как закрывается счет 401 60
«Отпускной» резерв: порядок формирования и использования
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Формировать резерв на оплату отпусков должны все без исключения учреждения, независимо от источника финансового обеспечения данных выплат. Делается это в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. О том, как рассчитать резерв отпусков и отразить в учете его создание и использование, поговорим далее.
Способы определения величины «отпускного» резерва
Порядок формирования резерва на оплату отпусков (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции № 157н).
Для расчета «отпускного» резерва можно использовать рекомендации Минфина, приведенные в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 (далее – Письмо № 02-07-07/28998). В нем предлагается оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время определять на последний день расчетного периода (месяца, квартала, года) исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.
При этом формировать резерв следует отдельно по обязательствам:
на оплату отпусков работникам за фактически отработанное ими время;
на уплату начисленных с отпускных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В письме также приведены следующие методики определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов.
Методика 1.
Расчет производится персонифицированно (индивидуально) по каждому сотруднику:
Резерв отп. = К x ЗП;
Резерв стр. взн. = К x ЗП x С, где:
К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату вычисления резерва;
С – ставка страховых взносов (здесь и далее).
Методика 2.
Расчет производится по учреждению в целом:
Резерв отп. = К x ЗПср;
Резерв стр. взн. = К x ЗПср x С, где:
К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.
Методика 3.
Расчет осуществляется по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):
Резерв отп. = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3;
Резерв стр. взн. = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С, где:
К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников (группы персонала);
ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников (группе персонала).
Учетной политикой учреждения предусмотрено определение «отпускного» резерва по методике 2 на последний день каждого месяца исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату. По состоянию на 31.07.2019 общее количество не использованных работниками отпусков в целом по учреждению составляет 180 дн., среднедневная зарплата равна 850 руб.
Величина создаваемого резерва будет включать суммы:
на оплату отпусков – 153 000 руб. (180 дн. х 850 руб.);
на оплату страховых взносов, начисляемых с суммы отпускных, – 46 206 руб. (153 000 руб. х 30,2%).
Общая сумма сформированного резерва составит 199 206 руб. (153 000 + 46 206).
Учет формирования и использования резервов
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в частности по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
В целях отражения указанных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (п. 308, 309 Инструкции № 157н).
В силу положений инструкций № 162н, 174н, 183н создание резерва на оплату отпусков оформляется следующими бухгалтерскими записями:
Казенные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения
Сформирован резерв на оплату отпусков
1 401 20 211 (213)
1 109 60 211 (213)
0 401 20 211 (213)
0 109 60 211 (213)
Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва*
* Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или записью, оформленной по способу «красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва) (Письмо № 02-07-07/28998).
Расходы по оплате отпуска признаются в учете за счет суммы созданного резерва, то есть резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он изначально создавался (п. 302.1 Инструкции № 157н).
В бухгалтерском учете операции по использованию «отпускного» резерва отразятся следующими проводками:
Казенные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения
Начислена оплата отпуска за счет резерва…
…по выплатам работникам
Как учитывать расходы, произведенные за счет доходов от аренды?
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Бюджетное учреждение сдает в аренду часть спортивных залов на срок не более года (объекты учета операционной аренды). Как правильно в бухгалтерском учете отражать расходы, произведенные за счет доходов от аренды: на счете 2 109 60 000 или 2 401 20 000? Если на счете 2 109 60 000, то на какой счет его закрывать в конце отчетного периода (401 10 121 или 401 10 131)? Как отразить обороты по указанным счетам в справке (ф. 0503710)? Аналогичные вопросы могут возникнуть в отношении расходов, произведенных за счет средств, поступивших от арендатора в качестве возмещения стоимости коммунальных услуг.
Для начала обратимся к гражданскому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
В соответствии со ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую таким целям, при условии, что названная деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от данной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Таким образом, доходы, полученные от аренды имущества (при условии, что это предусмотрено уставом учреждения), относятся к приносящей доход деятельности. Обозначенными доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Показатели по поступлению доходов и направлению их расходования (по выбытию) утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения исходя из целей деятельности учреждения в разрезе видов финансового обеспечения.
Вместе с тем при планировании и ведении бухгалтерского учета расходов в бюджетном учреждении необходимо учитывать, что финансовое обеспечение затрат на содержание имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, осуществляется за счет приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»).
Далее разберемся последовательно с каждым вопросом.
Как правильно в бухгалтерском учете отражать расходы, произведенные за счет доходов от аренды: на счете 2 109 60 000 или 2 401 20 000?
Согласно инструкциям № 157н, 174н операции по расходам в рамках приносящей доход деятельности могут учитываться:
в составе затрат, формирующих себестоимость работ, услуг;
в составе расходов, не формирующих себестоимость работ, услуг.
Затраты, формирующие себестоимость работ, услуг, готовой продукции, отражаются в бухгалтерском учете с использованием синтетического счета 0 109 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам 0 109 60 000 (прямые расходы), 0 109 70 000 (накладные расходы), 0 109 80 000 (общехозяйственные расходы)). Перечень затрат, формирующих себестоимость работ, услуг, и порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов должны быть предусмотрены в учетной политике (либо ином локальном документе). При этом общехозяйственные расходы могут быть распределяемыми и нераспределяемыми.
В случае если учреждение производит расходы в отношении одного вида услуг, работ, в учетной политике может быть предусмотрен порядок отнесения всех расходов сразу на прямые расходы (на счет 0 109 60 000).
Если в рамках приносящей доход деятельности учреждение оказывает (выполняет) несколько видов услуг (работ), то накладные и общехозяйственные расходы распределяются в порядке, установленном в учетной политике, и относятся на себестоимость работ, услуг, готовой продукции (то есть на прямые расходы). Сформированная в результате приносящей доход деятельности себестоимость услуг, работ относится на уменьшение дохода (по счету 0 401 10 131) (п. 67, 153 Инструкции № 174н).
Расходы, не формирующие себестоимость работ услуг, отражаются с использованием счетов:
1) 0 401 20 200 – при совершении отдельных операций, предусмотренных Инструкцией 174н и учетной политикой учреждения. Применение данного счета допускается указанной инструкцией только при отражении затрат, возникших при реализации товаров (в том числе в процессе продвижения товаров), расходов в рамках целевых субсидий, пожертвований, грантов, а также в рамках субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в части расходов, не формирующих себестоимость работ, услуг (в том числе затрат на содержание имущества);
2) 0 109 80 000 (общехозяйственные расходы в части нераспределяемых). В настоящее время в инструкциях № 157н и 174н имеются противоречивые положения в отношении отнесения общехозяйственных расходов по окончании отчетного периода на финансовый результат текущего года:
на увеличение расходов текущего финансового года (на счет 0 401 20 000) (п. 62, 153 Инструкции № 174н, п. 135 Инструкции № 157н);
на уменьшение доходов текущего финансового года (на счет 0 401 10 000) (п. 66 Инструкции № 174н, Письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 02-06-05/12657).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Инструкцией № 174н не предусмотрено относить напрямую на счет 2 401 20 200 расходы, произведенные в рамках приносящей доход деятельности, на нужды учреждения или содержание имущества, сданного в аренду;
2) доходы, полученные от операционной аренды и отраженные на счетах 2 205 21 000, 2 401 10 121, могут расходоваться:
на нужды учреждения в целях осуществления платных услуг (работ) в соответствии с планом ФХД. В этом случае расходы, формирующие себестоимость этих услуг, работ, нужно относить на соответствующий аналитический счет 2 109 00 000 (в соответствии с учетной политикой);
на содержание имущества, сданного в аренду. Такие расходы целесообразно учитывать на счете 2 109 80 000 (в части нераспределяемых общехозяйственных расходов).
Если расходы, осуществляемые за счет доходов от аренды, отражаются на счетах 2 109 60 000, 2 109 80 000, то на какой счет они закрываются в конце отчетного периода: 2 401 10 121 или 2 401 10 131?
При отнесении расходов на финансовый результат текущего года необходимо учитывать следующее:
Инструкцией № 174н не предусмотрен порядок отнесения затрат, произведенных за счет доходов от аренды и сформированных на счетах 0 109 60 000, 0 109 80 000, на счет 0 401 10 121;
отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года в рамках иной приносящей доход деятельности отражается по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 60 000 (п. 67 Инструкции № 174н);
общехозяйственные расходы в части нераспределяемых могут быть отнесены на увеличение расходов текущего финансового периода (на счет 2 401 20 200) либо на уменьшение доходов текущего финансового года (на счет 2 401 10 131). Использование того или иного порядка учета данной операции должно быть предусмотрено в учетной политике, поскольку в настоящее время в инструкциях имеется два варианта. Принимая во внимание разъяснения Минфина, приведенные в Письме № 02-06-05/12657, укажем, что нераспределяемые общехозяйственные расходы целесообразно относить на уменьшение доходов. Однако в случае применения бухгалтерской записи по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 80 000 возникает вопрос о правильности отражения показателей по данным операциям при формировании разд. 2 справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).
Как отразить информацию по рассмотренным выше операциям в разд. 2 справки (ф. 0503710)?
Согласно Инструкции № 33н учреждение формирует разд. 2 справки (ф. 0503710) на основании данных по дебетовым оборотам соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 131 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000, 0 105 27 000, 0 105 37 000, 0 105 38 000.
Выше мы выяснили, что в настоящее время Инструкцией № 174н предусмотрено отражать сформированную себестоимость работ, услуг по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 60 000. Это не противоречит правилам заполнения показателей в разд. 2 справки (ф. 0503710). Однако в указанном разделе не предусмотрен порядок отображения информации по отнесению общехозяйственных расходов на уменьшение доходов текущего финансового года (по дебету счета 2 401 10 131 и кредиту счета 2 109 80 000).
По этому поводу в Письме Минфина РФ № 02-06-05/12657 сообщается, что в целях раскрытия информации в бухгалтерской отчетности при разработке очередных изменений в Инструкции № 33н планируется внести уточнения в части порядка заполнения справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (уточнение порядка заполнения разд. 2), а также отчета (ф. 0503721) (уточнение порядка заполнения строк 160 – 269). Возможно, эти изменения будут внесены ближе к составлению годовой бухгалтерской отчетности (за 2019 год).
В настоящее время при сравнении действующих редакций инструкций № 157н, 174н, 33н получается: пока указанные изменения в порядке составления бухгалтерской отчетности не приняты, единственным вариантом отнесения общехозяйственных расходов, не противоречащим названным инструкциям, будет корреспонденция счетов:
Дебет счета 2 401 20 200
Кредит счета 2 109 80 200
Поскольку однозначного ответа на данный вопрос нет, рекомендуем выбрать один из возможных вариантов учета обозначенных операций. В дальнейшем необходимо держать эти операции под контролем до внесения уточнений в действующие нормативные акты, а в случае необходимости оформить исправительные записи.
В отношении расходования средств, полученных от возмещения арендатором стоимости коммунальных услуг, необходимо отметить следующее. Такие доходы в целях бухгалтерского учета называются условными арендными платежами (отражаются на счетах 2 205 35 000, 2 401 10 135). По определению эти средства покрывают уже произведенные расходы, которые учреждение отражает как расходы на содержание имущества, сданного в аренду (на счете 2 109 80 000) (они относятся к расходам, не формирующим себестоимость работ, услуг).
Таким образом, доходы, полученные в виде условных арендных платежей, являются собственными доходами учреждения, и оно вправе расходовать их самостоятельно в соответствии с планом ФХД.
Закрытие счетов текущего финансового года.
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Как известно, по завершении финансового года в бухгалтерском учете учреждений подлежит закрытию ряд счетов. Напомним бухгалтерам, какие это счета, какими проводками отражаются операции по закрытию расчетов на них и как отразить данные действия в бухгалтерской годовой отчетности.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ.
Списание доходов на финансовый результат
– в части дебетового остатка
– в части кредитового остатка
Списание расходов на финансовый результат
Отражение сумм завершенных в финансовом году расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)
Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)**
Закрытие счетов расчетов с органами казначейства
Списание расчетов по произведенным из бюджета платежам
* По соответствующим статьям КОСГУ.
** В казенном учреждении счет 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» предназначен для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче активов и обязательств при создании бюджетного, автономного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года (п. 111.1 Инструкции № 162н).
В бюджетных и автономных учреждениях не формируются при завершении финансового года операции по незавершенным расчетам по принятию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемым в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, отраженным на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 184 Инструкции № 183н, п. 156 Инструкции № 174н).
При заполнении бухгалтерской справки (ф. 0504833) [5] необходимо учесть следующие моменты:
1) главному бухгалтеру учреждения (руководителю структурного подразделения) нужно заполнить раздел «Отметка о принятии бухгалтерской справки к учету» с одновременным отражением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
2) при формировании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, если в первичных (сводных) учетных документах, в том числе представленных в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, отсутствует возможность проставления отметки о принятии их к учету и отражения бухгалтерских записей, указываются наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции.
Автономным учреждением культуры за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в текущем году были приобретены и использованы ткань и нитки, учитываемые на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», на сумму 85 000 руб. Согласно учетной политике учреждения указанные расходы не формируют себестоимость услуг.
Необходимо по данному виду расходов отразить заключение счетов по итогам финансового года.
В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом:
Списаны в текущем году материальные запасы
Списаны расходы на финансовый результат
Бюджетное учреждение культуры в 2017 году передало своему филиалу оборудование, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, первоначальная стоимость – 100 000 руб., амортизация – 20 000 руб. Оно не относится к особо ценному имуществу.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:
В учете учреждения
Передано оборудование от учреждения филиалу по первоначальной стоимости
Переданы амортизационные начисления по оборудованию
Заключены счета в конце года
Получены амортизационные начисления
Заключены счета в конце года
У казенного учреждения (МКУК «Библиотека») на 1 января 2018 года сформировались следующие остатки:
По завершении финансового года данные операции отразятся следующим образом:
Списаны расходы на финансовый результат в конце года:
– на выплату заработной платы;
– на уплату страховых взносов;
– на оплату коммунальных услуг;
– на содержание имущества
Списаны доходы, полученные от оказания платных услуг
Закрыты расчеты с органами Казначейства
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.
У бюджетных и автономных учреждений в составе форм годовой отчетности формируется справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – справка (ф. 0503710)) (п. 31 Инструкции № 33н [6] ).
Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе:
Указанная форма заполняется к балансу государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов:
При этом в графах 2 – 5 справки (ф. 0503710) отражается сумма показателей, сформированных на приведенных счетах до проведения заключительных операций, в графах 6 – 13 – сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря (по завершении отчетного финансового года).
Консолидированная справка (ф. 0503710). Головное учреждение формирует консолидированную справку (ф. 0503710) на основании справок (ф. 0503710), представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей, отраженных в графах 2 – 13 по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.
Исключаются из свода взаимосвязанные обороты в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями в следующем порядке: по соответствующим номерам аналитических счетов счета 0 304 04 000 (графы 2, 7, 10; 3, 6, 11 и 4, 9, 12; 5, 8, 13 консолидированной справки (ф. 0503710) согласно показателям в графах 4, 5 справок (ф. 0503725) по коду счета 0 304 04 000) обособленных подразделений по деятельности с целевыми средствами и приносящей доход деятельности.
Образец заполнения справки (ф. 0503710)
БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.
Казенные учреждения формируют в конце финансового года в составе баланса (0503130) [7] справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее – справка (ф. 0503110)) (п. 43 Инструкции № 191н [8] ). Она отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).
Раздел 2 справки (ф. 0503110) получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета не формируется (п. 44 Инструкции № 191н).
Казенное учреждение – получатель бюджетных средств составляет разд. 1 справки (ф. 0503110) на основании данных по соответствующим кодам счетов:
Показатели, сформированные по данным счетам до проведения заключительных операций, отражаются в графах 2, 3 справки (ф. 0503110), а сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, – в графах 4 – 9 справки (ф. 0503110).
Образец заполнения справки (ф. 0503110)
КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ.
На сайте Федерального казначейства размещены контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности (и отчетность), отражены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Приведем контрольные соотношения для проверки заполнения: