как заключать договора с клиентами

Я на Бали, а заказчики в России. Как подписать договор?

В статье про договор для фрилансеров не написано, как «подписать» договор удаленно. Я нахожусь на Бали, а заказчик — в Мурманске. Доставка почтой нереальна, заказывать «Ди-эйч-эль» — лишние расходы денег и времени.

Что нужно прописать в договоре, чтобы потом с ним идти в суд? Опустим момент перелета Бали — Россия.

Только после просмотра фотографий с Бали и поиска дешевых билетов Москва — Денпасар смогли подготовить ответ 🌊.

По закону договор в письменной форме можно заключить, обменявшись документами по обычной почте, телеграфу, телефону или электронной почте, если понятно, что документ направила именно сторона договора.

Использование факсимильной подписи, электронной подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается, если стороны согласовали ее использование.

Поэтому вы можете заключить договор, обменявшись его подписанными сканами по электронной почте. Предварительно в договор необходимо включить пункт, что вы признаете юридическую силу такого обмена, и указать адреса электронной почты, которые будут подтверждать подписание договора уполномоченным лицом.

Включите в договор пункт про электронную подпись

Чтобы подписать договор по электронной почте, включите в него, например, такой пункт:

Настоящий Договор, дополнительные соглашения, приложения и акты к нему могут быть подписаны Сторонами путем обмена их сканированными подписанными копиями по электронной почте:

Документы, направляемые с указанных адресов Сторон, считаются подписанными простой электронной подписью — электронным адресом. Стороны подтверждают получение писем путем ответа на них с указанных адресов.

Стороны признают юридическую силу за электронными письмами и признают их равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.

Обязательно укажите, какие электронные адреса являются простой электронной подписью и подтверждают заключение договора уполномоченным лицом.

Распечатайте, распишитесь, отсканируйте и направьте

После этого, чтобы заключить договор, распечатайте его, распишитесь, отсканируйте и направьте заказчику с того адреса электронной почты, который указан в договоре.

Заказчик же должен распечатать скан договора с вашей подписью, расписаться, отсканировать и направить вам.

Вы с заказчиком обязательно должны обменяться подписанными сканами именно с тех адресов, которые указаны в договоре. Иначе впоследствии договор могут признать незаключенным.

Совет

Если чувствуете, что клиент проблемный, лучше согласуйте расходы на обмен бумажными подписанными оригиналами через «Ди-эйч-эль» или любую другую курьерскую службу, чтобы наверняка. Хотя, конечно, никто не застрахован, что проблемный клиент не начнет доказывать в суде, что синяя подпись и печать вовсе не его.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Договор на оказание услуг: оформление, заключение, расторжение + бланк

как заключать договора с клиентами. Смотреть фото как заключать договора с клиентами. Смотреть картинку как заключать договора с клиентами. Картинка про как заключать договора с клиентами. Фото как заключать договора с клиентами

Услуги — это когда материального результата нет или он неотделим от процесса. Это образовательные курсы, маркетинговые исследования, продвижение сайтов, туризм.

Исполнитель заключает с заказчиком договор возмездного оказания услуг по правилам Главы 39 ГК РФ. Эти общие правила можно менять и уточнять под свою деятельность. В статье расскажем, как улучшить шаблон договора, чтобы точно получить оплату и защитить себя от лишней работы.

Обратите внимание. От услуг отличаются работы — деятельность с материальным результатом. Для выполнения работ оформляют договор подряда. Как грамотно составить договор подряда читайте в отдельной статье.

Формально научные исследования, перевозка людей и грузов, хранение, деятельность по поручению и комиссии — не услуги. Для них не подойдут рекомендации из нашей статьи.

как заключать договора с клиентами. Смотреть фото как заключать договора с клиентами. Смотреть картинку как заключать договора с клиентами. Картинка про как заключать договора с клиентами. Фото как заключать договора с клиентами

Как заполнить договор

Термины и определения

В некоторых сферах деятельности есть специальные термины. В первом разделе договора объясняют их значение. Это нужно, чтобы стороны точно знали, по поводу чего договорились, а также на случай судебного спора.

Например, в договоре на маркетинговые услуги стоит объяснить, что такое целевая аудитория, оценка лидов, как расшифровывается слово e-commerce.

Предмет договора

Предмет — это конкретная платная услуга исполнителя для заказчика. Заказчик не вправе требовать больше, чем указано в предмете. Без предмета считается, что стороны не договорились — ст. 779 ГК РФ. В случае спора суд заставит исполнителя вернуть аванс, и работа будет сделана зря.

При описании предмета опасно ограничиваться общими формулировками. Заказчик поймёт неправильно — и будет конфликт. Напишите, какие именно действия выполните и в каком объёме. Можно добавить цель, ссылки на применяемые методики, точное время оказания.

Коротко предмет и цель пишут в одноимённом разделе договора. Остальное можно вынести в подходящее приложение — техническое задание, сценарий, график учебных занятий, заявку на уборку. Под приложением стороны расписываются.

В предмете договора: «Исполнитель обязуется в интересах Заказчика провести оптимизацию сайта site.ru в поисковых системах Yandex.ru и Google.ru, а Заказчик — принять и оплатить услуги».

В техническом задании: «Провести исследование проблем продвижения site.ru в поисковых системах. Разработать алгоритм продвижения сайта по ключевым словам. Согласно составленным рекомендациям отредактировать все статьи раздела «Блог», которые опубликованы до 29 мая 2021 года включительно».

Срок оказания услуг

Договоры на оказание услуг бывают с конкретным сроком и на неопределённый срок.

В некоторых случаях обязательно указывать конкретный срок — например, в сфере образования и общепита.

Например, в договоре на услуги репетитора срок можно написать так:

Период занятий с 15.01.2021 по 31.05.2021 года. Дни занятий: вторник и четверг с 17:00 до 19:00.

В договорах с неопределённым сроком лучше сослаться на документ, по которому определяют время оказания услуги.

Например, в услугах на уборку квартиру укажите, что дата и время прихода клинера согласовываются в заявке Заказчика.

Место оказания услуг

По общему правилу исполнитель оказывает услуги в месте своего нахождения согласно ст. 316 ГК РФ. Если зарегистрированы в одном месте, а работаете в другом — зафиксируйте это в договоре.

Если услуга выездная и для её оказания что-то нужно, пропишите требования к помещению.

Диджея наняли на корпоратив. Он прописал в договоре требования к помещению: наличие электропитания для подключения музыкального оборудования, стол и стул для диджея. А ещё доступ в зал за 2 часа до начала праздника, чтобы порепетировать.

Цена услуг и срок оплаты

В договоре прописывают общую стоимость услуг, срок оплаты аванса и окончательного расчёта.

При большом перечне услуг каждую оценивают отдельно. Или разбивают процесс на этапы. Вдруг окажете услуги неполностью — будет легко рассчитать размер оплаты.

Пример условия о цене на мытьё окон в квартиры:

Цена услуг по настоящему договору составляет 1500 рублей за мытьё окон и 1000 за мытьё балкона.

Заказчик в течение трёх банковских дней после подписания акта оказанных услуг перечисляет на расчётный счёт Исполнителя оплату, указанную в акте.

Когда услуги тянутся годами, предприниматели задумываются об инфляции. Как проиндексировать цену? В одностороннем порядке это делать запрещено. Зато в договоре можно согласовать порядок уведомления заказчика об увеличении стоимости. И прописать, что при отказе заказчика договор считается расторгнутым.

При изменении стоимости услуг Исполнитель уведомляет Заказчика по электронной почте не позднее семи дней до вступления изменений в силу. Заказчик в этом случае вправе отказаться от услуг.

Исполнитель не вправе менять стоимость оплаченных Заказчиком услуг до их полного исполнения.

Порой оказать услугу невозможно. Если виноват заказчик — он всё равно платит полную сумму. Если случился форс-мажор, заказчик платит за оказанные услуги и возмещает ваши расходы. Это ст. 781 ГК РФ.

Уточните эти правила в договоре. Пропишите обязанности заказчика. В разделе об оплате напишите: если заказчик не выполняет обязанности и в результате невозможно оказать услуги — он всё равно всё оплачивает в полном объёме.

Неявка Ученика на занятия без уважительной причины не является основанием для перерасчёта стоимости услуг или проведения дополнительного урока.

Порой приготовление к услуге стоит денег. Например, команда видеооператоров арендует фургон для перевозки камер, штативов, светильников. В договоре прописывают стоимость аренды фургона, чтобы её компенсировали при форс-мажоре.

Кто оплачивает расходы

По умолчанию все траты, связанные с оказанием услуги, лежат на исполнителе — ст. 783, 704 ГК РФ. Это правило можно менять в договоре: частично или полностью переложить обязанность на заказчика.

Если ваша услуга предполагает проезд исполнителя, покупку материалов, оплату электроэнергии, включите эти затраты в стоимость услуг или измените условия о расходах в договоре.

В случае необходимости выезда в другие населённые пункты Заказчик оплачивает проезд и проживание Исполнителя.

Обязанности заказчика

Бывает, оказать услугу без заказчика невозможно. А в некоторых видах услуг заказчик — активный участник. Ученик делает задания репетитора, компания присылает данные для маркетингового исследования, хозяин впускает клинера в квартиру. По закону это называется содействием заказчика.

Заказчик обязан содействовать исполнителю на условиях договора. Иначе исполнитель вправе требовать возмещения убытков, увеличения цены услуги и отказаться от договора. Это следует из ст. 783, 718, 719 ГК РФ.

Пропишите в договоре конкретные обязанности заказчика. Не бойтесь занудствовать и углубляться в детали, если от этого зависит возможность и качество оказания услуг. В этот же пункт добавьте последствия неисполнения.

Пример набора обязанностей заказчика в договоре на образовательные услуги

— соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения;

— посещать занятия согласно заранее составленному учебному расписанию, иметь на занятиях необходимую учебно-методическую литературу;

— выполнять задания по подготовке к занятиям, заданные на дом Исполнителем.

В случае неисполнения Заказчиком установленных настоящим пунктом обязанностей, исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, а Заказчик обязан оплатить прошедшие уроки.

Исполнитель обязан предупредить заказчика, что предоставленная информация не годится для работы, а его указания могут снизить качество услуги — ст. 781, 716 ГК РФ.

Уточните, в какой срок заказчик после предупреждения исполнителя дополняет информацию или изменяет указания. Добавьте, что по истечении срока исполнитель отказывается от договора в одностороннем порядке.

Кто фактический исполнитель

По умолчанию исполнитель обязан оказать услугу лично — ст. 780 ГК РФ. Для предпринимателя и организации это значит, что исполнять будут их работники.

Если привлекаете сторонних специалистов или другие организации, прямо укажите это в договоре.

Исполнитель вправе привлекать к оказанию услуг третьих лиц без согласия Заказчика.

Приёмка услуг

Окончание услуги лучше оформить актом по ст. 720 ГК РФ. В нём пишут точный перечень и объём оказанных услуг и переданный результат, если есть.

Акт приёмки — это основание для оплаты. Если услуги оплачиваются один раз, акт тоже будет один. При длящихся услугах, например, при ежемесячной оплате, приёмку работ по акту тоже делают ежемесячно.

Согласуйте, в какой срок заказчик подписывает акт и указывает замечания. Здесь же — допустимое количество доработок. Укажите, в какой срок услуги считаются принятыми и подлежат оплате, если заказчик не подписал акт и не высказал замечания.

Не позднее третьего числа каждого месяца Исполнитель предоставляет Заказчику акт оказанных услуг.

Заказчик не позднее пяти дней с даты получения акта обязан подписать его и вернуть один экземпляр Исполнителю. Или направить замечания к услуге и срок их устранения в письменном или электронном виде.

Количество доработок не может быть больше двух.

В случае неподписания заказчиком акта и непредоставления замечаний в течение семи дней с момента уведомления исполнителя, услуги считаются принятыми и подлежат оплате.

Ответственность исполнителя за качество

Когда услуга оказана с отступлениями от договора или результат непригоден для использования, заказчик предъявляет исполнителю требования из ст. 723 ГК РФ:

— бесплатно устранить недостатки или оказать услугу заново;

— сделать скидку на услугу;

— самостоятельно исправить недостатки или привлечь другого исполнителя и потребовать возмещения расходов — если это право написано в договоре;

— отказаться от договора и потребовать назад оплату — если исправлять недостаток бессмысленно или исполнитель не устранил его в согласованный срок.

Напишите в договоре, что исполнитель не возмещает расходы заказчика на исправление недостатков третьими лицами. Но при этом готовьтесь к устранению недостатков своими силами. Иначе у заказчика появится право привлечь другого исполнителя за ваш счёт. Так сказал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики № 2 от 26.04.2017 г.

Другая ситуация с потребителями — клиентами, сделавшими заказ для личных или семейных нужд. Потребители всегда могут нанять другого исполнителя, если у вас проблемы с качеством, по ст. 29 Закона о правах потребителей.

Порядок одностороннего отказа от договора и возмещения убытков

Момент отказа от договора на услуги прописан в ст. 782 ГК РФ.

Заказчик вправе отказаться от договора в любой момент, оплатив исполнителю понесённые расходы. Исполнитель тоже вправе отказаться в любой момент, но вместе с эти должен компенсировать заказчику все убытки.

Знаете заранее, какие расходы будет оплачивать заказчик — напишите об этом в договоре. Это затраты на проезд, покупку инвентаря, стоимость работы сотрудников исполнителя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Где судиться

Заказчик и исполнитель могут находиться в разных городах. В случае спора один из них поедет в суд в другой город.

По общему правилу иск подают по месту жительства ответчика. В договоре «подсудность» можно изменить. Проверьте, что в шаблоне договора не указаны неудобные для вас условия.

Исключение — иски от потребителей. Потребители всегда могут выбрать суд в своём регионе по ст. 17 Закона о правах потребителей. Это надо помнить и учитывать.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Когда нужен договор продавцу и покупателю и что в нем важно указать?

как заключать договора с клиентами. Смотреть фото как заключать договора с клиентами. Смотреть картинку как заключать договора с клиентами. Картинка про как заключать договора с клиентами. Фото как заключать договора с клиентами

Договор нужен не всегда. В коротких циклах продаж товаров и услуг, оффлайн и онлайн, он заключается автоматически: в момент, когда клиент садится в кресло к мастерице маникюра, заказывает в Instagram мыло ручной работы или покупает продукты в супермаркете. Информация о правах и обязанностях сторон известны им еще до процесса оказания и получения товара или услуги — они прописаны в Законе о защите прав потребителей. Другое дело, когда речь идет о дорогих, сложных и отложенных во времени услугах.

Оформление договора — необходимость, если договоренность и ее исполнение совершаются не одновременно.

А что может случиться?

Если договора нет, последствия могут быть серьезными, например:

Уточняем исполнителя

Если такого не предусмотрено — попросите копию доверенности.

Центр обучения «Клерка» приглашает прослушать онлайн-курс о том, как бухгалтеру работать с договорами: важные нюансы и практические примеры. Подробнее тут

Составляем договор

Предмет договора. Предельно ясно обозначьте, что делает исполнитель для заказчика. Договор нужен, когда возникают конфликты и непонимание между сторонами, поэтому представьте, что ваш договор читает судья — ему должно быть понятно, что имели в виду стороны.

Проверьте себя ещё раз! В договоре, как минимум, должны быть указаны:

Как заключить договор?

Вы вправе сами решить, когда считать договор заключенным. Традиционная практика — обмен бумажными оригиналами, но оригинал договора может быть и электронным, подписанным электронными подписями.

Гражданский кодекс РФ предлагает альтернативу, в том числе подписание договора по электронной почте.

Согласуйте в документах юридически значимые адреса электронных ящиков, а потом обменяйтесь с них сканированными и подписанными копиями.

Типовой договор: есть нюансы

Чтобы ускорить процесс, можно взять типовой документ из интернета. Но нужно правильно его изменить и дополнить.

Вернёмся к предмету договора. Не надо подразумевать — нужно зафиксировать письменно, чтобы предмет договора был однозначно понятен не только тем, кто его подписал, но и любому, кто его прочтет.

Принятие оказанных услуг. Стандартный пункт «Услуги считаются оказанными после подписания сторонами акта оказанных услуг» — фактического смысла не имеет. Если акт подписан, то услуги будут считаться принятыми и без такой формулировки в договоре. Она не защищает исполнителя: недобросовестный заказчик может и не подписать акт, если от этого зависит оплата.

Хороший вариант: «Исполнитель должен предоставить полный Отчет об оказанных услугах до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Заказчик обязан рассмотреть и принять Отчет и оплатить оказанные услуги в течение 5 дней с момента получения Отчета либо в тот же срок представить мотивированные возражения. При отсутствии возражений по истечении указанного в настоящем пункте срока услуги, поименованные в Отчете, будут считаться принятыми без замечаний».

Предусмотрите разумный срок, в который заказчик обязан подписать акт или, не подписав его, подготовить мотивированные возражения. Если их нет, услуги будут считаться оказанными и принятыми. И исполнитель, если ему не заплатят, с высокой вероятностью сможет доказать это в суде.

Важно предусмотреть в договоре, как именно нужно передать отчет и когда он считается полученным. Если вы отправляете отчет по электронной почте, согласуйте в договоре адреса электронной почты заказчика и исполнителя. Тогда автоматическое программное уведомление о получении сообщения может быть вашим подтверждением получения отчета.

Возможен и другой вариант: возложите на заказчика обязанность проверить факт и качество оказания услуг до определенной даты. Тогда при отсутствии возражений к нужному сроку, можно считать услуги принятыми без замечаний.

Сумма договора. Цена может быть фиксированной или приблизительной, это решать сторонам. Для приблизительной цены важно установить правила ее определения или изменения. Можно привязать её к стоимости материалов, к курсу валют, к числу действий исполнителя — всё зависит от ваших обстоятельств.

Порядок расчетов. В этом пункте важно соблюсти баланс интересов. Исполнитель заинтересован в получении аванса для закупки материалов или просто в подтверждение серьёзности намерений. Заказчику выгоднее платить после оказания услуги и приемки результата.

Здесь также нужно урегулировать порядок оплаты при возможных отклонениях от нормального хода исполнения договора.

Права и обязанности. Не повторяйте то, что уже написано выше, в пунктах «Предмет договора» и «Порядок расчетов». Здесь нужно:

Предпоследний пункт очень важный! Иногда исполнителю, чтобы сделать своё дело по договору, необходимо получить информацию от заказчика, например, написать посты в социальные сети клиента или напечатать буклет с полученной от заказчика вёрсткой.

Исполнитель обезопасит себя в таких случаях, отдельно установив порядок и сроки представления информации/других исходных данных (вёрстки, изображений). И следует исчислять срок оказания услуг с момента предоставления информации в полном объеме.

Не годится: «Исполнитель обязан оказать услуги надлежащего качества и в полном объеме».

Лучше: «Заказчик должен в течение 5 дней с момента получения мотивированного запроса исполнителя предоставить запрошенную исполнителем информацию для подготовки постов по согласованному плану».

Законодательство позволяет заказчику в любое время отказаться от договора оказания услуг, нужно лишь оплатить расходы исполнителя. А исполнитель вправе отказаться от договора, только полностью возместив заказчику убытки.

В договоре можно в разумной степени изменить эти положения.

Например, предусмотреть полное возмещение убытков, если от договора отказываются и исполнитель, и заказчик.

Ответственность сторон. Это пункты про пени за нарушение срока оказания услуг и оплаты услуг.

Законом предусмотрено начисление процентов за просрочку платежа по минимальной ставке (сейчас это 6,75% годовых). Вы можете указать пени и больше, но если дойдет до суда, то судья может посчитать их чрезмерными.

Можно определить пени (или уменьшение цены услуги) на случай нарушения сроков оказания услуг. Также стоит согласовать порядок действий, если услуги будут оказаны с недостатками. Могут быть варианты: исполнитель должен будет переделать работу или выплатить штраф, заказчик также может самостоятельно устранить недостатки, а расходы на это возместит исполнитель и т.д.

Форс-мажор. Частый пункт в типовых договорах: лицо, нарушившее обязательство, не несет ответственность, если исполнение оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы. Ссылки на эти положения активно использовались компаниями, нарушившими обязательства во время пандемии коронавируса.

Есть смысл расширить этот пункт: детально прописать, какие именно последствия для исполнения договора влекут чрезвычайные обстоятельства, как стороны должны уведомлять друг друга. А ещё стоит обговорить, сколько можно ожидать прекращения действия форс-мажорных обстоятельств, сохраняя действие договора.

Порядок разрешения споров. Сначала пропишите в договоре срок, в течение которого стороны попытаются урегулировать разногласия путем переговоров. Если в договоре не будет прописан территориальный суд для разрешения спора, то он подсуден суду по месту жительства (нахождения) ответчика.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Главное правило юридической грамотности

Выучите сами и расскажите друзьям

Если когда-нибудь в жизни вам придется встретиться с юристом, то это будет первым правилом, которому он вас научит.

Однажды это правило убережет вас от тюрьмы и сэкономит кучу денег. Правило очень простое:

Сначала читайте, потом подписывайте

Это простое правило, которому не следует почти никто. Каждый день кто-нибудь подписывает не глядя договор в автосалоне, турагентстве, школе английского языка, спортклубе, в визовом центре или клинике. Не говоря уже о трудовых договорах и договорах найма квартиры. Человеку дают толстую пачку листов и говорят: «Подпишите здесь». Человек подписывает и в этот момент крупно себя подставляет.

Большинство людей подписывает договор не читая по двум причинам: боятся выглядеть глупо и не хотят затруднять собеседника.

Например, когда человек сидит в переполненном турагентстве, за ним очередь, а тут ему предлагают подписать договор, ему будет трудно заставить всех ждать. Под давлением обстоятельств человек подписывает и надеется на лучшее.

Так не надо. Выучите эти четыре стратегии, чтобы не чувствовать себя глупо.

Если вы пришли в офис

Допустим, вы в том же турагентстве. За вами очередь недовольных туристов. Перед вами договор на шесть страниц. Произносите волшебную фразу:

Менеджер предложит вам отсесть от стола за какой-нибудь соседний стол или на диван. Пока вы будете читать договор, менеджер спокойно обслужит следующих клиентов. Вы пока спокойно сидите и изучайте договор с карандашом.

Не делайте вид, что вы сейчас за минуту пройдетесь по всему договору. Не говорите «подождите-подождите, сейчас я пробегусь». Никто не может пробежаться по договору за три секунды. Даже если это договор на две страницы. Даже юристы.

Просто возьмите тайм-аут и спокойно почитайте договор. Обычно менеджеру наплевать, сколько вы будете этот договор читать: у него рабочий день до семи.

Если отсесть в офисе нет возможности, а договор нужно подписать прямо за этим столом, исполняйте вариацию на волшебную фразу: «Могу ли я забрать с собой этот договор, изучить его спокойно дома и вернуться к вам завтра?»

Если менеджер яростно сопротивляется такому предложению, спокойно отдавайте ему неподписанный договор: «Я не могу подписать договор, который не могу прочитать заранее. Обращусь в другое агентство». Так как вы для менеджера — бонус на ножках, такой поворот его обычно отрезвляет и делает более сговорчивым. А нет так нет.

Во многих агентствах боятся, что вы — засланный казачок, который хочет украсть их договор и переделать под себя. Это не ваши проблемы. Если они ожидают, что вы подпишете договор не глядя, пусть ожидают дальше. Сначала читайте, потом подписывайте.

Если договор привез курьер

Иногда договор отправляют курьером с инструкцией сразу же забрать подписанный экземпляр. Это удобно, но не для вас.

Пригласите курьера посидеть в переговорке или у вас на кухне, пока вы будете читать договор. У курьера есть смартфон, в нем есть соцсети и игры, поэтому курьер скучать не будет.

Если курьер спешит, отпускайте его с миром. Когда вы прочитаете и подпишете (или не подпишете) договор, вызовите другого курьера и отправьте его по нужному адресу. Цена вопроса — 100—300 рублей. Это дешевле, чем подставляться в договоре.

В кафе или ресторане

Если вы встретились на нейтральной территории, честно скажите, что должны внимательно прочитать договор перед подписанием, на это уйдет столько-то времени. И спросите, как вашему собеседнику будет удобнее. Если он согласен ждать — спокойно читайте. Если он торопится — предложите перенести встречу. Ничего страшного: юридическая безопасность важнее.

Нестрашно, если раньше вы уже обменивались договорами и читали предварительные версии на компьютере. Подписываете вы именно этот вариант, поэтому вы в любом случае должны его прочитать перед подписанием. Ваш заботливый партнер мог в последний момент добавить в договор каких-нибудь неожиданных подробностей.

На что смотреть в договоре

Пока менеджер шуршит своими делами, а курьер листает «Одноклассников» на кухне, возьмите карандаш и изучайте документ. Вот что нужно проверить в любом договоре:

С кем подписываете. Имеет ли право этот человек подписывать с вами договор? На каком основании? Если вы подписываете договор с менеджером по доверенности, попросите показать вам эту доверенность. Нет доверенности — нет договора.

Предмет договора. Проверьте, совпадает ли обещание фирмы с тем, что сказано в договоре. Например, если вы в турагентстве, то в договоре не должно быть «информационных услуг». Если сдаете шины на хранение в автомастерскую, то в договоре должно быть «хранение шин», а не «консультационные услуги по хранению шин».

Ответственность за неисполнение. Проверьте, за что исполнитель несет и не несет ответственность. Чаще всего все набитые шишки вашего партнера будут сформулированы со словами «не несет ответственности». Например, если турагентство однажды обожглось на невыданных туристам визах, то в договоре турагентство не будет нести ответственность за выдачу и получение виз. Убедитесь, что вы с этим согласны.

Сроки. Проверьте, совпадают ли сроки договора со сроками, в которые вы планируете работать или получать услуги. Не должно быть так, что вы занимаетесь в школе английского полгода, а срок действия договора — 1 месяц.

Штрафы и пени. Самая неприятная часть. Проверьте, не должны ли вы выплатить какую-либо компенсацию, если задержите оплату или как-то еще нарушите договор. А что с другой стороны? Будут ли они как-то вам компенсировать свои проколы и задержки?

Порядок урегулирования споров. Посмотрите, в каком суде вы договариваетесь урегулировать споры. Это вполне может оказаться суд во Владивостоке.

Язык. В договоре могут быть фразы, которые вы просто не понимаете. Вот просто не можете собрать в предложения. Если вы нашли такие фразы в договоре, выделяйте их карандашом и возвращайте с пометкой «Не понимаю». Попросите юриста, который это составлял, переписать договор человеческим языком. По закону договор составляется в свободной форме — никто не обязан писать его на ломаном юридическом.

Копии. Договор всегда составляется в двух экземплярах, если он заключен между двумя сторонами. Если вам предлагают подписать только один экземпляр, это гарантированная подстава.

Если что-то пошло не так

Вас торопят. Как только вас начинают подгонять, срочно выходите из-под влияния. Берите паузу, выходите из комнаты, убегайте из офиса, падайте в обморок, предлагайте выпить чаю — что угодно, только не подписывайте договор. Если вас торопят — это мошенники.

Вы не понимаете договор. Вы можете не понимать язык договора, отдельные пункты и условия, юридические термины и любые другие моменты. Вспомните, что вы не подписываете договор, который не понимаете. Задавайте вопросы. Так как вы не должны никуда спешить, вы можете подождать обстоятельного ответа. Вы имеете право понимать каждое слово в договоре, под которым стоит ваша подпись.

В договоре явная проблема. Вы видите конкретную нестыковку, проблему или откровенную подставу. Не подписывайте такой договор. Вам будут лить в уши, что договор — это формальность, на самом деле это условие не применяется и «все же люди, войдем в ваше положение». Не ведитесь. Если это написано в договоре, то это не формальность — это реальность.

В ответ на «этого не будет, это не применяется» скажите так:

Многие боятся задавать вопросы к договору, потому что из-за этого они выглядят подозрительными параноиками. А в чужих глазах никто не хочет выглядеть плохо. В таких случаях нужно «выложить багаж»: самим назвать себя параноиком.

Когда сам признал свои недостатки, другим уже не получится сыграть на них. Не стесняйтесь называть себя параноиком. Лучше быть параноиком, чем пострадавшим.

В договоре нет существенных условий: кто, с кем, что, когда или за сколько. Если этого нет ни в самом договоре, ни в приложениях, суд может признать договор незаключенным.

Формальностей не бывает

Часто вам будут говорить: «Этот договор — формальность. Мы же все свои люди, мы-то вас точно не будем обижать». Это беспардонная манипуляция. Если вам говорят о формальностях и давят на свойские чувства, отвечайте так:

И посмотрите, что вам на это ответят. Начнется щебетание про юристов и налоговую, мол, нужны какие-то там бумажки, проводки и проверки. Это значит, что вас держат за лоха: вам предлагают подписать бумажку, которая защищает фирму, но подставляет вас.

Будьте приветливы и непреклонны, как вежливый асфальтоукладчик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *