как заполнить декларацию 3 ндфл в личном кабинете налогоплательщика 2020 социальные налоговые вычеты
Как заполнить декларацию 3-НДФЛ онлайн
Если в течение года вы получили незадекларированный доход, то обязаны отчитаться перед налоговой до 30 апреля следующего года.
Например, вы сдали квартиру в аренду, выиграли в лотерею или подрабатывали извозом. Вам необходимо заполнить декларацию 3-НДФЛ о полученных доходах. Кроме этого, декларацию подают, если хотят получить налоговый вычет.
В обоих случаях удобнее воспользоваться онлайн-сервисом на официальном сайте ФНС. Рассказываем, как подготовиться к подаче декларации и заполнить документ онлайн.
Декларацию 3-НДФЛ можно заполнить и подать на сайте налоговой. Для этого вам нужно получить доступ к личному кабинету. Есть три способа, как это сделать.
Войти через Госуслуги. Для входа в личный кабинет используют логин и пароль портала Госуслуг. Услуга доступна для пользователей с подтвержденной учетной записью.
Использовать электронную подпись. Для регистрации нужна квалифицированная электронная подпись. Ее получают в аккредитованном удостоверяющем центре. Подать заявку на изготовление можно онлайн, а за ключом электронной подписи нужно приехать лично. Электронная подпись для физических лиц стоит от 1500 ₽.
Чтобы заполнить и подать 3-НДФЛ на сайте налоговой, нужна электронная подпись. Для этого подойдет неквалифицированная ЭП, которую можно получить бесплатно. На сайте nalog.ru перейдите в профиль и с помощью стрелки вправо пролистайте до вкладки «Получить ЭП». Выберите, где будете хранить подпись, задайте пароль и нажмите «Отправить запрос».
Налоговики рекомендуют хранить электронную подпись в облаке ФНС, но если сомневаетесь в безопасности портала, можете скачать ЭП на компьютер. Подпись будет готова в течение суток. Если в следующий раз нажмете на вкладку «Получить ЭП», то увидите надпись «Сертификат успешно получен».
В личном кабинете на сайте nalog.ru нажмите значок «Жизненные ситуации». Выберите «Подать декларацию З-НДФЛ», а затем — «Заполнить онлайн».
Интерфейс онлайн-декларации разделен на пять блоков. Последовательно заполняете каждый блок и нажимаете «Далее». Если нужно исправить информацию в предыдущем блоке, нажмите «Назад». Напротив каждой строки есть подсказки — чтобы их посмотреть, кликните на значок вопроса.
Шаг 1 — заполнить блок «Данные». В блоке укажите год, за который вы подаете декларацию, и налоговое резидентство. Резидентами считаются граждане, которые находятся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение года.
Действует правило: за один год — одна 3-НДФЛ, засчитывают только окончательный вариант. Графа «Вы впервые подаете декларацию за выбранный год?» сделана для тех, кто уже отправил декларацию ранее, но хочет что-то исправить или добавить. Для заполнения уточненной декларации 3-НДФЛ, выберите «Нет» и укажите порядковый номер: 1 — для первой уточненки, 2 — для второй и так далее.
Пример
Вы получили доход от продажи квартиры. Выберите графу «Физическое лицо или иной источник» —> В поле «ФИО/Наименование» напишите имя покупателя —> затем выберите нужный код из выпадающего списка: 1510 — продажа недвижимого имущества (квартиры, комнаты, дома, садового домика и земельного участка).
Шаг 3 и 4 — заполнить блоки о налоговых вычетах. Налоговые вычеты — это сумма, на которую можно снизить размер дохода. Например, ваш годовой доход от сдачи квартиры 240 000 ₽. Но у вас есть право на социальный вычет — за обучение в вузе вы заплатили 90 000 ₽. Значит, ваш налогооблагаемый доход: 240 000 — 90 000 = 150 000 ₽.
Закон устанавливает лимиты на размер вычетов, то есть определяет максимальную сумму расходов, по которой можно получить налоговый вычет. По социальным вычетам лимит составляет 120 000 ₽, по имущественным — 2 000 000 ₽, по процентам за ипотеку — 3 000 000 ₽. Чтобы указать вычеты, отметьте нужные пункты. Можно выбрать несколько вычетов сразу. На следующей вкладке укажите сумму расходов по вычету.
Как заполнить декларацию на вычет за лечение
Для тех, кто лечит зубы и платит медклиникам
Мы уже рассказали, за что получают налоговые вычеты. Пришло время для главной статьи — как заполнить декларацию самостоятельно.
Со стороны может показаться, что все очень сложно, но на самом деле нет. Самое долгое — собрать документы. Саму декларацию я заполняла 17 минут. Семнадцать мучительных минут.
Как заполнить декларацию на сайте налоговой
Где заполнять декларацию
Чтобы получить вычет, нужно заявить государству, сколько вы должны ему налогов, и что часть этих денег вам надо вернуть. Это заявление и есть декларация.
Декларацию можно заполнить несколькими способами:
Заполнять от руки сложно — нужно знать, какие листы прикладывать, а какие нет. Программа с сайта ФНС работает только на Виндоусе. По моему опыту, самый простой вариант — заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте ФНС в личном кабинете.
Сколько вернут денег
Это общая сумма компенсации для расходов на собственное обучение, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование, на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Исключение — дорогостоящие медицинские услуги: по ним вычет не ограничен.
В перечне услуги разделены на обычные (в справке об оплате медицинских услуг «код услуги — 01») и дорогостоящие (в справке «код услуги — 02»).
Чтобы заполнить и отправить декларацию, понадобится квалифицированная электронная подпись. Для этого либо устанавливают программу на компьютер, либо генерируют подпись на сервере налоговой. Я выбрала второе. Подпись может сформироваться только на следующий день, поэтому наберитесь терпения.
Сейчас у нас есть право и техническая возможность заполнить декларацию. Но чтобы доказать, что вы имеете право на вычет, нужны подтверждающие документы — все, что докажет, что вы действительно платили налоги и имеете право на вычет из них.
В примере будем заполнять декларацию на возмещение расходов на лечение у стоматолога. Нам понадобятся следующие документы.
Справка 2-НДФЛ с работы за прошлый год. Она подтверждает, что вы платили налоги, из которых будете делать вычет. Компании, где вы работали, обязаны сдавать эти справки в налоговую сами. Если вы заполняете декларацию через личный кабинет, то теоретически справка за прошлый год должна там отразиться. Обычно к середине апреля будущего года все справки уже подгружаются в систему.
Если в личном кабинете почему-то еще нет вашей справки, придется сходить за ней к работодателю.
Подтверждающие документы. Нужно как-то подтвердить расходы, по которым вы получите вычет. В случае с медициной нужно показать договор с клиникой, справку о потраченных деньгах и копию лицензии — все это вам выдадут в клинике по чекам. Документы выдадут не сразу, а по требованию: сначала нужно написать заявление, потом прийти второй раз, в назначенную дату. В моей клинике справку готовили неделю.
В справке будет прописана та сумма расходов, на которую вы сохранили чеки. Потеряли чек — в справку деньги не включат.
В личном кабинете налогоплательщика переходим в «Жизненные ситуации» → «Подать декларацию 3-НДФЛ»→ «Заполнить новую декларацию онлайн». Заполнить декларацию только для социального вычета не очень сложно. Внимательно читайте подсказки перед разделом и возле каждой строчки.
Я подавала свою декларацию в 2018 году, и с тех пор формы в личном кабинете изменились. Покажу, как заполнить декларацию в 2021 году.
В последнем разделе нужно прикрепить документы: справку, договор, лицензию, 2-НДФЛ и другие по необходимости.
Если оплачивали лечение детей или супруга, то понадобится свидетельство о рождении или о браке. В общем, все, что нужно налоговой для проверки расходов, родства и права на вычет. Заранее обработайте копии документов, чтобы они занимали не очень много места. К декларации можно приложить максимум 20 Мб.
В течение трех месяцев налоговая будет проверять вашу декларацию — это называется камеральная проверка. О начале и окончании камеральной проверки налоговая будет уведомлять в сообщениях. Их можно читать, нажимая на конвертик в верхнем правом углу личного кабинета.
В какой-то момент может позвонить инспектор и попросить оригиналы документов. Держите их под рукой. Проверьте, какой контактный телефон вы указали: инспектор будет звонить по нему.
В течение месяца после окончания проверки вам должны перечислить деньги. Бывает, что платят быстрее.
Когда стоит самому заполнять декларацию на сайте ФНС
На заполнение декларации вместе с тем, чтобы сделать скриншоты, у меня ушло 17 минут. Но эта декларация — очень простая, в ней нет ни дополнительных доходов, ни стандартных, ни имущественных вычетов.
Dmitry, так там и написано так. что 15 минут когда все документы собраны и электронную подпись она получила только на следующий день после подачи.
Делала налоговый вычет за лечение (стоматология) в 2016 году. Раньше никогда с этим не сталкивалась, поэтому по первости было сложновато. Декларацию заполняла долго, предварительно долго в интернете изучая порядок заполнения самой декларации, изучала процедуру по возврату налогового вычета, перечень необходимых для налоговой документов, читала соответствующие комментарии и отзывы, смотрела видео по заполнению декларации.
Подала декларацию через сайт налоговой с приложением всех необходимых отсканированных документов.
Примерно месяца 3 шла камеральная проверка. В течение этого времени мне пришло по почте письмо из налоговой о необходимости явки. Пришла, предоставила все оригиналы документов.
Потом в личном кабинете налоговой подтвердили сумму налогового вычета. Там же я написала заявление на возврат, подписала электронной подписью. И через какое-то время получила деньги на карту.
Теперь изучив всю процедуру, в следующий раз явно справлюсь быстрее)
Отличная статья и так во время, спасибо! А если на момент оплаты по чекам я нигде не была трудоустроена, (хотя договор с клиникой на моё имя), я уже не смогу получить вычет, да?
Stasie, если до конца отчетного периода у Вас был офиц доход и оплачивался НДФЛ, то получите.
Юрий, отчётный период – это три года с момента первого взноса? (в моём случае). То есть если я прыгаю в последний вагон уходящего поезда и устраиваюсь официально сейчас, то я смогу получить вычет за те три года тоже?
Роман, протезирование зубов (изготовление зубных протезов) == «протезирование».
Роман, входит? http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67037/
Новая 3-НДФЛ: что изменилось и как правильно заполнить
Изменения в декларации 3-НДФЛ
Новая форма налоговой декларации 3-НДФЛ и формат электронного представления утверждены приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@, который применяется начиная с представления налоговой отчетности за 2020 год.
Напомним, декларацию по форме 3-НДФЛ должны сдавать ИП на ОСНО, адвокаты, нотариусы, медиаторы, лица, занимающиеся частной практикой. Кроме того, 3-НДФЛ сдается при получении дохода от продажи имущества или имущественных прав, при получении в дар недвижимого имущества или транспортных средств, а также при получении дохода в виде выигрышей. Во всех указанных случаях декларацию 3-НДФЛ необходимо сдавать в 2021 году уже по новой форме.
В основном изменениям в новой декларации подвергся раздел 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации. Теперь он состоит из двух пунктов:
Одновременно к разделу 1 было добавлено новое приложение «Заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц», а также был добавлен отдельный лист расчета к Приложению 3 «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации».
Кроме того, из титульного листа теперь исключено поле «Зарегистрирована за №», а в приложении 4 добавлен показатель 090 «Сумма материальной помощи, оказываемой студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам (руб. коп.)».
Сам порядок заполнения декларации 3-НДФЛ по большему счету не изменился, но для ИП и лиц, занимающихся частной практикой, есть несколько нюансов, которые необходимо учесть при сдаче отчетности.
Как правильно заполнить новую декларацию 3-НДФЛ
Новая декларация 3-НДФЛ состоит из титульного листа, двух разделов, 9 приложений и 3 расчетов к этим приложениям.
При заполнении декларации используются сведения из справок о доходах физлица и удержанных с них суммах налогов, а также расчетных и платежных документов. Каждому показателю в декларации должно соответствовать одно поле, состоящее из определенного количества ячеек.
Каждый показатель записывается в одном поле, за исключением таких показателей, как даты, дроби и денежные единицы. Для этих показателей используют уже два поля. Например, для отражения денежных единиц в первом поле указывается целое значение этих единиц, а во втором – часть соответствующей денежной единицы.
При этом для ИП и лиц, занимающихся частной практикой, есть ряд особенностей заполнения новой декларации. На эти особенности ФНС обратила внимание в письме от 14.01.2021 № БС-4-11/148@.
В частности, в пункте 1 раздела 1 декларации не нужно указывать сумму НДФЛ по доходам от предпринимательской деятельности и частной практики, а в пункте 2 раздела 1 необходимо отразить все авансовые платежи по НДФЛ и итоговую сумму налога за год без ее уменьшения на уплаченные авансы.
В пункте 2 раздела 1 указываются:
Если разность между показателями строк 051 и 050 оказалась больше либо равна 0, она отражается по строке 100, а если меньше 0, то по строке 110 (без знака минус);
Если разность между показателями строк 052 и 051 больше либо равна 0, она отражается по строке 130, а если меньше, то по строке 140 (без знака минус).
Данные показатели указываются с учетом исчисленных авансовых платежей за девять месяцев, а также с учетом налоговых вычетов.
Сумма налога, подлежащая доплате (показатель строки 160 раздела 1 декларации), может быть уменьшена:
Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, отражается в сроке 160 раздела 1 декларации без уменьшения на сумму фактически уплаченных авансовых платежей (показатель строки 110 раздела 2 декларации).
При этом в расчет к приложению 3 декларации суммы полученных доходов, профессиональных и стандартных вычетов, а также суммы исчисленного авансового платежа отражаются в рублях нарастающим итогом.
Как подать декларацию 3-НДФЛ
Налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию 3-НДФЛ за минувший год не позднее 30 апреля 2021 года (п. 1 ст. 229 НК РФ). При этом в случае прекращения деятельности ИП декларация 3-НДФЛ со сведениями о фактически полученных в текущем налоговом периоде (в 2021 году) доходах, представляется в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности.
Декларация может представляться на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также налогоплательщики могут сдать декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, сдать 3-НДФЛ можно через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС (функционал не доступен для ИП и иных лиц, занимающихся частной практикой).
Заполнение 3-НДФЛ в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 и ее прием на сайте ФНС
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 декларация по форме 3-НДФЛ (утв. приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@) включена в состав форм регламентированной отчетности начиная с версии 3.0.88.
Декларация 3-НДФЛ в программе заполняется автоматически с учетом разъяснений, изложенных в письме ФНС России от 14.01.2021 № БС-4-11/148@. Декларацию можно выгрузить в файл электронного представления или отправить в ФНС напрямую из программы через сервис 1С-Отчетность.
Обращаем ваше внимание, что до недавнего времени на сайте ФНС возникали временные технические сложности с приемом деклараций 3-НДФЛ. В случае, если предприниматель декларирует только доходы от предпринимательской деятельности, то заполняется пункт 2 раздела 1, при этом пункт 1 раздела 1 остается пустым. При отправке заполненной таким образом декларации пользователи могли получить от ФНС отказ в приеме декларации. Суть отказа сводилась к одному: не заполнен раздел 1.
Приводим текст сообщения об ошибке:
— Код: 0000000001 Описание:КОНТРОЛЬ ВВОДА. Отсутствуют строки в Разделе 1. Раздел 1 обязателен к заполнению.
Если пользователь ранее получил отказ в приеме 3-НДФЛ из-за ошибки такого рода, беспокоиться не стоит: декларация в программе заполнена корректно. В настоящее время ошибка на стороне ФНС исправлена, поэтому можно смело отправлять отчет.
Самостоятельно проверить правильность формирования показателей в 3-НДФЛ можно с помощью контрольных соотношений для новой формы налоговой декларации, которые приведены в письме ФНС от 08.02.2021№ БС-4-11/1438@. В программах 1С указанные контрольные соотношения поддерживаются с выходом очередных версий.С их помощью налогоплательщики могут самостоятельно проверить правильность формирования показателей в отчетности.
Как подать декларацию для вычета налогов: пошаговая инструкция
Налоги, которые вы заплатили в бюджет государства, можно вернуть. Так называемый налоговый вычет могут получить те, кто воспитывает детей, купил жильё, потратил деньги на лечение или образование. Рассказываем, как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ и вернуть налоги.
На налоговый вычет могут претендовать только граждане РФ, которые платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%. Чтобы получить вычет, нужно подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Это можно сделать несколькими способами.
1. В Личном кабинете на сайте налоговой.
3. На бумаге. Бланк с формой декларации можно скачать на сайте налоговой и заполнить её от руки заглавными печатными буквами. Примеры заполнения есть там же на сайте. Заполненную декларацию нужно принести в отделение ФНС по месту жительства или пребывания или в МФЦ. Но имейте в виду, что с 30 марта до 30 апреля 2020 года все отделения ФНС будут закрыты.
Мы разберём подробно первый способ: подача декларации через Личный кабинет на сайте ФНС.
Шаг 1. Получить полный доступ к Личному кабинету
Зайти на сайт ФНС можно двумя способами: с ИНН и паролем или через подтверждённый аккаунт в «Госуслугах». Пароль для входа на сайт можно было получить, придя в налоговую лично, — если вы не успели сделать это до карантина, то сейчас такой способ не подойдёт: отделения ФНС закрыты минимум до конца апреля 2020 года.
Для входа через «Госуслуги» потребуется подтверждённая учётная запись на этом сайте. Если вы ещё не зарегистрированы на «Госуслугах», то алгоритм такой:
2. Указать свои ФИО, мобильный телефон и адрес электронной почты, затем ввести код подтверждения регистрации, который придёт вам в СМС.
3. Заполнить профиль пользователя: СНИЛС и паспортные данные. Они должны пройти проверку в ФМС и Пенсионном фонде РФ, это займёт от нескольких часов до нескольких дней.
Когда вы войдёте в Личный кабинет на сайте ФНС, нужно будет пройти на вкладку с заполнением декларации 3-НДФЛ («Жизненные ситуации» — «Подать декларацию 3-НДФЛ» — «Заполнить онлайн»). Затем понадобится получить электронную подпись. Это делается буквально в два клика и занимает от 30 минут до суток. Обязательно запомните пароль: он вам ещё пригодится.
Шаг 2. Заполнить данные
Когда ваша электронная подпись будет готова, откроется меню для заполнения онлайн-декларации.
Налоговый орган, который привязан к вашей прописке, «подтянется» автоматически.
Выберите год, за который хотите подать декларацию. Вернуть налоги можно за три последних года: 2019, 2018 и 2017. Для каждого года понадобится отдельная декларация. Для примера мы заполним декларацию за 2019 год.
Если вы подаёте декларацию за выбранный год впервые, выберите «Да».
Если в течение этого года вы находились в России больше 183 дней, то вы — налоговый резидент РФ. Выбирайте «Да».
Шаг 3. Указать доходы
Доходы физических лиц, которые облагаются ставкой в 13%:
доход от сдачи имущества (например, квартиры) в аренду;
оказание услуг — например, если вы делаете кому-то маникюр за деньги, нанялись в качестве грузчика или дали платную рекламу в своём блоге;
получение денег в качестве наследника автора произведений науки, литературы, искусства или автора изобретений;
продажа имущества, которым владели меньше трёх лет (для жилья — меньше пяти лет, если только оно не досталось вам в подарок или наследство от близких родственников). Если это был ваш единственный доход за год, который облагается по ставке 13%, то чтобы получить вычет, вы должны заплатить с этого дохода хоть какой-то налог;
получение в подарок машины, квартиры или ценных бумаг не от близкого родственника;
выигрыш в лотерею, на ставках или в азартных играх больше 4 тысяч ₽ за год;
Помните, что вернуть в качестве вычета можно не больше той суммы, которую вы заплатили в налоговый бюджет.
Самый частый вариант — зарплата в компании, которая сама оплачивает за вас налоги. В этом случае нужно заказать в бухгалтерии на работе справку 2-НДФЛ и внести данные из неё в декларацию в личном кабинете ФНС. Для каждого пункта есть подсказки (нажмите на кружок со знаком вопроса).
В окошке «Вид дохода» можно указать общие суммы доходов, у которых один и тот же код (код и сумма дохода указаны в справке 2-НДФЛ).
Чтобы просмотреть весь пункт «доходы», листайте слайдер
Шаг 4. Выбрать вычеты
В этом пункте нужно указать, на какие вычеты вы претендуете. Подробно о видах и суммах налоговых вычетов мы рассказывали в статье «Инструкция: что такое налоговый вычет и как его получить».
Имущественный вычет. Полагается, если вы купили жильё, земельный участок под него или построили свой дом, а также если брали ипотеку.
Стандартный вычет. Полагается родителям, мачехам и отчимам с детьми до 18 лет, а если дети учатся на очной форме обучения — то до 24 лет.
Социальные вычеты. Полагаются за траты на обучение, лечение и покупку лекарств, благотворительность, взносы в НПФ, добровольное страхование жизни (от 5 лет).
Инвестиционный вычет. Положен за взносы на индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС).
Шаг 5. Заполнить вычеты и приложить документы
Вероятно, о вашей квартире ФНС уже знает — тогда в личном кабинете будут автоматически «подгружены» сведения об имуществе.
Если нет — данные нужно заполнить самостоятельно: выбрать наименование, владельцев объекта, ввести кадастровый номер и указать способ приобретения (договор купли-продажи с датой регистрации права собственности или долевое участие в строительстве с датой акта передачи). В нашем примере это будет квартира, купленная на «вторичном» рынке.
Далее следует указать стоимость жилья — за сколько денег (личных или взятых вами в кредит) вы его купили. Если вы частично оплачивали покупку материнским капиталом, в декларации следует указать стоимость за вычетом капитала.
Если вы покупали жильё с помощью ипотечного кредита, то в соседнем окошке укажите сумму переплаты по кредиту.
В поле «Итоговые суммы расходов» укажите, обращались ли вы ранее в налоговую за имущественным вычетом. Имейте в виду: вычет на стоимость жилья даётся налогоплательщику раз в жизни, но его можно переносить на другие объекты, если не использовали полностью (такое может быть, если жильё стоит меньше 2 миллионов ₽). Право на вычет по ипотеке также даётся один раз в жизни, но остаток уже не переносится на другие объекты.
Сколько составит имущественный налоговый вычет
13% от стоимости жилья, но не больше 260 тысяч ₽. Срока давности для возврата налогов нет — подать на вычет можно, даже если вы купили квартиру 10 лет назад.
Если вы покупали жильё в кредит, то дополнительно можете вернуть 13% от суммы процентов по ипотеке, но не больше 390 тысяч ₽.
Далее программа автоматически определит сумму, которую вам вернёт государство. Выплата в виде вычета не может быть больше, чем сумма налогов, которую вы заплатили в бюджет в течение года, за который подаёте декларацию. Скорее всего, ваш имущественный вычет не покроется налогами за один год — тогда, чтобы вернуть остатки, нужно будет подать новую декларацию в следующем году.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право и траты на жильё. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Обратите внимание: максимальный размер одного файла не может быть больше 10 мегабайт, а все файлы не должны быть «тяжелее» 20 мегабайт. Если сканы или фото «весят» больше, то попробуйте уменьшить качество изображения в настройках фоторедактора.
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Родители (или мачехи, или отчимы, или опекуны), которые хотят получить вычет на своих детей, ставят галочку в пункте «Стандартный вычет на детей».
Далее нужно ввести сведения о своих доходах по месяцам. Если вы работаете официально, то эту информацию можно взять из справки 2-НДФЛ — там как раз указаны порядковый номер месяца, коды и суммы доходов.
Затем нужно указать дату рождения ребёнка и выставить подтверждающие галочки, где необходимо. Если детей несколько, то на каждого нужно заполнить отдельное окошко (нажмите кнопку с плюсом «Добавить сведения о ребёнке»).
Если ваш работодатель предоставлял вам стандартный налоговый вычет, но не в полном объёме, и в декларации вы хотите вернуть оставшуюся часть, — укажите в последнем окошке, какую сумму вычета вам уже предоставили. Это можно узнать в справке 2-НДФЛ (Пункт 4 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», коды вычетов: 126–148).
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит стандартный вычет
На первого и второго ребёнка. Сумма вычета — 1400 ₽. Можно получить по 182 ₽ в месяц за ребёнка.
На третьего и последующих детей. Сумма вычета — 3 тысячи ₽ на ребёнка. Можно получить по 390 ₽ на ребёнка.
На ребёнка-инвалида. Сумма вычета — 12 тысяч ₽ на ребёнка для родителей и усыновителей, 6 тысяч ₽ — для опекунов и попечителей. Можно получить по 1560 ₽ или 780 ₽ в месяц за ребёнка соответственно.
Вычет предоставляется каждый месяц, пока доход налогоплательщика с начала года (без вычета 13% НДФЛ) не превышает 350 тысяч ₽. С месяца, когда доход сотрудника превысил эту сумму, вычет отменяется.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Вот какие документы потребуются для стандартного вычета:
свидетельство о рождении ребёнка;
документ о регистрации брака между родителями;
справка из образовательного учреждения о том, что ребёнок обучается на дневном отделении (если ребёнок — студент);
справка об инвалидности ребёнка (если ребёнок — инвалид);
для получения двойного вычета единственным родителем: копия странички паспорта с отсутствием штампа о браке; свидетельство о смерти второго родителя или выписка из решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим (если они есть).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Обучение, лечение, благотворительность
В окошках нужно вписать суммы, которые вы потратили на каждый из «социальных» расходов в течение года, за который подаёте декларацию — в нашем случае за 2019 год. Считайте только те расходы, которые сможете подтвердить документами: чеками, квитанциями, платёжками из банков.
Помните, что общая сумма социального вычета не может превышать 120 тысяч ₽ в год. Если вы потратили больше, выберите для вычета часть расходов — чтобы не тратить время на подтверждающие документы.
Исключение составляют расходы на обучение детей (вычет дают на сумму не больше 50 тысяч ₽, эти траты не входят в общий «социальный» лимит) и на дорогостоящее лечение из списка постановления правительства (вычет на эти траты ограничен только размером налогов, которые вы уплатили за год, и он также не входит в общий «социальный» лимит).
Сюда входят траты на взносы, если вы заключили договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), договор добровольного пенсионного страхования со страховой организацией или договор добровольного страхования жизни на срок не менее пяти лет.
В декларацию нужно внести сведения о страховой организации или пенсионном фонде — их можно посмотреть в договоре.
Если часть социальных вычетов предоставлял ваш работодатель, то в последнее окошко впишите эту сумму. Её можно посмотреть в справке 2-НДФЛ (Пункт 4 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», коды вычетов: 320, 321, 324).
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит социальный вычет
13% от суммы, которую вы потратили на «социальные» расходы. Эта сумма не должна быть больше 120 тысяч ₽ в год по всем социальным вычетам (кроме расходов на дорогостоящее лечение и обучение детей — они считаются отдельно). То есть получить на руки в виде вычета получится максимум 15 600 ₽.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет и траты. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Обратите внимание: максимальный размер одного файла не может быть больше 10 мегабайт, а все файлы не должны быть «тяжелее» 20 мегабайт. Если сканы или фото «весят» больше, то попробуйте уменьшить качество изображения в настройках фоторедактора.
Вот какие документы нужны для разных социальных вычетов.
договор с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг с приложениями и дополнительными соглашениями к нему;
лицензия образовательной организации (если в договоре отсутствуют её реквизиты);
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на обучение (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.);
если оплачиваете обучение ребёнка, брата или сестры, нужны также: справка, подтверждающая очную форму обучения в соответствующем году (если этого пункта нет в договоре с образовательным учреждением); свидетельство о рождении ребёнка; документы, подтверждающие родство с братом или сестрой.
договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;
справка об оплате медицинских услуг — с кодом 1, если лечение было обычным, и с кодом 2, если дорогостоящим (это важно), выданная медицинским учреждением, оказавшим услугу;
лицензия медицинской организации, если в договоре или справке нет её реквизитов.
На оплату лекарств:
рецептурный бланк по форме №107-1/у;
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на покупку медикаментов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.).
На страховые взносы ДМС:
договор ДМС или страховой медицинский полис добровольного страхования;
копия лицензии страховой компании, если в договоре нет её реквизитов;
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на уплату страховых взносов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.).
договор (или страховой полис) с негосударственным фондом или страховой компанией;
платёжные документы, которые подтверждают ваши траты (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.);
если вы оплачивали не за себя: документ, подтверждающий родство (например, свидетельство о рождении или о браке).
платёжные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платёжные поручения, банковские выписки и т. д.);
договоры или соглашения на пожертвование, оказание благотворительной помощи и т. д.
В окошко нужно вписать сумму, которую вы внесли на ИИС в том году, за который сейчас получаете вычет.
Вернуть налоги можно максимум за 400 тысяч ₽. Если вы внесли на ИИС больше этой суммы, укажите в окошке 400 тысяч ₽, — больше не даст вписать сама программа.
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит инвестиционный вычет
13% от суммы, которую вы внесли на ИИС в течение года, но не больше 52 тысяч ₽.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Вот какие документы потребуются для инвестиционного вычета:
договор на ведение ИИС или брокерское обслуживание;
документы, которые подтверждают зачисление средств на ИИС (платёжное поручение из банка, приходно-кассовый ордер или выписка от брокера на зачисление взноса).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Шаг 6. Оформить заявление на возврат налога
После того как вы отправите декларацию, у налоговой будет три месяца на проверку всех ваших сведений и документов — это называется камеральная проверка. В начале и конце проверки ФНС пришлёт вам уведомления, их можно будет увидеть на вкладке «Сообщения» в «Личном кабинете».
Когда ваше право на вычет подтвердится, на вашем лицевом счёте появится переплата по НДФЛ. Чтобы эти деньги перечислили на вашу банковскую карту, нужно написать заявление на возврат налога и указать в нём банковские реквизиты. Это можно сделать двумя способами.
Через «Личный кабинет»
Когда завершится камеральная проверка, во вкладке «Мои налоги» в вашем «Личном кабинете» на сайте ФНС появится блок «Переплата». Рядом с ним будет кнопка «Распорядиться». Если нажать на эту кнопку, откроются поля для реквизитов банка — туда нужно вписать данные счёта, куда налоговая переведёт деньги.
Заявление на возврат НДФЛ можно написать от руки или напечатать на компьютере, распечатать и подписать — образец есть на сайте ФНС. Скан или качественное фото этого заявления нужно прикрепить как документ к электронной декларации. В этом случае необязательно следить за окончанием камеральной проверки в «Личном кабинете» — если декларация будет заполнена правильно, а документы верны, то налоговая пришлёт вам начисленный налог на тот счёт, который будет указан в заявлении на возврат.