как законно уменьшить налог на прибыль при осно 2020
Способы оптимизации налога на прибыль
Каждый предприниматель время от времени задумывается о том, как уменьшить налоги. Некоторые пускаются на неправомерные схемы и ухищрения, другие идут по легальному пути. Закон предоставляет представителям бизнеса несколько вариантов налоговой оптимизации, и каждый вправе выбрать наиболее удобный и выгодный для себя. В этой статье мы поговорим о том, как оптимизировать налог на прибыль.
Планируем
Сначала напомним о том, что, собственно, такое налог на прибыль. Это прямая разница между доходами и затратами коммерческого предприятия.
Изменить размер прибыли можно либо путем уменьшения доходов, либо, соответственно, путем увеличения расходов.
Таким образом, благодаря некоторым нехитрым манипуляциям появляется возможность существенно облегчить налоговый груз.
Повлиять на размер налоговых сборов законным образом проще всего через грамотное налоговое планирование.
Это только часть способов влияния на налоговую базу через планирование. Некоторые из них не требуют каких-либо дополнительных комментариев со стороны юристов и сложных организационных мероприятий, другие, к примеру, оффшоры, возможны только при больших финансовых вливаниях. Рассмотрим самые востребованные и безопасные методы налоговой оптимизации более подробно.
Делаем полезные запасы
Каждая компания имеет право на создание резервов. Предполагается, что они могут пригодиться для оплаты отпусков, вознаграждения за выслугу лет сотрудникам, обновление материально-технической базы и оборудования и т.д. Этот способ дает возможность правильно распределить по налоговым периодам расходы, а ведь именно грамотное обоснование расходов является важнейшей частью исчисления налога на прибыль.
Нужно понимать, что резерв не может повлиять на общий размер суммы налога на прибыль за весь отчетный период, но зато, благодаря ему, можно существенно снизить авансовые платежи.
Для многих предпринимателей это является отличным выходом в тех ситуациях, когда в ближайшем будущем ожидаются большие траты, а уже сегодня нужно заплатить налоги.
Договор аренды – используем во благо
Это не тот тип договора, когда одна компания арендует у другой какие-то площади.
В данном случае, под договором аренды подразумевается закрепленная документально временная передача основных средств предприятия сторонней организации, работающей по упрощенному налогообложению.
Суть договора аренды в том, что арендные выплаты увеличивают доходы фирмы на УСН, но при этом уменьшают налогооблагаемую прибыль арендатора.
Привлечение юристов
При правильно подходе, даже небольшие финансовые претензии к контрагентам можно увеличить в несколько раз. Главное, чтобы стоимость юристов, которые будут заниматься подобным вопросом, не зависела от размера исковых притязаний. При этом, спор можно полюбовно разрешить мировым соглашением, не доводя до суда. В мировом соглашении, конечно, должна стоять уже не та сумма, которая была заявлена истцом первоначально.
В чем особенность этого метода?
Затраты на консультантов и юристов значительно снижают прибыль налогоплательщика.
К тому же нигде в Налоговом кодексе РФ не прописаны требования к обоснованию различных расходов через сравнение их с доходами, для получения которых они осуществлялись. Так что, размер вознаграждения юристу может быть даже очень большим – никто не сможет придраться. Самое приятное в этой схеме — то, что проводить такие фокусы можно довольно часто.
Маркетинг как способ оптимизации налогов
Тоже простой, доступный и не требующих каких-то особенных умений метод налоговой оптимизации. Суть его незатейлива: компания выказывает желание к дальнейшему активному росту, освоению новых направлений, поэтому заказывает написание бизнес-плана. В качестве исполнителя данной услуги выступает фирма, находящаяся на УСН.
Таким образом, средства, потраченные на разработку стратегии развития, учитываются при расчете налоговой базы как траты на исследование рынка или оплаты информационных и консультационных услуг.
Снижаем налоги через агентский договор
Не мудрствуя лукаво, можно заключить специальный договор, при котором выручка компании будет считаться не ее собственной, а принадлежащей другой организации.
Для этого нужно просто-напросто стать фирмой-посредником, доходом которой является только агентское вознаграждение. Это весьма распространенный способ уменьшения налоговой базы. В данном случае, самым важным моментом является тщательная проработка агентского договора и грамотное документальное оформление сделки.
Не забываем о брендах
Фирма, находящаяся на упрощенной схеме налогообложения, может использовать бренд. А затраты, понесенные на право пользования товарным знаком, учитываются как любые другие расходы организации.
Избавляемся от ненужного
В отличие от, например, использования юридических и консультационных услуг для снижения налоговой базы, операцию по учету расходов на списание устаревших активов, можно проводить только единожды в том налоговом периоде, в котором она и произошла.
В качестве обоснования таких расходов служит ликвидация объектов незавершенного строительства, списание нематериальных активов и так далее.
Не соблюдаем условия
Эффективным способом экономии налогов является признание штрафных санкций за нарушение обязательств по долгам и договорных условий.
Затраты, понесенные через штрафы, учитываются как внереализационные расходы. Особенно хорошо играет на руку пренебрежение к условиям договора, подписанного с фирмой, работающей по единому налогу на вмененный доход.
Берем на себя чужие убытки
Путь слияния с убыточной компанией – легкий, хотя и не самый безопасный способ сократить отчисления в бюджет, причем, не только в текущее время, но и в будущие периоды.
Происходит это по той простой причине, что компания-правопреемник наследует все расходы убыточного предприятия во всех их полноте и неприглядности.
Еще раз особо подчеркнем то, что данный способ оптимизации налогов чреват внезапными визитами налоговых инспекторов.
Переносим свои убытки
Иногда можно воспользоваться правом, предоставляемым налоговым кодексом на перенос убытков за прошедшие налоговые периоды на будущее. Причем, сначала надо учитывать более поздние убытки, постепенно переходя к ранним. Делать это можно на протяжении десяти лет после того, как убыток был получен.
Внимание! При применении каких-либо способов оптимизации налогов руководству компании, на всякий случай, следует быть готовым к более пристальному вниманию со стороны налоговиков – за годы практики у них развилось особое чутье на те предприятия и организации, которые стремятся сократить размер налоговых выплат.
Как показывает данный материал, законных способов для уменьшения налогов, вполне достаточно для того, чтобы не прибегать к незаконным схемам. Грамотный, опытный бухгалтер всегда найдет путь для того, чтобы уменьшить налоговое бремя своего работодателя.
Как законно уменьшить налог на прибыль и НДС: подсказки для ИП и юрлиц. Налоговая оптимизация.
Бизнесмены ищут способы оптимизации налоговой нагрузки, но забывают о том, что законных методов платить вместо 1000 рублей 500 не существует. Если нельзя платить меньше, то о чём эта статья? О том, как сделать всё правильно и не платить больше, чем могли бы.
В статье о «черных» методах налоговой оптимизации мы рассказывали, чего нельзя делать, чтобы не нажить проблем с законом, а сегодня поговорим о том, как законно уменьшить налоги.
Некогда читать?
Посмотрите краткий обзор статьи
Как связаны форма собственности и размер налогов
Регистрируя бизнес, нужно определиться с формой собственности: стать ИП или юрлицом. Если вести бизнес вы собираетесь в одиночку, можно зарегистрировать ИП, если с партнёрами — ООО. В ООО заработок каждого учредителя зависит от доли участия в уставном капитале, с ИП всё проще: он после уплаты налогов может распоряжаться всеми деньгами на свое усмотрение.
Основные различия между ИП и ООО:
Помимо основных налогов приходится платить НДФЛ 13% с дивидендов, если учредители планируют вывести деньги со счета.
В большинстве случаев приходится нанимать бухгалтера.
Когда определились с формой собственности, нужно выбрать режим налогообложения. Одни из самых популярных — общий (ОСНО) и упрощенный (УСН).
На ОСНО предприниматель платит два налога:
ИП и ООО обычно используют общую систему налогообложения, когда иначе работать не получается. Но если есть возможность, стараются переходить на льготные режимы — например, упрощенную систему налогообложения.
ИП и ООО, которые не подпадают под эти ограничения, могут с первого дня работать по УСН. Для этого в течение 30 дней после внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нужно уведомить налоговую. В заявлении нужно указать, какой объект налогообложения выбираете — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
ИП на УСН платят взносы и налог: 6% от всех поступлений или 5-15% от прибыли (процент зависит от региона). Также они, в отличие от юрлиц, должны платить за себя пенсионное и медицинское страхование, даже если не получают прибыль. Эти платежи учитываются в расходах и уменьшают налог. ИП без работников может уменьшать рассчитанный налог на УСН «доходы» на все 100% уплаченных за себя взносов. Если доход небольшой, может получиться так, что налога к уплате не будет. Если в штате есть работники, налог можно уменьшить только на 50%. В расчет берут не только взносы, уплаченные ИП за себя, но и платежи за работников.
Юрлица тоже могут работать по упрощенной системе налогообложения. Отличие в том, что при равных режимах у физлиц остается больше налоговых льгот. Например, важный нюанс, который стоит учитывать при регистрации ООО по УСН: поступающие на счет средства — доход фирмы, а не учредителей. Чтобы использовать деньги, недостаточно заплатить 6% налога, как это делают ИП, придется еще потратиться на налог на свой доход (дивиденды) — 13%. Иногда налог на свой доход может оказаться больше налога на бизнес. Это сильно ощущается, особенно если в фирме учредитель, директор и работник — один и тот же человек.
Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга Фингуру, называет главным плюсом ИП то, что после уплаты 6% в пользу государства он может распоряжаться оставшимися деньгами на свое усмотрение. Так можно освободить себя от дополнительных налогов и сэкономить.
Для юрлиц, по словам Павла, основная система налогообложения в некоторых случаях может быть выгодной. Это особенно заметно на примере оптовой торговли: когда фирма занимается куплей-продажей товаров, облагаемых НДС, а поставщики и покупатели являются плательщиками этого налога. НДС — возвратный налог. Он работает так: с продажи товаров его начисляют, а с покупки уменьшают.
Если купили товар за 35 000 рублей, а продали за 40 000 рублей, то заплатить надо будет 20% НДС с разницы между ценой продажи и покупки — 1 000 рублей (5 000 * 20%). Если бы предприятие оптовой торговли работало по УСН (доходы), пришлось бы отдать государству 6% от дохода — 2 400 рублей. УСН (доходы минус расходы) — тоже не выгодно, так как покупатели будут требовать снизить цену на 20% или вообще откажутся от покупки, потому что не смогут возместить сумму НДС.
Если бизнес небольшой, лучше работать по «упрощенке». Если компания крупная, можно выбрать НДС и общий режим налогообложения. Чтобы понять, какую форму налогообложения предпочесть, стоит определиться с видом деятельности, посчитать налог на всех возможных системах налогообложения и выбрать более выгодный для своего бизнеса.
Открываете розничный магазин?
Сначала пройдите наш бесплатный е-мейл курс и убедитесь, что учли все нюансы этого бизнеса!
Зарегистрироваться и получить первый урок
Как оптимизировать налог на прибыль
Налог на прибыль — прямой платеж, который рассчитывается на основании суммы прибыли, полученной компанией (разницы между доходами и расходами). Чтобы оптимизировать налоги, предприниматели применяют один из двух методов: снижают доходы или увеличивают расходы.
Есть несколько законных способов «уменьшить» налог на прибыль:
Используя указанный в законодательстве перечень, компании могут увеличивать свои затраты, приобретая различные товарно-материальные ценности, и отражать их как товары для организации.
Выплачивать дивиденды вместо зарплаты. Для этого в состав участников компании (общества) необходимо ввести работников, затем выплатить им часть заработной платы в виде дивидендов. Дивиденды — часть прибыли, которая осталась после выплаты всех налогов. Таким образом фирме не придется платить взносы в социальные фонды.
Минусы такой схемы:
Вот как может сэкономить компания, если будет выплачивать работнику дивиденды вместо зарплаты
Используя такой подход, вы уменьшаете не только налог на прибыль, но и страховые взносы, уплачиваемые за сотрудников.
Зачитывать или возвращать излишне уплаченные суммы по налогам и взносам. Если налогоплательщик уплатил больше, чем нужно, он может вернуть переплату по налогу и взносу или зачесть ее в будущем периоде. Для этого нужно обратиться в ИФНС с заявлением. Если плательщик переплачивал из-за ошибки в декларации, сначала необходимо представить уточненную декларацию с исправленной ошибкой. Только потом можно запросить возврат или зачет переплаты.
Многие бухгалтеры забывают об этом, и спустя три года ИФНС отказывает в возврате или зачете этих денег. Чтобы такого не происходило, нужно регулярно проверять расчеты с ИФНС, возвращать переплаты или зачитывать их в счет уплаты других налогов или взносов.
Приобретать основные средства на фирму, которая работает по УСН. Для этого можно создать еще одну фирму на УСН и оформить на нее имущество: недвижимость, транспорт. В результате компания, которая работает по УСН, будет уплачивать 6% с дохода, а фирма, работающая по ОСН, может законно оптимизировать расходы по налогу на прибыль и экономить на налоге на имущество (за исключением объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: торговые центры, офисные помещения, торговые точки и т. п.).
Использовать возвратный лизинг. Возвратный лизинг — законная сделка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.01.07 № 9010/06. Если использовать такой метод, налогоплательщик сможет «продать» по документам лизинговой компании свое оборудование и получить за это деньги. В результате по контракту финансовой аренды он сможет сэкономить на налогах, а лизинговая компания принять к вычету «входной» НДС по купленному оборудованию и заработать прибыль. При этом само оборудование останется у клиента, перемещаться оно будет только по документам.
Пример того, как работает возвратный лизинг. Источник: e-xecutive.ru
Создать резерв по сомнительным долгам и ремонтный фонд. Сомнительный долг — любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, прописанные в договоре, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство). Резерв по сомнительным долгам нужно формировать, если вы предполагаете, что покупатель не заплатит, а поставщик может не отгрузить товар. Тогда удастся заранее учесть часть убытков и уменьшить налог. Экономия на налоге на прибыль будет примерно 20% от суммы сомнительных долгов.
Формируя резерв на ремонт, компания может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на величину резервных отчислений.
При этом, важно соблюдать два условия:
Оба способа уменьшают сумму налога в текущем периоде, но в последующих периодах всё равно придется заплатить налоги — в этом смысл резервного фонда. Создание таких резервов подходит для среднего и крупного бизнеса. Для небольших фирм это нецелесообразно.
Как уменьшить налог НДС
Все предприниматели, которые работают на ОСН, обязаны платить НДС. Например, если компания продает товары, делает на них наценку и получает прибыль, она должна уплатить НДС.
Избежать уплаты НДС можно в нескольких случаях:
У юрлица или ИП небольшая выручка. Если за три предшествующих месяца выручка фирмы или ИП от продажи товаров или услуг без учета НДС не превысила два миллиона рублей, в соответствии со ст. 145 НК РФ НДС можно не уплачивать. Чтобы реализовать это право, нужно подать в налоговую уведомление с выпиской из бухгалтерского баланса.
Контрагенты компании — плательщики НДС. Если частично доход всё же облагается НДС, нужно попробовать увеличить вычеты. Для этого нужно больше сотрудничать с теми, кто платит НДС. В таком случае суммы НДС поставщика можно принять к вычету.
Подведем итоги
Главное — помнить, что законная оптимизация налогов существует, поэтому не стоит использовать «серые» схемы, подвергая риску себя и свою компанию.
Уменьшить налог можно несколькими способами. Если только планируете открыть фирму, важно выбрать подходящую форму собственности и систему налогообложения, чтобы потом не переплачивать в бюджет.
Если компания уже работает, можно попробовать уменьшить налог на прибыль и НДС.
Снизить налог на прибыль можно, если:
Сумма НДС будет оптимальной, если:
Узнайте, как можно законно уменьшить налоговую нагрузку в вашем бизнесе.
Уменьшение налога на прибыль
Чтобы платить меньше налогов, бизнес часто использует сомнительные схемы. ФНС хорошо их знает и тщательно следит за нарушителями. В результате вместо уменьшения налога, бизнес не только платит всю его сумму, но и получает штрафы. Есть и законные способы уменьшить налог на прибыль. Разберемся, как легально помочь своему бизнесу сократить платежи в бюджет.
Использовать льготные ставки
Стандартный налог на прибыль организации платят по ставке 20%: 3% в федеральный бюджет и 17% в бюджет субъекта.
Отдельные категории налогоплательщиков получили льготу по налогу — ставку 0% и для федеральной, и для региональной части. Им не приходится платить налог совсем. Такая ставка действует для следующих налогоплательщиков:
Кроме того, льготные ставки установлены в отношении некоторых доходов, например, от продажи акций и долей, дивидендов и пр. Полный перечень льготных категорий и всех возможных ставок дан в ст. 284 НК РФ.
Формировать резервы
Организация может создать резервы на оплату отпусков, ремонт и гарантийное обслуживание, ремонт основных средств, возмещение непогашенных задолженностей. Они полезны в работе: помогают вовремя отремонтировать сломанный станок или не уйти в убыток, не получив от покупателей оплату. Бонусом резервы позволяют уменьшить авансовые платежи по налогу на прибыль.
Экономия от формирования резервов зависит от метода признания доходов и расходов: кассовый или начисления. В основном организации на ОСНО применяют метод начисления, так как кассовый доступен только тем, у кого выручка за каждый из четырех предыдущих кварталов не превышала 1 млн рублей. При методе начисления доходы и расходы признаются для расчета налога в том периоде, в котором они начислены, независимо от фактического получения и расходования денег.
Пример. ООО «Розетка» отгрузило товары на 500 000 рублей, но оплату в назначенный срок не получило. Общество применяет метод начисления, поэтому на дату отгрузки уже начислен доход 500 000, который облагается налогом на прибыль. ООО «Розетка» ещё не получило деньги, но уже должно заплатить 20% или 100 000 рублей.
Если создать резерв по сомнительным долгам, то на конец квартала можно списать всю сумму долга при просрочке от 90 дней или её половину при просрочке от 45 дней.
После того как вы получите долг, налог придётся заплатить в полном размере, но уже из полученных денег, а не из своего кармана. Поэтому резервы можно использовать как отсрочку уплаты налога, а не полное освобождение.
Списывать убытки прошлых лет
Если организация получила убыток, его можно включить во внереализационные расходы и уменьшить налог за текущий период.
Налоговый убыток также можно перенести на будущее, уменьшив на его сумму облагаемую по ставке 20% прибыль. Размер переносимого убытка ограничен — налоговая база по налогу на прибыль в периоде, когда производится перенос, не должна уменьшаться более чем на 50% (ограничение действует до 31.12.2020). Убытки надо погашать, начиная с более поздних.
Пример. У ООО «Этника» по итогам 2018 и 2019 года были убытки, 150 000 и 300 000 рублей соответственно. В 2019 году получена прибыль за год — 850 000 рублей, нарастающим итогом 235 000 за 1 квартал, 470 000 за полугодие и 750 000 за год.
Бухгалтер может учесть при расчете базы:
Таким образом, компания уменьшила базу по налогу наполовину. Остаток убытка за 2019 год можно продолжать учитывать в последующие годы.
Проводить маркетинговые исследования и покупать консультации
Чтобы увеличить свои продажи, полезно проводить маркетинговые исследования. Затраты на них могут уменьшить налог на прибыль. Так же работают консультации юристов, бухгалтеров-аутсорсеров и пр.
Этот вариант законен при условии, что затраты оправданы и подтверждаются документами. Такие услуги попадают в состав прочих расходов. Обратите внимание, что затраты должны быть связаны с производством и реализацией, иначе занижение базы по налогу на прибыль могут посчитать необоснованным.
Использовать амортизационную премию
Если компания покупает станки, недвижимость, оборудование и другие основные средства, то может включить в состав расходов отчетного периода до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов на их ремонт, модернизацию, частичную ликвидацию. Лимит расширен до 30% для основных средств 3-7 амортизационных групп. Это и есть амортизационная премия.
Премия помогает раньше отразить в расходах часть капитальных вложений. Она признается как косвенные расходы в том периоде, в котором начата амортизация или изменена первоначальная стоимость ОС.
Решение о том, к каким основным средствам и в каких случаях можно применять амортизационную премию, должно быть прописано в учетной политике. Например, можно применять премию только для ОС дороже 300 000 рублей или только к транспорту.
Пример. В мае 2020 года ООО «Серия» купило и ввело в эксплуатацию четыре грузовика, отнесенных к 5-й группе. Первоначальная стоимость каждой машины 2 млн рублей, срок полезного использования 85 месяцев. База по налогу на прибыль за полугодие 2020 года равна 2,8 млн рублей.
Амортизационная премия помогла уменьшить размер налога на прибыль с 560 000 рублей до 66 823.58 рубля, почти на 90%.
Получить инвестиционный вычет
Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить региональную часть налога на прибыль до 90% суммы расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств из 3 — 7-й амортизационных групп. Обычно такие расходы признаются в течение срока полезного использования, а не сразу.
В отличие от других вариантов, вычет уменьшает сам налог, а не базу по налогу. Налог в региональный бюджет должен быть уплачен в сумме хотя бы 5% от базы по налогу на прибыль, а федеральную часть можно уменьшить до 0, но не больше, чем на 10% от стоимости приобретения ОС.
Пример. ООО «Березка» получило прибыль 100 млн рублей и купило станок за 10 млн рублей. Налог на прибыль в региональный бюджет — 17% или 17 млн рублей.
Применение этого вычета должно быть прописано в учетной политике.
Ведите учет доходов и расходов в Контур.Бухгалтерии. Налог на прибыль по итогам периода рассчитывается на основании внесенных данных, декларацию тоже формируется в автоматическом режиме. Ведите бухучет, считайте зарплату, платите налоги и сдавайте отчетность через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.
- как подать на налоговый вычет на детей через личный кабинет налогоплательщика 2020
- если телевизор показывает нет сигнала в чем причина