как выплатить компенсацию за задержку зарплаты уволенному сотруднику
Что делать и куда обращаться, если при увольнении не выплачен расчет
Увольнение работника может происходить по многим причинам, но одно правило должно соблюдаться неукоснительно: полный расчет всех причитающихся сумм с выдачей всех оформленных документов, которые могут понадобиться при последующем трудоустройстве. К сожалению, ему следуют далеко не все работодатели.
Какие нормы ТК РФ нарушает работодатель
Вначале напомним, что по указанной проблеме говорит закон. Во-первых, согласно ст. 140 ТК РФ в день увольнения сотруднику должны быть сделаны все выплаты. Исключение – ситуация, когда увольняемый по графику в этот день не работал или отсутствовал по другой причине. Тогда его должны рассчитать после предъявления требования об этом, на следующий день.
Если возник спор по суммам расчета, необходимо выдать неоспариваемую сумму. Кроме того, по письменному заявлению работника ему должны выдать все оформленные документы, связанные с работой, и трудовую книжку либо сведения о трудовой деятельности (ст. 84.1 ТК РФ).
За каждый день просрочки работник имеет право на компенсацию не менее 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ (ст. 236 ТК РФ). Кроме того, при обращении в суд по проблеме невыплаты работник освобождается от судебных издержек (ст. 393 ТК РФ).
Выплатить при увольнении должны:
Несмотря на это, проблема невыплаты или частичной невыплаты расчета при увольнении продолжает иметь место. Соблюдение трудовых прав граждан контролируется в РФ несколькими структурами, суд – лишь одна из них.
Куда обращаться
Как показывает практика, в ходе досудебных разбирательств с работодателем можно эффективно решить проблему, если действовать последовательно и грамотно. Далее рассмотрим все варианты действий.
Обращение к работодателю
Составляется документ в форме заявления-претензии. Структура его не унифицирована, а содержание состоит обычно из следующих блоков:
Претензию целесообразно оформить сразу же после возникновения задержки выплат. Ее составляют в двух экземплярах и передают лично (обязательно получить отметку о приеме в секретариате на своем экземпляре). Если получен отказ или нет возможности таким способом передать заявление, его пересылают заказным письмом с уведомлением. Скажем прямо: довольно часто такие обращения работодателем игнорируются.
Жалоба в инспекцию по труду
Это следующий шаг. ГИТ уполномочена рассматривать нарушения ТК РФ. Значительная часть споров о задержках расчетных выплат заканчивается именно здесь, как правило, в пользу работника. Общаться с заявлением можно лично; составив электронное заявление через официальный сайт структуры. Там же можно отследить и статус заявления, результат его рассмотрения. Пишется документ в свободной форме, однако основная информация должна быть представлена полностью, по аналогии с обращением в фирму.
Письмо в прокуратуру
Этот орган рассматривает серьезные нарушения законодательства, в том числе и ТК РФ. Например, если при увольнении выплатили сумму частично, а другую пообещали выдать позже («нет денег на счете», «выдадим в день общей выплаты зарплаты»), но работник уверен, совершен обман. Пишется документ в свободной форме и может быть направлен одновременно с обращением в ГИТ или в качестве следующего шага – также лично либо заказным письмом с уведомлением.
Иск в суд на работодателя
Обращаться в суд может и прокуратура по собственной инициативе, если у нее уже имеется жалоба гражданина на нарушения. Обратиться с иском может и сам гражданин. Здесь есть шанс получить не только сумму расчетных, но и оплату морального вреда, компенсационных выплат, связанных с задержкой.
Важно! Обращаться в суд можно сразу, минуя прокуратуру и инспекцию по труду, но это нецелесообразно: теряется шанс разрешить спор в досудебном порядке.
«Серая» зарплата и работа без договора
Нередко уволенные граждане отказываются от защиты своих прав, поскольку не были оформлены должным образом или часть денег получали «в конверте». Такая позиция ошибочна.
В ст. 61 ТК РФ прямо говорится: что трудовой договор считается заключенным с момента фактического допущения к работе, с ведома и по поручению работодателя (его представителя). Иными словами, сам факт начала работы с ведома администрации означает наличие трудовых отношений.
