как вести учет выдачи сиз
Журнал учета выдачи СИЗ
Если в организации работодатель приобретает и снабжает работников средствами индивидуальной защиты (а он это обязан делать в соответствии со 212 и 221 статьями Трудового кодекса), то на предприятии должен вестись журнал учета выдачи СИЗ. Этот документ иллюстрирует поступление к конкретным сотрудникам специальной защитной одежды, обуви, респираторов и других полезных приспособлений.
Особенно это актуально для компаний, где сотрудники осуществляют свою работу в загрязненных или вредных условиях труда, в местах с повышенной или пониженной температурой (например, пожарные или сварщики), где работники взаимодействуют с потенциально опасным для жизни и здоровья оборудованием.
Строительные и производственные организации нуждаются в таком журнале. Словом, это распространенная и часто заполняемая бумага.
Что относится к СИЗ
Для того чтобы избежать спорных моментов, в трудовом законодательстве (а конкретнее – в 209 статье) четко прописано, что относится к средствам индивидуальной защиты. Например, к этой категории относятся противогазы, защитные перчатки, очки, пояса, другая специализированная одежда и обувь. Основной критерий – это защитная функция.
Защищать можно разные человеческие органы. По этому признаку СИЗ и классифицируются. Так, бывают защитные средства для глаз, кожи, головы целиком, органов дыхания. Отдельно выделяют приспособления от падения с высоты (страховки).
Также выделяют фильтрующие и изолирующие средства индивидуальной защиты. Первые фильтруют поступающие в легкие и к коже воздушные массы, вторые предохраняют от воздействий электрического тока, химических веществ, повышенной или пониженной температуры и пр.
Не стоит забывать, что к СИЗ также могут относиться смывающие, обезвреживающие средства и иные жидкости. Есть комплексные виды защиты: комбинезоны различной комплектации и назначения. Полный перечень средств защиты на производстве можно найти в ГОСТ 12.4.011-89.
Как выдавать
Трудовой кодекс не регламентирует, каким именно образом и в какие сроки необходимо выдавать средства индивидуальной защиты. Руководитель организации либо ответственный за это работник вправе решать самостоятельно форму и периодичность выдачи. Если рабочие будут обеспечены средствами защиты постоянно и надлежащего качества, то у проверяющих организаций претензий не возникнет.
Что касается законодательной базы, то регулирует процесс выдачи СИЗ Приказ Минздравсоцразвития №290н от 1 июня 2009 года. Там сказано, что при выдаче нужно руководствоваться конкретной спецификой производственных процессов.
В Приказе Минтруда №997н от 9 декабря 2014 года подробно прописано, какие средства индивидуальной защиты сколько служат. Например, максимальный срок эксплуатации каски вместе с подшлемником, а также защитного плаща – 2 года.
Кем заполняется
Компания вправе самостоятельно решить, кто из ее сотрудников будет заниматься выдачей СИЗ и заполнением журнала. Принципиально важно, чтобы это был компетентный сотрудник. Эта обязанность может быть прописана в трудовом договоре.
Еще один способ поручить работнику заполнять журнал учета выдачи СИЗ – назначить его ответственным за выполнение данной обязанности специальным приказом руководителя. На практике очень часто такими ответственными работниками являются руководители подразделений, бригадиры.
Элементы журнала учета выдачи СИЗ
Документ достаточно прост. Бланк его состоит из двух листов: обложки и основной табличной части. На обложке должно быть:
Второй лист журнала учета выдачи СИЗ является образцом для заполнения последующих. В нем находятся следующие графы для заполнения:
Правила заполнения журнала учёта выдачи СИЗ
После того как страницы напечатаны, их прошивают. Если журнал закончился (прошел указанный срок его действия, обычно это 1 год), то на последнем листе ставят общее количество страниц, расписывается руководитель организации, ставится печать.
Важно! Каждая страница журнала обязательно нумеруется.
Контроль за сохранностью СИЗ, их тщательный осмотр проводятся перед их выдачей, а впоследствии — раз в полгода. Об этом также необходимо ставить отметки в журнале. Если это возможно, то в графу «примечание».
Исправления и помарки в документе не приветствуются, но могут быть исправлены. Для этого ложная информация зачеркивается одной чертой, сверху или сбоку (где есть свободное место) записывается верная. При этом обязательна подпись ответственного лица и текст «Исправленному верить».
Сопутствующие документы
Помимо журнала, при использовании средств индивидуальной защиты на предприятии используют:
Все эти документы помогут руководителю упорядочить взаимодействие персонала со средствами индивидуальной защиты. Не все из них обязательны для заполнения. А журнал учета выдачи СИЗ станет основой для упорядочивания.
Организация учета спецодежды на предприятии
Постановка задачи учета специальной одежды и средств индивидуальной защиты
Требование обеспечения СИЗ определяются ст. 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, существуют отраслевые нормы выдачи СИЗ, (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 октября 2008 г. N 541н), есть правила обеспечения спецодеждой и СИЗ (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н)
Какие потери от неэффективного учета наблюдаются на предприятиях?
Эти проблемы ложатся на плечи специалиста по охране труда и ему трудно без удобного инструмента организовать правильный и эффективный учет. Как можно реализовать необходимый учет специальной одежды? На практике есть 3 варианта:
Целесообразность применения отдельного программного продукта продиктовано не только соображениями разделения функций программы по разным подразделениям, но и по разделам учета, по типам и целям. Давайте посмотрим на задачи учета специальной одежды на предприятии:
При этом необходим оперативный обмен данными с другими учетными системами:
Рассмотрим схему бизнес-процесса учета спецодежды.
Такие задачи под силу современным платформам для автоматизации бизнеса. Ярким примером реализации такого подхода является разработка ООО «Информ Центр» программный продукт «Охрана труда» для 1С:Предприятия 8.
Автоматизация учета специальной одежды и СИЗ при помощи программы «Охрана труда»
Рассмотрим подробнее работу программы «Охрана труда». Для начала работы необходимо заполнить основные справочники: «Организации», «Подразделения», «Профессии», «Физические лица».
В программе имеется блок для обмена данными с типовыми конфигурациями на платформе 1С:Предприятие: «Управление производственным предприятием», «Зарплата и управление персоналом», «Бухгалтерия предприятия».
Для заполнения, а главное для актуализации данных можно воспользоваться обработкой загрузки данных. Программа уже настроена и для начала обмена достаточно просто указать необходимую базу данных в качестве источника. После обмена все необходимые справочники будут заполнены.
Теперь мы можем установить размеры физических лиц двумя способами:
Внести данные о размерах в личную карточку физического лица.
Воспользоваться специальной обработкой «Установка размеров физлиц». Этот вариант удобнее при первоначальном заполнении размеров, когда требуется заполнение данных по всем физлицам.
Вести размеры номенклатуры одежды, так же возможно с помощью программы «Охрана труда». Номенклатура в учетных системах бухгалтерии или складского учета может не вестись с достаточной степенью детализации по размерам. Там это не нужно. А для обеспечения работников специалисту по охране труда требуется обязательно. Для этого в программе предусмотрен учет в разрезе характеристик.
Полученные данные из учетных систем при переносе в программу «Охрана труда» необходимо конкретизировать по размерам.
Учет норм и потребностей выдачи спецодежды и СИЗ
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды и специальной обуви (Приказ 541н от 1.10.2008) загружены в программу в виде справочника. Наряду с ним могут быть загружены другие нормы. Список норм приведен в документе «Нормативные документы по установлению норм выдачи специальной одежды».
По согласованию с профсоюзом на предприятии могут применяться свои нормы выдачи, установленные с учетом аналогов. Для разрешения вопроса, что же положено выдавать в программе предусмотрен документ, который определяет, что и кому выдавать. Универсальность документа заключается в том, что можно назначить норму на выдачу как отдельному подразделению, профессии, рабочему месту или конкретному сотруднику, либо назначить комбинацию этих параметров в любом сочетании. Предусмотрена возможность корректировки количества и срока полезного использования для выдачи сменных комплектов. Это когда выдается 2 спецовки на двойной срок для возможности стирки.
Установленные нормы, с одной стороны, служат для расчета потребностей в спецодежде и СИЗ при планировании закупок, с другой стороны позволяют перейти к формированию лимитно-заборных карт для выдачи спецодежды согласно норм с учетом имеющегося в наличии складского запаса. Сформированные нормы выдачи закрепляются за сотрудником.
Как правило, на предприятиях выдачей спецодежды занимаются кладовщики складов вспомогательных материалов, реже встречается выделенный склад спецодежды. Программа позволяет самостоятельно вести учет движения на складах по спецодежде и СИЗ, а может обмениваться информацией с другой учетной программой. Тут есть несколько вариантов:
В любом случае в программе охрана труда должны присутствовать сведения о поступлениях на склад и выдаче спецодежды со склада.
Сведения о наличии остатков по сладам, данные о спецодежде в эксплуатации и рассчитанные нормы выдачи позволяют вычислить требуемые объемы закупки спецодежды и составить внутренний заказ.
Программа готова сама выполнить согласование между номенклатурой для учета и номенклатурой для заказа при помощи дополнительной таблицы «Товары для обмена».
Результатом работы системы учета спецодежды и СИЗ является получение оперативных и достоверных данных о наличии, об обеспеченности и о потребностях в закупках. При этом все необходимые перерасчеты, связанные с перестановкой или сокращении персонала, остановкой при простое или запуском участка работы, открытии нового производства сразу отражаются в отчетности.
Благодаря использованию данного блока на предприятии возникают следующие эффекты:
При переводе этих выводов на язык цифр видно, что внедрение программы позволит улучшить каждый из показателей и эффект от внедрения может составить в размере около 10% от годового бюджета на закупку спецодежды! Как это рассчитали? А вот как! Возьмем предприятие в 1000 работников. По статистике из начала статьи видно, что в год такое предприятие тратит в среднем на спецодежду и СИЗ порядка 7 400 000 рублей.
Очевидно, что построение системы учета спецодежды на предприятии окупается уже течении первого года и даже раньше.
Обоснование обеспечения работников СИЗ
Ст. 221 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить СИЗ работников, которые выполняют трудовые функции в условиях:
Практически для всех отраслей деятельности существуют установленные нормы выдачи СИЗ, утвержденные главным образом приказами либо постановлениями Минтруда или Минсоцразвития РФ.
В этих документах с разбивкой по соответствующим специальностям приведены перечни минимально необходимых для работника СИЗ. Работодатель может, утвердив соответствующий внутренний нормативный документ, установить собственные нормы выдачи СИЗ. Однако они не должны быть снижены по сравнению с утвержденными для отрасли.
Правильно разработать и использовать нормативы выдачи СИЗ вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по кадрам.
О том, в каких случаях допускается снижение норм, читайте в материале «Выдача СИЗ: типовые нормы — это минимум, но кому-то положена лишь половина».
Нормы содержат не только перечни СИЗ, но и сроки, на которые они выдаются. Работодатель должен с соблюдением этих сроков производить замену изношенных СИЗ на новые и при необходимости обеспечивать процесс их стирки, сушки и ремонта.
Обратите внимание! Если специальная одежда в бухгалтерском учете была отнесена к запасам, то она может быть списана при выбытии в случаях, отличных от продажи (пп. «б» п. 3, пп. «б» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
Организация учета выданных СИЗ
Общие для всех отраслей деятельности и любого работодателя правила, в соответствии с которыми производится хранение, выдача, использование и обеспечение ухода за СИЗ, отражены в приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.
Согласно этому документу работодатель обязан:
У работодателя есть право на:
За работником закрепляются обязанности:
Права работника сводятся к следующему:
Рекомендации экспертов по отражению спецодежды в бухучете и ее налогообложению можно посмотреть в Типовой ситуации от КонсультантПлюс «Как выдать и учесть спецодежду», получив бесплатный доступ к системе.
Личная карточка выдачи спецодежды: скачать бланк и образец
Лицевая сторона карточки учета выдачи СИЗ содержит информацию:
Оборотная сторона отражает данные о фактическом движении СИЗ по конкретному работнику: выдаче СИЗ, их возврате на склад.
О том, в какой ситуации могут потребоваться данные о выданных СИЗ, читайте в статье «Порядок оформления несчастного случая на производстве».
Образец заполнения личной карточки СИЗ на работника есть на нашем сайте.
Если СИЗ востребованы не постоянно, а нужны для периодического использования (например, при периодическом проведении работ или посещении объектов проверяющими или руководителем), для них может быть заведена карточка с записью «Дежурные» вместо данных работника.
Скачать бланк личной карточки СИЗ также можно на нашем сайте.
На нашем форуме можно узнать, как заполняют и ведут различную документацию ваши коллеги. Вот, например, ветка, где делятся опытом по заполнению личной карточки учета выдачи СИЗ.
Итоги
За работодателем законодательно закреплена обязанность по обеспечению защиты работника от вредных воздействий, которым он подвергается во время исполнения своих обязанностей, посредством СИЗ. Задачи по приобретению, хранению, уходу за СИЗ и их учету ложатся на работодателя.
Средства индивидуальной защиты: порядок выдачи, учета и возмещения из средств ФСС
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Разберемся, как обеспечивать работников средствами защиты и какова ответственность работодателя за нарушение сроков выдачи СИЗ. Расскажем о покупке средств защиты за счет средств ФСС России
Нормы выдачи СИЗ
Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:
Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:
Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов. Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.
Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.
Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.
Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.
Классы средств защиты
При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.
Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.
Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.
В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293). Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.
Срок использования СИЗ
Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.
Учет средств индивидуальной защиты
Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке. В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.
Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.
Можно организовать выдачу средств индивидуальной защиты через автоматизированные системы выдачи — вендинговые аппараты. Сейчас этот способ становится все более распространенным. Важное условие — сотрудник должен быть персонифицирован, то есть в системе он должен зарегистрироваться с помощью электронного ключа. Система понимает, кто к ней обратился, и вносит данные о выданных средствах защиты в электронную форму карточки учета.
Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат. Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.
Порядок выдачи СИЗ
Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:
Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.
Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.
Ответственность работодателя
В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:
Класс СИЗ | Штраф |
---|---|
Второй | |
Первый |
Финансирование из средств ФСС
Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:
Задачи социального страхования: снизить профессиональные риски и сократить производственный травматизм, в том числе возместить вред, который причинен жизни и здоровью. Это касается расходов на медицинскую помощь, социальную и профессиональную реабилитацию и пр. Один из пунктов Приказа Минтруда № 580 «О порядке условий финансирования предупредительных мер» дает право направить 20% от суммы выплачиваемых в ФСС взносов на мероприятия по охране труда, в том числе на закупку средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.
Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:
Если вы планируете возместить часть средств, затраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, за счет ФСС, то до 15 декабря текущего календарного года надо направить заявление на возмещение. Обычно мы подавали такое заявление в срок до 1 августа, но в 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из ФСС. Постановлением от 30.12.2020 № 2375 Правительство РФ установило новый срок подачи заявления и пакета документов. При этом, если вы готовы, вы можете сделать это уже сейчас.
Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат. Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.
Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году, смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ 685.6 КБ
Электронный учет средств индивидуальной защиты
Наталия Карлова,
специалист в области промышленной безопасности,
охраны труда
Что нужно принимать во внимание при ведении учета средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в электронном виде? Чем электронная карточка отличается от бумажной? Каковы преимущества выдачи СИЗ с помощью вендингового оборудования? Ответы на эти вопросы — в материале.
1. Особенности ведения личной карточки учета СИЗ в электронном виде
Наниматель обязан обеспечить бесплатную выдачу работникам СИЗ в порядке, установленном в Инструкции N 209. При этом при выдаче СИЗ он должен организовать их учет путем ведения личной карточки учета СИЗ (далее — личная карточка) в электронном или бумажном виде (абз. 2 ч. 1 ст. 28 Закона об охране труда, п. 43 Инструкции N 209).
Обратите внимание!
В Инструкции N 209 не устанавливается форма личной карточки. Вместе с тем перечисляется, какие сведения необходимо отразить в этом документе независимо от того, ведется он в бумажном или электронном виде (ч. 2, 4 п. 43 Инструкции N 209).
Ведение электронной личной карточки особенно актуально тогда, когда в организации СИЗ выдаются большому количеству работников и когда отдельные виды СИЗ с нормой выдачи «до износа» требуют частой замены (перчатки, беруши, респираторы и т.п.).
Кроме того, очевидно, что при ведении личной карточки в бумажном виде велик риск ее непреднамеренной порчи или утери, на ее заполнение требуется больше времени, чем на заполнение электронной формы такого документа.
Одной из важнейших функций, которые должны обеспечиваться при ведении учета СИЗ с помощью личной карточки, является идентификация конкретного работника, получившего те или иные СИЗ: по личной подписи или, что применимо при выдаче СИЗ с помощью вендингового оборудования, по личному пропуску, отпечатку пальца и т.п.
Обратите внимание!
Если работник получит травму, связанную с неприменением полагающихся ему СИЗ, то при расследовании несчастного случая на производстве нанимателю в акте формы Н-1 необходимо будет указать причину произошедшего в соответствии с классификатором причин несчастного случая (приложение 2 к Инструкции N 51/94):
— либо необеспечение потерпевшего СИЗ (2100);
— либо неприменение потерпевшим выданных ему СИЗ (2500).
Поскольку выдача СИЗ подтверждается личной подписью работника, отсутствие таковой (или иной идентификации, свидетельствующей о выдаче потерпевшему соответствующих СИЗ) будет являться доказательством того, что работник не был обеспечен полагающимися ему СИЗ (а это уже основание для привлечения к административной или уголовной ответственности уполномоченных должностных лиц нанимателя и (или) самого нанимателя).
Электронная личная карточка должна содержать сведения, предусмотренные в ч. 2, 4 п. 43 Инструкции N 209 (ч. 5 п. 43 Инструкции N 209).
Примечание
Электронная карточка ведется в электронном виде. Дополнительно формировать папки с бумажными экземплярами таких карточек в организации не требуется. При этом при необходимости у соответствующих специалистов должна быть возможность для вывода ее на печать.
Так, электронная личная карточка должна содержать:
— информацию о работнике (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), структурное подразделение организации, в котором работник трудится, профессия рабочего (должность служащего), дата приема на работу, дата изменения профессии рабочего (должности служащего) в период работы в организации (если имело место), пол, рост, размеры одежды (обуви, СИЗ головы, противогаза, респиратора, рукавиц, перчаток), показатели корригирующих очков (при их наличии));
— сведения о СИЗ, предусмотренных установленными нормами выдачи (наименование, классификация (маркировка) по защитным свойствам или конструктивным особенностям, норма выдачи).
— сведения о фактически выданных СИЗ (наименование, классификация (маркировка) по защитным свойствам или конструктивным особенностям, дата выдачи, количество, процент износа на дату выдачи, стоимость), которые подтверждаются подписью работника, а также сведения о возвращенных СИЗ (дата возвращения, количество, процент износа, стоимость), которые подтверждаются подписями сдавшего и принявшего СИЗ работников.
При этом в электронных личных карточках подписи работниками и соответствующими должностными лицами, указанными в ч. 3 п. 43 Инструкции N 209, не ставятся. Вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, который личную подпись работника, получающего СИЗ, содержит (например, требование-накладная) (ч. 5 п. 43 Инструкции N 209).
Образец заполнения: требование-накладная для выдачи спецодежды
Перейти на ведение личной карточки в электронном виде можно одним из следующих способов:
1) создается шаблон личной карточки в электронном виде путем внесения ее в электронные таблицы, например на базе MS Excel или MS Access. При этом в случае необходимости можно активировать многопользовательский режим, что позволит одновременно работать с базой данных разным пользователям (например, специалисту склада, инженеру по охране труда, специалисту по кадрам, бухгалтеру). При работе с таблицами можно осуществлять выборки по подразделениям, профессиям (должностям), наименованиям и размерам СИЗ, устанавливать «счетчик» даты окончания периода использования для каждого вида СИЗ и т.д. Однако информация заносится в эти таблицы вручную и так же актуализируется. А это не исключает ошибки из-за человеческого фактора;
2) дорабатываются с помощью специалистов имеющиеся программы бухгалтерского учета (например, такой программный продукт, как «1С: Бухгалтерия»). Это удобно, поскольку в данном случае в одной программе можно будет вести весь учет СИЗ, как бухгалтерский, так и выдачи СИЗ работникам. При этом учетом выдачи по-прежнему может заниматься специалист склада (а не бухгалтер) после соответствующего обучения и получения пароля для доступа к программному продукту;
3) заказывается у специалистов специальный программный продукт, отвечающий всем запросам организации и учитывающий требования Инструкции N 209. Это наиболее приемлемый, хотя и более затратный вариант, имеющий много преимуществ.
В частности, при заказе подобного программного продукта можно предусмотреть различные опции. Например:
— синхронизацию базы данных с базами данных отдела кадров, в том числе по принятым (уволенным), переведенным (перемещенным) сотрудникам;
— синхронизацию базы данных с базами данных бухгалтерии и склада;
— возможность автоматического составления пофамильного списка на закупку СИЗ, в том числе с учетом складских остатков;
— возможность пофамильной выборки сотрудников, у которых находятся в пользовании СИЗ с истекшим периодом использования;
— возможность вывода на печать других форм записей исходя из требований организации — заказчика программного продукта (личная карточка, ведомость выдачи СИЗ, требование-накладная, акт продления периода использования или акт списания СИЗ, графики планирования закупки или выдачи СИЗ и т.д.).
За счет введения в базу данных норм организации или типовых норм будет сэкономлено время, которое бы потребовалось на занесение этих сведений по каждому работнику вручную. В базе данных целесообразно предусмотреть такие позиции, как наименование и классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам, норма выдачи СИЗ в штуках, парах на определенный период использования (1 год, 2 года и т.д.), и привязать их к определенной профессии рабочего (должности служащего).
Ведение личной карточки в электронном виде также позволит нанимателю организовать выдачу СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом должны обеспечиваться идентификация работника и автоматическое занесение данных о выданных СИЗ в электронную форму личной карточки работника (п. 44 Инструкции N 209).
Примечание
При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, страховочные привязи, каски и т.д.), наниматель должен организовать проведение инструктажа работников по правилам пользования и простейшим способам проверки работоспособности и исправности этих СИЗ, а при необходимости и тренировку работников по их применению (абз. 7 п. 49 Инструкции N 209).
2. Выдача СИЗ с помощью вендингового оборудования
С помощью вендингового оборудования целесообразно выдавать рукавицы, перчатки, беруши, защитные очки и подобные СИЗ с нормой выдачи «до износа«. Так, износ перчаток на некоторых предприятиях может исчисляться неделями, а на других часами. При этом независимо от периода износа все СИЗ должны выдаваться работнику под подпись (или с использованием другого способа идентификации личности).
Очевидно, что при ведении личной карточки в бумажной форме специалисту склада для учета выдачи подобных СИЗ необходимо будет выполнить большое количество записей в ней вручную, а это отнимет много времени и приведет к необходимости скорой замены бланка. В данном случае электронная форма будет более приоритетной, хоть и не избавит соответствующего специалиста от необходимости заполнять множество документов бухучета (к примеру, требований-накладных), которые будут содержать подпись работника, и впоследствии вносить необходимые сведения в электронную базу.
Выдача СИЗ через вендинговое оборудование имеет массу преимуществ. Это:
— рациональная организация рабочего времени. При таком способе выдачи СИЗ минимизированы потери рабочего времени как самого работника, который в обычной ситуации вынужден каждый раз обращаться за требуемыми СИЗ к специалистам, так и для работников, которые ведут учет и выдачу СИЗ;
— доступность СИЗ. Работник в любое время может получить необходимые ему для работы СИЗ, что снижает риск его травмирования или получения им профзаболевания. Выдача СИЗ не зависит от человеческого фактора (например, на выдачу не повлияет отсутствие на рабочем месте соответствующего специалиста);
— рациональное потребление СИЗ. Вендинговые аппараты имеют возможность выставления индивидуальных лимитов выдачи СИЗ для конкретных работников, а пофамильный учет и контроль ведет к осознанному потреблению СИЗ работниками;
— упрощенный учет СИЗ. Идентификация работника при получении СИЗ через вендинговое оборудование осуществляется, как правило, посредством именного пропуска (RFID-карты) (также возможны варианты идентификации работника по отпечатку пальца или с помощью технологии распознавания лиц Face ID). И поскольку вендинговое оборудование связано через интернет с помощью Wi-Fi, GSM-модема или локальной сети с соответствующими электронными базами данных предприятия по учету СИЗ («1С: Бухгалтерия» и т.д.), полученные сведения быстро синхронизируются и обновляются в этих базах данных без участия специалистов.
Примечание
Поскольку работнику нужно не только получить новые, но и сдать пришедшие в негодность СИЗ, разработчики вендинговых аппаратов для того, чтобы максимально автоматизировать процесс выдачи СИЗ, предлагают модели, которые могут принимать СИЗ в стирку, и накопители СИЗ, утративших защитные свойства и не подлежащих повторной носке (рукавицы, перчатки, защитные очки и т.п.). Указанные модели также синхронизированы с базой данных организации по учету СИЗ. Информация об утилизации СИЗ, сданных через накопитель, сразу попадает в соответствующую базу данных, и работник может получить новые СИЗ вместо отслуживших.