как закрыть счет 001 арендованные основные средства в программе 1с
Учет арендованных основных средств в 1С: Бухгалтерии
Под арендой основных средств понимают передачу таких объектов во временное пользование арендатору. Срок сдачи в аренду прописывается в договоре. Если срок менее года, то аренда краткосрочная, если более года – долгосрочная. В договоре также может быть предусмотрен переход права собственности арендуемого основного средства. Как же отражаются в 1С: Бухгалтерии операции аренды основных средств?
Принятие к учету арендованных основных средств
Чтобы принять к учету в программе 1С: Бухгалтерия 8 арендованное имущество, нужно выполнить ряд действий.
В меню программы выбрать «Операции», подраздел «Бухгалтерский учет», нажимаем команду «Операции, введенные вручную».
В открывшемся журнале
нажимаем кнопку «Создать», которая находится в левом верхнем углу окна. После нужно выбрать вид документа, в нашем случае – это «Операция»
Открывается пустой документ, который необходимо заполнить новой бухгалтерской проводкой.
В этом документе нажимаем копку «Добавить».
В столбике «Дебет» выбираем забалансовый счет бухгалтерского учета «Арендованные основные средства»
Выбираем арендодателя из справочника «Контрагенты»
Ниже указываем сам объект ОС, принимаемый в аренду (добавляем его в соответствующий справочник).
Колонка «Сумма» отражает стоимость объекта, принятого к учету, а в поле «Содержание» прописывается наименование операции.
После того, как распечатали документ на арендованные объекты, нажимаем кнопку «Записать и закрыть».
Амортизация на арендуемые основные средства не начисляется организацией-арендатором.
Учет арендной платы в 1С: Бухгалтерии
Арендная плата за основные средства относится на счета учета расходов по обычным видам деятельности. Для этого используется документ «Поступление (акты, накладные)».
В открывшемся журнале создаем новый документ поступления (акт).
Заполняем и проводим документ
Открываем проводки документа:
Дебет 26 (20,44) — Кредит 76 Списана сумма арендных платежей без НДС
Возвращаемся к документу поступления, на основании регистрируем счет-фактуру
По НДС в ходе отражения операции будут сформированы следующие проводки:
Дебет 19 — Кредит 76 Выделен НДС из суммы арендных платежей
Дебет 68. НДС — Кредит 19 НДС направлен к вычету
На основании документа поступления (акта) производим оплату арендодателю
Проводим и открываем движения документа, сформировалась проводка
Возврат основного средства арендодателю
Возврат основного средства арендодателю также производится документом «Операция», но проводка будет обратной.
Дебет — Кредит 001 – Снято с учета ОС при возврате его арендодателю.
Автор статьи: Оксана Кузнецова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Учет арендованных основных средств в 1С: Бухгалтерии
Необходимо выполнить в программе 1С: Бухгалтерия несколько операций, чтобы принять к учету арендованные основные средства.
В меню программы нужно выбрать вкладку «Операции», папку «Бухгалтерский учет» и активировать опцию «Операции, введенные вручную».
На экране монитора откроется следующее окно:
На экране монитора появится пустое поле. Это поле необходимо заполнить, создав новую бухгалтерскую проводку.
В созданном документе активируем опцию «Добавить».
В поле «Дебет» нужно найти и подтвердить забалансовый счет «Арендованные основные средства».
Справочник «Контрагенты» содержит список компаний, в нем нужно найти и выбрать компанию-арендодателя.
Затем в документ необходимо внести арендованное основное средство. Его можно добавить в справочник.
В окне документа видим две колонки:
Затем необходимо отправить документ на печать. После печати сохраните документ в базе активировав опцию «Записать и закрыть».
Положением бухгалтерского учета установлено, что амортизация на взятые в аренду основные средства не начисляется компанией-арендатором.
1С: Бухгалтерия: как проводить учет арендной платы
Оплата за арендованные основные средства относится к расходам по обычному виду деятельности. Применяется для этого вкладка «Поступление (акты, накладные)».
На экране появится пустое поле, в котором нужно создать новый акт поступления.
Пустой акт необходимо корректно заполнить и провести.
