как заполнить паспортные данные в договоре
Какие реквизиты физическое лицо должно указать в договоре в обязательном порядке
Реквизиты физлица в договоре
Реквизиты физического лица в договоре нужно указывать в договоре как можно более полно. Во-первых нужно указать имя человека.
Имя гражданина в силуп. 1 ст. 19 ГК РФ включает:
С учетом норм регионального законодательства и национальных обычаев имя может включать иные элементы и составные части или исключать предусмотренные выше (например, отчество). Для надлежащего оформления договора достаточно иметь сведения об имени и фамилии контрагента, как в паспорте.
Формально, этих данных достаточно, но на практике нет. Дело в том, что может быть несколько людей с одинаковыми Ф.И.О., поэтому указание только этих данных в договоре не позволяют точно определить того, кто выступает стороной сделки.
Поэтому нужно обязательно указывать паспортные данные. В случае если условия договора предполагают перечисление денежных средств на счет физлица, следует дополнительно указать платежные реквизиты.
Для осуществления связи с контрагентом, в том числе направления различного рода уведомлений и предложений, необходима информация о почтовом адресе гражданина. Кроме того, для идентификации физического лица в договоре может быть указан его ИНН.
Образец реквизитов физического лица
Образец реквизитов физлица в договоре может выглядеть следующим образом:
Иванов Иван Иванович
Паспорт серии 9543 № 123121,
выдан отделом УФМС России по Москве 12.03.2012, код подразделения — 123-123
Адрес регистрации: 101000, Москва, ул. Сидорова, дом 1, квартира 1
р/с: 12312454125123, открытый в ПАО «Сбербанк России»
Реквизиты физлица при заключении контракта с ИП и организацией
Реквизиты физлица в договоре с любым контрагентом указываются аналогичным образом – не важно, с кем заключается договор. Соответственно, необходимо отразить Ф. И. О. гражданина, его паспортные данные, адрес места регистрации.
Но учитывайте, что организации и ИП, заключающие договоры с физическими лицами, в рамках которых предполагается осуществление операций с денежными средствами или имуществом в крупном размере, во исполнение ст. 7 закона «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны проводить идентификацию граждан.
Проверке при этом подлежат следующие сведения:
Поэтому не удивляйтесь, если вас просят включить в договор дополнительные сведения.
Отметим, что предоставление сведений о физическом лице второй стороне, равно как и включение их в договор в качестве реквизитов, позволит однозначно установить личность контрагента и не допустить возможности признания соглашения незаключенным через суд.
Как зафиксировать изменение реквизитов физического лица
Условно все сведения в реквизитах можно разделить на следующие группы:
В случае изменения реквизитов достаточно направить контрагенту соответствующее уведомление с указанием верных данных. Направлять сведения требуется заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Кроме того, можно составить дополнительное соглашение к контракту.
В заключение отметим, что четких законодательных требований к порядку указания реквизитов в договоре не предусмотрено. На практике сложилось правило указывать Ф. И. О. физического лица, сведения о документе, представленном для удостоверения личности, адрес регистрации. В некоторых случаях может понадобиться также указание реквизитов банковского счета.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Договор».
Регистрация симкарт в 2021 году: что нужно делать и кто рискует потерять номер телефона
Это не требование отдельных операторов, а федеральный закон. Все серьезно.
Курс о больших делах
Что это за требование
Это требование федерального закона, который был принят еще год назад и вступил в силу 1 июня 2021 года. Теперь все корпоративные симкарты должны быть зарегистрированы в специальном реестре через госуслуги. Это касается и тех номеров, что используются сотрудниками, и карт, которые оформлены для устройств — терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.
Такими симкартами многие пользовались годами, регистрировали на них онлайн-банки, использовали в бизнесе, а иногда — для мошенничества и других преступлений. Государство решило с этим бороться. Сначала ввели обязательную идентификацию абонентов по паспорту, теперь пытаются навести порядок в корпоративных номерах.
Из-за этого прибавилось хлопот у бизнеса. А простые абоненты могут вообще потерять номер, хотя честно использовали его в течение многих лет и ничего незаконного не задумывали.
Что нужно делать фирмам и ИП
С 1 июня по 30 ноября 2021 года всем абонентам с корпоративными симкартами нужно зарегистрировать используемые номера на госуслугах. То есть владелец номеров передает оператору связи сведения о том, кто и какими симкартами пользуется, — с данными конкретных сотрудников. Оператор запрашивает у этих сотрудников подтверждение через госуслуги — и после этого активирует карту.
