как взять ипотеку на квартиру в другом регионе
Как самостоятельно купить квартиру в ипотеку
Пошаговая инструкция для тех, кто столкнулся с ипотекой впервые
Не обязательно обращаться к риелтору или ипотечному брокеру, если у вас уже одобрена ипотека и вы хотите купить жилье.
Я помогаю людям оформлять ипотеку и расскажу, какие действия необходимо выполнить и в какой последовательности, если банк одобрил нужную сумму и теперь вы ищете жилье с учетом бюджета и требований к объекту недвижимости со стороны вашего банка.
Вот о чем вы узнаете в статье:
Выбираем квартиру
Чтобы сделать поиск эффективным, нужно понять, для какой цели приобретаете недвижимость: для собственного проживания, сдачи в аренду или инвестирования с последующей перепродажей. Расскажу про каждую цель подробнее.
Для собственного проживания. Ориентируйтесь на необходимую инфраструктуру: состояние двора, парковочные места, расположение детских садов, школ, поликлиник, магазинов и прочих объектов. Большое внимание стоит уделить времени в пути до работы.
Если покупаете квартиру для себя, можно пожертвовать ликвидностью в пользу качества. Например, квартира чуть дальше от метро, но в пешей доступности есть хороший парк, которым вы будете регулярно пользоваться. Тогда есть смысл приобрести такой вариант, хотя в последующем продать эту квартиру может быть сложнее.
Для сдачи в аренду. В первую очередь нужно обращать внимание на территориальное расположение и доступность общественного транспорта. Для Москвы и Санкт-Петербурга это прежде всего удаленность от станций метро. В регионах обычно ценятся квартиры у делового центра города.
Как правило, для сдачи в аренду приобретают однокомнатные квартиры, студии либо апартаменты небольшой площади — до 40 м². Жилье покупают рядом с крупными вузами либо градообразующими предприятиями — такие квартиры проще сдать.
Для инвестиций. Для таких целей обычно берут новостройки — выбирают надежного застройщика на ранней стадии готовности объекта и продают, когда дом уже построен. Как правило, покупают однокомнатные квартиры или студии с хорошей инфраструктурой или в престижном районе. Например, в Москве ориентируются на удаленность от станции метро, в регионах — на престижность района и удаленность от центра города.
Найти универсальный объект тяжело. Вот основные параметры, с которыми нужно определиться перед тем, как начнете искать жилье:
Покупка в новостройке
Если уже присмотрели конкретную новостройку, обращайтесь в отдел продаж застройщика либо к его официальным партнерам. Уточните в своем банке, аккредитован ли строящийся дом. Аккредитация — это процедура, при которой банк принимает решение выдавать ипотеку на покупку квартир в конкретном доме на этапе строительства. Банк аккредитовывает не застройщиков целиком, а каждый конкретный строящийся объект. Если дом аккредитован, значит, банк все устраивает и можно переходить к следующему этапу.
Если дом не аккредитован, нужно уточнить, сможет ли его аккредитовать банк и готов ли застройщик предоставить пакет документов аккредитации. Если по разным причинам что-то не складывается, вот какие варианты есть:
Если нужная квартира свободна, можно передать сотруднику застройщика контакты ипотечного менеджера банка, в котором уже одобрена ипотека. В 90% случаев дальше все сделают за вас.
В целом процесс будет идти так:
Сотрудников банка и застройщика лучше контролировать, чтобы они не затягивали со сроком подготовки документов. Например, можно звонить раз в два дня и интересоваться, на какой стадии находится ваша сделка.
Если нужные квартиры у застройщика уже проданы, можно посмотреть варианты в этом же доме на сайтах о продаже недвижимости либо оставить заявку на квартиру в отделе продаж застройщика. Квартиры часто перепродают на этапе строительства по уступке права требования. То есть квартиру продает не сам застройщик, а действующий участник долевого строительства. Получается, что он переуступает свое право требования по ДДУ. Еще это называется цессией.
Договор уступки права требования, или цессии, также регистрируется в Росреестре. В некоторых случаях на уступку права требования нужно получить согласие застройщика. Но если вы покупаете квартиру в ипотеку, нужно уточнить в банке, готов ли он выдать кредит на квартиру по договору цессии и какие есть дополнительные условия по подобным сделкам. Если банк не выдает ипотеку под договор уступки, возможно, придется одобрять ипотеку в другом банке.
В Т—Ж уже были подробные статьи на тему покупки квартиры в новостройке. Вы можете прочитать в них о ДДУ или выборе квартиры по чертежу:
Покупка на вторичном рынке
Основные площадки для поиска — доски объявлений в интернете: «Авито», «Циан», и другие. В разных регионах доминируют разные интернет-площадки, и размещенные на них объявления могут различаться. Лучше проработать несколько ресурсов, чтобы получить полную информацию по объектам в продаже. Как минимум точно стоит посмотреть объявления на «Авито» и «Циане».
Если хотите приобрести готовую квартиру в конкретном доме либо рассматриваете несколько определенных домов, можно обратиться за информацией в организацию, которая управляет домом, — УК или ТСЖ.
Еще можно разместить объявление «куплю квартиру в вашем доме». Как бы старомодно и забавно это ни выглядело, но это работает. Только оформить объявление нужно аккуратно, а размещать — в специально отведенных для этого местах, например на информационных досках в подъездах.
Огрызки бумаги, криво наклеенные в подъезде, будут только раздражать жильцов и дадут обратный эффект. Еще можно приехать и лично пообщаться с потенциальными соседями. Возможно, кто-то планирует продавать квартиру, но еще не разместил объявление — есть шанс стать первым покупателем и приобрести жилье без конкурентов.
При выборе готового жилья нужно учитывать требования банка-кредитора к объекту недвижимости. Вот основное, на что нужно обратить внимание при выборе квартиры: год постройки дома, этажность, материал стен, степень износа, материал перекрытий, наличие перепланировок.
При покупке квартиры на вторичном рынке обратите внимание, как ее приобретал действующий собственник, то есть на правоустанавливающие документы — документы-основания.
Например, если квартиру покупали в ипотеку, то нужно уточнить, использовался ли для погашения кредита или в качестве первоначального взноса материнский, или семейный, капитал. Если да, семья должна выделить доли детям и получить разрешение на продажу от органов опеки. Только после этого такую квартиру можно покупать.
Если квартиру получили по договору передачи квартир в собственность граждан — приватизации, нужно запросить архивную справку о зарегистрированных на момент приватизации. Это поможет исключить риск, что есть временно снятые с регистрации жильцы, которые сохранили право проживания. Таким правом могут обладать те, кто отказались от приватизации. Например, безвестно отсутствующие или отбывающие наказание в местах лишения свободы. Эти лица могут иметь право на пожизненное пользование квартирой, то есть на проживание в ней.
Вариантов с правоустанавливающими документами и нюансов по квартире на вторичном рынке может быть много. Поэтому, если понимаете, что разобраться сложно, и сомневаетесь в юридической чистоте сделки, то лучше обратиться к специалисту — риелтору, юристу, брокеру. Услуги по сопровождению сделки будут стоить несоизмеримо меньше, чем потеря квартиры.
Я купила квартиру в другом городе
Получила ипотеку и оформила документы за пять поездок
В 2015 году мы купили квартиру в Вологде, хотя сами живем в Архангельске.
В 2014 году цены на жилье стали расти и мы решили вложить маткапитал в квартиру. Стоимость жилья в соседних регионах была ниже, чем у нас, поэтому мы купили квартиру в другом городе. Расскажу, насколько сложно купить недвижимость дистанционно и с какими подводными камнями мы столкнулись.
Зачем нам квартира в другом городе
Архангельск, где мы живем, относится к районам Крайнего Севера. Из-за суровых климатических условий государство обязывает предприятия и организации платить больше — к окладам работников идут надбавки. Например, у нас действует районный коэффициент в размере 1,2 оклада и северная надбавка в размере 0,5 оклада.
Если все сложить, получается, что оклады работников, которые постоянно работают в Архангельске, должны быть больше в 1,7 раза. На других северных территориях действуют другие коэффициенты.
Так как зарплаты благодаря этим коэффициентам больше, то и цены, в том числе на квартиры, выше, чем в соседних регионах. Например, однокомнатная квартира площадью 35 м² в новостройке в Архангельске стоит 2,4 млн рублей, а в Вологде — 1,6 млн. Вторичный рынок мы не рассматривали: хотели купить квартиру в новом доме с чистыми подъездами.
Как выбирали город
Изначально мы рассматривали несколько городов: Ярославль, Вологду, Калининград и даже Сочи, но решили остановиться на Вологде. Она привлекла нас по следующим причинам.
Сопоставимая численность жителей: 310 тысяч человек в Вологде, 350 тысяч — в Архангельске. Мы стремились выбрать город с похожим ритмом жизни: чтобы он не был предельно быстрым, как мегаполис-миллионник, и скучновато-неспешным, как маленький городок.
Расположение. Вологда находится всего в 765 км от Архангельска. Это 10 часов на поезде или 8 часов на автомобиле. При необходимости можно оперативно туда приехать. Другие города были намного дальше от нас.
Туристический потенциал. Вологда входит в число городов Серебряного ожерелья России — это туристический маршрут, который создали по аналогии с Золотым кольцом. Власти планируют развивать регион, в том числе чтобы привлечь туристический поток. Поэтому мы надеялись, что в городе будут поддерживать дороги в хорошем состоянии и благоустраивать территории. Все это влияет на стоимость аренды квартир.
Мы не планировали переезжать в Вологду насовсем, а хотели только купить квартиру и использовать маткапитал. Жилье планировали сдавать по договору найма, а в будущем распорядиться им с учетом интересов детей.
В итоге мы купили в Вологде однокомнатную квартиру площадью 37,4 м² за 1,68 млн рублей в новостройке без отделки.
Заявка на ипотечный кредит
При выборе банка я ориентировалась на два основных момента:
Также в банке я узнала, какие нужны документы, чтобы подписать кредитный договор на покупку квартиры в новостройке:
Поскольку мы с мужем оба были участниками зарплатных проектов, справку 2-НДФЛ и копию трудовой книжки с печатью работодателя представлять не понадобилось. К тому же банк предлагал участникам зарплатного проекта пониженную процентную ставку. В феврале 2015 года она составляла 15,5%.
Планирование поездок в Вологду
Сложность покупки квартиры в другом городе в том, что туда придется ездить и нужно все тщательно планировать. Поездки нужно увязать сразу с несколькими рабочими графиками:
Еще я поняла, что при планировании надо предварительно уточнять рабочие часы организаций, чтобы не выбиваться из хронометража поездок и не зависнуть на лишний день. Еще желательно точно знать перечень необходимых документов, потому что оперативно довезти их, как в своем городе, нельзя. Я звонила и узнавала часы работы, не полагаясь на то, что написано на сайте.
С момента выбора квартиры до ее оформления в собственность мы съездили в Вологду пять раз. Могло быть и больше, но нам удалось совместить часть задач. Расскажу, как это получилось.
Вариантов было два: или я еду одна, или с мужем. Муж работает вахтовым методом: месяц на работе, месяц дома. Поэтому иногда мы ездили вдвоем на автомобиле, например когда выбирали квартиру. В другое время, когда муж был на работе либо его присутствие не требовалось, я ездила сама на поезде.
Чтобы поездка прошла по плану, мы четко определяли логистику: сколько дней будем в пути и сколько на месте. Обычно наши совместные поездки занимали три дня:
Чаще всего подгадывали под выходные, чтобы я взяла на работе только один отгул — в пятницу.
На поезде у меня получалось быстрее. В 20:25 я садилась на поезд в Архангельске и в 8:00 следующего дня приезжала в Вологду. Если успевала сделать все дела за один день, то обходилась без ночевки в гостинице. Вечером того же дня, в 19:22 садилась на поезд. В 6 утра была уже дома, поэтому могла в тот же день выйти на работу, если не получалось взять его в счет отпуска.
Когда я понимала, что мне скоро придется ехать в Вологду, я сразу делала две вещи:
Расходы на поездки — 28 900 Р
Статья расходов | На машине с мужем — 3 раза | На поезде одна — 2 раза |
---|---|---|
Бензин на дорогу | 10 500 Р | 0 Р |
Номер в гостинице | 9600 Р | 800 Р |
Питание | 2200 Р | 800 Р |
Передвижение по Вологде | 500 Р | 500 Р |
Билеты на поезд | 0 Р | 4000 Р |
Всего | 22 800 Р | 6100 Р |
Выбор застройщика, жилого комплекса и квартиры
Перед первой поездкой в Вологду мы предварительно выбрали застройщика в интернете. Учитывали следующие факторы:
Мы почти сразу выбрали застройщика, который возводил одновременно несколько жилых комплексов. Все они, точнее их проекты на фото, выглядели презентабельно. По телефону мы связались с представителями застройщика и записались на экскурсию по новостройкам на ближайшие выходные.
Во время экскурсии мы посетили три строящихся жилых комплекса эконом-класса. Все они — в черте города с магазинами в пешей доступности.
При выборе жилого комплекса я вспоминала совет знаменитого инвестора Уоррена Баффетта: «Покупайте только то, чем бы вы с удовольствием владели, если бы рынок закрыли на 10 лет». Один из жилых комплексов нам понравился больше других. Мы почувствовали, что квартирой в нем владели бы с удовольствием.
У меня был список вопросов к застройщику, на которые он дал ответы:
Во время экскурсии мы проезжали мимо домов других застройщиков. Нам пояснили, что квадратный метр в этих домах дешевле, поскольку там нет балконов и в квартирах плохая шумоизоляция.
После экскурсии мы самостоятельно поездили по городу, посетили туристический инфоцентр Вологодской области и несколько музеев.
Вернувшись в Архангельск, еще раз обсудили с мужем варианты. В итоге остановились на доме, который уже был возведен под крышу. Выбрали в нем квартиру с удобной квадратной планировкой — не угловую, не на крайнем этаже, с окнами во двор.
Дальнейший план действий
Теперь нам предстояли такие шаги:
Банк и кредитный договор
На работе я оформила отпуск на две недели. Мне предстояло много дел, связанных с получением кредита и подписанием договора с застройщиком.
Прежде всего я написала застройщику по электронной почте, что мы выбрали квартиру, и попросила подготовить предварительный договор долевого участия. Для этого отправила следующие данные:
Застройщик подготовил предварительный ДДУ 5 февраля 2015 года и направил мне его по электронной почте.
Я уточнила у кредитного инспектора, можно ли при оформлении кредитного договора представить предварительный ДДУ только с одной подписью — моей. И пояснила, что застройщик находится в другом городе. Кредитный инспектор разрешил так сделать. Я распечатала предварительный договор, подписала его и приложила к документам на кредит.
В феврале 2015 года мы подписали кредитный договор. По его условиям мы могли получить кредит в течение 45 календарных дней с даты заключения договора. Именно столько дней у нас было в запасе, чтобы заключить с застройщиком окончательный договор долевого участия.
По закону договор долевого участия обретает юридическую силу только после того, как его зарегистрируют в Росреестре. Помимо ДДУ, в Росреестре нужно зарегистрировать договор ипотеки. Поэтому я позвонила застройщику и попросила его заранее зарезервировать в вологодском филиале Росреестра дату и время, чтобы подать документы и не ждать.
Мы с мужем снова поехали в Вологду. За день успели подписать договор в офисе застройщика, уплатить госпошлину — 175 Р за регистрацию договора долевого участия и 3000 Р за регистрацию ипотеки — и сдать документы на регистрацию вместе с представителем застройщика в местном отделении Росреестра.
По условиям кредитного договора банк перечисляет деньги на счет застройщика только после того, как мы представим окончательный ДДУ, зарегистрированный в Росреестре, а также перечислим застройщику собственные средства.
После регистрации Росреестр направил нам документы по почте. Я представила в банк оригинал договора долевого участия, договор залога и перечислила застройщику сумму первоначального взноса. После этого банк перевел застройщику сумму кредита. Договор на регистрацию мы сдали 24 февраля 2015 года, а 10 марта банк уже перевел застройщику деньги.
Материнский капитал
Следующий этап — оформление документов, чтобы оплатить часть кредита материнским капиталом. В Т—Ж есть пошаговое руководство, как взять ипотеку на маткапитал.
В мае 2015 года пенсионный фонд в Архангельске перечислил банку маткапитал в счет ипотечного кредита. Для этого я представила в ПФР:
Тот факт, что приобретаемая квартира находилась в другом городе, не вызвал у ПФР вопросов и не добавил процессу особенностей. ПФР рассматривает такие заявления в течение 30 дней. Когда пенсионный фонд принял положительное решение по моему заявлению, мне перечислили средства на погашение кредита.
Приемка квартиры
При покупке квартиры в другом городе есть дополнительные риски. Трудно отследить появление проблем у застройщика, так как нельзя наблюдать за ходом строительства. Веб-камеры наш застройщик не устанавливал. Мы не читали форумы и не отслеживали стройку еженедельно, поскольку дом был высокой готовности и сложностей не должно было быть. Кроме того, ответственность застройщика по ДДУ была застрахована в страховой компании.
Нам повезло: застройщик сдал дом вовремя — в марте 2016 года. Мы получили от него письмо по почте, что дом вводят в эксплуатацию и необходимо принять квартиру. К письму застройщик приложил памятку о порядке передачи квартиры и оформления права собственности на нее.
Я позвонила застройщику и согласовала дату и время приемки квартиры. В тот раз я ездила одна на поезде, так как муж был на вахте, а сроки для приемки квартиры застройщик установил сжатые — 7 рабочих дней с момента, как получим письмо. Возможно, можно было их оспорить, но мы не стали.
дополнительный платеж за подключение дома к инженерным коммуникациям
На этом этапе мне предстояло вот что.
Стены и пол в квартире были не самыми ровными, но, главное, не было больших трещин и перепадов, иначе в дальнейшем это привело бы к увеличению затрат на ремонт. Сам дом, лестничные площадки и лифт выглядели хорошо. Квартиру я приняла с первого раза, никаких претензий не составляла.
Подписать акт приема-передачи квартиры. В нем мы подтверждали, что в квартире нас все устраивает и никаких претензий у сторон ДДУ друг к другу нет. Еще акт нужен, чтобы зарегистрировать право собственности на квартиру. С момента, как дольщик подпишет акт приема-передачи, он несет все расходы на теплоснабжение и иные коммунальные услуги, обслуживание и ремонт общего имущества.
Получить в управляющей компании договор управления многоквартирным домом и подписать акт приема-передачи счетчиков учета горячей и холодной воды, электроэнергии и тепла с начальными показаниями. Координаты управляющей компании мне дал застройщик.
Снятие обременения
Когда я принимала квартиру у застройщика, успела сделать еще одно важное дело — снять обременение с квартиры. Так я избежала дополнительной поездки в Вологду.
Мы полностью закрыли ипотеку в марте 2016 года благодаря родителям, которые дали нам денег в долг. Обременение нужно было снять, чтобы квартира перестала числиться в залоге у банка.
Сотрудники отделения банка в Архангельске согласовали со своими коллегами из Вологды мое заявление и подтвердили дату посещения Росреестра. Также мне сообщили номер телефона сотрудника отделения банка в Вологде. Я позвонила и уточнила время и место встречи.
Получение технического и кадастрового паспортов
Дату приемки квартиры я также совместила с посещением ГП ВО «Вологдатехинвентаризация». Там я заказала технический и кадастровый паспорта.
Так как готовят эти документы 21 рабочий день, я обговорила возможность пересласть их по почте. Пришлось дополнительно потратиться на почтовые расходы. Я заплатила 2100 Р за услугу по подготовке документов и 96 Р за почтовые расходы. Примерно через месяц готовые документы пришли по почте, как и договаривались.
Оформление права собственности
После получения кадастрового плана можно было зарегистрировать право собственности на квартиру. О том, как это сделать, в Т—Ж уже была подробная статья.
Если кратко, процесс такой:
Поскольку мы купили квартиру с использованием средств материнского капитала, ее нужно было оформить в совместную собственность всех членов семьи. Но так как договор долевого участия изначально я составляла только на себя, то и квартиру в собственность тоже оформила на себя: так было проще с документами. Доли мужу и детям мы планировали выделить позднее.
В августе 2016 года я согласовала с отделением Росреестра в Вологде дату и время посещения. Ездила одна, на поезде. Гостиницу не бронировала, так как все дела успела сделать за день. После регистрации Росреестр направил мне документы по почте. Я стала собственницей квартиры 31 августа, но по обязательству перед пенсионным фондом должна была оформить ее в общую собственность всех членов семьи.
Нотариальное выделение долей в квартире членам семьи
Любые операции с частями недвижимости, в том числе выделение долей детям, возможны только с участием нотариуса. Причем отчуждать недвижимость можно лишь через нотариуса, на территории которого находится указанное имущество.
По этой причине архангельские нотариусы не вправе заверить соглашение о выделении долей в недвижимости на территории другого субъекта. Нам снова пришлось ехать в Вологду, чтобы подписать такое соглашение.
Чтобы точно знать, какие документы понадобятся, я позвонила в несколько вологодских нотариальных контор и объяснила ситуацию. Мне понравилось общение с помощником одного из нотариусов: он подробно объяснил порядок действий, требуемый перечень документов и согласился принять документы по электронной почте, чтобы предварительно, до нашего приезда подготовить соглашения.
Регистрация долей в Росреестре. К счастью для нас, с 1 января 2017 года в РФ создали Единый реестр недвижимости. Если раньше регистрировать сделку нужно было по месту нахождения объекта, то по новым правилам это требование необязательно.
В феврале 2017 года мы обратились в отделение Росреестра в Архангельске, уплатили госпошлину 2000 Р и зарегистрировали новые доли на квартиру. Дополнительных расходов, связанных с тем, что квартира находится в другом городе, не возникло.
Сколько времени и денег мы потратили на покупку квартиры в другом городе
В итоге все сложилось благополучно и мы удачно вложили материнский капитал в покупку квартиры. Возможно, это был не самый легкий путь и можно было использовать маткапитал иначе, но мне помогли энтузиазм, семья и родители.
В общей сложности весь процесс от выбора квартиры в новостройке и до момента, когда можно было делать ремонт, занял полтора года:
Как получить ипотечный кредит
Под ипотечным кредитованием понимается предоставление банком средств, которые будут направлены на приобретение или строительство объекта недвижимости. Так как ипотека носит целевой характер, то в отличие от обычного кредита средства заемщику не выдаются, а сразу перечисляются на счет продавца.
Другими отличительными чертами ипотеки являются необходимость внесения первоначального взноса, длительный срок кредитования и предоставление в залог недвижимого имущества, например приобретаемой недвижимости. Для этих целей можно использовать и другое жильё, которое уже находится в собственности клиента.
Что потребуется при оформлении ипотеки
Чтобы оформить кредит на жильё, заемщик должен соответствовать требованиям банка и собрать внушительный пакет документов. Условия выдачи отличаются в зависимости от выбранного банка. Например, одни выдают денежные средства только при наличии российского гражданства, а в других взять ипотеку могут и иностранные граждане.
В целом перечень требований к заемщику сводится к следующим характеристикам:
Возраст клиента – от 21 года до 75 лет на момент погашения. Некоторые банки могут снизить нижнюю границу до 18 лет.
Наличие постоянной регистрации на территории РФ. При этом приобретаемый объект может находиться в другом регионе.
Платежеспособность. Обязательно наличие официального дохода в достаточном размере для погашения ипотеки и других обязательств клиента. Платежеспособность подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ или выпиской по счету, если вы получаете заработную плату на карту того банка, где оформляется ипотека. Общая сумма ежемесячных платежей не должна превышать 40% от дохода. При необходимости повышения уровня платежеспособности можно привлечь созаемщиков.
Трудовой стаж. Как правило, чтобы получить кредит на жильё, заемщик должен отработать на текущем месте не менее 6 месяцев и иметь общий стаж не менее 1 года за последние 5 лет. Срок занятости подтверждается копией трудовой книжки, заверенной работодателем. Если клиент получает заработную плату на карту банка-кредитора, то в этом случае достаточно 3-х зачислений, то есть нужно отработать всего 3 полных месяца (подтверждающие документы не потребуются).
Кредитная история. Клиенты с положительной репутацией могут рассчитывать на одобрение заявки под сниженные процентные ставки. Если кредитная история испорчена, то вам придется столкнуться с отказом банка. В этом случае помощь в получении ипотеки могут оказать ипотечные брокеры, которые подберут кредитора с максимально лояльными условиями.
Наличие первоначального взноса. С учетом выбранной ипотечной программы он может составлять от 10 до 50% от стоимости жилья.
Если в сделке участвуют созаемщики, то к каждому из них предъявляются аналогичные требования. Супруги выступают созаемщиками в обязательном порядке даже при отсутствии дохода и постоянного места работы.
Для получения ипотеки определенные требования касаются и приобретаемого имущества. Жилье оценивается с точки зрения материалов, при помощи которых выполнялось его строительство, наличия инфраструктуры, коммуникаций, подъездных путей, территориального расположения. На основании всех этих факторов определяется степень ликвидности объекта недвижимости и возможность передачи его в залог. Также оформление ипотечного кредита потребует предоставления документов на приобретаемую недвижимость, а именно:
проект договора купли-продажи;
документы, подтверждающие право собственности на готовое жилье;
Если приобретается недвижимость на этапе строительства, то необходимо собрать пакет разрешительных документов от застройщика.
Выбор банка и программы кредитования
Чтобы получить ипотечный кредит на выгодных условиях, необходимо определиться с банковской программой, которая подходит под ваши запросы. Условия оформления зависят от того, какой объект недвижимости приобретается.
Отдельные ипотечные программы с особыми условиями кредитования предусмотрены для военнослужащих (военная ипотека). Также многие банки предлагают упрощенный вариант кредита – ипотека по двум или даже по одному документу. Для ее оформления не нужно подтверждать доход и занятость, но при этом размер первоначального взноса должен составлять не менее 50%.
При выборе банковского учреждения обратите внимание на следующие рекомендации:
Изучите условия того банка, который выпустил вашу зарплатную карту. Как правило, для владельцев карт предусмотрены определенные привилегии в получении ипотеки.
Если вы приобретаете жилье у застройщика, уточните у него, с какими банками он сотрудничает. Строительные компании и кредиторы часто запускают совместные акции, благодаря которым можно приобрести квартиру в ипотеку на льготных условиях.
Оцените банк с точки зрения удобства погашения кредита (в том числе досрочного) и наличия удаленных сервисов (Интернет-банкинг, мобильное приложение).
Как проходит оформление ипотеки
Дальнейший порядок действий заемщика выглядит следующим образом:
Подбор объекта недвижимости и его оценка. На эту процедуру отводится от 60 до 90 дней после одобрения первичной заявки. Обычно банк-кредитор предоставляет список и координаты оценочных компаний, с которыми он работает. Услуги оценщика оплачиваются клиентом отдельно.
Передача имущества в залог банку и оформление страхового полиса. Обратите внимание, что обязательно страхуется предмет залога, то есть квартира или дом. Остальные виды страхования (личное, титульное) являются добровольными и оформляются по желанию клиента. Согласие на страхование жизни и здоровья позволяет снизить ставку по ипотеке на 0,5-1,5 процентных пункта.
Подписание кредитной документации, оформление сделки купли-продажи и перевод денег собственнику жилья.
Государственная регистрация права собственности.
Так как приобретаемое имущество передается в залог, то на него накладывается обременение. После того как ипотека полностью выплачивается, обременение снимается и клиент становится полноправным владельцем собственного жилья.
Полезные советы
Прежде чем оформить жилищный кредит, трезво оцените свои финансовые возможности. Если сомневаетесь, лучше увеличьте срок кредитования. Это позволит сократить размер ежемесячного платежа, но при желании вы сможете вносить больше и погасить ипотеку досрочно.
При оформлении ипотечного договора внимательно изучите все его пункты, уделив особое внимание штрафным санкциям за просроченные платежи и способам их погашения. Желательно, чтобы оплата кредита осуществлялась без комиссии с помощью удаленных каналов. В случае отказа воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Подайте заявку сразу в несколько банков. Это можно сделать самостоятельно или с помощью кредитных брокеров.
Пересмотрите выбранное жилье, если банк отказал в выдаче денежных средств именно по этой причине.
Исправьте кредитную историю. Для этого необходимо обратиться в бюро кредитных историй и сообщить о том, что сведения о вашей репутации недостоверны. Если ранее вы действительно допускали просрочки, возьмите небольшой кредит. При своевременном погашении задолженности ваше досье изменится в лучшую сторону.
Привлеките надежных созаемщиков и поручителей.
Обратитесь к кредитному брокеру. Это посредник, который оказывает профессиональную помощь в получении ипотеки.