как выложить кавер без нарушения авторских прав
Когда можно петь чужую песню (кавер) без разрешения автора?
Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?
А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.
В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».
Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.
Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.
Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».
Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:
Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.
Указание автора произведения
Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.
При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.
Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.
Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.
Внесение в песню изменений без разрешения автора
Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).
Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!
Законное исполнение песни без разрешения автора
На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:
Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!
Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.
Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?
Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!
Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!
Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.
Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.
Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!
Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).
Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?
Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. 😉
Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.
Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.
РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!
А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.
Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!
Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.
И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.
Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?
Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?
Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?
Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.
Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?
Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!
Как получить разрешение автора?
Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.
Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.
Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.
Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.
Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.
Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.
Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.
Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.
Исполнение моих песен
На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.
На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.
Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.
Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.
Права на каверы
Мы часто слышим исполнение популярных песен на улицах, в барах, в ресторанах, на корпоративах и в стриминге социальных сетей. Иногда публикации кавер-версии даже получают одобрение со стороны первоначальных исполнителей, но, к сожалению, с юридической стороны, такая поддержка не избавляет кавер-исполнителя от возможных правовых рисков.
Любая песня, даже не особо популярная, представляет собой объект интеллектуальной собственности, состоящий из совокупности прав:
А) права автора музыкального произведения (авторские права) – права лица, творческим трудом которого было создано произведение (музыка + текст). Если музыку и текст создают разные лица – то авторские права возникают у двух лиц – автора музыки и автора текста, которые являются соавторами композиции. Чаще всего авторы музыкального произведения отчуждают (передают в полном объеме, навсегда) свои права продюсерским центрам/лейблам, в таком случае с момента отчуждения прав правообладателем на музыкальное произведения становится соответствующий лейбл.
Б) права исполнителя произведения (смежные права) – права лица, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант). Так, у исполнителя возникают права именно на его исполнение, и только использование первоначального исполнения (например, исполнение Аллы Борисовны песни «Миллион алых роз») требует согласие от исполнителя. Это чаще всего имеет место быть при использовании фонограмм на различных мероприятиях. Смежные права на исполнение также обычно приобретаются продюсерскими центрами вместе с авторскими правами на произведение.
Иногда автор песни и его исполнитель совпадают в одном лице, в таком случае любое использование музыкального произведения (только минуса песни или с учетом исполнения) требует согласия такого лица, за исключением случаев, когда автор – исполнитель передал свои права на произведение продюсерскому центру или иному лицу.
Так, ярким примером отчуждения прав на исполнение является судебный спор между Сергеем Жуковым и продюсерским центром «Джем», которому еще в 1997 году были переданы права на несколько композиций, в том числе на песню «Крошка моя». В 2011 году Сергей Жуков исполнил данную песню на одном из концертов без получения согласия продюсерского центра, за что получил судебный иск со стороны «Джема» с требованием выплаты компенсации.
Итак, необходимо определить, кому и в каком объеме принадлежат права на песню.
Обязательно согласие правообладателя авторских прав на музыкальное произведение, поскольку в кавер-версии используется музыка и текст оригинальной песни.
Для кавера важны именно авторские права (п. А), поскольку под кавером подразумевается исполнение оригинального музыкального произведения другим исполнителем (музыкантом, группой). Таким образом, при создании кавера не используется первоначальное исполнение, что исключает необходимость согласия исполнителя (в случае, если смежными правами владеет отдельное лицо, не автор песни и текста). Но если всеми правами (и авторскими, и смежными) владеет одна звукозаписывающая студия или другое лицо, то момент неиспользования первоначального исполнения не играет роли, поскольку все равно необходимо согласие этого правообладателя на использование авторских прав.
Когда согласие правообладателя не требуется:
1) Истечение срока действия исключительного права на произведения (автор произведения известен и с момента его смерти прошло 70 лет) — например, свободное использование классических музыкальных произведений. Важно иметь в виду, что 70 лет должны пройти как с даты смерти автора текста, так и с даты смерти автора музыки, если данные лица не совпадают, в противном случае – необходимо отдельно запрашивать разрешение правообладателя на использование музыки/текста.
2) Использование музыкального произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ).
3) Публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях(пп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Например, любые утренники в детских садах, школах, конкурсы самодеятельности в перечисленных организациях и т.п, без взимания платы за посещение.
Важно: запись такого концерта (не важно с/без последующей публикации в интернете) не подпадает под свободное использование, для записи необходимо согласие правообладателя.
4) Создание произведения в жанре музыкальной пародии на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).
Важно: обязательным условием пародии является наличие комического эффекта. Например, исполнение оригинальной рок-композиции в жанре народной песни с использованием балалаек и т.п., то есть должен присутствовать абсурд.
5) Публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ). Например, исполнение музыкального произведения оркестром в помещении ЗАГСа (так как процедура регистрации брака осуществляется от имени государства, следовательно, церемония является официальной).
Итак, необходимо определить правообладателя текста и музыки произведения (это могут быть разные лица), убедиться, что использование произведения не подпадает под перечисленные выше исключения, когда согласие правообладателя не требуется и запросить согласие на использование музыкального произведения.
Для фиксации авторизации со стороны правообладателя необходимо оформить согласие письменно.
Согласие может быть в форме письма-разрешения с реквизитами, подписью и печатью правообладателя; в форме лицензионного соглашения (права на песню передаются в определенном объеме и на определенный срок) либо в форме договора отчуждения (когда передаются все права на песню в полном объеме).
Вознаграждение может быть предусмотрено, но если правообладатель так добр, что разрешает бесплатно использовать произведение – то это тоже стоит прямо прописать в соглашении.
Также необходимо явно прописать способы использования музыкального произведения – публичное исполнение (пп.6 п.2 ст. 1270 ГК РФ), а также переработка (пп. 9 п.2 ст. 1270 ГК РФ), если вы планируете существенно изменить произведение в ходе создания кавер-версии. Существенным изменением будет являться, например, новая аранжировка произведения, замена тональности, изменение мелодии, нехарактерная для данной композиции манера исполнения, добавление слов в текст, куплетов – то есть добавление ярких черт, явно отличающих оригинальное произведение от кавер-версии, а не только замена исполнителя с сохранением всех иных характеристик музыкального произведения.
Так, показательным случаем был судебный спор между Vanilla Ice и Джоном Диконом из Queen вместе с Дэвидом Боуи. Дело в том, что для трека «Ice Ice Baby» 1990 года рэпер Vanilla Ice семплировал классический басовый риф Джона Дикона (песня 1981 года «Under Pressure» в соавторстве с Дэвидом Боуи) — за что рэпер получил судебный иск. Vanilla Ice утверждал, что добавил в риф дополнительную ноту, но изменение рэпера не было признано существенным (переработкой), в результате, Боуи и Queen получили от рэпера неназванную сумму денег и указание авторства.
Важно: при переработке произведения создается новое произведение, права на которое уже полностью будут принадлежать вам – создателю переработки, но предварительно вам необходимо будет получить согласие на осуществление такой переработки со стороны правообладателя первоначального (оригинального) произведения.
Какая может быть ответственность за использование музыкального произведения без согласия правообладателя:
Уголовная: от 200 000 рублей до шести лет лишения свободы.
Административная: от 1500 рублей до 2000 рублей (для граждан).
Гражданско-правовая: от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей либо двукратная стоимость контрафактных экземпляров/двукратная стоимость лицензии на композицию.
Наступление уголовной/административной ответственности не исключает возникновение гражданско-правовой.
Хорошая статья. По существу и без воды. Рекомендую дополнить ответом на вопрос, интересный обычному обывателю: «На каком правовом основании радиостанции крутят песни и как это все возможно?»
Спасибо! Радиостанции заключают лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО), которое является аккредитованной организацией по коллективному управления авторскими правами правообладателей (в т.ч. зарубежных) на территории РФ. На основании этой лицензии радиостанция платит РАО авторское вознаграждение, которое должно быть перечислено от РАО авторам.
Прикрепляю ссылку на статью, где я подробнее писала о РАО/ВОИС. ред.
Отлично написано, наверняка кому-то пригодится. Но как-то обойден вопрос смежных прав на фонограмму и будет много вопросов скорее всего в этой связи) ред.
Кавер-версии могут стать мостом между новыми фанатами и вашим старым материалом. Добавьте свой собственный вариант популярной песни, и мы поможем вам правильно лицензировать и распространять ее!
Мы не посредники.
У нас прямые договора с правообладателями.
И да, мы лицензируем кавер-версии всего за 29,99$
А размещаем бесплатно
Мы давно занимаемся лицензированием и изданием каверов.
В основном, к нам обращались издательские или звукозаписывающие компании. Мы лицензировали и выпускали артистов под их лейблами.
Многие артисты недовольны, что им выставляют нереально высокие ценники за лицензии. Мы за доступность возможностей музыкального рынка для артистов. И создали свою группу в ВК, чтобы услуга была доступна широким массам. И без бешеных наценок. vk com / unitedmusiclimited
Может, у Вас найдётся время ответить на пару вопросов по публикации русскоязычных каверов? Очень трудно найти где-либо информацию.
К примеру, насколько я выяснил, в США с 2018 действует Music Modernization Act, который позволяет публиковать каверы через ряд стриминговых сервисов, типа Spotify, которые сами решают вопрос с отчислениями оригинальными правообладателю, не требуя от автора кавера даже обладания механической лицензией. Но в случае с русскоязычными песнями, изданными на территории России, возможно ли такое? Или же требуется в обязательном порядке прямое согласие правообладателя? А если песня распространяется зарубежным издателем, таким как Universal Music, на территории как США, и РФ, договариваться всё равно нужно?
Большое спасибо!
Интерфейс любого, даже самого сложного продукта складывается из множества простых элементов и блоков. И от каждого из них напрямую зависит, насколько удобным для пользователя и эффективным для бизнеса будет ваш продукт.
Как выложить кавер без нарушения авторских прав
В Гражданском кодексе РФ такого термина нет, произошел он от английского слова cover. Суть кавера в том, что лицо исполняет чужое произведение (чаще всего это песня).
Таким образом, в идеале кавер-версия должна представлять собой объект смежных прав (исполнение), а исполнитель, соответственно, должен обладать смежными правами. Однако в статье мы преимущественно остановимся на проблемах авторского права.
Обратим внимание, что каверы могут быть двух видов: когда музыкант использует собственные инструменты для проигрывания определенной последовательности нот; либо когда он берет уже готовую фонограмму и под нее играет на инструменте или поет (например, караоке).
Во втором случае о нарушении могут заявить еще и организации, являющиеся обладателями исключительных прав на фонограммы (зачастую в качестве них выступают студии звукозаписи). Так происходит потому, что эти организации в силу закона (ст.
1324 ГК РФ) наделены смежными правами на такие объекты, и, когда фонограмма проигрывается без соответствующего разрешения, нарушаются права и законные интересы организаций-правообладателей.
Если же исполнитель не используют уже записанную комбинацию звуков (фонограмму), а создает ее самостоятельно на основании готовой нотной партии, то очевидно, что здесь интересы студий звукозаписи не могут быть затронуты.
Обратим внимание, что возможно два вариант исполнения песни: законное и незаконное. В первом случае у исполнителя возникнут смежные права в силу статьи 1313 ГК РФ, а во втором он будет являться нарушителем, и правообладатель может взыскать с него компенсацию. Рассмотрим оба варианта.
Законные исполнения песни
Конечно, это был бы идеальный вариант. Исполнителю нужно получить разрешение на использование музыкального произведения у правообладателя, заключив с ним лицензионный договор. Правообладатель по закону может передать право исполнять песню как бесплатно, так и платно, поэтому можно попробовать договориться с ним на первый вариант.
В личных целях (например, у себя дома) музыкант может спокойно играть песню, не нарушая ничьих исключительных прав (ст. 1273 ГК РФ).
Во всех случаях должна отсутствовать коммерческая цель. Следовательно, теоретически видеозапись с кавер-версией, загруженная на таком канале Youtube, который не монетизирован, не будет нарушать исключительные права. Но попытки получить доход с объекта авторского права могут обернуться абсолютно законными претензиями со стороны правообладателя.
Незаконные исполнения
Во всех остальных случаях музыканты будут нарушать исключительные права. Следует также помнить, что использование в кавер-версии фонограммы, как мы уже разобрали, может повысить степень опасности нарушения.
При этом использование минусовки или ремикса не освободит от ответственности исполнителя.
При исполнении чужих произведений не следует забывать и о соблюдении личных неимущественных прав авторов. Так, желательно, играя чужую песню, доводить до сведения третьих лиц, кто является автором произведения.
Запрещается искажать песню, иначе автор может заявить о том, что нарушен творческий замысел, т.е. право на неприкосновенность произведения.
Итак, подытожим все вышесказанное. Чтобы не нарушать авторские права, нужно одно из трех:
Впрочем, не стоит забывать, что у произведения, которое исполняется, может истечь срок охраны исключительного права, т.е. могло пройти семьдесят лет со смерти автора. Так, исполнение классики уже давно вполне законно.
Инструкция как не нарушать авторские права на Youtube и обойти блокировку
Мы поговорим об этом, а также о возможных последствиях обхода ↓↓↓
Давайте сразу выясним, чем могут обернуться попытки обхода авторских прав на Youtube.
1) Во-первых, на ваш канал может пожаловаться любой пользователь, если заподозрит вас в воровстве контента.
Вот такие вот пироги ↓
2) Во-вторых, нужно помнить о периодических проверках контента системой Content ID. Даже если пользователи не пожалуются на вас, рано или поздно вы можете получить бан. Особенно учитывая то, что система постоянно развивается .
P.S — В интернете часто спрашивают: помогает ли программа Spin Blaster избегать страйка?
Ответ: Она просто создает множественные копии вашего контента, но как таковой защиты она не дает.
После того, как мы выяснили, чем чревато нарушение на Ютубе авторских прав, давайте рассмотрим возможные способы их обойти ←
Актуальные способы :
Рассмотрим подробнее способы избежать нарушения авторских прав на Ютубе ↓↓↓
1) Использование коротких кусочков
Система проверки Content ID не находит фрагменты короче 30 секунд. Такие фрагменты можно считать легальными. За них вас не заблокируют.
Вот скрин от системы ↓
2) Классическая уникализация
Вот несколько способов обойти блокировку авторских прав на Youtube: ⇓⇓⇓
Эти способы позволят вам загружать неограниченное количество видеороликов, однако не стоит забывать, что риск блокировки все равно остается.
Как проверить риски?
Перед тем, как загружать видео на канал, лучше его проверить.
Есть два способа сделать это: ↓↓↓
Заявки системы можно оспаривать !
Это можно делать в трех случаях: ↓↓↓
Внимание!
Если заявка будет признана правомерной, то рискуете получить страйк, пытаясь ее оспорить.
Как избежать проверки контента на новом канале
Есть метод обхода авторских прав на Ютубе, который применим только на вновь созданных каналах. Он имеет ряд недостатков….
→ Преимущество этого способа в том, что повторных проверок не проводится, и ролики заблокируют, только если на них пожалуются зрители
• Но есть у этого способа большой минус : им можно воспользоваться лишь раз до подтверждения аккаунта по SMS .
Как быть с музыкой?
Ходят слухи, что на Ютубе есть определитель песен. То есть если использовать чужие треки в своих роликах, то даже применение эффектов для звука вас не спасет от бана.
1) В процессе монтажа видео, перед тем, как добавить музыку, сначала кликните по треку правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню Свойства.
2) Перейдите на вкладку Сводка и очистите все записи.
3) Сохраните.
• Ютуб берет данные о треке именно из свойств файлы
Поэтому такая очистка поможет вам обойти блокировку !
Вот еще способы: ↓↓↓
Накладывайте логотип
Использование логотипа на видео поможет вам избежать блокировки. если даже на вас пожалуются конкуренты — им нужно будет найти оригинал видео без логотипа, чтобы доказать факт нарушения авторских прав !
Защита от партнерской программы
→ Партнерские сети также дают некоторую защиту от банов.
Вы можете работать напрямую с AdSense, если на 100% уверены в “чистоте” своих видео….
Однако, если вы используете чужой контент, со временем вам будут отказывать в монетизации, не объясняя причин !
→ Есть альтернативные сети — например, QuizGroup.
Она крупная, деньги выплачивают на Webmoney, у нее доступный порог для включения новых партнеров.
P.S — При работе с ней отпадают проблемы с использованием музыки и ряд других ↓
Обязательно проверьте
→ Чтобы узнать, не нарушили ли вы чьи-то права, откройте раздел Авторские права в Менеджере видео. Там вы увидите список ваших видеороликов с нарушениями, если таковые имеются.
• Нарушение, которое наиболее часто встречается, — “Совпадение со сторонним содержанием”.
Оно означает, что автопроверка нашла в ваших видеороликах нелицензионную музыку или фрагмент видео, ранее опубликованного на Youtube.
Итог
Мы рассмотрели самые популярные способы обойти на Ютубе блокировку авторских прав. С осторожностью используйте их только в крайних случаях !
Помните, что лучшая защита от бана — это создавать авторский контент, не нарушая ничьи права .
Кавер-группа и кавер-версия с точки зрения авторского права
Что такое кавер-версия?
Термин «Кавер-версия», «кавер» берет свое начало от английского «cover», что в переводе означает «покрытие». Кавером принято называть авторское музыкальное произведение, получившее новую интерпретацию и исполненное иным музыкантом. Соответственно, музыкальный коллектив, который специализируется на исполнении каверов – кавер-группа.
Исполнение кавер-версий довольно широко распространено на современной сцене. Кавер группа это прекрасный выбор для заказчиков и устроителей торжества — в репертуар исполнителя попадают проверенные временем музыкальные композиции, занимающие лидирующие положения в чартах.
А иногда случается и так, что песни, получившие «вторую жизнь» в кавер-версии, становятся популярными именно в таком, переосмысленном виде. К таковым, например, можно отнести всемирно известные и признанные хиты Уитни Хьюстон («I will always love you»), The Beatles («Twist and Shout») и многие другие.
Сегодня мало кто это знает, но факт остается фактом: все эти песни являются каверами ранее известных композиций.
Что же послужило стимулом для такого повального распространения кавер-групп и исполнения каверов? Безусловно, тем, что живая музыка на вечеринке, корпоративе, свадьбе – это модный и современный тренд. Подобные события стали благоприятной почвой для профессионального развития в этом русле исполнителей, получивших возможность воспроизводить на сцене полюбившиеся публике хиты.
Казалось бы, куда проще? Нанял музыкантов, дал им в руки известные хиты – и кавер-группа готова. Тогда отчего же рынок рунета явно не перенасыщен предложениями кавер-коллективов, а действительно профессиональных групп, работающих на рынке много лет, вообще единицы.
Наверное, есть и подводные камни? Да, есть. Айсберги, на которых можно потопить очень много денег – правовое урегулирование этого вида деятельности.
Рассказать подробнее о непростом рынке услуг кавер-групп и о его юридических особенностях мы попросим Владимира Хоменко, финансового директора компании GiveMeMusic – агенства, которое работает уже 6 лет и самостоятельно создало и продюсирует не одну, а целых три кавер-группы.
Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic
Итак! Владимир, здравствуйте!
В.Х.: Добрый день!
Законно ли использование чужой песни?
В.Х.: Правильней будет сказать так: для того, чтобы исполнение песни было законным, нужно произвести ряд действий. Среди многих музыкантов распространено убеждение: дабы не нарушать авторские права, перед исполнением песни нужно назвать имя автора (или исполнителя).
Однако, это не так. Использование авторской композиции возможно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения.
Стоит заметить, что во многих странах существует свой подход к авторским правам. Так, например, в некоторых государствах срок действия авторских прав заканчивается спустя 70 лет после ухода правообладателя из жизни.
В некоторых – 50. В такой ситуации для получения права на использование музыкальной композиции нужно обращаться за разрешением к наследникам автора.
Встречаются и случаи передачи/продажи авторских прав другому лицу. Для этого процесса составляется договор отчуждения авторских прав.
По истечении заявленного срока песня причисляется к общественному достоянию, то есть появляется возможность ее свободного использования любым лицом без ограничений. Важно отметить, что сроки перехода произведений в общественное достояние в разных странах могут отличаться.
Например, в России произведение может числиться в списке общественного достояния, а, к примеру, во Франции на него будет действовать авторское право.
Привлечение таких песен в свое творчество очень выгодно и для исполнителей и для заказчиков: во-первых, потому что не нужно платить денежную компенсацию за использование авторских прав (роялти); а во-вторых, исполнители автоматически приобретают авторские права на созданный ими кавер, а у заказчика торжества гарантированно нет проблем с правообладателями.
Существует и практика использования авторских сочинений с привлечением лицензии creative commons, которая дает возможность авторам максимально упростить процесс предоставления разрешения на использование их композиций по всему миру. Но с определенными условиями.
Все другие случаи подразумевают обязательное обращение к законному правообладателю. Как показывает статистика, зачастую сложно определить, кто именно является владельцем авторских прав.
Именно поэтому функцию сбора роялти берут на себя специализированные организации, занимающиеся вопросами авторских прав, а хлопоты по урегулированию авторских прав — пряма забота менеджмента выступающих артистов.
Кавер-группа сквозь призму авторского права
В.Х.:При прослушивании кавер-версии не трудно выявить степень переосмысления исполнителем авторского сочинения: или это композиция, ощутимо отличающаяся от оригинала, или практически полное его повторение. Но при этом произведение будет узнаваемо, потому что его «ядро» составляет одна мелодия.
Именно по этой причине кавер-версия с точки зрения авторского права не является автономным произведением. Однако существует несколько любопытных моментов.
Если в авторской композиции изменениям подверглись ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.
В этой ситуации музыкант, сделавший транскрипцию, приобретает авторские права на данную кавер-версию. Опять таки, приобретение законно если изначально дано разрешение от правообладателя.
В случае с переработкой песни возникает более сложная ситуация. Эта музыкальная композиция объединяет в себе две составляющие: музыку и поэтический текст.
Здесь стоит говорить уже об авторских правах как на слова, так и на музыку. Возможен и вариант, когда текст принадлежит нескольким авторам.
Для законного создания кавер-версии в этом случае нужно иметь разрешение от всех владельцев авторских прав.
Иногда случается и так, что каверы не создают новую интерпретацию. Кто-то предпочитает перепеть всем известную композицию по-своему, а кто-то исполняет ее практически один в один.
В последнем случае кавер-версия может отличаться от оригинала незначительным варьированием инструментальной партии. В этом случае можно говорить только о смежных правах на исполнение.
Собираясь на гастроли в другой город, и уж тем более, в другую страну, менеджеру кавер-группы нужно очень ответственно подойти к вопросам оформления лицензионных договоров, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Во-первых, не в каждой стране в действующем законодательстве можно найти расшифровку определения «кавер-версия».
Например, в законодательстве Украины нет такого понятия. Когда Вы заказываете кавер-группу, в договоре уделите внимание терминологии, расшифруйте как можно шире это понятие, а также найдите подробные указание, каким образом они используют авторское сочинение.
Во-вторых, серьезные и ответственные организаторы мероприятий предпочитают сотрудничать с артистами, которые позаботились о «чистоте» в использовании авторских прав.
Какие могут быть неприятные последствия при несоблюдении кавер-группой авторских прав?
В.Х.:Проблемы с лицензионным урегулированием очень больно бьют по карману. Штрафы за всего один прозвучащий незаконно хит могут достигать шести, а то и семизначных цифр.
Для заказчика есть и еще один неприятный момент. Правоприменительная практика в России и СНГ такова, что ответственность за нарушение лицензий чаще несет не исполнитель, а заказчик.
Это не совсем верно с точки зрения здравого смысла, но это так.
Кавер-версия и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебречь. «Забывчивость» может очень больно ударить по карману и репутации
Объясню на понятном языке. Проведя масштабный корпоратив для Вашей компании, Вы через какое-то время, вдруг с удивлением узнаёте, что компания-правообладатель выдвинула иск за незаконное исполнения песен, права на которые принадлежат ей.
Артисты, которых Вы наняли, просто не имели права исполнять их, и на Вашем мероприятии произошло то, что юридически называется «публичное исполнение без соответствующего разрешения». Итог — в Вашем почтовом ящике – неприятное письмо, а на пороге кабинета – еще более неприятные люди с безвыразительными лицами.
зачастую ответственность за нарушение последних ложится на плечи организаторов мероприятий, а не на исполнителей
Причем здесь Вы? Все просто. Кавер-группа, которую Вы наняли, при первых признаках бури, попросту растворилась в воздухе: сайт выключен, а музыканты разошлись в разные стороны.
Напомню, что подобные иски могут быть предъявлены только юридическому лицу – коллективу (именно он указан в договоре), а отдельным музыкантам и администраторам ничего предъявить нельзя. Преследовать одно физлицо — певца, гитариста, пианиста — с сомнительными шансами на успех никто не станет.
Слишком велики издержки. Гораздо проще «прижать» Вас – солидную крупную фирму, которая не броситься в бега.
Де-юре, Вы – добросовестный приобретатель и ничего не должны, де-факто – платите за чужие грехи.
Не может быть, чтобы все было так плохо?
В.Х.: Я могу Вам сходу озвучить несколько названий компаний, которые попали в такие прецеденты: компания вынуждена была оплачивать лицензионные издержки благодаря недобросовестной кавер-группе, которая исполнила на их мероприятии произведения, на которые она не имела прав.
По букве закона, Вы — добросовестный приобретатель, и не несете никакой отвественности за действия третьих лиц. На деле — отдуваетесь за юридическую нечистоплотность нанятой кавер-группы
Еще раз повторю, кавер-группа и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебрегать. Если Вас уверяют, что «никто не узнает», знайте, что Вас осознанно обманывают.
