как вести учет в салоне красоты самому
Подводные камни налоговых спецрежимов для бьюти-бизнеса в 2021 году
«Обеленение» малого и среднего бизнеса в 2020 году не прошло мимо индустрии красоты. После отмены ЕНВД в 2021 году молодым предпринимателям нужно решить, какая система налогообложения будет более выгодна для них.
Последнее время многие пытаются вывести свой бизнес «из тени», и бьюти-сфера не является исключением. Легальное осуществление предпринимательской деятельности помогает повысить лояльность клиентов и обезопасить себя от штрафов, а также даёт возможность:
Законная деятельность позволяет участвовать в программах по поддержке малого бизнеса или взять кредит в банке для развития.
После отмены ЕНВД предприниматели стоят перед выбором — какую систему налогообложения выбрать при регистрации своей деятельности или на какую перейти взамен «вменёнки». Для многих салонов наиболее выгодная система налогообложения — это ПСН (патентная система), но в ней есть и свои минусы. Рассмотрим, с чем можно столкнуться при выборе патентной системы, и выясним, кому больше подойдёт УСН.
Недостатки ПСН для салона красоты
Оформление патента на каждый вид предпринимательской деятельности
Например, если кроме оказания парикмахерских и косметических услуг, ИП одновременно занимается торговлей сопутствующих товаров, то ему нужно решить дополнительно ещё один вопрос. Патент распространяется только на один вид предпринимательской деятельности, то есть на торговлю сопутствующими товарами нужно приобретать патент отдельно, либо применять УСН.
В этой ситуации подводным камнем является тот факт, что патент по розничной торговле применялся только в том случае, если площадь торгового зала не превышала 50 квадратных метров. С 1 января 2021 года разрешённая площадь увеличилась до 150 квадратных метров, но тем не менее каждый регион РФ вправе ввести ограничения на физические показатели. Учтите этот факт при выборе системы налогообложения.
Фиксированные лимиты
Годовая прибыль ИП должна быть менее 60 млн рублей, если выйти за рамки этой суммы, то патент будет аннулирован. При регистрации предпринимательской деятельности стоит подстраховаться и оформить УСН, а затем перейти на ПСН. При отмене патента автоматически перейдёте на упрощённую систему налогообложения.
Число сотрудников салона красоты не должно быть более 15 человек. Если лимит превышен, то вы также будете платить налоги на общих условиях.
Расчёт стоимости патента от потенциальной прибыли
ПСН выгодна, когда реальный годовой доход салона красоты больше, чем потенциальный, установленный местными органами. В различных субъектах РФ эта сумма может варьироваться.
Примеры расчетов
Разберём наглядно на примере салона красоты, что более выгодно — ПСН или УСН.
Допустим, что это молодой индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Москве.
Количество сотрудников — 2 человека.
Сумма дохода в месяц — 120000 рублей.
Взносы за сотрудников
Патент на парикмахерские и косметические услуги на 1 месяц — 4950 рублей.
Патент на розничную торговлю на 1 месяц — 28405 рублей.
Итого: патенты 4950 28405 = 33355 рублей
Налог на ПСН можно уменьшить на страховые взносы (но не более чем на 50 %)
Итого в месяц 20000 16678 = 36678 рублей
Посмотрим, сколько составит налоговая нагрузка в месяц при УСН. Базу для расчёта возьмём — «доходы», налоговая ставка при этом режиме — 6%.
Налог на УСН 120000*6% = 7200 рублей.
При УСН «Доходы» налог можно уменьшить на страховые взносы за сотрудников и себя на 50%.
7200/2 = 3600 рублей
Итого в месяц: 20000 3600 = 23600 рублей
Вывод: при данных обстоятельствах салону в Москве с месячным доходом в 120000 рублей более выгодна будет упрощенная система налогообложения.
Теперь сделаем те же расчеты, но же с учетом суммы дохода 700000 рублей в месяц.
При ПСН в бюджет придется отдать все ту же сумму — 36678 рублей.
При УСН налог составит 700000*6% = 42000 руб., а с учетом уменьшения на взносы — 22000 руб. (42000-20000).
Всего налоговая нагрузка при УСН 20000 22000 = 42000 рублей.
Вывод: при относительно большом доходе выгоднее применять ПСН.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Бизнес управляет владельцем, или Как вести учет в салоне красоты, чтобы получать прибыль
Открывая свой салон красоты, многие владельцы полагаются лишь на собственные теоретические знания и интуицию. Кажется, что главное — преодолеть период открытия бизнеса и обустройства салона, а потом сразу начнется безмятежное время прибылей. Но тут как в случае с айсбергом: все самое масштабное скрыто от глаз.
После нескольких месяцев практической работы вдруг обнаруживаются недостачи материалов, ручеек клиентов не спешит превратиться в бурный поток и, главное, неясно, куда деваются деньги и почему нет прибыли.
Типичные проблемы в управлении салоном красоты
Салон красоты — сложная система со множеством элементов,и только грамотное системное управление позволяет сложить из них рабочую картину.
Все ошибки управления салоном красоты можно разделить на две категории: стратегические и тактические. Рассмотрим самые распространенные из них.
Ошибки стратегии
Творческий беспорядок — частый спутник креативных личностей. Когда он царит в мастерской или даже на рабочем столе, его можно даже признать частью особого стиля. Но в вопросах учета и контроля финансов, организации бизнес-процессов нужна систематизация и методичность.
Вот, например, нередкая ситуация. Куда бы ни поехал владелец салона красоты, он с особым творческим азартом изучает все, что имеет отношение к бизнесу: кремы, краски, лосьоны и многое другое. Нередко после таких поездок ассортимент салона пополняется действительно качественными товарами, которые пользуются популярностью у клиентов. Казалось бы, все отлично: у салона пополнение и все довольны…
Только вот куплены эти товары часто бывают за личные деньги владельца. Так незаметно происходит смешивание личных и деловых финансов, что в итоге очень затрудняет понимание, а где, собственно, прибыль и чему конкретно она равна. А ведь это только один из многочисленных примеров слияния денежных потоков.
Решение: систематизировать финансовые потоки. Как? Далее в этой статье мы расскажем об этом подробно.
Мастера — это чаще всего индивидуалисты. Каждый заботится о своем профессионализме и редко задумывается об интересах общего дела. Если есть какие-то курсы, это добавляет плюсик в опыт мастера, но мало работает на перспективу салона. Завтра его позовут в другой салон, и он уйдет, уведя с собой часть ваших клиентов.
В начале года кажется, что до следующего года еще далеко, а к концу накапливается столько хлопот, что планированием будущего некогда заниматься. Слишком многие владельцы новых салонов красоты подходят к началу второго года работы без плана, поэтому так велико число заведений, которые закрылись, проработав чуть больше 12 месяцев.
Если у вас еще нет бизнес-плана, ваше управление салоном больше похоже на бег белки в колесе: мелькают поставщики, клиенты, рекламщики, а движения вперед нет.
Решение: остановитесь и выдохните. Сядьте и напишите бизнес-план на ближайшие 12 месяцев. Продумайте бюджет, решите, как будете вести учет краски и материалов в салоне красоты, оцените возможные риски, предусмотрите сезонные спады. Без всего этого вы словно в тумане, а так будете ясно видеть дорогу, по которой движетесь.
«Когда ко мне приходят с вопросом, что сделать, чтобы вывести бизнес на хорошие прибыли, я сразу спрашиваю, есть ли у управленца бюджет на год? Знает ли он все статьи доходов и расходов на ближайшие 12 месяцев? Если ответ «нет», значит, нет нацеленности на прибыль».
Не секрет, что большинство руководителей салонов красоты — творческие люди, которых, мягко говоря, не привлекают документы с большим количеством цифр. Но реальность такова, что без разнообразных отчетов и множества цифр невозможно эффективное управление салоном. Как же быть?
Очень часто салоны красоты открываются и работают, так сказать, по наитию. Повезло с местом, сделали удачный интерьер и пригласили хороших мастеров — дело пошло, клиенты приходят, в основном по зову сарафанного радио. Дальше продвижение бизнеса происходит спонтанно, по принципу «решать проблемы по мере их обнаружения». Например, руководство салона заметило, что уменьшилось число клиентов и запустило разовую акцию.
Практика показывает, что это довольно распространенная схема, и у некоторых она даже срабатывает. Но знаете, что сказали бы на это врачи? Что устранение симптомов облегчает состояние, но не устраняет болезнь.
Решение: намного больше шансов сохранить и продвинуть бизнес у тех, кто заранее продумывает маркетинговую стратегию и действует по ней осознанно и планомерно.
Ошибки тактики: 5 «нет», которые все портят
О том, что клиента надо правильно встретить, помнят, пожалуй, все. Но присмотритесь, как в вашем салоне провожают клиентов, особенно тех, кто пришел впервые. Что вы знаете о таком клиенте?
Иногда,особенно накануне праздников, телефон в салоне красоты просто не умолкает. Одни клиенты хотят записаться, другие изменить время визита, третьи — просто узнать о какой-то услуге. А ведь еще есть звонки поставщиков, арендодателей, мастеров и многих других. В такие моменты не мудрено пропустить несколько звонков, а о кое-каких позабыть.
В конце такой предпраздничной гонки многие администраторы чувствуют себя обессиленными, да еще и расписание пестрит «окнами».
Онлайн-запись работает сразу по нескольким направлениям:
Телефон по-прежнему является важным средством связи, но нельзя забывать, что общество постепенно переходит к невербальному общению: через мессенджеры, сайты и социальные сети. Дайте своим клиентам возможность записаться онлайн и почти сразу заметите рост числа посетителей.
Очень многие салоны работают, что называется, по принципу дня открытых дверей: кто зашел, того и обслуживают. Такой подход еще может быть оправдан, если салон расположен как-то уж очень удачно, но в большинстве случаев эта тактика не гарантирует стабильного дохода.
Как уже говорилось, выгоднее делать ставку на постоянных клиентов, а для этого с лояльными посетителями надо поддерживать связь. Деликатно, но при этом не исчезать надолго из вида. Например, включите в стандарты обслуживания обязательное напоминание о записях, периодически информируйте своих клиентов, пусть даже и разовых, об интересных акциях или новинках.
Планирование склада — один из китов, на которых держится устойчивый бизнес. Если его нет, салон постоянно попадает «то в шторм, то в штиль».
Например, когда внезапно выясняется, что запасы того или иного материала критично малы, и всем записанным на завтра клиентам может не хватить, штормит всех: мастера, администратора, владельца, а иногда и клиента. А если заранее не связаться с поставщиками в сезон отпусков или перед длинными праздниками, в салоне может наступить «мертвый штиль», просто потому, что мастерам нечем работать.
И это только самые очевидные проблемы, связанные с отсутствием планирования склада.
Нередко владелец салона не понимает, почему уменьшается прибыль, хотя на первый взгляд все в норме: посетителей много, зарплаты мастеров не менялись, закупочные цены на прежнем уровне. Очень часто причины убытков тоже, образно говоря, «лежат на складе». А именно — в отсутствии контроля расхода материалов.
Специфика бьюти-индустрии такова, что здесь почти нет сезонности, зато есть частая смена периодов высокой нагрузки затишьями. Практически — после каждого праздника. И, несмотря на то, что календарь основных праздничных событий известен всем заранее, многие салоны красоты все же совершают типовые ошибки:
Можно сказать, что в декабре большинство салонов красоты проходит проверку на прочность. Именно под конец года выявляется большинство ошибок управления, причем некоторые могут даже привести к закрытию бизнеса. О наиболее распространенных декабрьских факапах и способах их избежать мы рассказываем в отдельной статье, советы из которой пригодятся в преддверии любого «низкого сезона».
Когда четкой стратегии нет, отсутствует контроль финансовых потоков,а все записи ведутся «на манжетах», жизнь владельца салона красоты превращается бесконечное в латание дыр. Только заполнили пробелы в расписании, как выяснилось, что на все услуги не хватает материалов. Едва разобрались с поставщиками, как пора сдавать отчеты в налоговую. Когда уж тут анализировать ошибки?
Но, все-таки, это надо сделать. Только работа на ошибками поможет вам исправить ситуацию, а также составить план действий на ближайшую и дальнюю перспективу.
Цифры — важная составляющая управления любым бизнесом. Даже таким креативным, как салон красоты. Нежелание владельцы салонов углубляться в отчеты и цифры легко понять — ведь так хочется посвятить свое время и силы чему-то творческому. Но, все же, если пустить учет на самотек, велик риск потерять весь бизнес. Цифры — ваши верные помощники в управлении салоном и уже за это стоит их полюбить.
Вот несколько показателей, которые Павел Гринишин называет главными в управлении салоном:
Контроль и анализ всех этих данных отнимет у вас намного меньше времени и сил, если установить в салоне программу автоматизации.
К примеру, CRM-система для салона красоты Beauty Pro позволяет учитывать все доходы и расходы, и формирует отчеты в один клик.
Есть множество салонов, открытых, что называется, для души: ради имиджа или просто, чтобы было чем заниматься. Такой подход к бизнесу тоже имеет право на существование, но акцент в нем часто смещен с прибыли. Если же вам нужна прибыль, без анализа эффективности расходов не обойтись.
Вот что советует Павел Гринишин по этому поводу:
Всегда контролируйте эффективность своих расходов. Например, вы вложили 2% своего дохода в обучение 1-2 мастеров. Проверьте, увеличился ли их средний чек через 2-3 месяца? Если есть рост, значит вложения были эффективными и обучение сотрудников можно продолжить.
Наверное, все владельцы салонов знают, сколько нюансов скрыто в учете использования материалов. Здесь важно не только фиксировать актуальный расход, а еще и контролировать соотношение дохода салона с расходами на материалы.
Вот несколько рекомендаций:
Ответить на вопрос, как вести учет краски в салоне красоты поможет CRM-система. Например, в программе Beauty Pro в описании каждой услуги можно указать нормативный расход необходимых материалов. При инвентаризации станет понятно, уложились мастера в нормы или надо проконтролировать расходование.
Конечно, надо учитывать, что мастера — это творческие личности. Поэтому в расходовании материалов всегда есть погрешность на креатив. Вы можете определить ее при помощи отчетов и компенсировать ценообразованием.
Реклама необходима для продвижения и развития бизнеса, но все ли рекламные каналы одинаково полезны? Как понять, вкладывать дальше в рекламу или нет? И если да, то в какую именно: печатную продукцию, социальные сети, билборды или, может, бабушек на скамеечке?
Тут важны сразу три момента:
Проще говоря, не стоит вкладывать много во все рекламные каналы одновременно. Эффективнее действовать по принципу: вложи в одно и отследи результат, вложи в другое и сравни.
Часто эффективность мастеров оценивается субъективно. Например, мастер, у которого много посетителей в день, кажется более успешным, чем тот, который за смену обслуживает двух-трех постоянных клиентов. При этом анализ среднего чека может показать, что второй мастер приносит салону больше прибыли.
Не менее важный момент — премии. Зачастую их тоже назначают, не слишком задумываясь, какую отдачу принесет эта мотивация. В результате сотрудник может быть мотивирован, но прибыль салона все равно уменьшится. Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит всегда сопоставлять объем премий с доходом.
В программа учета клиентов салона красоты Beauty Pro помогает оценивать эффективность мастеров сразу с нескольких сторон:
Эффективность администратора важна не меньше эффективности мастеров. Это сотрудник с обширными обязанностями и большой сферой ответственности, который служит связующим звеном между вами, вашими клиентами, остальными сотрудниками и поставщиками.
Есть несколько способов проанализировать эффективность администратора, и все они доступны в Beauty Pro. Вот лишь основные:
Даже при очень грамотной маркетинговой стратегии и объемном бюджете следует помнить, что главный рекламный инструмент салона красоты — это репутация. Не получая отзывов от клиентов, вы никогда не узнаете правды о своей репутации.
Как узнать, что о вас думают? Вот основные каналы сбора мнений:
Обратите внимание: эти каналы будут информативными только тогда, когда вы наладите со своей аудиторией обратную связь.
Маркетинговый план — важный элемент бизнес-плана, своего рода двигатель развития салона красоты. Он определяет сразу несколько аспектов управления бизнесом:
Сделать все перечисленные шаги и получить от каждого максимальную отдачу поможет программа автоматизации учета в салоне красоты. По мнению Павла Гринишина, только CRM-система обеспечивает бизнесу ту структурность и упорядоченность, которые необходимы для эффективного управления.
При этом Павел подчеркивает, что недостаточно просто установить программу, чтобы вести бухгалтерский учет в салоне красоты и составлять простейшее расписание. Надо еще и в полной использовать все инструменты, которые она предоставляет для анализа.
Чтобы помочь руководителям и администраторам салонов красоты эффективно работать с CRM-системой, мы написали статью о десяти самых полезных отчетах Beauty Pro.
Заключение
Без системы мотивации, плана загрузки, расчетов оборота нельзя говорить о прибыли. Чтобы сделать управление салоном красоты более эффективным и поднять рентабельность, нужен системный подход к управлению и обязательный анализ промежуточных результатов: за месяц, квартал, полугодие, год.
Мнение экспертов: улучшить салон, который год работал в убыток — сложнее, чем сделать новый. Во-первых, потому что имидж уже сформирован. Во-вторых, потому что сильно запутаны бизнес-процессы.
И, все-таки, есть возможность удачно перезагрузиться. Вот, вкратце, что для этого надо:
Скачайте бесплатно программу Beauty Pro и начните улучшать свой бизнес прямо сейчас.
Бизнес план запуска салона красоты
Описание бизнеса
Суть бизнеса: cалон красоты экономкласса с услугами парикмахера, косметолога и мастера ногтевого сервиса. Дополнительный доход с продажи косметических средств.
Клиенты: местные жители, в основном женщины от 20 до 55 лет.
Повод зайти: сделать плановую стрижку, обновить маникюр и педикюр, сделать укладку к праздничному вечеру, пройти курс процедур у косметолога.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. Рекомендуемая площадь: 100 м².
Аренда + коммунальные расходы: 140 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Кресла для клиентов | 200 000 ₽ |
Прибор для стерилизации инструментов | 50 000 ₽ |
Кондиционер | 45 000 ₽ |
Мойка | 23 000 ₽ |
Косметические лазеры | 28 000 ₽ |
Рабочее место мастера | 20 000 ₽ |
Детское кресло | 10 000 ₽ |
Мебель для ресепшена | 15 000 ₽ |
Специальная кушетка | 11 000 ₽ |
Компьютер | 45 000 ₽ |
Телевизор | 50 000 ₽ |
Кассовый аппарат | 24 000 ₽ |
Нагреватель воска или сахара | 3000 ₽ |
Стеллажи, полки, тумбочки, витрины | 70 000 ₽ |
Плойки, фены, инструменты для стрижки | 37 000 ₽ |
Зеркала, лампы, телефон | 25 000 ₽ |
Противопожарная система | 69 000 ₽ |
725 000 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Администратор: два сотрудника, которые принимают звонки, ведут запись клиентов и работают с кассой.
Парикмахер-стилист: 2 человека. Работают в плавающем графике, принимают клиентов по записи. Делают стрижки, повседневные и праздничные укладки.
Косметолог: проводит разовые косметологические процедуры и курсы лечебных.
Мастер по маникюру и педикюру: снимает старое покрытие, проводит ухаживающие процедуры, делает дизайн ногтей и цветное покрытие.
Уборщица: поддерживает чистоту в зале.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Найти и трудоустроить
Администратор 2 ставки | 110 000 ₽ |
Парикмахер—стилист, 2 ставки | 109 000 ₽ |
Косметолог | 54 700 ₽ |
Мастер по маникюру и педикюру | 48 300 ₽ |
Уборщица на полставки | 24 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
354 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
На запуск потребуется 2 млн ₽
Финансовый план
Закупка
Запастись расходными материалами: