как заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором снт
Вывоз мусора в СНТ
Как выбирают регионального оператора по вывозу мусора
«В нашем товариществе творится настоящий кошмар, — возмущается собственник участка в подмосковном СНТ. — Мусор с территории не вывозили уже больше двух недель. Контейнеры переполнены, бумаги, пакеты и другую грязь разносит по всей округе. А запах, исходящий от мусорных баков, словами вообще не передать. Вместо того чтобы наслаждаться летними днями, мы вдыхаем „ароматы» отходов, которые на жаре только усиливаются».
Такой случай — не единичный. На то, что региональный оператор халатно относится к выполнению своих обязанностей, жалуются многие садоводы. Однако отказаться от услуг компании, с которой заключен договор, не получится: члены садоводческого товарищества не имеют возможности выбирать оператора. Эта процедура проводится региональными властями на конкурсной основе.
Региональный оператор должен в полной мере выполнять поставленные задачи и своевременно вывозить бытовые отходы на всей территории региона. Для этих целей разрешено заключать договоры с компаниями-подрядчиками. Но контроль за выполнением всех работ остается на операторе.
Ведение бухгалтерии СНТ
Тарифы регионального оператора
Стоимость вывоза мусора формируется отдельно в каждом регионе РФ. Тарифы устанавливают местные власти с учетом предложений компании, выбранной в качестве регионального оператора.
Обязанность председателя — оплачивать услуги из взносов, собранных с садоводов. Если договор на вывоз мусора заключен с СНТ, то никакие дополнительные платы дачникам вносить не придется.
Какой мусор должен вывозить региональный оператор
Российское законодательство разделило все отходы на пять классов, различных по степени безопасности:
Региональный оператор в СНТ обязан вывозить только твердые бытовые отходы, относящиеся к пятому классу.
Это бытовой мусор, который копится у каждого владельца частного дома или квартиры в результате повседневной жизнедеятельности: упаковки от продуктов, остатки пищи, пакеты, а также старая бытовая техника, одежда и обувь, поломанная мебель, фасовочный картон, упаковочная бумага и т.д.
Также региональный оператор имеет право не забирать мусор, если он способен нанести вред здоровью людей или вывести мусороуборочную технику из строя.
Требования к мусорным площадкам
На месте сбора мусора потребуется установить не менее двух контейнеров, предназначенных для раздельного сбора органических и неорганических отходов.
Как оборудовать площадку
Перед тем как оборудовать площадку, председателю потребуется провести общее собрание членов товарищества и утвердить место размещения мусорных баков. Далее этот момент необходимо согласовать с органами местного самоуправления: каждая площадка должна быть внесена в единый реестр мест накопления отходов.
На основании поступившего заключения администрация примет решение об оборудовании площадки для сбора мусора. Если Санэпиднадзор выявит нарушения, их придется устранять, а затем подавать повторную заявку.
Договор с региональным оператором
После того как мусорная площадка полностью оборудована в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами и согласована с местной администрацией, председателю можно заключать договор с региональным оператором о вывозе мусора из СНТ.
Перед этим дачникам нужно утвердить схему вывоза мусора. Она может производиться круглый год или только в течение дачного сезона. Последний вариант актуален для тех товариществ, жители которых не остаются в своих загородных домах на зиму.
Если местные власти по каким-то причинам не определились с выбором регионального оператора, жители СНТ имеют право самостоятельно выбрать организацию, которая будет заниматься вывозом мусора. Главное, чтобы у компании присутствовала необходимая лицензия. С организацией также потребуется заключить договор.
Как заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором снт
По пунктам 1-2 обращения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Кроме того, в соответствии с нормами Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении деятельности не предусмотрена.
По пункту 3 обращения.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
По пункту 4 обращения.
Пунктом 8(7) Правил N 1156 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке потребителя.
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Так, пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.
Вместе с этим следует учесть, что на основании пункта 8(10) Правил N 1156 в отношении иных положений, дополняющих договор, может быть составлен протокол разногласий. Ввиду указанного, региональный оператор обязан рассмотреть указанный протокол.
Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По пункту 5 обращения.
Вместе с этим следует учесть, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Таким образом, главным отличием ТКО от ОИТ является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления.
Следовательно, указанные в обращении ООО » » отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Вместе с этим, договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.
По пункту 6 обращения.
На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
На основании пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Также на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, пунктом 21 типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления | Н.А. Борисов |
Обзор документа
Минприроды рассмотрело некоторые вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и указало:
— вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с ними, возложенных на образователя отходов, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений;
— законом установлены случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления отходов или исходя из количества и объема контейнеров;
— коммерческий учет для организаций исходя из нормативов накопления ТКО возможен в случае установления нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых ведется деятельность;
— главным отличием ТКО и отходов от использования товаров является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления;
— договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с организаций или ИП, занимающимися деятельностью по обращению с указанными видами отходов.
Правомерность начисления платы за ТКО
Согласно ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами. В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ конкретизируется, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у регионального оператора должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В СНТ договор на вывоз мусора заключается централизовано со специализированной компанией, оплата ее услуг осуществляется за счет членских взносов членов товарищества (п. 3 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, в случае если у вашего СНТ заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и вы систематически уплачиваете членские взносы, то отдельно оплачивать услуги специализированной компании вы не должны.
В связи с тем, что оплата услуг регионального оператора происходит в пределах утвержденного единого тарифа на его услуги, расчет происходит из установленных нормативов по объемам накопления мусора и тарифов на оплату услуг регионального оператора.
Тот факт, что в январе и феврале вы не проживали в жилом доме в СНТ, не дает вам возможности не оплачивать данные платежи, так как согласно п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, вам нужно оплатить вывоз твердых коммунальных отходов, но так как договор с региональным оператором заключен СНТ, а вы систематически вносите членские взносы, из которых и осуществляется оплата услуг специализированной компании, отдельно платить за вывоз твердых коммунальных отходов вы не должны.
Вы можете направить письменное заявление в управляющую компанию о несогласии с начислением вам платы за ТКО и потребовать перерасчета, указав на то, что договор заключен с СНТ и членские взносы вами оплачены.
Обращение с ТКО в садово-дачных объединениях
Под обязанность заключить договор с региональным оператором попадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), в том числе и все виды садово-дачных объединений. Это требование Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления». Правление товарищества заключает контракт с действующим регоператором ЭкоСтройРесурс на всех дачников. Но что делать если собственник оформил дом, как индивидуальное жилое строение (ИЖС)?
Разница расчетов для жилого и садового дома на территории СНТ
1. Жилой дом (или часть жилого дома), расположенный на территории садово-дачного товарищества оформлен как ИЖС (индивидуальное жилищное строительство)
Если в документах о собственности (выписке ЕГРН) в отношении объекта недвижимости «Назначение объекта» обозначено как «жилое», то плата за услугу по обращению с ТКО будет рассчитываться исходя из нормативов накопления для жилых помещений, утвержденных приказом МинЭнерго от 29.12.2018 №1023*.
Для городских округов Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск норматив накопления ТКО составляет 0,091 м3 на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Единый тариф составляет 598,16 руб/м3.
Квитанция от регионального оператора может приходить как индивидуально собственнику дома, так и СНТ, в случае если договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в интересах собственника, заключила организация (СНТ). Сумма начисления для ИЖС от этого не меняется.
2. На земельном участке в черте СНТ возведён садовый дом
В этом случае, расчет для садово-дачного товарищества будет осуществлен исходя из количества членов объединения. Дачники передают свою часть платежа за обращение с ТКО правлению (в составе членского взноса), а правление перечисляет общую сумму региональному оператору.
Норматив накопления ТКО для членов СНТ утвержден приказом МинЭнерго от 19.12.2016 № 804, он рассчитан с учетом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь) и составляет 2,26 м3 в год на 1 участника объединения.
Льготы и скидки
Индивидуальное жилое строительство подразумевает круглогодичное проживание собственника, в связи с чем ТКО на территории ИЖС также образуется круглый год, поэтому никаких сезонных скидок для индивидуальных жилых помещений не предусмотрено.
А вот все садово-дачные объединения при оформлении договора с регоператором могут получить 50-процентную скидку на каждого участника такого объединения. Таким образом, сумма платежа будет не 112 рублей, а 56 рублей 32 копейки в месяц.
Как уменьшить оплату на сумму членского взноса за ТКО, если дом оформлен как жилой
Если в товариществе все документы оформлены правильно, то ситуации с двойными платежами возникнуть не должно. Но если такое случилось и собственнику жилого дома на территории СНТ приходит индивидуальная квитанция от регионального оператора, рассчитанная по площади дома, и одновременно садово-дачное товарищество просит оплачивать ТКО в составе членского взноса, то необходимо:
Председатель садово-дачного товарищества должен обратиться к региональному оператору (и приложить копию заявления собственника) для оформления допсоглашения к договору, чтобы уменьшить сумму платежей на членов СНТ. После этого ЭкоСтройРесурс сделает перерасчёт оплаты за услугу «Обращение с ТКО» в связи с уменьшением количества членов СНТ.
Корректировка сведений
Если вы считаете, что в свидетельстве о праве собственности (в выписке из ЕГРН) содержатся неверные сведения – например, неверно указана общая площадь или назначение объекта недвижимости, вы можете обратиться в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для устранения допущенной ошибки. Именно Росреестр уполномочен вносить изменения в ЕГРН.
Когда данные в свидетельстве о собственности будут изменены, владелец недвижимости сможет обратиться в любой центр обслуживания «ЭкоСтройРесурса» с подтверждающими документами и заявлением об уточнённых данных.
На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
А как же принцип свободы договорных отношений?
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!
Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:
Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:
К заявке нужно приложить следующее:
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:
Эти организации к заявке должны приложить:
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:
После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно содержать соглашение?
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.