Если симкарта установлена в устройстве, она активируется сразу после передачи данных, дополнительное подтверждение не требуется. Все это происходит дистанционно.
Вот что нужно сделать организации или ИП:
Заявление отправляется электронно — на портале.
Что делать работникам
Получается, что пользователям симкарт нужно либо ждать инициативы от компании, которая заключила договор, либо знать ее данные и самостоятельно активировать карту. В любом случае сведения о конечном пользователе будут проверяться. Оператор активирует карту, только если данные от корпоративного абонента и физлица совпадут.
Это не будет проблемой для тех, кто на самом деле пользуется корпоративной связью действующих компаний. Добавит немного хлопот, но не более. А вот тем, кто потерял контакт с организацией или когда-то давно купил непонятно какую симкарту, придется столкнуться с проблемами — вплоть до потери номера.
Как оператор проверяет данные пользователя
Рассмотрим вариант, когда абонент передает данные на госуслугах сам за себя. Например, если организации уже нет, он уволился, покупал симку в переходе или не дождался запроса на активацию. Вот пользователь заполнил данные на госуслугах, оператор их получил.
А дальше оператор проверяет:
И если хотя бы что-то не совпадает, карта не будет активирована. А после 1 декабря есть риск остаться без номера.
Что за реестры передают организации
Если юрлицо или ИП ликвидируется, абонентские номера могут быть переоформлены на конечных пользователей.
То есть уже три года корпоративные абоненты и так сообщают данные конечных пользователей. Или, по крайней мере, должны это делать.
Но кто-то из них мог не передать информацию или сообщить недостоверные сведения. Или директор просто везде указывал пользователем себя, а карты раздавал менеджерам. Кто-то уже и не помнит, кому передали симкарту. Некоторые пользователи получили корпоративный номер не от работодателя, а от какой-то посторонней компании, с которой давно нет связи. Раньше об этом никто не задумывался.
Теперь это будет серьезной проблемой. Даже если вы честно сообщаете, что пользуетесь номером такого-то юрлица, нужно, чтобы это юрлицо передало о вас сведения. Только тогда карта будет активирована. В противном случае после 1 декабря вас ждет неприятный сюрприз в виде блокировки, даже если вы самый честный на свете абонент.
Что можно сделать, чтобы сохранить номер
Если точно знаете, что сведения о вас не передадут или они будут недостоверными, можно попробовать переоформить корпоративный номер на себя без участия второй стороны — организации, которая заключала договор.
Для этого у операторов связи есть услуга — обычно платная, но недорогая. Проблема не в стоимости, а в самом процессе: он не дает гарантии, что заявку на переоформление точно одобрят.
Алгоритм переоформления обычно такой:
При положительном решении нужно заключить договор на свое имя. Тогда вся эта история с активацией уже не будет вас касаться, так как абонентом станет физлицо. Правда, до декабря переоформить карту можно и не успеть.
А еще бывает, что организация реальная и до сих пор работает, но передавать симкарту не хочет. Хотя человек пользуется ею много лет в личных целях и сам платит за связь. Тут ничего не поделать.
Что делать, если переоформить номер не получится
Нужно подготовиться к возможной блокировке. Приостановка услуг связи по неподтвержденным корпоративным номерам может произойти 1 декабря или позднее. Может, переходный период и продлят, но пока об этом ничего не известно — надеяться не стоит.
Вспомните все, что зарегистрировано на этот номер: личные кабинеты, доступы, подтверждения, платежи, интернет-банки, маркетплейсы, мессенджеры, доставки, скидочные карты, государственные сервисы. Измените номер, где возможно, на новый — зарегистрированный на вас.
Сообщите новый номер своим контактам. Перенесите историю в мессенджерах. Заново настройте приложения, если потребуется.
Это будет большая работа, но деваться некуда.
Как узнать, на кого оформлен номер
Эта информация есть в личном кабинете вашего оператора. Туда можно попасть через приложение или войти с компьютера — но симкарта должна быть доступна. На нее придет смс для подтверждения. Или нужно знать пароль.
Проверьте на всякий случай эту информацию, если не помните, на кого оформляли карту, или меняли данные при увольнении.
