как заплатить пени по ндфл без требования
Уплата пеней платежным поручением в 2021-2022 годах
Прежде всего, напомним, что посредством пеней обеспечивается своевременность уплаты обязательных платежей. В то же время пеня — это не санкция, а обеспечительная мера.
Подробнее о пенях по налогам читайте в этой статье.
У платежного поручения на пени есть как сходства с платежкой по основному платежу (в нем ставят тот же статус плательщика, указывают те же реквизиты получателя, того же администратора доходов), так и различия. На последних остановимся подробнее.
Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100.
С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2015 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа». Ранее при уплате пеней в нем проставляли шифр пеней ПЕ. Теперь мы оставляем это поле пустым, а то, что это именно пени, можно понять как раз из КБК.
Обратите внимание! В 2021 году внесены изменения в реквизиты платежного поручения на уплату налогов. С 01.05.2021 года обязательно заполняйте поле 15: номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Кроме того изменился счет Казначейства и наименование банка. Подробности мы привели здесь.
Основание платежа — 2-я особенность платежки на пени
2-е отличие платежки по пеням — основание платежа (поле 106), номер и дата документа (поля 108 и 109).
По текущим платежам мы ставим здесь ТП. По пеням же возможны следующие варианты:
В поле 106 больше не используются коды:
Вместо них нужно проставлять единый код ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное. А отличить добровольную уплату пеней от принудительной можно по полю 108. Использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР нужно указывать в поле 108 перед номером документа-основания:
В поле 109 при этом надо ставить дату соответствующего документа.
Порядок уплаты пеней подробно, с образцами платежек, рассмотрен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
Подробнее о реквизитах платежки читайте в этой статье.
Особенность 3-я — поле 107 «Налоговый период»
В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:
О заполнении поля 107 в платежке по НДФЛ читайте здесь.
Образец платежного поручения на уплату пеней в 2021-2022 годах можно посмотреть и скачать на нашем сайте:
Если пени — по взносам
Все указанные выше особенности платежек по пеням сейчас относятся и к уплате пеней по страховым взносам (кроме взносов на травматизм), ставшим с 2017 года платежами в налоговую.
О порядке оформления платежных поручений по страховым взносам узнайте из этого материала.
Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.
Если при заполнении платежного поручения на уплату пеней вы допустили ошибку, реквизит нужно уточнить.
Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
Платежное поручение на уплату пеней оформляется аналогично платежке на уплату налогов (указывается тот же статус плательщика, те же реквизиты получателя и того же администратора доходов).
Уплата пеней по видам налогов и сборов производится по отдельным КБК, в 14–17-м разрядах 14–17 которых указывается код подвида дохода — 2100. В особом порядке заполняются отдельные поля платежки на перечисление пени («Основание платежа», «Номер документа», «Налоговый период»).
Образец заполнения платежки по НДФЛ
Платежное поручение по НДФЛ — это документ с распоряжением банку перечислить в бюджет налог. Ошибки в нем приведут к признанию платежа невыясненным.
Чтобы деньги попали по назначению, необходимо правильно заполнить платежное поручение на перечисление обязательного платежа. Форма платежного поручения утверждена положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (положение 383-П).
Порядок заполнения платежек на уплату налогов установлен приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В 2020 году Минфин опубликовал письмо от 11.06.2019 № 21-08-11/42596, в котором сообщил, что платежки по НДФЛ надо заполнять по-новому. Новые инструкции касаются заполнения поля 107. Так, если раньше разрешалось указать точную дату платежа, то теперь Минфин требует указывать лишь месяц. И это не все изменения в правилах перечисления в бюджет.
Оформление платежных поручений на перечисление налога с 01.01.2021
По-новому следует заполнять два реквизита получателя средств (органа Федерального казначейства) в платежных поручениях по перечислению в бюджет:
Введен новый КБК для перечисления налога с доходов работника или учредителя, если они в течение года превысили 5 млн рублей.
Приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н с 01.01.2021 изменен порядок внесения сведений о физлице-налогоплательщике. При отсутствии ИНН и УИН достаточно внести серию и номер паспорта или СНИЛС. Это относится к физлицам без статуса ИП. Порядок, как заполнить платежное требование по НДФЛ ИП, не изменился — предприниматель указывает присвоенный ему ИНН.
Кроме того, с 01.10.2021 применяется обновленный перечень оснований платежа при погашении задолженности за прошедшие периоды.
Основные положения
Уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно либо иным лицом за него (п. 1 ст. 45 НК РФ) в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 НК РФ.
Правила заполнения
Платежное поручение разбито на поля, каждое из которых имеет номер. Уникальные номера закреплены в положении 383-П. Рассмотрим образец заполнения платежки и правила заполнения значений основных полей этого документа, которые чаще всего вызывают вопросы.
Заполнение платежного поручения по НДФЛ
Подписывает платежку при отсутствии главного бухгалтера в организации только руководитель.
Заполнение платежки при оплате пеней
Рассмотрим образец платежки, как оплатить пени по НДФЛ в 2021 году при получении требования налогового органа. Порядок оформления документа отличается. Указываем другой КБК 182 1 01 02010 01 2100 110. В поле 107 прописываем период, за который образовалась задолженность.
В поле № 22 проставьте значение УИН, которое указано в требовании. Если кода УИН нет, в поле поставьте 0. В поле № 106 поставьте «ТР» (что означает «требование»). В поле 24 используйте такую формулировку, чтобы пояснить, что назначение платежа при уплате НДФЛ (пеня) — не добровольное погашение обязательств, а исполнение требования ФНС:
Коды бюджетной классификации (КБК)
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент
182 1 01 02010 01 1000 110
Налог на доходы ИП «за себя»
182 1 01 02020 01 1000 110
Платеж физлица (не ИП)
182 1 01 02030 01 1000 110
Пени по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент
182 1 01 02010 01 2100 110
Пени, которые платит ИП «за себя»
182 1 01 02020 01 2100 110
Пени, которые платит физлицо (не ИП)
182 1 01 02030 01 2100 110
Штрафы за неуплату НДФЛ налоговым агентом
182 1 01 02010 01 3000 110
Штраф по НДФЛ (ИП «за себя»)
182 1 01 02020 01 3000 110
Штраф по НДФЛ физлица (не ИП)
182 1 01 02030 01 3000 110
Приказом Минфина от 12.10.2020 № 236н с 01.01.2021 введены новые коды бюджетной классификации. Они применяются для НДФЛ, рассчитанного по повышенной ставке 15%, с доходов, превышающих 5 млн рублей в год. Такой налог следует перечислять отдельно.
Платеж | КБК |
---|---|
Налог на доходы физлиц по повышенной ставке 15% | 182 1 01 02080 01 1000 110 |
Пени по налогу по повышенной ставке 15% | 182 1 01 02080 01 2100 110 |
Штрафы по налогу по повышенной ставке 15% | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
Ошибки в платежном поручении по НДФЛ
Реквизиты платежного поручения заполняйте очень внимательно. Если вы допустите в них ошибку, ваш налог признают неуплаченным. Соответственно, придется заново перечислить сумму налога в бюджет и оплатить пени по НДФЛ (если ошибку вы обнаружите уже после окончания установленного срока уплаты).
Но это не значит, что уплаченные суммы пропадут. Но иногда юридическим лицам и ИП с персоналом в качестве подстраховки приходится заново перечислять требуемую сумму, чтобы избежать разбора с ИФНС.
К наиболее важным реквизитам относятся (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):
Ошибки в других реквизитах некритичны, т. к. деньги все равно поступят в бюджет. Ошибку исправляют уточнением платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Как создать платёжку на уплату пени и штрафов в налоговую
Сколько видов налогов — столько пеней и штрафов и по ним. Для каждого вида нужна своя платёжка с особенными реквизитами. Реквизиты будут зависеть даже от того, добровольно вы собрались платить штрафы и пени или нет.
Эльба готовит платёжки по пени и штрафам автоматически, если в раздел Письма пришло требование на их уплату. Вы увидите в открытом требовании кнопку «Оплатить или скачать платёжки».
Если налоговая вдруг прислала требование на бумаге, или вы хотите покончить с хвостами добровольно, не дожидаясь требования, создайте платёжку сами в Эльбе из раздела «Платёжки» → «Уплата штрафа, пени в бюджет». Разберём, как заполнить поля платёжки.
Причина оплаты
Первым делом укажите, что оплачиваете: штраф или пени. Если налоговая начислила пени или штрафы по разным налогам и сборам, для каждого потребуется отдельная платёжка.
Вид налога или взноса
Теперь ответственный шаг — за что платим. Заполните поле «Вид налога или взноса» — по нему Эльба определит КБК.
Если у вас есть справка о состоянии расчётов или требование, посмотрите вид налога или взноса в колонке «Наименование налога, сбора» и выберите его в Эльбе. Если штраф или пени увидели в выписке операций по расчётам с бюджетом, название налога или взноса ищите над таблицей с расчётами.
КБК в платёжке должен совпадать с КБК в требовании, можете сверить. КБК в справке о состоянии расчётов или в выписке будет на пару цифр отличаться от КБК, который подставит Эльба. Это не ошибка, Эльба заполняет КБК правильно. Дело в том, что в справке и выписке налоговая указывает общий КБК для определённого вида налога или взносов. А вам нужен конкретный КБК, который отражает, что уплачиваете: налог, пени или штраф. Так для фиксированной части страховых взносов по пенсионному страхованию в справке и выписке указывается КБК 182 1 02 02140 06 0010 160, а для уплаты пеней нужен КБК 182 1 02 02140 06 2110 160.
ОКТМО
Код ОКТМО и код отделения ИФНС, ПФР или ФСС Эльба заполнит автоматически по данным из раздела «Реквизиты». Но не лишним будет сверить их с кодами, которые указаны в требовании или другом документе, из которого вы узнали о штрафе или пенях. Особенно важно проверить реквизиты, если недавно сменили адрес регистрации или платите НДФЛ в разные инспекции.
Для некоторых платежей нужно указать систему налогообложения. Эльба заполнит ее автоматически по данным в разделе «Реквизиты». Проверьте заполнение этого поля, если недавно сменили систему налогообложения. Возможна ситуация, когда в реквизитах уже указана новая система налогообложения, а требование пришло по старой.
Основание платежа
В основании платежа укажите:
Это самые распространённые основания для платежа, но может случиться так, что ни один из них не подойдёт для вашей ситуации. Тогда создать или отредактировать платёжку стоит в интернет-банке или на сайте налоговой. Вот страница для ИП, а вот — для ООО.
Сумма, дата и назначение платежа
Осталось указать сумму и дату платежа. Назначение платежа Эльба заполнит автоматически. Вот и всё, платёжка готова! Нажмите «Оплатить или скачать», чтобы перейти к оплате, или «Сохранить», чтобы вернуться к оплате позднее.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Статья актуальна на 31.05.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Порядок уплаты НДФЛ
В настоящее время начисление НДФЛ с дохода, облагаемого по ставке 13%, согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, происходит на дату получения дохода, а его перечисление в бюджет ― не позже следующего дня после выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Если выплаченный доход — это отпускные суммы или выплаты пособий по больничным листам, перечисление НДФЛ может быть совершено в последний день месяца выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Об уплате НДФЛ с отпускных см. здесь.
Согласно ст. 223 НК РФ доход в целях расчета НДФЛ возникает, как правило, в момент его получения. Однако есть и другие ситуации: при утверждении авансового отчета работника, при выдаче ему заемных средств с экономией на процентах доход считается полученным в последний день месяца (подп. 6–7 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Об НДФЛ с командировочных расходов читайте здесь.
Узнать, как правильно заполнить платежку на уплату НДФЛ, а также посмотреть примеры заполнения отдельных реквизитов вы можете в Готовом решении КонсультантПлюс. Для этого получите пробный доступ к К+ бесплатно.
Отчетность по НДФЛ
Отчитываться по НДФЛ налоговым агентам сейчас приходится не только ежегодно, но и ежеквартально. Квартальная отчетность (форма 6-НДФЛ) касается только работодателей. Представлять ее нужно по итогам отчетных периодов, определяемых поквартально нарастающим итогом, в последний день следующего за очередным периодом месяца. Отчетность содержит обобщающую информацию по налогу по всем работникам в целом.
Подборку материалов по заполнению расчета 6-НДФЛ ищите в нашей одноименной рубрике.
При этом ежегодная обязанность по представлению работодателями справок о работниках 2-НДФЛ, а ИП и (в определенных ситуациях) физлицами деклараций по форме 3-НДФЛ сохранена.
Об особенностях подготовки справок 2-НДФЛ читайте в материале «Нюансы заполнения формы 2-НДФЛ в 2020 году».
КБК на пени по НДФЛ в 2020-2021 годах
Несвоевременная сдача отчетности согласно п. 1.2 ст. 126 НК РФ чревата для работодателя получением штрафа в размере 1000 руб. за каждый месяц (за форму 6-НДФЛ), 200 руб. за каждую справку 2-НДФЛ. Передача неверных сведений, согласно п. 1 ст. 126.1 НК РФ, повлечет наступление ответственности в размере 500 руб. за каждый некорректно оформленный отчет.
А вот в случае просрочки платежа по НДФЛ придется не только погасить задолженность, но и перечислить пени. КБК на перечисление пеней остались прежними:
ВАЖНО! С 2021 года перечень КБК определяется новым приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н, а на 2020 год ― приказом от 29.11.2019 № 207н. Но КБК по НДФЛ ни один, ни другой НПА не изменили.
Полный перечень КБК на перечисление пеней по другим налогам смотрите в Готовом решении Консультант Плюс.
Итоги
Несвоевременное перечисление в бюджет налога влечет за собой дополнительную налоговую ответственность в виде обязательной уплаты пеней. Неверно указанный КБК при перечислении платежей, в том числе и пени, может повлечь за собой не только дополнительные трудозатраты на уточнение назначения платежа, но и споры с налоговыми органами.
Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?
Автор: Данченко С.П., эксперт журнала
В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».