Посмотрим проводку документа
Регистрация счет-фактуры происходит на основании акта поступления.
НДС отразим проводками:
Оплата проводится на основании акта поступления
Забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»
Как арендованные основные средства учитываются на забалансовом счете и по какой стоимости?
В деловой практике часто встречаются ситуации, при которых организации арендуют у других лиц основные средства, в число которых могут входить как недвижимое имущество вроде складов, офисов и производственных помещений, так и различное оборудование. Такие средства должны быть записаны на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Название счета говорит о том, что он предназначен для отражения информации об имеющихся основных средствах, которые взяты в аренду, и их перемещении. Необходимость записывать их именно на 001-м счете установлена и Планом счетов бухучета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Что касается другой стороны сделки — организации, сдающей основные средства в аренду, то для таких целей ей определен 011-й счет. Правда, только в одном случае: если предоставляемые объекты приняты на баланс арендатором.
Подробнее о счетах забалансового учета вы можете прочитать в нашей статье «Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах».
С января 2022 года обязательны к применению ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н. С этой же даты утрачивает силу ПБУ 6/01. Начать применять Стандарты можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как арендодателю учитывать основные средства, переданные в аренду, с 2022 года, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Счет 001 следует использовать и в тех обстоятельствах, когда заключен договор лизинга, но только при учете основных средств на балансе организации, эти объекты предоставившей. Учет следует организовать отдельно по каждому объекту и по каждому лизингодателю.
Запись на 001-м счете следует вести по стоимости, определенной в арендном договоре. В настоящее время в законодательстве нет норм, устанавливающих требование по согласованию цен на арендуемые объекты. Поэтому случается, что стоимость в договоре не определена. В такой ситуации представляется целесообразным исходить из размера балансовой стоимости ОС, определенной у арендодателя. Для этого достаточно будет запросить у партнера по сделке соответствующую справку.
Однако может так произойти, что первичные данные по балансовой оценке окажутся недоступными. В таких обстоятельствах ни в коем случае нельзя оценивать полученные объекты ОС по стоимости арендной платы. Дело в том, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусматривает только 3 вида стоимости:
Несложно увидеть, что «арендная» стоимость в приведенном списке отсутствует, то есть такая оценка неправомерна.
Остается один приемлемый вариант — учесть арендованные объекты по рыночной стоимости. Как она была определена, можно пояснить в приложениях к балансу.
Главным документом, на основании которого будет производиться запись на 001-м счете при передаче основных средств, является акт приема-передачи. Как только истечет установленный договором срок аренды, объекты возвращаются арендодателю тоже по акту приема-передачи.
Как арендатору отражать имущество и платежи в учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Все подробности бухгалтерского учета договоров аренды основных средств вы можете найти в нашем материале «Бухгалтерский учет при аренде основных средств».
Применение забалансового счета 01 в бюджетном учете
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.
Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.
Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.
При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.
Пример учета арендованного имущества на забалансовом счете
Приведем пример, каким образом отражается появление арендованного объекта на забалансовом счете у коммерческой компании.
ООО «Вектор-М» оформило договор на аренду промышленного оборудования. Основное средство получено в июле 20ХХ года по акту приема-передачи. Стоимость по договору составила 780 000 руб. Эта же сумма была указана и в акте приема-передачи. Арендодатель представил справку о балансовой стоимости данного объекта.
В учете после соблюдения всех формальностей следует сделать следующие записи:
Дебет 001 — 780 000 руб. — поступил объект основных средств по арендному договору.
После окончания договорных отношений:
Кредит 001 — 780 000 руб. — произведен возврат арендованного объекта арендодателю
Итоги
Запись на забалансовом 001-м счете позволяет не только соблюсти правила бухучета, но и помогает бухгалтеру в работе, поскольку информация о стоимости арендуемого имущества всегда под рукой. При этом данная операция не представляет сложностей. Надо лишь правильно оформить первичные документы.
ФСБУ 25/2018: учет аренды в «1С:Бухгалтерии 8»
Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 обязателен к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. По желанию организация может применять новый стандарт досрочно. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 поддерживается бухгалтерский учет аренды по новым правилам.
Что изменилось в учете арендатора
Аренда, в том числе финансовая аренда (лизинг), регулируется главой 34 ГК РФ. Чем отличаются аренда и лизинг с точки зрения гражданского законодательства см. в статье «Аренда и лизинг: понятия и различия».
Лизинг, помимо Гражданского кодекса, регулируется Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», а также рядом статей в главах 21, 25, 26.2 НК РФ. При этом для аренды особенностей учета доходов и расходов в Налоговом кодексе не установлено.
До недавнего времени таких особенностей не было и в бухгалтерском учете. Арендатор просто отражал в учете регулярные расходы на аренду – и все. В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 такие расходы учитывались стандартным документом поступления услуг (Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги). Далее такой порядок будем называть простой схемой учета аренды (простой арендой).
Учет лизинговых операций всегда был сложнее. Если по договору лизинга предмет лизинга учитывался на балансе у лизингополучателя, то в программе требовалось выполнить последовательность действий с помощью документов:
Поступление в лизинг;
Принятие к учету ОС;
Услуги лизинга – для отражения регулярных (как правило, ежемесячных) лизинговых платежей;
ежемесячные регламентные операции, входящие в обработку Закрытие месяца: Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ лизинговых платежей;
Выкуп предметов лизинга – если такой выкуп предусмотрен договором.
Далее такой порядок будем называть сложной схемой учета аренды (сложной арендой).
Новые правила учета арендованного имущества по ФСБУ 25/2018
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год аренду необходимо учитывать по правилам Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н). По желанию организация может применять указанный стандарт ранее указанного срока. Положения ФСБУ 25/2018 в большей степени соответствуют МСФО (IFRS) 16 «Аренда» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 11.06.2016 № 111н, далее – МСФО 16).
Рассмотрим ключевые изменения для арендатора.
Теперь арендатор должен признавать арендованное имущество как право пользования активом (ППА) (п. 10 ФСБУ 25/2018). Иными словами, в бухгалтерском учете и отчетности предметы аренды отражаются аналогично собственным активам (как правило, предмет аренды по характеру использования относится к основным средствам). Причем такой порядок применяется вне зависимости от условий договора, согласно которым предмет аренды (лизинга) может учитываться на балансе арендодателя или арендатора (п. 2 ФСБУ 25/2018). Как и стоимость собственных основных средств, стоимость ППА погашается через амортизацию (п. 17 ФСБУ 25/2018).
Одновременно с активом следует признавать обязательство по аренде, которое первоначально определяется как сумма будущих арендных платежей за весь срок договора аренды. Раньше похожий порядок учета был только для лизинга.
По общему правилу будущие арендные платежи оцениваются по приведенной стоимости, то есть путем дисконтирования их номинальных величин (п. 14 ФСБУ 25/2018). По сути это означает, что сумма будущих арендных платежей состоит из двух частей: из приведенной стоимости арендных платежей и процентов по аренде. Каждая из этих частей учитывается обособленно.
После признания обязательство по аренде увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных арендных платежей (п. 18 ФСБУ 25/2018). Начисленные проценты отражаются у арендатора в расходах либо включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 20 ФСБУ 25/2018).
Указанные изменения сближают российский бухгалтерский учет с МСФО.
ФСБУ 25/2018 предусматривает для арендатора ряд упрощений (п. 11 ФСБУ 25/2018). Так, право пользования активом и обязательство по аренде можно не признавать:
по договорам со сроком аренды до года;
по договору на аренду предмета, рыночная стоимость которого не превышает 300 000 руб., и при этом арендатор может получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;
по всем договорам аренды – если арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – организации с упрощенным учетом).
В этих случаях порядок учета аренды будет соответствовать простой схеме учета аренды, то есть сводиться к отражению в учете регулярных расходов на аренду.
Обратите внимание, что указанные выше упрощения не распространяются (п. 12 ФСБУ 25/2018):
на договоры, предусматривающие выкуп предмета аренды (как правило, это договоры лизинга);
на предметы аренды, которые предполагается предоставлять в субаренду.
Если право пользования активом признавать требуется, то оно оценивается по фактической стоимости, которая включает в себя (п. 13 ФСБУ 25/2018):
величину первоначальной оценки обязательства по аренде;
арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;
дополнительные затраты арендатора, связанные с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;
величину оценочного обязательства (например, по демонтажу, по перемещению предмета аренды, по восстановлению окружающей среды и пр.), если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.
Арендатор с упрощенным учетом может рассчитывать фактическую стоимость ППА без дополнительных затрат и без оценочных обязательств. В этом случае дополнительные затраты и оценочные обязательства признаются расходами периода, в котором были понесены.
Также при упрощенном учете можно не применять дисконтирование, то есть обязательство по аренде первоначально можно оценивать как сумму номинальных величин будущих арендных платежей (п. 14 ФСБУ 25/2018). Забегая вперед, отметим, что дисконтирование поддерживается только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» начиная с версии 3.0.93.
Фактическая стоимость права пользования активом и величина обязательства по аренде могут пересматриваться при изменении (п. 21 ФСБУ 25/2018):
условий договора аренды;
намерения продлевать или сокращать срок аренды;
величины арендных платежей.
При изменении величины обязательства по аренде пересматривается ставка дисконтирования (п.п. 15, 22 ФСБУ 25/2018).
Поскольку порядок учета арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года».
О новых правилах бухгалтерского учета основных средств, в том числе о порядке учета арендованного имущества, см. статьи профессора М.Л. Пятова (СПбГУ): «Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств (часть 1)», «Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2».
ФСБУ 25/2018: схемы учета в «1С:Бухгалтерии 8»
Положения ФСБУ 25/2018 для арендатора в «1С:Бухгалтерии 8» поддерживаются начиная с версии 3.0.93.
Если в более ранних версиях программы арендованное имущество можно было учитывать только по простой схеме, то теперь с началом применения ФСБУ 25/2018 – как по простой, так и по сложной схеме. При этом учет имущества, полученного в лизинг, ведется только по сложной схеме.
Чтобы привести схемы учета аренды к единообразию, для отражения регулярных (как правило, ежемесячных) арендных платежей в документе Поступление (акты, накладные, УПД) добавлен новый вид операции – Услуги аренды. Этот вид операции доступен всем пользователям программы.
Если применяется простая схема учета, то в поле Способ учета документа поступления с видом операции Услуги аренды следует выбрать значение Расходы (простая аренда). В этом случае в поле Счета учета указываются счет и аналитика затрат по аренде, а при проведении формируются проводки, как и прежде:
Дебет 26 (44) Кредит 76 (60)
— на сумму арендного платежа без учета НДС;
Дебет 19.04 Кредит 76 (60)
Проводки для сложной аренды рассмотрим позднее.
Схема учета лизинговых операций у лизингополучателя незначительно изменилась. Некоторые документы обновились, документ Принятие к учету ОС стал необязательным, появилось два новых документа: Начисление процентных расходов и Изменение условий лизинга. Таким образом, учет имущества, полученного в лизинг, сейчас представляет собой последовательность действий, выполняемых с помощью документов:
Поступление в лизинг. Это обновленный документ, который теперь позволяет сразу же принять к учету предмет лизинга, если не требуется отражать дополнительные затраты, связанные с поступлением предмета лизинга, и если пользователя устраивают параметры амортизации, установленные в документе по умолчанию;
Принятие к учету ОС. Этот документ теперь используется только при необходимости;
Услуги лизинга (ежемесячно);
ежемесячные регламентные операции Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ арендных платежей. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» добавляется еще одна новая регламентная операция Начисление процентных расходов;
Изменение условий лизинга – новый документ. Он используется, когда требуется пересмотреть фактическую стоимость ППА и величину обязательства по аренде. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» также можно пересмотреть ставку дисконтирования и/или график платежей;
Выкуп предметов лизинга – если выкуп предусматривается договором.
Сложная схема учета аренды по ФСБУ 25/2018 построена на использовании новых документов, которые аналогичны документам, применяемым в лизинговой схеме:
Поступление в аренду. Этот документ позволяет сразу же принять к учету предмет аренды, если не требуется отражать дополнительные затраты, связанные с его поступлением, и если используется линейный способ начисления амортизации;
Принятие к учету ОС – используется при необходимости;
Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги аренды (ежемесячно);
ежемесячные регламентные операции Амортизация и износ основных средств и Признание в НУ арендных платежей. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» добавляется еще одна регламентная операция Начисление процентных расходов;
Изменение условий аренды.
Таким образом, для лизинга и аренды, учитываемой по сложной схеме, используется ряд общих документов, некоторые из которых – с разными видами операций (см. таблицу 1).
Таблица 1. Общие документы для лизинга и сложной аренды
Виды операций
для лизинга
Виды операций
для сложной аренды
Поступление в аренду (лизинг)
Поступление в лизинг
Поступление в аренду
Изменение условий аренды (лизинга)
Изменение условий лизинга
Изменение условий аренды
Амортизация и износ основных средств;
Признание в НУ арендных платежей;
Начисление процентных расходов (только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»)
А для простой и сложной аренды используется общий документ Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги аренды.
ФСБУ 25/2018: изменения в Плане счетов «1С:Бухгалтерии 8»
ППА отражаются в бухгалтерском балансе в составе основных средств в качестве самостоятельной статьи или вместе с собственными основными средствами (п. 47 МСФО 16, рекомендация БМЦ от 05.10.2018 № Р-92/2018-КпР «Право пользования активом» ).
Для учета прав пользования активами Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) отдельного синтетического счета не предусмотрено.
До применения ФСБУ 25/2018 в программе для обобщения информации об арендованном имуществе (предмете лизинга) использовались счета учета:
01.03 «Арендованное имущество»;
01.К «Корректировка стоимости арендованного имущества»;
02.03 «Амортизация арендованного имущества».
Указанные счета учета в полной мере подходят не только для схемы учета лизинга, но и для схемы учета сложной аренды, поэтому никаких новых счетов для внеоборотных активов в программе создавать не потребовалось. Только теперь в бухгалтерском учете эти счета применяются для обобщения информации о ППА, а не об арендованном (лизинговом) имуществе. Для целей налогового учета назначение счетов не поменялось.
Для аналитического учета ППА используется субконто Основные средства. Каждый инвентарный объект ППА – элемент справочника Основные средства.
Для обобщения информации о расчетах по договорам аренды в программе предназначен счет учета 76.07 «Расчеты по аренде». Прежде этот счет использовался только в лизинговой схеме, но теперь он вполне подходит и для учета сложной аренды. К счету 76.07 открыты субсчета:
76.07.1 «Арендные обязательства»;
76.07.2 «Задолженность по арендным платежам» (ранее этот счет назывался «Задолженность по лизинговым платежам»). Налоговый учет поддерживается только для этого субсчета;
76.07.5 «Проценты по аренде». Это новый субсчет, который задействуется для учета процентных расходов в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» начиная с версии 3.0.93;
76.07.9 «НДС по арендным обязательствам».
Лизинговые операции в программе поддерживались в том числе и по договорам в валюте, и условных единицах (у.е.). Для обобщения информации о расчетах по договорам аренды в валюте и у.е. используются счета учета 76.27 «Расчеты по аренде (в валюте)» и 76.37 «Расчеты по аренде (в у.е.)». Теперь эти счета включены также в схему учета сложной аренды. К счетам 76.27 и 76.37 открыты новые субсчета для учета процентных расходов в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»:
76.27.5 «Проценты по аренде (в валюте);
76.37.5 «Проценты по аренде (в у.е.).
ФСБУ 25/2018: настройки программы
Возможности учета аренды по простой схеме в программе всегда доступны. Учет лизинга и аренды по сложной схеме потребуется включить в настройках функциональности (раздел Главное – Функциональность). Для этого следует перейти на закладку Основные средства и установить соответствующие флаги (рис. 1):
Лизинг – для включения схемы учета лизинга;
Права пользования предметами аренды – для включения схемы учета сложной аренды.
Рис. 1. Настройки функциональности для применения ФСБУ 25/2018
После выполнения указанных настроек в разделе программы ОС и НМА становятся доступны операции:
Поступление в аренду;
Поступление в лизинг;
Изменение условий аренды;
Изменение условий лизинга;
Выкуп предметов лизинга.
Дисконтирование доступно в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП», если в настройках функциональности на закладке Дополнительно установлен флаг Расширенный функционал.
Пример учета аренды по сложной схеме
Рассмотрим порядок учета сложной аренды в программе (в статье в описании примеров не рассматриваются банковские операции, зачет авансов, операции учета НДС и расчет отложенного налога).
Пример 1
Поскольку арендатор не вправе применять упрощенные способы учета, ему потребуется вести учет аренды по сложной схеме с применением дисконтирования. Напомним, что учет сложной аренды поддерживается во всех версиях программы, но дисконтирование (расчет приведенной стоимости) и заполнение графика платежей – только в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП».
Создадим документ Поступление в аренду и заполним его, как на рисунке 2.
Рис. 2. Поступление в аренду
По условиям Примера 1 арендатор не понес никаких дополнительных затрат, связанных с предметом аренды, поэтому переключатель Принятие к учету следует установить в положение Этим документом (документ Принятие к учету ОС нам не понадобится).
В табличной части документа в поле Предмет аренды указываем новое ППА, предварительно добавив его в справочник Основные средства.
В поле Сумма указываем величину номинального обязательства по аренде – общую сумму платежей по договору без НДС (2 400 тыс. руб.). Счета учета устанавливаются по умолчанию.
Для указания способа оценки приведенной стоимости обязательства по аренде в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» предназначена группа реквизитов Оценка в БУ. Приведенная стоимость может определяться по-разному, в том числе с применением ставки дисконтирования.
Пока процедура расчета приведенной стоимости еще не является привычной в практике российского бухгалтерского учета, и поэтому вызывает много вопросов, в том числе, как определить ставку дисконтирования.
Согласно пункту 15 ФСБУ 25/2018, дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. Если фактическая ставка дисконтирования не может быть определена, то в качестве ставки дисконтирования может применяться процентная ставка, под которую арендатор привлекает или может привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.
Предположим, в Примере 1 приведенная стоимость оценивается по ставке дисконтирования 20% годовых. Для расчета приведенной стоимости и процентных расходов необходимо заполнить график платежей. Перейдем по соответствующей гиперссылке в форму График платежей. График платежей можно заполнить вручную по кнопке Добавить, указав дату платежа и сумму.
Как правило, договором аренды предусматриваются повторяющиеся через равный промежуток времени платежи в одинаковой сумме (аннуитеты). В этом случае график платежей можно заполнить автоматически сразу за весь период. По условиям Примера 1 в договоре аренды предусмотрены аннуитетные платежи в размере 120 тыс. руб. в месяц не позднее 20 числа каждого месяца начиная с сентября 2022 года. Нажимаем кнопку Заполнить, указываем дату первого платежа (дата окончания договора подставляется из шапки документа поступления), сумму аннуитета (120 тыс. руб.) и еще раз нажимаем Заполнить. График платежей заполнен (рис. 3).
Рис. 3. График платежей
При заполнении графика платежей следует обращать внимание на итоговую сумму, указанную в строке Всего платежей. Эта сумма должна быть равна сумме документа Поступление в аренду, иначе программа укажет на ошибку и не проведет документ.
Из документа Поступление в аренду по кнопке Печать доступна Справка-расчет начисления процентных расходов, которая иллюстрирует порядок расчета обязательства и оценки предмета аренды, а также общую сумму процентных расходов (рис. 4).
Рис. 4. Справка-расчет начисления процентных расходов
Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода и процентной ставки. Проценты начисляются на дату арендного платежа и на конец месяца (п. 19 ФСБУ 25/2018).
В соответствии с выполненным расчетом общая сумма будущих арендных платежей (2 400 тыс. руб.) разделяется на две части (здесь и далее рассчитанные суммы округляются до тысяч рублей для упрощения восприятия расчетов и сумм проводок):
на приведенную стоимость обязательства (2 006 тыс. руб.);
на сумму процентов по аренде (394 тыс. руб.).
Поскольку по условиям Примера 1 авансовые платежи не предусматривались, то фактическая стоимость ППА соответствует первоначальной оценке обязательства (2 006 тыс. руб.).
Проанализируем проводки, сформированные при проведении документа Поступление в аренду (см. таблицу 2).
Таблица 2. Проводки при поступлении в аренду