как вести учет маркетплейс
Работаем с маркетплейсом: что надо знать бухгалтеру
Электронные торговые площадки стремительно завоевывают рынок. Все больше компаний и ИП предпочитает работу с маркетплейсами заботам по раскрутке бренда и организации продаж своими силами. А бухгалтерам приходится подстраиваться под новые реалии. Расскажем, как вести учет продаж через маркетплейс.
Кто может работать с маркетплейсом
Продавать товары через маркетплейс могут: организации и ИП (самозанятых граждан мы пропустим, так как им бухгалтер не требуется).
Организации могут сотрудничать с маркетплейсами в рамках любых доступных налоговых режимов: общая система налогообложения (ОСНО), упрощенка (УСН), система для сельхозпроизводителей (ЕСХН).
Договор с маркетплейсом и первичные документы
Обычно маркетплейсы работают с организациями (ИП) по агентскому договору.
Маркетплейс выступает как посредник, то есть действует от своего имени или от имени продавца (в зависимости от условия договора), но всегда за его счет. Право собственности на реализуемые товары к маркетплейсу не переходит — передача товаров не является реализацией.
Продавцом товаров выступает именно организация (ИП), а маркетплейс — лишь информационная площадка, на которой размещаются предложения о продаже товаров, принадлежащих продавцу.
За свои услуги маркетплейс получает вознаграждение — процент от суммы каждой сделки. Кроме того, маркетплейс взимает с продавца оплату за оказание услуг:
Важно: обязательство по формированию и передаче кассового чека покупателю возлагается на маркетплейс. Таким образом, продавец может сэкономить на покупке онлайн-кассы.
Документацию продавцу маркетплейсы передают двумя способами: через систему электронного документооборота (ЭДО) или размещают в личном кабинете продавца на своем портале (по такой системе работает Wildberries).
Облачный сервис для торговли МойСклад поможет не только организовать товарный учет, но и обеспечит интеграцию с маркетплейсами Ozon, Wildberries, AliExpress, Беру, Goods.ru, Tiu.ru. Вы всегда будете знать, сколько товаров у вас на складе и что надо закупить.
Схема работы
Алгоритм взаимодействия с маркетплейсом выглядит так:
1. Продавец собственными силами и за свой счет привозит товары в пункт приема. Размещает фото и сведения о товаре в личном кабинете на сайте маркетплейса.
Важно: не забывайте, что обязанность по маркировке товара лежит на его собственнике. Маркетплейс принимает товары только в промаркированном виде.
2. Маркетплейс обеспечивает хранение товаров, рекламирует их на портале, принимает оплату и организует доставку товаров покупателям. А также принимает возвращенные покупателями товары и утилизирует изделия с недостатками, если это входит в условие договора.
3. В указанные договором сроки маркетплейс передает вырученные от реализации средства продавцу за вычетом вознаграждения и направляет отчет о продажах.
МойСклад — официальный партнер системы Честный ЗНАК. Заказ кодов и любые операции с маркированными товарами — бесплатные.
Бухгалтерский учет у продавца
Как мы уже сказали, передача товаров от продавца маркетплейсу не признается реализацией. Поэтому до момента перехода права собственности на товары к покупателю фактическую себестоимость товаров нужно отражать на счете 45 «Товары отгруженные».
Д 45 К 41 — переданы товары на реализацию по агентскому договору.
Расчеты с маркетплейсом отражайте на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Рекомендуем открыть к нему субсчета:
Как правило, маркетплейс участвует в расчетах: принимает оплаты от покупателей и передает вырученные средства продавцу за вычетом вознаграждения.
В учете продавца операции по сотрудничеству с маркетплейсом отражаются следующими проводками (операции по НДС мы здесь показывать не будем):
Д 62 К 90-1 — отражена выручка от реализации товаров по агентскому договору;
Д 90-2 К 45 — списана себестоимость реализованных товаров;
Д 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные товары» К 62 — отражена задолженность маркетплейса по перечислению оплаты за реализованные товары;
Д 44 К 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению» — отражена сумма вознаграждения маркетплейсу;
Д 44 К 76 субсчет «Расчеты с агентом по возмещению расходов» — отражена сумма расходов, подлежащих возмещению маркетплейсу;
Д 51 К 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные товары» — получены деньги от посредника за вычетом суммы вознаграждения и суммы возмещаемых расходов;
Д 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению» К 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные товары» — зачтена сумма вознаграждения в счет оплаты за реализованные товары;
Д 76 субсчет «Расчеты с агентом по возмещению расходов» К 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары» — зачтена сумма возмещаемых расходов в счет оплаты за реализованные товары.
Налоговый учет у продавца
Спецрежимы
Доходы и расходы на льготных режимах учитывают кассовым методом, то есть при поступлении денег на счет или их списании.
Маркетплейс перечисляет вырученные средства продавцу за вычетом своего вознаграждения. Но доходом продавца является не эта сумма, а полная стоимость товара, которую оплатил покупатель.
Отражение в составе доходов суммы поступления на расчетный счет от маркетплейса приведет к занижению налоговой базы.
Пример: продавец купил товар за 600 рублей. Стоимость товара, которую заплатил покупатель при заказе через маркетплейс — 1 000 рублей. Вознаграждение маркетплейса — 150 рублей. Маркетплейс перечислил на счет продавца 850 руб.
Налоговая база у продавца:
Общий режим
Компании на общем режиме чаще используют метод начисления.
Продавец включает выручку от реализации (в полном объеме, как показано в примере выше) в состав доходов в момент перехода права собственности на товар к покупателю.
Так как товар обычно отгружается со склада маркетплейса, то выручку продавец отражает на дату, которая указана в отчете о продажах маркетплейса.
Сумму вознаграждения маркетплейса включают в состав прочих расходов, связанных с реализацией.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы
Договорные особенности при работе с маркетплейсами
Что такое маркетплейс, и почему такой способ продаж получил большое распространение?
В переводе с английского «маркетплейс» означает рынок, место торговли.
По факту маркетплейс и является большим рынком — местом, где продают различные товары. Только этот рынок находится в сети, продажи ведутся онлайн — через интернет. Именно поэтому популярность маркетплейсов возрастает: на фоне пандемии торговля переместилась в сеть, люди осознали удобство покупок через интернет. Здесь можно купить всё что угодно.
Существует несколько самых крупных маркетплейсов: OZON, «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет», «СберМаркет», «Ламода».
У каждого есть свой договор по взаимодействию с поставщиками товаров, поэтому при работе с маркетплейсом следует учитывать индивидуальные договорные особенности. Но у них есть основная общая черта, на которую мы и будем опираться при рассмотрении вопроса о бухгалтерском и налоговом учете маркетплейсов. Они заключают с поставщиком товаров агентский договор.
В каждом договоре могут быть прописаны следующие особенности:
Какую систему налогообложения можно применять при работе с маркетплейсами
Маркетплейсы предлагают работать с организациями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Но не каждая система налогообложения позволяет осуществлять такое взаимодействие.
Самозанятые не имеют права заниматься перепродажей, поэтому на маркетплейсах они могут продавать только собственную продукцию. Аналогичное правило действует для индивидуальных предпринимателей, которые применяют НПД.
Кроме того, ИП на патентной системе налогообложения не могут торговать через маркетплейсы, так как торговля через компьютерные сети не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения ПСН.
Обобщим, кто же может торговать через маркетплейсы:
Далее рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах: уделим внимание бухгалтерскому учету продаж через маркетплейс и налоговому учету торговли на маркетплейсах.
Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами
Итак, допустим, вы работаете с маркетплейсом. Организация при этом обязана вести бухучет. Для индивидуального предпринимателя бухгалтерский учет не является обязательным мероприятием, но многие ИП предпочитают его вести. Управленческий учет маркетплейсов представляется более информативным, чем бухучет в маркетплейсах для ИП, но что выбрать — решение каждого отдельно взятого предпринимателя.
В любом случае бухгалтерский учет маркетплейсов и для организаций, и для ИП одинаковый.
Основываемся на том факте, что между продавцом и маркетплейсом заключен агентский договор. При этом необязательно, что он будет именоваться именно так, а стороны будут называться «принципал» и «агент», но суть договора всё равно останется. Поэтому показываем проводки бухгалтерского учета реализации через маркетплейс как проводки реализации через агента.
Агент может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, размещение отзывов о товаре и пр.) и выставлять на эти услуги отдельные документы. В этом случае в учете продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение (Дт 26 (44) Кт 76.2; Дт 19 Кт 76.2), но на основании не отчета агента, а иного документа. Окончательный взаимозачет производится с учетом этих сумм.
Бухучет от маркетплейсов у покупателя не имеет особенностей. Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.
Кассовый чек при продажах через маркетплейс
Покупателями маркетплейса могут быть как юридические лица, так и физические. Поэтому актуальным становится вопрос о применении онлайн-кассы.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы в части формирования чеков онлайн-кассы?
При взаимодействии продавца с маркетплейсом происходит несколько расчетов:
Расчеты между маркетплейсом и продавцом товаров происходят в безналичной форме, поэтому говорить о применении онлайн-кассы в последних трех случаях не приходится, так как безналичные расчеты между ИП и организациями не требуют применения онлайн-кассы.
А вот при продаже товара конечному покупателю чек необходим:
Конечный покупатель переводит деньги, как правило, на счет маркетплейса, а не на счет продавца, поэтому и онлайн-кассу применяет маркетплейс. При этом они не являются платежными агентами.
Ранее Минфин выпускал разъяснения, что если агент действует от имени принципала, то и кассу должен применять принципал или же он должен передать свою кассу агенту. Обычно в агентском договоре с маркетплейсом указано, что последний действует от имени принципала. Но учет при работе с маркетплейсами таков, что получение агентом касс от множества принципалов или же отслеживание принципалом продаж в режиме реального времени представляется практически невозможным.
И формирование чеков маркетплейсом с указанием своего наименования на чеке, признака агента и реквизитов продавца стало обычной практикой.
ВАЖНО! В письме Минфина от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 говорится, что когда агент пробил чек, то обязанности пробивать повторный чек у принципала не возникает.
Как выглядит отчет по агентскому договору, мы писали в статье «Образец отчета агента по агентскому договору».
Учет работы через маркетплейс в целях ОСНО
Рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах при ОСНО.
При применении общей системы налогообложения необходимо в ее рамках уплачивать налог на прибыль (для ИП — НДФЛ) и НДС.
Никаких особенностей в налоговом учете торговли через маркетплейс нет. В данном случае важно вовремя получать отчеты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространенная и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчете агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.
При продаже товаров необходимо начислить НДС. К вычету можно принять НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Налог на прибыль (НДФЛ)
Налог на прибыль (НДФЛ для ИП) исчисляется при продажах через маркетплейс также без особенностей.
Исчислим налог на прибыль по предыдущему примеру:
Учет работы через маркетплейс для исчисления УСН
Особенности учета продаж через маркетплейс у организации на упрощенке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчетный счет продавца.
ВАЖНО! Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.
Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчета агента.
Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Как агент учитывает свои операции в налоговом учете? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, какие суммы и какими датами включает в доходы и расходы агент при разных системах налогообложения.
Как вести учет товаров на маркетплейсах
Учет товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности. Во-первых, каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться красивой картинкой и толковым описанием. То есть одного артикула и наименования мало.
Для начала учет товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.
При большой номенклатуре товаров складской учет для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учет торговли на маркетплейсе или складской учет.
Можно разработать собственную интеграцию, но это разумно для больших объемов продаж через интернет-площадку, так как требует индивидуального подхода программиста.
Многие игроки рынка бухгалтерских программ разработали свои системы учета для маркетплейса (например, «МойСклад», «Мое дело», облачная «1С»).
Учет маркетплейсов в 1С 8 реализован в виде учета в бухгалтерии маркетплейса через функционал комиссионной торговли.
Итоги
Работа через маркетплейсы — удобный и современный способ реализации товаров. Все они работают по агентским договорам, поэтому вести учет доходов и расходов, а также бухучет следует так же, как и по прочим агентским договорам. В настоящее время существует много сервисов, которые позволяют вести складской учет торговли в маркетплейсах. При небольших объемах можно ограничиться личным кабинетом на сайте интернет-площадки.
Как работают маркетплейсы: краткий гайд для бухгалтеров на примере WildBerries
Продажа товаров через интернет давно стала обыденностью для нашего бизнеса. Для увеличения числа покупателей в последние годы все активнее используются агрегаторы и маркетплейсы.
Маркетплейс — это по сути огромная витрина, на которой продавец выставляет свои товары. С продажи товара он возьмет свою комиссию, но при этом и все хлопоты по поддержке сайта, по общению с покупателями, по хранению и доставке ваших товаров он возьмет на себя.
Следует учесть, что маркетплейсы чаще всего берут деньги с продавцов за любое движение товара — хранение, пересчет, утилизация, приемка, возврат. Также будьте готовы к тому, что маркетплейс будет работать с вами по своим правилам — поставка товара в строго определенной упаковке, в строго определенном объеме и в определенные распределительные центры. Изменять что либо в договоре вам тоже не позволят.
Агрегатор всего лишь размещает информацию о товарах. В отличии от маркетплейсов он не имеет своего распределительного центра и не хранит товар у себя. Зато он дает возможность сравнить цены и предоставляет информацию о наличии в конкретном интернет-магазине, что удобно покупателям.
Один из самых известных маркетплейсов — WildBerries. Но если покупателей интересует только то, как купить качественный товар подешевле, то бухгалтеров — как провести в учете продажу этого товара через WB.
Один из вопросов, который долго не давал покоя бухгалтерам — как же пробивать кассовые чеки покупателям, ведь деньги получает WildBerries, который только раз в неделю делает отчеты агента. И в отчетах нет данных о том, когда и кому были проданы товары. А по мнению Минфина, если агент действует от имени и за счет принципала, ККТ должен применять принципал. Однако в мае месяце было опубликовано письмо от 27.05.2020 № 03-01-15/44636, в котором говорится о том, что если агент применил ККТ, то принципал уже чек не пробивает.
Еще один часто встречающийся вопрос — что является доходом для УСН. WB удерживает из суммы выручки свои расходы на транспортировку и хранение, а так же своё вознаграждение. И многие бухгалтеры и ИП думают, что доходом для УСН будет только то, что перечислили на счет.
Но это не так. Вот одно из последних обсуждений вопроса в Красном уголке бухгалтера, где подробно объясняли, что является доходом и как проводить такие операции в программе.
Есть несколько тем у нас в форуме, которые помогут вам разобраться и найти коллег по работе с WildBerries:
Новости на сайте про интернет-магазин WildBerries:
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Учет торговых операций через маркетплейсы в 1С
1С: Управление торговлей 11.4
Маркетплейс ( далее МП ) – это площадка, выполненная в виде интернет-магазина, в которой можно найти товары различных категорий по выгодным ценам, размещенные разными продавцами. МП не только предоставляет витрину для привлечения покупателей (сайт и приложение), но и хранит товары партнера на своих складах и собирает, упаковывает и доставляет заказы покупателям.
В последнее время популярность маркетплейсов в России выросла в десятки раз, связано это с недоверием потребителей к интернет-магазинам, которые делают большую наценку, при этом отправляют некачественные товары.
В этой статье мы разберём как вести учет с МП на примере типовой конфигурации УТ 11.4
Список лучших маркетплейсов, с которыми стоит работать
Порядок работы с МП в УТ 11.4
С МП заключатся договор, где организация и МК обязуются выполнять ряд требований для возможности быть представленными на витрине – Это каталог, который вы видите, когда смотрите нужный вам товар на сайте МП. Эти требования в договоре связаны с хранением товара, с упаковкой товаров, с доставкой товара и оформлением заказа.
Следующая таблица иллюстрирует ответственных за торговые операции в зависимости от модели взаимоотношений на примере с Яндекс.Маркетом.
Хранение Товаров | Сбор, упаковка | Доставка | Оформление заказа | |
Комиссионнная продажа | МК | МК | МК | МК |
Продажа под заказ | Организация УТ | МК | МК | МК |
Продажа под заказ | Организация УТ | Организация УТ | МК | МК |
Продажа под заказ | Организация УТ | Организация УТ | Организация УТ | МК |
В системе 1С существуют 2 схемы работы с МП в зависимости от выбранной модели взаимоотношений в договоре с МП :
1. Порядок работы с МП по схеме комиссионной торговли
Посмотреть подробнее работы с комиссионером в бухгалтерии 3.0 можно посмотреть здесь.
Я рекомендую использовать эту схему только тогда, когда товары хранятся на складе МК
1.1 Включить функционал Комиссионные продажи
Оформление операций передачи товаров на комиссию возможно только при установке флажка Комиссионные продажи в разделе НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – Продажи – Оптовые продажи
Рис 1 Настройка продажи
При включенной данной опции становятся доступными документы Отчет комиссионера (агента) о продажах для регистрации в системе факта продажи товаров на Маркете (комиссионером), а также операция пердача на комиссию в документах реализации товаров и услуг.
1.2. Создание Партнера МК
В разделе «НСИ и администрирование” выбрать пункт «Партнеры и создать партнер с типом отношений клиент кнопку «Создать».
Рис2 Список партнеров
1.3. Создание типового или индивидуального соглашение об условиях продажи
При работе с МК как с комиссионером может быть оформлено Типовое соглашение или Индивидуальное соглашение, но обязательно операция в соглашение должна быть “Передача на комиссию”.
Рис 3 Согласование с МК
1.4. Передача товаров на склад МК
Для регистрации в системе факта передачи товаров на склады МК нужно оформить документ “Реализация товаров и услуг” с операцией передача товаров на комиссию ( см рис 5)
Рис 5 Меню создания документа продажи
1.5. Оформление документа Отчет комиссионера (агента) о продажах и Отчет комиссионера о списании.
После получения от МК данные о реализации и прочем списании переданных на комиссию товаров оформляются документы Отчет комиссионера о продажах или Отчет комиссионера о списании.
1.6 Расчеты с МК
Система оплаты примерно одинаковая у всех – МК вычитает свои комиссии за доставку, витрину, прием и перевод денег и тд, и остаток денег перечисляет организации на расчетный счет. Могут разниться сроки и способы оплаты – ежедневно или раз в две недели или еще как. И к каждому переводу или нескольким переводам они формируют отчет по оплаченным заказам.
2. Порядок работы с МП по схеме продажи под заказ
Многие организации хранят товары на своих складах и работа с МП строится на понятии “заказ”. Все расчеты идут по заказу, а не по товару. Товары это состав заказа, он может фигурировать и обычно фигурирует в отчетах по оплатам и в отчетах с разбивкой за услуги МП, но обязательно с колонкой к какому заказу относится данный товар.
С МП заключатся договор, где организация обязуемся выполнять ряд требований для возможности быть представленными на витрине – Это каталог, который вы видите, когда смотрите нужный вам товар на сайте МП
Для работы в этой схеме нужно установить опцию либо Заказ только со склада либо Заказ со склада и под заказ в разделе НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – Продажи – Оптовые продажи
Более расширенное использование заказа предоставляет опция Заказ со склада и под заказ. В этом варианте можно оформлять заказы не только на товары, имеющиеся на остатках, но и на товары, которых нет в наличии на складе.
2.1 Установка цен номенклатуры
В этом случае соглашение с МК должен иметь операцию реализация, а не передача на комиссию как показано на рис. 3
2.3. Отгрузка товаров со склада организации
После получения заказа из МП нужно отгрузить товар либо в пункт МК ( если организация занимается сборкой и оклеиванием штрих кодов и упаковки) либо на склад МК, чтобы они занимались упаковкой и доставкой. В любом случае эта операция регистрируется документом реализации товаров и услуг
2.4 Возврат товаров от покупателей
Если товар не выкуплен или еще по каким-то причинам не доставлен покупателю, либо отказ или частичный возврат, организация его забирает обратно из пункта МП в который отвозила заказы, когда он туда вернётся.
2.5 Расчеты с МК
Система оплаты примерно также как и с комиссионной продажей – МК вычитает свои услуги и итоги перечисляет на расчетный счет организации
2.6 Вознаграждение.
Вознаграждение это часть оплаты за товар в заказе по которому МП сделал свою дополнительную скидку от цены организации УТ в том или ином виде. Поэтому оплата в заказе может быть разделена на две или более частей, в зависимости от состава заказа и примененных скидка МП.
Вознаграждение так же оплачивается переводом на счет и последующим отчетом с заказами к этому переводу.
2.7 Возврат денег
Деньги за возвраты товаров и частичные возвраты вычитаются из ближайшего перевода на наш счет, что потом будет также отражено в отчете к этому переводу.