Доказать, что гражданин действительно работал в компании, а значит, имеет право и на получение расчёта в полной мере, можно, например, с помощью свидетелей, расчетных листков, табелей учета рабочего времени, видеороликов и пр. Судьи могут принять сторону уволенного работника, если будут выявлены фактические трудовые отношения даже без наличия подписанного сторонами трудового договора.
Другие надзорные органы придерживаются схожей позиции. К примеру, на сайте ГИТ можно ознакомиться с принятыми к рассмотрению обращениями граждан, которым увольнительные выплачивались не в полном объеме, поскольку официальная заработная плата была ниже фактической. Такая ситуация, как правило, ведет к проверкам законности работы фирмы со стороны надзорных органов.
Сроки
Уволенному работнику следует помнить о сроках обращений. При этом, заметим, ситуация в законодательстве сложилась неоднозначная.
Статьей 392 ТК РФ установлено, что в суд работник может обращаться:
При наличии уважительных причин пропуска срок может быть восстановлен.
Для обращения в другие надзорные органы конкретных сроков не определено. Суды, рассматривая подобные споры о сроках, опираются все на ту же ст. 392 ТК. Так, в Определении № 11-В06-8 ВС РФ от 28/06/06 указано, что смысл действий ГИТ – защита нарушенных прав работника, в то время как защита этих прав работником возможна в течение 3-х месячного срока. Из сказанного следует, что предписание ГИТ, выданное позднее, может быть признано недействительным. Такие решения есть (Определение Мосгорсуда по д. № 33-26595/11 от 08/09/11).
Какая положена компенсация за задержку выплат при увольнении и другие нюансы
Согласно трудовому законодательству, увольнение сотрудника предполагает полный расчет по положенным ему выплатам. В случае задержки выдачи денежных средств работодатель несет материальную, административную и уголовную ответственность. При невозможности урегулирования ситуации мирным путем сотруднику рекомендуется обратиться в уполномоченные органы власти.
Могут ли увольняющемуся работнику задерживать зарплату?
В день официального завершения трудовых отношений работнику выплачиваются все положенные ему денежные суммы. Если сотрудник в день увольнения не работал, начисления осуществляются не позднее следующих суток после требования гражданина произвести расчет (ст. 140 ТК РФ).
Основанием выплат для бухгалтерии выступает приказ о завершении трудовых отношений. Если увольнение оформляется по собственному желанию работника, он обязан за 2 недели до предполагаемой даты ухода предоставить соответствующее заявление. На его основании осуществляется подготовка приказа, затем производится перечисление денежных средств (какие положены выплаты при увольнении по собственному желанию и должны ли дать отпускные?).
Если в день официального увольнения работник отсутствовал, потребовать расчет он может в день, не совпадающий с официально заявленным. В этом случае расчет производится не позднее следующих суток после направления работодателю требования. Соответственно, период, на который могут задержать выплаты, считается с этой даты.
При уходе человека в отпуск с последующим прекращением трудовых отношений работодатель может рассчитать его при выдаче отпускных, в последний день перед отдыхом. Если гражданин пребывает на больничном, расчет осуществляется при предъявлении листа, официально подтверждающего болезнь.
Согласно трудовому законодательству затягивание сроков выплат по окончании трудовых отношений недопустимо. Государственные органы вправе наложить на работодателя санкции, предполагающие:
Какая компенсация положена за просрочку?
За просрочку выплат работодателю грозит материальная ответственность (ст. 236 ТК РФ). Предприятие обязано предоставить сотруднику компенсацию, величина которой составляет не менее 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от неоплаченной суммы за каждые сутки задержки. Если заработная плата была перечислена в неполной мере, компенсация рассчитывается от фактически непредоставленных денежных средств.
Обязательство предоставить компенсацию появляется вне зависимости от вины организации в задержке. Этот платеж не облагается НДФЛ (ст. 217 НК). Однако при повышенном проценте подоходный налог взимается с разницы между размером, установленным работодателем, и размером, установленным ТК РФ.
Страховые взносы с компенсации работодателям рекомендуется вносить, поскольку она четко не обозначена в списке необлагаемых доходов. Однако в практике Верховного суда иски о незаконности их взысканий удовлетворяются. При нежелании доводить дело до судебных тяжб целесообразно внести взносы.
Следует учесть, что бывший сотрудник вправе дополнительно потребовать индексацию невыплаченной суммы в связи с инфляцией (п. 55 постановления Верховного суда РФ от 17.03.04 № 2). Соответственно, величина компенсации также увеличится.
Кто несет ответственность?
Ответственность за просрочку выплат бывшему сотруднику несет предприятие. Компенсация за задержку положена даже при отсутствии вины работодателя.
Например, ЦБ отозвал лицензию у банка, обслуживающего предприятие. Из-за этого работодатель не смог в срок перечислить выплаты уволенному сотруднику. Однако компенсацию за задержку предприятие обязано начислить гражданину, несмотря на отсутствие своей вины.
Для этого требуется доказать прямую вину организации, должностного лица, действие в корыстных целях. Ответственность может нести как директор предприятия, так и иной сотрудник, совершивший противоправные действия (заместитель руководителя, бухгалтер).
Какие могут налагаться штрафы?
При нарушении правил выплат на организацию налагается не только материальная ответственность в виде компенсации, но и административная, предполагающая вынесение предупреждения и наложение штрафа. Размер санкций обозначен в ч.6, 7 ст.5.27 КоАП РФ.
Величина административного штрафа составляет:
При повторном нарушении размер санкций увеличивается:
Удержанный штраф перечисляется в фонд муниципалитета или казну государства.
Уголовная ответственность за нарушение сроков оплаты труда регламентирована ст. 145.1 УК РФ. В этом случае санкции предусматривают:
Также возможно введение ограничений на вступление в руководящие должности или ведение установленной деятельности.
Как правильно рассчитать компенсацию?
Стандартный способ вычисления компенсации основан на положениях ст. 236 ТК РФ. Формула для расчета:
К=НЗ*1/150*СтР*П, где
Случай с просрочкой
Согласно приказу, последний трудовой день гражданина Смирнова перед увольнением — 14 ноября 2019 года. Он находился на рабочем месте, но расчета в размере 20 тыс. руб. не получил. Полностью выплаты ему произведены 21 ноября 2019 года.
Период просрочки рассчитывается со дня, следующего за обозначенным днем выплаты, до даты фактического погашения долга перед сотрудником включительно. У Смирнова срок задержки составил 7 дней. Ключевая ставка ЦБ в это время насчитывает 6,5%.
Расчет компенсации:
К = 20 000 * 1/150 * 6,5 / 100 * 7 = 60,67 руб.
То есть к сумме заработка уволенному Смирнову должны добавить 60,67 руб.
Если процент компенсации обозначен в локальных актах предприятия, расчет ведется по формуле:
К=НЗ*Д*П, где
Процент компенсации, обозначенный локальными актами работодателя, не может быть ниже 1/150 ставки ЦБ РФ.
Случай с заданным в договоре коэффициентом
День увольнения гражданина Смирнова — 14 ноября 2019 года, расчет в размере 20 тыс. руб. он получил только 21 ноября 2019 года. При этом в положении об оплате труда оговорен процент компенсации — 0,08%. Период задержки насчитывает 7 дней.
Расчет компенсации:
К = 20 000 * 0,08 / 100 * 7 = 112 руб.
То есть Смирнов при расчете к сумме заработка дополнительно получит 112 руб.
Что делать, если работодатель не платит расчетные вовремя?
Если выплаты после увольнения не поступают сотруднику, целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом действий:
Начинать обращение в уполномоченные инстанции рекомендуется с инспекции по труду. Нужно составить подробную письменную жалобу с обозначением Ф. И. О. руководителя, наименования организации, сути обращения, размера невыплаченной суммы, периода просрочки. Направить бумагу можно лично, обычной почтой или через интернет посредством официального сайта инспекции.
Рассмотрение жалобы осуществляется в течение 1 месяца. При выявлении факта нарушения работодателю выносится предписание с указанием погасить задолженность в обозначенный срок. Также предусмотрено наложение административного штрафа.
В прокуратуру жалоба составляется идентично с указанием деталей правонарушения. Направляют бумагу лично, по почте или через официальный сайт органа. При рассмотрении документа в пользу сотрудника работодателю направляется требование оплатить долг и также на него может быть наложен штраф.
Обращаться следует в районный суд по месту нахождения предприятия или по месту своего жительства. Можно написать заявление в мировой суд о выдаче приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты. На его основании формируют исполнительный лист, который сотрудник предъявляет в организацию и получает выплаты. Это более простой и быстрый способ, не требующий явки в суд, но более эффективным способом выступает направление в суд иска о расчете.
Обращение в разные инстанции для решения вопроса с задержкой выплат может осуществляться как последовательно, так и одновременно.
Исходя из примеров юридической практики, преимущественно вопрос с выплатами разрешается на этапе направления работодателю официального обращения. При отсутствии реакции со стороны руководства предприятия целесообразно направить жалобу в трудовую инспекцию. В редких случаях требуется обращение в суд — иски в большинстве случаев удовлетворяют в пользу истца.
При задолженности перед сотрудником более 3 месяцев, наличии фактов, указывающих на личные корыстные мотивы правонарушения, возможно применение уголовной ответственности в отношении работодателя.
Как признать в расходах компенсацию за задержку выплаты заработка?
Автор: Логинова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию при нарушении им сроков выплаты заработка, отпускных и (или) других сумм, причитающихся работнику. Обязанность выплаты такой компенсации не зависит от наличия вины работодателя. Между тем характер данной выплаты для целей налогообложения однозначно не определен, что допускает ее двоякое толкование. Проанализировав разъяснения чиновников и судебную практику по этому вопросу, мы предложили «упрощенцам» выгодный и (что особенно важно) безопасный вариант решения проблемы.
Компенсация за задержку выплаты заработка
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право своевременно и в полном объеме получать зарплату в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь, работодатель в силу ст. 22 ТК РФ обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные по ТК РФ, коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка, трудовым договорам (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).
В статье 136 ТК РФ сказано, что выплата заработка должна производиться не реже чем каждые полмесяца и конкретная дата выплаты должна быть закреплена во внутренних документах работодателя (в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре). Причем эта дата не должна быть позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который начислена заработная плата.
Как видим, Трудовой кодекс не определяет конкретные сроки выплаты заработка, а лишь устанавливает требования о его выплате не реже чем каждые полмесяца и максимально допустимом промежутке времени после окончания отработанного периода (как правило, месяца), в течение которого должна быть выплачена часть заработной платы за этот период. Добавим: если компания установит не конкретную дату выплаты заработной платы, а интервал из нескольких дней, то ей грозит штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.08.2017 № 33а-13285/2017). Аналогичный штраф будет возложен на компанию, если она будет выплачивать заработную плату только один раз в месяц (см., например, Определение Приморского краевого суда от 06.07.2015 по делу № 33-5599) или если интервал между выплатами составит более 15 дней (см., например, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 01.04.2014 по делу № 33-980/2014).
Обратите внимание: если период просрочки по выплате заработка превысит 15 календарных дней, то сотрудник в соответствии со ст. 142 ТК РФ вправе приостановить работу до выплаты ему задержанной суммы, письменно уведомив об этом работодателя. Как отмечено в Письме Минтруда России от 18.08.2017 № 14-2/В-761, приостановка работы означает прекращение выполнения трудовых обязанностей, в том числе во время нахождения сотрудника в командировке. А в Письме Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337 сказано, что в период приостановления работы сотрудник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
Добавим: при выплате зарплаты за отработанный период нужно выдать сотруднику расчетный листок по форме, утвержденной приказом руководителя организации (ст. 136 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375), способом (на бумаге или электронно), предусмотренным трудовым или коллективным договором (письма Минтруда России от 23.10.2018 № 14-1/ООГ-8459, от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560).
К сведению: Минтруд в п. 4 Письма от 18.08.2017 № 14-2/В-761 подчеркнул: предусмотренное ст. 136 ТК РФ право работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных законодательством. Поэтому данное условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.
Те работодатели (или уполномоченные им в установленном порядке представители), которые осуществили выплату заработка с нарушением предусмотренных внутренними документами сроков, несут ответственность по ТК РФ и иным федеральным законам (ст. 142 ТК РФ). В частности, ст. 236 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию при нарушении им сроков выплаты заработной платы, отпускных и (или) других сумм, причитающихся работнику. При этом обязанность выплаты компенсации не зависит от наличия вины работодателя.
К сведению: из содержания ст. 236 ТК РФ следует, что работодатель обязан выплатить работнику компенсацию даже за один день задержки выдачи заработной платы.
Выплата компенсации производится за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно. При этом минимальный размер такой компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм. А максимальный размер можно установить коллективным или трудовым договором либо локальным нормативным актом.
Если в установленный срок выплата заработка (других сумм) произведена лишь частично, то размер компенсации исчисляется исходя из фактически не выплаченных в срок сумм.
К сведению: расчет денежной компенсации (ДК) за задержку выплаты заработка производится за каждый день периода просрочки (ПП) по следующей формуле (исходя из ключевой ставки ЦБ РФ (КС), если работодатель не установил повышенный размер компенсации):
ДК = Сумма выплаты х 1/150 КС х ПП
В трудовом договоре прописано, что зарплата за вторую половину месяца выдается (перечисляется) 10-го числа следующего месяца. Соответственно, в ноябре выплата зарплаты должна быть произведена 9-го числа. Но по факту зарплата за вторую половину октября Кузнецову С. А. в размере 31 768 руб. была выплачена лишь 16 ноября. Локальными актами работодателя не предусмотрен повышенный размер компенсации за задержку выплаты заработка.
Количество дней просрочки составило 7 дней.
С 17.09.2018 действует ключевая ставка ЦБ РФ – 7,5% (Информация ЦБ РФ от 14.09.2018).
Таким образом, компенсация, подлежащая выплате Кузнецову С. А., будет равна 111,2 руб. (31 768 руб. х 7,5%/150 х 7 дн.).
Административная и уголовная ответственность
Помимо ответственности, предусмотренной ТК РФ, работодатель за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений несет административную и уголовную ответственность.
Административная ответственность за обозначенные деяния установлена в ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ – в виде предупреждения (законопроектом № 473887-7 предложено исключить из ч. 6 наказание в виде предупреждения) или штрафа. Размер санкций покажем в таблице.
Субъект правонарушения
Величина штрафа, руб.
При первичном нарушении (ч. 6)
При повторном нарушении (ч. 7)
Тема: Задержка расчета при увольнении
Ситуация:
Из организации 14 июня был уволен работник по собственному желанию. 30 июня с работником был произведен расчет в виде выплаты заработной платы за фактически отработанное до увольнения время. Выплата компенсации за неиспользованный отпуск не произведена.
Анализируем ситуацию
Анализируем ситуацию:
В изложенной ситуации действия работодателя неправомерны.
Работодатель обязан был 14 июня, в последний рабочий день, выплатить работнику заработную плату за фактически отработанное время и компенсацию за неиспользованный отпуск (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 127 ТК РФ, ч. 1 ст. 140 ТК РФ).
Поскольку работодатель задержал окончательный расчет, то работник имеет право на компенсацию за каждый день задержки расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).
Если работодатель отказывается добровольно устранить нарушение трудовых прав работника, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.РФ.
В случае нарушения работодателем трудового законодательства он может быть привлечен к административной ответственности.
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности:
1) должностное лицо:
— в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
2) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
3) юридическое лицо:
Правильный порядок действий в данной ситуации:
1. Работодатель обязан издать приказ об увольнении работника.
2. Работодатель обязан в последний рабочий день выплатить работнику заработную плату за фактически отработанное время и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Нормативные документы, образцы заявлений
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.
3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.
4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.