У правообладателей масса способов получить информацию о нарушениях их прав. Я знаю пример, когда против компании был выдвинут иск после того, как один из сотрудников просто выложил в сети видео со своего смартфона с прошедшего праздника.
Можно забаррикадировать двери и отнять у всех сотрудников сотовые телефоны. А можно просто нанять профессионалов, которые соблюдают все нормы законности.
Как с юридическими правами обстоят дела на рынке? Многие ли кавер-группы работают «по-белому»?
В.Х.: К сожалению, нет. Большинство кавер-групп, которые Вы найдете в интернете, это «однодневки», и никаких лицензий на исполняемые песни они не имеют. Они просто лукавят с заказчиком. Красивые сайты и много слов — всего лишь вывеска
Не может быть. Они существуют долго, по нескольку лет
В.Х.: Вы, наверное, хотите сказать, их названия существуют несколько лет. Названия есть, под ними – бесконечная чехарда менеджеров, продюсеров и составов. При первых проблемах – все в рассыпную.
Даже если они и вправду выступают по 5-7 лет вместе, это никак не гарантирует юридической чистоты проекта. Рецепт простой: требуйте документы! Запросите подтвержденную лицензионную документацию – и увидите, как они исчезнут с Ваших радаров.
Требуйте документы, подтверждающие права на исполнение кавера! Документы — это лакмусовая бумажка
А на GiveMeMusic все в порядке с лицензиями?
В.Х.: Что за вопрос! С самого создания компании GiveMeMusic в основы заложено железное правило: только законная деятельность и неукоснительное соблюдение авторского законодательства.
Кто-нибудь еще работает «по-белому»?
В.Х.: Мы на рынке 6 лет, и я могу назвать еще, наверное, 2-3 коллектива, помимо наших, которые работают прозрачно и с соблюдением всех законодательных норм. Притом, что это – отдельные коллективы. Продакшен-агенство, которое само создает и промотирует свое кавер-группы без посредников – это только мы.
Резюмируем:
Кавер-версия и авторское право — вопрос тонкий. Если Вы решили ангажировать кавер-группу, то этой группе необходимо:
Авторские права в Инстаграме – как проверить музыку или фото и обойти блокировку
Instagram – одна из самых популярных сетей на сегодняшний день. Ежедневно пользователи размещают здесь тысячи постов, активно делятся комментариями и сообщениями, оставляют лайки.
Публикуемый контент разнообразен. На платформе вы можете встретить разношерстные фото (любительские, профессиональные и т.д.), сумасшедшие видео, коллажи, стильные анимации и многое другое.
Однако в представленном разнообразии нередко мелькают однотипные записи – просто похожие или полностью повторяющие друг дружку. В связи с этим возникает вопрос: где заканчивается цитирование и начинается плагиат? Причем особенно остро он стоит в отношении музыкального контента – песен, мелодий.
Ниже рассказываем, как избежать нарушения авторских прав на музыку в Instagram (Инстаграме), а также делимся полезными советами и рекомендациями, как уберечь свой аккаунт от возможных блокировок и повысить охваты.
Признаки
В последнее время социальные сети ужесточили борьбу с неоригинальным контентом. Если верить данным SMM-агентств, посты, содержащие заимствованные фото или видео, хуже ранжируются в ленте, собирают в разы меньше лайков и комментариев.
Таким образом, разработчики стараются стимулировать пользователей на размещение в своих профилях исключительно собственных творений.
Больше видео на нашем канале — изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA
Владелец страницы вправе выкладывать на ней любые результаты своего труда, непротиворечащие политике социальной сети: оригинальные тексты, авторские фото, видео и т.д. Если простым языком – все, что вы публикуете, должно принадлежать вам и никому больше.
Однако самостоятельно генерировать полностью уникальный контент (особенно если ведешь сразу несколько аккаунтов в ВК на YouTube, Инсте) проблематично. Поэтому некоторые пользователи и прибегают к заимствованию.
Есть разумное (условно, как цитирование в фильмах Квентина Тарантино), а есть то, что является плагиатом. Характерные признаки последнего ниже:
Безусловно, вы можете черпать идеи, вдохновляться чьим-то опытом, но полностью копировать материал категорически запрещено.
Проверка музыки на авторские права Инстаграме: основные проблемы
Нарушение авторства это: