предусмотрен специальный подраздел.
Переходим по ссылке в журнал, для создания нового документа инвентаризации нажимаем кнопку «Создать»:
Откроется документ «Инвентаризация товаров». Выберите организацию, нужный склад и материально-ответственное лицо:
В документе «Инвентаризация товаров» автоматически формируются остатки на указанную дату. Для заполнения учетного количества товара на складе нажмите над табличной частью «Заполнить» — «Заполнить по остаткам на складе»:
Табличная часть заполнится списком всех имеющихся в наличии ТМЦ (по учетным данным).
Имейте в виду, что программа заполняет автоматически обе колонки: «Количество учет» и «Количество факт». Вам же необходимо количество факт заполнить по реальным остаткам на складе. Для этого удобнее распечатать документ «Инвентаризация товаров на складе» и выдать его членам инвентаризационной комиссии.
Комиссия пересчитывает остатки ТМЦ на складах и в подразделениях (производственных участках) и вносит фактическое наличие в эту ведомость. После того, как все материальные ценности пересчитаны, комиссия подписывает документ и сдает его в бухгалтерию.
Бухгалтер, получив ведомость, вносит фактические остатки в программу и выводит «Инвентаризационную опись» на печать. Распечатанный документ подписывается членами инвентаризационной комиссии.
Затем бухгалтер формирует сличительную ведомость:
Именно сличительная ведомость покажет недостачу или излишки, выявленные в ходе инвентаризации. В документе отражают только материальные ценности, по которым есть отклонения от учетных данных.
Дальнейшие действия бухгалтера будут зависеть от результатов, полученных по результатам инвентаризации. Так, если в процессе инвентаризации выявлены излишки, оформляется документ «Оприходование товаров». Если же выявлена недостача, то ее оформляют документом «Списание товаров». Оба документа можно создать на основании «Инвентаризации товаров»:
Документы заполняются автоматически по данным документа-основания.
В документе «Оприходование товаров» останется заполнить статью доходов («Излишки по итогам инвентаризации»), после чего можно проводить документ:
Будут сформированы проводки: Дт 43 (10, 41) Кт 91.01
Аналогичный алгоритм действий по списанию товара при недостаче:
Документ сформирует проводки: Дт 94 Кт 41.01 (10, 43)
Итак, инвентаризация проведена, фактическое наличие материальных ценностей установлено, излишки оприходованы, недостачи списаны. Но учтите, что данные документы оформляют, если речь о восстановлении учета в течение года.
Если же утеряны данные за несколько лет, то инвентаризация товаров послужит основанием для восстановления сальдо по счетам 10, 41, 43. Для этого воспользуйтесь «Помощником ввода остатков»:
Данные из инвентаризационной описи сформируют сальдо по счетам учета материальных ценностей: 10, 41, 43.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Ошибки при списании материалов в «1С:Бухгалтерии 8»
Нет времени читать?
Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда не проводится документ «Требование-накладная» или проводки формируются с нулевой суммой? Смоделируем типичную ситуацию, с которой может столкнуться бухгалтер – и пошагово разберем возможные причины ошибки.
Создадим документ «Требование-накладная» и в табличной части «Материалы» укажем:
Ошибка 1: отсутствие материалов на складе и время проведения накладной
При проведении документа появляется сообщение об отсутствии (нехватке) материалов на складе. И если мы уверены в обратном, тогда отправляемся на поиски ошибок в программе: в этой статье рассмотрим три наиболее частые из них.
Но прежде всего хотелось бы обратить внимание на один важный нюанс для тех, кто следует нашему примеру: в программе могут быть установлены настройки, которые не позволяют производить списание материалов при их отсутствии на складе. И поэтому программа данный документ не проводит и выводит ошибки!
Однако возможен и другой вариант. Если мы перейдем в раздел «Администрирование» – «Проведение документов», то мы можем установить настройку «Разрешить списание запасов при отсутствии остатков по данным учета».
После изменения этой настройки документ у нас проведется – и эта ситуация будет одной из самых опасных. При таких настройках программа не сообщит ни об одной ошибке, но если мы зайдем в проводки, то увидим, что движения сформированы без суммовой оценки. Обратите на это внимание прежде чем решить, какая из настроек является для вас наиболее удобной.
Далее предлагаю разобраться, по каким причинам не удается провести документ «Требование-накладная». Для удобства будем пользоваться отчетом «Анализ субконто».
Сформируем данный отчет, укажем субконто «Номенклатура». Далее нажимаем «Показать настройки» и на закладке «Отбор» выбираем интересующую нас номенклатуру.
Казалось бы, все хорошо. Количество у нас есть, стоимость тоже, но списание происходит без суммы.
Если мы развернем данный отчет двойным щелчком мыши по ресурсному полю «Обороты», мы увидим, что время, указанное для документа «Требование-накладная», раньше, чем время документа «Поступление (акт, накладная)».
Давайте установим время документа «Требование-накладная» на конец дня и перепроведем. Заходим в проводки документа и видим, что произошло списание суммы номенклатуры.
При установке времени обратите внимание на следующую настройку. Перейдем в раздел «Администрирование» – «Проведение документов». Здесь мы видим настройку «Время документов устанавливать автоматически». Если ее установить, то программа автоматически будет распределять все документы в течение дня самым оптимальным образом. Например, всем документам «Поступления (акты, накладные)» устанавливается время 07:00, а все документы списания будут проведены более поздним временем. Нужно учесть, что время документов, которые были созданы до установки этой настройки, изменено не будет.
Ошибка 2: разница в поступлении и списании
Вторая ошибка связана с номенклатурой «Молоко цельное». Открываем отчет «Анализ субконто» с установленными настройками по интересующей нас номенклатуре. Благодаря отчету мы увидим вторую ошибку: поступление номенклатуры отражено на счете 41.01 «Товары на складах», а вот списание происходит со счета 10.01 «Сырье и материалы». Здесь нужно разобраться, где была допущена ошибка. Если это товар, то списывать его нужно, как товар. Если это материал – то как материал. Если ошибка была совершена при поступлении, то существует два выхода:
После исправления ошибки препроводим документ «Требование-накладная». Заходим в проводки и видим, что по номенклатуре «Молоко цельное» также произошло списание суммы.
Ошибка 3: задвоение номенклатур
Переходим к третьей строчке. Здесь ситуация будет другой, при вводе номенклатуры у нас выводится две строчки с одинаковым именем, но разным кодом. Это указывает, что в базе произошло задвоение номенклатурных позиций.
Если сформируем отчет «Анализ субконто», то увидим, что пытаемся списать не ту номенклатуру. Решается это очень просто. В документе «Требование-накладная» выбираем верную номенклатуру, препроводим и открываем проводки для того, чтобы убедиться, что списания прошло успешно.
И еще один важный момент, который поможет вам избежать некоторые ошибки при списании материалов: при оформлении списания материалов я советую пользоваться кнопкой «Подбор» вместо кнопки «Добавить». В открывшейся форме можно установить переключатель в положение «Только остатки», и на экране будут видны только те номенклатурные позиции, по которым есть остатки.
Автор: Владислав Дицков,
Системный инженер