Энциклопедия решений. Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре
Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре. Документы и сведения, которые предоставляются при заключении договора
На практике при заключении договора в качестве документа, содержащего реквизиты стороны договора, которым обмениваются деловые партнеры, нередко используется учетная карточка организации. Наличие такого документа законодательством не предусмотрено, необходимость его предоставления контрагенту (запроса от контрагента) каждый участник гражданского оборота определяет самостоятельно. Учетная карточка удобна для заполнения реквизитов стороны при составлении текста договора.
Для заключения договора сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Сведения о наименовании и прочие реквизиты стороны договора не являются условиями, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, поскольку они имеют исключительно информационный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (см. например, постановление Девятого ААС от 10.02.2014 N 09АП-46620/13). На практике при изменении тех или иных реквизитов, которые содержатся в тексте договора, стороны нередко заключают дополнительное соглашение к договору. Такое оформление возможно, однако оно не является обязательным, поскольку изменение реквизитов сторон по смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ не является изменением договора, которое по общему правилу возможно только по соглашению сторон. При смене тех или иных реквизитов, например, фирменного наименования юридического лица, адреса места нахождения или реквизитов банковского счета, достаточно уведомить об этом контрагента по договору. Если сторона договора не направит такое уведомление, это может повлечь для нее неблагоприятные последствия в связи с исполнением договорных обязательств. Например, должник, не уведомленный об изменении реквизитов банковского счета, будет вносить платежи по договору лицу, не имеющему права на их получение, в связи с чем кредитор не сможет истребовать с него эти платежи и будет вынужден обратиться к их фактическому получателю с требованием о возврате неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ, см. также постановление АС Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11538/14). Порядок уведомления каждой из сторон об изменении реквизитов другой стороны целесообразно предусмотреть в договоре.
Согласно п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, договор об оказании платных медицинских услуг должен содержать перечисленные в данном пункте сведения об исполнителе, потребителе, заказчике.
Сведения о сторонах, подлежащие обязательному включению в договор о реализации туристского продукта, указаны в ст.ст. 10, 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», п. 14.1 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.
Доход, полученный гражданином от выполнения работ или оказания услуг по гражданско-правовому договору или причитающийся ему по ряду договоров, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, если такой доход выплачивает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, облагается страховыми взносами, в частности, на обязательное пенсионное страхование. В этом случае в расчете по страховым взносам, который плательщики страховых взносов обязаны представлять в налоговый орган, в числе прочих сведений должен указываться страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) (п. 7 ст. 431 НК РФ, п. 22.10 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@).
Предъявление паспорта может оказаться необходимым и в ряде других случаев. Так, согласно п. 18 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342) гражданин при заключении договора на оказание услуг телефонной связи предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Счета юридическим и физическим лицам открываются на основании заключения договоров банковского вклада (ст. 834 ГК РФ) или банковского счета (ст. 845 ГК РФ) и при условии предоставления в банк полного перечня запрашиваемых банком документов и информации (п. 1.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И). Для физических лиц обязательным, в частности, является предоставление документа, удостоверяющего личность (п. 3.1, 5.1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И).
Билет по договору воздушной перевозки пассажира оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира (п. 51 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82). Аналогичное правило установлено и для оформления проездного документа (билета) на поезд дальнего следования (п. 7 Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473).
В сфере предпринимательской деятельности просьба к потенциальным контрагентам о предоставлении определенной документации (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и др.) может быть продиктована необходимостью проявить так называемую «должную осмотрительность» и осторожность при выборе контрагента для избежания осуществления сделок с контрагентом, который нарушает свои налоговые обязательства.
Как заполнить договор купли-продажи автомобиля 2021: скачать бланк
Оформить сделку купли-продажи б/у автомобиля самостоятельно не так уж и трудно. С 2014 года заверять соглашение нотариально не нужно, законодательство не устанавливает жестких рамок требований к форме и содержанию документа. Но все-таки обратите внимание на стандартизированный образец, чтобы обезопасить себя. Следуйте предложенной инструкции, чтобы правильно заполнить договор купли-продажи автомобиля с пробегом, и смело подписывайте бумагу, без помощи юристов. В конце статьи вы можете скачать бесплатно бланк договора купли-продажи машины.
Содержание
Документы для оформления купли-продажи б/у авто
Продавец подержанного авто должен предоставить:
Новый владелец автомобиля обязан купить полис ОСАГО в течение 10 дней после подписания договора. Советуем сделать это сразу, в противном случае при возникновении ДТП вина ляжет на вас.
Как правильно оформить договор купли-продажи автомобиля
Если в отношении владельца возбуждено исполнительное производство, на машину наложат регистрационные ограничения. Вы не сможете переоформить авто на себя, пока старый собственник не погасит долги.
Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Новый владелец покупает юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты.
Если проблем не окажется, можно приступить к заполнению договора. Выглядит он так.
Предлагаем вашему вниманию краткий чек-лист:
Не забудьте в течение 10 дней поставить автомобиль на учет в ГИБДД! Если этого не сделать, бывший владелец имеет право снять машину с учета.
Типичные ошибки при заполнении договора купли-продажи
Чаще всего встречаются типичные ошибки при неправильном оформлении сделки:
Перепроверьте все данные несколько раз! Даже такие незначительные ошибки могут сделать договор купли-продажи недействительным!
В конце статьи вы можете скачать бесплатно образец договора купли-продажи. Правильно заполненный договор – подтверждение вашей собственности. Благодаря нашей инструкции по правильному оформлению сделки купли-продажи, вам останется только распечатать договор, правильно его оформить, внимательно перепроверить все пункты и поставить подпись.
Рекомендации покупателю
Обратите внимание, одни и те же ли данные указаны в паспорте продавца, ПТС и свидетельстве на авто. После подписания сделки не забудьте вписать себя как нового собственника в ПТС, указав дату покупки и номер договора.
Внимательно проверьте документы продавца:
Предлагаем вам скачать бесплатную книгу о секретах безопасной покупки автомобиля. Здесь вы найдете много полезной информации о том, как проверить и купить подержанную машину.
Как оформить договор купли-продажи автомобиля
Если вы продаете или покупаете автомобиль — это нужно оформить по закону.
Единственный способ сделать это — заключить договор купли-продажи, по которому продавец получает деньги, а покупатель — машину. После этого покупатель самостоятельно отправляется в ГИБДД ставить автомобиль на учет.
В статье я подробно расскажу о проблемах с заполнением бланка договора, которые возникают у продавцов и покупателей, и объясню, как составить договор, чтобы не потерять деньги и не ходить потом по судам.
Что вы узнаете
Что такое ДКП автомобиля
ДКП — это договор купли-продажи. Он защищает интересы продавца и покупателя автомобиля. Если его грамотно составить, во многих случаях можно избежать потери денег и судебных разбирательств.
Что говорит закон. По закону любой договор купли-продажи — это соглашение двух сторон: продавца и покупателя. По этому соглашению продавец обязуется передать покупателю автомобиль. Покупатель обязуется этот автомобиль принять и уплатить за него определенную сумму. При этом утвержденных законом образцов договора в законе нет.
Обязанности продавца и покупателя
Основных обязанностей две. Для продавца — передача автомобиля, а для покупателя — его оплата. Никто не мешает включать в договор купли-продажи дополнительные условия — главное, чтобы они устраивали обе стороны сделки. К таким условиям могут относиться:
Этот перечень не исчерпывающий, возможны и другие варианты.
После покупки новый владелец обязан зарегистрировать машину в ГИБДД. Дата заключения договора купли-продажи — это дата приобретения права собственности. От нее отсчитывается 10 дней, в течение которых покупатель может пользоваться автомобилем без государственной регистрации.
Необходимые документы
Для оформления ДКП автомобиля обычно требуются:
Это исчерпывающий перечень. Полис ОСАГО или квитанция об уплате госпошлины в момент подписания договора не требуются.
Госпошлину уплачивает покупатель уже после подписания договора, а полис ОСАГО со сменой владельца все равно перестает действовать. Наличие договора купли-продажи дает покупателю возможность оформить договор обязательного автострахования на себя.
Продавец может обратиться в свою страховую компанию и расторгнуть договор страхования в связи с продажей автомобиля. В этом случае ему вернут деньги за тот период, когда он не был собственником транспортного средства. При расторжении договора страхования он предъявит свой экземпляр ДКП автомобиля.
Чаще всего автомобиль продается вместе с государственными номерами. Если оба владельца зарегистрированы в одном регионе, то номера сохранят, если в разных — номер придется заменить. Код региона должен соответствовать регистрации по месту жительства.
Иногда госномеров на автомобиле нет вообще. Так бывает, если приобретать новый автомобиль в автосалоне. В этом случае данные о государственных номерах в договор купли-продажи не вписываются.
Еще бывает, что автомобиль продают не только без номеров, но и без документов. Сама по себе такая сделка вполне законна — на право собственности отсутствие ПТС или СТС не влияет.
А вот с постановкой на учет в ГИБДД возникнут проблемы. Тем не менее, такую схему купли-продажи часто используют. Например, при покупке ретро-автомобилей, на которых вообще не планируют выезжать на дорогу, или если автомобиль покупается как набор запчастей.
Варианты оформления купли-продажи автомобиля
Через нотариуса. Бывают сделки, нотариальное удостоверение которых обязательно. Например, сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, или договоры ренты на недвижимость. Требований нотариального удостоверения договоров купли-продажи автотранспорта в законе нет.
Запрета на нотариальное заверение тоже нет. Если продавец или покупатель хотят договор, удостоверенный подписью нотариуса, — это не запрещено. Достаточно обратиться в любую нотариальную контору, уплатить госпошлину, и договор удостоверят. Никаких очевидных преимуществ ни одной из сторон договора это не дает.
Нотариус не может требовать деньги за допуслуги. Только госпошлину Нотариус обязан проверить личность участников сделки, но они и сами могут это сделать, проверив паспорта друг друга. Еще нотариус обязан проверить дееспособность участников, но он не медик и на самом деле только проверяет по паспорту, достиг ли человек дееспособного возраста.
Через профессионального юриста. Можно обратиться в ближайшую юридическую консультацию или к знакомому юристу или адвокату.
Юрист поможет учесть все нюансы продажи конкретного автомобиля — например, наличие ограничений на совершение регистрационных действий — и грамотно вписать в договор особые условия: например, как передать деньги с рассрочкой.
Минус такого способа — услуга стоит денег. Мы рекомендуем этот вариант в случае, если у автомобиля существуют очевидные проблемы с оформлением.
Через посредников. Рядом с подразделениями ГИБДД можно увидеть различные конторы, которые за 500—1000 Р помогут заполнить договор купли-продажи. Часто оформлением занимаются студенты на подработке: просто переписывают данные из документов в готовый бланк.
Как правило, для таких контор это не основной источник дохода: они зарабатывают на автостраховках, оформляют диагностические карты, помогают с оформлением автокредитов, дают деньги под залог автомобиля. В таких конторах работники часто утверждают, что у них бланк ДКП самый правильный, но скачивают его из интернета. К ним есть смысл обращаться в том случае, если самому оформлять договор лень или надо сделать это быстро.
В ГИБДД оформить договор купли-продажи не получится. Там не оказывают такой услуги — туда обращаются для государственной регистрации автомобиля уже с готовым договором.
Самостоятельно. Можно заполнить бланк ДКП самому от руки или скачать в интернете, впечатать в него данные продавца, покупателя и автомобиля и распечатать. Это бесплатно и не запрещено законом. Главное — не терять контакты продавца. Если в ДКП будет ошибка, его всегда можно переписать и попросить продавца снова в нем расписаться.
Как оформить продажу или покупку автомобиля
Подготовка к сделке. Вы осмотрели автомобиль, его техническое состояние устроило, и вы готовы его купить. Многие считают, что на этом все проблемные моменты уже закончились, но это не так. Перед составлением договора купли-продажи внимательно проверьте документы:
Составление договора. Составить договор можно заранее, но дату на договоре и подпись продавца и покупателя ставьте только в момент заключения сделки.
Сначала читать, потом подписывать
Перед подписанием лучше перечитать ДКП и снова сверить данные с паспортами продавца и покупателя и сведениями из ПТС и СТС.
Порядок оформления ПТС. В России на текущий момент действуют два вида ПТС — бумажный и электронный.
Если ПТС бумажный, в нем должны стоять рукописные подписи продавца и покупателя. Для этого там есть специальные поля.
Заполнять что-либо, кроме подписи, в бумажном паспорте ТС продавцу и покупателю необязательно. Все остальные данные в ПТС внесут сотрудники ГИБДД при регистрации.
Самое важное — внешний вид подписей в бумажном ПТС должен совпадать с внешним видом подписей в договоре купли-продажи либо в доверенности, если автомобиль продает не собственник. В случае несовпадения сотрудник ГИБДД имеет право отказать в регистрации.
С 1 ноября 2020 года выдачу новых бумажных ПТС прекратили, а вместо них начали оформлять электронные. Такой документ хранится в виде записи в базе данных.
ГИБДД в таком случае внести какие-либо записи в электронный ПТС не может — продавец должен сделать это самостоятельно, через портал, а покупатель — подтвердить кодом, полученным по смс.
Передача денег. Порядок передачи денег в договоре прописывать не обязательно, но желательно. Многие предпочитают не касаться финансовых вопросов в ДКП, а передачу денег оформлять отдельно, расписками. Такую расписку можно оформить одну на всю сумму, а если деньги выплачиваются частями — то на каждый платеж.
Минус отдельных расписок в том, что они иногда теряются. Потом возникают вопросы, вся ли сумма была выплачена и не нарушен ли график платежей. Приходится идти в суд.
Если порядок передачи денег, сумма и срок передачи указаны в договоре — суд всегда может истребовать экземпляр ДКП из ГИБДД. Неважно, что продавец и покупатель свои экземпляры давно потеряли, — подтверждение оплаты все равно будет.
Отдельно оформленные расписки ГИБДД не примет и хранить не будет. Поэтому в случае судебных разбирательств могут возникнуть проблемы с доказательствами передачи денег.
Поэтому, если деньги выплачиваются сразу всей суммой, ее лучше указать в договоре. Дополнительные расписки в этом случае не потребуются. Если выплаты производятся частями — без расписок обойтись не получится.
Передача ключей и прохождение техосмотра. Указывать факт передачи ключей от автомобиля в договоре не обязательно, но желательно. Это означает, что прежний владелец не создает никаких препятствий в пользовании машиной.
Техосмотр в договоре купли-продажи можно не отражать. ТО оформляется не на владельца, а на автомобиль. Периодичность прохождения техосмотра не зависит от даты продажи и от условий договора.
Оформление документов на страховку б/у авто. Страхование гражданской ответственности — это обязанность нового владельца автомобиля. Полис ОСАГО оформляют после сделки и до визита в ГИБДД — иначе автомобиль не зарегистрируют. Для страховщиков ДКП это документ, по которому они определяют собственника автомобиля. ПТС и СТС в данном случае содержат данные прежнего собственника.
С подписанным договором купли-продажи разрешается управлять автомобилем без полиса ОСАГО в течение 10 дней. Водителя при этом не оштрафуют. Если владелец машины станет за это время виновником ДТП по своей вине — ущерб он будет возмещать из своего кармана. Если виновником ДТП будет другой водитель, с договором купли-продажи можно будет обратиться в страховую компанию виновника и получить выплату.
Регистрация в ГИБДД. Право собственности на автомобиль возникает с даты заключения договора купли-продажи. С этого дня дается 10 дней на регистрацию автомобиля в ГИБДД. Там сведения из договора перенесут в базу данных, и полиция будет знать, кто является владельцем, кому отправлять штрафы и с кого взыскивать ущерб за ДТП.
О том, как оформить регистрацию и что для этого нужно, мы рассказывали в статье «Как зарегистрировать автомобиль в ГИБДД».
Особенности оформления и частные случаи
Новый автомобиль. Обычно договор от имени автосалона подписывает не владелец автомобиля, а сотрудник автосалона. Поэтому потребуйте приложить к договору купли-продажи копию доверенности на подписание договоров.
Также стоит обратить внимание на срок действия такой доверенности. Если срок истек — договор можно будет оспорить.
Подпись представителя компании должна быть удостоверена печатью. В графе «продавец» в этом случае указывают данные юридического лица, продавшего автомобиль, и представителя, уполномоченного заключать договор купли-продажи.
Подержанный автомобиль уже имеет госномера — их можно вписывать в договор.
У подержанного автомобиля могут быть: большой пробег, неисправности, недостатки конструкции и следы неудачного ремонта после ДТП. Из-за этого покупатель позже может предъявить претензии продавцу. Так часто бывает: продал человек машину, а потом встречается с покупателем и выслушивает, что тут колесо спустило, тут болт открутился, да и вообще под краской — сплошная шпаклевка, а не металл. Так что неплохо бы денег добавить на ремонт.
Поэтому в договоре можно написать, что покупатель проверил техническое состояние автомобиля и претензий к нему не имеет. В этом случае, даже если у автомобиля окажутся технические недостатки, договор будет сложно оспорить в суде.
Оформление между физическими лицами. Если автомобиль продают друг другу физические лица, они выступают от имени самих себя и указывают в ДКП свои паспортные данные.
Между юридическим и физическим лицом. Кроме покупки нового автомобиля в автосалоне физические лица приобретают машины у юридических и в других случаях: работники покупают машины с пробегом у работодателя, таксисты иногда заключают с таксопарком договоры, предусматривающие возможность выкупа автомобиля.
В этом случае покупатель выступает от своего имени и указывает паспортные данные.
От имени юридического лица выступает руководитель. В ДКП при этом указывается:
Юридическое лицо заверяет договор своей печатью. Если печати нет, пишет на ее месте: «Без печати».
Оформление между юридическими лицами. В этом случае от имени продавца и от имени покупателя выступают руководители юридических лиц. В ДКП указывается:
«Иванов Иван Иванович, генеральный директор ООО „Ромашка“, действующий на основании Устава, именуемый в дальнейшем Продавец, и Петров Петр Петрович, генеральный директор ООО „Малина“, действующий на основании Устава, именуемый в дальнейшем Покупатель, заключили настоящий договор…»
В этом случае продавец и покупатель заверяют договор печатями при условии, что они есть.
Покупка автомобиля в рассрочку. В этом случае в договоре купли-продажи указывают, что стоимость транспортного средства выплачена не полностью, и прописывают порядок выплат, сроки погашения и размер ежемесячного платежа.
Также в договор следует включить условие, что продавец может отказаться от договора и потребовать возврата транспортного средства, если покупатель не платит в указанный в договоре срок. Если сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара, требовать возврата автомобиля уже нельзя — придется через суд добиваться завершения выплат.
Продажа автомобиля, доставшегося по наследству. Наследник может не регистрировать машину на свое имя в ГИБДД, а сразу ее продать. Для этого потребуется получить свидетельство о праве на наследство у нотариуса.
Продажа автомобиля, у которого несколько собственников. Такое иногда случается, например, если автомобиль достался им по наследству. В этом случае необходимо участие всех собственников, и каждый из них будет продавать свою долю автомобиля. Значит, в договоре будет указано несколько продавцов и какая доля автомобиля принадлежит каждому из них. Если этого не сделать, договор купли-продажи можно будет оспорить.
Продажа автомобиля, приобретенного в браке. В случае с супругами семейный кодекс предполагает, что продажа имущества одним из супругов происходит с согласия второго, но при этом оставляет за вторым супругом право оспорить сделку. Нотариальное согласие второго супруга по закону не требуется. Покупатель может подстраховаться: например, попросить у продавца, чтобы его супруг или супруга написали расписку на обороте договора купли-продажи о том, что не против продать автомобиль.
Примеры заполненных бланков мы привели ниже и еще сделали пустые шаблоны договоров купли-продажи автомобиля:
Их можно скачать, заполнить на компьютере и распечатать в трех экземплярах, а можно просто распечатать пустой шаблон и заполнить от руки.
Готовые шаблоны договоров не всегда повод для того, чтобы их в точности копировать. Любая сделка купли-продажи уникальна. Не бойтесь включать в договоры свои условия. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали продавца и покупателя.
Стоимость оформления ДКП автомобиля
При самостоятельном составлении договора он обойдется по цене трех листов бумаги формата А4 и шариковой ручки либо чернил в принтере.
Ошибки при заполнении договора купли-продажи
В договоре каждое слово и каждая строка имеют значение. Поэтому к его заполнению нужно относиться очень серьезно. Любая неточность может привести к потере денег или автомобиля.
Если сотрудники ГИБДД заметят неточности, несовпадение данных в договоре и в документах, несоответствие подписей, поправки и помарки, они имеют право отказать в регистрации. Чтобы найти прежнего владельца и переписать договор, придется потратить время, нервы, а иногда и деньги.
Наиболее частые ошибки в таких договорах — это опечатки. Люди путают буквы в названиях, марках, адресах, даже фамилиях. Реже могут пропустить что-нибудь в договоре: например, не указать вин-номер.
В этом случае рекомендация только одна — переписать или перепечатать договор, изменив в нем данные на правильные. После изменения его снова подписывают и после этого регистрируют автомобиль в ГИБДД.
Рекомендации продавцу
Продажа автомобиля по доверенности. Несколько лет назад, когда процедура купли-продажи была сложнее, была популярна продажа автомобиля по генеральной доверенности — когда вместо договора купли-продажи продавец просто оформлял генеральную доверенность на покупателя.
Сегодня видимых преимуществ у схемы продажи автомобиля по генеральной доверенности нет. И для продавца, и для покупателя продажа по гендоверенности несет больше рисков. Продавец остается фактическим собственником автомобиля и несет все обязанности по уплате штрафов и налогов, а покупатель не приобретает права собственности.
А еще генеральные доверенности часто использовали в сомнительных сделках с транспортными средствами — например, если у номера на кузове есть следы изменений и сложно поставить автомобиль на учет в ГИБДД.
Но простые рукописные доверенности при составлении договора купли-продажи можно использовать и сейчас. Они нужны, когда собственник не может сам присутствовать на сделке и договор от его имени подписывает другой человек. О том, как это работает, мы рассказывали в статье «Что такое доверенность на автомобиль и как она может помочь водителю».
Уплата налога после продажи. В результате продажи автомобиля собственник получает доход. С этого дохода он обязан заплатить налог. Для физических лиц налог составляет 13%, а доход индивидуальных предпринимателей и юридических лиц зависит от их системы налогообложения.
Но бывают ситуации, когда налог платить не придется или его можно уменьшить. Например, налоги не платят в случаях, если автомобиль находился в собственности более трех лет или можно воспользоваться налоговым вычетом от государства. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Налог с продажи автомобиля. Как рассчитать и уменьшить».
Как сохранить старые номера при продаже автомобиля. Иногда продавец автомобиля хочет использовать старый номер на новом автомобиле. Это возможно только при условии, что регион регистрации владельца соответствует цифровому коду на номере. Если владелец машины зарегистрирован во Владивостоке, а на госномере стоит код Москвы, сохранить его не получится.
Чтобы сохранить старый номер, пишут заявление в любом подразделении ГИБДД. Раньше номер приходилось сдавать на хранение, но теперь это делать не обязательно, достаточно самому снять его с автомобиля и хранить у себя дома. Номер будет зарезервирован за владельцем в течение года.
После приобретения нового автомобиля достаточно предъявить номер инспектору при осмотре, когда с новым автомобилем придете на регистрацию в ГИБДД.
Что делать, если приходят штрафы за проданный автомобиль. Если вы продали автомобиль, а штрафы на него приходят вам — это значит, что покупатель не зарегистрировал машину на свое имя. В результате ГИБДД и налоговая не знают, что владелец поменялся, и продолжают присылать штрафы с камер предыдущему владельцу.
Искать покупателя в этом случае нет необходимости. Достаточно обратиться в любое подразделение ГИБДД и попросить их прекратить регистрацию автомобиля. Договор купли-продажи в этом случае не потребуется, платить госпошлину тоже не нужно.
О том, как прекратить регистрацию проданного автомобиля, мы рассказывали в статье «Машина продана, а штрафы приходят».
Рекомендации покупателю
Где проверить историю автомобиля. Даже после подписания ДКП с автомобилем могут возникнуть проблемы. Например, выяснится, что автомобиль числится в угоне, и ГИБДД откажет в регистрации. Если авто находится в залоге у банка, судебные приставы могут потребовать вернуть его владельцу автомобиля. Может выясниться, что прежние владельцы накопили неуплаченные штрафы.
Гарантированного способа проверки юридической чистоты автомобиля перед покупкой нет, но покупатель может проверить автомобиль следующими способами:
Подробно о способах проверки автомобиля мы рассказывали в статьях «Как проверить автомобиль перед покупкой» и «Проверить штрафы ГИБДД».
Можно ли зарегистрировать автомобиль в другом регионе. Зарегистрировать автомобиль можно в любом регионе России. Адрес регистрации владельца в данном случае никакой роли не играет. Можно выбрать любое подразделение ГИБДД по собственному усмотрению.
Почему могут отказать в регистрации транспортного средства. Даже если договор купли-продажи составлен правильно, госпошлина за регистрацию автомобиля уплачена, полис ОСАГО оформлен, полный комплект документов предоставлен в ГИБДД, в регистрации все равно могут отказать. Основания для отказа перечислены в статье 20 ФЗ о государственной регистрации транспортных средств. К ним относятся такие случаи: