как выровнять сальдо по налогам согласно сверки с ифнс
Инструкция: как провести корректировку задолженности по акту сверки
Корректировка долга — это исправление данных бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами. Делать ее нужно, если во время сверки обнаружились расхождения. Если ошибки не исправить, организации грозит штраф.
Зачем проводить сверку долгов
Сверка долгов и корректировка ошибок необходимы для проведения внутренней проверки. Стороны сверяются с целью выявления ошибок в бухгалтерском учете и отражении операций. К сожалению, механические ошибки неизбежны, поэтому для их контроля и предупреждения нужна сверка. Если данные у организации и контрагента совпадают, значит, учет ведется правильно. При обнаружении ошибок будет проводиться корректировка задолженности.
Сверку также можно проводить в следующих случаях:
В какие сроки
Период и сроки проведения сверки определяются только по решению сторон. Исключением является только сверка за год для итоговой отчетности — здесь период будет отсчитываться либо с даты начала по дату окончания действия договора, либо с начала календарного года (1 января) по 31 декабря.
В рамках взаиморасчетов сторон может проводиться не одна сверка. Следовательно, периоды могут идти друг за другом — по окончании даты предыдущей сверки формируется следующий отчет. Если будет выявлена задолженность, ее необходимо учесть как долг на начало следующего периода.
Как оформлять
По общему правилу, по итогам анализа задолженности готовится акт сверки взаимных расчетов. Унифицированная форма документа не предусмотрена, поэтому стороны могут использовать любой бланк или разработать собственный, закрепив его в учетной политике.
Акт составляется за определенный отчетный период. В документе указываются все операции сторон, отмечается дата совершения действий и сумма по каждому трансферту. Рекомендуется сослаться на сопроводительную и подтвердительную документацию.
После отражения взаиморасчетов приводится сумма задолженности, образовавшейся по факту расхождения между платежами. Регистр подписывается уполномоченными лицами от обеих сторон.
Образец акта сверки взаиморасчетов
Зачем делать корректировку
Корректировка необходима для верного отражения в учете всех проводимых операций с контрагентами. Неверные бухгалтерские записи и неточные суммы взаиморасчетов могут привести к ошибкам в промежуточной и итоговой отчетности и неверной трактовке сведений о текущем финансовом состоянии внешними и внутренними пользователями бухгалтерской отчетности.
Организацию ожидают более серьезные последствия (штрафные санкции), если такие ошибки в учете приведут к неправильным расчетам налогооблагаемой базы, а следовательно, и самих налоговых платежей в бюджет.
Как исправлять
Ошибки в бухгалтерском учете исправить можно. Об этом говорится в ПБУ 22/2010. Порядок исправления ошибок напрямую зависит от того, существенны они или несущественны. Степень существенности каждая организация определяет самостоятельно, не забыв отразить это в учетной политике. Многие организации принимают за существенную ошибку ту, которая искажает данные по отчетам более чем на 5%.
Представим порядок исправления ошибок в таблице:
Дата выявления | Дата исправления | Законодательная норма |
---|---|---|
Ошибочные сведения выявлены до 31.12 отчетного года | Корректировка осуществляется в момент обнаружения неточности | п. 5 ПБУ 22/2010 |
Некорректные данные выявлены 31.12 отчетного года или позднее | Корректировка проводится по состоянию на 31.12 отчетного года | п. 6 ПБУ 22/2010 |
Выявлена несущественная ошибка | Исправляется в момент выявления | п. 14 ПБУ 22/2010 |
Чтобы исправить некорректную информацию, бухгалтеру надлежит просторнировать ошибочные записи в учете, сформировать правильные проводки и составить бухгалтерскую справку. В ней указывается ошибочная операция, дата ее выявления и проводки по корректировке задолженности по акту сверки.
Если некорректные данные учета не влияют на финансовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), то такие неточности не исправляются. Если неточности затронули в итоговой отчетности показатели нераспределенной и чистой прибыли, то надлежащий счет корреспондируется со счетом 91 в таком порядке:
Если затронуты любые другие значения баланса, то ошибочные операции сторнируются и составляются корректные проводки.
Какие проводки использовать
Покажем на примере. Пусть по результатам сверки в акте выявлены расхождения по учтенным работам. Специалист отразил 10 000,00 рублей, но работы оказаны на 15 000,00 рублей. Представим проводки по корректировке данных в таблице:
Проводка | Сумма | Описание |
---|---|---|
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Затраты по выполненным работам. Эта запись никак не влияет на финансовый результат, не корректируем ее |
Дт 91 Кт 20 | 10 000,00 | Признание издержек по работам в качестве расходов. Влияет на итоги отчета, исправляем запись |
Корректировка | ||
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Просторнирована неверная запись |
Дт 20 Кт 60 | 15 000,00 | Указана верная сумма операции |
Дт 20 Кт 91 | 10 000,00 | Восстановление из расходов |
Дт 91 Кт 20 | 15 000,00 | Учет верной величины затрат на выполненные работы |
Как исправить ошибку в налоговом учете
Ошибочные сведения, влияющие на налоговую отчетность, подлежат исправлению в обязательном порядке и в любом случае. Корректируются записи в каждом отдельно взятом отчете.
Некорректные данные за прошлые периоды исправляются посредством корректировочных деклараций. Если ошибочные данные выявлены в отчетном году, то исправления отражаются в налоговой отчетности, которая предоставляется в ИФНС в следующем расчетном периоде.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как отрегулировать сальдо по налогам
Вопрос задал Ольга К. (Москва)
Ответственный за ответ: Босых Татьяна (★9.51/10)
Добрый день! Подскажите, как можно в учете отрегулировать сальдо по налогам по Кт, которое тянется давно, но не соответствует остаткам по сверке с бюджетом?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (3)
Добрый день, Ольга.
Необходимо, в первую очередь найти причину расхождения с бюджетом, а потом уже вносить корректировку в учет. По каким налогам не идет сверка с бюджетом?
После получения акта сверки, если есть расхождения вы возвращаете в ИФНС акт сверки, указав суммы по вашим данным. Получив от вас акт с расхождениями налоговики должны сформировать раздел II этого акта, где будут указаны подробно ваши начисления и перечисленные в бюджет.
Добрый день, Татьяна!
Спасибо за ответ. Мы прошли этот этап дело в том, что сальдо «не пошло» за период с 2002 по 2006 г и тянется по сей день по НДС — есть остаток по кредиту, хотя в налоговой переплата небольшая и по налогу на прибыль видимо из-за перехода с применения ПБУ 18 на неприменение есть остатки по 64.2 и 64.1. Сейчас ПБУ 18 не применяется. Хотели бы привести все в соответствие, т.к. наличие этих остатков мешает. Подскажите, каким образом это корректно исправить?
Добрый день, Ольга.
В идеале надо искать ошибки, из-за которых идут разногласия с ИФНС, но если это не возможно то можно сделать следующее:
Если я правильно поняла вы подписали акт совместной сверки с ИФНС без разногласий, значит согласились с данными налогового органа и признали ошибки в своем учете.
Если вы относитесь к субъекту малого предпринимательства, то имеете право исправлять существенные и несущественные ошибки прошлых лет в момент обнаружения и учитывать в составе прочих доходов и расходов. Следовательно исправить ошибку в начислении налогов прошлых лет можно проводками:
— Дебиторскую задолженность — Дт 99 Кт. 68;
— Кредиторскую — Кт 99 Дт 68
Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки
Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.
Пени и штрафы
Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.
В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.
Доначисленные налоги
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Налог на прибыль
Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.
При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.
Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).
Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91
– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;
Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).
Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).
Корректировки и проводки по налогу на прибыль
Причина доначисления налога на прибыль
Налог на добавленную стоимость
В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.
По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).
В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.
Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).
Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.
Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.
В бухучете появились проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 150 000 руб. — доначислен НДС;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68
– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.
Налог на имущество, транспортный и земельный налоги
Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.
Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.
Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.
Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.
Если организация собирается оспорить решение по проверке
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Выравнивание сальдо по налогам и взносам согласно акту сверки с налоговой
Добрый день! Веду учет в организации, которая существует давно. Решила сверить сальдо по налогам с налоговой, остатки не идут. Несоответствие тянется уже давно, выяснить, когда это началось, не представляется возможным. Как правильно в учете исправить сальдо по налогам и взносам, какими проводками (как в плюс, так и в минус)? И будут ли учитываться в налоговом учете эти исправления?
В налоговом учете, конечно, эти исправления нельзя учесть. И вообще, мне кажется, нужно понять, откуда что тянется.
То есть у вас в балансе отражена некоторая задолженность перед налоговой, которой нет в акте сверки с налогвой верно?
Ну тогда списывайте ее на 91 счет.
Да уж ситуация. Все начисления у налоговиков делаются на основании Ваших деклараций, сами они ничего не придумывают. Я бы, конечно, предложила поднять декларации и расчетный счет (уплату налогов). Но, видимо, это тоже будет тяжело и непонятно. Списывайте, как сказала Марина, на 91 счет. Я бы и переплату и долги бы так списала. А вот зачеты между налогами в своем учете я бы проводить точно не стала.
Я вас не поняла. Я думала, у вас на балансе висят суммы, не соответствующие акту сверки, а у вас, оказывается, по балансу чисто, а переплата у налоговой. Куда ж вы в доход их спишите, если это и так ваша переплата!
Давайте разберемся в терминах, чтоб мы четко понимали друг друга. Что вы подразумеваете под недостачей? Если это ваш долг перед налоговой, то тут два описанных мной варианта:
— этот долг есть у вас в 1С, но нет в сверке с налоговой, то его спишите в доходы (если не хотите разбираться и не жалко).
— этого долга нет у вас в 1С, но есть в налоговой. Если сумма маленькая, вы не хотите разбираться и хотите красоту в учете, ну оплатите его. В программе сделайте доначисления по акту сверки.
Вернемся к переплате по данным налоговой. Тут, конечно, лучше разобраться, тем более сумма немаленькая (хотя кому как, конечно!)
Это переплата по тому налогу, который вы до сих пор уплачиваете? Может, попробовать его тогда зачесть в счет будущих платежей? Или вернуть? Не думаю, что получится, скорее всего, прошел срок давности, но вы сможете хотя бы это выяснить. А потом действовать уже по ситуации.
Я уж не знаю, какие там обороты, но концы по 300 тыс. я бы точно начала искать, такие-то суммы обычно хорошо ищутся.
Это общая сумма по всем налогам, и базы нет до 2018 года
Похожая ситуация по налогу на прибыль. Его тоже выравнивать через 91 сч или через 99?
По другим налогам (транспортный, налог на рекламу) в 1С висит дебиторская задолженность с древних времен, явно более 3-х лет. В налоговой по таким налогам вообще данных нет. Сумма небольшая, в общей сложности 3600. Если я их спишу в расход на 91.02, при расчете налога на прибыль их нельзя учитывать?
Пока я плачУ то, что начисляю. Но хочется, чтоб все в учете было красиво и сходилось с данными налоговой.
Нет, так у вас ничего не выйдет. На какую дату вы смотрите 1С и на какую дату у вас выписка из налоговой?
Тут может зависеть от дату уплаты налога и подачи декларации. Например, налог вы уплатили, а декларацию еще не сдали, вот вам и переплата. Или наоборот.
То же самое в 1С. Надо учитывать уже начисленный налог за текущий квартал и долг за прошлый. Мне кажется, у вас тут проблема, а не в переплатах или долгах.
Транспортный и на рекламу списывайте. Только почему в расход-то?
Это ваша задолженность, вам ее «простили», то есть вы больше не должны эту сумму платить. Значит, это ваш доход.
Да, забыла написать, что такая задолженность не учитывается в доходах при расчете налога на прибыль.
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.
К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.
Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).
В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.
При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).